ДЕРЕВООБРАБОТКА И ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
СОБСТВЕННЫЕ НУЖДЫ ГРАЖДАН В ДРЕВЕСИНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ
И.Ю. ХАРЛОВ, филиал ФГУВНИИЛМСибирскаяЛОП, канд. с.-х. наук,
Е.В. ПОСТОВАЛОВ, филиал ФГУ ВНИИЛМ Сибирская ЛОП
В Российской Федерации с незапамятных времен древесина является предметом потребления граждан и используется ими в целях отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
На протяжении многих десятилетий вплоть до 2007 г. на государственном уровне существовала система мелкого отпуска леса на корню [1]. Основным документом в имущественных отношениях между государством и гражданином являлся ордер на мелкий отпуск леса, возлагавший на гражданина обязанности по заготовке древесины, включая рубку деревьев и их вывозку, а также очистку мест рубок от порубочных остатков. Государство же в лице лесхозов при условии соблюдения гражданином требований, указанных в ордерах на мелкий отпуск древесины на корню, гарантировало восстановление лесов после их рубки.
Максимально допустимый объем древесины, разрешаемый к заготовке, составлял 50 м2. От имени государства в лице продавца выступали структурные подразделения лесхозов - лесничества в лице лесничих. Разрешение для выдачи ордеров гражданам лесничества получали в форме лесорубочных билетов, выдаваемых им ежегодно лесхозами.
Однако в 2007 г. в связи с изменениями в лесном законодательстве Российской Федерации система мелкого отпуска древесины по причине исключения лесхозов из системы управления лесами и их преобразованием в Тю-
менской области в хозяйствующие субъекты утратила свою легитимность [2, 3].
Древесина же, как и ранее, согласно действующему лесному законодательству Российской Федерации является товаром, а отношения, связанные с ее оборотом, регулируются гражданским законодательством [2, 4], то есть понятие «отпуск древесины на корню», и к нему, в силу его специфичности, применимы нормы лесного законодательства (рисунок).
С 01.01.2007 г. в лице продавца согласно переданным Российской Федерацией «лесным полномочиям» стали выступать субъекты Российской Федерации, а покупателями - граждане, со всеми вытекающими обязанностями и последствиями как для продавца, так и для покупателя [2, 5].
Примерная форма договора купли-продажи лесных насаждений, пришедшего на смену лесорубочному билету и ордеру на мелкий отпуск древесины на корню, утверждена уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации в 2007 и 2009 гг. [5, 6]. Однако указанная форма договора купли-продажи лесных насаждений применима к договорам, заключаемым по результатам аукционов по продаже права на их заключение.
Наряду с этим субъекты Российской Федерации имеют право на установление в своих региональных законах нормативов и порядка заготовки древесины гражданами для собственных нужд [2].
плата за древесину (аванс)
-----------►
покупка
права
заготовки
Рисунок. Схема отпуска древесины на корню как товара
Покупатель
Заготовка древесины, согласно договору купли-продажи
Продавец
(уполномоченное лицо)
Товар
(древесина на корню)
116
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013
ДЕРЕВООБРАБОТКА И ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Таблица
Отвод и таксация лесосек в Российской Федерации
Виды учета Наставление по отводу и таксации лесосек в Российской Федерации (1993) Правила заготовки древесины (2007)
Сплошные рубки Выборочные рубки Мелкий отпуск древесины на корню Сплошные рубки Выборочные рубки
По площади + - - + -
По числу деревьев, назначенных в рубку - + + - +
По количеству заготовленных лесоматериалов - + + - -
Таким образом, регионы имеют возможность при разработке своих «лесных законов», регулирующих заготовку древесины гражданами в целях отопления, возведения строений и иных собственных нужд, в порядке правопреемственности использовать опыт предшествующих поколений лесоводов [2] в части, не противоречащей действующему законодательству [3].
Наиболее приемлемым в этом отношении для субъектов РФ является «Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах РФ» [7], особенно при определении качественных (породный состав, товарная структура) и количественных характеристик (объем, стоимость) древесины и ее идентификации на местности (границы вырубки деревьев), исходя из способа учета древесины (таблица).
В настоящее время «лесные законы» субъектов РФ в большей своей части регламентируют порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений и заготовки древесины, дублируя федеральные нормативные правовые акты [5, 6, 8], не уделяя внимания региональным аспектам учета древесины как товара, являющегося объектом имущественных отношений. Вследствие чего возникают конфликты как с гражданами при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений и исполнении их условий, так и с Рослесхозом при осуществлении контроля и надзора за исполнением субъектами РФ переданных Российской Федерацией «лесных полномочий».
