10. Miloenko E.V. Sotsial'naya infrastruktura: standarty i normativy [Social Infrastructure: Standards and Norms]. Innovatsionnaya nauka [Innovative Science], 2015, no. 9, pp. 179-180. (In Russ.).
11. Piotrovskiy M.B. I v zakonodatel'stve dolzhna byt' emotsiya [And the legislation should have an emotion]. Vzglyad iz Ermitazha: stat'i i interv'yu dlya gazety «Sankt-Peterburgskie vedomosti» (2005-2009) [View from the Hermitage: articles and interviews for the newspaper "St. Petersburg Vedomost" (2005-2009)]. St. Petersburg, Slaviya Publ.,
2009, pp. 166-170. (In Russ.).
12. Polyakov E.V. Kul'turno-obrazovatel'nyy proekt v prepodavanii istoricheskogo kraevedeniya kak sredstvo razviti-ya tsennostnykh orientatsiy shkol'nikov [Cultural-educational project in the teaching of historical study of local lore as a means of developing value orientations of schoolchildren]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta im. V.P. Astafyeva [Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev],
2016, no. 1 (35), pp. 205-211. (In Russ.).
13. Rikkert G. Nauki o prirode i nauki o kul'ture [Science about nature and the science of culture]. Moscow, Respublika Publ., 1998. 412 p. (In Russ.).
14. Svedeniya ob obrazovatel'nykh organizatsiyakh Kemerovskoy oblasti [Information about the educational organizations of the Kemerovo region]. Departament obrazovaniya i nauki Kemerovskoy oblasti [Department of Education and Science of the Kemerovo Region]. (In Russ.). Available at: http://xn--42-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/documents/ stat/ (accessed 21.11.2017).
15. Flier A.Y. Sistemnoe obosnovanie teorii kul'tury [Systemic justification of the theory of culture]. Vestnik Moskov-skogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts],
2017, no. 3 (77) (May-June), pp. 10-18. (In Russ.).
16. Sharkovskaya N.V. Sotsiokul'turnye instituty - deyatel'nostnaya osnova sotsial'no-kul'turnoy aktivnosti lichnosti [Sotsiokulturnye institutes - the activity basis of socio-cultural activity of personality]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Bulletin of Tambov University. Series: The humanities], 2008, no. 10 (66), pp. 257-261. (In Russ.).
17. Yudin E.G. Metodologiya nauki. Sistemnost'. Deyatel'nost' [Methodology of science. Systematic. Activity]. Moscow, Editorial URSS Publ., 1997. 440 p. (In Russ.).
18. Bouchard C., Cantin G., Charron A., Crépeau H. & Lemire J. (2017). Quality of Interactions in Half-Day Pre-Kinder-gartens in Quebec. Canadian journal of education, 40:3, 273-301. (In Engl.).
19. Driscoll D.P Commitment and Common Sense: Leading Education Reform in Massachusetts. Harvard Education Press, 2017. 256 p. (In Engl.).
20. Garrison B. Travel as a teaching approach for new media skills and writing courses. Asia Pacific Media Educator,
2010, 20, 123-136. (In Engl.).
21. Veloso G.M. Representares sobre o Canto e o Ensino da Música: entre a socializado, a arte e a interpretado do texto (1920-1930). Cadernos de História da Educagao. 2017, 16:2, 434-450, doi: 10.14393/che-v16n2-2017-7. (In Portuguese).
УДК 378
ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЙ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» И «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» В УЧРЕЖДЕНИЯX ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ФГОС ВО
Коробейников Василий Николаевич, доцент, заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: vasiliykorobeinikoif@yandex.ru
Миненко Людмила Владимировна, кандидат культурологии, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: minenko-ludmila@mail.ru
В статье рассматриваются проблемы, связанные с трудоустройством выпускников (бакалавров) в учреждения дополнительного образования. Постоянно меняющиеся федеральные стандарты не приносят, по существу, ничего нового. Сегодня специальность, полученная в вузе, подменяется направлением подготовки, что осложняет трудоустройство выпускников. В условиях бакалавриата ни одна рабочая программа дисциплины по профилю подготовки, даже самая совершенная и освоенная студентами, не дает им права по окончании учебы работать в детских центрах творчества педагогами дополнительного образования, хотя потребность в таких специалистах есть. В условиях небольшого города, где нет керамических заводов, серьезных мастерских, трудоустройство возможно только в художественных школах. Но без педагогической составляющей (с правом преподавания) выпускников не берут, между тем как в федеральном стандарте прописана педагогическая деятельность, в которой бакалавр должен уметь самостоятельно разрабатывать учебные программы, практические и лекционные занятия, выполнять методическую работу. Поэтому крайне необходимо найти и испытать педагогическую концепцию синтеза педагогических и профессиональных дисциплин и методов преподавания -в контексте конкретной профессиональной направленности.
