Научная статья на тему 'Аспекты профессиональной подготовки организаторов культурно-досуговой деятельности в туризме (на примере Краснодарского края)'

Аспекты профессиональной подготовки организаторов культурно-досуговой деятельности в туризме (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2240
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурно-досуговая деятельность / нравственное воспитание / специалист-организатор / физическое воспитание

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галушко И. Г.

Представленная статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической теории и практики, связанной с профессиональной подготовкой специалистов в области культурно-досуговой деятельности в туризме. Рассмотрен положительный опыт реализации данной проблемы в Краснодарском крае. Культурно-досуговая деятельность в туризме рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени с целью духовного, физического, эстетического, нравственного воспитания. В статье рассматриваются основные аспекты профессиональной подготовки специалистов-организаторов культурно-досуговой деятельности в условиях высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a relevant problem of the modern pedagogical theory and practice connected with vocational training of specialists in cultural leisure activities in tourism. The author examines the positive experience of this problem"s realization in the Krasnodar Territory. Cultural leisure activities in tourism are considered as development and presentation of special programmes for spending spare time for the purpose of spiritual, physical, aesthetical and moral education. The article views the main aspects of vocational training of cultural leisure organizers under conditions of higher vocational education.

Текст научной работы на тему «Аспекты профессиональной подготовки организаторов культурно-досуговой деятельности в туризме (на примере Краснодарского края)»

И. Г. Галушко

АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОРГАНИЗАТОРОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ (на примере Краснодарского края)

Работа представлена кафедрой дошкольной педагогики и психологии Кубанского государственного университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. А. Горбачев

Представленная статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической теории и практики, связанной с профессиональной подготовкой специалистов в области культурно-досуговой деятельности в туризме. Рассмотрен положительный опыт реализации данной проблемы в Краснодарском крае. Культурно-досуговая деятельность в туризме рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени с целью духовного, физического, эстетического, нравственного воспитания. В статье рассматриваются основные аспекты профессиональной подготовки специалистов-организаторов куль-турно-досуговой деятельности в условиях высшего профессионального образования.

The article is devoted to a relevant problem of the modern pedagogical theory and practice connected with vocational training of specialists in cultural leisure activities in tourism. The author examines the positive experience of this problem's realisation in the Krasnodar Territory. Cultural leisure activities in tourism are considered as development and presentation of special programmes for spending spare time for the purpose of spiritual, physical, aesthetical and moral education. The article views the main aspects of vocational training of cultural leisure organisers under conditions of higher vocational education.

В связи с демократизацией общества и построением рыночной экономики университеты культуры и искусств России готовят менеджеров социально-культурной деятельности, а также менеджеров выставок и презентаций, постановщиков культурно-досуговых или пластико-хорсографических программ, продюсеров шоу-программ, технологов социально-культурной деятельности. В ряде университетов ведется подготовка специалистов социально-культурного сервиса и туризма.

К сожалению, подготовка «Организаторов досуга для сферы туризма» ведется в вузах России только в рамках специализаций. Так, например, осуществляется подготовка профилизации «менеджмент анимации» в рамках специальности «Менеджмент» в Российской международной ака-

демии туризма (РМАТ), а также по специальности «Социально-культурная деятельность» (специализация «организатор досуга в туризме») в Краснодарском госуниверситете культуры и искусств (КГУКИ).

Решение Международного Олимпийского комитета о проведении зимней Олимпиады в г. Сочи в 2014 г. свидетельствует о большом доверии и огромной ответственности перед лицом международной общественности. Это решение обязывает ученых, педагогов и практиков разнопрофильных вузов (вузы культуры и искусств, университеты сервиса, туризма и курортного дела) объединить усилия в выработке концепции подготовки будущих специалистов для сферы туризма и гостиничного сервиса с учетом современных тенденций в мире. В настоящее время существует много проблем

в подготовке специалистов в разных школах и в первую очередь, из-за несовершенства терминологического аппарата.

