9. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 257 с.
Контактная информация: [email protected]
СОЧЕТАНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ УЧЕБЫ И ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В УЧИЛИЩАХ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА И ВУЗАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Шайкат Закирович Хуббиев, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
Качественная учеба и занятия спортом высших достижений учащихся образовательных учреждений физической культуры возможны, если: увеличить срок обучения по образовательным программам; функционирует факультет индивидуального профессионального образования; готовить спортсмена-профессионала по специализации (профилю), либо по специальности (направлению подготовки) «Профессиональный спорт».
Ключевые слова: качество учебы, спорт высших достижений, физкультурное образование, сочетание учебы и спорта, училище олимпийского резерва, вуз физической культуры.
COMBINATION OF THE QUALITATIVE STUDY AND SPORTS OF HIGHER ACHIEVEMENTS DOING IN THE SCHOOLS OF OLYMPIC RESERVE AND PHYSICAL TRAINING UNIVERSITIES
Shajkat Zakirovich Hubbiyev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg
Annotation
The qualitative study and doing sports of the higher achievements among pupils of physical culture educational institutions is possible, if: to increase training term under the educational programs; the faculty of individual vocational training functions; to prepare the sportsman-professional by specializations (profile), or by specialty (direction of preparation) «Professional sports».
Keywords: quality of study, sports of higher achievements, sports education, study and sports combination, school of an Olympic reserve, physical education university.
Проблема разумного сочетания качественной учебы и занятий спортом высших достижений (СВД) привлекала внимание многих ученых и практиков сферы физической культуры и спорта. Однако работ, посвященных разработке данной проблемы, все же недостаточно [1, 2, 3].
Как пишет Г.Г. Мельчакова [2], актуальность этой проблемы обусловлена тем, что время обучения в вузе физической культуры (ФК) совпадает с периодом наивысшего расцвета физического и творческого развития студенческой молодежи (17-25 лет), связанного с накоплением потенциала для достижения ими уровней мастера спорта (МС), мастера спорта международного класса (МСМК); достичь таких уровней студент должен заниматься спортом до 8 часов в сутки, 6-7 дней в неделю и до 300320 дней в году.
Все это весьма усложняет возможность хорошо учиться и заниматься большим спортом. Занятия в сфере спорта высших достижений могут быть связаны с двухтрехразовыми ежедневными тренировками.
Возможно, ли при этом достаточно регулярно быть на занятиях и демонстрировать высокую успеваемость в учебе? Опыт показывает, что это сложно осуществить. Например, после утренней тренировки студенту в состоянии достаточного утомления трудно включиться в учебный процесс и качественно работать с целью освоения учебного материала.
Известно, что далее студент-спортсмен готовится ко второй, более объемной и интенсивной тренировке, в результате которой возникшее утомление затрудняет самостоятельную работу по программным дисциплинам. Основная его задача состоит в том, чтобы обеспечить свою готовность к завтрашней тренировке (соревнованию).
Если же он убывает на учебно-тренировочные сборы, то возможны и трехразовые тренировки, после которых организму и психике нужен полноценный отдых. Чтение учебной литературы, связанное с работой ума и души, в таких условиях весьма затруднено, поскольку характер отдыха спортсмена особый, - это восстановление и адаптация после серьезных нагрузок. В ходе соревнований самостоятельно работать с учебной литературой возможно, но это будет малопродуктивным, т.к. спортсмен 24 часа находится в состоянии спортивной борьбы, нацеливается на высокий результат, сосредоточен только на нем, связан с переживаниями предстоящей борьбы, подготовкой к ней, ведением ее, анализом результатов состязаний. Пребывая на учебнотренировочных сборах и соревнованиях, студент-спортсмен реально отсутствует на всех академических занятиях.
Такая общая схема деятельности студента-спортсмена, серьезно нацеленного на высокие результаты с спорте в условиях вуза и вне его, позволяет понять возможности сочетания учебы и занятий спортом.
С.В. Рудакас [3] в связи с этим установил, что студенты-спортсмены высокого класса на сборах и соревнованиях самостоятельным изучением учебных дисциплин практически не занимаются. Хотя учебно-тренировочный сбор весомо отражается на их спортивном совершенствовании.
