Научная статья на тему 'СОБЫТИЕ КАК МАНИФЕСТАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА '

СОБЫТИЕ КАК МАНИФЕСТАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
событие / специальное событие / организованное событие / мероприятие / ситуация / event / special event / organized event / event of interest / situation

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Александр Михайлович Боровков, Ольга Владимировна Боровкова

Рассматриваются вопросы, связанные со спецификой событий, получивших название «специальные» или «организованные». Причем показано, что специальные и организованные события имеют существенные различия. Признаками специального события является их порождаемость, продуцируемость и контроль со стороны субъекта-творца. Они имеют сценарий и сюжетную линию, разворачиваются во времени. Также они могут выступать как своеобразное тиражирование уже произошедших событий, имеющих значение для общества. Организованные события наряду с порождаемостью и продуцируемостью характеризуются тем, что при их создании зачастую используются намечающиеся или уже произошедшие события. Такое событие может готовиться, но возможности контроля (как в случае специального события) ограничены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVENT AS THE MANIFESTATION OF SUBJECTIVE CREATIVITY

The development of various aspects of social life gives rise to problems associated with the possibilities of modelling, creating events in other words, the problems of a “special” or “organized” event. Having received a fairly wide distribution in the field of management, marketing, political science, etc., the concept of а “special” event is increasingly becoming the subject of research in philosophy. The second concept an “organized” event is introduced by researchers quite rarely and most often acts either as a synonym for the first one, or as the designation of a stage of production of a special event, although, in our opinion, it has a different meaning. The philosophers’ new interest in this concept can be explained by the fact that the event is one of the most important dimensions of people’s lives, it has a significant impact on social life, it helps to do public relations, achieve certain goals in the field of culture, politics, management, etc. In addition, the specificity of the special event is the opportunity to gain experience of living through the values that it translates to society. Since the “event” concept is generic in relation to the concept we are researching, we will consider its main characteristics through the relationship with other concepts close to it, that is, we will try to identify the topos of the event. Events or “natural” events (meaning events not directly organized by a person) have an ontological essence, and are unique. They lack a temporal dimension, structure, that is, they do not exist, but happen. They are characterized by surprise, suddenness and lead to a change in the state of affairs, to a new result, to profound changes. The event as such is not the fulfillment of the intended goal. The event is always involved in the life of people, even if it is a natural event. The involvement of such an event is determined by its significance for people, for society. Special events are events in which the main feature is their generatability, producibility and control by the subject-creator. They have a script and a storyline. They can also act as a kind of a replication of events that have already occurred and that are important for society. Such events are distinguished by the special role of the subject in the event. Researchers in the field of economics often equate the concepts of a special event and an event of interest, but researchers in the field of philosophy highlight their differences. The event of interest is characterized as a formal, emotionally and meaningfully empty action devoid of uniqueness. Its main function is to attract attention, which is secondary for the special event. The event of interest only creates the illusion of movement and change, and the special event stands out in a series of one-order phenomena, differs from them, violates regularity, changes observation laws. In addition, the special event has certain restrictions in time and space, since it is intended to be either a memory or to indicate a place, and this shows the value of the special event. The event of interest does not have such limitations it can be organized wherever and whenever you want. As for the organized event, here, along with generatability and producibility, it is necessary to highlight the use of an emerging event or an event that occurred. Such events (as well as special ones) also have a purpose, an approximate plot, a plan. But the purpose of the organized event is not obvious; it is hidden, at least from the perceiving subject. The role of the subject (subject-creator) of the organized event is constricted: the possibilities of control (as in the case of the special event) are limited.

Текст научной работы на тему «СОБЫТИЕ КАК МАНИФЕСТАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА »

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024.

№ 77. С. 5-16.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024. 77. pp. 5-16.

ОНТОЛОГИЯ, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ, ЛОГИКА

Научная статья УДК 165.9

doi: 10.17223/1998863Х/77/1

СОБЫТИЕ КАК МАНИФЕСТАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО

ТВОРЧЕСТВА

Александр Михайлович Боровков1, Ольга Владимировна Боровкова2

1 2 Рубцовский институт, (филиал) Алтайского государственного университета,

Рубцовск, Россия,

1 2 o.v.borovkova@gmail.com

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные со спецификой событий, получивших название «специальные» или «организованные». Причем показано, что специальные и организованные события имеют существенные различия. Признаками специального события является их порождаемость, продуцируемость и контроль со стороны субъекта-творца. Они имеют сценарий и сюжетную линию, разворачиваются во времени. Также они могут выступать как своеобразное тиражирование уже произошедших событий, имеющих значение для общества. Организованные события наряду с порождаемостью и продуцируемостью характеризуются тем, что при их создании зачастую используются намечающиеся или уже произошедшие события. Такое событие может готовиться, но возможности контроля (как в случае специального события) ограничены.

