Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ ПО БАДЬЮ: ОТ ПОСТРОЕНИЯ СИТУАЦИИ ДО ОЦЕНКИ ПРОГРЕССИВНОСТИ '

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ ПО БАДЬЮ: ОТ ПОСТРОЕНИЯ СИТУАЦИИ ДО ОЦЕНКИ ПРОГРЕССИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бадью / политика / ситуация / событие / политический прогресс / Badiou / politics / situation / event / political progress

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Александр Владимирович Крутов

Теория Бадью описывает возникновение политического события из ситуации как множества без стабильной структуры и связей детерминации. В этом случае исключена инструментальная обработка big data. В статье показана применимость подхода Бадью к политике и концепции политического прогресса к анализу последовательности сингулярных событий для общей оценки процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A POLITICAL EVENT ACCORDING TO BADIOU: FROM CONSTRUCTING A SITUATION TO ASSESSING PROGRESSIVENESS

The article examines the possibilities of applying Alain Badiou’s approach to complex-unstable processes. The French philosopher considers the ontology and phenomenology of an event as the mathematics of sets. The similarity of Badiou’s views with the description of politics is shown, as well as the possibility of applying the concept of political progress to the sequence of events and assessing their moral value. Badiou proceeds from a situation that does not represent unity, changes according to internal laws, is infinite in content. Before the situation becomes unstable, these properties allow us to apply modern methods of processing and scaling big data. By its composition, the situation has a set of non-political elements that objectively characterize stationary processes, and a growing “wandering” variety of political facts that subjectively reflect reality. This situation is called a pre-political situation, in which there is a “duality”. When the duality becomes apparent, Badiou’s approach should be applied, in which a special count procedure is carried out. This procedure involves choosing an external “generic” set and forcing into the situation. A well-constructed generic set has elements that are suitable in practice for ordering “chaotic” political elements in the overall structure of the set. As a result, an event is declared. The new situation consists of modified elements of the previous situation and generic elements. It can be completely or partially structured, so again it is possible to apply the big data methodology. Forcing an event is seen as a fragment of policy. According to Badiou, revolutionary events correspond to truth and birth procedures. For less singular events, it is necessary to search for and clarify the “right direction” to the truth, which can be clarified through the concept of political progress. The big data methodology and Badiou’s approach, supplemented by the research of Denquin, Ranciere, and Domanov, can describe a wide range of phenomena.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ ПО БАДЬЮ: ОТ ПОСТРОЕНИЯ СИТУАЦИИ ДО ОЦЕНКИ ПРОГРЕССИВНОСТИ »

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023.

№ 76. С. 131-140.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2023. 76. pp. 131-140.

Научная статья

УДК 32.001 : 141.3

doi: 10.17223/1998863Х/76/13

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ ПО БАДЬЮ: ОТ ПОСТРОЕНИЯ СИТУАЦИИ ДО ОЦЕНКИ ПРОГРЕССИВНОСТИ

Александр Владимирович Крутов

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия, avkrutov@inbox.ru

Аннотация. Теория Бадью описывает возникновение политического события из ситуации как множества без стабильной структуры и связей детерминации. В этом случае исключена инструментальная обработка big data. В статье показана применимость подхода Бадью к политике и концепции политического прогресса к анализу последовательности сингулярных событий для общей оценки процесса. Ключевые слова: Бадью, политика, ситуация, событие, политический прогресс

Для цитирования: Крутов А.В. Политическое событие по Бадью: от построения ситуации до оценки прогрессивности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 76. С. 131-140. doi: 10.17223/1998863Х/76/13

