Научная статья на тему 'Знаковые события в культуре Петербурга осени 2018 года'

Знаковые события в культуре Петербурга осени 2018 года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знаковые события в культуре Петербурга осени 2018 года»

м.Н. дробышева 163

знаковые события в культуре Петербурга осени 2018 гола

© Дробышева Марина Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина; e-mail: drob.55@mail.ru

VII Санкт-Петербургский международный культурный форум

С 15 по 17 ноября 2018 г. на форуме обсуждались ключевые вопросы искусства, науки, образования, сохранения культурного наследия. Одна из главных тем — «Культура как стратегический потенциал страны». На форуме работали 14 секций. Важным событием стали XVII Европейская театральная премия и XV Европейская премия «Театральная реальность». Инициатором и организатором этих мероприятий в Санкт-Петербурге был Театр-фестиваль «Балтийский Дом».

Главным лауреатом Европейской театральной премии 2018 г. стал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, поставивший на прославленной сцене великих мастеров спектакли по произведениям Гоголя «Ревизор», «Женитьба», «Ваш Гоголь», Достоевского «Двойник», «Литургия Zero», Л. Толстого «Третий выбор», Лермонтова «Маскарад». В дни форума был показ спектаклей Фокина «Швейк. Возвращение», «Сегодня. 2016».

Перед вручением премии на Новой сцене Александринского театра состоялся симпозиум, посвященный творчеству Фокина. Участниками симпозиума стали Ж. Баню, почетный президент Международной ассоциации театральных критиков (Париж), критики А. Чепуров, А. Бартошевич, Б. Любимов, Б. Февр Д'Арсье, Б. Пикон-Валлен, композитор А. Бакши, режиссеры А. Щер-бан, К. Райкин, А. Могучий, Т. Терзопулос.

Каждый выступающий стремился отразить в своем докладе главные черты режиссерского метода и отношение к театральному процессу Фокина. Терзопулос сказал: «В условиях глобализации и коммерциализации театра лишь немногие великие творцы сохраняют связь с традицией, среди них Валерий Фокин, награждение которого Европейской театральной премией имеет особое значение», и затем отметил: «Валерий, обладая глубокими знаниями русской традиции, учитывая современные реалии, трансформирует ее и продвигает в будущее. Изучая глубинные смыслы традиции, он обретает свободу в поиске непривычного, непредвиденного и парадоксального. Оставаясь верным своему времени, но одновременно находясь с ним в постоянном противостоянии, он создал сценический язык, в основе которого лежит

новая этика и новая ответственность перед человеком. Фокин отстаивает великую идею театра и человека, сражаясь за новый гуманизм. Благодаря своей открытости он воссоединяет русский театр с миром, поддерживает альтернативу и культивирует вызревание мнений». Каждый из выступавших открыл новое непостижимое в даровании режиссера Фокина. На церемонии премию ему вручил Л. Додин, подчеркнув, что наперекор всем политическим моментам премия продолжает существовать и развиваться, утверждая примат идеи Дж. Стрелера о великом значении международного братства театрального сообщества. После торжественного вручения премии гости форума воочию убедились, как в спектакле «Маскарад. Воспоминание будущего» Фокин осваивает традицию русского классического театра, которая становится проекцией будущего.

В Доме актера им. К. С. Станиславского в эти дни проходила конференция Международной ассоциации театральных критиков «Исполнительские искусства: свобода и (не)толерантность», а также состоялись встречи с лауреатами XV Европейской премии «Театральная реальность» Т. Родригесом, режиссером спектакля «Сожженные флаги», хореографом С. Ларби Шеркауи (спектакль «Пазл», с компанией «Eastern Antwerpen»), режиссером спектакля Национального старого театра им. Х. Моджеевской (Краков) «Враг народа» Я. Клятой и руководителем циркового коллектива «Циркус Циркор» из Швеции Т. Бьофорс. Петербургским зрителям на сцене театра «Балтийский Дом» в рамках фестиваля были показаны фрагменты спектакля «Границы» компании «Циркус Циркор». В спектакле звучат два голоса — мужской и женский, они принадлежат двум героям — афганцу Джавиду и иранке Кутаибе, которые покинули свой дом, сейчас оказались в Швеции и, как сотни мигрантов, размышляют о том, что сегодня происходит в Европе, как люди ищут свое собственное пространство, свое место в мире, раздираемом противоречиями. В спектакле предстает мир преображенный, вне границ, мир полета фантазии в исполнении пяти акробатов на фоне видов моря, природы, городов.

