Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой'

Развитие координационных способностей девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6556
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАСТИКА / КООРДИНАЦИЯ / МЯЧИ / БРОСОК / ЛОВЛЯ / БАЛАНСИРОВАНИЕ / МАНИПУЛЯЦИИ / ГіМНАСТИКА / КООРДИНАЦіЯ / М'ЯЧі / КИДОК / БАЛАНСУВАННЯ / МАНіПУЛЯЦії / GYMNASTICS / COORDINATION / BALLS / SHOT / CATCHING / BALANCING / MANIPULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муллагильдина Алла Ядикаровна, Дейнеко Альфия Хамзиевна, Красова Инна Викторовна

Рассмотрена предметная подготовка в художественной гимнастике детей 7-8 лет, улучшены координационные способности гимнасток посредством одновременной работы с двумя мячами. В исследовании приняло участие 20 юных спортсменок, в экспериментальной группе 10 человек. Выявлен уровень развития координационных способностей гимнасток, проведен сравнительный анализ владения предметами правой и левой рукой. Разработана методика занятий с двумя мячами, направленная на развитие сенсомоторной координации спортсменок. Получены достоверные изменения координационных способностей гимнасток экспериментальной группы, что положительно повлияло на подготовку в других видах многоборья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Муллагильдина Алла Ядикаровна, Дейнеко Альфия Хамзиевна, Красова Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of coordination abilities of young gymnasts aged 7-8 years

The article presents the substantive training in gymnastics by young gymnasts aged 7-8 years, the improvement of coordination abilities of gymnasts through simultaneous work with two balls is highlighted. The research has involved 20 young gymnasts and the experimental group had 10 people. The level of coordination abilities of gymnasts is underpinned, the comparative analysis of subject possession by the right and the left hand is stressed. The method of studying with two balls aimed on the development of athletes sensorimotor coordination is pointed out in the article. The authors obtain significant changes in the coordination abilities of experimental group gymnasts, a positive impact on the preparation of other events is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой»

І ПЕДАГОГІКА І та медик°-біол°гічні

----- --------------- проблеми фізичного

виховання і спорту

Развитие координационных способностей девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой

Муллагильдина А.Я., Дейнеко А.Х., Красова И.В.

Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотации:

Рассмотрена предметная подготовка в художественной гимнастике детей 7-8 лет, улучшены координационные способности гимнасток посредством одновременной работы с двумя мячами. В исследовании приняло участие 20 юных спортсменок, в экспериментальной группе - 10 человек. Выявлен уровень развития координационных способностей гимнасток, проведен сравнительный анализ владения предметами правой и левой рукой. Разработана методика занятий с двумя мячами, направленная на развитие сенсомо-торной координации спортсменок. Получены достоверные изменения координационных способностей гимнасток экспериментальной группы, что положительно повлияло на подготовку в других видах многоборья.

Ключевые слова:

гимнастика, координация, мячи, бросок, ловля, балансирование, манипуляции.

Муллагільдіна А.Я., Дейнеко А.Х., Красова І.В. Розвиток координаційних здібностей дівчаток 7-8 років, що займаються художньою гімнастикою. Розглянута предметна підготовка у художній гімнастиці дітей 7-8 років, удосконалені координаційні здібності гімнасток за допомогою одночасної роботи з двома м'ячами. У дослідженні брало участь 20 юних спортсменок, у експериментальній групі - 10 осіб. Виявлено рівень розвитку координаційних здібностей гімнасток, проведено порівняльний аналіз володіння предметами правою і лівою рукою. Розроблено методику занять з двома м'ячами, що спрямована на розвиток сенсомоторної координації спортсменок. Отримано достовірні зміни координаційних здібностей гімнасток експериментальної групи, що позитивно вплинули на підготовку в інших видах багатоборства.

гімнастика, координація, м’ячі, кидок, ловля, балансування, маніпуляції.

