Научная статья на тему 'События театрально-музыкальной жизни Петербурга: апрель, май, июнь 2018 года'

События театрально-музыкальной жизни Петербурга: апрель, май, июнь 2018 года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «События театрально-музыкальной жизни Петербурга: апрель, май, июнь 2018 года»

щение культуры в товар, в некии симулякр принижает ее роль для развития человека и фактора культурного диалога. Для того, чтобы состоялся диалог в сфере духовного общения народов, необходима, по краинеи мере, перезагрузка культуры в направлениях сохранения ее гуманистического потенциала для развития человека и общества, критического освоения общественнои реальности как фактора активности личности, т.е. неотчужденности и ее включения в сферы социокультурной деятельности. Сегодня вопрос: «Культура или рыночный тоталитаризм?» остается открытым. Либо человек как личность становится субстанцией развития общества и культуры, либо он превращается в основу нейромаркетинга. От этой дихотомии будет зависеть как развитие национальных культур, так и их диалог.

По сюжетам основных докладов состоялась дискуссия. Роль современного государства по решению стратегических и региональных проблем, взаимодействию России и Китая были посвящены выступления профессоров В.Я. Фетисова, А.О. Бороноева, Су Сюецинь, Гун Сяоин, Сюй Цзялинь, научных сотрудников Чжу Цзидун, Ван На, В.В. Субботина, Лю Дужо, доцента Чжоу Цзе и др.

Большой интерес вызвали проблемы ки-берпространства в государственных стратегиях развития и в осуществлении мирового взаимодействия, которые были затронуты в докладе Е.Г. Бессонова. С разных точек зрения они рассматривались в выступлениях доцентов Хэ Гуаншоу, М.В. Канавцева, Е.А. Стружковой, В.А. Сердитова, П.А. Нуттунен и магистров М.В. Мигулёвой и Ю.В. Дмитриевой.

Президент Арктической Академии профессор В.Б. Митько представил интересный доклад о перспективах сотрудничества России и Китая в Арктике, в котором осуществил социальный анализ их проектов освоения Арктики и наметил возможности плодотворного сотрудничества.

В процессе конференции состоялось подписание договора между Центром системных исследований и Китайской Академией общественных наук и презентация первого номера международного научного журнала «Исследование стратегий развития государств» на двух языках - русском и китайском.

Организаторами принято решение продолжать ежегодные конференции (май) с публикацией материалов дискуссии в издаваемом журнале и в других изданиях.

М.Н. Дробышева

события театрально-музыкальной жизни петербурга: апрель, май, июнь 2018 года

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]

О

Мариинский театр

После XVII Московского Пасхального фестиваля артисты Мариинского театра приступили к исполнению программы XXVI Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». На открытии 23 мая и закрытии 29 июля 2018 года звучали оперы Джузеппе Верди «Фальстаф» и «Аида». В репертуаре театра было 14 вердиевских опер и сценическая версия «Реквиема». В дни фестиваля можно услышать все оперы, кроме «Сицилийской вечерни».

Спектакль «Фальстаф» создавали итальянские мастера во главе с режиссером Ан-дреа де Роза, известным российскому зрителю постановкой «Симон Бокканегра». По мнению музыкального руководителя и дирижера Валерия Гергиева, этот спектакль -огромная удача, в нем участвует 6 оперных составов, а также молодые певцы Академии Мариинского театра. Опера «Фальстаф» представляет собой музыкальное сочинение,

состоящее из многих элементов комедии. В ней присутствуют ситуации оперы-буфф, французской комической оперы и музыки немецкой волшебной сказки. С комедией соседствуют и высокие жанры: любовный мадригал, старинная церковная музыка. Среди атмосферы безудержного веселья, издевок и смеха - великий чревоугодник, хвастун и забияка Фальстаф. Партию поет Вадим Кра-вец - в игре артиста проглядывает печаль, и он показывает, как страдает его герой. Артистичны виндзорские кумушки в исполнении Татьяны Сержан, Анны Денисовой, Анны Кикнадзе, Екатерины Сергеевой. Фальстаф низвержен, это символично, горожанки миссис Форд и миссис Пейдж торжествуют победу над гедонизмом, прославляя нравственность и любовь.