XVII Европейская театральная премия s была присуждена актрисе Нурии Эспер (Ис- о пания). Питер Брук сравнивал ее игру с «во-

о

3

ю О

дои в стакане, которая можно одновременно превращаться в лед и кипеть». Поэтому она играла Медею, героинь Ф. Г. Лорки и современниц. Актрисе театра и кино, режиссеру драматических, оперных спектаклеИ и художественных фильмов был посвящен фильм, которыи представила ее внучка, причастная к театру и приехавшая за премией.

Особый интерес вызвал диалог Льва До-дина, лауреата VIII Европейской театральной премии 2000 г., со зрительным залом критиков. Додин поведал об отношении общества к театру и о том, какие спектакли вызывают потрясения, а их создатели становятся режиссеру близкими людьми. Главная миссия театра — сострадать и учиться состраданию, поэтому необходимо жить во времени и уметь слышать себя и время. Нужно стремиться сохранить театр и бережно относиться к произведениям театрального искусства. Специальная программа «Возвращения» была посвящена лауреатам Европейской театральной премии Додину и премии «Театральная реальность» Андрею Могучему, в программу вошли спектакли МДТ-Те-атра Европы «Гамлет» и БДТ им. Г. А. Товстоногова «Алиса», «Губернатор», «Гроза».

На форуме был представлен спектакль «Фауст» Словенского Национального театра из Любляны. Режиссер Томаж Пандур обратился к гетовской теме, показав поражение дьявола и оправдание Фауста с позиций современного человека.

В этом году Италия стала страной — специальным гостем VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, в связи с этим состоялся спектакль «Эльвира» Театра Пикколо (Милан) в постановке Т. Сер-вилло.

Академия танца Бориса Эйфмана

Руководителем секции «Балет и танец» был художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, президент Академии танца Б. Эйфман.

На круглом столе «Балет в эпоху Холодной войны», проходившем в Главном штабе Эрмитажа, модератором которого был М. Швыдкой, представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, обсуждались интеграционные возможности балета XXI в., а также анализировались произведения хореографического творчества, способствующие взаимопониманию, диалогу различных культур, религий и политических взглядов.

В киноцентре «Ленфильма» состоялась премьера фильма-балета Эйфмана «Чайковский. Pro et contra». Это уже пятый фильм,

представляющий экранную версию его балетных постановок. Фильмы-балеты демонстрируют новую визуальную форму философского и эмоционального содержания балетного искусства.

В Академии танца состоялся Круглый стол «Роль итальянского балета в формировании отечественной классической традиции хореографического искусства». В нем приняли участие хореографы О. Виноградов, А. Плисецкий, импресарио Р. Джованарди, директор департамента «Театр, танец, цирковые представления и передвижные шоу» Д. Ферранте из Италии, балетный критик, обозреватель итальянской газеты «Corriere della Sera» В. Криппа, а модератором был Эйфман. В ходе дискуссии деятели искусства обсудили влияние итальянских балетмейстеров, педагогов и танцовщиков XVIII-XIX вв. на формирование классического русского балета и рассмотрели вековые связи России и Италии в области балетного искусства и культуры в целом. Для участников секции состоялись обзорная экскурсия по Академии танца, а также посещение открытых уроков по классическому, характерному и джазовому танцу, была показана видеопрезентация Детского театра танца, который откроется для юных зрителей 1 июня 2019 г.

Мастер-классы в ТАСС

Секцию «Массовые коммуникации», посвященную миру медиа, на форуме представило ТАСС. В пресс-центре ТАСС Северо-Запада были организованы мастер-классы от специалистов агентства. Константин Лей-фер, руководитель редакции фотоинформации ТАСС, провел открытое портфолио-ревю, где была возможность показать свои снимки и обсудить интересные работы. Участники узнали о секретах современной фотографии, требованиях СМИ к снимкам. Ольга Свистунова на мастер-классе «Публичное интервью: искусство диалога» раскрыла секреты жанра интервью. Тема мастер-класса руководителя Цифровой лаборатории ТАСС Эдуарда Мааса — «VR-технологии в медиа и культуре», там обсуждались технологические тренды и их влияние на культуру и массовые коммуникации, а также новые модели потребления информации, виртуальная реальность и возможности VR-проектов. Заместитель главного редактора ТАСС Дарья Пенчилова провела мастер-класс «Эксперименты и опыт специальных проектов ТАСС. Как рассказать историю и захватить внимание пользователя?», поведав о тенденциях в современных медиа, подкрепляя свой рассказ примерами из реализованных цифровых проектов ТАСС.