Mulligildina A.Ya., Deyneko A.Kh., Krasova I.V. The improvement of coordination abilities of young gymnasts aged 7-8 years. The article presents the substantive training in gymnastics by young gymnasts aged 7-8 years, the improvement of coordination abilities of gymnasts through simultaneous work with two balls is highlighted. The research has involved 20 young gymnasts and the experimental group had 10 people. The level of coordination abilities of gymnasts is underpinned, the comparative analysis of subject possession by the right and the left hand is stressed. The method of studying with two balls aimed on the development of athletes sensorimotor coordination is pointed out in the article. The authors obtain significant changes in the coordination abilities of experimental group gymnasts, a positive impact on the preparation of other events is demonstrated.

gymnastics, coordination, balls, shot, catching, balancing, manipulation.

Введение.

Техническая подготовка в художественной гимнастике характеризуется сложно-координационными действиями спортсменок, выполняемых одновременно с манипуляциями предметами на фоне музыкального сопровождения. Специфика вида спорта предъявляет высокие требования юным спортсменкам в развитии координационных способностей [6, 7].

В художественной гимнастике воспитанию координационных способностей всегда уделялось пристальное внимание. Лисицкою Т.С. детально рассмотрено развитие координационных способностей гимнасток в многолетнем аспекте, Любимовой В.В.

- на этапе начальной подготовки, Белокопытовой Ж. А. и Нестеровой Т.В. проанализировано развитие координационных способностей гимнасток - художниц на этапе высших спортивных достижений [1, 3, 6].

В настоящее время актуален поиск методик повышения эффективности тренировочного процесса без увеличения объема и интенсивности нагрузки. Одним из путей решения этой проблемы является оптимизация развития координационных способностей девочек 7-8 лет посредством работы с двумя предметами.

Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - совершенствовать координационные способности девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой посредством работы с двумя предметами.

Задачи исследования.

1. Выявить уровень развития координационных способностей гимнасток, провести сравнительный анализ владения предметами правой и левой рукой.

© Муллагильдина А.Я., Дейнеко А.Х., Красова И.В., 2012

2. Разработать методику занятий с двумя мячами, направленную на развитие координационных способностей юных гимнасток.

Результаты исследований.

Исследование проводилось в ХО ФСО «Украина» в ДЮСШ по художественной гимнастике. В эксперименте принимало участие 20 гимнасток 7-8 лет, из которых 10 девочек занимались по экспериментальной программе, 10 детей - по традиционной методике.

Уровень координационных способностей гимнасток определялся по общепринятым в спортивной тренировке и художественной гимнастике тестам [2]: балансирование обруча на руке (с); обратный кат обруча без зрительного контроля (количество попыток сделанных без ошибок из пяти); отбивание мяча под ногой за 15 с. (поочередно правой рукой под правой ногой, левой рукой под левой ногой, разы); перекат мяча по двум рукам (макс. -10 раз, кол-во); бросок и ловля мяча (макс. -10 раз, кол-во); равновесие после трех кувырков (с., макс. 10 с.); определение времени простой двигательной реакции (с.); воспроизведение силовых параметров движений (ошибка в %); воспроизведение времени (ошибка, с.) (табл. 1).

Сравнивая результаты контрольной и экспериментальной группы можно сделать вывод, что исследуемые группы спортсменок равноценны по среднестатистическим показателям. В балансировании обруча ни одна гимнастка не продержала обруч максимальное количество времени 10 секунд. Данное упражнение было непривычным для детей, полученные результаты неоднородны: от 1 до 8 секунд. Коэффициент вариации в контрольной группе 36,0% и 49,3% правой и левой рукой соответственно. В экспериментальной группе: 36,6% и 53,8%.

э

Таблица 1.

