Научная статья на тему 'Содержание физкультурно-оздоровительных занятий по мини-футболу с женщинами 30-40 лет'

Содержание физкультурно-оздоровительных занятий по мини-футболу с женщинами 30-40 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
422
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИ-ФУТБОЛ / ЖЕНЩИНЫ / ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ / MINI-FOOTBALL / WOMEN / MATURE AGE / A LEVEL OF HEALTH / THE METHODS OF SPORTS-HEALTHY TRAININGS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грец Ирина Антоновна, Силованова Ирина Михайловна

В статье рассмотрены фактические вопросы совершенствования методов спортивно-оздоровительных занятий мини-футболом с женщинами 30-40 лет. Разработаны практические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных занятий мини-футболом и вовлечению женщин 30-40 лет в систематические занятия физическими упражнениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грец Ирина Антоновна, Силованова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization and matter of Sports-healthy mini-football trainings with women of 30-40 years old

In the article the actual questions of the perfection of methods of sports-healthy mini-football trainings with women of 30-40 years old are set out. The influence of mini-football trainings on health and social-psychological status of 30-40 years old women is brought out; the level of health of women, going in for sports-healthy mini-football trainings independently and orderly is determined; the alternative methods of sports-healthy mini-football trainings for 30-40 years old women, depending on their physical preparedness and state of health, is worked out.

Текст научной работы на тему «Содержание физкультурно-оздоровительных занятий по мини-футболу с женщинами 30-40 лет»

ствование скоростно-силовых способностей и равномерно-пропорциональное развитие всех основных физических качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский, Р. М. Кибернетический анализ процессов управления сердечного ритма [Текст] / Р.М. Баевский // Актуальные проблемы физиологии и патологии кровообращения. - М.: Медицина, 1976. - С. 161-175.

2. Бондарь, С. Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах. Организация и программа занятий [Текст] : учебно-методическое пособие / С.Б. Бондарь. - Ульяновск, 2007. - С. 94-103.

3. Бунак, В. В. Антропометрия [Текст] / В.В. Бунак.- М.: Учпедгиз, 1941.-368

с.

4. Жуков, О. Ф. Технология реализации индивидуально-типологического подхода в физическом воспитании школьников 14-17 лет [Текст] / О.Ф. Жуков, С.П. Ле-вушкин. - Ульяновск: УлГУ, 2004. - 154 с.

5. Зайцева, В. В. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида [Текст] / В.В. Зайцева, В. Д. Сонькин // Физическая культура индивида. Ульяновск: УлГУ, 2004. - 1994. - С. 21-34.

6. Карпман, В. Л. PWCl70 - проба для определения физической работоспособности [Текст] / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, Б.Г. Любина // Теория и практика физической культуры - 1969, № 10. - С. 37-40.

7. Король, В.М. Частота сокращений сердца у подростков разного уровня полового созревания в рестуционном периоде после работы до отказа [Текст] / В.М. Король, В. Д. Сонькин, Л.И. Ратушная // Теория и практика физической культуры - 1985, № 8. - С.27.

8. Лакин, Г. Ф. Биометрия [Текст] / Г.Ф. Лакин. - М.: Высшая школа, 1990. -

351 с.

9. Левушкин, С. П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные морфофункциональные типы [Текст] / С.П. Левушкин. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2006. - 232 с.

10. Сонькин, В. Д. Растем сильными и выносливыми [Текст] / В. Д. Сонькин. -М.: Знание, 1987. - 96 с.

11. Штефко, В. Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов [Текст] / В.Г. Штефко, А. Д. Островский - М., 1929. - 79 с.

СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ С ЖЕНЩИНАМИ 30-40 ЛЕТ Ирина Антоновна Грец, кандидат педагогических наук, доцент,

Ирина Михайловна Силованова, соискатель,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Смоленск

Аннотация

В статье рассмотрены фактические вопросы совершенствования методов спортивнооздоровительных занятий мини-футболом с женщинами 30-40 лет. Разработаны практические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных занятий мини-футболом и вовлечению женщин 30-40 лет в систематические занятия физическими упражнениями.