Ключевые слова: событие, специальное событие, организованное событие, мероприятие, ситуация

Для цитирования: Боровков А.М., Боровкова О.В. Событие как манифестация субъективного творчества // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 77. С. 5-16. doi: 10.17223/1998863Х/77/1

ONTOLOGY, EPISTEMOLOGY, LOGIC

Original article

THE EVENT AS THE MANIFESTATION OF SUBJECTIVE

CREATIVITY

Alexander M. Borovkov1, Olga V. Borovkova2

12 Rubtsovsk Institute, branch of Altai State University, Rubtsovsk, Russian Federation

1 2 o.v.borovkova@gmail.com

Abstract. The development of various aspects of social life gives rise to problems associated with the possibilities of modelling, creating events - in other words, the problems of a "special" or "organized" event. Having received a fairly wide distribution in the field of management, marketing, political science, etc., the concept of а "special" event is increasingly becoming the subject of research in philosophy. The second concept - an

© А.М. Боровков, О.В. Боровкова, 2024

"organized" event - is introduced by researchers quite rarely and most often acts either as a synonym for the first one, or as the designation of a stage of production of a special event, although, in our opinion, it has a different meaning. The philosophers' new interest in this concept can be explained by the fact that the event is one of the most important dimensions of people's lives, it has a significant impact on social life, it helps to do public relations, achieve certain goals in the field of culture, politics, management, etc. In addition, the specificity of the special event is the opportunity to gain experience of living through the values that it translates to society. Since the "event" concept is generic in relation to the concept we are researching, we will consider its main characteristics through the relationship with other concepts close to it, that is, we will try to identify the topos of the event. Events or "natural" events (meaning events not directly organized by a person) have an ontological essence, and are unique. They lack a temporal dimension, structure, that is, they do not exist, but happen. They are characterized by surprise, suddenness and lead to a change in the state of affairs, to a new result, to profound changes. The event as such is not the fulfillment of the intended goal. The event is always involved in the life of people, even if it is a natural event. The involvement of such an event is determined by its significance for people, for society. Special events are events in which the main feature is their generatability, producibility and control by the subject-creator. They have a script and a storyline. They can also act as a kind of a replication of events that have already occurred and that are important for society. Such events are distinguished by the special role of the subject in the event. Researchers in the field of economics often equate the concepts of a special event and an event of interest, but researchers in the field of philosophy highlight their differences. The event of interest is characterized as a formal, emotionally and meaningfully empty action devoid of uniqueness. Its main function is to attract attention, which is secondary for the special event. The event of interest only creates the illusion of movement and change, and the special event stands out in a series of one-order phenomena, differs from them, violates regularity, changes observation laws. In addition, the special event has certain restrictions in time and space, since it is intended to be either a memory or to indicate a place, and this shows the value of the special event. The event of interest does not have such limitations - it can be organized wherever and whenever you want. As for the organized event, here, along with generatability and producibility, it is necessary to highlight the use of an emerging event or an event that occurred. Such events (as well as special ones) also have a purpose, an approximate plot, a plan. But the purpose of the organized event is not obvious; it is hidden, at least from the perceiving subject. The role of the subject (subject-creator) of the organized event is constricted: the possibilities of control (as in the case of the special event) are limited. Keywords: event, special event, organized event, event of interest, situation

For citation: Borovkov, A.M. & Borovkova, O.V. (2024) The event as the manifestation of subjective creativity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 77. pp. 5-16. (In Russian). doi: 10.17223/1998863X777/1

Тема события, получившая большое распространение в XX в., не утрачивает своей актуальности, раскрываясь все новыми гранями. Развитие различных сторон общественной жизни ставит вопросы, порождает проблемы, требующие разрешения. Так, в настоящее время наряду со «старыми» проблемами (выявление сущности события, вопросы сходства и различия события и явления, события и происшествия, события и ситуации, попытки классификаций и др.) на повестку дня выходит новая - проблема «специального» или «организованного» события. Необходимо заметить, что понятие «специальное» событие прежде всего является объектом исследования в области менеджмента, маркетинга, политологии и др. Но стали появляться работы, предполагающие философский аспект (например, книга Е.А. Кавериной «Специальное событие: опыт философско-эстетического прочтения» [1]). Второе понятие - «организованное» событие вводится в оборот исследователями довольно редко и чаще всего выступает либо как синоним первому, ли-

бо как обозначение этапа производства специального события, хотя, на наш взгляд, содержит в себе иной смысл.

Пробудившийся интерес философов к данной теме можно объяснить тем, что событие является одним из важнейших измерений жизни людей, оно оказывает значительное влияние на социальную жизнь, с его помощью осуществляются связи с общественностью, достигаются определенные цели в сфере культуры, политики, менеджмента и др. Кроме того, спецификой специального события является возможность получить опыт переживания тех ценностей, которые оно транслирует обществу.

Поскольку понятие «событие» является родовым по отношению к исследуемому нами понятию, рассмотрим его основные характеристики через соотношение с другими близкими ему понятиями, т.е. попытаемся выявить то-пос события.

