60 |
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Содержание и формы сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов*
БЕЛЯКОВА Евгения Гелиевна,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета, Тюмень
Аннотация
С опорой на авторскую концепцию смысловых механизмов профессионального самоопределения в статье раскрыты содержание и формы сопровождения данного процесса в условиях вузовской подготовки педагога. Определены способы интеграции сопровождения в учебные и внеучебные виды деятельности студентов, в процесс прохождения практики, показаны возможности современных ин-формационно-коммуникацион-ных технологий для поддержки профессионального самоопределения студентов. Обозначены требования к деятельности преподавателя-коуча, осуществляющего сопровождение профессиональной самоидентификации студентов-педагогов
Ключевые слова:
педагогическое образование, подготовка педагогов, профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, преподаватель-коуч, педагогическое сопровождение, индивидуальная образовательная траектория
Период студенчества представляет собой один из ключевых этапов вхождения в будущую профессию, а сопровождение профессионального самоопределения студентов является необходимой составляющей образовательного процесса. В то же время сравнительно немногие исследования акцентируют в профессиональном самоопределении личности его внутреннюю, индивидуально-смысловую составляющую, значимость переживания аутентичного профессионально-ориентированного опыта и становления идентичности как условия осмысленного выбора и дальнейшего саморазвития в профессии. Следует также отметить, что в условиях постиндустриального общества и индивидуализации образования профессиональное самоопределение студентов приобретает выраженно «экзистенциальный», смысловой характер, предполагая качественно новый уровень и содержание субъектной активности личности в профориентационном поле.
Целью данной статьи является обоснование содержания и форм профессионального самоопределения студентов-педагогов на основе авторской концепции смысловых механизмов профессионального самоопределения.
Разработка содержания и конкретных форм сопровождения профессионального самоопределения студентов требует понимания того, какие психолого-педагогические механизмы будут задействованы в данном процессе. Категория смысла в контексте проблем личностного и профессионального самоопределения была актуализирована в уже ставших классическими работах Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, М. Р. Гинзбурга, Д. А. Леонтьева. В современных условиях смысловые аспекты профессионального самоопределения приобретают особую актуальность. Как отмечают И. С. Сергеев, Н. Ф. Роди-чев, М. А. Сикорская-Деканова, постиндустриальный тип профессионального самоопределения характеризуется тем, что «содержанием профессионального самоопределения становится система смыслов, выступающих внутренней движущей си-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 18-013-00106.
Белякова Е. Г. Содержание и формы сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 1. — С. 60-65. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10106.
лой человека в его профессиональной деятельности» [5, с. 42]. В условиях индивидуализации высшего образования смыслообразующие характеристики индивидуальных образовательных траекторий связываются с необходимостью осмысленных выборов и проектирования студентами персонального образовательного маршрута (Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, М. В. Зиннатова, Е. В. Лебедева) [3].
В зарубежных исследованиях смысловые механизмы профессионального самоопределения изучаются в рамках феноменологического подхода, акцентирующего роль самоосмысления профессионального становления и формирования идентичности в профессии через нарративные и дискурсивные практики [6-8]. Ведущими новообразованиями профессионального развития и самоопределения выступают образ «я-профессионал», переживание аутентичного опыта профессиональной деятельности, целостность самовосприятия пути становления в профессии. Данный подход нашел применение в программах поддержки профессионального развития педагога в таких странах, как США, Австралия, Китай (Гонконг), Великобритания, Латвия, Финляндия, Швеция, Нидерланды при изучении профессионального становления педагога на разных его этапах и охватывает такие категории, как студенты профильных колледжей, педагогических вузов и университетов, практиканты-стажеры, молодые педагоги, педагоги со стажем. Анализ проанализированных нами программ позволяет выделить значимые факторы формирования профессиональной идентичности педагога: опыт самостоятельной педагогической деятельности, самоэффективность, рефлексивное отношение к профессиональному росту, поддержка педагогического сообщества, диалогическая среда, осведомленность в современных инновационных разработках и тенденциях развития сферы образования, знание объективных требований к педагогической деятельности.
