Научная статья на тему 'Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников'

Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2434
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИДЫ СОЧИНЕНИЙ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / СОЧИНЕНИЕ / СОЧИНЕНИЕ ПО ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ КАРТИНЕ / SPEECH DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN / TYPES OF ESSAYS ESSAY ON THE DEMO PICTURE / WRITING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бакулина Галина Александровна

В данной статье дано понятие сочинения, рассмотрена роль сочинения в речевом развитии младшего школьника, представлены общие сведения о специфике написания сочинений в начальной школе. Автор подробно останавливается на методических особенностях написания самого трудного вида сочинений в начальной школе – сочинении по демонстрационной картине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essay on painting demonstration as a means of coherent speech development of Junior schoolchildren

In this article, given the concept works, the role of composition in speech development of primary school children, presents General information about the specifics of writing in elementary school. The author dwells on the methodological peculiarities of writing the most difficult types of essays in elementary school – es-say on the demo picture.

Текст научной работы на тему «Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14880 УДК 373.31:811.161.1

Бакулина Г. А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. -ART 14880. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14880.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

Бакулина Галина Александровна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров

Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи

младших школьников

Аннотация. В данной статье дано понятие сочинения, рассмотрена роль сочинения в речевом развитии младшего школьника, представлены общие сведения о специфике написания сочинений в начальной школе. Автор подробно останавливается на методических особенностях написания самого трудного вида сочинений в начальной школе - сочинении по демонстрационной картине.

Ключевые слова: сочинение, речевое развитие младшего школьника, виды сочинений, сочинение по демонстрационной картине.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Одной из главных задач обучения в начальной школе является развитие связной (устной и письменной) речи учащихся. Самыми эффективными способами решения данной задачи справедливо считается написание изложений и сочинений.

Сочинение - это самостоятельная письменная работа, предусматривающая сообщение школьником собственных мыслей, суждений, переживаний. Она направлена на совершенствование монологической речи учащихся, на обогащение опыта их речевой деятельности.

Сочинения являются очень важным воспитывающим и обучающим средством. Они учат осмысливать и оценивать жизненные явления и ситуации; развивают наблюдательность, учат анализировать и делать необходимые выводы и, по меткому выражению М. Р. Львова, «дисциплинируют мысль», делают её чёткой и точной. В сочинениях для школьника приобретают смысл изучаемые разделы русского языка: грамматика, орфография, пунктуация, лексика, все изучаемые грам-

матические понятия. Работая над сочинением, школьники приобретают ряд важнейших умений:

- умения, связанные с пониманием темы, её границами, раскрытием темы;

- умения, связанные с накоплением материала для письменного высказывания, его отбором, систематизацией;

- умения, связанные с составлением плана и письмом по плану;

- умения, связанные с языковой подготовкой текста;

- умение выражать в сочинениях свою позицию, передать идею;

- умение создавать текст и записывать его;

- умение совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.

Письменное сочинение - самый сложный, но, при правильной организации, самый эффективный вид творческой деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Сложность этой деятельности многоаспектна:

1. Сообщение собственных мыслей, чувств, впечатлений гораздо труднее, чем передача содержания чужого текста, как это, например, имеет место в изложении.

г\л Л г\л

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14880 УДК 373.31:811.161.1

Бакулина Г. А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. -ART 14880. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14880.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

- Большое разнообразие видов сочинений, написание которых должны освоить дети, обучаясь в начальной школе.

- Специфическая структура каждого вида сочинения, необходимость её теоретического осознания и практического освоения.

- Возрастание требований к проведению сочинений с позиций новых стандартов, которые ориентируют учителя на усиление деятельностного подхода в обучении, на активизацию речемыслительной деятельности учащихся, увеличения активности и осознанности детей в организации и проведении уроков по развитию речи.

Сочинения классифицируются по разным критериям.

По источникам материала выделяются:

- сочинения по личным наблюдениям (о пережитом, увиденном, услышанном самими детьми);

- сочинения по прочитанным произведениям, картинкам, демонстрационным картинам, по просмотренному кинофильму или спектаклю;

- по нескольким источникам одновременно (по картине и личным наблюдениям, по произведению и сюжетным картинкам и др.).

По темам имеют место сочинения о природе, о семье, о друзьях, о труде, об истории Родины, об увлечениях, о школе, о необычных предметах окружающей действительности и т. п. На уроках развития речи важно обеспечивать разнообразие тем для написания сочинений.

