ФИНАНСОВОЕ, БАНКОВСКОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО
Е.Г. Беликов
СОЧЕТАНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ФИНАНСОВОМ ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
В статье рассматриваются понятия, виды и направления взаимодействия финансово-правовых стимулов и финансово-правовых ограничений в условиях развития Российской Федерации как социального государства.
Ключевые слова: финансово-правовые стимулы, финансово-правовые ограничения, социальное государство, принцип сочетания стимулирования и ограничения в праве, финансовое право.
E.G. Belikov
COMBINATION OF INCENTIVES AND CONSTRAINTS IN FINANCIAL LAW OF SOCIAL STATE
The article deals with the concept, types and areas of interaction of financial incentives and financial constraints in terms of development of the Russian Federation as a social state.
Keywords: financial incentives, financial constraints, social state, principle of combination of incentives and constraints in the law, financial law.
Одним из общих организационных общеправовых принципов выступает сочетание стимулирования и ограничения в праве. Он предполагает согласованное, разумное использование юридических средств как побуждающих к социально полезному поведению, так и сдерживающих социально вредное поведение1. Правовые стимулы (субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения) и правовые ограничения (обязанности, запреты, принуждение и т.п.) являются парными, диалектически взаимосвязанными категориями, юридическими средствами, способствующими формированию и действию мотивов поведения, определяемого правовыми нормами.
Для финансового права в условиях развития России как социального государства принцип сочетания стимулирования и ограничения имеет очень важное значение, поскольку обеспечение государством условий для достойной жизни и свободного развития человека во многом зависит от эффективного и согласованного использования финансово-правовых средств. В этой связи следует согласиться с мнением И.В. Рукавишниковой о том, что «формула взаимодействия правовых способов, регулирующих финансовые отношения, должна отражать
© Беликов Евгений Геннадьевич, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
принцип гармоничного развития и повышения благосостояния государства и общества, включая всех его индивидов, а также способствовать созданию отлаженного функционирования механизма государственного финансирования»2.
В настоящее время с учетом публично-правовой направленности предмета финансового права в правовом регулировании публичных финансов преобладают средства правового ограничения. Несмотря на доминирование в методе финансового права функционального неравенства участников финансовых правоотношений, данный метод создает условия для реализации прав подвластных субъектов (в основном в форме дозволений, ограниченных правовыми предписаниями), в т.ч. путем ограничения полномочий властных участников. При этом права и обязанности (полномочия) указанных сторон финансовых правоотношений находятся в прямой зависимости от принципов реализации социальной и финансовой политики государства3.
Н.И. Химичева выделяет в качестве отраслевого принципа финансового права экономическое (материальное) стимулирование4, которое, как представляется, является составной частью общеправового принципа сочетания стимулирования и ограничения, действующего в финансовом праве. При этом указанный автор более широко трактует смысловое значение понятия стимула, рассматривая его не только в позитивном (поощрительном), но и негативном аспекте, включая применение нежелательных мер воздействия. По мнению ученого, экономическое стимулирование в финансовых правоотношениях в позитивном аспекте призвано побуждать всех субъектов финансового права с помощью мер материального поощрения к эффективному и своевременному выполнению своих обязанностей з в сфере публичных финансов, экономному и рациональному использованию ? финансовых ресурсов. В заключении своих рассуждений о содержании предла-
сл
3 гаемого ею принципа Н.И. Химичева приходит к выводу о необходимости учета взаимного влияния экономических мер поощрительного характера и побуди-I тельных мер негативного воздействия5. Принимая во внимание, что поощрение
1 служит разновидностью правовых стимулов, а принуждение выступает одним
го
| из элементов правового ограничения, известный ученый, описывая принцип
| экономического стимулирования в финансовых правоотношениях по сути под-
| разумевает в несколько усеченном виде принцип сочетания стимулирования и
2 ограничения в финансовом праве.
° В российском законодательстве отсутствует понятие финансово-правовых ж стимулов. При этом иногда в ненормативных правовых актах Правительства РФ | используется понятие финансовых стимулов, к которым данный орган относит о налоговые и таможенные льготы, бюджетные субсидии, гранты, государствен° ные гарантии и т.п.6 Отдельные виды финансово-правовых стимулов получили
0
° нормативное закрепление в НК РФ (например, налоговые льготы, налоговые
го
вычеты), в БК РФ (межбюджетные субсидии, субсидии юридическим лицам,
1 бюджетный кредит), в Таможенном кодексе Таможенного союза (например, | таможенные льготы) и других нормативно-правовых актах. Однако правовое
регулирование финансово-правовых стимулов не отличается последовательностью и четкостью, в т.ч. с точки зрения юридической техники.