Вместе с тем перечисленные выше идеи и подходы нуждаются в разработке способов их интеграции в образовательный процесс высшей школы, и настоящая статья представляет результаты такого исследования.
Для определения содержания и форм сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов использованы авторская концепция смысловых механизмов [1] и модель сопровождения профессионального самоопределения студентов — будущих педагогов [2]. Мы основывались на идее о том, что ведущими смысловыми механизмами профессионального самоопределения студентов выступают проектирование профессионального будущего и рефлексивное осмысление опыта, полученного в ходе реализации проекта своего профессионального саморазвития. Сопровождение должно обеспечить реализацию целостного цикла процесса порождения личностного смысла профессии через взаимосвязанные виды активности: проектирование профессионального будущего, реализацию проекта в реальной деятельности и рефлексивное осмысление полученного опыта. Цель сопровождения состоит в создании условий для становления студентов как осмысленных субъектов профессионального пути через освоение культурных практик конструирования профессиональной идентичности,
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
которые реализуются через нарративные и дискурсивные методы. Этапы сопровождения включают смыслоориентацию, суть которой состоит в освоении ценностно-смысловых основ педагогической деятельности, смыслоцелеполагание, реализующееся через проектирование процесса профессионального саморазвития, организационно-деятельностный этап, на котором происходит планирование способов реализации своего проекта в реальной деятельности, деятельностный этап, обеспечивающий погружение в квазипрофессиональный и профессиональный контексты и приобретение опыта решения педагогических задач, этап рефлексии, на котором освоенный опыт становится предметом осмысления, благодаря чему он «встраивается» в формирующуюся профессиональную идентичность студентов. Становление профессиональной идентичности студентов-педагогов рассматривалось как основной результат сопровождения и ведущий критерий профессионального самоопределения (Ю. П. Поваренков) [4].
Предложенная нами модель сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов прошла апробацию в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в течение января — октября 2019 года на базе Тюменского государственного университета. В исследовании приняли участие бакалавры младших курсов, магистранты педагогических направлений и преподаватели Института психологии и педагогики. Этапы сопровождения, их содержание и методическое обеспечение, формы реализации, ожидаемые результаты и способы поддержки процесса сопровождения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий отражены в таблице.
В ходе апробации модели сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов выявлены требования к деятельности преподавателя, организующего данный процесс. От преподавателя ожидаются диалогичность в общении, отсутствие формализованного педагогического взаимодействия, индивидуальный подход, доверительность общения, установка на продуктивную совместную работу. Определены ведущие задачи преподавателя: мотивирование студентов на профессиональное саморазвитие и фасилитацию данного процесса, готовность выстраивать «поддерживающие отношения». Также установлено, что специфика сопровождения профессионального самоопределения как смыслового процесса требует от преподавателя дополнительных компетенций. К ним относятся способности выполнять функции консультанта не только по профессионально-педагогическим проблемам, но и в случае затруднений, связанных с личностно-про-фессиональным ростом, а также выступать в качестве специалиста по управлению проектом, что позволяет осуществлять организацию идентификационной активности студентов. В связи с этим мы посчитали необходимым ввести термин «преподаватель-коуч», чтобы подчеркнуть особенности деятельности преподавателя в предлагаемом варианте сопровождения.