«Собственно событие» или «естественное событие» соотносится с понятиями, лежащими с ним в одном смысловом поле: явление, происшествие, ситуация, факт. В обыденном употреблении зачастую эти понятия отождествляются с исследуемым понятием. Но на более глубоком уровне выявляются сущностные различия. Так, явление - это «всякое обнаруживаемое проявление чего-нибудь» [2. С. 969], тогда как событие - «значительное» и «важное» явление. Факт же утверждает, устанавливает истинность события. Другими словами, факт - это событие, прошедшее определенную познавательную процедуру (отождествление, сравнение и др.). В идеале она должна завершаться определением, и в дальнейшем исследователь может не обращаться к событию, а обращаться лишь к факту, результату процесса познания. Но так бывает далеко не всегда, поскольку фактический материал может пополниться другими сведениями: вновь появившиеся, новые факты требуют возобновления познавательной процедуры. Возможно, такие свойства факта позволили некоторым исследователям (например, Н.Д. Арутюновой) определить природу события как онтологическую, а природу факта - как гносеологическую [3. С. 505].

Рассматривая соотношение ситуации и события, известный французский исследователь А. Бадью отмечает уникальность, присущую им в равной мере, различные способы пребывания во времени. Ситуация, в отличие от события, которое «случается», «разворачивается» во времени [4]. Эту его особенность отмечают и В. Ньютон-Смит [5. Р. 217], и А. Прайор [6], полагая, что явления, объекты, состояния существуют, а события случаются.

Данную точку зрения разделяет Н.О. Лосский, который полагает, что событие, существуя во времени, само, внутри себя времени не имеет. Выделяясь из повседневности, событие только внешне занимает некоторый его промежуток, а внутри себя уже не принадлежит времени [7. С. 144-145].

Другая точка зрения представлена Е. Стеблером. Событие, как он полагает, может начинаться, продолжаться и заканчиваться, т.е., внутри события происходят изменения, которые обусловлены различием этих фаз [8]. То есть само событие обладает некой временной структурой. А.Н. Уайтхед, полагая, что мир - это процесс, считает событием всякое явление и всякий объект. В этом случае событие так же, как и они, должно иметь структуру, которая выявляется в процессе его самоосуществления и «требует определенной длительности» [9. С. 47].

На наш взгляд, понимание события как обладающего длительностью или структурой не позволяет отличить его от других понятий, таких как ситуация, явление, объект. Кроме того, такое понимание события порождает проблему понимания исторического события. Поэтому представляется, что событие не разворачивается во времени, не имеет структуры и коренным образом отличается от других понятий, лежащих в одном смысловом поле с ним.

Однако между ситуацией и событием есть еще более глубинное различие, заключающееся в том, что ситуация, по Бадью, несет в себе некую тайную истину, которую только и может раскрыть событие. Ж. Делез полагает, что ситуация - это хаос, который организует событие [10].

Не имеет структуры и не разворачивается во времени не только событие, но и происшествие. Происшествие обладает свойством внезапности, новизны. Представители школы Анналов и, прежде всего, Ф. Бродель, полагая, что неисчислимое количество событий не дает возможности постичь историю, не придавали им большого значения. Ф. Бродель называл их «пылью», «поверхностным слоем истории». Именно новизна, внезапность, полагает он, является главным признаком события [11. С. 118]. Еще более категоричен в этом плане Ж.-Л. Нанси, считающий, что основной характеристикой события является способность поражать, - без этого событие не существует [12. С. 247].

В данных случаях трудно разделить событие и происшествие. Событие, на наш взгляд, несомненно, обладает свойством неожиданности, внезапности, но это не является его основной особенностью, как у происшествия. Для события как организующего хаос внезапность не может быть его главным признаком. Согласно концепции Ж. Делеза, событие «подает нам знаки и ожидает нас» [13. С. 81].

Как событие, так и происшествие - это некое изменение, «переход от одного положения дел к другому» [14]. Но внезапность события и происшествия приводят к различным изменениям. Гегель считает, что происшествие -это внешнее изменение, а событие - реализация какой-либо цели, ведущей к глубинным переменам [15]. Необходимо отметить, что событие как реализация какой-либо цели, на наш взгляд, не связано с какой-то конкретной целью (если это не специальное или организованное событие), а лишь с созданием новых связей и возникновением новой регулярности. Другими словами, событие, в отличие от происшествия, характеризуется резким и неожиданным смещением смысловых значений. По Ж. Делезу, например, событие - это поворотный пункт и точка сгиба [10].

Кроме того, можно предположить, что происшествие несет на себе оттенок нежелательности, негатива, неопределенности, угрозы безопасности.

Внезапность, неожиданность, качественный скачек, которыми характеризуется событие, нуждаются в осмыслении, фиксации. Поэтому оно не может мыслиться без участия субъекта. Оно должно субъективно переживаться. Этот факт не раз отмечался исследователями. По мнению Н.Д. Арутюновой, локализация события не ограничивается реальным временем и пространством, оно локализуется «в некоторой человеческой (личной или общественной) сфере» [3].

