сии на 2008-2010 гг. (21.06.2007) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rnk.ru/ news_5226.html).
12. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под ред. Б.Х. Алиева. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 411с.
13. Романовский, М.В. Бюджет, налого-
обложение и проблемы создания финансового рынка / М.В. Романовский. - Л.: ЛФЭИ, 1990. - 40 с.
14. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М, 2007.
- 960 с.
15. Экономический словарь. - М.: ЕВРОА-ЗИЯ, 2006. - С. 607.
T. Silvestrova. A SOCIAL COMPONET OF FAX POLICY.
The necessity of mastering tax policy on the basis of modern understanding of the category of tax, the necessity of providing the legislative base of its social part is justified in the article. And for the first time, understanding of the social mission of tax policy is defined, which allows to work out new approaches to overcoming imperfectness of tax policy in modern Russia.
СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна, родилась в 1960 г. Кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор более 40 научных трудов.
УДК 330 : 001.11
СОДЕРЖАНИЕ И ИСТИНА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Т.Я. Сильвестрова, Г.В. Калинина
Постижение смысла экономических явлений осуществляется не в одной теории, а в научно-теоретическом ряде. В этом смысле становление экономической научной теории вполне правомерно связывается прежде всего с именем доктора философских наук Адама Смита. Опираясь на понятие стоимости, он сумел придать всему комплексу экономических вопросов концептуальное единство, чего не было у всех его предшественников, в том числе у меркантилистов и физиократов. Позиция Смита относительно природы стоимости не во всем была последовательной, но это обстоятельство не меняет самого факта концептуальной проницательности шотландского мыслителя. В нашу задачу не входит анализ всей системы экономических понятий Смита, в частности, соотношения доходов, заработной платы, прибыли и ренты. Важно выделить основное достижение Смита
- выявление концептуального стержня экономической науки. Благодаря этому успеху Смит перешел рубеж, который разделяет наукообразную экономическую теорию от подлинно научной.
Смит был выдающимся экономистом и философом, поскольку ему удалось сформулировать основные теоретические подходы к оценке экономических явлений.
Однако важно заметить, определяя экономическую науку сегодня, следует верно и точно обозначить ее предмет, опираясь на междисциплинарные знания, возникающие на стыке экономической теории и философии. Такой подход составил бы современную политическую экономию и одновременно философскую методологию экономической теории. Суть последней при этом состоит в раскрытии глубинных смыслов хозяйственного бытия, что возможно лишь при условии четкой концептуальной позиции, определяющей категорию потреб -ностей, как основополагающую для экономической теории.
В этой связи важно понимать, что потребности относятся к наиболее сложным и целенаправленным системам, поведение которых подчинено достижению определенных целей. Потребности - это самоорганизующаяся система, способная в процессе функционирования видоизменять свою структуру. Для потребностей характерно наличие разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей.
Существенным аспектом раскрытия содержания понятия «потребность как система» является выделение различных видов потребностей, в зависимости от отношений,
в рамках которых включено изучение человеческих потребностей.
Современная наука требует применения различной классификации потребностей: по объекту (материальные и духовные); по содержанию (первичные и вторичные); по характеристикам (количественно и качественно оцененные); по сферам деятельности (трудовые, познавательные, общение, рекреация); по функциональной роли (доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные); по субъекту (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные).
По З. Фрейду имеются так называемые витальные и врожденные потребности, которые остаются неизменными и определяются в социально - конкретной форме.
С точки зрения гносеологии потребности можно разделить на конкретные и абстрактные. Первые ощутимы, чувственно воспринимаемы и представляют жизненно важные результаты труда человека, его практической деятельности. Вторые воспринимаются на уровне абстрактного мышления и являются продуктом человеческого мышления. Можно выделить статичные, динамичные и вероятностные потребности по временной их характеристике.
По характеру взаимоотношения человека и окружающей среды необходимо различать закрытые и открытые потребности. Хрестоматийно известное деление потребностей на разумные и неразумные. Совершенно особый класс образуют социально-экономические потребности, ибо они возникают на основе производственных отношений всегда в конкретной социально - экономической структуре общества. Использование системного подхода в изучении потребностей дает возможность раскрыть не только отдельные стороны этого объекта, но и объяснить структурные взаимосвязи с другими объектами, увидеть данное явление в целостности, многообразии и развитии. Системное изучение потребностей воспроизводит их различные грани, элементы, аспекты, обеспечивает проникновение в сущность предмета, в познание закономерностей его развития.
