с
РАЗВИТИЕ
УДК 332.01:332.142 JEL: O1, O31, P11, P2, P3, R1
СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНОВ РОССИИ
Наталья Юрьевна Сорокина 1
1 ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет» 300012, г. Тула, пр. Ленина, 92
1 Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и менеджмента E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 18.04.2015
Одобрена: 13.05.2015
Аннотация
В статье представлены классические и современные подходы к пониманию содержания термина «устойчивое развитие»; охарактеризованы основные направления его обеспечения на национальном и региональном уровне в различные периоды новейшей истории российского государства. Показано, что устойчивым социально-экономическим развитием следует считать развитие, направленное на создание условий для достойного качества жизни населения, которое должно быть обеспечено ныне живущим и будущим поколениям. На основе анализа программных документов российского государства, посвященных проблеме обеспечения устойчивого развития регионов и страны в целом, доказано: 1. Содержание основных направлений устойчивого развития зависит от внешних и внутренних факторов, воздействующих на территориальную систему в конкретные моменты времени. 2. Государственная политика обеспечения устойчивого регионального развития должна носить стратегический характер. 3. Национальные и региональные стратегии и программы социально-экономического развития должны содержать краткосрочные меры и меры стратегического характера, обеспечивающие условия для устойчивого экономического роста региональной экономики. Представленные выводы могут быть использованы при обосновании приоритетов государственных программ пространственного развития, а также при определении состава мероприятий, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие территорий. Ключевые слова: регион, устойчивое развитие, качество жизни населения, региональная политика, сбалансированное региональное развития.
Для ссылки: Сорокина Н. Ю. Содержание и направления устойчивого социально-экономического развития регионов России//МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 2(22). С. 143-147.
Специфика современного этапа развития мировой экономики заключается в том, что страны вынуждены формировать стратегии и программы развития в условиях крайне изменчивой, порой, непредсказуемой, внешней среды. Ее существенное влияние на внутренние социально-экономические процессы приводит к росту неопределенности в динамике территориальных систем всех уровней, прежде всего, региональных и муниципальных. Сегодня становится все более очевидным тот факт, что обеспечение условий устойчивого социально-экономического развития является важной задачей, стоящей перед любой территорией - страной, регионом, муниципальным образованием.
Следует отметить, что сам термин - устойчивое развитие (от английского - «sustainable development») имеет несколько определений в зависимости от того, какая из наук об обществе его использует. В широкое употребление термин «устойчивое развитие» был введен Международной комиссией по окружающей среде (Комиссия WCED) в 1987 году. Под устойчивым понималось развитие, которое отвечает потребностям текущего поколения, не угрожая удовлетворению потребностей будущих
поколений [1]. В первоначальной трактовке устойчивость развития рассматривалась в контексте экологической проблемы: как одновременно обеспечить достижение целей экономического роста и охраны окружающей природной среды жизнедеятельности человека. Именно с позиций экологии шла речь об устойчивости развития на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ШЧСЕО), которая состоялась в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Поэтому основными направлениями устойчивого развития были признаны: поддержка устойчивого развития сельского и лесного хозяйства; стабилизация выбросов парниковых газов в атмосферу; охрана мирового генетического, видового и экосистемного разнообразия и другие.
В XXI веке содержание термина «устойчивое развитие» было существенно расширено: помимо экологических проблем к вопросам устойчивого развития стали относить проблемы социального развития, прежде всего - охрану здоровья населения; проблемы удовлетворения потребностей населения, особенно в странах с низким уровнем душевых доходов; проблему обеспечения политических прав и свобод граждан. Именно поэтому
МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 2 (22). С. 143-147
одним из базовых принципов устойчивого развития был провозглашен принцип удовлетворения потребностей человека.