Как показало исследование, взаимосвязанные этапы сопровождения могут быть реализованы в процессе вузовской подготовки педагога,
1 /2020 | 63
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Содержание сопровождения профессионального самоопределения студентов-педагогов и формы его реализации
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
1. Смыслоориентационный этап
Содержание Погружение студентов в пространство гуманитарных смыслов педагогической деятельности, их осмысление и понимание, помощь в ориентации в смыслах и содержании педагогической деятельности, требованиях к педагогическому профессионализму, поддержка конструирования эталонного образа профессионализма
Методики Интерпретация педагогических текстов, анализ профессиональных биографий, анализ педагогического опыта
Формы Учебные курсы: «Введение в специальность», «Великие педагогические тексты», тренинг личностно-профессио-нального роста Внеучебные мероприятия: «Педагогические чтения», мастер-классы, экскурсии, посещение уроков и внеучебных мероприятий, творческие лаборатории с участием педагогов-практиков, наблюдение на конкурсах педагогического мастерства, общение с наставниками и преподавателями, ознакомление с инновационным педагогическим опытом
Результат Ориентация в гуманитарно-смысловой основе педагогической деятельности, становление ценностно-смысловой педагогической позиции, конструирование студентами субъективного эталонного образа профессионала
ИКТ-поддержка Доступ к онлайн-контенту, блоггинг
2. Этап смыслоцелеполагания
Содержание Активизация деятельности по созданию проекта своего профессионального будущего, конструированию нарративной идентичности (актуальной и потенциальной)
Методики Нарративные методики, профессиональное автобиографирование (эссе «Мое профессиональное будущее»), UfiUneo (Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова), методика самофутурирования (Н. С. Глуханюк), методика проектирования траектории личностно-профессионального роста
Формы Индивидуальные сессии с преподавателями-коучами, тренинг личностно-профессионального роста
Результат Проектирование своего профессионального пути через конструирование потенциальной идентичности (каким бы хотел стать в профессиональном будущем), значимых событий в своем профессиональном будущем
ИКТ-поддержка Блоггинг, тематические форумы
3. Организационно-деятельностный этап
Содержание Планирование способов реализации проекта становления как будущего профессионала в образовательном процессе вуза с учетом имеющихся в нем возможностей и ресурсов
Методики Технологии управления проектами, тайм-менеджмент, методики «Мотивационное письмо» и «Персональный план профессионального развития», консультирование при выборе профессиональных проб
Формы Индивидуальные сессии с преподавателями-коучами, консультации, тьюторское сопровождение
Результат План достижения спроектированной профессиональной идентичности, индивидуальная дорожная карта
ИКТ-поддержка Цифровой органайзер, методика Scrum+Kanban, платформа Trello (мобильное приложение и web-версия)
4. Деятельностный этап
Содержание Реализация идентичности в пространстве реальной деятельности, накопление практического опыта
Методики Квазипрофессиональные и профессиональные пробы, микропреподавание, имитационные методы, сбор материала для портфолио персональных достижений, консультации
Формы Учебные занятия, внеучебные педагогические проекты, практика
Результат Переживание самоэффективности в конкретных видах педагогической деятельности, рефлексия соотношения целей и достигнутых результатов саморазвития, выявление области некомпетентности для постановки новых задач
ИКТ-поддержка Цифровой рефлексивный дневник, цифровой органайзер, методика Scrum+Kanban, платформа Trello (мобильное приложение и web-версия), вебинары, онлайн-консультирование
5. Рефлексивный этап
Содержание Осмысление опыта педагогической деятельности в контексте актуальных задач, рефлексия идентичности в контексте профессионального пути
Методики Педагогическая супервизия, мини-конкурсы, решение кейсов, нарративные, рефлексивные, дискурсивные методики, профессиональное автобиографирование
Формы Учебные занятия, творческие конкурсы, раздел отчета о прохождении практики, тренинг личностно-профессио-нального роста
Результат Становление целостной картины профессионального пути
ИКТ-поддержка Цифровой сторителлинг (TILDA, iSpring, Placestories, StoryBird, Slidestory, Timeline JS, Satori, StoryMap JS и др.), блоггинг, тематические форумы, NET-сообщества педагогов
6. Новое смыслоцелеполагание
Содержание Уточнение, корректировка проекта профессионального будущего, новое целеполагание
Методики Нарративные и дискурсивные методики
формы Индивидуальные сессии с преподавателями-коучами, тренинг личностно-профессионального роста
Результат Обновленная потенциальная идентичность, актуализация потребности в ее деятельностной реализации
ИКТ-поддержка Блоггинг, тематические форумы
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
интегрированы в него через учебные и внеучебные формы, систему практик, при условии их обогащения смыслообразующими методиками и обеспечения цикличности проектирования — практикования — рефлексии. Отметим также, что использование в работе со студентами нарративных и рефлексивных методик требует развития у них соответствующих компетенций.
