УДК 379.8
Грушецкая Ирина Николаевна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СОДЕРЖАНИЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
В статье изложены особенности организации досуговой деятельности молодых инвалидов, сформулированы основные варианты преодоления социально-культурного отчуждения, рассмотрены формы организации досуговой деятельности молодых инвалидов.
Ключевые слова: досуговая деятельность, молодой инвалид, социально-культурное отчуждение, творческая реабилитация.
аюуговую деятельность принято понимать как осознанную и направленную активность человека, в которой удов-я потребности в познании собственной личности и социальной действительности, в результате чего повышается способность к самовыражению и удовлетворению личностных интересов.
При организации досуговой деятельности молодых инвалидов в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей, необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства, учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения.
Государственная политика в отношении молодых людей с ограниченными возможностями является важнейшей составляющей социокультурной политики страны, учитывает особенности здоровья данной категории, специфику современной общественной ситуации, характер и степень дифференцированности различных групп инвалидов, опирается на правовые основания, что является необходимым условием конструктивной организации культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов [3].
В отношении молодых инвалидов, культурнодосуговая деятельность представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, обладающий личностно-развивающим характером, социально-ценностной ориентацией и самореализацией.
Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого инвалида, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.
Недостаточная развитость инфраструктуры досуговой деятельности молодых инвалидов мо-
жет проявлять себя в таких характеристиках, как низкий уровень доступности, а, нередко, и просто недоступность многих учреждений культуры в силу их неприспособленности для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями (слабовидящими, слабослышащими, колясочниками и др.); отсутствие или весьма ограниченное число специализированных спортивных сооружений, оснащенных соответствующим оборудованием для различных групп инвалидов; отсутствие систематической подготовки профессиональных организаторов досуга, спортивных тренеров для соответствующих групп инвалидов; слабое методическое и техническое обеспечение данной области деятельности.
В жизнедеятельности молодых инвалидов присутствует социально-культурное отчуждение, которое связано не столько с количеством социальных связей человека, сколько с их качеством. Социально-культурное отчуждение - это отсутствие или разрыв значимых для человека связей с обществом или культурой. Социально-культурному отчуждению молодых инвалидов способствуют:
- трудности адаптации молодого человека к обществу (ограниченные физические и интеллектуальные возможности, недостаток образования или коммуникативных качеств и навыков);
- неадаптированность общества к насущным потребностям человека (ориентация общества на бездуховные ценности наживы, потребления, агрессия, отсутствие условий для развития и самореализации личности, в том числе наличие физических и психологических барьеров).
Молодой человек с инвалидностью, вступая во взрослую жизнь, очень часто встречается с трудностями, которые способствуют его удалению от общества и замыканию в себе, формируя «проблемное поле», в котором присутствуют: ограниченный доступ к учреждениям культуры
170
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Грушецкая И.Н., 2010
и спорта; дефицит общения; отсутствие организации досуга.
Проблема социально-культурного отчуждения молодых инвалидов сложна. С одной стороны, причиной отчуждённости является их неадап-тированность к обществу, как следствие ограниченных физических возможностей. С другой стороны, общество не отвечает сущностным потребностям развития инвалида. Причиной социально-культурного отчуждения может быть также процесс становления юной личности, который часто связан с противопоставлением себя обществу. Основой для преодоления социально-культурного отчуждения молодого инвалида является социально-культурная реабилитация.
Культурно-досуговую деятельность молодых инвалидов составляет общение, отдых, вечера встреч, прогулки, физкультурно-оздоровительная деятельность (игра в шашки, шахматы, дартс, теннис и др.), интеллектуально-познавательная деятельность активного (чтение, экскурсии, занятия в кружках, студиях, издание газеты) и пассивного характера (просмотр телевизора, прослушивание музыки и др.), любительская деятельность прикладного характера (шитьё, фотодело, тестоплас-тика, конструирование, моделирование), активная общественная деятельность.
Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается во многом благодаря клубам для молодых инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями.
Одним из направлений деятельности клубов для молодых инвалидов является творческая реабилитация - процесс, способствующий развитию личностного потенциала молодого человека благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях; приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, вкуса.
Примером клубной работы могут служить клубы - «Бисероплетение», «Изонить», «Мягкая игрушка», а также клубные объединения, развивающие вокальные, хореографические, театральные способности молодых инвалидов.