Результаты тестирования координационных способностей гимнасток контрольной и экспериментальной групп

Тесты Результаты

Контрольной группы, п - 10 Экспериментальной группы, п - 10

Среднее Стан- дартное отклоне- ние Коэффициент вариации. % (V) Среднее Стан- дартное отклоне- ние Коэффициент вариации, % (V)

Возраст, лет 7,8 0,79 10,1 7,9 0,74 9,3

Балансирование обруча, с. пр 6,0 2,16 36,0 6,1 2,23 36,6

л 4,4 2,17 49,3 4,3 2,31 53,8

Обратный кат обруча, разы пр 2,3 1,49 65 2,6 1,43 55,0

л 2,5 1.43 57,3 2,0 0,67 33,3

Отбивание мяча, разы 6,5 1,27 19,5 6,9 2,02 29,3

Перекат мяча, разы 3,1 1,2 38,6 2,9 1,20 41,3

Бросок и ловля мяча, разы пр 6,2 1,87 30,2 6,1 1,29 21,1

л 4,9 1,73 35,3 4,8 2,15 44,8

Захват линейки, сек. 0,194 0,02 10,5 0,201 0,02 8,9

Воспроизведение силовых параметров движений, % пр 18,7 15,75 84,2 19,3 16,83 87,2

л 19,5 11,72 60,1 21,6 14,25 66,0

Чувство времени, с. 7,1 2,88 40,6 7,8 2,78 35,7

Равновесие после кувырков, с. 6,0 1,25 20,8 6,0 1,63 27,2

Г имнасткам было сложно выполнять обратный кат обруча без зрительного контроля. В трех случаях испытуемые не смогли выполнить этот тест ни разу из 5 попыток (два раза правой рукой и один раз левой). Трем спортсменкам удалось сделать максимальное количество, из них две - правой рукой и одна спортсменка выполнила пять обратных катов без зрительного контроля левой рукой. Средние показатели в контрольной группе составляют 2,3±1,49 раз и 2,5±1,43 раз правой и левой рукой. В экспериментальной группе - 2,6±1,43 раз и 2,0 ±0,67 раз правой и левой рукой соответственно.

Трудным оказалось задание на отбивание мяча под ногой за 15 секунд. Девочки постоянно путали, под какой ногой и какой рукой отбивать мяч. Ни одной гимнастки из двух групп не удалось выполнить необходимые 12 отбивов за 15 секунд. Средний результат в контрольной группе составил 6,5 раз (макс. 9 раз, V=19,5%), в экспериментальной 6,9 раза (макс. 10 раз, V=29,3%).

Тест «перекаты мяча», где надо было прокатить мяч по двум прямым рукам в одну и другую сторону пять раз подряд удался девочкам лучше. Средний результат в контрольной и экспериментальной группе составил 3,1 (макс. 5 раз, V=38,6%) и 2,9 соответственно (макс. 5 раз, V=41,3%), это отвечает среднему уровню.

По броскам и ловле мяча результаты варьируются от 1 до 8 раз правой и левой рукой. Средние показатели результатов левой рукой не достигают 5 раз, что свидетельствует о недостаточном владении мячом левой рукой.

Хорошие результаты гимнастки показали в тесте на определение времени простой двигательной реакции «захват линейки» - 0,2 с., (У-10.5% и 8,9%). В художественной гимнастике очень много упражнений, для выполнения которых необходима быстрая реакция для

ловли предмета. Наилучший результат был 14 см., что в переводе на секунды соответствует - 0,168 с.

Довольно сложными оказались тесты на восприятие силовых параметров движения, где необходимо было воссоздать 50% силы кисти, высчитывалась ошибка в процентах. Индивидуальные показатели очень различаются между собой: от 0 до 50% с коэффициентом вариации от 60 до 87% в обеих группах.

Исследуемая группа гимнасток показала не стабильные результаты в тесте на воспроизведение 30 секундного отрезка времени, определялась погрешность результата. Неплохие результаты гимнастки показали в равновесии после трех кувырков, 6,0 с. в контрольной и экспериментальной группах, что соответствует среднему уровню.