По языку сочинения делятся на эмоционально-образные (рассказ, очерк, зарисовка и др.) и деловые (объявление, письмо и др.). В начальных классах преобладают эмоционально-образные сочинения, но в небольшом количестве обязательно проводятся и деловые.

По типам текста практикуются сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, сочинения смешанного типа (контаминированные).

По жанрам выделяются такие виды: сочинение-рассказ, сочинение-зарисовка, сочинение-импровизация, сочинение-очерк, сочинение-объявление, сочинение-письмо, сочинение-статья (в газету, в журнал), сочинение-репортаж, сочинение-автобиография, сочинение-рецензия и др. В начальной школе преобладает сочинение-рассказ, но важно познакомить детей с различными жанрами и их спецификой.

По степени самостоятельности речевой деятельности учащихся различают сочинения коллективные и индивидуальные. Обучение сочинению начинается с коллективной работы с плавным переходом на индивидуальную.

По месту проведения бывают сочинения классные и домашние. В начальной школе основными являются классные сочинения.

По специфике подготовительной работы пишутся сочинения с длительной подготовкой (например, «Погода в марте»); с небольшой подготовкой (например, сочинение по демонстрационной картине); сочинение без предварительной подготовки (например, сочинение-миниатюра).

По объёму имеют место сочинения-миниатюры (12-65 слов); сочинения среднего объёма (от 18-20 до 85-120 слов); сочинения большого объёма (более 120 слов). В начальных классах больше практикуются сочинения среднего объёма.

Одним из самых непростых видов сочинений в начальной школе справедливо считается сочинение по демонстрационной картине. Работа над ним длится с первого по четвертый класс по нарастающей степени сложности. В первом классе дети овладевают умением в составлении письменного текста по сюжетным картинкам.

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14880 УДК 373.31:811.161.1

Бакулина Г. А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. -ART 14880. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14880.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

Школьникам сообщается, что сюжет - это последовательность действий или событий, в которых раскрывается содержание того или иного художественного произведения. В данном случае художественным произведением являются картинки, созданные на определённую тему. Для лучшего уяснения детьми той особенности, что действия и события развиваются, следуя одно за другим, можно расположить картинки в нарушенной последовательности. После этого предложить школьникам поставить их в правильном порядке и определить, о чём в них рассказывается и каков их сюжет. Для сочинения выбираются яркие цветные картинки с доступным, привлекающим внимание учащихся содержанием, направленным на формирование личности первоклассника.

Важно, чтобы первое восприятие картинок привлекло внимание учащихся, пробудило интерес к увиденному и настроило школьников на плодотворную работу. Написанию сочинения предшествует устная беседа учителя и учащихся, направленная на раскрытие содержания последовательно рассматриваемых картинок. К каждой картинке в среднем задаётся по два вопроса. Большая часть вопросов формулируется таким образом, чтобы при ответе на них учащиеся могли использовать основной лексический состав вопросительного предложения, добавляя в него одно-два слова. Наряду с ними, в беседе должны иметь место такие вопросы, для ответа на которые дети самостоятельно подбирают все слова и выражения. Все вопросы беседы воспринимаются детьми на слух.

Пример такой беседы на тему «Как мышка перехитрила кошку».

Уч-ль. Посмотрите на первую картинку. Скажите, кто играл шариком на лужайке?

Уч-к. Мышка играла шариком на лужайке.

Уч-ль. Кто выбежал из кустов?

Уч-к. Из кустов выбежал котёнок.

Уч-ль. Посмотрите на вторую картинку. Скажите, где спряталась мышка?

Уч-к. Мышка спряталась за шарик.

Уч-ль. Что появилось в шарике?

Уч-к. В шарике появилось отражение мышки.

Уч-ль. Посмотрите на третью картинку. Скажите, куда протянул котёнок лапу?

Уч-к. Котёнок протянул лапу к отражению.

Уч-ль. Чем закончилась эта история?

Уч-к. Шарик лопнул, а мышка убежала.

Уч-ль. Кто кого перехитрил?

Уч-к. Мышка перехитрила котенка.

Возможный вариант сочинения «Как мышка перехитрила кошку»: Мышка играла шариком на лужайке. Из кустов выбежал котенок. Мышка спряталась за шарик. В шарике появилось отражение мышки. Котенок протянул лапу к отражению. Шарик лопнул, а мышка убежала.

