Научная статья на тему 'Содержание дифференцированной методики физического воспитания студентов специальной Ме дицинской группы, занимающихся плаванием'

Содержание дифференцированной методики физического воспитания студентов специальной Ме дицинской группы, занимающихся плаванием Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
244
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ / ПЛАВАНИЕ / СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ / PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL / SWIMMING IN HIGH SCHOOL / STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кашмина Екатерина Олеговна

Рассмотрены проблемы разработки и практического использования дифференцированной методики физического воспитания студентов специальной медицинской группы, занимающихся плаванием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кашмина Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS DIFFERETAL METHODS OF PHYSICAL TRAINING STUDENTS OF SPESIAL MEDICAL GROUPS ENGAGED IN SWIMMING

The problems of development and practical use of differentiated methods of physical education of students of special medical group involved in swimming.

Текст научной работы на тему «Содержание дифференцированной методики физического воспитания студентов специальной Ме дицинской группы, занимающихся плаванием»

THE USE OF BREA THING EXERCISES IN THE CLASSROOM FOR SKI TRAINING

SCHOOL

I.A. Ivko, A. V. Bulba

The article presents research data of functional status and the correlation between the indicators of external respiration and the level of development of endurance of pupils of 13-14 years, engaged in section of the ski training on the basis of which the methodology of development of General endurance in skiing in sectional lessons at the school with special breathing exercises.

Key words: respiratory exercises, General endurance, a sectional school, ski training.

Ivko Irina Anatolyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Siberian State University of Physical Culture and Sports,

Bulba Alexander Viktorovich, graduate student, aleksander.bulba. [email protected], Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports

УДК 797.2:796.001.3

СОДЕРЖАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЛАВАНИЕМ

Е.О. Кашмина

Рассмотрены проблемы разработки и практического использования дифференцированной методики физического воспитания студентов специальной медицинской группы, занимающихся плаванием.

Ключевые слова: физическое воспитание в вузе, плавание, студенты специальной медицинской группы.

Исследования многих авторов свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья и снижении уровня физической работоспособности студенческой молодежи [5, 7, 9, 11]. Снижение уровня здоровья современных студентов ставит перед преподавателями вузов трудно решаемые задачи дозирования физических нагрузок, необходимых для достижения максимального оздоровительного эффекта.

Эффективность учебного процесса по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы (СМГ) определяется содержанием и методикой проведения занятий. Методики физического воспитания для студентов СМГ [5-7] носят узконаправленный характер, разделяя занимающихся по имеющимся диагнозам [1, 8, 10], строятся по принципу исключения нагрузок, которые могут оказать неблагоприятное влияние на физическое состояние занимающихся. В остальном же они строятся по стандартной схеме, без учета индивидуального уровня

функционального состояния и физической подготовленности студентов. Это является основанием для совершенствования учебных программ физического воспитания студентов СМГ.

Часто оздоровительно-лечебное плавание - единственно возможный вид физических упражнений, рекомендуемый людям, имеющим существенные ограничения для занятий физической культурой на суше (варикозное расширение вен, опущение внутренних органов, остеохондроз, гипертония и др.), а также при реабилитации заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Плавание является одним из эффективных средств укрепления здоровья и физического развития человека. Оно обладает незаменимым действием при лечении некоторых заболеваний, связанных с обменом веществ, при начальных стадиях заболеваний дыхательной и сердечнососудистой систем, для улучшения и исправления осанки при сколиозах, лордозах, для лечения остеохондроза и других заболеваний [3].

Большинство предлагаемых методик занятий плаванием ориентировано на практически здоровых студентов и имеет спортивную направленность [2, 4]. Механический перенос данных методических рекомендаций на студентов СМГ невозможен в связи с недостаточностью их физического развития, физической подготовленности и наличием хронических заболеваний.

Подавляющее большинство существующих методик физического воспитания для студентов СМГ, учитывают, как правило, характер и тяжесть заболевания и строятся по ограничительному принципу, то есть путем исключения из перечня используемых таких нагрузок, которые могут оказать неблагоприятное влияние на физическое состояние занимающихся.

Особенность наших методических решений вытекала из требований принципов оздоровительной направленности, индивидуализации, доступности. В системе образования и воспитания под принципом, следует понимать «руководящее положение», «основное правило», «установка».

Смысл принципа оздоровительной направленности рассматривался в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Руководствуюсь данным принципом определено содержание средств и методов физического воспитания, исходя из их оздоровительной ценности; нагрузки планировались и регулировались в зависимости от уровня подготовленности занимающихся, имеющихся отклонений в состоянии здоровья; обеспечивался регулярный педагогический контроль в процессе занятий.