Original article

A POLITICAL EVENT ACCORDING TO BADIOU: FROM CONSTRUCTING A SITUATION TO ASSESSING PROGRESSIVENESS

Aleksandr V. Krutov

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russian Federation,

avkrutov@inbox. ru

Abstract. The article examines the possibilities of applying Alain Badiou's approach to complex-unstable processes. The French philosopher considers the ontology and phenomenology of an event as the mathematics of sets. The similarity of Badiou's views with the description of politics is shown, as well as the possibility of applying the concept of political progress to the sequence of events and assessing their moral value. Badiou proceeds from a situation that does not represent unity, changes according to internal laws, is infinite in content. Before the situation becomes unstable, these properties allow us to apply modern methods of processing and scaling big data. By its composition, the situation has a set of non-political elements that objectively characterize stationary processes, and a growing "wandering" variety of political facts that subjectively reflect reality. This situation is called a pre-political situation, in which there is a "duality". When the duality becomes apparent, Badiou's approach should be applied, in which a special count procedure is carried out. This procedure involves choosing an external "generic" set and forcing into the situation. A well-constructed generic set has elements that are suitable in practice for ordering "chaotic" political elements in the overall structure of the set. As a result, an event is declared. The new situation consists of modified elements of the previous situation and generic elements. It can be completely or partially structured, so again it is possible to apply the big data methodology. Forcing an event is seen as a fragment of policy. According to Badiou, revolutionary events correspond to truth and birth procedures. For less singular events, it is necessary to search for and clarify the "right direction" to the truth, which can be clarified

© А.В. Кругов, 2023

through the concept of political progress. The big data methodology and Badiou's approach, supplemented by the research of Denquin, Ranciere, and Domanov, can describe a wide range of phenomena.

Keywords: Badiou, politics, situation, event, political progress

For citation: Krutov, A.V. (2023) A political event according to Badiou: from constructing a situation to assessing progressiveness. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology andPoliticalScience. 76. pp. 131-140. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/76/13

Введение

Постановка проблемы. Современные общественные процессы идут в непростой, меняющейся обстановке. Поэтому для управления ими требуется множество показателей ситуации. Так, при сложно-стабильных условиях применяется программно-математический инструментарий обработки больших данных (big data). Но сложно-нестабильные состояния проблемны и не поддаются комплексному анализу и моделированию.

Ален Бадью выдвинул подход, намечающий решение проблемы [1, 2] на основе «философии как практики». Его идеи о теории множеств как онтологии были развиты в работах [3-7], однако оказались «не в состоянии компенсировать отсутствие философско-политического аппарата концептуализации реалий политики в глобально-исторической перспективе» [6. С. 46]. Возникает потребность в заполнении этой лакуны применительно к сложно-нестабильным процессам.

Теоретические основания исследования. Бадью разработал математи-ко-онтологический подход к преобразованию социальной реальности под воздействием внешнего субъективного фактора, источником которого является мысль-представление о новой истине, а движущей силой - процедура «верности». Внешнее «вынуждение» превращает ситуацию в сингулярное событие.

Подход Бадью описывает революционные события [7, 8], он применим в современном политическом анализе [9. С. 304-307]. В ходе изучения «нереволюционных» событий акцентируются проблемы легитимности истины в политике и театре, осмысления понятий «субъект» и «событие» [10-12] и т.д. Однако в подходе Бадью фиксируются феноменологические, аксиологические изъяны в применении математической логики выбора [13-15]. К примеру, неправомерно использованы понятие пустого множества, представление и процедура счета [13. С. 76-79]. Есть и иные спорные аспекты подхода Бадью. Например, какой легитимностью может обладать онтология, исключающая категорию элементов события, заведомо постулирующая свою неполноту [16. С. 114). Тем не менее философия Бадью лучше дискуссии о «бесконечной проблеме обоснования аксиоматического метода» в философии и онтологии [17]. В учебнике О.А. Доманова [18] показано, как в подходе Бадью можно использовать теорию множеств и математическую логику.

Методология и основные понятия исследования. Оценивается применимость методологии big data для счета и обработки элементов множества предполитической ситуации и «генерического» множества, возможность оценки Добра в последовательности событий при помощи понятия политического прогресса.