Использование системного подхода к изучению потребностей дает возможность изучить не только отдельные стороны этого объекта, а раскрыть его взаимосвязи с другими объектами, увидеть данное явление в целостности, многообразии, в развитии. Системное изучение потребностей воспроизводит их различные грани, элементы и аспек-
ты, обеспечивает проникновение в сущность предмета, в познание закономерностей его развития. Системный подход является одним из логико-методологических направлений гносеологии, помогает рассматривать явление со всех сторон и позволяет:
- раскрыть онтологическую и гносеологическую природу потребностей, их социально-экономический характер, социальную природу, истоки зарождения, становления, развития, изменения и исчезновения;
- выяснить роль потребностей в поступательном развитии общества, способа производства, экономического роста и воспроизводственного процесса;
- выявить основные закономерности формирования потребностей различных типов в условиях современной российской экономики.
Потребности выступают в качестве системы, состоящей из элементов.
Системный подход к анализу потребности начинается с рассмотрения её в статике, т.е. с выявления её структурных элементов. Затем выясняются её функции, функционирование. Далее изучается развитие в процессе определенной исторической последовательности.
Следовательно, можно выделить три ступени системного подхода к познанию потребностей.
На первой ступени выделяются простейшие элементы потребности, которые имеют относительную самостоятельность по отношению друг к другу. Например, деление потребностей на виды - биологические потребности, социальные потребности, духовные потребности и т. д.
На второй ступени рассматриваются функции этих потребностей, дается их характеристика с точки зрения устойчивости качественных и количественных свойств. Происходит понимание потребностей в динамике, раскрываются их специфические особенности.
На третьей ступени потребности изучаются в процессе их конкретно- исторического развития. Развитие предполагает постоянное движение, изменение, переход от одного качественного состояния к другому, более совершенному. В этом плане потребности изучаются в развитии, изменении своих свойств в зависимости от меняющейся политической и экономической ситуации. Учитывается и момент разрушения старого качества, и момент устойчивости, преемственности, сохранения положительного в старом.
Как видно, потребности можно характеризовать с трех точек зрения: структура, функционирование и развитие (история). Наиболее полное представление о потребностях дает их анализ с учетом единства и взаимодействия трех системообразующих признаков -структурных, функциональных и исторических. Надо одновременно использовать обе концепции диалектики - всеобщую связь и развитие.
Системный подход к анализу потребностей дает возможность познавать их во всем многообразии, в проявлении различных сторон, признаков и свойств. При этом надо учитывать тот факт, что в экономической и философской литературе накоплен богатый материал по той или иной признакообразующей стороне потребностей. Системный подход направлен на то, чтобы соединить этот многообразный материал в единое целое и в связи с этим составить более полное представление об изучаемом объекте.
Можно сделать вывод, что познание потребностей связано: 1) с выявлением структур -ных элементов потребности, 2) с анализом их функционирования, 3) с исследованием процессов развития. На основании этих аксиом выделяются три пути исследования потребностей: анализ составных элементов потребностей, структур но - функциональный анализ и конкретно-исторический анализ. Единство этих путей исследования определяют потребности как систему. Системный методологический подход к исследованию потребностей является эффективным и перспективным.
Выявление социальной природы потребностей требует к себе не столько гносеологического, сколько онтологического подхода. В современных научных исследованиях выделятся три аспекта понимания природы потребностей: субъективное, объективное и смешанное явление. Субъективное - это то, что находится «во мне», «в моей голове», «в моём сознании». Формой существования субъективного является мир идеального.
Потребность возможно определить и как «внутреннее избирательное отношение личности» к предметам и явлениям, вызванное объективной нуждой в обеспечении необходимого для жизни и воспроизводства состояния организма.
Потребности - это особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт» - отражение в психике человека несоответствия между
внутренними и внешними условиями деятельности. В связи с этим потребности являются побудителями активности, цель которой - устранение такого несоответствия. Это возможно путем реального насыщения потребностей, а при отсутствии таких возможностей - путем подавления или замещения данной потребности другой потребностью, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится к удовлетворению витальных потребностей, удовлетворение которых ведет к физической смерти организма.