В настоящее время все чаще используется термин «устойчивое социально-экономического развития» под которым понимается развитие, направленное на создание условий для достойного качества жизни населения, которое должно быть обеспечено ныне живущим и будущим поколениям. Именно эта идея провозглашена международными организациями и национальными правительствами и поддержана учеными, исследующими проблему обеспечения устойчивости развития социально-экономических систем. В частности, во Всемирной стратегии охраны природы, подготовленной Международным союзом охраны природы (IUCN) в сотрудничестве с Программой ООН по окружающей среде (UNEP) и Всемирным фондом дикой природы (WWF), устойчивым провозглашено такое развитие, которое «обеспечивает реальное улучшение качества жизни людей и в тоже время сохраняет природное разнообразие Земли» [2]. По мнению автора, устойчивое развитие представляет собой целенаправленное движение региональной системы от некого исходного состояния к перспективному, характеризующемуся более высоким качеством жизни населения и уровнем социально-экономического потенциала территории [3].
Термин «устойчивое развитие» используется в программных документах российского государства с середины 90-х гг. ХХ века. В этот период главным документом, в котором были отражены приоритеты устойчивого развития России, стала «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» 1. В ней под устойчивым развитием понималось развитие, обеспечивающее «сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей». Концепция предусматривала реализацию комплекса мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения России, решение демографических проблем, борьбу с преступностью, бедностью, улучшение структуры потребления и сокращение дифференциации в доходах населения. Одним из важных условий успешности реализации указанных мероприятий было указано создание отлаженной системы взаимодействия «центр -регионы». Устойчивое развитие территорий было провозглашено необходимым условием перехода России к устойчивому развитию (рис. 1).
ОСНОВНЫЕ ИЛИРЛВЛГНИЯ OBF.cnЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
!. Формирование регионального хозяйственного механизма, peiулнрукчдего соцкАлыт-чкоком нчвекое развитие, том числе природопользование н антропогенное воздействие Ii i С-Кружающую cpe.'iy
2. Выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территория* городов, других населенных пунктов и и Пригородных зонах, нКЛЮЧ(14 их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и блягоустройство
3. СХ-уш^гвлепие мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эиндсм налоги ческо! о благополучия
4. Развитие сельского хозяйства на ix i-cöc экологически прогрессивны* агротехпологий, адаптированных к чес <: 1" условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнен ня, а также создай не системы социальной защнты сельского населения
5. Реконструкция региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных зкоснстем
Рис. 1. Основные направления обеспечения устойчивого развития на региональном уровне в соответствии с Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.)
Устойчивое региональное развитие в Концепции рассматривалось с позиции сохранения благоприятной окружающей среды жизнедеятельности человека, социальному и экономическому аспекту обеспечения устойчивости развития уделялось второстепенное внимание. Между тем следует отметить, что по своей сути Концепция была стратегическим документом; ее реализация предполагала разработку системы программных и прогнозных документов, в частности: государственной стратегии обеспечения устойчивого развития на долгосрочную перспективу; комплекса долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих прогнозы изменений окружающей среды в результате хозяйственной деятельности; краткосрочных прогнозов и программ отраслевого, регионального и федерального уровней.
В официальных документах российского государства, опубликованных в первые годы XXI века, термин «устойчивое развитие» встречался довольно редко, хотя все они в той или иной степени затрагивали вопросы обеспечения условий для роста качества жизни населения регионов и страны в целом. Более широкое употребление получили термины «стабильное развитие», «сбалансированное развитие», «устойчивый экономический рост». В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», принятой Правительством РФ в 2008 году, сбалансированное пространственное развитие провозглашено одним из целевых ориентиров социально-экономического развития страны. Го-
1 Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». URL: http:// graph.document.kremlin.ru/page.aspx21149744 (дата обращения - 01.03.2015)
M.I.R. (Modernization. Innovation. Reseches), 2015, no. 2 (22), pp. 143-147
сударственная региональная политика, в соответствии с Концепцией, должна быть направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной
дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни 1. Достижению указанной цели должна была способствовать реализация следующих задач и направлений региональной политики государства (табл. 1).