Именно с этим признаком связана присущая событию уникальность. Если рассматривать события исторические, социальные, личностные, то они признаются единичными, уникальными, обладающими новизной, так как

связаны с действиями и оценками человека. Любое природное событие подчиняется законам природы, а уникальным оно может быть лишь для человека. Видимым или очевидным проявлением уникальности является имя события, которое дается ему после того, как оно произошло. То есть важным признаком события считается оценка субъекта, его значимость для человека, благодаря чему оно выступает как качественное изменение какого-либо состояния.

Количественные изменения, их интенсивность событиями не являются. «Социальная жизнь, - пишет О.В. Воробьева, - может быть перегружена новостями и происшествиями, но происходящее в ней при этом не обязательно будет восприниматься как события» [16. С. 36]. Для уточнения можно добавить, что в свете оцененности субъектом одно и то же событие может как восприниматься (или быть), так и не восприниматься (не быть) таковым. Для социума как субъекта какое-то событие может полагаться происшествием, а для личности - событием, изменившим его жизнь. Также значение имеет и рассказ о событии, который сам по себе является событием. Некоторые исследователи (например, В.П. Руднев) считают, что если что-то произошедшее скрыто от глаз людей, то событием это назвать нельзя, событие - это «то же самое, что и рассказ о событии, не имеющий ничего общего с физическим действием» [17. С. 53]. Руднев приводит пример из произведения «После бала», где рассказанная героем история становится событием. Если бы она не была рассказана, полагает исследователь, она оставалась бы внутренним душевным событием героя, не вовлеченным «в нормальную языковую игру с окружающими». На первый взгляд кажется, что это не так: ведь даже нерассказанное событие повлекло бы за собой изменения (не сложилась семья, не родились дети и т.д.). Но с другой стороны, представляется, что если последствия есть, то именно они воспринимаются как события. События - это не обязательно то, что имеет последствия. Сами последствия могут быть событием для субъекта, а то, что привело к этим последствиям, для него событием может не являться, так как не услышанный рассказ о событии не может вызвать переживания, действия и т.д. Как сказал М. Серто, «событие - это не то, что мы можем видеть или знать, а то, чем оно становится» (цит. по: [16. С. 38]). Добавим - тем, чем оно становится для субъекта.

Таким образом, событие, в первом приближении, - это значительное, важное явление, характеризующееся новизной, неожиданностью по отношению к «ткани действительного». Это проявляется в том, что оно выделяется в ряду однопорядковых явлений, отличается от них, нарушает регулярность, «вносит изменения в область собственного осуществления и, тем самым, изменяет законы наблюдения» [18]. В отличие от объектов, которые существуют, оно «случается». Кроме того, событие определяется как нечто уникальное либо ранее неизвестное: приобретая индивидуальную выраженность, оно получает собственное имя. Событие обладает социальной значимостью, оно предполагает восприятие и оценку субъектом.

Выявленные признаки события, несомненно, лежат в основе характеристик, присущих специальным событиям, но существуют и отличия, выделяющие последние в собственную видовую категорию.

Специальные события - ровесники человечества, они существуют издавна и являются формой событийной коммуникации. Прежде всего, это ритуа-

лы, связанные с религией, мифологией, имеющие сакральное значение. Ритуалы направлены на формирование эмоциональной сопричастности субъекта, на пробуждение чувств. В основе таких специальных событий лежат мифы, традиции, значимые события. К таким же можно отнести и события, являющиеся результатом создания новой мифологии.

Особенности специального события исходят, прежде всего, из значительной роли субъекта, поскольку такие события создаются, порождаются человеком и рассчитаны на воздействие на человека тем или иным образом. Специальное событие всегда имеет субъективную подоплеку (что не исключает его объективного существования). Создание, организация специального события исходят из возможности контролирования всех факторов, количество которых ограниченно, более того, организаторами может быть произведен их отбор. Исключением в этом плане является ритуал, который нейтрален по отношению к факторам, осуществляется независимо от них.

Необходимо отметить, что специальное событие предполагает наличие двух субъектов: субъект: творец события, и субъект воспринимающий. Наличие субъекта-творца порождает еще одну особенность: в отличие от естественного события, в специальном именование опережает само событие.

Как мы видели, соотношение события и ситуации заключается в том, что событие раскрывает истину ситуации (Бадью), организует хаос ситуации (Де-лез). Особенностью соотношения специального события и ситуации является иной механизм нахождения истины ситуации: в случае собственно события истина может от нас ускользнуть, не раскрыться, если для этого существуют препятствия (хотя бы «секретные документы» или «скрытые события», наполняющие ситуацию). То есть, в какое событие выльется ситуация, мы можем не предугадать. Специальное событие, на наш взгляд, совершается, если субъекту известна истина ситуации (или он так полагает), а разворачивающаяся ситуация ведет к совершению именно этого события, так как специальные события целенаправленно организованы, социально направленны, всегда преследуют определенную цель, осуществляют транляцию идей и ценностей, в них всегда присутствует некое сообщение. Необходимо заметить, что нельзя исключить нежелательное развитие специальных событий.

