ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА
Кластерная политика в Российской Федерации как и во всем мире носит проектный характер. Это открывает возможности и вместе с тем вводит ограничения в использование федеральных средств для кластерного развития субъектов Федерации.
Понятие «проект» в нашей стране долгое время использовалось только инженерами и техническими специалистами. Это связывалось с представлением о технической, конструкторской и сметной документации, необходимой для создания машин, оборудования, зданий, сооружений и другой технической продукции. Современное понятие «проект» и «управление проектом» используется не только инженерами, но и экономистами, финансистами, политиками, учеными, предпринимателями, социальными работниками, преподавателями и тем более руководителями организаций любой формы собственности для осуществления идей, нововведений, достижения установленных целей и получения эффективных результатов при «прозрачности» расходования всех ресурсов в процессе развития своей деятельности.
Сегодня можно говорить об изменении парадигмы (основной модели) бизнеса: его начинают рассматривать как совокупность взаимосвязанных проектов. Подобный подход полностью укладывается в представление о развитии кластера как определенной программы, развернутой в череду проектов. Это становится еще более очевидным, если учесть, что источником основного финансового результата кластера - кластерной ренты - служит координация деятельности участников, в том числе в процессе реализации совместных проектов.
Правительством РФ разработана «Концепция Кластерной политики в Российской Федерации» (2007), являющейся на сегодняшний день официальным рекомендательным документом по реализации кластерной политики в Российской Федерации. Координатором выступает Минэкономразвития РФ, который подготовил «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» (письмо от 26.12.2008 г. № 20615-АК/Д19)1 и рекомендации для отдельных субъектов Российской Федерации.2 В соответствии с «Методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» (далее - Методические рекомендации) «реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспобности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и
высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции».[7] Департаментом стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития РФ ведется «Сводная база данных по кластерам в России».3
В «Концепции Кластерной политики в РФ» (далее - Концепция) определено, что «территориально-производственные кластеры - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научноисследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг».[6]
Концепция и Методические рекомендации определяют «ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров», включая господдрежку малого предпринимательства (Правила предоставления средств федерального бюджета
1 «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» разработаны Министерством экономического развития Российской Федерации в декабре 2008 года и направлены Главам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях координации мер по реализации кластерной политики и распространения лучшей практики.
2 «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации» разработаны в 2008 году Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, Центром экономики Севера и Арктики, Государственным Университетом «Высшая школа экономики» в рамках Программы канадско-российского сотрудничества в области развития Северных территорий (ЫОКОЕР).
3 На официальном сайте Минэкономразвития РФ //
http://www.economY.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc201001081707 Вместе с тем поддержка инвестиционных проектов в субъектах РФ осуществляется по линии Департамента проектов развития экономики регионов Минэкономразвития РФ.
утверждены постановлением Правительства от 22.04.2005 №249), особых экономических зон (ФЗ «Об особых экономических зонах» от 22.07.2005 №116-ФЗ), технопарков (программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» одобрена распоряжением Правительства РФ от 10.03.2006 №328-р), проектов «промышленной сборки» (Постановление Правительства РФ от 13.12.2005 №757), наукоградов (ФЗ «О статусе наукоградов Российской Федерации» от 07.04.1999 №70-ФЗ). Кроме того, механизмы финансирования проектов развития кластеров сформированы в результате образования ряда институтов развития, включая Инвестиционный фонд РФ, госкорпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
С точки зрения ресурсного обеспечения реализации кластерной политики органов федеральной исполнительной власти могут быть использованы механизмы финансирования мероприятий за счет бюджетных средств, такие как:
- федеральная адресная инвестиционная программа и федеральные целевые программы;
- ведомственные целевые программы;
- средства, выделяемые на реализацию национальных проектов;
- средства программ развития малого предпринимательства;
- концессионные соглашения;
- средства фондов регионального развития.
Кластерное развитие заложено в «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ №1662-р от 17 ноября 2008 г. (действующая редакция от 08.08.2009). Концепцией предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.
Проектное управление и финансирование4 означает не только то, что развитие кластера носит характер реализации инвестиционного проекта и что бюджетное и внебюджетное финансирование может быть осуществлено только под конкретные проекты. Это также означает наличие организации, управляющей проектом и консолидирующей финансовые ресурсы из всех - государственных и негосударственных - источников в специальных фондах.
