The article is devoted to the actual problem of the implementation of the competence approach to training, education and development of pupils. The author, considering the competence as a result of mastering educational programs, justifies the need for a radical overhaul of the training ofprofessionally qualified teachers.
Key words: teacher training, improving qualifications, competence approach, competence, system-activity approach, results of exploration programs.
УДК 796.081
СОЧЕТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК-ХУДОЖНИЦ В ПЕРИОД ЛЕТНЕГО ЛАГЕРНОГО
СБОРА
А.В. Титова, Т.И.Субботина, А.А.Ятттин
Рассмотрена организация подготовки гимнасток-художниц в период летнего лагерного сбора. В основу методики летней подготовки положено сочетание физической, специальной и теоретической подготовки. Показана эффективность применения данной методики в условиях летнего лагерного сбора.
Ключевые слова: художественная гимнастика, юные спортсменки,
спортивная подготовка, теоретическая подготовка.
Художественная гимнастика сегодня - это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с разнообразными манипуляциями предметами под музыку.
В этой связи прогресс спортивных достижений, рост и «омоложение» спортсменок высокого класса на отечественной и мировой арене художественной гимнастики обуславливает необходимость постоянного совершенствования различных сторон спортивной тренировки гимнасток. Подготовка гимнасток состоит из органически взаимосвязанных между собой видов подготовки: физической,
технической, тактической, психологической и теоретической. Каждый вид подготовки имеет свои определенные цели и задачи, которые определяются не только общими направлениями физического воспитания, но и спецификой художественной гимнастики. В то же время совокупность всех видов подготовки обеспечивает достижение общих и специальных задач подготовки спортсменок в художественной гимнастике.
Основополагающим видом подготовки в художественной гимнастике, определяющим спортивный результат, является техническая подготовка, фундамент которой составляет физическая подготовка. Для достижения высокого спортивного результата гимнастки должны обладать экстраординарными способностями: исключительными внешними
данными, чрезвычайной целеустремленностью, трудолюбием, терпением и упорством, а также высочайшим уровнем развития двигательных способностей. Низкий уровень развития общих и специальных двигательных способностей не позволяет гимнастке эффективно реализовывать технические элементы. С ростом спортивного мастерства требования к физической подготовленности спортсменок повышаются [1].
Высокоразвитые волевые качества являются залогом успеха высокоэффективной соревновательной деятельности гимнастки, поскольку выражаются они во внутренней готовности спортсменки достичь высокого спортивного результата. Если психологической готовности и волевого настроя на победу нет, то высокий уровень физической и технической подготовленности теряет смысл. Равно как и без теоретических знаний об особенностях техники исполнения отдельных элементов, правилах соревнований, основ музыкальной грамоты, хореографии и других специальных знаний, сложно достигать победы.
Поэтому все виды подготовки гимнасток в определенной степени значимы и взаимно дополняют друг друга.
Тренировочная и соревновательная деятельность в художественной гимнастике имеют свои специфические особенности: большая
продолжительность тренировочных занятий, закрытое помещение, ограниченная площадка, высокие требования к техническому исполнению программы. Особенно спортсменки устают при проведении соревнований, которые проходят в течение нескольких дней, вызывая при этом сильное нервное напряжение.
Следует иметь в виду, что юным гимнасткам достаточно продолжительное время приходится заниматься в закрытом помещении при искусственном освещении, поэтому таких естественных факторов, как свежий воздух, солнечный свет и вода, необходимых для закаливания детского организма, явно недостаточно. Это важный аргумент в пользу реализации всех видов подготовки гимнасток в летний период в условиях спортивно-оздоровительно лагеря.
Анализ литературных данных показывает, что важность теоретической подготовки юных гимнасток отмечают многие специалисты: Ю.А.Архипова, И.А. Винер, Л.А.Карпенко, К.В. Гобузева [2,3,4,1]. В то же время по ряду причин теоретическим образованием юных спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, практически никто не занимается. Одной из предпосылок такого положения является нежелание тренеров тратить ограниченное тренировочное время на данный раздел подготовки. Разрешением указанного противоречия может стать организация теоретических занятий в процессе летних лагерных сборов, в ходе которых теоретическая подготовка может целесообразно чередоваться с физическими нагрузками. Как правило, в процессе сборов планируется несколько тренировок в день. Сочетание физических нагрузок
с теоретическими занятиями целесообразно осуществлять в работе с юными спортсменками, так как это, с одной стороны, позволит избежать необоснованных перегрузок, а, с другой эффективно использовать учебнотренировочное время.
На базе пансионата «Велегож» (Тульская область) в июне-июле 2013 года с юными гимнастками ДЮСШ №6 г.Тулы был проведен педагогический эксперимент. В нем приняли участие 22 спортсменки в возрасте 10-12 лет учебно-тренировочных групп второго и третьего годов обучения. Гипотезой исследования стало предположение об эффективности сочетания различных видов подготовки гимнасток в условиях летнего лагерного сбора. УТС проводили в течение обычной лагерной смены (21 день). В течение дня проводили зарядку, две тренировки и теоретическое занятие. Зарядку и вторую тренировку проводили на улице, используя средства ОФП и СФП. Первая тренировка проводилась в зале и была посвящена технической подготовке. Продолжительность теоретических занятий составляла 20-30 минут (они проходили в послеобеденное время), что не противоречит общему плану учебно-тренировочной работы.
