УДК 796.012.03
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА ОСНОВАНИИ ТЕСТА КУПЕРА У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЛАВАНИЕМ
Е.О. Кашмина
Рассмотрены вопросы связи уровня физической подготовленности с состоянием здоровья студентов. Представлены материалы исследования влияния занятий плаванием на физическую подготовленность студентов Тульского государственного университета.
Ключевые слова: физическая подготовленность, выносливость, тест Купера, здоровье студентов, плавание в вузе.
Трудности в экономической, социальной, экологической сферах российской жизни выдвинули ряд проблем перед социальными институтами, в том числе и перед системой профессионального образования. Одной из немаловажных проблем современного общества является здоровье учащейся молодежи. Здоровье - самая большая ценность, стремление его сохранить должно занимать ведущее место среди прочих потребностей человека.
В настоящий момент результаты статистических исследований состояния здоровья подрастающего поколения [9] показывают, что только десятая часть выпускников школ признаётся практически здоровой, а более 40 % учащихся имеют хронические заболевания. Соответственно такой низкий уровень здоровья носительниц генофонда представляет реальную угрозу для будущего нации.
По официальным данным Минздрава России, из 6 млн подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте от 15 до 17 лет, у 94,5 % были зарегистрированы различные заболевания. При этом распространённость заболеваний, ограничивающих выбор профессии, достигает 30 %.
В исследованиях А.П. Берсеневой и Ю.Н. Семенова (2003), Г.Х. Валеева (2002) отмечается рост количества студентов специальных медицинских групп в арифметической прогрессии [3].
Одной из основных причин роста заболеваемости среди учащейся молодежи является прогрессирующий дефицит двигательной активности, обусловленный учебными нормативами в образовательных учреждениях на протяжении всего периода обучения. Это отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, уровне физического развития и двигательной подготовленности.
У большинства студентов отмечается низкий уровень развития
основных двигательных качеств: выносливости, быстроты, силы, гибкости и ловкости.
Систематические занятия физическими упражнениями способствуют укреплению адаптационных свойств организма к изменяющимся условиям внешней среды.
Среди многих факторов, влияющих на здоровье и работоспособность студентов, особое внимание уделяется уровню физической подготовленности [4].
Физическую подготовленность - это результат физической подготовки, которая может быть достигнута в процессе выполнения двигательных действий - в профессии либо спорте [7, С. 305]. В этом же источнике представлена характеристика физической подготовленности, которая проявляется через функциональные возможности различных систем организма (дыхательной, сердечнососудистой, мышечной), а также как развитие основных физических качеств человека (быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости). Средством достижения физической подготовленности, оценка которой осуществляется с помощью специальных нормативов (на выносливость, силу, быстроту и пр.), считают различные группы упражнений. Общеизвестно, что развитию физической подготовленности человека способствуют регулярные занятия любыми видами спортом. Плавание является одним из оптимальных видов спорта, который оказывает благоприятный эффект на состояние всего организма.
Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически -оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.
Оздоровительный эффект занятий плаванием заключается в повышении уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также в закаливающем воздействии водной среды на организм [4, 8].
Согласно материалам наблюдения М.З. Цеслицкой, у студенческой молодежи плавание является одним из любимых видов спорта. Ссылаясь на данные отечественных ученых, М.З. Цеслицкая пишет об объективных показателях здоровья юношей и девушек: у них регистрируется гораздо меньше «жалоб на вегетативные расстройства и психоэмоциональную дезадаптацию» [11].
Проведением исследований влияния занятий плаванием на здоровье студентов занимались Н.М. Бламутова, Е.В. Волошина, А.И. Гончар, С.С. Ермаков, Ж.Л. Козина, Г.М. Сидоренко, О.Я. Федчишин, И.Ю. Химич и др. В работах перечисленных авторов представлены различные рекомендации по организации занятий плаванием для студентов с различным уровнем физической подготовленности.
При этом в современных научных исследованиях развитие
физических качеств, поддержание работоспособности путем тренировки организма недостаточно изучены [2]. Эта проблема требует серьезного анализа, ведь наибольшее количество изменений происходит с 1-го по 3-й курсы, период наиболее активного постнатального роста большинства соматических параметров организма. Этот период наиболее благоприятен для развития необходимых физических качеств, коррекции состояния здоровья.
Еще одним серьезным вопросом в вузах является контроль эффективности занятий физкультурой, который может осуществляться через анализ динамики развития основных физических качеств.
Выносливость является физическим качеством, которое напрямую связанно со здоровьем [5].