Во втором классе школьники делают первые шаги в написании сочинения по демонстрационной картинке. Дети знакомятся с картиной как видом искусства. У них формируются представления о некоторых его видах: о картине-пейзаже («Золотая осень» И. С. Остроухова, «Грачи прилетели» А. К Саврасова); о картине-натюрморте («Букет цветов, бабочка и птичка» Ф. П. Толстого); о картине, созданной на основе русского народного творчества («Богатыри» В. М. Васнецова); о картине с бытовым сюжетом («За обедом» З. Е. Серебряковой). Школьники овладевают первичными практическими умениями «прочтения» картины, осмысления и передачи ее содержания в устной и письменной форме.

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14880 УДК 373.31:811.161.1

Бакулина Г. А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. -ART 14880. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14880.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

Для общего развития и элементарного представления о жизни и творчестве художника учащиеся получают краткие, ёмкие сведения об авторе картины. (В сочинения биографические данные не вводятся.) В процессе аналитической беседы раскрывается содержание картины.

Уч-ль. Какое время года изображено на картине?

Уч-к. На картине изображена весна.

Уч-ль. Какая изображена весна: поздняя или ранняя?

Уч-к. На картине изображена ранняя весна.

Уч-ль. Какие признаки ранней весны вы видите на картине.

Уч-к. Снег начал таять. Он потемнел и стал рыхлым.

Уч-к. Появились проталины.

Уч-к. Прилетели грачи.

Уч-ль. Что они делают?

Уч-к. Они строят гнёзда, шумят, суетятся.

Уч-ль. Что можете сказать о небе? Какое оно: высокое или низкое? Какого оно цвета?

Уч-к. Небо невысокое. Оно серовато-голубого цвета. На нём белые облака.

Уч-ль. Что находится за деревьями?

Уч-к. За деревьями забор, дома и маленькая церковь.

Уч-ль. Нравится ли вам картина?

Уч-к. Мне картина нравится.

Возможный вариант сочинения второклассника по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»: на картине изображена ранняя весна. Снег потемнел, стал рыхлым и начал таять. Появились проталины. Прилетели грачи. Они строят гнезда на деревьях, шумят, суетятся. Небо невысокое. Оно серовато-голубого цвета. За деревьями забор, дома и маленькая церковь. Интересная картина.

В третьем классе подход к написанию сочинения по демонстрационной картине существенно меняется.

Во-первых, учащиеся получают более полные сведения о жизни и творчестве художника. Во-вторых, в начале сочинения они очень коротко представляют автора картины (например, Передо мной картина «Царевна-Лебедь» известного художника М. А. Врубеля. Я с удовольствием смотрю на картину великого русского художника В. А. Серова и т. д.). В-третьих, школьники пытаются сформулировать общее содержание картины (например, Эта картина о красоте природы. Эта картина о ранней весне и т. д.). В-четвёртых, дети начинают овладевать композиционным анализом картины (на переднем плане картины изображено... ; на заднем плане картины мы видим... и т. д.).

Пример беседы по картине В. М. Васнецова «Снегурочка».

Уч-ль. Скажите, какая картина и какого замечательного художника находится перед вами?

Уч-к.Перед нами картина «Снегурочка» замечательного русского художника В. М. Васнецова.

Уч-ль. Какое время и какое место изображено на картине?

Уч-к. Холодная зимняя ночь. Заснеженная лесная поляна. Тишина. Неяркий лунный свет освещает одинокую фигуру.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уч-ль. Сказочная таинственная ночь. Царство Берендея. На заснеженную полянку льется мягкий лунный свет. Он освещает одинокую фигуру. (Работа в таблице.)

Уч-ль. Кто же это?

Уч-к. Это Снегурочка.

IV ^ rw

КОНТ TF.TTT

Бакулина Г. А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. -ART 14880. - 0,4 п. л. - URL: http://e

koncept.ru/2014/14880.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14880 УДК 373.31:811.161.1

Уч-пь. Во что она одета?

Уч-к. Она одета в длинное светлое пальто.

Уч-ль. Чем украшено пальто?

Уч-к. Пальто украшено узорами.

Уч-ль. Что ещё из одежды есть на девочке?

Уч-к. На девочке шапка и тёплые варежки. (Работа в таблице.)

Уч-ль. Какая у Снегурочки фигура?