21 июня состоялась другая премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» - режиссер-постановщик Александр Кузин. В прошлом сезоне он поставил оперу

Родиона Щедрина «Не только любовь». В команду вошли Александр Орлов, Ирина Че-редникова, Николай Реутов, музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев. «Мы ставим не бытовую драму, мы ставим трагедию в духе Шекспира, - отметил Александр Кузин. - Музыка Римского-Корсакова придает драме Мея такой масштаб, что любое дешевое осовременивание только понизило бы ее градус. С другой стороны, мелочный историзм помешал бы воспринимать происходящее как правду. Это спектакль о любви, о том, как она, превращаясь в страсть, начинает ее убивать».

В репертуаре фестиваля - еще три оперы. «Мавра» Игоря Стравинского - спектакль Приморской сцены (Владивосток), режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев. Концертное исполнение оперы «Затмение» Александра Раскатова повествует о декабристских событиях. Потомок Сергея Муравьева-Апостола, одного из пяти казненных декабристов, Кристофер стал меценатом этого проекта. Опера посвящена семье Муравьевых-Апостолов и Валерию Гергиеву. Петербургская премьера сочинения Родиона Щедрина «Ба-лалаечка-минорочка» состоялась на фестивале; а затем в этот вечер исполнялись романс «Таня-Катя» и двойной концерт для виолончели и фортепиано с оркестром «Романтическое приношение». Премьера двухактной оперетты Леонарда Бернстайна «Кандид» по мотивам сатирического романа Вольтера к 100-летию композитора прозвучала в эти дни под управлением дирижера Леона Ботс-тайна, хорошо известного петербуржцам.

В Мариинском театре стало традицией исполнять оперы в концерте. Два вечера были отведены для исполнения фрагментов опер Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», «Зигфрид», «Гибель богов». Партию Изольды исполнила известное сопрано Хайди Мел-тон, а Тристана спел солист Мариинского театра Михаил Векуа. Альбина Шагимура-това исполнила одну из своих любимых партий - Лючию ди Ламмермур - композитора Гаэтано Доницетти.

Творческая мастерская молодых хореографов познакомила зрителей со своими новыми сочинениями. Благодаря деятельности мастерской возникли такие балетные спектакли, как «Медный всадник» в постановке Юрия Смекалова, «Петрушка» Владимира Варнавы, «Времена года» Константина Кейхеля, а также хореографические композиции Максима Петрова и Дмитрия Пимонова. В программе балетных спектаклей были «Юноша и Смерть» (хореография Ролана Пети, главные партии создали Кимин Ким и Кристина Шапран), а также исполнялись известные классические

балеты «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Раймонда», «Пахита», «Баядерка», «Бахчисарайский фонтан».

В 2009 году был создан лейбл «Mariinsky», на котором в 2018 г. вышло более 30 дисков, также были записаны симфонические сочинения. На DVD вышли оперные и балетные спектакли.

Владимир Шкляров отметил 15-летие на сцене исполнением партии Ромео в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» - его танец был запечатлен в записи лейбла «Mariinsky». Одной из ярких концертных программ стало выступление оркестра Российской немецкой музыкальной академии, отметившей свой пятилетний юбилей исполнением сюиты авангардного направления Бернда Циммермана «Генуэзский рыцарский турнир» и концерта № 2 Сергея Рахманинова - партию фортепиано исполнил Денис Мацуев, за дирижерским пультом - Валерий Гергиев.

Наиболее часто на фестивале звучали в Концертном зале Мариинского театра произведения Клода Дебюсси, Феликса Мендельсона, Петра Чайковского, Иоганна Себастьяна Баха. Там состоялось много совместных выступлений российских и зарубежных исполнителей - например, концерт хора туринского Театра Реджо или старейшего хора «О^еуп Pamplonés» вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра.

Камерная музыка была представлена в исполнении Общества камерной музыки Линкольн-центра и Страдивари-ансамбля Мариинского театра (дирижер - скрипач-виртуоз Лоренц Настурика-Гершовичи). Солисты ансамбля играют на старинных и уникальных по звучанию струнных инструментах, созданных мастерами кремонской школы: Амати, Страдивари, Гварнери.

Страдивари-ансамбль создан по инициативе Валерия Гергиева. На Вечере камерной музыки прозвучали сочинения Бетховена и Малера, особенно удался концерт Шуберта «Форель» в исполнении солистов оркестра Мариинского театра Ольги Волковой, Юрия Афонькина, Олега Сендецкого, Анхелы Кон-трерас и Павла Райкеруса.

Особенно полюбился петербуржцам лауреат XV Конкурса им. Чайковского французский пианист Люка Дебарг. Нетрадиционное, ярко эмоциональное прочтение произведений отличает этого пианиста; сегодня он предстал и как автор собственных сочинений. Дебарг-композитор исполнил Симфонический квартет вместе с французскими музыкантами Евой Заваро (скрипка), Андрианом Буассо (альт), Жеромом Перно (виолончель).