Необходимо вернуть в новом государственном стандарте по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», формулировку «Преподаватель декоративно-прикладного искусства и народных промыслов», а в государственном стандарте в направлении подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества», - формулировку «Руководитель, преподаватель студии декоративно-прикладного творчества».
Большинство будущих бакалавров - это выпускники организаций среднего профессионального образования (педагогический колледж, художественный колледж), уже имеющие профессиональную подготовку и стремящиеся повысить свой образовательный уровень. И этот выбор следующей, более высокой ступени образования не случаен, а закономерен. Ни один педагогический вуз не обеспечит необходимого качества специализированной профессиональной подготовки бакалавров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, народной художественной культуры. Поэтому, если ФГОС ВО дает право вузам культуры содержательно обеспечивать готовность выпускников к педагогической (преподавательской) деятельности, дополняя перечень профессиональных компетенций с учетом профессиональной направленности образовательных программ, то логичным является и возможность присвоения квалификации «преподаватель» в результате освоения основной профессиональной образовательной программы в соответствии с новым ФГОС ВО.
Ключевые слова: культура, образование, бакалавр, трудоустройство, художественные школы, стандарты, педагогические дисциплины, художественная концепция.
BACHELORS' EMPLOYMENT PROSPECTS OF DIRECTIONS "DECORATIVE AND APPLIED ARTS" AND "FOLK ART CREATIVITY" TO INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION IN CONNECTION WITH THE INTRODUCTION OF THE NEW HE FSES
Korobeynikov Vasiliy Nikolaevich, Associate Professor, Decorative and Applied Art Department Chair, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: vasiliykorobeinikoff@ yandex.ru
Minenko Lyudmila Vladimirovna, PhD in Culturology, Associate Professor of Decorative and Applied Art Department, Kemerovo State University of Culture, (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: minenko-ludmila@mail.ru
This article discusses the issues that Bachelor graduates face when they start looking for a job in additional education institutions. Earlier, the graduates used to get a specialty, which now is substituted terminologically
for professional profile, thus complicating the process of searching for a job. The Bachelor academic curriculum does not infer having an opportunity to work at the children's additional education centers. However, there is a great demand for such employees. In a small town where there are no ceramic plants or serious workshops, a graduate can be employed only at art schools. Therefore, we urgently have to find and test a new approach combining the pedagogical and professional subjects, and teaching methods for the needs of a certain professional profile.
It is vitally important to return to the original version of the state standards for 54.03.02 "Decorative and Applied Arts and Crafts" professional profile which is described by the qualification "Decorative Arts and Crafts Teacher." We also need to return to the original version of the state standards for 51.03.02 "Folk Art Culture" professional profile "Running a Decorative Art and Crafts Studio" which described the qualification received as "Decorative Arts and Crafts Studio Teacher/Leader."
The majority of the future Bachelors are tertiary colleges graduates. Their choice of the next higher level is not accidental, on the contrary, it is natural. There are no Pedagogical Universities that could provide the necessary quality of specialized training for Decorative and Applied Arts and Crafts Bachelors and Folk Art Culture Bachelors. Therefore, it should be logical to provide an opportunity to give the graduates a qualification of a teacher as a result of completing basic professional education curriculum in compliance with the new HE FSES.
Keywords: culture, education, bachelor, employment, art schools, standards, pedagogical subjects, art concept.
В актуализированные ФГОС ВО не вносилось изменений, которые повлекли бы за собой существенную переработку основных образовательных программ, особенно в части общекультурных (универсальных) компетенций. Вместе с тем актуализированные ФГОС предоставляют большую свободу в части содержания образовательных программ и технологий. В этой связи в образовательном процессе произошел ряд изменений. Во-первых, при разработке и реализации программы бакалавриата образовательная организация ориентируется на конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. Программа бакалавриата формируется образовательной организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы. В этой связи можно говорить о двух видах программ: ориентированных на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные); ориентированных на прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные). Таким образом, появился прикладной и академический бакалавриат и, как следствие, проис-
ходит разделение на академические и практико-ориентированные образовательные программы. В целом, повышение практической ориентированности образовательных программ является одним из значимых трендов развития российского образования. Это позволит наиболее эффективно сочетать сильные стороны российского образования - хорошую теоретическую подготовку в вузах и наличие хорошо подготовленных баз практики и связей с производственными предприятиями образовательных организаций СПО и другими организациями.