Из проведенного тестирования можно сделать вывод, что уровень координационных способностей гимнасток соответствует среднему, но индивидуальные показатели очень различаются между собой. Результаты тестов, которые выполнялись правой рукой соответствуют в большинстве случаев среднему уровню, результаты левой рукой чаще его не достигают. Особенно это проявилось в бросках и ловли мяча, балансировании обруча на руке. У юных спортсменок хорошо развита простая двигательная реакция, однако сенсорные проявления мышечных усилий и временных отрезков требуют совершенствования.

В программе по художественной гимнастике для юношеских разрядов, дети этого возраста на достаточном уровне владеют тремя предметами: скакалкой, обручем и мячом. Следующим предметом в программе обучения является булавы, единственный парный предмет в художественной гимнастике. При работе с булавами необходимо выполнение манипуляций обеими руками, что на начальных этапах подготовки явля-

І ПЕДАГОГІКА І

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

ется сложной задачей для гимнасток. На наш взгляд, работа со скакалкой и обручем технически более сложная, поэтому для работы с двумя предметами мы выбрали мяч как более доступный предмет [5].

Мы разработали методику для повышения уровня координационных способностей с двумя мячами, позволяющую активизировать работу не только правой руки, но и левой. В художественной гимнастике, по правилам соревнований, требуется равномерно распределять работу с предметом правой и левой руками. Работа с двумя мячами подготовит юных гимнасток к овладению навыками упражнений с булавами [4].

В контрольной группе занятия проводились традиционно. Занятия в экспериментальной и контрольной группах имели общие и отличительные признаки.

Общим в методике занятий обеих групп были специальные упражнения с предметами (скакалкой, обручем, мячом), которые были направлены на развитие физических качеств и повышение техники изучаемых элементов.

Отличительными признаками было то, что в экспериментальной группе кроме традиционных предметов применялись упражнения с двумя мячами и в парах.

В начале эксперимента, на каждой тренировке гимнастки экспериментальной группы, по указанию тренера, проводили разминку в интенсивном, быстром темпе, тем самым, сокращая ее. Благодаря этому 15 минут, которые освободились, девочки разучивали упражнения с двумя мячами. В дальнейшем комплекс выполнялся в начале основной части перед выполнением соревновательных упражнений, а также после первого вида многоборья перед вторым. Иногда комплекс применялся после выполнения всех упражнений многоборья, условия выполнения постоянно изменялись.

Во время составления комплексов упражнений с двумя мячами мы придерживались следующих требований: упражнения были разнообразными по характеру; все упражнения выполнялись правой и левой рукой с одинаковой интенсивностью; упражнения включали не только изученные элементы, но и новые, которые вызывали сложность работы с предметом; упражнения варьировались в зависимости от степени овладения ими.

Во время тренировок в экспериментальной группе существенно повысилась эмоциональность занятий, дети положительно отреагировали на применение упражнений с двумя мячами, выполняли их добросовестно, с удовольствием.

В начале эксперимента юные гимнастки испытывали трудности в упражнениях, допускалось много ошибок. Девочкам легче было справляться с перекатом двух мячей сидя на полу, так как это представляло небольшую вероятность потери предмета, почти все спортсменки сразу освоили задание.

Также не сложным оказался кувырок назад удерживая мяч ногами, в то время, как другой мяч катился возле гимнастки. Единственной сложностью было рассчитать расстояние, на которое необходимо было прокатить мяч.

Сложными оказались упражнения в парах, где необходимо было прокатить мяч партнеру и поймать второй мяч от партнера. В парных упражнениях успех зависел от действий обеих гимнасток, от «ощущения»

друг друга, от успешного взаимодействия. Такой работой мы старались подготовить гимнасток к групповым упражнениям.