Ключевые слова: мини-футбол, женщины, зрелый возраст, уровень здоровья, методика физкультурно-оздоровительных занятий.

ORGANIZATION AND MATTER OF SPORTS-HEALTHY MINI-FOOTBALL TRAININGS WITH WOMEN OF 30-40 YEARS OLD Irina Antonovna Grets, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,

Irina Mihajlovna Silovanova, the competitor,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Smolensk

Abstract

In the article the actual questions of the perfection of methods of sports-healthy mini-football trainings with women of 30-40 years old are set out. The influence of mini-football trainings on health and social-psychological status of 30-40 years old women is brought out; the level of health of women, going in for sports-healthy mini-football trainings independently and orderly is determined; the alternative methods of sports-healthy mini-football trainings for 30-40 years old women, depending on their physical preparedness and state of health, is worked out.

Keywords: mini-football, women, mature age, a level of health, the methods of sports-healthy trainings.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большую популярность, как за рубежом, так и у нас в стране приобрел мини-футбол, который является самой распространенной игрой во всем мире. Тенденция эмансипации женщин в спортивной деятельности привела к тому, что даже хоккей, бокс, борьба, тяжелая атлетика, расценивавшиеся как «исключительно мужские виды спорта», стали и женскими. Женский мини-футбол занял среди них достойное место.

В Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма на кафедре ТиМФКиС в течение двух лет проводятся экспериментальные исследования, посвященные актуальным вопросам организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий по мини-футболу с женщинами.

Цель исследования: разработать методику физкультурно-оздоровительных занятий по мини-футболу с женщинами 30-40 лет на основе индивидуального программирования в зависимости от их физической подготовленности и состояния здоровья.

Задачи исследования: 1) выявить влияние занятий мини-футболом на здоровье и социально-психологический статус женщин 30-40 лет; 2) определить уровень здоровья женщин 30-40 лет, занимающихся физкультурно-оздоровительными занятиями минифутболом; 3) разработать методику физкультурно-оздоровительных занятий по минифутболу с женщинами 30-40 лет с учетом их физической подготовленности и состояния здоровья.

ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На начальном этапе исследования был проведен социологический опрос женщин, занимающихся физкультурно-оздоровительными занятиями по мини-футболу. Проведение опроса предусматривало получение информации путем письменного ответа на стандартизированные вопросы, включенные в анкету, которые позволяли выявить следующие данные: профессиональную характеристику, образование, самооценку состояния здоровья, мотивацию к занятиям мини-футболом у женщин и др.

В анкетировании приняли участие 103 женщины в возрасте 30-40 лет из городов Смоленска, Твери, Рязани, Тулы, Калуги.

Было выявлено, что большинство женщин, принявших участие в анкетировании, имели низкую двигательную активность на производстве (преимущественно умственный, малоподвижный характер труда). 71,8% опрошенных оценивают уровень своего здоровья как средний. На вопрос: «Как Вы обычно себя чувствуете?», большинство женщин (86,4%) ответили, что чувствуют себя хорошо. Отлично чувствует себя только десятая часть опрошенных. При выявлении мотивов физкультурнооздоровительных занятий мини-футболом было установлено, что большая часть жен-

щин (73,7%) занимается с целью улучшения самочувствия, для нахождения нового круга общения, самоутверждения. Отвечая на вопрос: «Как занятия мини-футболом сказываются на Ваших внешних данных?», 95,2% женщин указали на положительное влияние и поддержание отличной формы. Характерно, что никто из респондентов не отметил отрицательного влияния данных занятий. В процессе занятий мини-футболом у женщин были выработаны такие положительные черты характера, как собранность, дисциплинированность, коммуникабельность; 0,9% указали на проявление грубости; 3,8% - вспыльчивости, ярости. При ответе на вопрос: «Как занятия мини-футболом влияют на личную жизнь?», больше половины респондентов дали ответ «положительно», отрицательных ответов не было получено.

Данные результатов анкетирования легли в основу разработки практических рекомендаций по организации физкультурно-оздоровительных занятий по мини-футболу и вовлечению женщин 30-40 лет в систематические занятия физическими упражнениями.