За рубежом существуют разнообразные агентства, фонды, грантообразующие институты, выполняющие роль таких организаций - такие как Национальное агентство планирования DATAR (Франция), Информационная система поиска и классификации кластеров CASSIS (Люксембург), Национальный совет по конкурентоспособности (США), программа кооперации LINK (Великобритания) и т.д. Они не только формируют кластерные стратегии, но и координируют проекты реализации кластерных инициатив.
В России на федеральном уровне координатором проектов выступает межведомственная рабочая группа по реализации кластерной политики, состоящая из представителей федеральных министерств и субъектов РФ под руководством заместителя министра экономического развития РФ.
Любой проект предполагает заказчика, исполнителя, источники финансирования, потребителей товаров или услуг, полученных в результате реализации проекта. По целям проект может быть некоммерческим либо коммерческим (инвестиционным). Соответственно, с финансовой точки зрения, предполагает использование механизма фандрайзинга5 либо инвестиционного механизма.
4 Проектное финансирование - разновидность инвестиционного кредита; способ кредитования проектов, при котором возврат денежных средств осуществляется за счет денежного потока, генерируемого самим проектом, то есть без привлечения на цели погашения иных источников денежных средств; обеспечением (залогом) обязательств заёмщика при проектном финансировании выступает имущество (недвижимость, оборудование и прочее) самого проекта; как правило, для проведения проектного финансирования создается специальное юридическое лицо и кредитору передаются в залог акции (доли) данного юридического лица.
5 Фандрайзинг (fundraising) обычно определяется как процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации как определённого социального проекта, так и серии проектов, объединенных одной общей идеей или же «вектором движения». В качестве доноров могут выступать корпорации, фирмы, некоммерческие фонды, государственные организации, муниципалитеты, частные лица.
Поскольку существенной чертой кластерных проектов является выстраивание новых связей, формирование координации, прежде всего необходимо определиться с тем, кто реализует проект и кто является интересантами проекта.
По мнению зам. министра экономического развития, руководителя межведомственной рабочей группы по реализации кластерной политики А. Клепача, «комплексный подход поддержки связанных между собой производств не сложился. При этом в первую очередь в создании кластеров должен быть заинтересован бизнес: ему выгодно повысить конкурентоспособность проектов за счет кластерной кооперации. Вторую роль играют региональные власти, способные катализировать формирование кластеров». Это означает, что можно вкладывать средства Инвестиционного фонда в инфраструктурные проекты - кластера не получится, если компании на данной территории живут сами по себе. Можно заниматься поддержкой малого и среднего бизнеса, но кластера не получится без их совместного использования специфических ресурсов и кооперации в конкурентной борьбе на внешних рынках. Можно строить новую «кремниевую долину» в Сколково, но кластера не получится, пока не сформируется инновационная среда, среда взаимодействия участников.
Как отмечалось на конференции «Точки роста экономики Большого Урала» в Екатеринбурге в ноябре 2009 года, «полноценные кластеры в регионах появятся, когда власть и бизнес смогут прийти к общему мнению о том, что это такое и как оно должно работать. Разработчикам программ господдержки следовало бы отталкиваться не от собственных представлений о том, как должен функционировать кластер, а от реальных потребностей предпринимателей».[3] Поэтому кластерной политики не бывает без кластерной инициативы, потому как главный финансовый результат промышленно-территориального кластера - кластерную ренту - возможно получить только на основе особого характера взаимодействий между участниками, соответствующего их потребностям.
По международному опыту в зависимости от акцентирования кластерной политики возможны подходы, формирующие «треугольник»: отраслевая (технологическая) направленность в рамках промышленной политики; территориальная направленность (взаимодействие бизнеса, научных и образовательных институтов и более широкого бизнес-окружения, включая инфраструктуру); направленность на поддержку малого и среднего бизнеса. Поскольку фокусом кластерной политики является самоукрепление бизнес-сетей, децентрализация управления преобладает над централизацией.[4]
Действительно, одним из принципов формирования финансового механизма, определяющего структуру кластерного развития, является принцип сочетания отраслевых и территориальных каналов производства и распределения кластерной ренты. Очевидна важность развития малого и среднего бизнеса для функционирования кластера. Однако поскольку сочетание кластерной политики и кластерной инициативы подразумевает особый характер взаимодействий между участниками, соответствующий их потребностям, необходимо конкретное представление состава участников и распределения ролей в кластерных проектах.