Годовой объем часов спортивной подготовки студента-спортсмена (1500 ч) возможен при научной организации, строгом режиме, собранности и дисциплинированности во всем жизненном укладе. Но это под силу не всем, даже выдающимся спортсменам. Только у отдельных из них уникальная способность организовывать жизнедеятельность, а потому разумно сочетать спорт и учебу. По этому поводу Сейранов С.Г. сказал, что из 150 лиц, вращающихся в системе спортивных резервов, только один попадает в Олимпийскую сборную.
Сочетание полноценного обучения и высококвалифицированной спортивносоревновательной деятельности оказывается практически не достижимо. Поэтому можно сочетать либо несистематичность академических занятий студента-спортсмена в стенах вуза и его успешную спортивную подготовку, либо высокую посещаемость аудиторных занятий и нерегулярность тренировок и выступлений на соревнованиях [2]. Как следствие при этом - соответствующие спортивная квалификация и спортивные результаты.
Интересны высказывания высококвалифицированных спортсменов на сайте http://elista2008.fide.com/61.html, отмечающих, что им не удавалось совмещать учебу с занятиями спортом: при свободном графике посещения занятий они весьма редко появлялись в вузе, и только в период сессий. По их мнению, возможны либо высокие результаты в спорте и невозможность качественного обучения, либо серьезная учеба, но занятия спортом - на уровне массового спорта.
В русле рассматриваемой проблемы возникает ряд вопросов. Совмещение учебы и спорта не может одновременно обеспечить качественное образование и высокую спортивную готовность. Согласно принципу оптимальности, лежащему в основе их совмещения, если одна из составляющих подготовки студента слишком развита, то другая - соответственно недоразвита. Если приоритет отдан спорту, то каков должен быть минимум образования в сочетании со спортивной подготовкой и наоборот?
Когда приоритеты не обозначены, то важно знать, на каком уровне должны быть учеба и спортивная подготовка?
При подходе, согласно которому в процессе образовательной деятельности выявляются наклонности учащегося к учебе на фоне спорта, или к спорту на фоне учебы, важно понять, на каком уровне с учетом наклонностей желательно его “держать” в
спорте (или учебе).
Интересен вопрос, касающийся уровня развития наклонностей учащихся в условиях училища олимпийского резерва (УОР) и вуза ФК.
При невозможности сочетания учебы и спорта важен вопрос о главной задаче образовательной деятельности. Это в рамках подготовки олимпийского резерва - либо высококлассный спортсмен, либо - высококвалифицированный тренер. Как не ошибиться в выборе или ориентации дальнейшего направления подготовки? Известно, что не все великие спортсмены - хорошие тренеры в будущем. Не будет ли “промаха” если будущего тренера насильно “натаскивают” на великого спортсмена и наоборот.
Эти и другие вопросы тесным образом связаны с проблемой преемственности начального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в сфере ФК и спорта. К сожалению, сегодня должным образом не разработаны и, теория, ни концепция, ни технология совмещения учебы и спорта, ни ее преемственность в многоуровневой системе физкультурного образования (ФКО).
В этой связи интересен Германии, где принято последовательное совмещение учебы и спорта: сначала спорт, а с прекращением занятий спортом - дотации государства на учебу завершившего свою карьеру спортсмена. У нас же сроки учебы студен-та-спортсмена в вузе продлеваются до 8 лет. Но при этом он связан с параллельным совмещением учебы и спорта, недостатки которого не преодолеваются, и должного совмещения не получается.
Анализ литературы позволяет высказать ряд положений, касающихся определения путей совмещения учебы и спорта в условиях ФКО.
Образовательная деятельность УОР и вузов ФК направлена на подготовку специалистов ФК и спортсменов. Анализ этой деятельности показал, что хорошая успеваемость учащихся может сочетаться с высокими спортивными результатами, но на уровне массовой физкультурно-спортивной работы. Если же учащиеся нацелены на мировые достижения, то высокая учебная успеваемость для большинства из них практически недостижима.
Многолетний педагогический опыт наш и других специалистов, литературные данные [4; 5; 6] свидетельствуют, что совмещение качественной учебы и занятий студентов большим спортом - это, как правило, исключение из правил. Данные литературы о возможности разумного сочетания этих двух основных направлений подготовки специалистов в УОР и вузах ФК скорее не корректны. Об этом свидетельствуют факты.