В статье употребляются понятия:

блуждающее множество (факторов, мнений, отношений и др.) - часть структуры ситуации, несвязная и ничем не фундированная. Его фиксация задает политическое в ситуации;

большие данные (big data) - множество элементов, к которым применяются масштабируемые программные инструменты обработки неравномерно структурированных массивов информации;

генерическое - внешнее к настоящему, генерирующее одно из возможных будущих состояний;

истина (в отличие от знания) - то, что находится за пределами реальности, в пустоте будущего, достигается верностью;

политика - сингулярное явление новой универсальности, то, что усложняет и переформатирует реальность; всегда локальное коллективное действие; процедура вынуждения, придающая связность предполитической ситуации; распространение субъектом события за пределы [19. С. 61-62];

политическое (по Бадью) - завершение политики, стабилизация ее результатов, закрепленная как передача всеобщих государственных операций коллективным субъектам, которые закрепляют переход ситуации в событие [2. Р. 165];

ситуация (обычная) - состояние, стечение различных обстоятельств, которое можно представить как множество элементов, или big data;

событие - результат деятельности по расширению пространства реальности, фиксирующий край пустоты при достижении Истины (провозглашение новой истины или неожидаемого порядка, сополагающего разнородное, «эта неожиданность будет превосходить ту, к которой мы готовы» [16.

С. 114]);

субъект - лица, способные представить истину и воплотить путь к ней, выходя за пределы реальности по направлению к истине.

Результаты исследования

1. Ограничения применения big data в ситуации. При работе с big data субъективные данные изучаются, усредняются, очищаются, объективируются, превращаются в непротиворечивое, связное множество. Инструментарий позволяет учитывать многообразие типов, достоверность, ценность сведений, а также выбирать аналитические методы и строить модели данных. Методология big data может применяться везде, включая политические явления в социальной деятельности, экономике, культуре.

Политика отличается от других сфер непредсказуемыми ситуациями, событиями, которые нельзя описать связными множествами так, чтобы на основе обработанной информации уполномоченный субъект мог принимать управленческое решение. Согласно Бадью, ситуация в политике понимается и преобразуется в бессубъектном окружении [2. Р. 67-75]. В своем развитии она изменяется по внутренним, отчасти предсказуемым закономерностям. Ситуация становится «противоречивой» из-за чего-то «блуждающего», не позволяющего ее однозначно поименовать, и бесконечности несвязных, частично наблюдаемых факторов [1, 3, 15]. В меняющуюся «пустую» (несчитанную) ситуацию следует добавлять необходимые для «однозначности» элементы «генерического» множества. Если добавление сопровождается верностью будущему событию, ситуация «связывается». В результате рождается

новая истина, появляется субъект. Но возникает риск несостоятельности субъекта и события [19. С. 53-62; 4; 5]. Приведенные свойства ситуации (по Бадью) показывают принципиальную невозможность и неэффективность применения современных методов обработки и масштабирования big data.

2. Наполнение ситуации политическим. Бадью иллюстрирует свой подход примерами деятельности апостола Павла, Ленина, Мао Цзэдуна, студенческой активности 1968 г. Ситуацию в подобных условиях можно рассматривать в виде множества, включающего и обычные элементы неполитических сфер жизни (которые поддаются средствам массово-параллельной обработки big data), и особые «политические факты» (по Денкэну). Последние являются в виде: групповых представлений, основанных на работе индивидуальных сознаний; фактов сознания - закрепленных переживаний событий внешнего мира; связей между групповыми представлениями и фактами, коренящихся на верности действительности; соответственных ценностно нагруженных терминов. «Политические факты» субъективно формируются людьми, втянутыми в данную ситуацию. Эти факты «корыстны» и «имплицитно конфликтны», они «реструктурируются перед новыми опытами», создают иллюзию «псевдообъективности» [20. С. 34, 36].