Для успешной реабилитационной работы клубов может быть организована кружковая ра-
бота, проведение фестивалей творчества, выставки работ. Примером организации фестивалей может служить фестиваль «Поверь в себя» г. Рязань, фестиваль «Ума, души и рук творение» г. Кострома.
Целью деятельности клубных объединений является формирование у молодых людей - инвалидов ориентации на совместную творческую деятельность как средства развития, самореализации и интеграции в общество.
Особое место в системе досуговой деятельности инвалидов принадлежит различным видам спорта - как массово-оздоровительного, так и соревновательного. Спорт представляет собой многочисленные и многообразные комплексы физических упражнений, направленных на физическое развитие человека, заполнение досуга, достижение физического совершенства, отражающего определённые представления о телесной красоте, пластической свободе и здоровье человека.
Основными причинами, сдерживающими развитие спорта среди инвалидов, служат - отсутствие достаточного числа стадионов, спортивных залов и площадок, оборудования и инвентаря, трудно-доступность спортивных сооружений для инвалидов, недостаточное финансирование паралимпийского спорта на региональном и муниципальном уровнях, нехватка профессиональных кадров.
В последние годы ситуация с развитием реабилитационного спорта в России меняется, увеличивается количество спортивных организаций, объединяющих более 200 тысяч людей с ограниченными возможностями. Ежегодно для инвалидов проводятся более 100 национальных соревнований, лучшие спортсмены могут участвовать в 60 международных состязаниях, атлеты-паралимпийцы получают стипендию президента РФ.
Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность является действенным средством восстановления нормальной жизнедеятельности организма, и способствует повышению уровня активности, физической подготовленности организма молодого инвалида.
Физкультурно-оздоровительную направленность имеет также туротерапия - одна из реабилитационных технологий культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов, основу которой составляют различные виды туризма: путешествия, экскурсии, походы, выезды.
Туризм создаёт сферу полноценного общения, расширения кругозора, развития физичес-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
171
ких возможностей, выработки позитивной установки, и возможности установления новых социальных контактов. Участвуя в туристических поездках, экскурсиях молодые инвалиды узнают историю края, обычаи и традиции, создают фото и видеоматериалы о прошедших событиях.
Для эффективного обеспечения технологии туризма в культурно-досуговой деятельности необходимо соблюдать следующие правила:
- вид туризма подбирается в зависимости от физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывающей персональный интерес, мнения, финансовые возможности;
- обеспечение безопасности для туристов;
- включение в программу осмотра достопримечательностей;
- наличие физической подготовленности молодых инвалидов, психологической переносимости трудностей.
Творческая и физкультурно-оздоровительная деятельность, экскурсионные поездки также могут быть организованы в рамках проведения летних смен для молодых инвалидов. Организация летнего отдыха представляет собой целенаправленный психолого-педагогический процесс, включающий в себя организацию различных мероприятий, способствующих полноценному отдыху и оздоровлению молодых людей с ограничениями в развитии. Целью организации такого отдыха для молодых инвалидов является восстановление индивидуальной и социальной ценности человека, имеющего нарушения здоровья, использование условий загородного отдыха для его оздоровления и закаливания.
Участвуя в мероприятиях и программах загородного отдыха, молодые инвалиды стараются реализовать себя, почувствовать свою значи-
мость, иметь возможность достичь высоких результатов в предлагаемых видах деятельности.
Специалисты-организаторы этого вида отдыха способствуют созданию благоприятной психотерапевтической среды, в целях преодоления психологического дискомфорта в общении со сверстниками; оказывают помощь в организации самообслуживания, самопомощи и взаимопомощи, предлагают различные виды индивидуальной и групповой деятельности, расширение зоны творческих способностей и круга интересов молодых инвалидов.
Таким образом, досуговая деятельность молодых инвалидов представляет собой часть их жизненной среды, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, восстановления физического и психического здоровья. Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации молодого человека с ограниченными возможностями, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности. Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается благодаря клубам для молодых инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для молодых людей с ограниченными возможностями.
Библиографический список
1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная культура: Учеб. пособие. - М., 2000.
2. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - М., 2004.
3. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. -М., 1997.
172
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16