Если говорить об академических образовательных программах (академическом бакалавриате), то на первый план выходит задача повышения качества образовательного процесса и оптимизация затрат на реализацию образовательных программ. В качестве второго новшества стоит отметить, что главными целевыми установками в реализации ФГОС ВО третьего поколения являются компетенции, полученные студентами в ходе обучения, при этом под термином «компетенция» понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Кроме того, в понятие «компетенция» в качестве составной части входит и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе)
и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели - когда выпускник способен самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи (а в идеале и ставить новые).
Вообще, компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям. Модернизированные стандарты изменяют структуру компетенций: а) помимо общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) добавились общепрофессиональные компетенции (ОПК), б) ОК по ФГОС 3+ носят универсальный характер для всех направлений подготовки соответствующего уровня (например, для бакалавриата представлено всего 9 общекультурных компетенций), в) в основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) по ФГОС 3+ включаются все общекультурные компетенции (ОК) и общепрофессиональные компетенции (ОПК), предусмотренные стандартом. Профессиональные компетенции (ПК) включаются в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована ОПОП в зависимости от профиля направленности программы. Вузам дано право дополнить список ПК с учетом ориентации программ на конкретные области знаний и (или) вид(ы) деятельности.
Нельзя не отметить, что сегодня специальность, полученная в вузе, подменяется направлением подготовки, что осложняет трудоустройство выпускников. Возможность стать полноценным специалистом в области декоративно-прикладного искусства по завершении вуза предоставляет лишь магистратура, в которой, в силу различных причин, учится значительно меньшее выпускников-бакалавров (отсутствие бюджетных мест, недостаточные финансовые ресурсы для продолжения учебы, семейное положение и т. д.) В условиях бакалавриата ни одна из рабочих программ дисциплины по профилю подготовки, освоенная студентами, не дает права выпускникам по окончании учебы работать в детских центрах творчества педагогами дополнительного образования, хотя потребность в этом имеется.
По данным опросов, основная масса выпускников хотела бы трудоустроиться именно в такого рода учреждениях. В то же время условия небольшого города, где отсутствуют керамические предприятия, серьезные художественные мастерские, подготовка бакалавров декоративно-прикладного искусства предполагает их дальнейшее трудоустройство именно в художественные школы (центры дополнительного образования), в которые без квалификации «преподаватель», «педагог», дающей право преподавания, трудоустроиться невозможно. Между тем федеральным стандартом предполагается освоение педагогической деятельности (в ходе практических и лекционных занятий), включающей умение бакалавров самостоятельно разрабатывать учебные программы, выполнять методическую работу и т. д. [5, с. 4] Однако даже наличие степени магистра не дает права преподавания в детских центрах дополнительного образования. Для этого, обучаясь в вузе и оплатив центру дополнительного образования за обучение, необходимо пройти педагогическую подготовку, лишь при наличии которой выпускников могут принять в качестве педагогов, что в настоящее время и практикуется.
В целом, однако, сохраняется следующее противоречие: талантливые выпускники бакалавриата не могут работать по профилю подготовки, хотя желание работать с детьми есть, а трудоустраиваются они там, где имеются рабочие места - то есть не по полученной специальности (торговля в киосках и магазинах, сфера услуг -там, где пока еще не утверждены профессиональные стандарты). При этом растрачивается творческая составляющая будущей жизни, также как затраченные государством на обучение бакалавров финансовые средства.
Согласно «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» от 29 декабря 2014 года № 2765-р Федеральным государственным стандартам предоставляется значительная свобода в части образовательных программ и технологий. В ней говорится о том, что программа бакалавриата может формироваться в зависимости от видов учебной деятельности, то есть в двух видах программ:
- ориентированных на научно-исследовательский и педагогический вид профессиональной деятельности как основной;
- ориентированных на практико-ориентиро-ванный, прикладной вид профессиональной деятельности как основной.
Наиболее важными компетенциями, формируемыми в процессе освоения дисциплин направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», являются следующие:
- на основе разного рода заказов быть способным разрабатывать художественные проекты, учитывая объективные и субъективные факторы: средовые, эстетические, экономические, технические и др.;
- развивать способность к саморазвитию, обучению современным методам исследования, стремление к осознанию и изучению научного фактора профессиональной деятельности;
- способность составить научное обоснование своего проекта; вывести на промышленную стадию проектную идею;
- способность нестандартно и креативно мыслить;
- способность к творческому поиску и эксперименту;
- способность брать ответственность за качество выполнения изделий декоративно-прикладного искусства;
- способность ставить и решать профессиональные задачи, работать в коллективе.