Если ситуация относительно стабильна, Денкэн называет ее «обыденной». «Политические» элементы представляют собой «ничто» (в смысле возможности изменения ситуации), но субъективно они есть «нечто», разрушающее объективное единство ситуации. «Неполитические», базовые элементы множества фундируют политический элемент. Упорядочить, связать обе группы по каким-то признакам (например, в big data: «цель, люди, процесс, платформы, программируемость») принадлежности множеству нельзя. Можно считать, что «политические факты» живут по своим внутренним закономерностям. Их совокупность есть пустота, блуждающая «по всему представлению в форме вычитания из счета» [1. Р. 526]. Ситуация считается связной, пока можно отбрасывать новые, не вписывающиеся элементы; она «находится в хранилище фактов» [19. С. 79]. При применении методологии обработки big data такие элементы исключаются при очистке либо не используются в аналитике и моделировании.

Ситуацию называют предполитической, если признается ее двойственность из-за наличия блуждающего множества. Подобное явление Ж. Рансьер описал так: рядом с шоссе проходит манифестация, а полиция призывает проезжающих не останавливаться: «Здесь ничего не происходит, не на что смотреть, пространство движения есть пространство движения и только». Вместо «обычного социального выслушивания» возникает «непредставимость» будущего [21. С. 210; 19. С. 77]: ожидание того, что что-то может случиться (рискованное развитие ситуации) или не произойдет ничего. Кто-то должен решиться изменить ситуацию, угадав ожидания активистов, постигнув образ будущей (сингулярной) Истины [1, 2]. Потенциальные субъекты по-разному интерпретируют блуждающее множество, отбрасывая одни и фундируя дополнительные политические факты-термины. Это то «внешнее», которое нужно различить в неразличимом, наименовать в «понятие, которое может демонстративно диктовать законы его существованию» [22. С. 61]. В предполитической ситуации элементы множества подвижны, образуют нестабильную структуру бытия и неопределенные связи детерминации. По-

скольку «событие нарушает ожидаемый порядок», из-за субъекта разнородное «сополагается неожиданным образом», и «неожиданность будет превосходить ту, к которой мы готовы» [16. С. 114], то методология big data приведет к ошибочному результату.

3. Истинность и генерическое: от предполитической ситуации к событию. Бадью не описывает состав генерического множества. Представим порядок перехода двойственной ситуации в будущее единичное событие.

Согласно Бадью, истина - это «процесс, вызываемый определенными сдвигами (столкновением, восстанием, неожиданным открытием)», развивающийся по принципу «верности испытуемому новшеству» [23]. Для «восстановления права Истины и Добра» [1. Р. 165-169; 23] следует предвосхитить изменение множества-ситуации, а также пополнение элементов генерическо-го множества, чтобы захватить внимание всех вовлеченных в ситуацию. Элементы генерического множества «склеивают» хаотические политические факты в общую структуру множества. Полагаем, что для создания устойчивых связей детерминации генерическое множество должно иметь структуру, близкую блуждающему подмножеству. Вынуждение - ряд рискованных сдвигов - усиливает это влияние, и структура «естественного» неполитического множества перестраивается.

Новация-сдвиг сначала появляется в мышлении. Затем ее на практике воплощает потенциальный субъект при условии, что его понимание истины соответствует коллективному ожиданию. Образ истины притягивает и мотивирует активистов «общечеловечностью» [1; 2. Р. 155-167; 6. С. 41; 11. Р. 326-327].

По удачному определению Рансьера, политика - преобразование «пространства движения в пространство манифестации субъекта». Она переиначивает множество-ситуацию, указывая на то, что «следует делать, видеть, называть». Политика - «тяжба о разделении ощутимого», на которой основан всякий «коммунитарный свод законов» [21. С. 210].

Универсальность предполагает принятие решений, отличных от «суждений» по известной теме [5]. Так, «находящимся на шоссе» активистам нужно сделать какой-то шаг, решиться на обозначение действия, приближающего к новой истине. Проезжающие зафиксируют, что что-то уже случилось: истины пока еще нет, но ее «процедура» началась. Политическое событие - коллективное воплощение истинности, характеризующее субъекта.

