ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бакулина Г. А. Формирование речевых и творческих способностей младших школьников в процессе работы над сочинением-загадкой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S20. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76224.htm.
ART 76224 УДК 373.3
Бакулина Галина Александровна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров usr11490@vyatsu.ru
Формирование речевых и творческих способностей младших школьников в процессе работы над сочинением-загадкой
Аннотация. В статье характеризуется загадка как литературный жанр, раскрывается ее роль в жизни человека. Предлагаются варианты проведения сочинений-загадок на первом и втором году обучения в начальной школе, направленных на формирование речевых и творческих способностей младших школьников. Ключевые слова: загадка, жанр, сочинение, сочинение-загадка, развитие речи, творческие способности.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Загадка - один из древнейших жанров народного (позднее и авторского) творчества. Она представляет собой иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления. Ее еще называют «замысловатым описанием», «мудрёным вопросом», на который надо найти ответ-отгадку. Слово «загадка» произошло от слова «гадать», что в древнерусском языке означало «думать», «размышлять».
Загадка появилась в эпоху зарождения человечества и играла весьма значимую роль во все последующие времена. В каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым. Загадками наши предки защищали себя от злых духов, скрашивали однообразную несложную работу, сопровождали различные виды досуга. По умению разыгрывать загадки люди определяли глубину и гибкость человеческого ума. При помощи загадок учили мудрости, с их помощью испытывали человеческую мудрость.
С течением времени загадка утратила некоторые свои функции (например, са-крально-обережную), но при этом обрела образность, самобытность и стала одним из ярких самостоятельных видов литературного творчества. Сегодня очень важно сохранить этот жанр, не допустить уменьшения его востребованности (к сожалению, данная тенденция обозначилась в современном обществе) и возможности влиять на формирование умственных, речевых, творческих способностей, а также личностных качеств подрастающего поколения [1].
Одним из путей решения указанной проблемы в условиях начальной школы может быть написание сочинений-загадок. При правильной организации этот вид работы вполне по силам учащимся первого класса. Слушая на уроке развития речи вопросы учителя и отвечая на них, дети учатся точно и правильно формулировать речевые высказывания. Составляя вместе с учителем текст загадки, приобретают первый опыт творческой литературной деятельности.
На первом уроке, посвященном написанию сочинения-загадки, обязательно выявляется (в зависимости от уровня знаний детей повторяется или объясняется) специфика загадки как литературного жанра, уточняются ее жанровые признаки. В целях привлечения внимания детей к предстоящей творческой работе, учитель организует
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бакулина Г. А. Формирование речевых и творческих способностей младших школьников в процессе работы над сочинением-загадкой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S20. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76224.htm.
отгадывание в классе интересных, доступных, показательных по структуре и характеру загадок. Для этого выбираются загадки на одну и ту же тему (о растениях, о временах года, о животных и т. д.) и очень близкой структуры. Составление школьниками своей загадки осуществляется коллективно по подобию с теми загадками, которые предлагались учителем в начале урока. Рассмотрим возможный вариант проведения урока развития речи по написанию сочинения-загадки в первом классе.
I. Подготовительная работа
Уч-ль. Я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки. Предлагаю вам отгадать вот такую загадку: Под соснами, Под ёлками Лежит
Мешок с иголками. Слушаю отгадку. Уч-к. Это ёж.
Уч-ль. Как вы определили, что это ёж? Уч-к. Ёжик похож на мешок с иголками. Уч-ль. А чем ёж похож на мешок с иголками? Уч-к. Ёжик, как мешок, продолговатый. И у него на теле иголки. Уч-ль. Особенность загадки состоит в том, что в ней или совсем не называется предмет, который загадывается, или называется другой, похожий на него, предмет. Отгадать загадку помогают признаки этого предмета. Отгадайте ещё одну загадку: По деревьям -Скок да скок -Живой порхает огонёк. Какая здесь отгадка? Уч-к. Это белка.
Уч-ль. Почему вы считаете, что это белка?
Уч-к. Белка скачет по деревьям. Она рыжая, поэтому похожа на огонёк.
II. Составление загадки
Уч-ль. А теперь давайте вместе составим свою загадку. Вот про это животное (Появляется изображение жирафа.) Уч-ль. Какое это животное? Уч-к. Это жираф.
Уч-ль. Посмотрите на изображение жирафа. Назовите его главный признак. Уч-к. Жираф высокий.
Уч-ль. Верно. А жираф огромный или маленький? Уч-к. Жираф огромный.
Уч-ль. На что он похож? (Слушаются ответы учащихся. Возможно, кто-то из детей скажет: «Он похож на кран подъёмный». Если такое сравнение не прозвучит, можно показать детям изображение подъёмного крана и задать наводящий вопрос: «А вот на этот предмет похож жираф или нет?»)