мариинский театр

Концертный цикл «Киномузыка в Ма-риинском» открылся 23 октября фильмом С. Эйзенштейна «Броненосец "Потёмкин"« под аккомпанемент виртуозного французского органиста Т. Эскеша.

С. Прокофьев создал для картины Эйзенштейна «Александр Невский» 27 оркестровых, хоровых, сольных вокальных номеров — этот фильм можно было увидеть в сопровождении солистов, хора и симфонического оркестра Мариинского театра. Золотой век советского немого кино был представлен фильмами «Обломок империи» Ф. Эрмлера (музыка В. Дешевова) и «Новый Вавилон» Г. Козинцева и Л. Трауберга (музыка 23-летнего Д. Шостаковичв). Оба показа сопровождал Симфонический оркестр Ма-риинского театра (дирижер И. Столбов).

С 20 октября по 3 ноября Валерий Герги-ев и Симфонический оркестр Мариинского театра выступили с 12 концертами в США, Мексике и Великобритании. Гергиев назвал эти гастроли «очень крупными и значительными», где прозвучали «и легендарная Седьмая симфония Шостаковича, произведения Брамса, Рихарда Штрауса, и, конечно, громадное количество сочинений русских композиторов — Стравинского, Чайковского, Римского-Корсакова». Особо хочется отметить концерт на сцене Центра музыки семьи Джейкобс (Сан-Диего), на котором маэстро Гергиев продирижировал сразу двумя оркестрами, из Сан-Диего и Петербурга, объединив их в один, исполнив Симфонию № 7 («Ленинградскую») Шостаковича. Гергиев продолжает знакомить широкую публику с русскими композиторами. Симфонический оркестр из Сан-Диего исполнил под управлением маэстро симфоническую картину «В Средней Азии» А. Бородина.

Балетная труппа Мариинского театра выступила на сценах театров Китая, Южной Кореи и Японии. С 15 по 18 ноября в Республике Корея на сцене Центра исполнительских искусств Седжона (Сеул) труппа показала балет «Дон Кихот» Л. Минкуса в хореографии А. Горского по мотивам спектакля Мариуса Петипа. В главных партиях — В. Терёшкина и К. Ким, Е. Евсеева и Ф. Стёпин. Симфоническим оркестром Мариинского театра дирижировал Алексей Репников.

В Китае с 22 ноября по 4 декабря на сцене Центра исполнительских искусств провинции Цзянсу (Нанкин) впервые состоялся Фестиваль Мариинского театра, балетного и оперного искусства. Открылся фестиваль балетом П. Чайковского «Лебединое озеро» в хореографии М. Петипа и Л. Иванова в редакции К. Сергеева. В партиях Одетты-

Одиллии и принца Зигфрида — Е. Чебыки-на и Т. Аскеров, А. Колегова и Е. Иванченко, дирижер Репников. На фестивале 1 и 2 декабря прозвучали опера «Тоска» Дж. Пуч-чини в режиссуре Х.-Й. Фрая (постановка Приморской сцены Мариинского театра) и симфоническая сказка Прокофьева «Петя и волк».

С 28 ноября по 9 декабря балетная труппа Мариинского театра в Японии на сцене «Бунка Кайкан» (Токио) показала балеты «Дон Кихот» и «Лебединое озеро», а также одноактные балеты и хореографические номера классического наследия: «Шопениа-ну» М. Фокина, гран-па из балета «Пахита» Э. Дельдевеза, адажио из балета «Спящая красавица» Чайковского, па-де-де из балетов «Корсар» А. Адана и «Талисман» Р. Дриго, современные работы постановщиков: «Соло» Х. ван Манена, «Ballet 101» Э. Готье, «Flashback» И. Живого, «Parting» Юрия Сме-калова. 30 ноября и 1 декабря балеты «Дон Кихот» и «Лебединое озеро» предстали на сцене Центра исполнительских искусств Хёго (Нисиномия). За дирижерским пультом были А. Репников и Г. Гейне. После спектаклей в Японии балетная труппа в Китае с 12 по 14 декабря на сцене Большого театра Тяньцзиня трижды показала балет «Лебединое озеро».

После выступления 8 ноября на сцене Московского концертного зала «Зарядье» Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра 9 ноября в преддверии музыкального XI фестиваля «Мариинский» в Самаре дважды выступили на сцене Концер-тно-театрального центра «Югра-Классик» (Ханты-Мансийск), а 10 и 11 ноября в программе коллектива были «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Ноктюрны» К. Дебюсси и фрагменты музыки балета «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, Симфония № 5 Г. Малера. В ноябре Гергиев провел концерты в Европе: с Мюнхенским филармоническим оркестром в Германии, с Симфоническим оркестром Мариинского театра — в Бельгии и Нидерландах.