Манифестация Рансьера - это этап вынуждения события извне ситуации. Неочевидно, что процесс истины пойдет дальше: у активистов может наступить разочарование, ощущение неудачи. В ситуацию следует добавить гене-рические элементы для увлечения новых участников из «мрака» настоящего на «свет» будущей истины, развеивающие сомнения и поддерживающие верность истине.

Политика у Бадью связывает коллективные действия и мысль [7. С. 2223; 10, 16]. Чем более мощными представляются идея, образ, тем больше политических фактов свяжется с элементами генерического подмножества. Пока активисты продуцируют хаотические факты, риск неудачи в движении к истине высок; по мере формирования однородной массы верность событию усиливается. Масса провозгласит событие, когда наступит согласованность политических с неполитическими элементами [12, 14].

Итак, процесс вынуждения основан на: 1) развитии мысли об истине -сначала нечеткой у малой группы, постепенно проясняющейся и охватывающей массы; 2) локальных действиях, связанных с верностью этой мысли у коллективного проявляющегося субъекта. Важно отметить, что подходом Бадью могут описываться как «революционные», так и «слабо политизированные» события. Для последних возникает проблема соответствия познанной Истины всеобщему Добру.

4. Процедура верности - критерий видов политической деятельности. Вынуждение события - это достижение устойчивого легитимного результата, этически позитивно оцененного. Оно обосновано доказательством П. Коэна: для «двойственного» множества-ситуации можно предложить такое генери-ческое множество, которое свяжет его в желаемое состояние. Процедура состоит в последовательности действий-добавлений внешних элементов этого множества (по С. Крипке).

Сравним свойства политики по устоявшемуся мнению политологического сообщества с подходом Бадью [1. Р. 498-526]. Так, наличию проблемы, необходимости ее по-новому разрешить соответствуют блуждающее множество и предполитическая ситуация; умению концентрировать нужные ресурсы - генерическое расширение ситуации; способности выбрать правильные действия - процедура верности; направленности на результат аналогично вынуждение; концу политики, закреплению нового состояния - сингулярность, истина.

В продолжение сравнения: описание политики развития демонстрирует процедура верности истине [21. С. 95; 12. С. 113].

Другой тип политики - без новизны и истины - обеспечивает политическую стабильность, улучшающую ситуацию. Она основана на «деполитиза-ции проблемы», когда блуждающее множество игнорируется под влиянием авторитета руководителя. Или руководитель выдвигает «нормальную, неизбежную и непроблематичную инициативу» (Денкэн) [20. С. 27-28]. Такая политика у Бадью называется личиной или террором, поскольку генериче-ское множество используется не для Добра [8; 3. C. 112]. У Рансьера - это «полиция».

«Политиканство» означает приоритет личного над коллективным без стремления к истине, т.е. конъюнктуру с поглощенностью частной борьбой и сиюминутными интересами, с преходящими целями без главных ориентиров и рассчитанных действий. Эта «деятельность всецело корыстная, творящая историю без любви к ближнему и высокой духовности» [24. С. 63-64]. Бадью называет политику без верности Добру предательством [23], без верности себе она становится катастрофой.

Исходя из типологии, для политики стабильности или политиканства применимы методы обработки big data. «Истинная» политика описывается математическим методом Коэна.

5. Политический прогресс как критерий оценки политики, предложенной Бадью. Ряд позиций Бадью [1, 2] уязвим для критики: политика рассматривается как а) становление одного события; б) не учитывается масштаб его изменения; в) отсутствует пространственно-временное измерение события; г) спорна моральная ценность результата вынуждения. Последнее ставится под сомнение утверждением Денкэна о том, что «логика мира политики не

предоставляет истине никакого онтологического преимущества». Ценностное суждение двусмысленно: «то, что хорошо с одной точки зрения, явно плохо с другой...», поэтому «может быть, истина недоступна, но ложь очень доступна» [20. С. 36; 13, 5]. Достижимость Добра-истинности может рассматриваться в достаточно спорных категориях, но историческая последовательность событий оценивается общественным признанием.