Перечисленные компетенции говорят больше о прикладном бакалавриате. А как же педагогическая деятельность, на которую ориентированы студенты изначально? Практика показывает, что проблема кроется в некоторой обособленности педагогических дисциплин от логического структурирования учебного плана данного направления подготовки. Наши выпускники пытаются трудоустроиться именно в образовательных учреждениях. Поэтому ведущей деятельностью студентов должна являться учебно-познавательная деятельность с ориентацией на профессиональную педагогическую деятельность. Познавательные интересы студентов должны находить свое применение в сфере конкретных видов этой деятельности. Виды педагогической деятельности становились бы формами профессиональной подготовки, у студента при их выполнении проявлялось бы осознание их профессиональной значимости.
В отечественной художественной педагогике вопросы методики преподавания художествен-
ных дисциплин первоначально рассматривали художники-педагоги: И. Э. Грабарь, А. А. Дей-нека, Б. В. Иогансон, К. И. Истомин, Д. Н. Кардовский, П. П. Кончаловский, В. А. Фаворский, П. П. Чистяков. В их теоретических трудах практика работы над художественным произведением перерабатывалась в рекомендации по методике обучения рисунку, живописи и композиции. Эти работы стали фундаментом отечественной художественной педагогики, создали основу для дальнейшей разработки теории и методики обучения специальным художественным дисциплинам. Проблему методики начального специального художественного образования в разные годы разрабатывали А. О. Барщ, Г. В. Беда, А. В. Бенедский, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов, В. С. Щербаков. Изучение процесса обучения изобразительной деятельности детей и подростков, получающих специальное художественное образование, обусловило разработку проблемы детской одаренности в области изобразительного искусства (Н. В. Гросул, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков, В. Штерн) и диагностики выявления одаренности на ранних этапах обучения изобразительному искусству (В. В. Клименко, Г. Ревеч).
Изучение художественно-педагогического наследия, теоретических и программных материалов позволяет обосновать содержание и последовательность процесса обучения, сути происходящих изменений в академической системе обучения. Историко-педагогический анализ традиционных методов преподавания, составляющих основу русской художественной школы, позволил выделить из истории художественного образования традиционные направления, имеющие основополагающее значение в получении начального академического художественного образования.
Думается, что положение дел может исправить психолого-педагогический цикл, включенный непосредственно в методику преподавания профессиональных дисциплин, таких как «Живопись», «Рисунок», «Композиция», «Проектирование». Например, ввести специальные курсы «Психологические аспекты в преподавании живописи, композиции» и т. д. или «Возрастные особенности детей в художественном творчестве», «Роль детского темперамента в декоративном творчестве», а не просто общая характеристика темперамента.
Преподавание художественных дисциплин требует и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии и понимания закономерностей методики организации учебно-воспитательного процесса, и умение творчески использовать все эти знания в практике преподавания. Преподавание изобразительного искусства требует методик обучения, отвечающим основным принципам дидактики. Как бы ни строилась концепция или авторская программа, какие бы методы не использовались в процессе обучения, учащиеся должны усвоить знания, умения и навыки в единой последовательной системе [5, с. 5].
Таким образом, проблема совершенствования системы методической подготовки студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в вузе культуры, исходя из имеющихся концептуальных, психологических, педагогических (прежде всего, дидактических) и методических оснований требует оптимального решения. Дисциплина «Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и народных промыслов» читается на последнем курсе. Она имеет много точек соприкосновения с вышеназванными курсами, читаемыми в начале обучения, теорию которых студенты успели забыть. На последнем курсе обучаемые слушают, как в первый раз: что такое процесс обучения; требования к личности педагога; методы, средства обучения и др. Это происходит, потому что курс «Педагогика» ориентирован на педагога общеобразовательной, а не художественной школы или центра творчества для детей и молодежи. Так, например, тема «Урок как основная форма обучения в школе» существенно отличается от урока декоративно-прикладного искусства по своей структуре. Подобным образом обстоит дело и с такими разделами программы по курсу «Педагогика», как «Профессиональные требования к личности педагога», «Методы и приемы в обучении», «Учебная программа -основной документ учебной деятельности» и др. Студенты не мотивированы работать в общеобразовательной школе, поэтому изучают курс лишь для того, чтобы сдать экзамен, затем благополучно забыть услышанное от педагога. Учебная программа любого учреждения дополнительного образования имеет совершенно иную структуру, чем общеобразовательная школьная программа.
Умение составлять такую программу заложено в разделе образовательного стандарта «Педагогическая деятельность».
