УДК 342.41
ОСОБЕННОСТИ ИМПЕРАТИВНОГО И ДИСПОЗИТИВНОГО МЕТОДОВ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
© Нурмагамбетов Р. Г., 2018
Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», г. Костанай
Освещаются особенности императивного и диспозитивного методов конституционного регулирования. Отдельное внимание уделяется категориально-понятийному аппарату. Так, в частности, под методом конституционного регулирования понимается основанный на нормах действенный конституционный инструмент, состоящий из совокупности способов, средств и приемов конституционного регулирования, посредством которых оказывается воздействие на поведение участников конституционных отношений с целью упорядочения, охраны и развития этих отношений. К числу составляющих содержание видов метода конституционного регулирования автор относит запретительные, дозволительные, ограничительные, учредительные, поощрительные средства (способы) конституционного регулирования. По его мнению, выделение данных видов методов имеет свою логику и научное значение. Анализируя особенности, виды императивного и диспозитивного методов конституционного регулирования, автор приходит к выводу, что преобладающим является метод властных предписаний — субординации, который исключает наличие принципа равенства во взаимоотношениях «государство — общество — личность». По мнению автора, императивные начала находят свое выражение в использовании конституционного приема формулирования субъективных прав и юридических обязанностей, установления мер государственного принуждения для их обеспечения и защиты общественных отношений. Описывая формы выражения императивного метода, автор отмечает, что он может выражаться по-разному — прямо либо косвенно. Такое положение основано на конституционной природе развития современного Российского государства, ведущей роли Президента РФ в системе разделения властей, сохранении элементов советской модели конституционного регулирования. Помимо императивного метода, анализируется и политико-правовая значимость диспозитивного метода. Отмечается, что в диспозитивном методе конституционного регулирования преобладают прием определения субъективного состава конституционных норм и конституционный способ — дозволение. Автор предлагает в системе конституционных дозволений выделять два их вида — конституционное прямое дозволение и альтернативное дозволение. В заключение отмечается значимость анализа императивного и диспозитивного методов конституционного регулирования как совокупности инструментов, направленных на нормирование тех общественных отношений, которые составляют предмет конституционного регулирования.
Ключевые слова: императивный метод, диспозитивный метод. конституционное регулирование, регулирование, властные предписания, субординация, равенство, государство, общество, личность, Конституция РФ, средства воздействия.
В настоящее время на высоком государственном уровне признается необходимость выработки адекватного времени набора средств, приемов и способов, соответствующих эволюционному развитию государства. Под методом конституционного регулирования необходимо понимать основанный на нормах действенный конституционный инструмент, состоящий из совокупности способов, средств и приемов конституционного регулирования, посредством которых оказывается воздействие на поведение участников конституционных отношений с целью упорядочения, охраны и развития этих отношений. Как любое теоретико-правовое явление, методы конституционного регулирования различаются по видам.
К числу составляющих содержание видов метода конституционного регулирования можно отнести запретительные, дозволитель-
ные, ограничительные, учредительные, поощрительные средства (способы) конституционного регулирования. В системе приемов конституционного регулирования, участвующих в воздействии на общественные отношения, можно выделить, как обозначили их в своей работе А. И. Казанник и А. Н. Костюков, «приемы определения субъективного состава конституционных норм, совокупности юридических фактов, необходимых для приведения конституционных норм в действие, формулирования субъективных прав и юридических обязанностей, установления мер государственного принуждения для их обеспечения и защиты общественных отношений» [1]. Их разнообразные виды составляют основу функционирования методов конституционного регулирования, содержание которых за прошедший период претерпело значительные изменения.
Безусловно, в конституционном праве используется не один метод конституционного регулирования, методы можно классифицировать по разным основаниям. Следует признать, что применительно к правовой материи практически единодушно ученые высказываются за выделение императивного и диспози-тивного методов конституционного регулирования. Они отличаются по характеру и содержанию воздействия на общественные отношения. Приведенная классическая конструкция методов конституционного регулирования имеет свою логику, научное значение и поддерживается учеными в их трудах. Охарактеризуем особенности данных видов методов.
Анализ норм Конституции РФ показывает, что преобладающим является метод властных предписаний — субординации. Императивный метод конституционного регулирования в своей основе исключает наличие принципа равенства во взаимоотношениях «государство — общество — личность». Его особенностью является то, что в нем превалирует принцип четкого определения полномочий, который позволяет путем оказания воздействия на субъектов добиваться от них совершения юридически значимых, допустимых нормами Конституции РФ действий. Так, по мнению Б. С. Эбзеева, «в регулируемых конституционным правом общественных отношениях часто проявляется известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле, выразителем которой является тот или иной субъект государственной власти. Этот субъект действует так потому, что он выступает от имени государства и выражает публичный интерес» [2].