Некоторые осложнения возникли у гимнасток во время выполнения одновременного броска двух мячей и их ловли: мячи то разлетались в разные стороны, то наоборот сталкивались друг с другом. Бросок выполняется прямой рукой вверх перед собой. Так как броски левой рукой еще не были отработаны, то одновременно сделать это было гимнасткам довольно сложно.

Хорошо давалось тренировке упражнение с отбиванием мяча правой ногой и обволакиванием другого левой. Отбивание само по себе не сложный элемент с мячом и, соединив его с другим не сложным элементом, получилось интересное и полезное упражнение. Также с легкостью спортсменки выполняли отбивание одновременно двух мячей, хотя мячи и отбивались на разную высоту и с разной силой, но их удавалось поймать.

Следует отметить, что в начале эксперимента спортсменкам не очень удавались манипуляции предметом левой рукой, поэтому мы предъявили более серьезные требования к тренировке с мячом левой рукой, так как мяч чаще выпадал именно из левой руки. Девочкам было непривычно работать обеими руками одновременно.

Наблюдая за гимнастками в разных условиях, мы заметили, что лучше всего упражнения усваиваются в начале занятия. Хотя при выполнении упражнений с двумя мячами перед видом многоборья позволяло лучше подготовить гимнасток к работе с предметом, они делали меньше потерь и технических ошибок. Выполнение же упражнений с двумя мячами после отрабатывания основных упражнений многоборья, на фоне усталости требовало от гимнасток большей концентрации. Но если спортсменкам удавалось освоить упражнения в осложненных условиях, то в обычных условиях они выполняли их безупречно.

В целом методика работы с двумя мячами положительно повлияла на координационные способности детей, проявилось улучшение техники в упражнениях со скакалкой и обручем. Детям стало намного легче работать с предметом левой рукой, а также повысилось мастерство в работе с мячом.

После внедрения экспериментальной методики было проведено повторное тестирование спортсменок экспериментальной и контрольной групп (рис. 1).

Тесты: 1-2 - балансирование обруча на правой,

левой руке (с); 3-4 - обратный кат обруча правой, левой, разы; 5 - отбивание мяча за 15 с., разы; 6 - перекат мяча, разы; 7-8 - бросок и ловля мяча правой, левой, разы; 9 - захват линейки, с.; 10-11 - воспроизведение силовых параметров (%); 12 - чувство времени, с.; 13

- равновесие, с.

Наглядное представление результатов повторного тестирования однозначно указывает на более высокий уровень координационных способностей спортсменок экспериментальной группы. В тестах с первого по восьмой, где лучшим результатом является большее число, мы можем наблюдать более высокий рисунок гистограммы по оси значений. В тестах с девятого по двенадцатый столбики гистограммы, соответствующие экспериментальной группе, находятся ниже по оси значений, так как в данных тестах меньшее число соответствует лучшему результату.

э

25

20

ь 15 та

¡2

г? 10

Ф

а

1-1 - 1— _ —

] Ш Ш _ П-|

ш

3 4

8 9

10 11

12 13

тесты

□ экспериментальная группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контрольная группа

Рис. 1. Сравнительные результаты координационных способностей между контрольной и

экспериментальной группами

5

0

1

2

5

6

7

Таблица 2.

Изменение координационных способностей гимнасток в течение эксперимента

ТЕСТИ Достоверность различия начальных и конечных результатов контрольной группы Ого. =2,1) Достоверность различия начальных и конечных результатов экспериментальной группы Ого. =2,1) Достоверность различия конечных результатов между группами Ого. =2,1)

пр л пр д пр л

Балансирование обруча, сек. 0,3 0,3 2,1 2,4 2,2 2,0

Обратный кат обруча, разы 0,7 0,0 2,1 3,5 2,5 2,1

Отбивание мяча, рази 0,5 1,7 2,2

Перекат мяча, рази 0,7 2,9 2,4

Бросок и ловля мяча, рази 0,3 0,3 3,1 2,2 2,9 2,6

Захват линейки, сек. 0,7 2,2 0,6

Воспроизведение силовых параметров движений, % 0,2 0,0 1,6 2,1 1,4 1,8

Воспроизведение времени, сек. 0,1 2,5 1,9

Равновесие после кувырков, сек. 0,6 2,2 2,1

Проведенный анализ на достоверность различия по критерию Стьюдента 0ГО =2,1) позволил сравнить начальные и конечные результаты в каждой группе, а также сравнить результаты повторного тестирования экспериментальной и контрольной групп (табл. 2).