Собственно события или «естественные» события, как упоминалось, «случаются», в отличие от ситуации, которая «разворачивается», а специальные события (здесь мы согласны с исследователями, стоящими на такой позиции), подобно литературному произведению, предполагают замысел, сюжет, сценарий, т.е. тоже «разворачиваются» во времени.

Ранее уже отмечалось, что специальные события выступают в двух ипостасях - события, связанные с мифологией или, другими словами, с трансцендентными событиями, основывающимися на них, и те, которые сами лежат в основе создания новой мифологии. В плане соотношения с ситуацией между ними имеются различия. В первом случае в качестве составляющей ситуации выступает первичное событие (абсолютное). Например, рождение Иисуса Христа - праздник Рождества Христова, его воскрешение - Пасха, взятие Бастилии, Октябрьская революция и др.

Как мы видели, точкой пересечения естественного события и происшествия является внезапность, нарушение регулярности явлений (хотя в этом они не вполне совпадают). Специальное событие, нарушая регулярность на

каком-то уровне, внезапным не является. Какой бы временной промежуток не занимало специальное событие, оно так или иначе подготовлено. Специальное событие не существует не только без «создателей», но и без воспринимающих.

Кроме того, специальное событие в целом не несет в себе негатива. Можно, конечно, возразить, приводя в пример ритуал жертвоприношения. Но, как бы ни казалось странным, он является своеобразным «праздником».

В отличие от происшествия, которое связано преимущественно с внешними изменениями, специальное событие раскрывает некий смысл жизни общества. Например, организация такого события, как празднование годовщины Октябрьской революции, имевшая место на определенном этапе истории страны, - это передача ценностей определенных политических сил. Это передача сообщения о том, что в обществе царят порядки, основанные на определенных принципах, идеях и др. В настоящее время эта дата исчезла из календаря нашей страны. В свою очередь, сущность этого события (отмены) состоит в том, что общество живет по другим законам, другие политические силы влияют на его жизнь.

Как мы видим, специальные события являются особым «воспоминанием» или «напоминанием» о каких-либо значимых для общества в настоящее время событиях - политических, сакральных и др. Они выступают в качестве своеобразного тиража первичных событий, ретранслируя их. В иную категорию выделяются события, направленные на реализацию репутационных, имиджевых, некоммерческих, коммерческих целей, которые готовятся для данного случая и выступают как уникальные. С каким-то первичным событием они не связаны или связаны минимально.

Возможности создания специальных событий в настоящее время все больше расширяются, что более всего обусловлено деятельностью средств массовой информации. Такие события могут выступать как 1) способ выражения своей позиции; 2) способ показать свою сопричастность (например, сопричастность западной культуре, политике партии, религиозному направлению и др.); 3) способ трансляции ценностей; 4) способ демонстрации власти, осуществления политических целей; 5) способ привлечения внимания к товару, услуге и др., путем организации развлекательных мероприятий. Е.А. Каверина в последней функции видит знак времени. Она считает, что праздничные события в традиционных культурах были мало связаны с развлечениями. Сегодня же на организацию специальных событий большое влияние оказывает «идеология постмодернистского гедонизма» [1. С. 76]. В настоящее время основанием для специального события может быть вымышленный повод, в основе которого - стремление к прибыли или политические цели. Как отмечает Ж. Бодрийяр в своем известном произведении «Символический обмен и смерть», современные специальные события имеют особый ракурс и стратегическую задачу формирования символического капитала [19].

Еще одним отличием специального события от естественного является его особая связь с мероприятием. Этот вопрос поднимается в работах современных исследователей, но определенного мнения на этот счет не сложилось. Ряд исследователей занимают позицию отождествления специального события и мероприятия. Например А.К. Нестеров пишет, что «специальные собы-

тия - это особого рода мероприятия» и их назначение - привлечение общественного внимания к какому-либо событию [20]. Г.Л. Тульчинский, также называя специальные события мероприятиями, их целью полагает привлечение внимания «общественности к самой компании, ее деятельности и продуктам» [21]. Но, как мы видим, здесь речь идет о событиях-мероприятиях в сфере бизнеса, экономики. С философской точки зрения все выглядит иначе: есть исследователи, отрицающие тождественность и даже близость данных понятий. Например, Е.А. Каверина в работе «„Специальное событие": опыт философско-эстетического прочтения» пишет, что «слово „мероприятие" не является синонимом „события", поскольку задачей профессиональной коммуникационной деятельности является создание именно события». Мероприятие, по ее мнению, - это «формальное действие, эмоционально и содержательно пустое» [1. С. 74]. Можно сказать, что мероприятия - это лишенные глубокого смысла и уникальности действия, которые можно назвать дежурными. Функция привлечения внимания, выделенная упомянутыми исследователями, на наш взгляд, более всего свойственна мероприятию и представляет собой демонстрацию успешности деятельности человека или организации, когда создается иллюзия движения и изменений. Вероятно, это и создает «негативный ассоциативный ряд» понятия «мероприятие» [1. С. 74]. Привлечение внимания в специальном событии также имеет место, но не является основной функцией.