Императивные начала находят свое выражение в использовании конституционного приема формулирования субъективных прав и юридических обязанностей, установления мер государственного принуждения для их обеспечения и защиты общественных отношений. Действие этого приема проявляется в регулировании общественных отношений, связанных с порядком формирования органов государства, установления неприкасаемого правила предоставления прав, свобод и наложения обязанностей на граждан и других субъектов конституционных правоотношений. Происходит это выражение в форме таких способов конституционного регулирования, как конституционные запреты, обязанности, предписания. Они закреплены в положениях гл. 1—9 Конституции РФ. К их
числу относятся нормы Конституции РФ в сферах организации органов государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, установления равноправия и самоопределения народов, выборов Президента РФ, членов Правительства РФ, депутатов Федерального Собрания РФ, судей, органов местного самоуправления. Данные нормы носят категоричный характер и не подлежат изменению. В части 4 ст. 111 Конституции РФ установлен не подлежащий изменению порядок роспуска Президентом РФ Государственной Думы РФ, в ч. 3 ст. 117 — порядок выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ, в ч. 1 ст. 121 и ч. 1 ст. 122 Конституции РФ — принцип несменяемости судей, их независимость, в ст. 130—132 Конституции РФ — порядок осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.
Так, к примеру, в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ указывается, что «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Содержание ряда императивных методов выражено косвенно, т. е. вытекает из смысла конституционных норм. В части 2 ст. 22 Конституции РФ указывается, что «арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению». Объединяет вышеперечисленные конституционные нормы, характеризующие императивный метод, то, что, закрепляя конституционно-правовой порядок функционирования органов государства, личности, метод не оставляет субъекту правоотношений свободы выбора поведения, а повелевает ему в определенной ситуации поступать в соответствии с правилом поведения, закрепленным в норме Конституции РФ, и никак иначе.
Осуществление конституционных обязанностей государством в различных сферах также является специфической формой проявления императивного метода конституционного регулирования. С его помощью устанавливается обязанность субъекту совершать активные действия. Конституционные обязанности предполагают наложение различных по содержанию обязанностей на субъектов правоотношений. В Конституции РФ содержатся различные их виды — обязанность обеспечения верховенства Конституции РФ над иными актами законодательства, защиты Конституции РФ, обеспечения реализации конституционных положений, касающихся
прав и обязанностей граждан в определенной сфере общественных отношений, а значит, касающихся конкретной государственно-правовой функции.
Императивный метод конституционного регулирования может выражаться и в форме конституционного предписания. Практика действия Конституции РФ показывает, что с помощью конституционных предписаний регулируются общественные отношения, связанные с организацией деятельности разнообразных органов государства и должностных лиц. В отличие от конституционных запретов и обязанностей, конституционное предписание принуждает субъектов совершать активные действия, установленные нормами Конституции РФ. Эти действия должны быть совершены лишь в той форме, которая определена в гипотезе и диспозиции конституционного правила. Способ конституционного предписания направлен на установление неприкасаемых правил, определяющих конституционный статус органов государства, должностных лиц, круг полномочий, порядок взаимоотношения между органами государственной власти, а также закрепление поручений органам государства на совершение определенного вида юридических действий. К примеру, в гл. 4—8 Конституции РФ конституционными предписаниями регулируются общественные отношения, направленные на закрепление конституционно-правовой природы деятельности таких органов государственной власти, как Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, судебной власти и Прокуратуры РФ, а также органов местного самоуправления. Так, в ст. 80 Конституции РФ утверждается особое положение Президента РФ в системе разделения властей как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, защиты суверенитета, независимости и государственной целостности, необходимого согласованного баланса функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
В статьях 86 и 87 Конституции РФ закрепляется особый круг полномочий, связанных с осуществлением Президентом РФ руководства внешней политикой, ведением им переговоров и подписанием международных договоров и ратификационных грамот, принятием верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нем дипломатических представителей, командованием Вооруженными Силами Российской Федерации, в случае
агрессии или угрозы введением на территории государства или отдельных ее местностях военного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе РФ.
Похожие по общенормативной конституционной ориентации предписания содержатся в ст. 94, 95, 102, 103 Конституции РФ (регламентируют деятельность и полномочия Федерального Собрания РФ), ст. 110, 144 (определяют конституционную природу и полномочия Правительства РФ), ст. 118, 125, 130 (учреждают незыблемые положения о судебной системе и природе местного самоуправления в РФ, а также органов государственной власти, не входящих в систему разделения властей).