Являясь выражением взаимосвязи объекта и субъекта, потребности обнаруживают себя в неосознанных влечениях и осознанных мотивах поведения. Человеческие потреб -ности имеют предметную направленность, которой предшествует поисковое поведение: общая, неконкретизированная потребность стимулирует поиск определенных способов и предметов её удовлетворения.
Важная особенность потребностей - их динамичный характер, изменчивость, развитие на основе уже удовлетворенных потребностей - новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. Потреб -ности личности образуют как бы иерархию, в основании которой - витальные потреб -ности, а последующие её уровни социальные потребности, высшее проявление которых -потребности в самореализации, самоутверждении, самовыражении, т. е. в творческой деятельности.
Потребности выражают отношение между желаемым и действительным, между реально достижимым и реально недостижимым.
Потребность как экономическая категория включает в себя три структурных элемента: 1) субъект (носитель потребности), 2) объект (предмет потребности) и 3) противоречие (отношение между субъектом и объектом).
Носитель потребности - это личность, индивид, группа людей, класс, общество в целом. У каждого носителя потребности имеются свои индивидуальные черты, особенности, которые отличают его от других носителей потребности. Но всех их объединяет то, что они являются теми людьми, которые хотели бы удовлетворить те или иные потребности.
Предмет потребности - это собственно та или иная потребность (биологическая, социальная, духовная и т.д.), которая являет-
ся вожделенной для носителя потребности. Без наличия предмета потребности не может быть и речи о возможности её удовлетворить. Носитель потребности остается, а предмет потребности возникает, исчезает или же изменяется. Однако это положение не относится к наиболее фундаментальным потребностям вообще - прежде всего к биологическим потребностям, которые остаются всегда необходимыми для простого поддержания жизни живого организма.
Отношения между носителем и предметом потребности, между субъектом и объектом (потребностные отношения) - это противоречие между тем, что хочется, и тем, что достижимо. Носитель и предмет потребности - это противоположные стороны, которые через отношение вступают между собой в противоречие. Отношение между потребностями (носителем и предметом) выражает противоречие между внутренней и внешней сторонами потребностей. Противоречие обнаруживает себя через взаимодействие таких противоположностей, как реальное и необходимое. Потребность выступает как обнаружение некоторых необходимых противоречий между возможным и действительным. Основанием, сущностью, содержанием потребностей является противоречие, а в качестве внешней его формы выступает неудовлетворенная потребность.
Потребности - это объективно существующие противоречия между субъектом и условиями его жизни.
Субъект и объект потребностей взаимно дополняют, предполагают и взаимно обусловлены друг другом; они составляют конкретное единство и целостность. Противоречивый характер отношений между противоположностями обусловливается уровнем и темпом развития как субъекта, так и объекта. Одна из противоположностей рано или поздно берет верх и в ней проявляется сущность, тогда как другая противоположность теряет <«значение истинной действительности».
Противоречия между субъектом и объектом постоянно разрешаются и воспроизводятся и тем самым обеспечивают движение и саморазвитие общества, его экономической сферы. Между противоположностями происходит обмен веществом, энергией, информацией. Разрешение противоречия ведет к удовлетворению потребности. Реализация потребности ведет к изменению количественных и качественных характеристик субъекта и объекта. Т. е. субъект с целью удов-
летворить свои потребности изменяет объект (окружающий мир, условия жизни человека) сообразно своим нуждам и интересам. Происходит взаимное отрицание противоположностей друг другом, противоречие поднимается на новый уровень.
В этой связи Гегель подчеркивал, что удовлетворение потребностей есть разрешение противоречия, в связи с чем возникает новое качество его сторон, что указывает на тождество и отрицание субъекта и объекта. Удовлетворение потребностей восстанавливает равновесие между субъектом и объектом. Субъект и объект подчинены определенным закономерностям, проявляющим себя через потребности, в процессе развития и реализации которых происходит и измене -ние субъекта и объекта.
Эти элементы находятся в единстве и взаимодействии. Они - неделимые императивы, которые существуют в границах определяемого понятия. Эти элементы указывают на потребность как на определенную систему.