В качестве аргумента можно привести тот факт, что, как уже отмечалось, специальное событие изначально имеет некий сценарий, в котором заложены эмоции, пережитые в прошлом. То есть «тиражирование» изначальных событий включает и эмоциональную составляющую. Если говорить о таком специальном событии, как Всесоюзный ленинский субботник (пользуясь примером В.Н. Сырова [22. С. 74]), проводимом в советское время, повторяющем самый первый, знаковый, в котором участвовал В.И. Ленин, то целью его сценария было повторение тех же действий и тех же или подобных эмоций, какие были тогда. Если это удается, то оно воспринимается как «художественная правда», что само по себе - событие. Но если подготовительная работа проведена, сформирована внешняя атрибутика, а желаемого результата нет, то это и есть мероприятие - пустое эмоционально и содержательно действие. Другими словами, мероприятие лишено эмоциональной ценности. Также, в отличие от специального события, мероприятие не уникально, представляет собой лишь количественную единицу в ряду других, подобных ему. Мероприятие, на наш взгляд, вполне можно назвать симулякром события, так как оно, подобно такому событию-симулякру, «не затрагивает глубинные сущностные слои, а „происходит" на поверхности, создает иллюзию движения, изменений» [23. С. 66]. То есть имеются признаки события, но нет его самого.

Кроме того, специальное событие имеет определенные ограничения во времени и пространстве, так как (повторимся) призвано быть либо воспоминанием, либо обозначать какое-то место, и это показывает ценность специального события. Мероприятие не имеет такой привязки - его можно организовать, где и когда угодно.

Необходимо заметить, что негативные ассоциации по отношению к мероприятию возникают именно тогда, когда его выдают за событие.

На наш взгляд, мнение о различной природе специального события и мероприятия представляется наиболее приемлемым.

Выявленные признаки естественного и специального события приводят к мысли о том, что некоторые события, не являясь в полной мере специальными, содержат элементы организации и, следовательно, должна существовать еще одна категория событий, которые, условно говоря, «располагаются» между естественными и специальными. За неимением иного обозначения, назовем их организованными, так как они отличаются от двух других именно своей изначальной «организованностью», и это является главным признаком, отличающим его от естественного события.

Такие события (как и специальные) также имеют цель, план, но обладают собственной спецификой.

Во-первых, организованное событие несет в себе замысел, преследующий неочевидную цель. То есть для воспринимающих субъектов она может быть скрыта. В данном случае сюжет события приблизителен.

Во-вторых, хотя организованное событие подготавливается, возможности контроля (как в случае специального события) ограничены. Некоторые события в жизни общества происходят благодаря осуществлению планов, но иногда планы не реализуются, событие «вырывается» из-под контроля. Следовательно, субъективная составляющая здесь меньше, чем в специальном. Вернее, ограничены функции субъекта-творца. Субъект лишь «помогает» ему случиться. Подготовка такого события предполагает использование (в той или иной мере) результатов предыдущих событий, успешных для субъекта. Например: «маленькая победоносная война», блицкриг и др.

В-третьих, одним из признаков специального события является их во-зобновляемость, тиражирование «воспоминание» неких изначальных событий. Организованное событие, в некотором смысле, может быть возобновляемым, но в основе возобновления лежит не детальное повторение, а общая идея. В этом случае возобновление может реализоваться как 1) повторение; 2) обновление (смена смыслов). Но даже в первом случае организованное событие не является, как специальное, тиражированием или «воспоминанием» уже произошедших событий. Организованные события зачастую выступают как изначальные (взятие Бастилии, Октябрьская революция и др.).

Организация событий имеет различные цели. В качестве первой цели можно выделить достижение желаемого результата путем организации события, отвлекающего от нежелательного развития ситуации. Особенно часты такие события в политике. Например, «маленькая победоносная война». Считается, что первым это выражение употребил В.К. Плеве - российский министр внутренних дел и шеф жандармов. Таким образом он предполагал использовать в политических целях (отвлечение внимания людей от деятельности правительства, от тяжелой ситуации в стране) разворачивающийся конфликт с Японией. Теперь это выражение употребляется по отношению к подобного рода событиям, которые не всегда являются собственно войной.

В качестве второй цели можно назвать активизацию общественного мнения в нужном направлении, объединение и мобилизацию масс для выполнения каких-либо политических и других действий (организация борьбы с «врагами народа», борьбы за урожай и т.п.).