Как известно, часов, отведенных па специализацию или профилизацию (всего 1000 час, из них 450 час. отводится на факультативы по желанию студента), явно недостаточно, чтобы подготовить профессиональных организаторов досуга, которые смогли бы овладеть тем широким арсеналом форм и методов работы с самыми различными демографическими слоями населения и в самых нестандартных условиях работы, близких к экстремальным. Попытаемся объяснить нашу позицию и начнем с уточнения терминологического аппарата.

Спрос на организаторов культурного досуга в сфере туризма и гостеприимства в настоящее время стремительно растет, так как в век информатизации и компьютеризации все большее значение приобретает культурно-досуговоя деятельность человека на природе, г. е. сфера восстановления и воспроизводства его сил, в том числе через систему туризма и досуговую занятость. Данная тенденция проявляется все более явно и с каждым годом становится социально необходимой. Проходит время разовых сольных концертов заезжих артистов и музыкантов, и ощущается потребность в постоянной организационной и индивидуальной работе в индустрии отдыха и досуга, которая требует работников, которые могли бы вести постоянную, а не сезонную работу в домах отдыха, здравницах, турбазах, гостиницах.

Досуговая деятельность человека прежде всего связана с рекреацией - понятием, пришедшим в науку из английского языка и обозначающим «восстановление» (от англ. recreation). В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация». Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации, оказывается в высшей степени сложным. Это объясняется прежде всего тем, что не существует

единого международного терминологического стандарта по данной тематике, в разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга. В нашей стране пока нет единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. Такие понятия, как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и др., в реальных условиях зачастую непросто различить.

В «Толковом словаре туристских 'терминов» В. А. Квартального понятие «рекреация» определяется как «расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека».

«Энциклопедия туриста» определяет рекреацию как «восстановление и развитие физических и духовных сил человека посредством отдыха, в том числе занятия туризмом». Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации. В частности, авторы А. С. Кусков, В. Л. Голубева, Т. Н. Одинцова в книге «Рекреационная география» считают, что рекреация - это одновременно восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Они отмечают, что к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства, с чем трудно согласиться. В туризме же необоснованно выделяют только лечебную рекреацию и при этом верно заключают, что зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, оздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.

К этому можно добавить, что попытки внедрения образовательных культурно-до-суговых, анимационных программ сегодня осуществляются во многих курортных

здравницах, спортивно-оздоровительных лагерях г. Сочи, Анапы, Геленджика, Горячий Юиоч и др. Администрация г. Горячий Ключ активно продвигает деревенский и горный туризм, так как красота этих мест не может не притягивать отдыхающих. Немецкие специалисты под г. Краснодаром в 2009 г. планируют построить «Немецкую деревню «Екатерина Великая» (общая площадь поселка более 73 га.). В краткой статье нет возможности раскрыть позитивный опыт в организации отдыха, который накоплен в Краснодарском крае, так богатом своими биоресурсами и культурой.

Полноценный отдых, досуг действительно играют огромную роль в этом восстановлении, поскольку создают в непростой жизни современного человека необходимый баланс и гармонию, помогают получить новый заряд энергии. Именно поэтому в современном обществе возникает острая потребность в научной организации досуга, так как свободное время людей -важнейшая социальная сфера, требующая государственной поддержки и инновационной организации. От того, как организован досуг, зависит морально-психологический климат в обществе, культурный уровень данного общества, физическое и нравственное здоровье общества.

Так, описанию индустрии отдыха и развлечений в США и Канаде посвящен целый раздел в книге Джона Уокера «Введение в гостеприимство». Отдыху придается огромное значение. Он квалифицируется как процесс, направленный на создание среды, способствующей открытию и развитию в себе черт, которые делают человека счастливым. Джон Уокср считает, что к выбору вида отдыха нужно подходить с такой же серьезностью, как к выбору любого дела, так как полноценный отдых позволяет повысить качество жизни вообще.