Выносливость - способность человека длительно выполнять определенную физическую работу без снижения ее эффективности (без снижения скорости, темпа, шага или ухудшения техники), противостоять постепенно наступающему утомлению. Уровень развития выносливости обусловливается энергетическими, морфологическими и психологическими факторами. Энергетический фактор обусловлен особенностями энергообеспечения работоспособности пловца на дистанциях разной длины. Морфологический фактор определяется строением мышц и мышечной композицией, жизненной емкостью легких, объемом сердца, капилляризацией мышечных волокон. Психологический фактор связан с устойчивостью, мобилизацией, умением преодолевать неприятные ощущения [7, 10].
Выносливость определяет не только уровень здоровья, но и как следствие, уровень его работоспособности, а значит и производительности труда, что не маловажно, так как одним из принципов физического воспитания, является подготовка к профессиональной деятельности. Выносливый человек способен выполнить гораздо больший объем работ и с большей производительностью.
Выносливость условно делят на специальную и общую. Общая выносливость характеризуется работоспособностью пловца при выполнении любых физических упражнений, а специальная выносливость - лишь при выполнении наиболее специфичных упражнений.
Общая выносливость характеризуется аэробными возможностями организма. Основным показателем аэробных возможностей организма является величина максимального потребления кислорода (МПК). МПК -это количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (1 мин). Измеряется МПК в л/мин или мл/мин/кг. МПК зависит от нескольких биологических факторов, важнейшими из которых являются: минутный и ударный объемы сердца, частота сердечных сокращений, скорость кровотока, жизненная емкость легких и др. [6].
Соблюдая основные принципы построения тренировочного процесса, такие как систематичность, постепенность, адекватность предъявляемой нагрузки можно добиться существенного улучшения аэробных возможностей и увеличить показатели МПК.
Слабые результаты в выносливости - это прямой показатель неблагополучного состояния здоровья подрастающего поколения.
Связь между МПК и здоровьем впервые была обнаружена американским врачом Кеннетом Купером. Купер доказал, что люди имеющие МПК больше 42 мл/мин и больше, не страдают хроническими заболеваниями сердца, имеют показатели артериального давления и массы тела в пределах нормы. Была также установлена тесная взаимосвязь величины МПК и факторов риска ишемической болезни сердца. Чем выше показатели МПК, тем лучше показатели артериального давления, холестерина крови и массы тела. Минимальные показатели величины МПК для мужчин - 42 мл/мин/кг, для женщин - 35 мл/мин/кг. Это безопасные уровни соматического здоровья человека [6].
Зафиксировано неуклонное снижение показателей общей выносливости подростков от десятилетия к десятилетию. Уровень физической работоспособности - один из главных показателей здоровья. К. Купер предложил характеризовать физическую (аэробную) работо-способность с помощью, так называемого 12-минутного теста.
Результаты тестов Купера широко используются в физиологии, гигиене труда, медицине, физической культуре и спорте, как показатели физического состояния и тренированности человека. Наблюдения за динамикой показателей тестов являются хорошим стимулом для продолжения занятий и повышают интерес к ним. Как уже говорилось, в основе тестов Купера лежат физические нагрузки, предъявляющие достаточные требованиях к сердечнососудистой системе, стандартного характера. Поэтому, если организм, хорошо справляется с такими нагрузками, можно говорить о хорошем функциональном состоянии сердечнососудистой системы и ее высокой устойчивости к развитию заболеваний. Напротив, организм, плохо справляющийся с данными нагрузками, имеет ослабленную, малотренированную сердечнососудистую систему, подверженную возникновению различных патологий [10].
С целью выявления уровня выносливости у студентов Тульского государственного университета на занятиях по плаванию был проведен 12-минутный тест Купера (таблица).
В исследовании приняли участие 118 студентов 2-го курса -74 юноши и 44 девушки. Все студенты занимались плаванием в рамках дисциплины физическая культура (элективный курс) согласно расписанию два раза в неделю.
Расстояние 12-минутного плавания (тест Купера для лиц 20 лет)
Степень подготовленности Дистанция, м
Юноши Девушки
Очень плохо < 450 < 350
Плохо 450 350
Удовлетворительно 550 450
Хорошо 650 550
Отлично > 650 > 550
Занятия строились по традиционной схеме и состояли из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Основными задачами являлись укрепление здоровья студентов, улучшение физического развития, закаливание организма, расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за его энергообеспечение, повышения уровня развития общей и специальной физической подготовленности, а также обучения и совершенствования техники спортивных и прикладных способов плавания
На занятиях по плаванию со студентами был применен метод повторной тренировки с тенденцией к возрастанию длительности интервалов работы. Увеличение физической нагрузки происходило постепенно, за счет улучшение технической и физической подготовленности занимающихся, путем увеличения скорости преодоления дистанций, сокращения интервалов отдыха и повышения моторной плотности занятия.
Все упражнения, используемые на учебных занятиях оздоровительным плаванием, можно разделить на упражнения, выполняемые на суше и на упражнения, выполняемые в воде.
Упражнения на суше выполняются в подготовительной части занятия (разминка) и включают в себя общеукрепляющие гимнастические упражнения и имитационные упражнения, направленные на разучивание и совершенствование техники плавания.