Наиболее проблемны с позиции организации использования лесов:
1. Форма договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан дублирует «аукционный договор» и
не применима для собственных нужд граждан, что отрицательно сказывается на документообороте (значительно возросло количество документов и их объем (в 5-7 раз)), а также при решении имущественных споров.
Кроме этого, в некоторых субъектах на каждый участок внутри лесосеки оформляется план лесосеки с угломерной съемкой и привязкой каждого участка, составляются технологические карты на разработку лесосек площадью, не превышающей 0,1 га.
2. Отсутствие обоснованного регионального порядка отпуска древесины гражданам при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений, что значительно усложнило процедуру подготовки и передачи лесных насаждений в рубку. Подготовленная и отграниченная лесосека для удовлетворения собственных нужд граждан напоминает «лесное кладбище» в виде частокола лесосечных столбов, сопровождающих граждан как памятка при рубке деревьев. Указанный частокол деляночных столбов помимо нерациональности использования древесины препятствует активному лесовосстановлению.
3. Не установлен порядок приема-сдачи мест рубок лесных насаждений по окончании заготовки древесины.
Граждане обязаны осуществлять сдачу мест рубок по окончании вывозки древесины и очистки мест рубок лесничествам ввиду того, что они подлежат лесовосстановлению в сроки, установленные нормативными правовыми актами, а также согласно требованиям лесохозяйственных регламентов лесничеств.
Для эффективной реализации полномочий РФ регионами необходимо решить следующие задачи:
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013
117
ДЕРЕВООБРАБОТКА И ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Регулирование заготовки древесины гражданами для собственных нужд необходимо рассматривать в контексте правопреемственности мелкого отпуска древесины на корню, существовавшего в России до 2007 г., то есть с соответствующими ему видами учета древесины при таксации лесосек в процессе подготовки к заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
2. Форма договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан должна устанавливаться субъектами Российской Федерации с учетом законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации и административно-территориального устройства регионов.
3. Требования к заготовке древесины гражданами для собственных нужд должны устанавливаться лесохозяйственными регламентами лесничеств и неукоснительно соблюдаться гражданами при заготовке древесины:
а) запрет на сплошные рубки лесных насаждений, обеспеченные молодняком и подростом главных пород, а также выборочные рубки деревьев при уходе за лесами;
б) сроки заготовки древесины зависят от доступности мест рубок и способа лесовосстановления;
в) обязательная сдача мест рубок лесничествам по окончании вывозки древесины и их очистки лесничествам ввиду того, что они подлежат лесовосстановлению государством в сжатые сроки.
4. Отказаться от постановки столбов к каждому пеньку и угломерной съемки границ, снизить объем документооборота, что позволит значительно сократить трудовые затраты и повысить эффективность управления лесными ресурсами, а также финансовых вложений.
Библиографический список
1. Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации. - Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.1998. - № 551.
2. Лесной кодекс Российской Федерации. - Федеральный закон от 04.12.2006. - № 200-ФЗ.
3. О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации. - Федеральный закон от 04.12.2006.
- № 201-ФЗ.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть
2. - Федеральный закон от 26.01.1996. - № 14-ФЗ.
5. О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
- Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06. 2007. - № 406.
6. Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и примерной формы договора купли-продажи лесных насаждений. - Утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2010. - № 33.
7. Наставление по отводу и таксации в лесах Российской Федерации. - Утверждено приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.1993. -№ 155.
8. Правила заготовки древесины. - Утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007. - № 184.
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ СУЧКОВАТОСТИ
пиловочного сырья при раскрое пиломатериалов
B. С. ШАЛАЕВ, проф. каф. технологии лесопиления и деревообработки, д-р техн. наук,
C. Н. РЫКУНИН, зав. каф. технологии лесопиления и деревообработки, проф., д-р техн.наук
Размерно-качественные особенности древесного ствола, а соответственно и круглых лесоматериалов, формируются в течение роста дерева как живого организма, сопровождающегося его структурно-морфологическими изменениями, которые, в свою очередь,
могут быть выражены с использованием законов бионики и закономерностей безразмерных соотношений.
Анализ структурно-морфологических характеристик, их синтез с внутренней структурой дерева позволяет сделать вывод о спи-
118
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2013