При разработке методики физического воспитания студентов СМГ, соблюдая принцип доступности и индивидуализации, так планировалась нагрузка, чтобы достичь оптимума, при этом исключить негативные последствия для организма от чрезмерных тренировочных нагрузок.

В качестве критериев определения нагрузок явились объективные показатели: показатели здоровья (ЧСС, функциональные пробы) и

показатели тренированности (динамика роста технической подготовленности).

Реализация принципа доступности и индивидуализации, необходимого при физическом воспитании студентов СМГ ставит перед преподавателями чрезвычайно сложную задачу постоянного учета множества различных факторов.

Содержание дифференцированной методики физического воспитания студентов СМГ строились с учетом индивидуального уровня физического состояния, плавательной подготовленностью и влияний сезона года.

Занятия проводились в течение учебного года согласно расписанию два раза в неделю и строились в соответствии с общепринятой структурой. Состояли из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. На каждой из них ставились и решались конкретные задачи, в зависимости от которых выбирались средства, методы и приемы обучения.

Основными задачами являлись укрепление здоровья студентов, улучшение физического развития, закаливание организма, расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за его энергообеспечение, закрепление навыка владения техникой плавания различными способами.

В качестве основного способа плавания на занятиях использовали брасс с удлиненной фазой скольжения (40 %). Решая задачу разностороннего развития, в занятия включались упражнения, направленные на изучение и совершенствование техники плавания неспортивными и спортивными способами: кроль на груди и спине, брасс, дельфин. В занятия также включались специальные упражнения, выполняемые у бортика бассейна и в движении, дыхательные упражнения.

В подготовительной части применялись общеразвивающие и имитационные упражнения на суше и в воде. Основная часть была посвящена изучению и совершенствованию элементов техники плавания. На каждом занятии в заключительной части, каждым студентом индивидуально, в зависимости от диагноза, выполнялись специальные упражнения, направленные на коррекцию заболеваний и улучшение адаптационных способностей занимающихся.

Все нагрузки в учебном процессе выполнялись в аэробном режиме энергообеспечения.

Состав учебных групп не однороден по уровню физической подготовленности, технической подготовленности и степени выраженности хронических заболеваний и нарушений функций организма. Реализуя индивидуальный подход на занятиях физическим воспитанием со студентами СМГ, плавательные упражнения дозировали в минутах, а не в метрах, как это принято в традиционных методиках. Данная дозировка дает возможность выбора студентами предпочитаемой интенсивности выполнения физической нагрузки в зависимости от индивидуальных

функциональных резервов и уровня технической подготовленности. Таким образом, каждый занимающийся сосредоточен на качестве выполнения двигательной работы, в соответствии с самочувствием и уровнем физической подготовленности, без оглядки на сокурсников.

В течение каждого занятия выполнялась оперативная оценка функционального состояния занимающихся, состоящая из трех направлений:

- визуальный педагогический контроль и оценка степени утомления занимающихся (табл.);

- анамнестический контроль и оценка самочувствия;

- оценка частоты сердечных сокращений (ЧСС), при выполнении плавательной нагрузки.

Показатели визуального педагогического контроля и оценки степени утомления занимающихся плаванием

Признак Степень утомления

Малая Средняя Большая

Цвет кожи Покраснение Значительное покраснение Выраженная гиперемия, синюшность губ, бледность

Дыхание Учащенное ритмичное Очень быстрое, иногда ртом Очень быстрое, неритмичное, ртом

Точность движений Правильные Небольшие нарушения Не координированные

Ощущения Ничего не беспокоит Усталость, мышечная боль, одышка, тахикардия Усталость, головная боль, тошнота, головокружение

Для оценки эффективности разработанной методики индивидуализации физических нагрузок для студентов СМГ были сформированы две группы: контрольная (КГ, п=18) и экспериментальная (ЭГ, п=21). В данных группах до и после формирующего педагогического эксперимента были проведены функциональные пробы, обладающие доступностью, высокой информативностью и относительной простотой выполнения: проба Штанге, проба Генча, стандартная проба Мартине (20 приседаний за 30 с).

С целью выявления уровня специальной плавательной подготовленности и степени освоения учебного материала до и после проведения эксперимента использовались контрольно-педагогические тесты: проплывание отрезка 25 м способом брасс с наименьшим количеством гребков, плавание способом брасс с удлиненной фазой скольжения в течение 15 мин, оценка овладения техникой плавания различными способами.