Опрос руководителей УОР и работников спорткомитетов показал, что большинство (85% - первых и 95% - вторых) полагает, что УОРы должны готовить только высококвалифицированных спортсменов. По мнению директоров УОР, если спортивная подготовка учащихся осуществляется в целом неплохо, то их обучение как будущих тренеров - имеет огрехи, которые следует устранять, а систему образования - совершенствовать [7]. Действительно, из стен УОР выходят неплохие спортсмены, но слабо подготовленные тренеры по спорту [8].
Очевидно, при решении этой проблемы надо учитывать всю ее сложность из-за необходимости обеспечения единства качественной подготовки и тренеров и высококлассных спортсменов [7]. Но на практике достичь такого единства, за редким исключением, практически невозможно.
Известно, что за последние 20 лет объемы и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок увеличились в 4-5 раз [9; 10] повысился уровень достижений в спорте, возросли требования к спортивному мастерству спортсмена. Они достигли таких величин, которые, можно сказать, приблизились к предельным возможностям человека. Об этом ярко свидетельствуют рекорды по всем видам спорта.
Сегодня, чтобы стать призером крупных соревнований, учащимся УОР и вуза ФК невозможно полноценно заниматься ещё и учебой. Сдерживающим фактором при этом являются их физические, психические и социальные возможности. Для лидиро-
вания в современном спорте учащийся должен всецело посвятить себя спортивному совершенствованию.
Таким образом, высококачественная учеба и тренировочная, соревновательная деятельность учащихся на уровне МС и МСМК, действительно, не совместимы. А потому от УОР и вузов ФК не нужно требовать того и другого одновременно. Подготовка учащихся до уровня МС и МСМК без ущерба качеству их учебы и, наоборот, без ущерба спортивной подготовке невозможно достичь высоко качества в учебе.
О невозможности сочетания хорошей учебы и высококлассных результатов в спорте свидетельствуют мотивации абитуриентов и первокурсников вуза (факультета) ФК. Наш многолетний опыт проведения вступительных экзаменов, а также опросы первокурсников позволяет сказать, что они нацелены не столько на профессию педагога, тренера по спорту, сколько на выполнение нормативов МС или МСМК по избранному виду спорта.
В известной мере с этим согласуются данные опроса студентов первого курса РГУФК. До 53,2% из них готовы заниматься спортом [11].
Существенно, что при дальнейшей учебе до выпускного курса у значительной части студентов, ранее ориентированных на серьезную спортивную подготовку, существенно меняется мотивация. В силу невозможности сочетать качественную учебу и серьезные занятия спортом («учеба заедает»), они прекращают регулярно тренироваться и выступать на соревнованиях, но при этом качество их учебы существенно не повышается. Кроме того, свое влияние оказывает экономическое положение студентов
- они вынуждены работать, поэтому резко снижается посещаемость учебных занятий и тренировок. То есть студент оказывается в ситуации, при которой он как бы должен осуществлять три достаточно серьезных вида деятельности: учебу, спорт, работу. Бывает, что его заботы больше связаны не с учебой и спортом.
Таким образом, высшее ФКО работает как бы вхолостую. Последствия такого положения дел вполне предсказуемы, например, относительно подготовки тренеров. У всех «на слуху», так называемый, недостаточный профессионализм наших тренеров и руководителей федераций, да и органов государственного руководства ФК и спортом, с чем, в частности, связано приглашение на работу зарубежных тренеров с весьма высокой оплатой их труда.
Каковы пути выхода из сложившейся ситуации со средним и высшим профессиональным образованием в сфере ФК и спорта? Их несколько.
Первое. В рамках увеличенных (до 8 лет) сроков обучения высококлассных спортсменов для полноценного освоения образовательной программы, успешного прохождения и текущей и итоговой аттестаций обеспечить высокую организацию учебного процесса, пересмотреть содержание обучения в плане обеспечения максимальной его взаимосвязи со спортивно-соревновательной деятельностью.
Второе. Следовать примеру РГУФК, в котором функционирует факультет индивидуального профессионального образования, на котором обучение строится по индивидуальному графику, согласуемому с тренировками, сборами и соревнованиями спортсменов. При наличии соответствующего времени спортсмен может посещать занятия и спланировать прохождение сессионного периода обучения. Он обязаны посещать занятия пять недель в семестре, но от сдачи экзаменов и зачетов это не освобождает. За пять-шесть лет обучения студенту предоставляется возможность быть на занятиях до 20-30 недель. Что касается недостатков, то в данном случае студенты на такой же срок прекращают свои регулярные занятия спортом, что особенно будет сказывать на высококлассных спортсменах.