Уч-ль. Теперь давайте соединим вместе части загадки. При этом надо помнить, что загадываемый предмет называть нельзя. Какое слово можно сказать вместо слова жираф?
Уч-к. Можно сказать «Он».
Уч-ль. Назовите первую часть загадки.
Уч-к. Он высокий. (Учитель записывает эту часть на доске.)
Уч-ль. Кто скажет вторую часть загадки?
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бакулина Г. А. Формирование речевых и творческих способностей младших школьников в процессе работы над сочинением-загадкой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S20. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76224.htm.
Уч-к. Он огромный. (Учитель записывает вторую часть загадки на доске.)
Уч-ль. Какая же будет третья часть?
Уч-к. Он похож на кран подъёмный. (Учитель пишет третью часть загадки на доске.)
Уч-ль. Кто скажет всю загадку полностью?
Уч-к. Он высокий. Он огромный. Он похож на кран подъёмный.
III. Словарно-орфографическая и пунктуационная работа
В записанной на доске загадке учитель подчёркивает слова: огромный, похож, подъёмный.
Уч-ль. Давайте обратим внимание на написание подчёркнутых в нашей загадке слов. Прочитайте их. (Ученик читает вслух.)
Уч-ль. В каких словах можно поставить ударение?
Уч-к. Можно поставить ударение в словах огромный, похож. В слове подъёмный ударение падает на букву ё. А над буквой ё ударение не ставится. (Учащиеся ставят ударение в двух словах.)
Уч-ль. Поставьте сигнальные точки над безударными гласными. (Учащиеся выполняют задание.)
Уч-ль. На какую ещё особенность надо обратить внимание в слове подъёмный?
Уч-к. В слове подъёмный есть разделительный твёрдый знак. (Ставится сигнальная точка над твёрдым знаком.)
Уч-ль. Сколько предложений в нашей загадке?
Уч-к. В нашей загадке три предложения.
Уч-ль. Что есть общее в их записи?
Уч-к. Первое слово в предложениях пишется с заглавной буквы.
Уч-к. В конце предложений ставится точка.
Уч-ль. Напишите в тетрадях посередине строки Загадка. И запишите составленный текст загадки. Постарайтесь не допустить ошибок.
IV. Письмо сочинения-загадки учащимися.
V. Самопроверка [2].
Во втором классе специфика работы над сочинением-загадкой, в основном, сохраняется. Однако приобретенный детьми определенный опыт позволяет увеличить объем сочинения, дифференцировать процесс составления загадки. Дети в зависимости от их желания могут составить и записать свой вариант загадки или остановиться на проработанном совместно с учителем. Кроме того, для увеличения речевой, творческой активности детей, усиления их роли в организации учебного процесса можно предложить школьникам определить вид предстоящей творческой работы. В качестве примера рассмотрим порядок проведения сочинения-загадки во втором классе.
I. Подготовительная работа
Уч-ль. Мы с вами любим загадки. Много мы отгадали разных загадок и даже сами составляли их. Вам эта работа пришлась по душе, поэтому сегодня мы вновь обращаемся к чудесному жанру, каким является загадка. Отгадайте вот такую загадку:
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам -
Скажешь здесь,
А слышно там.
Уч-ль. Кто знает отгадку?
Уч-к. Это телефон.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бакулина Г. А. Формирование речевых и творческих способностей младших школьников в процессе работы над сочинением-загадкой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S20. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76224.htm.
Уч-ль. Как вы определили, что это телефон?
Уч-к. Голос, который звучит по телефону, бежит по проводам на большие расстояния, через поля, через леса, через моря и океаны. Кто-то говорит по телефону в одном городе или стране, а слышно в другом городе или стране. Уч-ль. Молодцы! Эту загадку вы правильно и быстро отгадали. А теперь отгадайте вторую: Чудесный длинный дом, Пассажиров много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином. Уч-к. Это автобус.
Уч-ль. Почему вы считаете, что это автобус?
Уч-к. Автобус похож на длинный дом, в котором много людей. У автобуса резиновые шины. Он заправляется бензином.
Уч-ль. На основании нашей работы скажите, какое мы напишем сегодня сочинение. Уч-к. Сегодня мы будем писать сочинение-загадку.
Уч-ль. Откройте тетради. Запишите число. На следующей строке: Сочинение-загадка. (Учитель пишет на доске, школьники работают в тетрадях.)
II. Составление загадки
Уч-ль. Приступим к составлению нашей загадки. Она, как и те загадки, которые мы отгадывали, про один из предметов, которые мы обычно видим на экране телевизора или в кинотеатре. Этот предмет изображён на рисунке. (Появляется изображение подводной лодки). Какой это предмет? Уч-к. Это подводная лодка.