о

25 лет «Ротари клубу Санкт-Петербург нева»

В преддверии фестиваля музыканты и солисты Мариинского театра Виктория Афонь-кина, Ирина Шишкова, Нуннэ Велян и Инна Моисеева, а также пианистка-композитор из Нидерландов Ольга ван дер Пеннен и Ольга Артугина исполняли сочинения Паганини, Бетховена, Моцарта, Бизе, Чайковского, Че-репнина и Шуберта. Концерт был посвящен 25-летию «Ротари клуба Санкт-Петербург Нева», который является частью большой международной организации «Ротари Интернэшнл», занимающейся продвижением множества международных благотворительных и образовательных проектов.

Клуб «Санкт-Петербург Нева» возник среди членов Дома ученых им. М. Горького РАН. Петербургские ротарианцы участвовали в осуществлении многих гуманитарных проектов. В 1992 году совместно с английским Ротари-клубом города Колчестера была оказана помощь в поставке лекарств и транспортных средств первому в России хоспису в Лахте, а также совместно с клубом-побратимом Соментуна-Тюреберг (Стокгольм) проведены проект «Здоровье молодежи» в Калининском районе Санкт-Петербурга и ремонт детского сада для детей, больных астмой, в Тярлево (Ленинградская область).

Сегодня «Ротари-клубом Санкт-Петербург Нева» осуществляется проект «Говорящий город» по созданию городской среды, обеспечивающей максимальную доступность стационарных и подвижных объектов для незрячих людей. Недавно создан также молодежный проект «Перекрестный взгляд» со школой № 581 и французским клубом «Saint Barnabe» из Марселя, а также петербургскими школой № 636 и сочинскими школьниками по организации конкурсов детского изобразительного творчества.

Ночь музеев - 2018

В Санкт-Петербурге с шести вечера 19-го до шести утра 20 мая можно было посетить более 110 музеев, галерей, библиотек, выставочных и концертных залов. Более 50 музеев организовали вечернюю программу, среди них Музей железных дорог России, Музей городского электрического транспорта и Лен-фильм.

Впервые Музей железных дорог России представил свою экспозицию и дал возможность покататься на экскурсионном автопоезде под звуки джаза, а также увидеть первый фильм братьев Луи и Огюста Люмьеров «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», узнать, как устроен паровоз, проследить историю появления железных дорог, сфотографироваться на фоне старинных паровозов.

Школьникам был особенно интересен Музей городского электрического транспорта - привлекает его аттрактивность. В музей посетители въезжали на трамвае; экскурсовод рассказывал, как 155 лет назад конку заменил трамвай.

В честь 200-летия Мариуса Петипа в музее трамваев и троллейбусов звучала музыка из балетов, поставленных великим хореографом.

В киноцентре «Ленфильма» посетители увидели фотовыставку, где были представлены портреты артистов балета Матильды Кшесинской и Вацлава Нижинского, силача Ивана Поддубного и других. В экспозиции рассказывалось, как снималось кино во время суровых блокадных дней, а инсталляция квартиры тех дней воссоздавала атмосферу блокады Ленинграда. Костюмы, реквизит, фотографии напомнили зрителям о фильмах, ставших классикой нашего кинематографа.

К 175-летию Николая Андреевича Римского-Корсакова

28 мая 2018 г. в Российской национальной библиотеке открылась выставка «Музыкальный мир Николая Андреевича Римского-Корсакова», посвященная 175-летию композитора. Организатором выставки стал Отдел рукописей. Экспозиция состоит из уникальных документов, писем, фотографий, материалов, рукописей опер и симфонических сочинений. В связи с революционными событиями 1905 года композитор был уволен из состава профессоров Консерватории - среди экспонатов есть и «Дело об увольнении профессора Н.А. Римского-Корсакова».

В Мемориальном музее-квартире Николая Андреевича Римского-Корсакова демонстрируется выставка «После 1917... Рим-ские-Корсаковы: линии судьбы», созданная при участии потомков композитора, семьи Рерихов, информационно-библиографического отдела Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории и Музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова «Любенск - Вечаша».