В настоящее время в России процесс проникновения, взаимовлияния, взаимообогащения различных областей художественной жизни в учреждениях культуры и

в сфере туризма приобрел почти всеобъемлющий характер, успешно реализуются новые идеи через рекламу и маркетинговые подходы, видоизменяются традиционные формы досуга. Начиная с 1990-х гг. преодолевается девальвация культурных ценностей, возрождается историческая память, осуществляется отказ от усредненного, унифицированного, однообразного социально-культурного института, не имеющего своего национального лица. Стала складываться система коммерческого клубного отдыха и занятий. Существуют клубы городские (профессиональные, элитарные и т. п.) и загородные. Кроме того, возникают всевозможные коммерческие и некоммерческие организации, занимающиеся организацией досуга. Причем забота о полноценном отдыхе проявляется не только в отношении работоспособного населения, но и в отношении детей, подростков, студенчества, а в последние годы все больше внимания уделяется разработке программ отдыха для специальных ipynn населения: душевнобольных, умственно отсталых, инвалидов и т. д. Самым ярким примером подобного рода программ является, пожалуй, спортивная программа для инвалидов -Специальные олимпийские игры, в которых принимают участие более миллиона инвалидов из России и 70 других стран.

Что же такое досуг? Как соотносится понятие досуга с понятиями рекреации и отдыха? Каким должно быть принципиально новое понимание культуры досуга?

Советский энциклопедический словарь давал такое определение: «Досуг (свободное время) - часть вне рабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую (в том числе общественную) деятельность; учебу, самообразование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, книг, посещение кино и т. д.), спорт и т. п.;

любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми».

Там же мы находим определение отдыха: «Отдых - состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности».

Попытаемся систематизировать данные понятия. Итак, рекреация - это расширенное воспроизводство, восстановление сил человека; отдых - это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности(причем наиболее продуктивным отдыхом медицинская энциклопедия называет сон); досуг тоже можно определить как средство восстановления сил в процессе какой-либо деятельности, любительских занятий и пр., т. е. досуг является частью отдыха, поскольку не включает в себя время на сон и другие непреложные затраты, которые мы могли бы назвать отдыхом. Упрощенно можно представить следующую логическую цепочку: «цель: восстановление физических и духовных сил человека» - «отдых-досуг -средства достижения цели» - «конечный результат: восстановление физических и духовных сил».

Остановим наше внимание только на ядре этой схемы досуг -организованный, деятельный, «культурный».

В общепринятом бытовом понимании культура сегодня - это не только потребление. Она рассматривается как живой культурно-творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, самоорганизация досуга и т. д. Произошло переосмысление функций культуры в обществе: теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и человека. Меняет свое содержание и культурный досуг, сохраняя и совершенствуя сервисную функцию. Мнения ученых о том, что такое досуг, не однозначны.

Как известно, в современных условиях целое научное направление, гак называемая культурно-просветительная деятельность, трансформировалось в понятие «культур-но-досуговая деятельность», а также часто трактуется и еще в более широком толковании как «социально-культурная деятельность».

А. Д. Жарков в книге «Технология куль-турно-досуговой деятельности» в качестве генеральной цели «культурно-досуговой деятельности» называет повышение общей культуры людей частными целями - воспитание культуры профессиональной, нравственной, эстетической, физической, правовой, психологической,экологической и т. п. В новой книге «Социально-культурные основы эстрадного искусства» он справедливо отмечает, что в современных условиях интенсивного развития эстрадного искусства и его слияния с шоу-бизнесом, широкой коммерциализации сферы досуга существенно изменяются его формы и требования профессионального мастерства к специалистам учреждений культуры и искусства. Далее он выделяет многообразные современные формы культурно-досуговых программ: театрализованные темат ические вечера, игровые конкурсные вечера, вечера-презентации, церемониалы, праздники (в том числе религиозные), обряды, авангардные спектакли, общественно-политические театрализованные акции, массовые зрелища, представления эротической направленности, шоу в ночных клубах.

