УДК 342.553
СОЧЕТАНИЕ ИМПЕРАТИВНОГО И ДИСПОЗИТИВНОГО МЕТОДОВ В МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
Полозов Евгений Николаевич
студент юридического факультета ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск
Е-mail: [email protected] Алямкин Сергей Николаевич канд. филос. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск
Е-mail: sergeyalyamkin@mail .ш
THE COMBINATION OF MANDATORY AND DISCRETIONARY METHODS OF MUNICIPAL REGULATION
Evgeny Polozov
law student of Mordovian humanitarian institute, Saransk
Sergey Alyamkin сandidate of philosophy, assistant professor, Department theory and history of state and law of Mordovian humanitarian institute, Saransk
АННОТАЦИЯ
Муниципальное право рассмотрено как комплексная отрасль права с присущим ей широким спектром возможных способов правового воздействия на общественные отношения. Проанализировано сочетание императивного (предписание и запрет) и диспозитивного (дозволение, согласование, рекомендации, поощрения) методов в муниципально-правовом регулировании на примере конкретных норм права и правовых институтов.
ABSTRACT
Municipal law is considered as a complex branch of law with its inherent wide range of possible ways of legal influence on social relations. The author analyzes the combination of mandatory (regulation and prohibition) and dispositive (authorization, approval, recommendations, encouragement) methods in municipal legal regulation on the example of specific norms of law and legal institutions.
Ключевые слова: муниципальное право, императивный метод, диспози-тивный метод, предписание, запрет, дозволение, согласование, рекомендации, поощрение, юридический режим.
Keywords: municipal law, mandatory method, dispositive method, prescription, prohibition, permission, approval, recommendations, encouragement, legal regime.
Современное развитие юриспруденции позволяет говорить о формировании комплексных отраслей права.
С.С. Алексеев определяет комплексную отрасль права как особую юридическую целостность, своеобразие которой проявляется в специфических приемах регулирования, принципах, положениях которые в совокупности образуют специальный юридический режим [1].
Множество норм муниципального права одновременно являются нормами иных отраслей права. Например, согласно части 2 статьи 49 Федерального закона № 131-Ф3 [2], муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Одновременно - это и норма гражданского права. Согласно статье 212 Гражданского кодекса РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот феномен называют удвоением структуры права [4].
Органы местного самоуправления наделены полномочиями в самых различных сферах жизнедеятельности: земельные правоотношения; связанные с жилищно-коммунальным хозяйством; муниципальной собственностью; транспортом и связью; бюджетные отношения и т.д.
Учитывая вышеизложенное, муниципальному праву присущ комплексный спектр возможных способов правового воздействия на общественные отношения.
Во-первых, это императивные методы правового регулирования, основанные на власти-подчинении субъектов права. В муниципальном праве используются такие императивные методы как: предписание и запрет.
Метод предписания выражается в установлении для субъекта строго определенного порядка действий. Так, согласно статье 7 ФЗ № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. В силу статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" [3] муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Метод запрета состоит в запрещении определенных действий с угрозой применений мер юридического воздействия. Так, согласно статье 17 Федерального закона № 131-ФЗ не допускается подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципалитета органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципалитета. В силу статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Во-вторых, это диспозитивные методы правового регулирования, основанные на равенстве участников правоотношения и свободы выбора варианта поведения. Муниципальное право использует в первую очередь дозволение, согласование, рекомендации, поощрения.
Метод дозволения предполагает наличие у субъектов права выбора совершать или нет какие-либо действия. Статья 10 Федерального закона № 131-ЗФ указывает, что в городских округах местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов.
Метод согласования заключается в нахождении решения по какому-либо вопросу, удовлетворяющем интересам обеих сторон правоотношения. Статья 18 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" указывает, что по результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия.
Метод рекомендаций предполагает обозначение в законе предпочтительного, но не обязательного варианта поведения. Так, в силу статьи 31 Федерального закона № 131-ФЗ результаты опроса носят рекомендательный характер.
Метод поощрений заключается в предоставлении льгот и иных благ. Так, согласно статье 26 Федерального закона № 25-ФЗ виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Не принижая ценности запретов и обязываний, стоит отметить, что в муниципальном праве важную миссию по регулированию отношений выполняют именно дозволения, так как такой способ дает гражданам возможности самостоятельного выбора своих действий и поступков. Вместе с тем, абсолютизация диспозитивного метода ведет к тому, что возможны проявления своеволия, субъективизма, произвола и нарушения законности.
Важно находить баланс применения императивного и диспозитивного методов правового регулирования относительно того или иного круга общественных отношений, составляющих предмет муниципального права.
Список литературы:
1. Алексеев С.С. Теория права. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1995. - 320 с.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 29.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
3. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О муниципальной службе в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. // Спра-вочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Чаннов С. Е. Муниципальное право. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 328 с.
References:
1. Alekseev S.S. Teoriya prava. Izd. 2-e, pererab. i dop. - M.: Izdatel'stvo BEK, 1995. - 320 s.
2. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 29.12.2017) \"Ob ob-shchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii\" [El-ektronnyj resurs]. // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».
3. Federal'nyj zakon ot 02.03.2007 № 25-FZ (red. ot 18.04.2018) \"O munici-pal'noj sluzhbe v Rossijskoj Federacii\" [Elektronnyj resurs]. // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».
4. Channov S. E. Municipal'noe pravo. 2-e izd., pererab. i dop. - M. : Izdatel'stvo Yurajt, 2018. - 328 s.