К видам конституционных предписаний императивного метода конституционного регулирования, закрепляющих поручения органам государства на совершение определенного вида юридических действий, можно отнести предписания, регулирующие отношения, направленные на выделение средств, принятие должностным лицом управленческого решения, назначение или освобождение от должности и т. д. В нормах Конституции РФ таких положений содержится достаточное количество — в основном в главах Конституции РФ, посвященных регламентации деятельности, определяющих конституционный статус органов государства и должностных лиц.
Практика действия норм Конституции РФ показывает, что налицо преобладание императивного метода конституционного регулирования, основанного на принципе «запрещено все, что не разрешено законом». Такое положение можно объяснить конституционной природой развития современного Российского государства, ведущей ролью Президента РФ в системе разделения властей, сохранением элементов советской модели конституционного регулирования. «Фактически действующая Конституция России являет собой тот идеальный случай, — отмечает С. М. Шахрай, — который пока безуспешно ищут наши коллеги на Западе. Наша Конституция имеет уникальный дизайн, благодаря которому она стала инструментом, способным не только примирить конфликтующие силы, но и дать обществу импульс для нового развития» [3].
Помимо императивного метода, в конституционном регулировании широко используется и метод диспозитивный. В диспозитив-ном методе конституционного регулирования преобладает прием определения субъективно-
го состава конституционных норм и конституционный способ — дозволение. В системе конституционных дозволений можно выделить два вида — конституционное прямое дозволение и альтернативное дозволение. Конституционное прямое дозволение характеризуется тем, что с его помощью закрепляется право выбора субъектом единственно возможного варианта поведения. Очень часто данный вид конституционных дозволений связан с регулированием общественных отношений, определяющих порядок реализации полномочий разнообразных органов государственной власти. Степень свободы выбора поведения, сфера осуществления предоставленных им возможностей (осуществления государственных функций) строго определена конституционными пределами. Органам государственной власти дозволяется действовать свободно только в рамках предусмотренных им полномочий. Выходить за установленные конституционными нормами пределы субъекты в лице органов государственной власти и должностных лиц не имеют права. В части 3 ст. 92 Конституции РФ, к примеру, устанавливается, что во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, он имеет право делегировать их временно председателю Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. В части 3 ст. 66 Конституции РФ содержится норма, дозволяющая законодательным и исполнительным органам автономной области, автономного округа участвовать в принятии федерального закона об автономной области, автономном округе.
В процессе осуществления конституционного регулирования в качестве конституционного средства воздействия часто используется альтернативное конституционное дозволение. Особенностью альтернативного дозволения является предоставление права субъектам совершать действия либо воздержаться от их совершения, т. е. возможности самостоятельного выбора поведения в отдельных ситуациях при реализации конституционных норм. Несмотря на то что данный вид конституционных дозволений, характеризующих диспозитивный метод, часто встречается в гражданском праве, в конституционном праве его наличие обусловлено регулированием отношений, связанных с обеспечением реализа-
ции прав и свобод человека и гражданина, обеспечением их гарантиями государства. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается тенденция к усилению роли государства в обеспечении действенности закрепленных в Конституции прав и свобод. Как отмечает А. Л. Миронов, действие метода заключается и в том, что «субъектам предоставляются права на собственные активные действия, обусловленные необходимостью согласования воли» [4]. На этот аспект вопроса обращают внимание и многие другие авторы, в своих работах отмечая, что с помощью метода государство предоставляет право человеку свободно выбрать, основываясь на своем собственном желании, наиболее приемлемый, порой альтернативный для него вариант поведения. Таких конституционных норм в Конституции РФ содержится предостаточно [5]. Так, в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ предусмотрено конституционное дозволение, связанное с закреплением за гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Анализируя содержание данной нормы, отметим, что в Российской Федерации, в отличие, к примеру, от других стран (Северной Кореи), никто не принуждает участвовать в реализации данной нормы. Граждане самостоятельно должны сделать выбор, принимать участие в избирательном процессе или нет, выражать свою политическую волю в качестве избирателя или нет.
Таким образом, необходимо отметить, что императивный и диспозитивный методы конституционного регулирования обладают особым своеобразием, так как характеризуют совокупность инструментов, направленных на нормирование тех общественных отношений, которые составляют предмет конституционного регулирования. @
1. Казанник А. И., Костюков А. Н. Конституционное право: Университетский курс. В 2 т. Т. 1. М., 2015. С. 16.
2. Конституционное право России : учебник / под ред. Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова, В. И. Авсеенко. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 16.
3. Лекция руководителя Аппарата Счетной палаты Российской Федерации С. М. Шахрая. Ответы на вопросы // Российская Конституция: первые 20 лет : цикл лекций в Государственной Думе (18 марта - 22 апр. 2013 г.). М., 2013. С. 147.