Так, выявлены показатели, свидетельствующие о более выраженном повышении функциональных резервов у студентов ЭГ по сравнению с КГ и лучшей способности адаптации к нагрузкам (удлинение задержки дыхания

на вдохе и выдохе, меньшие сдвиги артериального давления после физической нагрузки (P<0,05), большее число студентов с оптимальным -нормотоническим типом реакции на нагрузку).

В результате повторного контрольно-педагогического тестирования было выявлено улучшение уровня специальной плавательной подготовки у студентов ЭГ.

Таким образом, экспериментально подтверждена эффективность применения разработанной методики физического воспитания студентов СМГ.

Список литературы

1. Александрова Е.А., Крылова Н.Б. Как организовать индивидуальное образование в школе? (теория и практика). М.: Сентябрь, 2005. 206 с.

2. Баламутова Н.М., Положий В.М., Киселев Л.Ф. Оздоровительная аквааэробика как средство гидрореабилитации студентов специальных медицинских групп // Физическое воспитание студентов. 2011. № 1. С. 11-13.

3. Баламутова Н.М., Сидоренко Г.М. Лечебно-оздоровительное плавание в специальной медицинской группе у студенток с остеохондрозом шейного отдела позвоночника // Физическое воспитание студентов. 2011. № 3. С. 8-11.

4. Булгакова Н.Ж., Попов О.И., Морозов С.Н. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. 432 с.

5. Гавронина Г.А. Эффективность применения статических упражнений в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы с учетом нозологических форм // Современное состояние и перспективы внедрения инновационных технологий в спорте и системе физкультурного образования: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. Набережные Челны, 2008. С. 45-48.

6. Горбунов Н.П., Гавронина Г.А. Влияние изометрических упражнений на динамику морфофункциональных показателей у студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Физкультура и спорт. Вып. 1. Пермь, 2004. С. 34-39.

7. Неведкович С.Д., Орлов В.А. Мониторинг резервов физического здоровья и работоспособности молодежи России // Физическая культура и спорт Российской Федерации: сб. науч. статей. Вып. 1. Воронеж: Изд-во «Воронеж», 2000. С. 121-129.

8. Румба О.Г., Богоева М.Д., Копейкина Е.Н. К вопросу содержания занятий физической культурой со студентами специальных медицинских групп // Физическая культура, спорт и здоровье: интеграция теории и практики: матер. междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2008. С. 92-95.

9. Соколов А.Я., Гречкина Л.И. Функционирование сердечнососудистой системы у молодых людей в условиях Северо-Востока России [Магадан] // Северо-Восток России: прошлое, настоящее, будущее: матер. II регион. науч.-практ. конф. Магадан, 2004. Т. 2. С. 80-83.

10. Тазиев Р.В., Аухадеев Э.И. Современные концепции стратегических профилактических и реабилитационных программ // ЛФК и массаж. Спорт. Медицина. 2008. № 4. С. 3-11.

11. Фролов А.Ф., Литвинов В.А., Проблемы здоровья и физической подготовленности студентов // Валеология. 2004. № 1. С. 32-34.

Кашмина Екатерина Олеговна, канд. пед. наук, доц., kkashminaarambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

CONTENTS DIFFERETAL METHODS OF PHYSICAL TRAINING STUDENTS OF SPESIAL MEDICAL GROUPS ENGAGED IN SWIMMING

E.O. Kashmina

The problems of development and practical use of differentiated methods of physical education of students of special medical group involved in swimming.

Key words: physical education in high school, swimming in high school, students of special medical group.

Kashmina Ekaterina Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, kkashminaarambler. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011:373.31

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Л.Н. Коданева, В.М. Шулятьев, В.Н. Пушкина, Р. да Сильва Тавариш

Приведены результаты комплексной оценки физического, функционального и двигательного потенциалов обучающихся младших классов. Определены наиболее информативные тесты, которые с целью контроля могут быть использованы в физическом воспитании школьников. Установлено, что 59 % обучающихся в начальной школе имеют уровень здоровья ниже среднего и низкий. Особенно выраженное напряжение функциональных систем организма, снижение работоспособности отмечено у детей четвертого года обучения.

Ключевые слова: физическая нагрузка, функциональное состояние, методы оценки, физическая работоспособность.

Осуществление основных функций преподавателя физической культуры невозможно без четких представлений о положительных и отрицательных результатах выполненной обучающимися физической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.