Определенное внимание понятию финансово-правовых стимулов уделяется в немногочисленных научных публикациях. Так, С.В. Мирошник рассматривает финансово-правовые стимулы как особую разновидность финансово-правовых
242
норм, в которых закрепляется публичная возможность субъекта финансового
права удовлетворить свои интересы и потребности, выступающая закономерным следствием его правомерного поведения в процессе осуществления государством и муниципальными образований финансовой деятельности7. А.Д. Бубенщиков, формулируя определение финансово-правового стимула применительно к инвестиционной деятельности, также понимает под ним финансово-правовую норму, которая побуждает субъекта осуществлять вышеуказанную деятельность в законодательных рамках с целью удовлетворения собственного и общественного интереса8. Н.В. Девятых рассматривает исследуемое понятие как преимущество, создающее субъектам финансового права благоприятный режим удовлетворения их собственных интересов в рамках закона9.
Вышеприведенные позиции относительно понятия финансово-правовых стимулов содержат, думается, ряд недостатков. Во-первых, финансово-правовые стимулы, как и все иные разновидности правовых стимулов, являясь правовыми средствами в информационно-психологическом аспекте, представляют собой не сами правовые нормы, а содержащиеся в них меры информационно-психологического воздействия (субъективные права, льготы, поощрения и т.п.)10. Во-вторых, в юридической литературе преимущество рассматривается лишь как один из видов финансово-правовых стимулов11 либо как содержание такого правового стимула, как льготы12 (аналогичный подход использован и законодателем в ст. 56 НК РФ при определении понятия льгот по налогам и сборам).
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным предложить следующее определение исследуемого понятия: финансово-правовые стимулы — это законодательно определенные правовые средства, побуждающие субъектов финансового права к правомерному поведению в сфере публичных финансов и е создающие благоприятные условия для удовлетворения их законных интересов. и
По своему содержанию правовые стимулы, в т.ч. используемые в финансовом а праве, можно подразделить на три вида: льготы, поощрения, иммунитеты. Сти- о мулирование общества к правомерному поведению с помощью норм финансового к права, в т.ч. в аспекте их социальной направленности, может проявляться в раз- о
с
личных его подоотраслях и институтах и, прежде всего, налоговом и бюджетном | праве. В связи с этим финансово-правовые стимулы в зависимости от их подо- в
е
траслевой или институциональной принадлежности возможно подразделить, о например, на налоговые, бюджетные, таможенные, страховые, банковские. ю
Т5
В частности, разработке понятия и видов налоговых стимулов как частно- |
го проявления правовых стимулов уже уделялось определенное внимание в к
финансово-правовой науке13. Например, налоговые льготы, характеризующиеся а
социальной направленностью, могут выражаться в форме необлагаемого ми- |
нимума объекта налогообложения или налоговой базы (п. 5 ст. 391 НК РФ), в и
виде изъятий определенных объектов налогообложения (пп. 1-3, 5, 8, 11 и др. №
ст. 217 НК РФ), в форме освобождения от уплаты налога отдельных категорий 1
о
плательщиков в отношении одного объекта налогообложения каждого вида ) (п. 1 ст. 407 НК РФ). К налоговым поощрениям, которые характеризуются со- 6 циальной направленностью, можно отнести, например: 1) стандартный вычет на «обеспечение» детей (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ); 2) социальные вычеты на благотворительность, пенсионное обеспечение, обучение (подп. 1, 2, 4, 5 п. 1 ст. 219 НК РФ); 3) имущественный вычет в связи с новым строительством либо приобретением жилья (подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Несмотря на то, что многие из перечисленных налоговых стимулов, на первый взгляд, похожи на некоторые 243
виды льгот (необлагаемый минимум, скидки и т.д.), их содержание свидетельствует о специальной (социально-стимулирующей) направленности этих мер, об одобрении и поддержке государством определенных видов деятельности, действий (рождение и воспитание детей, опека, попечительство, благотворительная деятельность, улучшение жилищных условий).