Таблица 1
Основные направления и задачи государственной региональной политики РФ в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года (2008 г.)
Направления региональной политики
Задачи региональной политики
1. Стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе реализации их конкурентных преимуществ.
2. Координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития страны
3. Сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения регионов России
- обеспечение согласованного принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы, формированию региональных центров опережающего экономического роста
- предоставление финансовой поддержки регионам с целью обеспечения законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни в целях получения качественного образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания
- оказание финансовой поддержки регионам в целях сокращения региональной дифференциации
- развитие инфраструктурной обеспеченности территорий и создание условий для повышения конкурентоспособности экономики регионов, реше-ния вопросов социального развития, включая повышение транспортной доступности территорий
- совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях эффективного осуществления полномочий в сфере поддержания высокого стандарта качества жизни населения
Концепцией были определены три приоритетных направления устойчивого регионального развития: стимулирование экономического роста, поддержка инвестиционной деятельности бизнеса, обеспечение условий для повышения уровня и качества жизни населения. В документах, посвященных обеспечению условий для социально-экономического развития страны и регионов, изданных в последующие годы, содержание указанных направлений было конкретизировано, однако перечень приоритетов остался неизменным.
В указах Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596-606, получивших название «майских», и в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» (утвержденных 31.01.2013 г.) предусмотрены конкретные меры 2, нацеленные на обеспечение условий сбалансированного регионального развития страны в целях достижения устойчивого экономического роста (рис. 2).
Рис. 2. Основные меры в области обеспечения сбалансированного регионального развития России
в соответствии с указами Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596-606 и «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» (2013 г.)
Последним документом, в котором отражены целевые ориентиры и представлены приоритетные направления обеспечения устойчивости развития
1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/2frameH (дата обращения - 01.03.2015)
2 «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_141585/ (дата обращения - 10.03.2015)
МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 2 (22). С. 143-147
России в условиях неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, является «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», утвержденный Правительством РФ в январе 2015 года 1.
Следует отметить, что в составе его мероприятий выделены краткосрочные меры (меры антикризисного реагирования) и меры стратегического характера, обеспечивающие условия для устойчивого экономического роста (табл. 2).
Таблица 2
Мероприятия по обеспечению устойчивого развития России в соответствии с «Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году»
Оперативные меры антикризисного реагирования Создание условий для устойчивого экономического роста
- поддержка импортозамещения и экспорта несырьевых, прежде всего высокотехнологичных, товаров - продолжение реализации государственных программ, нацеленных на повышение качества систем здравоохранения и образования
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства, прежде всего, за счет снижения финансовых и административных издержек - создание необходимых условий для опе-режающего роста частных инвестиций, ускоренное и полноценное исполнение «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы, совершенствование контрольно-надзорной деятельности
- создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов в наиболее значимые сектора экономики России - эффективное применение инструментов промышленной политики, в том числе с привлечением значительных объемов прямых иностранных инвестиций
- компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми) - формирование и начало реализации Национальной технологической инициативы на основе передовых достижений российской и мировой фундаментальной науки, использования инновационной инфраструктуры страны
- снижение напряженности на рынке труда, поддержка эффективной занятости - стабилизация налоговой системы с одновременным применением мер налогового стимулирования структурных преобразований
- оптимизация бюджетных расходов, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития - продолжение модернизации и улучшение сбалансированности пенсионной системы, а также системы социальных льгот
- повышение устойчивости банковской системы, создание механизма санации проблемных организаций - радикальное повышение качества системы государственного управления и эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством
Основные выводы:
1. Под устойчивым социально-экономическим развитием следует понимать развитие, направленное на создание условий для достойного качества жизни населения, которое должно быть обеспечено ныне живущим и будущим поколениям.
2. Стратегическими приоритетами устойчивого развития России являются: стимулирование экономического роста, поддержка инвестиционной деятельности бизнеса, обеспечение условий для повышения уровня и качества жизни населения. Во всех программных документах российского государства, разработанных с середины 90-х гг. ХХ века, необходимым условием перехода страны к устойчивому развитию признается устойчивое развитие территорий.