Перед началом эксперимента нами было разработано методическое сопровождение: учебный и контролирующий материалы по разделам подготовки спортсменов, включающие психомоторные тесты, тесты специальной подготовленности гимнасток, а также тесты теоретической подготовки. Учебный материал по теории содержал информацию, затрагивающую историю художественной гимнастики, а также основные положения Правил по художественной гимнастике 2013 - 2016 гг. Контролирующий материал состоял из тестов и билетов с вопросами. Были разработаны два варианта подобных тестов, включающих шестнадцать вопросов и варианты ответов. В процессе анализа тестовых заданий подсчитывалось количество допущенных ошибок. Вариантов билетов с вопросами было четыре, и в каждом из них спрашивалось об истории развития художественной гимнастики. Качество ответов на билет оценивалось по четырёхбалльной шкале (оценки 2, 3, 4, 5) в зависимости от полноты ответов занимающихся.
Перед началом эксперимента все спортсменки были протестированы по первому варианту тестов, а также опрошены по билету, который достался им случайным образом. Следующим этапом нашего исследования стало проведение бесед. В результате было организовано четыре беседы в соответствии с запланированной тематикой.
В конце эксперимента проверялся итоговый уровень знаний юных гимнасток по аналогии с входным контролем, особенность состояла в том, что в этот раз спортсменкам предстояло заполнить второй вариант тестов.
С целью сравнения результатов, полученных в балльных единицах, при ответах на билеты и итогов тестов (оцененных количеством
допущенных ошибок), нами была составлена переводная методика. При ответе на 85 % и более тестов (не более 2 ошибок) спортсменка получает 5 баллов, от 70 до 85 % (не более 5 ошибок) - оценку 4, от 50 до 70 % (не более 8 ошибок) - оценку 3, меньше 50 % (более 8 ошибок) - оценку 2.
Обработка результатов первого и второго тестирования с помощью критерия Стьюдента констатировали следующие результаты, представленные в таблице.
Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что проведенные теоретические занятия позволили за достаточно короткий промежуток времени достоверно изменить уровень знаний занимающихся обеих возрастных групп.
Сравнение первичного уровня знаний гимнасток двух возрастных групп показало их достоверное отличие. У старших занимающихся исторические знания оказались более крепкими, чем у младших. Это объясняется тем, что в процессе взросления и повышения спортивного опыта кругозор и специализированные знания у занимающихся расширяются.
Результаты тестирований (количество ошибок) X ± о
Возрастная группа Количество человек Первое тестирование Второе тестирование Уровень значимости
10-11 лет 12 12,97±2,94 11,23±2,97 р>0,95
12 лет и старше 10 10±2,51 7,13±3,18 р>0,95
Обработка оценок, полученных представителями возрастной группы 12 лет и старше за ответы на билеты в начале и конце эксперимента, показала достоверные положительные изменения (Т -критерий Уайта, Т=171, ТГр =185, Т<Тгр при р=0,95). Аналогичная обработка результатов девочек младшей возрастной группы подобных изменений не обнаружила.
Наряду с улучшением результатов в теоретической подготовке произошло заметное улучшение результатов, отражающих специальную подготовку и психомоторное развитие юных гимнасток. Так достоверный прирост отмечается в уровне развития координации движений (1 =
2.09...3.0; Р<0,05-01), существенный прирост в показателях выносливости (1= 2,1...2,8; Р<0,05), а также в показателях специальной подготовки (1 =
2.2...3.7; Р < 0,05-0,001). В показателях быстроты движений групповые результаты улучшились, однако достоверных различий обнаружено не было (Р > 0,05).
Проведённые исследования показали целесообразность организации теоретической подготовки юных гимнасток в процессе летних лагерных сборов. Многоразовые тренировки в день позволяют выделять на
теоретические занятия необходимое количество времени. Кроме того, чередование таких занятий с физическими нагрузками позволяет сбалансировано вести учебно-тренировочную работу, что особенно важно для юных спортсменок.
Список литературы
1. Гобузева К. В. Модельные характеристики гимнасток-художниц с уровнем спортивной квалификации 1-го взрослого разряда: дис. ... канд. пед. наук. М, 2006. 191 с.
2. Архипова Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 24 с.
3. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: дис. ... канд. пед. наук: СПб: С.-Петербург. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта, 2003. 120 с.
4. Карпенко Л.А. Ключевые аспекты успешной учебнотренировочной работы по художественной гимнастике // Ученые записки университета им. П.Лесгафта. СПб, 2007. Вып. 2(24). С. 22-27.
Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого.
Субботина Татьяна Игоревна, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
Яшин Алексей Афанасьевич, д-р биол. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
COMBINATION OF DIFFERENT TYPES OF PREPARATION OF YOUNG GYMNASTS-ARTISTSDURING SUMMER CAMP COLLECTING
A.V. Titova, T.I. Subbotina, A.A. Yashin
The organization of preparation of gymnasts-artists during summer camp collecting is considered. In a basis of a technique of flying training the combination of physical, special and theoretical preparation is necessary. Efficiency of application of this technique in the conditions of summer camp collecting is shown.
Key words: rhythmic gymnastics, young sportswomen, sports preparation, theoretical preparation.
Titova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogics, associate professor of the theory and technique of physical culture and sports disciplines, [email protected], Russia, Tula, Tula State Pedagogic University by L.N. Tolstoy.
Subbotina Tatyana Igorevna, doctor of medical science, professor, head of the department of medicobiological disciplines, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
Yashin Aleksey Afanasievich, doctor of biological science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University