Уч-к. У Снегурочки стройная фигура.

Уч-ль. В каком положении находятся руки?

Уч-к. Руки разведены в стороны.

Уч-ль. Куда повёрнута голова?

Уч-к. Голова повёрнута вправо, будто девочка к чему-то прислушивается. (Работа в таблице.)

Уч-ль. Куда идёт Снегурочка по заснеженному лесу?

Уч-к. Снегурочка идёт по заснеженному лесу к людям.

Уч-ль. Что мы видим в её чудесных выразительных глазах?

Уч-к. В чудесных выразительных глазах Снегурочки затаилась тревога и некоторая растерянность перед неизвестным будущим. (Работа в таблице.)

Уч-ль. Какие чувства и ощущения вызывает у вас эта картина?

Уч-к. Хочется, чтобы люди встретили Снегурочку с радостью.

Уч-к. Чудесен и прекрасен изображённый художником сказочный мир.

Пример таблицы к сочинения по картине В. М. Васнецова «Снегурочка».

План рассмотрения картины Рабочий материал План сочинения

1. Сведения об авторе Замечательный русский художник 1. Автор картины

2. Зимняя ночь Зимняя ночь Лесная поляна Тишина Лунный свет 2. Зимняя ночь

3. Одежда девочки Длинное пальто Украшено узорами Теплые варежки Шапка 3. Одежда снегурочки

4. Фигура Снегурочки Стройная фигура Разведены в стороны Повернута вправо 4. Фигура девочки

5. Путь девочки Следы на снегу Чудесные Выразительные глаза 5. Дорога в будущее

6. Чувства и ощущения от картины Встретили с радостью чудесный сказочный мир 6. Мои впечатления от картины

Тексты сочинений в 3-м классе становятся объемнее и художественнее. Возможный вариант сочинения третьеклассника по картине В. М. Васнецова «Снегурочка». Я любуюсь чудесной картиной замечательного русского художника В. М. Васнецова.

Холодная зимняя ночь. Заснеженная лесная поляна. Тишина. На темном небе мерцают маленькие звёздочки. Неяркий лунный свет освещает одинокую фигуру.

Это Снегурочка. Она в длинном светлом пальто с узорами, в шапке и теплых варежках.

(V С rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14880 УДК 373.31:811.161.1

Бакулина Г. А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. -ART 14880. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14880.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

У Снегурочки стройная фигура. Руки разведены в стороны. Голова повернута вправо, будто девочка к чему-то прислушивается.

Снегурочка идет по заснеженному лесу к людям. В её чудесных выразительных глазах затаилась тревога и некоторая растерянность перед будущим.

Хочется, чтобы Снегурочку люди встретили с радостью.

В четвертом классе работа по демонстрационной картине приобретает в определенном смысле (на простейшем уровне) философско-художественное наполнение. Дети учатся постигать глубину содержания произведений живописи, находить и выражать вложенную автором идею. У них формируется умение видеть и характеризовать детали картины. Обращается внимание школьников на цветовое решение картины, на сочетание содержания и выбранных автором художественных средств. Соответственно в беседе появляются новые подтемы. Пример беседы по картине И. И. Шишкина «Рожь»:

Уч-ль. Итак, какая картина и какого выдающегося мастера живописи находится перед вами?

Уч-к. Перед нами картина «Рожь» выдающегося мастера живописи XIX века Ивана Ивановича Шишкина.

Уч-ль. Что изображено на переднем плане картины?

Уч-к. На картине изображено поле созревающей ржи.

Уч-ль. Что напоминает колосящийся ржаной простор?

Уч-к. Колосящийся ржаной простор напоминает безбрежное жёлтое море, которое спокойно катит свои мягкие волны. (Работа с таблицей.)

Уч-ль. Что находится посередине поля?

Уч-к. Посередине поля вьётся убегающая вдаль дорога.

Уч-ль. Какие ощущения появляются при виде дороги?

Уч-к. Она словно манит пройти вдоль поля, подышать его запахами, насладиться тишиной и покоем. (Работа с таблицей).

Уч-ль. Какие птицы летают низко над полем?

Уч-к. Низко над полем летают быстрокрылые ласточки.

Уч-ль. Что они предвещают?

Уч-к. Они предвещают надвигающийся дождь или даже ливень. (Работа с таблицей.)