4. Миронов А. Л. Методы конституционно-правового регулирования // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2011. № 5. С. 88.
5. Стимулы и ограничения современного российского государства в контексте правовых идей / И. А. Ананских, О. А. Клименко, В. М. Реуф, М. В. Сальников // Юрид. наука: история и современность. 2015. № 11. С. 47.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Стимулы и ограничения современного российского государства в контексте правовых идей / И. А. Анан-ских, О. А. Клименко, В. М. Реуф, М. В. Сальников // Юрид. наука: история и современность. — 2015. — № 11. -С. 47-48.
Казанник А. И. Конституционное право: Университетский курс. В 2 т. Т. 1 / А. И. Казанник, А. Н. Костюков. — М. : Проспект, 2015. — 428 с.
Конституционное право России : учебник / под ред. Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова, В. И. Авсеенко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, 2010. — 615 с.
Лекция руководителя Аппарата Счетной палаты Российской Федерации С. М. Шахрая. Ответы на вопросы // Российская Конституция: первые 20 лет : цикл лекций в Государственной Думе (18 марта — 22 апр. 2013 г.). — М. : Изд. Гос. Думы, 2013. — С. 147—173.
Миронов А. Л. Методы конституционно-правового регулирования // Вестн. Моск. ун-та МВД России. — 2011. — № 5. — C. 88—90.
REFERENCES
Ananskikh I. A., Klimenko O.A., Reuf V.M., Salnikov M.V. Stimuly i ogranicheniya sovremennogo rossiyskogo gosudarstva v kontekste pravovykh idey. Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost, 2015, no 11, pp. 47-48. (in Russian)
Kazannik A.I., Kostyukov A.N. Konstitutsionnoye pravo: Universitetskiy kurs. In 2 vol., vol. 1. Moscow, Prospekt, 2015. 428 p. (in Russian)
Ebzeyeva B.S., Prudnikova A.S., Avseyenko V.I. (red.). Konstitutsionnoye pravo Rossii. Moscow, Juniti-Dana, 2010. 615 p. (in Russian)
Lektsiya rukovoditelya Apparata Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii S.M. Shakhraya. Otvety na vo-prosy. Rossiyskaya Konstitutsiya: pervyye 20 let: Tsikl lektsiy v Gosudarstvennoy Dume. 18 marta — 22 aprelya 2013 goda. Moscow, Izdaniye Gosudarstvennoy Dumy, 2013, pp. 147-173. (in Russian)
Mironov A.L. Metody konstitutsionno-pravovogo regulirovaniya. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2011, no 5, pp. 88-90. (in Russian)
Features of Mandatory and Discretionary Methods of Constitutional Regulation of Social Relations
© Nurmagambetov R. G., 2018
In this article, the author highlights the peculiarities of mandatory and discretionary methods of constitutional regulation. Separate attention is paid to the coverage of categorical - conceptual apparatus. So the particular method of constitutional regulation means based on the norms of effective constitutional instrument, consisting of a combination of methods, tools and techniques of constitutional regulation through which have an impact on the behavior of participants in the constitutional relationship with the purpose of streamlining, protection and development. The components of the content of types of the method of constitutional regulation are restrictive, permissible, incentive and other tools (methods) of the constitutional regulation. The selection of these methods has its own logic and scientific importance. Analyzing the characteristics, the types of mandatory and discretionary methods of constitutional regulation, the author comes to the conclusion that the predominant method is the method of government regulations - subordination, which excludes the presence of the principle of equality in relations "state - society - personality". According to the author, mandatory start find its expression in the use of the constitutional reception of a formulation of subjective rights and legal responsibilities, establishing measures of state coercion to uphold and protect the social relations. Describing the forms of expression of the imperative method, the author notes that it can be expressed in different ways - either directly or indirectly. This position is based on the constitutional nature of the development of the modern Russian state, the leadership of the President of the Russian Federation in the system of separation of powers, preserving the Soviet model of constitutional regulation. In addition to the imperative method in constitutional regulation in the scientific article analyzes the political and legal significance of the method of disposition. It is noted that the dispositive method of constitutional regulation is dominated by the technique of determining a subjective composition of the constitutional norms and constitutional method -permission. The author proposes in the constitutional system of permission to highlight two of them - a direct constitutional order and the alternative order. In the conclusion of the scientific article noted the importance of the analysis of mandatory and discretionary methods of constitutional regulation as a set of tools aimed at regulating of the social relations that constitute the subject of constitutional regulation.
Key words: imperative method, soft method, constitutional regulation, regulation, government regulations, subordination, equality, the state, society, personality, Constitution of the Russian Federation.