Положим, что политический прогресс - это: а) последовательность событий и стабилизирующих изменений ситуации б) с выраженной масштабностью политики в) в больших пространственно-временных координатах, в которой г) доминирует положительная оценка Добра, Блага, соответствующая антропологическому идеалу человека в данной исторической эпохе.

(Позиции «а» - «г», представленные в двух понятиях, показывают, что качество политики правомерно определять понятием политического прогресса.)

Отличие начальной и конечной точек политического прогресса состоит в усложнении видов деятельности, реализации социально-антропологических представлений и др. Его направление, как идеологизированное устремление, позволяет добиваться универсальности, уточнять, объективировать представление о Добре и Зле при проведении процедуры истинности, если ситуация не «революционная».

Политика включает в себя не только события (по Бадью), но и другие виды политической деятельности. Правильное выстраивание линии политического прогресса позволит определить ее участки, для которых применимы средства big data.

Заключение

Выводы:

- онтология события Бадью, основанная на процедуре верности истине в несвязном множестве, исключает применимость средств big data;

- снижение стабильности и устойчивости предполитической ситуации приводит к росту неожиданных изменений и неточности методологии big data в данном случае, поскольку ее аналитика и моделирование исходят из ранее существовавшего представления;

- подход Бадью применим для революционных и мало политизированных событий. Но в последних вынуждение не всегда соответствует процедуре истинности, что препятствует восприятию события как Добра, не удовлетворяет всех включенных в ситуацию масштабностью изменений;

- для политики стабильности или политиканства можно пользоваться объективным анализом и моделированием, т.е. методами обработки big data. «Истинная» политика опирается на субъективное прогнозирование и деятельность (по Бадью), поэтому применима методология Коэна [18];

- направление политического прогресса как идеологизированная цель позволяет добиваться универсальности, объективировать представление о Добре и Зле при проведении процедуры истинности. Правильное выстраивание линии политического прогресса позволит определить ее участки, для которых применимы средства big data.

В статье сделана попытка применить понятие политического прогресса к анализу последовательности сингулярных событий для общей оценки политики, поскольку политический прогресс имеет критерии, закономерности,

которые совпадают с идеями Бадью о Добре и Зле. Предложенное описание подхода Бадью может быть использовано в решении народнохозяйственных задач: применено в ситуационных центрах (если прогрессом считать заранее установленную миссию, видение или цель), в научных исследованиях и разработках (если достижение уровней готовности технологий рассматривать как этапы прогресса).

Список источников

1. Badiou A. Being and Event, London : Continuum, 2000. 52б p.

2. Badiou A. Abrégé de métapolitique. Paris : Seuil, 1998. 172 p.

3. Абдулла А. Истина политического события в социальной философии А. Бадью // Вюник Харювського нацюнального ушверситету. Фiлософiя. Фшософсью перипети. 2009. № 877. С.107-119.

4. Доманов О.А. Ален Бадью между формализмом и интуиционизмом // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2012. № 2 (18). С. 120127.

5. Егорычев И.Э. Субъект и событие // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 12-1 (2б). С. 99-104.

6. Губман Б.Л. А. Бадью: философия и политика // Философские науки. 2015. № 9. С. 3448.

7. Абушкин П.Г. Революция с точки зрения философии и политики: теория события А. Бадью // Общество: философия, история, культура. 2014. № 2. С. 20-24.

8. Магун А.В. Отрицательная революция: к деконструкции политического субъекта. СПб. : Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. 41б с.

9. Мельков С.А., Попова И.Л. Что загадочного в отношениях философии и политики: краткая рецензия почти одноименной книги А. Бадью // ГосРег. 2021. № 1 (35). С. 29б-307.

10. Белянская Л.В. «Событие» и «дискурс» как ключевые понятия постмарксистской философии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 201б. № 4 (34). С. 1б4-170.