Третье. Деятельность УОР подчиняется исключительно подготовке спортсменов высокого класса; в колледже (ему равном) и в вузе ФК - только подготовке педагогов и тренеров и спортсменов - от новичка до кандидата в мастера спорта, в ряде видов спорта - до МС, но в рамках массовой физкультурно-спортивной работы. При таком пути в колледжах и вузах ФК улучшаются условия сочетания качественной уче-
бы и занятий спортом.
Четвертое. В УОР и вузах ФК наряду с формированием специалистов ФК и спорта одновременно готовить спортсменов-профессионалов для сборных команд субъектов РФ, округов и России по новой специализации (профиля) в рамках специальности (направления подготовки) «Физическая культура и спорт», либо по новой специальности (направлению подготовки) «Профессиональный спорт» с присвоением квалификации «спортсмен-профессионал». В связи с этим следует обосновать необходимость такой специальности, направления профессиональной подготовки, а на основе этого - соответственно разработать новый Федеральный государственный образовательный стандарт и механизм его внедрения в образовательную деятельность вуза (факультета) ФК.
Итак, становление учащегося УОР и студента вуза ФК как высококвалифицированного специалиста (педагога, тренера) и одновременно высококлассного спортсмена
- это сложнейшая проблема, требующая своего адекватного решения. Ее актуализация именно сегодня обусловлена, по крайней мере, двумя обстоятельствами: во-первых, модернизацией российского образования и его нацеленностью на повышение качества и эффективности профессиональной подготовки специалистов, что в полной мере касается и физкультурного образования; во-вторых, «провалы» выступлений наших спортсменов, прежде всего, на Олимпийских играх на протяжении постсоветского периода, когда рушилась советская система подготовки высококвалифицированных спортсменов. Касаясь результатов выступления наших спортсменов на Олимпиаде в Ванкувере, Председатель Правительства РФ В.В.Путин сказал, что даже возрастающие бюджетные вливания в подготовку наших олимпийцев не позволили им достойно защитить спортивную честь нашей Отчизны.
В русле решения системной проблемы сочетания учебы и занятий спортом особую значимость приобретает коренная перестройка систем подготовки олимпийцев, спортивных резервов, а также специалистов в области физической культуры и спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карнаухов, Г.З. Социально-педагогическая регуляция подготовки профессиональных кадров и квалифицированных спортсменов в полиструктурной функциональной педагогической системе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Карнаухов Г.З. -Самара, 2003. - 358 с.
2. Мельчакова, Г.Г. Особенности организации учебно-воспитательного процесса подготовки спортсменов в спортивном вузе :На примере института спортивных единоборств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Мальчакова Гея Геннадьевна. - Красноярск, 2005. - 121 с.
3. Рудакас, С. В. Подготовка специалистов по спортивным играм в вузах физической культуры в современных условиях (ценностный аспект и сотрудничество с профессиональными клубами) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рудакас С.В. - СПб., 2009. - 23 с.
4. Виленский, М.Я. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле / М.Я. Виленский, В.П. Русанов // Теория и практика физ. культуры. - 1979. - № 6. - С. 48-50.
5. Копаев, В.П. Воздействие повышенных соревновательных нагрузок на показатели производственной работоспособности человека // Тез. докл. Междунар. конф. 27-30 июля 1994 г. "Современные достижения спортивной науки". - СПб, 1994. - С. 73.
6. Копаев, В.П. Гармонизация умственных и физических нагрузок как условие повышения эффективности обучения студентов физкультурных вузов // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 5. - С. 22-24.
7. Содержание и методика преподавания теоретических и спортивнопедагогических дисциплин в училищах олимпийского резерва //
http://www.mirrabot.com/work/work 4012.html. - 2000.
8. Асеев, В.В. Организационно-методические основы совершенствования учебного процесса в училище олимпийского резерва / Асеев В.В., Холодов Г.К. // Бюллетень N 4 Центральной олимпийской академии : спец. вып.: медико-биолог. пробл. спорта / Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 1998. - С. 18-36.
9. Спорт и иммунитет // http://www.esus.ru/php/content.php?id=5308. - 2003.
10. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.
11. Парчевская, И. И. Методико-теоретические аспекты физкультурного обра-
зования в вузе // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Гуманитарные науки" № 4. Северо-Кавказский государственный технический университет //
http://www.ncstu.ru - 2009
Кантатная информация: [email protected]