Ю. А. Стрельцов в книге «Культурология досуга», говоря о сущности часто встречающегося в последнее время термина «социально-культурная деятельность», высказал следующее мнение: «Основой ее является широко распространенное использование своего свободного времени для собственного культурного саморазвития и социокультурной самореализации». Далее он подчеркивает, что во всех цивилизованных обществах существует традиционная система квалифицированной помощи этим лю-

дям со стороны специалистов, которых на современном этапе принято называть аниматорами и менеджерами культуры и досуга, а их организационно-педагогические, культурно-творческие и рекреационные инициативы именуют анимационной социокультурной работой.

Организация культурного досуга помотает сформировать в обществе достойную среду. Возможности получения элитарного досуга и отдыха быстро возрастают, и поэтому центры отдыха и турбазы нуждаются в организаторах досуга, которые должны уметь «подобрать ключи» к каждому отдыхающему, чтобы он снова вернулся.

Туризм является одним из наиболее активных и интересных видов досуга, сочетая в себе одновременно увлекательную и познавательную деятельность. Во время походов воспитывается терпение, смелость, выносливость, любознательность; на экскурсиях поощряется познавательная активность; в клубах по интересам, организованных на туристских базах, развиваются творческие способности.

Особенно ценным в воспитательном отношении является семейный туризм. От того, как будет он организован, зависет, сумеют ли наши дети продолжить традиции отцов, насколько молодым людям будут б.гизки исторические корни народа - все это зависит от воспитания, полученного в семье.

На территории района Горячего Ключа в будущем планируется строительство тематических парков-запаведников, подобных «Диснейленду», где большая часть российских семей со средним и низким достатком могла бы интересно провести время. В ближайшее время в г. Краснодаре планируется открыть для детей и взрослых заложенный дендропарк.

Одним из перспективных решений данной проблемы могло бы стать развитие программного туризма в Краснодарском крае, предусматривающего вовлечение существующей материально-технической туристской и досуговой базы.

Следует 'принять за правило привлечения организаторов досуга в туризме на конкурсной основе авторских программ, учитывающих возрастные и психологические особенности, традиции и многие другие факторы. Эта вынужденная мера позволит сделать туризм в нашем крае качественным и действительно массовым (администрация Краснодарского края к 2010 г. планирует довести количество отдыхающих до 10 млн).

Анализ современной литературы позволяет выделить следующие необходимые условия для внедрения программного туризма: специальную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; разработку типовых сценариев и циклов рекреационных занятий; активное вовлечение различных групп и слоев населения в создание туристской инфраструктуры; выполнение отраслевого заказа на внедрение пртраММ.

Кадровое обеспечение внедрения программного туризма видится так: перестройка мышления руководителей турпредприя-тий и организаций; подготовка специалистов по разработке сценариев турпрограмм, их готовность к режиссуре и т. д.

Культурно-досуговая деятельность в туризме рассматривается нами как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Культурно-досуговые программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов, и т. п.

В связи с накопленным опытом и современными потребностями качественного досуга и отдыха следует переходить к подготовке «организаторов досуга в туризме» и «аниматоров туризма и гостиничной сферы» в виде специальности. Эти специалисты могут заниматься разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирующих людей в многообразии видов досуга, организующих полноценный досуг.

На наш взгляд, уже в ближайшем будущем станет жизненно необходимым создание специально организованных анимационных информационно-методических центров по организации деятельного досуга. Современный тураниматор прежде всего должен помочь сориентироваться человеку в многообразии видов досуга, осуществить интенсивный поиск своего «досуго-вого дела» с учетом личностных потребностей.

Таким образом, одна из актуальных проблем, связанная с нравственным оздоровлением общества и его будущим, - поиск оптимальных вариантов, а также определение приоритетов в организации и содержании досуга.