11. Motal J. Imagine the utopia! Rethinking Alain Badiou's theatre-politics isomorphism // The Slovak Theatre. 2018. V. бб, is. 3. P. 311-329. doi: 10.2478/sd-2018-0019

12. Иванова М.Е. «Событие»: от обыденного понятия до научной категории // Mану-скрипт. Тамбов : Грамота, 2020. Т. 13, вып. 8. C. 111-119.

13. Брэйссер Р. Презентация как анти-феномен в «Бытии и событии» А. Бадью // ХОРА.

2008. № 1. С. б3-80.

14. Целищев В.В., Хлебалин А.В. Формальная онтология и метафизическая семантика // Вестник Новосибирского государственного университета. Философия. 2012. Т. 10, № 4. С. 5-13.

15. ЧерняковА.Г. Онтология как математика: Гуссерль, Бадью, Плотин // Сущность и слово. M. : Феноменология - Герменевтика, 2009. С. 415-43б.

16. Маяцкий М. Удивление, событие и метонимический субъект // Логос. 2021. Т. 31, № 3 (142). С. 97-122.

17. Федчук Д.А. Анализ онтологии Алена Бадью посредством схоластического подхода к понятию сущего // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.

2009. Т. 2, № 4-1. С. 5б-бб.

18. Доманов ОЛ. Онтология и феноменология Алена Бадью : учеб. пособие. Новосибирск : Офсет ТM, 2019. 194 с.

19. Бадью А. Mетаполитика: Mожно ли мыслить политику? Краткий трактат но метаполи-тике. M. : Логос. 2005. 240 с.

20. ДенкэнЖ.-М. Политическая наука. M. : MНЭПУ, 1993. 1б2 с.

21. Рансьер Ж. На краю политического. M. : Праксис, 200б. 240 с.

22. Бадью А. Mанифест философии. СПб. : Machina, 2003. 184 с.

23. Бадью А. Зло. Интервью. 14.09.05. URL: https://web.archive.org/web/20070928020853/ http:/www.contr.info/content/view/120/43/ (дата обращения: 11.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Ильин В.В. Политология : учебник. M. : Книжный дом «Университет», 1999. 540 с.

References

1. Badiou, A. (2000) Being and Event. London: Continuum.

2. Badiou, A. (1998) Abrégé de métapolitique. Paris: Seuil.

3. Abdulla, A. (2009) Istina politicheskogo sobytiya v social'noy filosofii A. Bad'yu [The Truth of a Political Event in A. Badiou's Social Philosophy]. Visnik Kharkivs'kogo natsional'nogo universitetu. Filosofiya. Filosofs'kiperipetiï. 877. pp. 107-119.

4. Domanov, O.A. (2012) Alen Bad'yu mezhdu formalizmom i intuitsionizmom [Alain Badiou between formalism and intuitionism]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2(18). pp. 120-127.

5. Egorychev, I.E. (2012) Sub"ekt i sobytie [Subject and event]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 12-1(26). pp. 99-104.

6. Gubman, B.L. (2015) A. Bad'yu: filosofiya i politika [A. Badiou: Philosophy and politics]. Filosofskie nauki. 9. pp. 34-48.

7. Abushkin, P.G. (2014) Revolyutsiya s tochki zreniya filosofii i politiki: teoriya sobytiya A. Bad'yu [Revolution from the point of view of philosophy and politics: A. Badiou's theory of events]. Obshhestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2. pp. 20-24.

8. Magun, A.V. (2008) Otritsatel'naya revolyutsiya: k dekonstruktsii politicheskogo sub"ekta [Negative revolution: towards the deconstruction of the political subject]. St. Petersburg: St. Petersburg European University.

9. Melkov, S.A. & Popova, I.L. (2021) Chto zagadochnogo v otnosheniyakh filosofii i politiki: kratkaya retsenziya pochti odnoimennoy knigi A. Bad'yu [What is mysterious in the relationship between philosophy and politics: A brief review of the almost eponymous book by A. Badiou]. GosReg. 1(35). pp. 296-307.