Именно уникальная творческая атмосфера квартиры, царившая при жизни композитора, подвигла Нину Косенко, заведующую музеем, обратиться к редким дневниковым записям, семейным фотографиям, документам, памятным вещам таким как фотоаппарат, нож для разрезания страниц, печатная машинка, на которой внучка композитора Ирина Владимировна Головкина печатала роман «Лебединая песнь», посвящённый судьбам потомков дворянских семей, интеллигенции, в числе которых была и семья Римских-Корсаковых, в период советской

власти 1920-30-х годов. Этот роман также экспонируется на выставке. Благодаря дочери композитора Софье, которая осталась в блокадном Ленинграде, до наших дней дошли вещи, принадлежавшие самому Н.А. Римскому-Корсакову. Можно увидеть дневник младшего сына композитора Владимира Николаевича, благодаря которому 27 декабря 1971 г. был открыт музей в квартире, где Римский-Корсаков жил с 1893 по 1908 год.

В интерьере музея (письменный стол, кресло, старинное бюро, рояль фирмы «Бек-кер») явственно представляется, как протекала жизнь этой удивительной семьи, а экспозиция выставки «... линии судьбы» становится понятной для восприятия - начинаешь думать, как важно было потомкам, пережившим репрессии, ссылки, невзгоды, донести до нас самое сокровенное - любовь к своей семье - и сохранить память об их предке - великом композиторе, авторе таких опер, как «Садко», «Сказка о царе Салта-не», «Золотой петушок», «Царская невеста», «Псковитянка», «Кащей Бессмертный».

Заслуживает внимания и один из первых электромузыкальных инструментов - эмиритон, - совместное изобретение внука композитора Андрея и физика-акустика Александра Иванова.

Муж дочери Римского-Корсакова, композитор Максимилиан Штейнберг, занимался фотографией. Его работы до недавнего времени хранились в виде диапозитивов, а сегодня их можно увидеть в экспозиции. Среди потомков композитора было много учёных, среди которых - внучка Надежда Штейн-берг, долгие годы преподавшая французский язык в Ленинградском университете. Её до сих пор помнят её бывшие студенты.

Как и когда-то, во времена Н.А. Римского-Корсакова, по средам проходили музыкальные вечера, где бывали Фёдор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Александр Глазунов, Илья Репин, Валентин Серов. В наши дни в концертном зале музея проводятся часто посещаемые «Вечера в доме на Загородном», где выступали Ирина Архипова, Григорий Соколов, Людмила Филатова. А сегодня можно услышать Олесю Петрову, Петра Мигунова, «Чижик-джаз квартет», «Квинтет четырёх», а также студентов Санкт-Петербургской Консерватории. В «Ночь музеев» посетители могли прикоснуться к этой уникальной атмосфере.

Музей-квартира Елизаровых

Государственный историко-мемориаль-ный музей «Смольный» имеет несколько филиалов в Санкт-Петербурге, один из них - музей-квартира Елизаровых. В пятикомнатной квартире на Петроградской 6 ноября 1927 г.

был открыт музей семьи старшей сестры В.И. Ленина. Экспозиция музея представляет уклад жизни семьи Елизаровых - Анны Ильиничны и ее мужа Марка Тимофеевича, служившего в пароходном страховом обществе «По Волге». Этот музей неразрывно связан с нашей революционной историей, но атмосфера доходного многоквартирного дома переносит посетителей в период начала ХХ века, демонстрируя культуру быта людей среднего достатка.

В музее можно узнать об истории торговых фирм и увидеть посуду кузнецовского фарфора, швейную машинку «Зингер», часы «Беккер», венское кресло-качалку «Тонет».

В этом музее проводятся выставки, концерты, мастер-классы, творческие встречи, организатором которых является заведующая филиалом Нелли Приваленко. В июне в мемориальной квартире открылась выставка живописи, графики члена Союза художников России Петра Лагутина «Миражи», на которой представлены картины, обращенные к переломной эпохе 90-х, когда менялось сознание, рушились устоявшиеся жизненные стереотипы. Взгляд художника направлен к человеку, к поиску совершенства, познанию мира. Полотна Лагутина вызывают интерес у посетителей, напоминая им о непрерывности времени и о том, что каждая эпоха создает присущие только ей миражи.

Книжный фестиваль «Красная площадь»

Ежегодно в мае проходит Санкт-Петербургский международный книжный салон. Северная столица сегодня претендует на звание самого читающего города России. Как раньше именно с Петербургом были связаны судьбы многих великих русских писателей, так и теперь здесь создаются сочинения, представляющие истинно петербургскую русскую литературу. Среди них - книги поэта, переводчика, писателя Евгения Лукина, директора Дома писателей.