Уч-ль. Посмотрите на задний план картины. Скажите, что ещё показывает, что очень скоро пойдёт сильный дождь.

Уч-к. Над полем тёмное, грозовое небо. На нем огромные дождевые облака. (Работа с таблицей.)

Уч-ль. Какое деревце особенно ждёт животворной влаги.

Уч-к. Особенно ждёт животворной влаги маленькое полузасохшее деревце, стоящее между могучих ветвистых сосен. (Работа с таблицей.)

Уч-ль. Что ещё предвещает скорую грозу?

Уч-к. Напряжённая тишина и безветрие тоже предвещают скорую грозу или ливень. (Работа с таблицей.)

Уч-ль. Каких красок нет в картине? Какие краски в ней преобладают?

Уч-к В картине нет ярких красок. Жёлтое поле. Темно-зеленые сосны. Белоголубая, переходящая в тёмно-синий цвет небесная даль. (Работа с таблицей.)

Уч-ль. Какие чувства и ощущения появляются при виде обычного русского пейзажа?

Уч-к. При виде обычного русского пейзажа появляется чувство единения с природой. Хочется оказаться на этой дороге среди золотых колосьев, вдохнуть тёп-

г>л

6 ~

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14880 УДК 373.31:811.161.1

Бакулина Г. А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32. -ART 14880. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14880.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

лый ржаной запах, послушать тишину, ощутить бесконечность и красоту Вселенной. И конечно же, не перестаёшь восхищаться талантом великого художника.

Подобного рода беседы помогают школьникам сконцентрироваться на основных направлениях анализа картины, помогают установить логику речевого высказывания, увеличить силу его художественности и достаточный объем. Возможный вариант сочинения по картине И. И. Шишкина «Рожь».

Долго смотрю и не могу оторвать глаз от картины «Рожь» выдающегося мастера живописи И. И. Шишкина. В ней простота, мудрость, широта русского раздолья.

На картине изображено бескрайнее поле золотящейся созревающей ржи. Колосящийся простор напоминает безбрежное жёлтое море, которое спокойно и величаво катит свои мягкие волны.

Посередине поля вьётся убегающая вдаль дорога. Хочется пройти по ней и насладиться тишиной, покоем, хлебным запахом.

Низко над полем летают быстрокрылые ласточки Они предвещают приближающийся дождь или даже грозу. Об этом предупреждают огромные облака на тёмном небе.

Особенно ждёт влаги маленькое полузасохшее деревце, которое стоит на поле между могучих ветвистых сосен.

В картине нет ярких красок. Жёлтое поле, тёмно-зеленые сосны. Белоголубая, переходящая в тёмно-синий цвет, небесная даль.

Смотришь на этот простой пейзаж и не перестаешь удивляться, как необъятна, плодородна и прекрасна русская земля.

Таким образом, систематическая, последовательная, правильно организованная работа по написанию сочинений, в основе которых лежит анализ демонстрационной картины, может служить мощной базой для развития устной и письменной связной речи младших школьников, а вместе с тем - для формирования их художественного вкуса, расширения кругозора, становления жизненных приоритетов и позиций.

Рекомендуемая литература

1. Бакулина Г. А. Обучение сочинению в начальной школе. 1 класс . ластная типография», 2013. - 60 с.

2. Бакулина Г. А. Обучение сочинению в начальной школе. 2 класс . ластная типография», 2014. - 128 с.

3. Бакулина Г. А. Обучение сочинению в начальной школе. 3 класс . ластная типография», 2014. - 128 с.

4. Бакулина Г. А. Обучение сочинению в начальной школе. 4 класс . ластная типография», 2013. - 128 с.

- Киров: ООО «Кировская об- Киров: ООО «Кировская об- Киров: ООО «Кировская об- Киров: ООО «Кировская об-

Galina Bakulina,

Doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy and methodology of preschool and primary education of Vyatka State University of Humanities, Kirov

Essay on painting demonstration as a means of coherent speech development of Junior schoolchildren

Abstract. In this article, given the concept works, the role of composition in speech development of primary school children, presents General information about the specifics of writing in elementary school. The author dwells on the methodological peculiarities of writing the most difficult types of essays in elementary school - essay on the demo picture.

Key words: writing, speech development of primary school children, types of essays essay on the demo picture. Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н. доктором педагогических наук, членом редакциооной коллегии журнала «Концепт»

(V Т rw

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.