16 ноября на сцене Мариинского-2 прошло гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

17 ноября в Концертном зале Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева состоялась российская премьера оратории «О любви и ненависти» С. Губайдулиной. Вокальные партии исполнили Н. Петрова (сопрано), М. Векуа (тенор), В. Мороз (баритон), М. Петренко (бас). Оратория имела три версии: первая состояла из 9 частей, в 2016 г. в Дрездене прозвучала в исполнении О. М. Веллбера и Саксонской государствен-

о

3

ю О

ной капеллы; вторая, камерная версия — в Москве как «Простая молитва». Полная версия сочинения была представлена Роттердамским филармоническим оркестром и хором Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в сентябре 2018 г. на XXIII «Гергиев-фестивале». Основная идея оратории — примирение всех наций и народов Земли; сочинение написано для большого симфонического оркестра, хора и солистов. Композитор использовала псалмы и молитвенные тексты на немецком, русском, итальянском, французском и английском языках, тексты из сборника ирландских молитв бенедиктинского монастыря, опубликованного на немецком в 1912 г. Губайдулина считает, что «содержание оратории — это ее духовная реакция на растущее волнение сегодняшнего мира; сочинение ставит вопрос о ненависти, который открывается в кульминационной точке оратории».

Пинхас Цукерман, известный скрипач, альтист, дирижер, преподаватель и камерный музыкант, лауреат премии «Грэмми», дважды выступил в Концертном зале Мари-инского театра. В программе концерта 9 декабря «Цукерман-трио» музыканты представили Восемь пьес для скрипки и виолончели Р. Глиэра, Фортепианное трио № 1 А. Аренс-кого и Фортепианное трио № 2 Шостаковича; 10 декабря Цукерман выступил в качестве солиста и дирижера в программе Э.Элгара, В. А. Моцарта.

Международный конкурс оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова учрежден Ма-риинским театром в 1998 г. и проводится раз в два года. В 2018 г. он проходил с 13 по 19 декабря в Тихвине на сцене Концертного зала Дворца культуры им. Н. А. Римского-Корса-кова, возглавила конкурс художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Л. Гергиева. Лауреатами Международного конкурса оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова стали А. Нетребко, Ю. Маточкина, Е. Семен-чук, И. Абдразаков, В. Герелло, В. Сулимс-кий и другие. 21 декабря лауреаты конкурса выступили на сцене Концертного зала Мари-инского театра с гала-концертом.

Премьера оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» состоялась 29 декабря на сцене Мариинского-2. В Петербурге опера ставилась в XIX в. на сцене Большого (Каменного) театра в 1840 г., а в 1861 г. она была поставлена уже на сцене Мариинского театра. В 1969 г. постановку оперы осуществил Р. Тихомиров, заглавную партию пела Г. Ковалёва; состоялось 198 спектаклей. В 2000 г. новую сценическую версию оперы представил режиссер Д. Данашвили, в роли Лючии — Не-

требко, дирижер Дж. Нозеда. В 2009 г. на сцене Мариинского театра была показана постановка Шотландской национальной оперы бродвейского режиссера Дж. Дойли. На сцене была воссозданы атмосфера Шотландии времен XVII в., события государственного переворота, лишившего Иакова II Стюарта английского престола и описанного в самом мрачном романе В. Скотта «Ламмер-мурская невеста». И в этой постановке также пела Нетребко, достигнув высот вокального искусства в сцене безумия. Постановку нового спектакля 2018 г. в Мариинском театре осуществили режиссер-постановщик Андреа де Роза, художник-постановщик С. Маннино, художники по костюмам А. Лаи, по свету и видео — П. Мари. Музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Гергиев.

В канун Нового года на сцене Мариин-ского-2 можно посетить оперу-феерию Родиона Щедрина «Рождественская сказка» в постановке Алексея Степанюка. В Концертном зале Мариинского театра 31 декабря днем под управлением Гергиева состоялся концерт — закрытие XIII Международного фестиваля «Лики современного пианизма», а вечером прошел концерт старинного романса, посвященный 90-летию со дня рождения выдающейся оперной певицы Галины Каревой. В нем выступили Екатерина Семенчук, партия фортепиано — Семен Скигин. В эти предновогодние дни «Щелкунчик» Чайковского предстал в двух версиях: в хореографии Василия Вайтонена (оформление Симона Вирсаладзе) и в постановке и оформлении декораций и костюмов Михаила Шемякина (хореография Кирилла Симонова).