Также целью может быть провокация осуществления желаемого события, если этого нельзя добиться прямыми путями. Существует мнение, что именно таким событием было вскрытие «пришельца» в Розуэлле. Настоящей целью, как полагается, была активизация деятельности правительства США по развитию космической программы.

Рассмотрев характеристики события в его различных проявлениях, мы пришли к определенным выводам относительно природы события. События или «естественные» события (имеются в виду события, напрямую не организованные субъектом) имеют онтологическую сущность, являются уникальными. В них отсутствует временное измерение, структура, т.е. они не существуют, а случаются. Им присущи неожиданность, внезапность, ведущие к изменению положения дел, к новому результату, к глубоким переменам. Событие как таковое не является исполнением намеченной цели, причастно к жизни людей, даже если это природное событие. Другими словами, природное событие становится таковым, если имеет значение для людей, для общества.

Специальные события - это события, в которых основными признаками являются их порождаемость, продуцируемость и контроль со стороны субъекта-творца. Они имеют сценарий и сюжетную линию, разворачиваются во времени. Также они могут выступать как своеобразное тиражирование уже произошедших событий, имеющих значение для общества. Такие события выделяются особой ролью субъекта.

Что касается организованного события, то здесь наряду с порождаемо-стью и продуцируемостью необходимо выделить использование намечающегося или уже произошедшего события. Такие события (как и специальные) также имеют цель, приблизительный сюжет, план. Цель при этом зачастую неочевидна для воспринимающих субъектов. Такое событие может готовиться, но возможности контроля (как в случае специального события) ограничены. Но у субъекта организованного события большие притязания: он пытается взять под контроль естественные события. Можно сказать, что субъективная составляющая здесь меньше, чем в специальном.

Список источников

1. Каверина Е.А. «Специальное событие»: опыт философско-эстетического прочтения // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2010. № 13 (56). С. 71-79. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15552075

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981.

3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М. : Языки русской культуры, 1999. 896 с. С. 481-527.

4. Бадью А. Тайная катастрофа. Конец государственной истины // Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. М. : Ин-т эксперимент. социологии ; СПб. : Алетейя, 2002. URL: philosophy1.narod.ru/katr/badiou_katastrofa.html (дата обращения: 27.11.2017).

5. Newton-Smith W. Change // Sinthese. Vol. 62. 1985. P. 347-363.

6. Prior A. Past, Present and Future. Oxford, 1967.

7. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 144-145.

8. Stabler E.P. Rationality in naturalized epistemology // Philosophy of science. 1984. Vol. 51, № 1. P. 64-78.

9. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М. : Прогресс, 1990. 717 с.

10. ДелезЖ. Складка. Лейбниц и барокко / посл. В.А. Подороги ; пер. Б.М. Скуратова. М. : Логос, 1997 264 с.

11. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность [1958] // Философия и методология истории. Сборник переводов / ред. И.С. Кон. М. : Прогресс, 1977. С. 115-142.

12. Нанси Ж.-Л. Неожиданность события // Бытие единичное множественное / пер. с фр.

B.В. Фурс ; под ред. Т.В. Щитцовой. Минск : Логвинов, 2004. С. 235-260.

13. ДелезЖ. Логика смысла. М. : Академия, 1995.

14. Книгин А.Н. Учение о категориях : учеб. пособие для студентов филос. факультетов. Томск, 2002.

15. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М. : Мысль, 1971. Т. 3.

16. Воробьева О.В. О событии и событийности в историческом познании // Диалог со временем. 2014. № 48. С. 31-44.

17. Руднев В.П. Философия языка и семиотика безумия. М. : Территория будущего, 2007.

528 с.

18. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М. : Гардарики, 2004. 1072 с. URL: https://studfile.net/preview/1747594/page:149/

19. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М. : Добросвет, 2000.

20. Нестеров А.К. Специальные мероприятия и события // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru. URL: http://odiplom.ru/lab/specialnye-meropriyatiya-i-sobytiya.html

21. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб. : Алетейя, 2001. 292 с. 22 Сыров В.Н. В чем заключается специфика мифа? // Идеи и идеалы. 2011. Т. 1, № 4 (10).

C. 70-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Боровкова О.В. Бессобытийная история в представлениях постмодернистов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 45. С. 58-69.

References

1. Kaverina, E.A. (2010) "Spetsial'noe sobytie": opyt filosofsko-esteticheskogo prochteniya ["A special event": Philosophical and aesthetic reading]. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie. 13(56). pp. 71-79. [Online] Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=15552075

2. Ozhegov, S.I. (1981) Slovar'russkogoyazyka [Dictionary of the Russian Language]. Moscow: Russkiy yazyk.

3. Arutyunova, N.D. (1999) Yazyk i mir cheloveka [Language and the Human World]. Moscow: Yazyki russkoy kul'tury. pp. 481-527.