3. В рамках указанных приоритетов определены следующие направления обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов: рост инвестиций в человеческий капитал; улучшение инвестиционного климата как условие динамичного роста частных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор региональной экономики; развитие инновационной инфраструктуры регионов; поддержка малого и среднего предпринимательства; сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения регионов; содействие повышению бюджетной обеспеченности региональных и местных бюджетов; поощрение межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.
1 Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_174635/ (дата обращения - 10.03.2015)
M.I.R. (Modernization. Innovation. Reseches), 2015, no. 2 (22), pp. 143-147
Список литературы
1. Sustainable development strategies: a resource book / compiled by Barry Dalal-Clayton and Stephen Bass of IIED. OECD & UNDP. First published in the UK and USA by Earthscan Publications Ltd., 2002. 358 с.
2. IUCN/UNEP/WWF (1980): The World Conservation Strategy: Living Resource Conservation for Sustainable Development.
International Union for Conservation of Nature (IUCN), United Nations Environment Programme (UNEP) and World Wide Fund for Nature (WWF), Gland, Switzerland.
3. Сорокина Н.Ю. Социально-экономические проблемы, препятствующие устойчивому развитию регионов РФ / Н.Ю. Сорокина // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. Вып. 5. Ч. I. Тула: изд-во ТулГУ, 2013. С. 336-343.
M.I.R. (Modernization. Innovation. Reseches)
ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)
RESECHES
CONTENTS AND DIRECTIONS STEADY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS OF RUSSIA
Natalya Yu. Sorokina
Abstract
Classical and modern approaches to understanding of the contents of the term «sustainable development» are presented in article; the main directions of its providing at national and regional level during various periods of the contemporary history of the Russian state are characterized. It is shown that as sustainable social and economic development it is necessary to consider the development directed on creation of conditions for worthy quality of life of the population which has to be provided to recent and future generations. On the basis of the analysis of the program documents of the Russian state devoted to a problem of providing a sustainable development of regions and the countries in general it is proved: 1. The maintenance of the main directions of a sustainable development depends on the external and internal factors influencing territorial system in concrete timepoints. 2. The state policy of ensuring sustainable regional development has to have strategic character. 3. National and regional strategy and programs of social and economic development have to contain the short-term measures and measures of strategic character providing conditions for sustained economic growth of regional economy. The presented conclusions can be used at justification of priorities of state programs of spatial development, and also when determining structure of the actions providing sustainable social and economic development of territories.
Keywords: region, sustainable development, quality of life of the population, regional policy balanced regional developments. Correspondence: Sorokina Natalya Yu., Tula State University (92, Lenin Prospect, Tula, 300012), Russian Federation, [email protected] Reference: Sorokina N. Yu. Contents and directions steady social and economic development of regions of Russia. M.I.R. (Modernization. Innovation. Reseches), 2015, no. 2 (22), pp. 143-147.
References
1. Sustainable development strategies: a resource book/ compiled by Barry Dalal-Clayton and Stephen Bass of IIED. OECD & UNDP. First published in the UK and USA by Earthscan Publications Ltd., 2002. - 358 c.
2. IUCN/UNEP/WWF (1980): The World Conservation Strategy: Living Resource Conservation for Sustainable Development. International Union for Conservation of Nature (IUCN), United Nations Environment Programme
(UNEP) and World Wide Fund for Nature (WWF), Gland, Switzerland.
3. Sorokina N.Yu. Sotsial'no-ekonomicheskie problemy, prepyatstvuyushchie ustoichivomu razvitiyu regionov RF [Socio-economic problems affecting the sustainable development of the regions of the Russian Federation]. Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki = Izvestija Tulskogo gosudarstvennogo universiteta (Izvestija TulGU), 2013, no. 5, part I, pp. 336-343.