Еще более парадоксальна картина с направлением подготовки «Народная художественная культура», по профилю подготовки «Руководство студией декоративно-прикладного творчества». Сам профиль говорит о руководителе педагогического коллектива, но выпускник вуза не имеет права стать им без переподготовки, что особенно касается студентов-заочников, имеющих педагогический опыт работы в детских творческих коллективах, и порой этот опыт может быть использован педагогами вуза.
Педагогический процесс в сфере декоративно-прикладного искусства будет более плодотворным, если будет основан на историческом и теоретическом опыте профессиональных мастеров декоративно-прикладного искусства и народного художественного творчества.
Необходимо найти и испытать педагогическую концепцию синтеза педагогических и профессиональных дисциплин и методов преподавания в контексте конкретной профессиональной направленности. Логика содержания курса живописи и других профессиональных дисциплин должна быть структурирована соответственно углубленному содержанию учебных заданий для формирования будущего профессионального художника декоративно-прикладного искусства и педагога, умеющего передать эти знания. Поэтому нужно выстроить учебный план так, чтобы прослеживалась логическая связь преподавания профессиональных дисциплин с такими предметами, как «Методика преподавания специальных дисциплин» и педагогическими дисциплинами (педагогика и психология) в одних и тех же семестрах - это первое. Но самое главное - вернуть в новом государственном стандарте по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная керамика», формулировку «Преподаватель декоративно-прикладного искусства и народных промыслов», а в государственном стандарте в направлении подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией декоративно-прикладного творчества», - формулировку «Руководитель, преподаватель студии декоративно-прикладного творчества».
Литература
1. Васильева Е. И. Особенности преподавания живописи в профессиональном обучении художника традиционного прикладного искусства [Электронный ресурс]. - URL: http:// education.ru/electronic-journal/osobennosti-prepodavaniya-zhivopisi-v-professionalnom-obuchenii-hudozhnika (дата обращения: 26.04.2018).
2. Елисеева П. В. Современные методики обучения художественных дисциплин в системе начального профессионального образования ДХШ [Электронный ресурс]. - URL: https: yandex ru/http/searh/?text? (дата обращения: 29.04.2018).
3. Еремеева Г. С. Особенности организации образовательного процесса в высшей школе в связи с внедрением федеральных образовательных стандартов нового поколения [Электронный ресурс] // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. - 2016. - Т. 5. - С. 163-167. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56183.htm.
4. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1980. - 165 с.
5. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студентов высш. проф. образования. - 5 изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
6. ФГОС ВО 53.03.02 Декоративно-прикладное искусство [Электронный ресурс] - URL: http://www consultant.ru (дата обращения: 26.04.2018).
References
1. Vasilyeva E.I. Osobennosti prepodavaniya zhivopisi v professional'nom obuchenii khudozhnika traditsionnogo prikladnogo iskusstva [The Peculiarities of teaching traditional arts and crafts artist painting in vocational education]. (In Russ.). Available at: http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-prepodavaniya-zhivopisi-v-professionalnom-obuchenii-hudozhnika (accessed 26.04.2018).
2. Eliseeva P.V. Sovremennye metodiki obucheniya khudozhestvennykh distsiplin v sisteme nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya DKHSH [Modern methods of teaching artistic subjects in the system of initial vocational training of children's art school]. (In Russ.). Available at: https: yandex ru/http/searh/?text? (accessed 29.04.2018).
3. Eremeeva G.S. Osobennosti organizatsii obrazovatel'nogo protsessa v vysshey shkole v svyazi s vnedreniem federal'nykh obrazovatel'nykh standartov novogo pokoleniya [The peculiarities of educational process organization in higher education as a result of introducing new generation federal educational standards]. Kontsept: nauchno-metodicheskiy ehlektronnyy zhurnal [Scientific electronic journal "Concept"], 2016, vol. 5, pp. 163-167. (In Russ.). Available at: http://e-koncept.ru/2016/56183.htm.
4. Rostovtsev N.N. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva v shkole [Methodology of teaching fine arts at school]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1980. 165 p. (In Russ.).
5. Sokolnikova N.M. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva: uchebnik dlya studentov vysshego professional'nogo obrazovaniya. 5 izd., pererab. i dop [Methodology of teaching fine art: A textbook for students of higher vocational education. 5 ed., revised. and extras]. Moscow, Akademiya Publ., 2012. 256 p. (In Russ.).
6. FGOS VO 53.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo [Federal state educational standard of higher education 53.03.02 Arts and crafts]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru (accessed 26.04.2018).
УДК 378
РАЗВИТИЕ ВОПРОСОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Тараненко Любовь Геннадиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: tdk@kemguki.ru
Дворовенко Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: olga.uso@gmail.com
Дворовенко Вадим Николаевич, аспирант, кафедра технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: vadimon@mail.ru