Имеются и другие определения потреб -ностей, указывающие на то, что их авторы подходят к познанию потребностей с использованием системного метода.
Все потребности, которые имеются у человека, взаимно связаны между собой, оказывают влияние друг на друга. При изменении одной потребности могут изменяться и другие потребности. По-другому, имеются определенные закономерности формирования координации и субординации потребностей.
Система потребностей - это целостная система. В процессе развития целостная система потребностей (в отличие от сумма-тивной) обнаруживает так называемый интегральный эффект - прирост качеств и закономерностей, которые обеспечивают устойчивость системы, ее саморазвитие и самоуправление. Функциональные свойства потребностей можно отметить в деятельности человека, а интегральные свойства, которые выражают внутреннюю закономерность системы потребностей, непосредственному наблюдению недоступны.
Структура потребностей человека не находится в прямой зависимости от структуры его деятельности, ибо не все потребности удовлетворяются через потребление.
Потребности в своем развитии отличаются определенной степенью мобильности
- как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонтальная мобильность действует в рам-
ках одной и той же пространственной модели удовлетворения потребностей (например, степень удовлетворения биологической потребности - больше или меньше, т.е. в количественном отношении). Вертикальная мобильность характеризует движение вверх или вниз по удовлетворению потребностей и выражает качественную сторону этого процесса. Например, удовлетворение биологической потребности влечет за собой стремление удовлетворить социальную потребность.
Структура потребности раскрывает такие её неизменные, инвариантные свойства, как сохраняемость. Инвариантность является основой адекватного отражения сущности объекта. Соотношения, действительные для низших видов потребностей, выступают в качестве инвариантных для высших потребностей. Так, низшие потребности (в пище, воде, тепле и т. п.) остаются неизменными (сохраняются) и при переходе индивида к удовлетворению высших потребностей (в социальном престиже, науке, искусстве и т. д.). Выделение инвариантных отношений дает возможность применения структурного и системного подхода к объекту исследования и способствует построению теоретического знания.
Структурность по горизонтали отражает специфическую связь элементов потребности, а по вертикали - взаимосвязь элементов, обусловленную природой потребностей.
Наиболее значимой для научного анализа потребностей является вертикальная мобильность, с которой связано понимание организации потребности. Организация потребностей включает в себя не только инвариантные, но и вариантные (изменяющие -ся, динамичные) свойства. Инвариантные и вариантные свойства потребностей характеризуют их количественные и качественные стороны, т. е. указывает на поступательное движение в развитии потребностей.
Связи между потребностями и степенью их удовлетворения могут иметь двоякий характер. С одной стороны, связь потребностей между собой находится на уровне координации (согласованности, например, в удовлетворении биологических потребностей); с другой стороны, - на уровне субординации (так, потребности в пище у животных и у человека отличаются друг от друга по многим признакам). Для всех общественных потребностей характерна субординация.
На горизонтальной мобильности дей-
ствуют координационные связи, тогда как на вертикальной мобильности - субординационные связи. Следовательно, потребности на любом уровне отличаются своими способами организации, которые характеризуют потребности как развивающийся процесс.
Более полную информацию о потребностях можно получить в процессе использования функционального анализа, на основе которого выявляются функциональные зависимости между составными элементами потребностей, между частями и целым. Функциональный анализ ориентирует исследователя на выявление механизмов и способов воспроизводства потребностей и производства, их повторяемости и самоподдержания. Использование данного методологического принципа предполагает обращение к статистическим наблюдениям и сопоставлениям, получение так называемых динамических рядов, объяснение всех случаев отклонений от установившейся картины наблюдения. Функционализм допускает возможность временно отвлечься от динамики и развития исследуемого процесса, рассматривать его как бы в статичном состоянии с тем, чтобы подготовить для более глубокого изучения процессов изменения потребностей и производства. На основе функционализма можно изучать зависимости между различными сторонами потребностей и производства, измерять количественные и качественные изменения исследуемых явлений.
В целом под потребностью в нашей отечественной экономической литературе понимается: специфическое состояние нужды человека, группы людей, социальных слоев или общества в каких-либо материальных или духовных ценностях. Удовлетворение потребностей является конечной целью всей экономической деятельности. Потребность -это нужда, принявшая специфическую, конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивидуума.