Кластерную политику и кластерную инициативу участники промышленно-территориального кластера рассматривают как инструмент достижения собственных целей:
1. Федеральные органы власти обладают бюджетными и внебюджетными финансовыми ресурсами, возможностью применить «госплечо» в реализации проектов, но не имеют инфраструктуры реализации кластерной политики. Им не на кого в ней опереться, не считая губернаторов и госкорпораций;
2. Органы власти субъектов Федерации заинтересованы в развитии кластера, который мультиплицирует эффект государственных расходов на реализации стратегии развития региона, но не облада.т необходимыми финансовыми ресурсами и испытывают скептицизм со стороны бизнеса;
3. Корпоративный бизнес заинтересован в повышении конкурентоспособности, в том числе вследствие развития инфраструктуры, благоприятной деловой и инвестиционной среды. Но он не имеет доверия в бескорыстие поддержки, в способность власти использовать административный ресурс на пользу, а не во вред бизнесу, а потому руководствуется принципом «лишь бы не мешали»;
4. Стратегический инвестор, отечественный либо иностранный, заинтересован в использовании специальных ресурсов региона, но сдерживается отсутствием тех или иных элементов его инвестиционной привлекательности;
5. Муниципалитеты заинтересованы в создании экономической базы для реализации стратегии повышения качества жизни населения, но сдерживаются отсутствием средств для развития инфраструктуры, привлекающей бизнес;
6. Университеты и исследовательские центры заинтересованы в коммерциализации результатов деятельности, но сталкиваются с ограничениями спроса со стороны бизнеса;
7. Малый и средний бизнес заинтересован в самосохранении и развитии и рассматривает крупный бизнес не столько как источник новых возможностей, сколько генератор угроз;
8. Финансовые организации заинтересованы в снижении рисков, расширении рынка оказываемых услуг, ускорении оборота капитала, но не готовы инвестировать в аморфную «сеть», синергический эффект которой неоднозначен с точки зрения коммерческого результата;
9. Иные участники промышленно-территориального кластера могут формировать как центростремительные, так и центробежные силы кластерного развития.
Соответственно, для координации деятельности блок управления кластером должен включать представителей всех ключевых участников, заинтересованных в финансовых и иных результатах - от департаментов правительства субъекта РФ, вертикально интегрированных компаний, муниципалитетов, научных и образовательных центров, ассоциаций участников цепей добавленной стоимости, кредитно-финансовых и торговых организаций, некоммерческих организаций, стратегических инвесторов, федеральных органов власти и органов власти иных субъектов Федерации, вовлеченных в развитие данного кластера и т.д.
Кроме того, необходимы институты сотрудничества как «формальные и неформальные агенты, которые разжигают интерес в кластерной инициативе среди вовлеченных агентов».[1, стр. 8] В мировой практике существует нескольких форм институтов, способных эффективно выполнять функции по построению и развитию сетевых структур. К ним относятся:
- центры экспертизы (Финляндия), центры превосходства (США);
- консалтинговые, маркетингово-аналитические и брендинговые компании - Economic Competitiveness Group (США), Центр маркетингово-аналитических исследований (Казахстан), Bauman Innovation, «ПРО-Инвест Консалтинг» (Россия);
- институты и агентства входящие в кластерные инициативы - Мюнхенский технический университет (TU Munchen), агентство Bayern Innovativ GmbH (Бавария), консалтинговый центр «Приоритет» (Россия).[2, стр. 10]
Проектная форма управления и финансирования предполагает лидерство. В зависимости от акцентов в сочетании кластерной политики и кластерной инициативы (развитие «сверху» и «снизу») актуальными становятся технология фасилитации и лидеры-фасилитаторы,6 готовые не только оформить саму идею создания кластера, но и осуществить ее на практике. Фасилитаторы могут иметь разную форму коммерческих и некоммерческих организаций и использовать различные формы финансовой деятельности - от инвестиционного проектирования до фандрайзинга.
Возможно, именно отсутствие фасилитации не позволяет объединить кластерную политику с кластерной инициативой, а, следовательно, привлечь к сотрудничеству региональные и местные администрации, малый, средний и корпоративный бизнес, финансовые и торговые организации, научно-экспертное сообщество, различные ассоциации, фонды и другие некоммерческие организации.
На примере инвестиционного кластерного проекта посмотрим на возможность объединения усилий разноплановых участников.
Имеются как минимум три участника такого проекта: предприятия, выступающие с кластерной инициативой; орган власти, реализующий кластерную политику; государственный или частный (отечественный либо иностранный) инвестор, заинтересованный в специфическом вложении капитала. Каждый из участников выполняет в рамках проекта выделенные ему функции, преследуя при этом собственные интересы (Таблица 1).