Как уже отмечалось, парной категорией по отношению к финансово-правовому стимулу выступает финансово-правовое ограничение. Например, С.В. Миро-шник понимает под ним совокупность финансово-правовых норм, посредством которых определяются в качественном и количественном выражении границы правомерного поведения субъектов финансового права в целях обеспечения финансовой стабильности и безопасности. Представляется, такой подход к определению данной категории содержит ту же погрешность (отождествление ее с видом финансово-правовых норм), что и при формулировании финансово-правового стимула. Поэтому в качестве альтернативного определения рассматриваемого понятия можно предложить следующее. Финансово-правовые ограничения — это законодательно установленные правовые средства, определяющие рамки правомерного поведения субъектов финансового права и создающие благоприятные условия для удовлетворения, в т.ч. охраны и защиты публичных интересов в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований. К элементам (видам) финансово-правового ограничения, которые закрепляются в соответствующих элементах структуры финансово-правовых норм, можно отнести следующие:
условия использования субъектами финансового права предоставляемых им з прав, выраженные, как правило, в предельных количественных характеристи-? ках (сроках, процентах и т.п.) и содержащиеся в гипотезе нормы финансового s права;
g финансово-правовые обязанности (по уплате налогов, страховых взносов,
i целевому использованию бюджетных средств и т.д.) и запреты (например, на | получение казенными учреждениями кредитов, в т.ч. бюджетных, займов, бюд-i жетных субсидий)14, содержащиеся в диспозициях финансово-правовых норм; § меры финансово-правового принуждения, в т.ч. финансово-правовой ответ-
| ственности, содержащиеся в санкциях норм финансового права. | Взаимодействие стимулов и ограничений в финансовом праве может осущест-
'I вляться по нескольким направлениям. Во-первых, при установлении субъек-| тивных прав в сфере публичных финансов нередко закрепляются финансово-| правовые ограничения. Например, это касается реализации налогоплатель-& щиками права на использование налоговых льгот. Так, некоторые категории плательщиков налога на имущество физических лиц могут воспользоваться g льготой только в отношении одного объекта налогообложения каждого вида § (п. 1 ст. 407 НК РФ). При взимании налога на доходы физических лиц налого-| плательщики могут воспользоваться правом на использование, например, стан-J дартных, социальных и имущественных налоговых вычетов, размер которых ограничивается НК РФ (ст. 218-220). Во-вторых, добросовестное выполнение своих публичных обязанностей субъектами финансовых правоотношений может способствовать возникновению у них права на финансово-правовые стимулы. Так, в соответствии с п. 1 ст. 93.3 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу, 244 которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам
перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц также по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности). Кроме того, большинство видов межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам предоставляются только при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления бюджетного законодательства и законодательства РФ о налогах и сборах15. В-третьих, финансово-правовые ограничения могут стимулировать субъектов финансово-правовых отношений к более эффективному выполнению ими финансово-правовых обязанностей. Например, сокращение объема финансирования субъектов бюджетных правоотношений (в т.ч. государственных и муниципальных учреждений социальной сферы), а также запрет на изъятие дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов (п. 9 ст. 31 БК РФ) может способствовать более рациональному, эффективному и экономному использованию финансовых ресурсов, имеющихся у соответствующих субъектов.
Таким образом, в нормах финансового права закреплены некоторые базовые правовые стимулы, способствующие реализации государством социальной политики, которые, тем не менее, как представляется, нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Для финансово-правовых стимулов парной, диалектически взаимосвязанной категорией выступают финансово-правовые ограничения, которые превалируют в процессе финансово-правового регулирования. Несмотря на это, данные правовые средства взаимодействуют друг с другом по ряду направлений, выполняя важную роль в обеспечении эффективности всего процесса финансово-правового регулирования. В связи с этим, думается, необходимо расширять формы финансово-правового стимулирования социально значимой деятельности, в частности осуществляемой коммерческими и некоммерческими организациями, а также направления социально ориентированного взаимодействия стимулов и ограничений в финансовом праве.
1 См.: МалькоА.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 6.
2 Рукавишникова И.В. Метод финансового права: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2004. С. 16.
3 См.: Там же. С. 13-14.
4 См.: Химичева Н.И. Принцип экономического стимулирования как инструмент современной финансово-правовой политики в России // Реализация финансовой, банковской и таможенной политики: современные проблемы экономики и права: сборник научных статей по итогам межвузовской научно-практической конференции (Саратов, 18 апреля 2008 г.). Саратов, 2008. С. 130-133.
5 См.: Там же. С. 132-133.
6 См. : Распоряжение Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. № 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» (с изм. от 28 октября 2014 г. № 1108) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 40, ст. 5107; 2014. № 44, ст. 6072.
7 См. : Мирошник С.В. Финансово-правовые стимулы и ограничения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. № 3. С. 37.
8 См.: Бубенщиков А.Д. Финансово-правовые стимулы инвестиционной деятельности // Финансовое право. 2005. № 3. С. 7.
9 См.: Девятых Н.В. Финансово-правовой стимул: понятие, виды // Бизнес в законе. 2010. № 1. С. 169.
10 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 526.
11 См.: Мирошник С.В. Указ. раб. С. 37.
12 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. раб. С. 528.
13 См.: Бубенщиков А.Д. Указ. раб. С. 5-8; Лайченкова Н.Н. Стимулы в налоговом праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007; Пономарев А.В. Правовые стимулы в налоговом праве Российской Федерации (финансово-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
14 См. п. 10 ст. 161 БК РФ.
15 См. ст. 130, 136, 142 БК РФ.