В контрольной группе произошло незначительное улучшение уровня координационных способностей гимнасток, однако, статистически значащих изменений в контрольной группе не произошло. В экспериментальной группе почти во всех тестах полученный критерий Стьюдента больше граничного 0 > 2,1), что указывает на статистическую достоверность изменений результатов тестирования. Не состоялось статистически значащих изменений в тестах на «отбивание мяча» и в воспроизведении усилий на 50% правой рукой t < 2,1. В дальнейшем необходимо будет больше включать в тренировку упражнений на координацию с сохранением предельной скорости, а также на дифференциацию мышечных усилий.

Сравнительный анализ по критерию Стьюдента был проведен по показателям развития координационных способностей между контрольной и экспериментальной группой, где была внедрена методика тренировок с двумя мячами. Между группами после эксперимента в преобладающем большинстве наблюдаются статистически достоверные различия. Исключением стало балансирование обруча на левой руке, восприятие силовых параметров движений, восприятие времени и захват линейки 0: < 2,1). В данных тестах результаты начального тестирования в экспериментальной группе хуже, чем в контрольной.

Выполнение работы с двумя мячами положительно повлияло не только на технику выполнения упражнений с мячом, но и на другие виды многоборья (скакалка, обруч). Гимнастки более четко начали выполнять бросковые движения и ловлю, равновесие и балансирование предметом, разнообразные вращения

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

и перекаты. Успешно начали изучать технически более сложные элементы по видам многоборья.

Работа с двумя мячами дала возможность юным спортсменкам приобрести навыки выполнения одновременных упражнений двумя руками. Во время исследования гимнастки экспериментальной и контрольной групп начали осваивать булавы. Спортсменки экспериментальной группы быстрее изучали новые элементы, чем спортсменки контрольной группы.

Выводы.

1. Из проведенного тестирования можно сделать вывод, что уровень координационных способностей гимнасток соответствует среднему, но индивидуальные показатели очень различаются между собой. Результаты тестов, которые выполнялись правой рукой соответствуют в большинстве случаев среднему уровню, результаты левой рукой чаще его не достигают. Особенно это проявилось в бросках и ловле мяча, где при работе правой рукой средние результаты в группах составили 6,1-6,2 раза, левой - 4,8-4,9 раза; в балансировании обруча на руке: правой 6,0-6,1 с., а левой - 4,3-4,4 с. У юных спортсменок хорошо развита простая двигательная реакция, однако сенсорные проявления мышечных усилий и восприятие временных отрезков требуют совершенствования.

2. Комплексы упражнений с двумя мячами были разнообразными по характеру, выполнялись правой и левой руками с одинаковой интенсивностью, включали не только изученные элементы, но и новые, что представляли собой сложность работы с пред-

метом. Упражнения выполнялись обеими руками одновременно, варьировались в зависимости от степени овладения ими.

3. В результате педагогического эксперимента уровень развития координационных способностей гимнасток контрольной и экспериментальной группы улучшился. В экспериментальной группе после эксперимента большинство показателей (восемь из десяти) имеют статистически значащие изменения 0>2,1) сравнительно с показателями контрольной группы (один из десяти).

4. В результате проведенного сравнительного анализа уровней координационных способностей после эксперимента между группами выявились статистически достоверные результаты в шести тестах из девяти (ї> 2,1), кроме восприятия силовых параметров движений, восприятие времени и захват линейки (К 2,1).