Итак, использование лишь одного системного метода в изучении потребностей (при этом нами признается необходимость иных методов изучения данной категории) позволяет трактовать экономическую науку как систему экономических потребностей, придающую смысл поступкам людей. Речь идет, конечно же, не обо всех поступках людей, а лишь о тех из них, которые подвластны экономической науке.
Определив суть экономической науки, не мене важно ранжировать экономические
Основные экономические теории по критерию истинности
Теории и школы Годы Авторы Принципы и ценности
Меркантилизм С 1664 г. Т. Ман, Дж. Стюарт Металлические деньги
Физиократия С 1758 г. Ф. Кенэ, М. Тюрго Сельское хозяйство
Классическая экономическая теория С 1776 г. А. Смит, Д. Рикардо, Дж.С. Милль Труд как субстанция стоимости, справедливое распределение богатства
Марксизм С 1859 г. К. Маркс Отсутствие эксплуатации
Институционализм в том числе: историческая школа «старый» институционализм неоинституционализм новая институциональная экономика С середины XIX в. С 1867 г. С 1940-х гг. С 1980-х гг. Ф. Лист, Г. Шмоллер К. Маркс, Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт Р. Коуз, Дж. Стиглиц, Дж. Бьюкенен Дж. Норт, Л. Тевено Единство экономической и социальной жизни, эволюция, мотивации Государство как экономический институт, гармония бизнеса и технологии Права собственности, оптимальные контракты, трансакционные издержки. Соотносительность экономических институтов и личных интересов экономических агентов
Маржинализм в том числе: общая теория равновесия австрийская школа С 1871 г. С 1874 г. С 1871 г. У. Джевонс Л. Вальрас, В. Парето К. Менгер, Л. фон Мизес, Ф. фон Хайек Предельные полезность и производительность Равновесие как оптимальное состояние. Субъективная полезность
Теория экономического развития С 1942 г. И. Шумпетер Инновации, предпринимательская прибыль
Неоклассическая экономическая школа С 1890 г. А. Маршалл, Дж. Хикс, П. Самуэльсон Оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения потребителей
Новая классика, в том числе теория рациональных ожиданий С 1970-х гг. Дж. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент, Р. Холл Обеспечение оптимума целевых функций экономических агентов с учетом рациональных ожиданий
Кейнсианство в том числе: С 1936 г. Дж.М. Кейнс, Дж. Барро Фискальная политика государства как средство преодоления «провалов» рынка
неокейнсианство С 1960-х гг. Дж. Грей, Н. Мэнкью, А. Лейон-хуф-вуд Влияние коллективных договоров, уровня заработной платы, несовершенной конкуренции на адаптацию цен
-посткейнсианство С 1960-х гг. Р. Харрод, С. Вайнтрауб, X. Минский Контрактные соглашения и система взаимных зачетов как обеспечение успешного функционирования экономической системы в условии неопределенности
Монетаризм С 1960-х гг. М. Фридмен, К. Бруннер, А. Шварц Влияние денег на функционирование экономики
Теория экономического роста С середины XX в. Е. Домар, Р. Солоу Экономический рост
Продолжение табл.
Теории и школы Годы Авторы Принципы и ценности
Эволюционная терия С середины XX в. А. Алчиан, Р. Нелсон, С. Уинтер Инновации в условиях неопределенности
Вероятностная экономическая теория, в том числе
теория игр и экономической оптимизации С 1944 г. Дж. фон Нейман, О. Морген-штерн, Дж. Нэш Выигрышная стратегия экономического поведения
Теория ожидаемой полезности С 1947 г. Л. Сэвидж, М. Фридмен, Д. Канеман Принятие решений на основе учета объективной и субъективной вероятности
Поведенческая экономическая теория С 1947 г. Г. Саймон, Р. Зельтен Определение и реализация удовлетворительного варианта поведения в условии неполной информации
Теория экономической информации С 1961 г. К. Эрроу, Дж. Стиглер, Дж. Акерлоф Поиск информации преодоление нежелательных последствий асимметрии информации
Теория человеческого капитала С 1964 г. Г. Беккер, Т. Шульц Эффективность образования
теории по степени развития их достоинств, имея в виду, что теории обладают различными степенями истинности. Истина - это одна из центральных тем философской науки, при определении которой в экономической теории саму истину считают чем-то вторичным по отношению к статусу изучаемых явлений. Однако статус есть статус. К проблеме истины он имеет вторичное отношение, поскольку, каким бы ни был статус изучаемых явлений - природным, социальным или чисто воображаемым, он в соответствии с назначенией науки познается не иначе, как в истиной теории.