Евгений Лукин - автор многих изданий, в том числе «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина» (2012), «Сказки и легенды народов России» (2013), «Легенды и сказания о любви» (2014), «Святой Сергий Радонежский» (2014), «Легенды и мифы великих городов мира» (2015), а также «Легенды старинных городов России» (2017). Последняя была выдвинута на XIV Всероссийский конкурс региональной и краеведческой литературы «Малая Родина», который проводится под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Победители этого конкурса были названы на книжном фестивале «Красная площадь» в Москве. Ими стали: известный

актер Вениамин Смехов, опубликовавший книгу воспоминаний о Владимире Высоцком «Здравствуйте, однако»; российский политик Владимир Рыжков, поведавший о своей малой родине в альбоме «Сияющий Алтай» и петербургский писатель Евгений Лукин за книгу «Легенды старинных городов России», состоящую из преданий о тридцати древних городах России - от Старой Ладоги на севере

до Херсонеса на юге, от Ивангорода на западе до Казани на востоке. Писатель, создавая свой фундаментальный труд, обратился к народным легендам, летописным сказаниям, православным житиям и сумел показать легендарную историю нашей страны, начиная от князя Рюрика и заканчивая реформаторской деятельностью Петра Великого по преобразованию России.

С.С. Акимов

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ И.Н. СЕДОВОЙ «МИТРОФАН РУКАВИШНИКОВ»*

© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, преподаватель, Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород, [email protected]

О

Скульптор Митрофан Сергеевич Рукавишников (1887-1946) по тематическому многообразию произведений и стремлению к синтетическим формам творчества на основе решения масштабных монументальных задач должен быть назван в числе характерных фигур отечественной культурной жизни периодов Серебряного века и 1920-х гг. Вместе со своей эпохой он проделал эволюцию от эстетической свободы и разноплановых исканий начала столетия к неоклассицизму 30-х гг. Биографию мастера никак нельзя назвать заурядной. Представитель известной в Нижнем Новгороде семьи предпринимателей, Митрофан, как и его брат Иван, писатель, известный по преимуществу романом «Проклятый род», выбрал совершенно иной жизненный путь. Учился скульптуре у С.Т. Коненкова, дважды побывал в Италии, ренессансное и барочное искусство которой произвело на него огромное впечатление и во многом подсказало направление собственных поисков, активно участвовал в строительстве советской культуры в родном городе и в Москве, куда братья окончательно переехали в 1919 г. Профессию скульптора унаследовали его сын Иулиан и внук Александр.

Вышедшая в прошлом году книга И.Н. Седовой стала первым монографическим изданием, посвященным М.С. Рукавишникову, и, по сути, возвратила его имя в историю отечественной скульптуры.

Это добротное по научному уровню и отлично отпечатанное издание явилось итогом многолетней работы И.Н. Седовой по реконструкции биографии Рукавишникова, выявлению и анализу его творческого наследия, из которого лишь немногие произ-

ведения сохранились, а в большинстве же известны по фотографиям и графическим эскизам.

Две главные трудности пришлось преодолеть исследователю в ходе своих изысканий. Во-первых, это скудость биографической информации, которую потребовалось собирать в прямом смысле выражения по крупицам. Документы, связанные с Митро-фаном Рукавишниковым, рассеяны в разных архивах, и подчас весьма фрагментарны по сообщаемым сведениям. Внук скульптора А.И. Рукавишников не застал деда в живых и представляет его лишь по отдельным семейным рассказам. При жизни мастер пользовался значительной известностью, его произведения экспонировались на престижных выставках (например, на юбилейной «Художники РСФСР за 15 лет» он показал 7 работ), одобрительные отзывы о них неоднократно появлялись в печати, но его наиболее масштабные замыслы в сфере монументального искусства остались невоплощенными, а из станковых скульптур к настоящему времени сохранились лишь немногие. Во-вторых, далеко не все произведения можно точно датировать и установить их конкретное предназначение, и И.Н. Седова проделала значительную работу для того, чтобы выстроить хронологию творчества скульптора. Работая главным образом с репродукционным материалом (исключение составляют графические листы, которых сохранилось довольно много, но они связаны с театрально-зрелищными, а не скульптурными, замыслами), и имея в своем распоряжении очень немногие оригиналы, исследователю сложно оставаться объективным в интерпретациях и оценках. Необходим очень тактичный анализ,

* Митрофан Рукавишников: Альбом-каталог / Автор текста и сост. И.Н. Седова. - М.: БуксМАрт, 2017. -216 с., ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.