Таким образом, полученные в ходе исследования данные свидетельствуют об эффективности применения разработанной экспериментальной методики занятий с использованием двух мячей для детей 7-8 лет для улучшения координационных способностей. Качественная характеристика координационных способностей детей

экспериментальной группы показала их лучшую готовность к работе с другими предметами.

В дальнейшем предполагается провести исследования в работе с двумя предметами по другим видам многоборья.

І ПЕДАГОГІКА I

Литература:

1. Белокопытова Ж.А. Эффективность разработанной программы по развитию координационных способностей девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Белокопытова Ж.А., Лаврентьева В.А., Кожевникова Л.К. // Физическое воспитание студентов. - 2011.-№3. - С.12-16.

2. Карпенко Л.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: Учебное пособие / Л.А. Карпенко, И.А. Винер, В.А. Сивицкий / ВФХГ СП6ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - М, 2007. - 76 с.

3. Любимова В. В. Художественная гимнастика. Классификационная программа для ДЮСШ, Школ Олимпийского резерва, Высшего спортивного мастерства / Любимова В.В. - Харьков: Ха-ГИФК, 1996. - 90 с.

4. Лях В.И. Взаимоотношение координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 3. - С. 16 - 22.

5. Овчинникова Н.А. Обучение упражнениям с предметами в художественной гимнастике / Н.А. Овчинникова, Е.В. Бирюк. - Киев, 1990. - 33 с.

6. Художественная гимнастика: учебник / [Карпенко Л.А., Винер И.А., Терехина Р.Н. и др.]; под общ. ред. Л. А. Карпенко. - М.: Всероссийская федерация художественной гимнастики. - 2003. - 382 с.

7. Художня гімнастика: Навчальна програма для ДЮСШ, СДЮ-ШОР, ШВСМ. /Сост. Ж.А. Білокопитова, Т.В. Нестерова, А.М. Дерюгіна, В.А. Безсонова. - Київ: РНМК, Державний комітет України з фізичної культури і спорту, 1999. - 115 с.

Информация об авторах: Муллагильдина Алла Ядикаровна [email protected] Харьковская государственная академия физической культуры ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.

Дейнеко Альфия Хамзиевна [email protected] Харьковская государственная академия физической культуры ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.

Красова Инна Викторовна [email protected] Харьковская государственная академия физической культуры ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.

Поступила в редакцию 20.12.2011г.

References:

1. Belokopytova Zh.A., Lavrent’eva V.A., Kozhevnikova L.K.

Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical education of students], 2011, vol.3, pp.12-16.

2. Karpenko L.A., Viner I.A., Sivickij V.A. Metodika ocenki i razvitiia fizicheskikh sposobnostej u zanimaiushchikhsia khudozhestvennoj gimnastikoj [Methodology of estimation and developing physical flairs at engaging in a calisthenics], Moscow, 2007, 76 p.

3. Liubimova V. V. Khudozhestvennaia gimnastika [Callisthenics], Kharkov, KSIPC, 1996, 90 p.

4. Liakh VI. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 1991, vol.3, pp. 16 - 22.

5. Ovchinnikova N.A., Biriuk E.V. Obuchenie uprazhneniiam s predmetami v khudozhestvennoj gimnastike [Educating to exercises with objects in a calisthenics], Kiev, 1990, 33 p.

6. Karpenko L.A. Khudozhestvennaia gimnastika [Callisthenics], Moscow, 2003, 382 p.

7. Khudozhnia gimnastika: Navchal’na programa [Callisthenics: educational program], Kiev, 1999, 115 p.

Information about the authors: Mulligildina A.Y.

[email protected] Kharkov State Academy of Physical Culture Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.

Deyneko A.K. [email protected] Kharkov State Academy of Physical Culture Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.

Krasova I.V. [email protected] Kharkov State Academy of Physical Culture Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.

Came to edition 20.12.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.