Следующий этап исследования заключался в определении уровня здоровья женщин, занимающихся мини-футболом. Уровень здоровья оценивался по балльной системе, разработанной профессором В.И. Беловым. При определении уровня здоровья оценивались физиологические показатели, физические качества, образ жизни, эффективность работы иммунной системы и наличие хронических заболеваний. В комплексной оценке уровня здоровья принимали участие 22 женщины в возрасте 30-40 лет, имеющие различный стаж самостоятельно организованных занятий минифутболом. Перед исследованием испытуемые были разделены на две группы. Первая (п =11) — стаж занятий до 1 года, вторая (п =11) — стаж занятий 5 и более лет. Характеристика испытуемых, принимавших участие в исследовании комплексной оценки уровня здоровья, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика женщин, принимавших участие в исследовании комплексной

оценки уровня здоровья

№п/п Параметры Среднее значение М Максимальное значение X Минимальное значение У Среднестатистическое отклонение +а

1. Возраст, лет 32,6 40 30 3,39

2. Рост, см 166 175 160 4,27

3. Вес, кг 60,5 80 50 7,24

4. Общий стаж занятий 12,4 25 7 4,01

5. Футбольный стаж 4,1 15 0,5 4,01

5. Количество хронических заболеваний 1,05 2 1 0,49

6. Количество дней нетрудоспособности по болезни 10,5 37 3 9,21

Проведена балльная оценка показателей в соответствии с данными В. И. Белова и расчет уровня здоровья как среднего арифметического балльных оценок. Результаты исследования представлены в таблице 2.

В соответствии с суммарной оценкой женщины обеих групп обладают средним уровнем здоровья, который оценивается в 3,81 ±0,37 и 3,92±0,37 балла, соответственно. Не выявлено существенных различий по физиологическим показателям и уровню развития физических качеств, в образе жизни, за исключением стажа занятий. Женщины обеих групп не регулярно используют закаливание, немного употребляют алкоголь, имеют одинаковое количество хронических заболеваний.

На основании проведенных исследований определены подходы к разработке методики занятий мини-футболом с конкретным контингентом занимающихся.

Физкультурно-оздоровительные занятия по мини-футболу с женщинами состо-

ят из трех частей, каждая из которых представлена определенными блоками.

Таблица 2

Показатели комплексной оценки уровня здоровья женщин 30-40 лет, имеющих _________________________различный стаж занятий______________________________

№ п/п Показатели Малый стаж Большой стаж Различия в % Досто- верность различий

М±а баллы М±а баллы

Физиологические показатели

1. ЧСС в покое, уд/мин 66±6,5 3,6±0,6 69,8±8,1 3,1±1 5,5 Р>0,05

2. АД, мм рт.ст. 112/72± 4,6 7Д±1,01 117\74± 4,1 5,2±1,6 4,4 Р<0,05

3. ЖЕЛ на массу тела, мл/кг 46,6±2,8 2,6±0,6 48,3±4,1 3,1±0,7 3,6 Р>0,05

4. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с, мин, с 169±13,6 2 143±24,1 2,4±1 15,3 Р<0,01

Физические качества

5. Бег 2 км, мин, с 620±25,7 5,1 ±0,4 561±47,5 6,6±1,1 9,5 Р<0,01

6. Прыжок в длину с места, см 177±16Д 5±0,8 179±12,7 5±0,8 1,1 Р>0,05

7. Сгибание туловища из положения лежа, кол-во раз 44,8±9,4 4,9±0,9 43,8±8,4 5±0,7 2,2 Р>0,05

8. Наклон туловища вперед с прямыми ногами до касания пальцами рук точки ниже уровня опоры, см 8,1±3,4 3,2±1 8,5±3,9 3,4±1,2 4,9 Р>0,05