Упражнения в воде выполняются на протяжении всего занятия. Данные упражнения условно можно разделить на общеукрепляющие и общеразвивающие, специальные (корригирующие) и технические.
Дозировка плавательных упражнений определялась длиной проплываемых отрезков, темпом, периодами отдыха между отрезками, а также техникой плавания. В связи с тем, что состав занимающихся не однороден, ни по полу, ни по уровню плавательной подготовленности, на занятии упражнения дозировалась не по длине отрезков, а по времени, затраченному на выполнение упражнения. В среднем на выполнение упражнений в основной части занятий давалось 10-15 мин.
Для оценки динамики физической подготовленности 12-минутный тест Купера проводился в начале и конце учебного года. Анализ полученных данных у юношей и девушек получился неоднозначным.
В ходе исследования выявили, что у юношей в начале года результат на «отлично» показали 5 % студентов, «хорошо» - 9 %, «удовлетворительно» - 43 %, «плохо» - 8 % и «очень плохо» - 35 %. Среднее значение результатов в плавании оценивалось как «удовлетворительная подготовленность». При повторной сдаче тестов в конце года практически везде наблюдается положительная динамика уровней физической подготовленности. В оценке уровня на «отлично» наблюдается увеличение до 9 %, на «хорошо» - с 9 до 37 %. Соответственно, показатели на «удовлетворительно» снизились с 43 до 28 %, и «очень плохо» - с 35 до 12 %. Наблюдался сдвиг подготовленности в сторону оценок «хорошо» и «отлично» - 48 %.
У девушек при первом тестировании на «отлично» сдали тест 8 % испытуемых, на «хорошо» - 31 %, на «удовлетворительно» - 41 %, «плохая подготовленность» - 13 % и «очень плохая» - 7 %. При повторном тестировании в конце года показатель на «отлично» практически не изменился, разница составила 1 %, показатель «хорошо» увеличился с 31 до 42 %. При анализе уровня на «удовлетворительно» наблюдается снижение показателя с 41 до 30 %. Однако, при более детальном анализе, выявили увеличение уровня «плохая подготовленность» - с 13 до 19 %, но в то же время показатель «очень плохая» физическая подготовленность в конце года не показал никто. Таким образом, у девушек, как и у юношей, наблюдается положительная динамика подготовленности и сдвиг средних значений показателей в сторону «хорошо» и «отлично» - 51%.
Таким образом, результаты тестирования довольно точно характеризуют физическую подготовленность у студентов и указывают на необходимость акцентировать внимание на развитие выносливости в течение всего периода обучения. В ходе исследования была выявлена положительная динамика уровня физической подготовленности, что связано с повышением уровня тренированности и совершенствования техники плавания.
Список литературы
1. Ганчар А.И., Гаркуша С.В. Теоретико-методические аспекты формирования навыков плавания среди разных групп населения в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий обучающихся // Физическое воспитание студентов. 2012. № 3. С. 24-28.
2. Диагностика адаптации пловцов на начальном этапе специализированной подготовки // В.А. Лиходеева [и др.] // Теория и практика физ. культуры. 2011. № 6. С. 50-52.
3. Ефимова И.В., Будыка Е.В., Проходовская Р.Ф. Психофизиологические основы здоровья студентов: учеб. пособие. Иркутск: ИГУ, 2003.
4. Кашмина Е.О. Содержание дифференцированной методики физического воспитания студентов специальной медицинской группы, занимающихся плаванием // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. Вып. 4. С 52-57.
5. Лопатина А.Б. Совершенствование системы подготовки юниоров. Тамбов: Юком, 2016. 86 с.
6. Мильнер Е.Г. Формула жизни: медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. М.: ФиС, 1991. 112 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: БРЭ, 2002. 528 с.
8. Переверзева И.В. Оздоровительное плавание в вузе: теория и практика: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. 106 с.
9. Фильчаков С.А., Чернышева И.В., Шлемова М.В. Актуальные проблемы здоровья студентов // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 192-192.
10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для студентов вуза физ. культуры. М.: Академия, 2000. 480 с.
11. Цеслицкая М.З. Занятия плаванием в повышении уровня здоровья студентов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2013. № 12. С. 101-104.
Кашмина Екатерина Олеговна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
DYNAMICS OF INDICA TORS OF GENERAL STABILITY ON THE BASIS
OF THE COUPER'S TEST FOR STUDENTS STUDYING WITH SWIMMING
E.O. Kashmina
The questions of the connection between the level of physical readiness and the state of health of students are considered. The materials of the study of the effect of swimming lessons on the physical readiness of Tula State University students are presented.
Key words: physical fitness, endurance, Cooper test, student health, swimming in
college.
Kashmina Ekaterina Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, kkashmina@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University