Рассмотрим соотношение интересов основных участников инвестиционного кластерного проекта, реализуемого в г. Обнинске Калужской области, называемого экспертами одним из наиболее показательных примеров формирования промышленных кластеров.[8, 9]
Регион активно реализует программу по строительству на своей территории технопарков, в том числе на базе Обнинского государственного технического университета атомной энергетики и Медицинского радиологического научного центра РАМН. Данные проекты включают создание универсальной территории для внедрения инновационных проектов, разработки новых полимерных и композитных материалов, нанотехнологий и т.д., а также развитие инфраструктуры, связанной с биотехнологиями, на базе существующих НИИ.
6 От англ. «facilitate» - облегчать, помогать. В управлении фасилитация - это технология групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей, решение вопросов повышенной сложности и важности.
Таблица 1
Соотношение интересов основных участников инвестиционного кластерного проекта
Уровень потребностей Интересы
предприятий инвестора органов власти
Располагают Ресурсами Финансовыми ресурсами и инструментами Ресурсами, влиянием
1. Потребность в ресурсах Обеспечение финансовыми ресурсами инвестиционной и производственной деятельности. Расширение круга клиентов, аккумулирование денежных потоков предприятий Рост местных и региональных налогов. Финансирование социальных программ
2. Потребность в снижении рисков (безопасность инвестиций, ликвидность) Развитие инфраструктуры: инвестиционной, консалтинговой, информационной Получение гарантий возврата инвестиций Повышение социальной защищенности населения. Уменьшение безработицы. Повышение доходов населения.
3. Потребность в доходах, повышении эффективности деятельности Повышение рентабельности (общей, активов, инвестиций). Ускорение оборачиваемости средств. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов Социальная, экологическая и экономическая эффективность проектов
4. Потребность в сохранении и увеличении конкурентных преимуществ Увеличение рыночной доли, престиж марки и его укрепление, рост номенклатуры товаров, профессионализм сотрудников выше среднего, ценовые преимущества, высокое качество продукции, эффект масштаба и др. Повышение репутации инвестора, увеличение капитальной базы. Развитие транспортной, производственной, социально-бытовой инфраструктуры, повышение уровня жизни населения
5. Потребность в реализации стратегии Реализация инновационных проектов, внедрение результатов НИОКР и др. Завоевание новых перспективных сегментов и ниш, расширение географии финансовой деятельности, получение доминирующего статуса. Уменьшение дисперсии доходов различных групп населения, повышение качества жизни, комплексное социальноэкономическое развитие территории
Основными участниками проекта являются:
- предприятия, желающие разместить свои производства в технопарках. Это преимущественно российские предприятия, работающие в области 1Т и биотехнологии, одна швейцарская компания и одно французско-русское предприятие. Эти компании выступают в роли инвесторов проекта.
- муниципальные власти Обнинска, заинтересованные в развитии производственной, социально-бытовой инфраструктуры, повышении уровня жизни населения и в конечном итоге выводе района из числа дотационных. На создание технопарков из бюджетов различных уровней выделено 3,5 млрд. руб.
- академическая среда, которая получит законченный цикл от генерации знаний до создания коммерческого продукта.
Таким образом, реализация проекта обеспечит взаимодействие между субъектами, преследующих собственные интересы, что станет источником мощной синергии от согласованной деятельности участников кластера.
Список литературы:
1. Вардапетян В.В. Организационно-экономические факторы развития кластеров в России. Автореф. дисс. на соискан. учен. степени кандидата экон. наук. - М.: ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации», 2010.
2. Евтюхин, Д.В. Совершенствование механизма развития промышленных кластеров в России [Текст]: автореф. дисс. на соискан. учен. степени кандидата экон. наук.: 08.00.05 / Д.В. Евтюхин -Москва: Московская академия экономики и права, 2008. - 24 с.
3. Коваленко А. Параллели не пересекаются // Эксперт-Урал. №45 (339). 23 ноября 2009 г. //http://www.expert.ru/printissues/ural/2009/45/paralleli пе рсгсзскауі^уа/
4. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеева Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров /Институт региональных инновационных систем (Санкт-Петербург). Дата публикации: 16 января 2009 г.// http://politanaliz.ru/articles 695.html
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.
6. Концепция Кластерной политики в Российской Федерации. МЭР, 2007.
7. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (МЭР, письмо от 26.12.2008 г. № 20615-АК/Д19).
8. Сергеев А. Доходное место: кластеры научной мысли // Ведомости [Сетевой ресурс] http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2007/04/23/124635
9. Сеть компетентности // http://newsreda.ru/?p=224.