Образ жизни

9. Стаж регулярных занятий, лет 11±2,8 8,09±1,0 13,9±4,5 8,8±0,6 26,3 Р>0,05

10 Закаливание - 1,6±0,5 - 1,8±0,4 - -

11. Курение - 5Д±1,6 - 5,2±1,6 - -

12. Алкоголь - 2 - 2,3±1,2 - -

Эффективность работы иммунной системы и наличие хронических заболеваний

13. Количество простудных заболеваний за год 2Д7±0,4 3 3±0,8 2,6±0,5 32,1 Р<0,05

14. Наличие хронических заболеваний 1±0,4 2,3±1,5 1,09±0,5 2,1*1,3 9 Р>0,05

15. Уровень здоровья 3,81±0,4 средний 3,92±0,4 средний -

Вводная часть занятия традиционно начинается с общей разминки, которая включает в себя легкий бег, комплекс ОРУ общего воздействия, выполняемый со средней амплитудой и темпом, и стретчинг. После общей разминки проводится специальная, с использованием легкоатлетических упражнений, требующих значительных физических усилий. Выполняется бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, ускорения с высокого старта, многоскоки с ноги на ногу, прыжки на двух ногах. Каждое упражнение специальной разминки длится не более 10 секунд и выполняется с коротким интервалом отдыха.

За специальной разминкой следует игровая, содержащая упражнения с элементами мини-футбола и других спортивных игр. Длительность общей, специальной и игровой разминки составляет 30 минут. Основная часть физкультурнооздоровительного занятия включает в себя следующие блоки: технико-тактической подготовки, вспомогательных игр соревновательного характера и индивидуальных упражнений профилактического характера.

В блоке технико-тактической подготовки выполняются индивидуальные упражнения с мячом на месте, в движении, упражнения в парах, тройках, группах при пассивно и активно действующей сопернице, игровые упражнения по правилам мини-

футбола с ограничениями и без ограничений. В блоке вспомогательных игр соревновательного характера используются двусторонние игры в двух неравноценных составах, предназначенные для совершенствования различных тактических комбинаций при оборонительных и атакующих действиях команды. В блоке индивидуальных упражнений осуществляется коррекция телосложения и профилактика индивидуальных заболеваний.

Длительность основной части занятия составляет 60 минут.

Заключительная часть занятия представлена блоком релаксации, который включает в себя восстановительные, дыхательные упражнения, аутогенную тренировку и самомассаж. Длительность данной части физкультурно-оздоровительного занятия - 20 минут.

Предполагается, что данная методика позволит не только затормозить процессы старения, но и повышать уровень здоровья, осуществлять профилактику многих заболеваний, создавать положительные эмоции, повышать устойчивость к стрессовым ситуациям, способствовать увеличению двигательной активности женщин среднего возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, С.Н. Мини-футбол. Многолетняя подготовка юных футболистов в спортивных школах [Текст] : монография / С.Н. Андреев, B.C. Левин, Э.Г. Алиев ; под общ. ред. С.Н. Андреева. - М. : Советский спорт, 2008. - 304 с.

2. Белов, В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет [Текст] / В.И. Белов. - М. : Химия, 1994. - 440 с.

3. Грец, И. А. Оздоровительные занятия для женщин зрелого возраста [Текст] : методические рекомендации / И. А. Грец. - Смоленск : [б.и.], 2000. - 51 с.

4. Мутко, В.Л. Мини-футбол - игра для всех [Текст] / В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. - М. : Советский спорт, 2007. - 264 с.

5. Фадеева-Костыленко, Н.А. Мини-футбол : техника игры [Текст] / Н.А. Фа-деева-Костыленко // Физическая культура в школе. - 2001. - № 6. - С. 67-72.

ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ С ДИСТАНЦИОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

Алла Львовна Димова, кандидат педагогических наук, доцент,

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(РГУФК) г. Москва

Аннотация

Описываются технология и концепция построения индивидуальной образовательной траектории по физической культуре (ИОТФК) студентов в вузе с дистанционным обучением. Раскрываются пути перестройки существующей системы физического воспитания, ее интеграции с системой дистанционного обучения, а также основные этапы технологии построения ИОТФК. Приводятся результаты научных экспериментов, подтверждающих эффективность данной технологии.

Ключевые слова: концепция, образовательная технология, физическое воспитание, дистанционное обучение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.