Уч-ль. На что похожа подводная лодка: на дом или лопату?
Уч-к. Подводная лодка похожа на дом.
Уч-ль. Под водою или над водой плывёт дом?
Уч-к. Под водою дом плывёт.
Уч-ль. Смелый или трусливый в нём живёт народ?
Уч-к. Смелый в нём живёт народ.
Уч-ль. Этот дом может плавать под полярным льдом? Начните ответ на этот вопрос со слова даже.
Уч-к. Даже под полярным льдом может плавать этот дом.
Уч-ль. Теперь надо соединить все части загадки. В этом вам поможет следующая запись:
Под водою.......
Смелый.............
Даже.........
Может..........
Кто может рассказать текст загадки полностью?
Уч-к. Под водою дом плывёт.
Смелый в нём народ живёт.
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом.
III. Орфографическая и пунктуационная работа На доске запись:
вода народ живёт полярный
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бакулина Г. А. Формирование речевых и творческих способностей младших школьников в процессе работы над сочинением-загадкой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S20. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76224.htm.
Уч-ль. Прочитайте записанные на доске слова. Где возможно, поставьте ударение. (Задание выполняется коллективно.)
Уч-ль. Подчеркните в словах орфограммы. (Дети выполняют задание.) Уч-ль. Выделите по порядку каждое слово, учитывая имеющуюся в нём орфограмму или орфограммы.
Уч-к. Можно выделить слово вода. В нём есть проверяемый безударный гласный. Он обозначен буквой о. Проверочное слово воды.
Уч-ль. По какому признаку можно выделить слово народ?
Уч-к. В слове народ две орфограммы. Первая орфограмма - непроверяемый безударный гласный. Обозначен буквой а. Вторая орфограмма - парный согласный на конце слова. Обозначен буквой д. Проверочное слово народы. Уч-ль. По какому признаку можно выделить слово живёт? Уч-к. В слове живётесть буквосочетание жи. Оно пишется с буквой и. Уч-ль. Какая орфограмма есть в слове полярный?
Уч-к. В слове полярный есть непроверяемый безударный гласный. Он обозначен буквой о.
Уч-ль. Сколько предложений имеется в составленной нами загадке?
Уч-к. В составленной нами загадке три предложения.
Уч-ль. Назовите первое предложение загадки.
Уч-к. Первое предложение загадки :Под водою дом плывёт.
Уч-ль. Вспомните второе предложение.
Уч-к. Второе предложение: Смелый в нём народ живёт.
Уч-ль. Назовите последнее предложение.
Уч-к. Последнее предложение: Даже под полярным льдом может плавать этот
дом.
Уч-ль. Что есть общее в этих предложениях?
Уч-к. Первое слово в каждом предложении пишется с заглавной буквы. Уч-к. В конце этих предложений ставится точка.
Уч-ль. Запишите загадку стихотворной строкой по памяти. В этом вам поможет опорная запись, которой мы пользовались при составлении текста загадки.
Под водою.......
Смелый.............
Даже.........
Может..........
IV. Письмо учащимися загадки.
V. Самопроверка [3].
Опыт показывает, что дети легко и надолго увлекаются подобным творческим процессом. Они сами составляют загадки в свободное время, предлагают их одноклассникам, членам семьи, даже учителю. С большим удовольствием принимают участие в конкурсах по отгадыванию загадок. А это значит, что в начальной школе появился очередной способ речевого и творческого развития учащихся, а жанр загадки нашел новое применение и определенную гарантию долгожительства.
Ссылки на источники
1. Рязанов С. Золушка фольклора // Аргументы недели. - 2016. - 18 авг. - С. 8-9.
2. Бакулина Г. А. Обучение сочинению в начальной школе. 1 класс. - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2013. - 60 с.
3. Бакулина Г. А. Обучение сочинению в начальной школе. 2 класс. - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2014. - 128 с.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бакулина Г. А. Формирование речевых и творческих способностей младших школьников в процессе работы над сочинением-загадкой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S20. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76224.htm.
Galina Bakulina,
Doctor of Education, professor of pedagogy and methodology of preschool and primary education, Vyatka
State University, Kirov
usr11490@vyatsu.ru
Formation of speech and creative abilities of younger schoolboys in the course of work on writing a mystery
Abstract. The article is characterized by a mystery as a literary genre, reveals its role in human life. The variants of the works, the mysteries of the first and second year of primary school, aimed at the formation of speech and creative abilities of younger schoolboys.
Key words: puzzle genre, composing, writing, mystery, language development, creativity.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 10.10.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 11.10.16
Принята к публикации Accepted for publication 11.10.16 Опубликована Published 25.10.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Бакулина Г. А., 2016
www.e-koncept.ru