4. Badiou, A. (2002) Taynaya katastrofa. Konets gosudarstvennoy istiny [The secret catastrophe. The end of state truth]. In: Shmatko, N.A. (ed.) Al'manakh Rossiysko-frantsuzskogo tsentra sotsiologii i filosofii Instituta sotsiologii RAN [Almanac of the Russian-French Center for Sociology and Philosophy of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences]. Moscow: Institute of Experimental Studies in Sociology; St. Petersburg: Aleteyya. [Online] Available from: philoso-phy1.narod.ru/katr/badiou_katastrofa.html (Accessed: 27th November 2017).

5. Newton-Smith, W. (1985) Change. Sinthese. 62. pp. 347-363.

6. Prior, A. (1967) Past, Present and Future. Oxford: Oxford University Press.

7. Losskiy, N.O. (1995) Chuvstvennaya, intellektual'naya i misticheskaya intuitsiya [Sensual, Intellectual and Mystical Intuition]. Moscow: Respublika. pp. 144-145.

8. Stabler, E.P. (1984) Rationality in naturalized epistemology. Philosophy of Science. 51(1). pp. 64-78.

9. Whitehead, A.N. (1990) Izbrannye rabotypo filosofii [Selected Works on Philosophy]. Translated from English. Moscow: Progress.

10. Deleuze, G. (1997) Skladka. Leybnits i barokko [The Fold. Leibniz and the Baroque]. Translated from French. Moscow: Logos.

11. Braudel, F. (1977) Istoriya i obshchestvennye nauki. Istoricheskaya dlitel'nost' [1958] [History and social sciences. Historical duration [1958]]. In: Kon, I.S. (ed.) Filosofiya i metodologiya istorii. Sbornik perevodov [Philosophy and Methodology of History. Collected Translations]. Moscow: Progress. pp. 115-142.

12. Nancy, J.-L. (2004) Bytie edinichnoe mnozhestvennoe [Being Singular Plural]. Translated from French by V.V. Furs. Minsk: Logvinov. pp. 235-260.

13. Deleuze, G. (1995) Logika smysla [The Logic of Sense]. Translated from French. Moscow: Akademiya, 1995.

14. Knigin, A.N. (2002) Uchenie o kategoriyakh [The Doctrine of Categories]. Tomsk: Tomsk State University.

15. Hegel, G.V.F. (1971) Estetika [Aesthetics]. Vol. 3. Translated from German. Moscow: Mysl'.

16. Vorobieva, O.V. (2014) O sobytii i sobytiynosti v istoricheskom poznanii [On events and eventfulness in historical knowledge]. Dialog so vremenem. 48. pp. 31-44.

17. Rudnev, V.P. (2007) Filosofiya yazyka i semiotika bezumiya [Philosophy of Language and Semiotics of Madness]. Moscow: Territoriya budushchego.

18. Ivin, A.A. (ed.) (2004) Filosofiya: entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophy: An Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Gardariki. [Online] Available from: https://studfile.net/preview/1747594/pa-ge: 149/

19. Baudrillard, J. (2000) Simvolicheskiy obmen i smert' [Symbolic Exchange and Death]. Moscow: Dobrosvet.

20. Nesterov, A.K. (n.d.) Spetsial'nye meropriyatiya i sobytiya [Special Events]. [Online] Available from: http://odiplom.ru/lab/specialnye-meropriyatiya-i-sobytiya.html

21. Tulchinskiy, G.L. (2001) PR firmy: tekhnologiya i effektivnost' [PR firms: Technology and Efficiency]. St. Petersburg: Aleteyya.

22 Syrov, V.N. (2011) V chem zaklyuchaetsya spetsifika mifa? [What is the specificity of the myth?]. Idei i idealy. 4(10). pp. 70-77.

23. Borovkova, O.V. (2018) Eventless history in postmodernist. Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State university Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 45. pp. 58-69. (In Russian). DOI: 10.17223/1998863Х/45/6

Сведения об авторах:

Боровков А.М. - кандидат философских наук, доцент кафедры общественных дисциплин и психологии Рубцовского института (филиал) Алтайского государственного университета (Рубцовск, Россия). E-mail: o.v.borovkova@gmail.com

Боровкова О.В. - доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры общественных дисциплин и психологии Рубцовского института (филиал) Алтайского государственного университета (Рубцовск, Россия). E-mail: o.v.borovkova@gmail.com

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Borovkov A.M. - Cand. Sci. (Philosophy), associate professor of the Department of Social Sciences at Rubtsovsk Institute, branch of Altai State University (Rubtsovsk, Russian Federation). E-mail: o.v.borovkova@gmail.com

Borovkova O.V. - Cand. Sci. (Philosophy), associate professor of the Department of Social Sciences at Rubtsovsk Institute, branch of Altai State University (Rubtsovsk, Russian Federation). E-mail: o.v.borovkova@gmail.com

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.02.2021; одобрена после рецензирования 17.01.2024; принята к публикации 04.03.2024

The article was submitted 27.02.2021; approved after reviewing 17.01.2024; accepted for publication 04.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.