VI международный фестиваль валторнистов

В Петербурге завершился форум валторнистов, представленный «Петербург-концертом». В программе фестиваля 18 и 21 ноября — концерты Государственного рогового оркестра под управлением Сергей Поляничко, художественного руководителя ассоциации «Центр роговой музыки». 20 ноября в Большом зале Филармонии состоялся концерт «Волшебный звук валторны», на котором вместе с Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга выступили четыре известных музыканта, посвятивших свою жизнь валторне: А. Каранищенко из Ростова-на-Дону; О. Дарбелле, главный валторнист Бернского симфонического оркестра; Д. Воронцов, солист группы валторн Мариинского театра; Х. Боне, солист Национального оркестра Испании. За пультом был художественный руководитель фестиваля Сергей Поляничко, который включил в про-

грамму четыре концерта для валторны с оркестром Глиэра, Моцарта, Гедике, Коломера. Музыканты-виртуозы продемонстрировали в этих сочинениях своеобразие одного из самых выразительных инструментов группы медных. Валторна в этот вечер звучала многокрасочно: то жестко-холодно, то мягко-нежно. Замысел Поляничко был воплощен благодаря высокому профессионализму симфонического оркестра и солистов-валторнистов.

музей А. Ахматовой в Фонтанном доме

В рамках XIV фестиваля музейных программ «Детские дни в Петербурге» в Большом выставочном зале 20 октября — 11 ноября посетителей ждала встреча с героем Шекспира на выставке «Гамлет. Аттракцион / Hamlet. Attraction». Совместно с режиссером Я. Туминой художницами мануфактуры П. Т. Х. было создано пространство замка Эльсинор, олицетворяющее высказывание Шекспира «Весь мир — театр, а люди в нем — актеры». Устроители полагают: «Попадая в пространство выставки, посетители смогут пережить шекспировский текст. Открывая его, в буквальном смысле слова, как двери. Путешествуя по лабиринту сомнений, переживаний и страхов. На главные вопросы, терзавшие Гамлета, придется ответить самостоятельно». Название «аттракцион» в эйзенштейновском понимании — «эмоциональная встряска»; она ждет каждого, кто решил участвовать в этом театральном действе. В музее идет спектакль Светланы Озерской «Возвышенный жираф» посвящен жизни и поэзии Н. Гумилева и поставлен на основе материалов из фондов Музея Анны Ахматовой.

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

В музее открылась выставка «Пуля для короля», которая посвящена загадочной смерти Карла XII. В экспозиции представлен штуцер Каульбарсов — вид огнестрельного короткоствольного оружия, из которого

мог быть застрелен шведский король. Этот штуцер принадлежал семье Каульбарсов. На выставке показано холодное и огнестрельное оружие XVII-XIX вв., а также фотографии черепа Карла XII с отверстиями от пулевых ранений, сделанные во время эксгумации 1917 г. Дополняет экспозицию картина шведского художника-баталиста Г. Седерстрема «Последний путь. Траурная процессия с телом короля Карла XII» (1878).

дом ученых им. м. Горького Российской академии наук

Во дворце князя Владимира Александровича Романова, сына императора Александра II, в 2018 г. отмечалось 200 лет со дня рождения его отца — царя-освободителя, при котором в России было отменено крепостное право, завершилась Русско-турецкая война 1877-1878 гг., в результате которой Болгария обрела независимость. В Доме ученых прошли выставка «Разбуженная Россия», посвященная Александру II, где были представлены более 200 экспонатов: портреты, фотографии, медали, вазы коллекционеров Д.К. Матлина и Е.И. Филимонова, а также посмертная маска, выполненная скульптором Андреем Чижовым, щепки от кареты и осколки стекла.

6-7 декабря в Доме Ученых и в институте истории РАН состоялась международная научная конференция «Император Александр II: личность и эпоха. К 200-летию со дня рождения Е. И. В.». В конференции приняли участие известные ученые по истории и истории искусства XIX века, такие как Л.В. Выскочков, С.Т. Кащенко, Ю.Р. Савельев, А.Н. Чистиков, Е.С. Хмельницкая из Российской академии художеств, Государственного Эрмитажа, Музеев Московского Кремля, Института всеобщей истории РАН, Санкт-Петербургского государственного университета, Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, Оренбургского государственного педагогического университета, Болгарии и Италии. Автором проекта стала И.И. Хмельницкая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.