Регулятив истины нацелен на обеспечение роста научного знания. Верно, что истина изложения (равно, как и истинное умозаключение) входит в состав научно-теоретического строя. Но неверно, что любой научно -теоретический ряд состоит из истинных предложений. Критерий истины призван обеспечить совершенствование научно-теоретического строя. При определении экономической истины приходится сопоставлять эконометрические данные с содержанием предложений и умозаключений. Этот процесс неминуемо осложняется тем, что экономическая наука не может дать абсолютно точных прогнозов, тем более, что всякое экономи-
ческое теоретическое предположение все-таки носит идеологический характер.
Экономическая наука дает те прогнозы, которые она дает. Что значит дать точный прогноз? Дать тот прогноз, который доступен в пределах научно-теоретического строя. Экономическая теория обосновывается статистическими данными, а они содержат элемент неопределенности. Но само наличие статистики - это не недостаток теории, а ее сущностная черта. Во всех эмпирических науках статистике присущ элемент неопределенности. В этом отношении ситуация в физике, например, выглядит не лучше, чем в экономике. К тому же надо учесть, что существуют хорошо разработанные методики обработки статистических данных. Что касается неопределенности, то она далеко не всегда является нежелательной. Заслуживает критики та неопределенность, которая является результатом поспешных суждений и эконометрической неряшливости. Что же касается неопределенности, выступающей органичной чертой экономических ретро- и предсказаний, то она опять же имеет сущностный характер.
Установление истинности экономических суждений - это сложный, многоступенчатый процесс. Но он и возможен, и
действительно, вновь и вновь получает свою реализацию. Отнюдь не случайно в истории экономической мысли имели место кризисы, например с неоклассикой в 1970-х, с кейнсианством в 1980-х, с монетаризмом в конце 1980-х гг. Все эти кризисы явились следствием частичной фальсификации вышеупомянутых экономических теорий. Метаморфозы теорий явно свидетельствуют в пользу актуальности регулятива истинности в экономической науке.
Трактуя таким образом истинность экономической теории, историю развития экономической науки можно представить в виде следующей таблицы, данные которой лишь в первом приближении способны сориентировать исследователя экономических реалий, тем не менее определяют концептуальное поле экономической науки.
Итак, концептуальность научно-теоретического строя состояния современной экономической науки основательно прежде всего в том случае, когда, во-первых, категория потребностей воспринимается как определяющая суть экономической теории, а во-вторых, понимание истинности их кажущихся на первый взгляд альтернативных теорий образует определенного рода синтез: единое целое теории экономической науки.
Литература
1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политическая наука: новые направления. - М., 1996. - С. 69-112.
2. Альт Дж. И., Алезина А. Политическая экономия: общие проблемы // Политическая наука: новые направления. - М., 1996. - С. 625656.
3. Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - М., 1985.
4. Беккер Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение // Тпе518. Теория и история экономических и социальных систем и институтов. - М., 1993. - Вып. 1. - С. 24-40.
5. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. - М., 2004.
6. Винарчик П. Спасение идей: Й. Шумпетер и ключевые проблемы противоборствующих экономических теорий // Вопросы экономики. -2001. -№ 11. - С. 15-26.
7. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Опыт философской герменевтики. - М., 1988.
8. Замулин О. Концепция реальных экономических циклов и ее роль в эволюции макроэкономической теории // Вопросы экономики.
- 2005.
9. Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное опнимание. -М., 2001.
T. Silvestrova, G. Kalinina. A CONTENT AND TRUTH OF ECONOMIC SCIENCE.
Some basic achievements of philosophy of science are summarized in the article, absolutely innovative approach to the definition of the subject of economic theory and understanding of essence of the fundamentals of economy. The unit of economics and philosophy is proved
СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна, родилась в 1960 г. Кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор более 40 научных трудов.
КАЛИНИНА Галина Викторовна, родилась в 1960 г. Кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор кафедры экономики, управления и кооперации.