10. Belyanskaya, L.V. (2016) "Sobytie" i "diskurs" kak klyuchevye ponyatiya postmarksistskoy filosofii ["Event" and "discourse" as key concepts of post-Marxist philosophy]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 7: Filosofiya. Sociologiya i sotsial'nye tekhnologii. 4(34). pp. 164-170.

11. Motal, J. (2018) Imagine the utopia! Rethinking Alain Badiou's theatre-politics isomorphism. The Slovak Theatre. 66(3). pp. 311-329. DOI: 10.2478/sd-2018-0019

12. Ivanova, M.E. (2020) "Sobytie": ot obydennogo ponyatiya do nauchnoy kategorii ["Event": From an ordinary concept to a scientific category] Manuskript. 13(8). pp. 111-119.

13. Braisser, R. (2008) Prezentatsiya kak antifenomen v "Bytii i sobytii" A. Bad'yu [Presentation as an anti-phenomenon in "Being and Event" by A. Badiou]. KhORA. 1. pp. 63-80.

14. Tselishchev, V.V. & Khlebalin, A.V. (2012) Formal'naya ontologiya i metafizicheskaya semantika [Formal ontology and metaphysical semantics]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. 10(4). pp. 5-13.

15. Chernyakov, A.G. (2009) Ontologiya kak matematika: Gusserl', Bad'yu, Plotin [Ontology as mathematics: Husserl, Badiou, Plotinus]. In: Solopova, M.A. & Bykova, M.F. (eds) Sushchnost'i slovo [Essence and Word]. Moscow: Fenomenologiya - Germenevtika. pp. 415-436.

16. Mayaczkij, M. (2021) Udivlenie, sobytie i metonimicheskiy sub"ekt [Surprise, event and metonymic subject]. Logos. 3(142). pp. 97-122.

17. Fedchuk, D.A. (2009) Analiz ontologii Alena Bad'yu posredstvom skholasticheskogo podkhoda k ponyatiyu sushchego [An analysis of Alain Badiou's ontology by means of a scholastic approach to the concept of being]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2(4-1). pp. 56-66.

18. Domanov, O.A. (2019) Ontologiya i fenomenologiya Alena Bad'yu [Alain Badiou's Ontology and Phenomenology]. Novosibirsk: Ofset TM.

19. Badiou, A. (2005) Metapolitika: Mozhno li myslit'politiku? Kratkiy traktat po metapolitike [Metapolitics: Is it possible to think about politics? A short treatise on metapolitics]. Translated from French. Moscow: Logos.

20. Denquin, J.-M. (1993) Politicheskaya nauka [Political Science]. Translated from French. Moscow: MNEPU.

21. Rancière, J. (2006) Na krayupoliticheskogo [On the Edge of the Political]. Translated from French. Moscow: Praksis.

22. Badiou, A. (2003) Manifest filosofii [Manifesto of Philosophy]. Translated from French. St. Petersburg: Machina.

23. Badiou, A. (2005) Zlo. Interv'ju. 14.09.05. [Evil. Interview. September 14, 2005]. [Online] Available from: https://web.archive.org/web/20070928020853/http:/www.contr.info/content/view/120/43/ (Accessed: 11th January 2023).

24. Ilin, V.V. (1999) Politologiya [Political Science]. Moscow: Knizhnyy dom "Universitet."

Сведения об авторе:

Крутов А.В. - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры 517 «Философия», института № 5 Московского авиационного института (национального исследовательского университета) (Москва, Россия). E-mail: avkrutov@inbox.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Krutov A.V. - Cand. Sci. (Political Science), docent, associate professor of Department 517 "Philosophy", Institute No. 5, Moscow Aviation Institute (National Research University) (Moscow, Russian Federation). E-mail: avkrutov@inbox.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.03.2021; одобрена после рецензирования 22.11.2023; принята к публикации 13.12.2023

The article was submitted 29.03.2021; approved after reviewing 22.11.2023; accepted for publication 13.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.