В ходе опытно-экспериментальной работы выявлены возможности современных информационно-коммуникационных технологий (блоггинг, сторителлинг и др.) для стимулирования смыслообразования и поддержки процесса профессиональной самоидентификации студентов, что обеспечивается их диалогичностью, условиями для разворачивания нарративной активности и профессионально-педагогического дискурса, стимулирования направленной рефлексии педагогического опыта, оперативной обратной связи и психологической поддержки.
Необходимым элементом предложенного варианта сопровождения выступает мониторинг, разработанный в соответствии с исходными теоретическими позициями и нацеленный на отслеживание изменений в сформированности основных компонентов профессионального самоопределения студентов-педагогов1. Диагностический комплекс включает методики, позволяющие оценить динамику профессиональной идентичности (опросник А. А. Озериной), уровень профессиональной самооценки (авторский вариант семантического дифференциала), изменения в дескрипторах, отражающих реализацию смысловых механизмов профессионального самоопределения, выявленных на основе контент-анализа сочинений «Мое профессиональное будущее».
На основе концепции смысловых механизмов определены содержание и оптимальные формы сопровождения профессионального самоопределения, органично вписывающиеся в процесс вузовской подготовки педагогов. Акцентированы смысловые основания профессионального самоопределения студентов, обеспечивающие осмысленный выбор траектории профессионального пути. В связи с особым содержанием сопровождения охарактеризованы условия, требующиеся для реализации заложенных в него механизмов смыслообразования. Ключевую роль мы отводим преподавателю-коучу, выполняющему несколько взаимосвязанных функций во взаимодействии со студентами.
Результаты исследования будут полезны в условиях индивидуализации образования для развития у студентов способности проектировать свой профессиональный путь, воплощать свой проект в реальность и осмыслять новый опыт, что способствует становлению их профессиональной идентичности. Перечисленные экзистенциальные компетенции являются универсальными и будут обеспечивать самодетерминацию развития не только в период вузовского обучения, но и на последующих этапах личностного и профессионального становления.
1 Результаты апробации представленной модели сопровождения профессионального самоопределения будут отражены в специальной публикации, поскольку содержат большой массив данных и требуют детального анализа. Тем не менее предварительно отметим, что результаты мониторинга позволяют сделать вывод о соответствии положительной динамики показателей профессиональной идентичности содержанию предложенного варианта сопровождения профессионального самоопределения студентов, то есть о его результативности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Литература
1. Белякова Е. Г. Проблема моделирования процесса формирования профессиональной идентичности студентов — будущих педагогов с позиций ценностно-смыслового подхода // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 5. — С. 68-73.
2. Белякова Е. Г. Сопровождение профессионального самоопределения студентов — будущих педагогов: ценностно-смысловой подход // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 4 (58). — С. 64-72.
3. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П., Зиннатова М. В., Лебедева Е. В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. — 2017. — № 1. — С.266-279.
4. Поваренков Ю. П. Психологическая структура субъекта профессионального пути // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2008. — Т. 1. — № 2. — С. 9-16.
5. Сергеев И. С., Родичев Н. Ф., Сикорская-Деканова М. А. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 4. — С. 39-50.
6. Amott P. Identification — a process of self-knowing realised within narrative practices for teacher educators during times of transition // Professional Development in Education. — 2018. — Vol. 44. — № 4. — Рр. 476-491. Available from: http:doi:10.1080/19415257.2017.1381638 (дата обращения — 03.02. 20).
7. Izadinia M. A review of research on student teachers' professional identity // British Educational Research Journal. — 2013. — Vol. 39. — № 4. — Рр. 694-713. Available from: http:doi:10.1080/01411926.2012.679614 (дата обращения: 03.02. 20).
8. Kelchtermans G. Who I am in how I teach is the message: Self-understanding, vulnerability and reflection // Teachers and Teaching. — 2009. — № 15. — Рр. 257-272. Available from: http:doi:10.1080/13540600902875332 (дата обращения: 03.02. 20).