Анализ специальной .литературы и ознакомление с опытом позволили нам вычленить два аспекта проблем планирования и организации досуга:

1. Типовые программы, которые выступают в качестве целевого показателя, ориентирующего практических работников в организации отдыха туристов, фиксирующего набор и последовательность занятий во время всего цикла отдыха и в течение дня, обеспечивая при этом получение оздоровительного и воспитательного эффекта.

2. Конкретные программы отдыха, которые соответствуют по структуре типовым, но привязаны к конкретным условиям места отдыха и учитывают интересы определенной туристской труппы.

Программа отдыха - это объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Поэтому структура типовых программ представляет собой систему программ, специализированных по видам деятельности: программы туристских мероприятий; физкультурно-оздоровительных мероприятий; программ, направленных на воспитание ловкости, быстроты, выносливости; программ культурно-массовой деятельности и т. д.

Основное целевое мероприятие программного отдьгха (туристский праздник, спартакиада, фестиваль и т. п.) определяет набор необходимых взаимосвязанных и последовательных мероприятий. Практический опыт показал, что научно обоснованная разработка (на базе социологических, педагогических и медицинских исследований) и применение программ в туристских хозяйствах повышают удовлетворенность туристов отдыхом, а также усиливают его оздоровительную и воспитательную эффективность.

Типовые программы отдыха могут быть для соответствующей категории работников туристского учреждения необходимым методическим инструментом в комплексном планировании и организации отдьгха туристов (взрослых и детей).

Особое внимание в рекомендациях нужно уделять вопросам совершенствования оздоровительного режима, понимаемого как определенная совокупность различных видов туристской и физкультурно-оздоровительной деятельности и форм их организации, реализуемых в туристских хозяйствах. Большое значение в оздоровительном режиме имеет туристская работа как специфический вид деятельности, выделяющий именно туристские комплексы, базы, гостиницы в системе отдьгха населения.

Рекомендует ся обращать больше внимания на организацию игровой деятельности во время отдыха, содействовать широкому внедрению подвижных игр в воспитательную, оздоровительную, образовательную работу. Они имеют большое значение для развития и воспитания целого комплекса физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, сильг).

Нам кажегся, что современное понятие культурно-досуговых программ должно включатъ в себя не только программы, разрабатываемые для туркомплексов и гостиниц, но и групповые и индивидуальные программы, предлагаемые туроператорскими фирмами.

Профессиональное мастерство специалиста культурно-досуговой деятельности в туризме характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в процессе составления анимационных программ и их реализации.

На основе современного анализа под «анимационным мастерством» мы понимаем: умение составить интересную анимационную программу, соответствующую потребностям и запросам потребителя; умение привлечь внимание к данной анимационной программе и заинтересовать потребителя; умение учитывать возрастные, психологические, этнические, религиозные и прочие особенности отдыхающих; умение обеспечить индивидуальный дифференцированный подход; умение строить свои взаимоотношения с подчиненными и отдыхающими на гуманной, демократической основе; умение не теряться в самых трудных и неожиданных ситуациях.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Задача специалистов культурно-досу-говой деятельности в туризме -сделать досуг интересным и содержательным.

2. Духовно-нравственная и материальная эффективность деятельного досуга возможна, когда велика направленность человека на дело, имеется высокий уровень мотивации, когда досуговая работа выполняется творчески.

3. Туристская анимация как фактор социальной активности людей выступает как метод и форма изучения сложившейся практики, требующей профессионально подготовленных специалистов данного направления туристской деятельности.

4. В связи с этим мы считаем необходимым создание анимационных отделов, служб центров в туристских предприятиях, задача которых разрабатывать интересные программы отдыха: туристские, спортивно-оздоровительные, зрелищно-развлекательные, обучающие и др.

Профессиональная подготовка организаторов досуга и аниматоров для сферы туризма приводит к развитию новых видов туризма и увеличению числа гостей из ближнего и дальнего зарубежья. С учетом вышесказанного можно обеспечить современный уровень организации туризма в Краснодарском крае до 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.