ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ
УДК 630*935.1
Нормирование объемов изъятия древесины при использовании лесов в Российской Федерации
И. Ю. Харлов - Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, директор филиала Сибирская ЛОС, кандидат сельскохозяйственных наук
А И. Николаев - Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, заведующий сектором научно-технической информации филиала Сибирская ЛОС, аспирант
В. В. Самарин - Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, старший научный сотрудник филиала Сибирская ЛОС
В. А Штоль - Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, научный сотрудник филиала Сибирская ЛОС
Д. И. Бобров - Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, младший научный сотрудник филиала Сибирская ЛОС
Действующие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие расчетную лесосеку, не в полной мере соответствуют принципам устойчивого управления лесами и нуждаются в научном обосновании. В статье предложено рассматривать расчетную лесосеку как норматив максимально допустимого изъятия компонентов природной среды и как один из инструментов планирования и регулирования имущественных отношений.
Ключевые слова: норматив, компонент, природная среда, расчетная лесосека, охрана окружающей среды, имущественные отношения
13
ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
При использовании лесов, когда для достижения цели необходима рубка лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан), необходимо иметь в виду, что в результате рубки происходит изъятие древесины из лесных насаждений, а древесина может рассматриваться как:
1. Объект оценки экспертизы в виде норматива допустимого изъятия компонента природной среды [1].
2. Результат проектирования хозяйственной деятельности [1].
3. Результат хозяйственной деятельности и объект имущественных отношений [2].
В первом случае объемы изъятия древесины из лесных насаждений (как компонента окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат нормированию.
Во втором случае, с целью исключения деградации естественных экологических систем, изменения и (или) уничтожения генетического фонда растений, истощения природных ресурсов и иных негативных изменений окружающей среды, проектируется хозяйственная деятельность по освоению лесов.
В третьем случае древесина выступает как товар и является объектом учета и ценового регулирования собственником лесов. Наложение указанных выше параметров друг на друга при организации использования лесов, особенно при аренде лесных участков для заготовки древесины в защитных лесах, вызывает конфликт интересов бизнеса и государства. Указанную проблему следует классифицировать как проблему устойчивого управления лесами, а ее регулирование находится в компетенции органов государственной власти Российской Федерации [3].
В 2007 г. в целях сохранения окружающей среды, обеспечения стабильности экологической обстановки, а также в интересах устойчивого управления лесами и устойчивого развития страны установлен лесной экологический норматив -расчетная лесосека (допустимый ежегодный объем изъятия древесины) [1, 4].
Расчетная лесосека как экологический норматив существовала и ранее [5, 6] и являлась
объектом государственной экологической экспертизы в составе лесоустроительной документации [7].
В настоящее время расчетная лесосека представляет собой норматив ежегодного разрешенного (допустимого) изъятия древесины в зксплу-атационных и защитных лесах в границах территориальных единиц управления - лесничеств и лесопарков. Норматив устанавливает максимально допустимые объемы изъятия древесины при рубке лесных насаждений по хозяйствам и преобладающим породам на основе учета ограничений и запретов на рубку деревьев, устанавливаемых федеральными нормативными правовыми актами [3, 8, 9].
Вне зависимости от способа рубки (сплошная или выборочная) на месте рубки должны быть оставлены деревья, а в случае сплошной рубки погибших и поврежденных насаждений необходимо осуществлять восстановление лесных насаждений искусственным способом [8].
Расчетная лесосека при организации рубки лесных насаждений должна обеспечивать многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов исходя из установленных возрастов рубок, сохранения биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов [3].
С целью обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований к расчетной лесосеке как к нормативу в области охраны окружающей среды, регламентирующему осуществление или планирование хозяйственной и иной деятельности субъектами лесных отношений в границах лесничеств и арендуемых лесных участков, предъявляются следующие требования [1]:
✓ проведение научно-исследовательских работ по обоснованию ежегодно допустимых объемов изъятия древесины из лесных насаждений как компонента окружающей среды;
✓ проведение экспертизы, утверждение и опубликование расчетной лесосеки в установленном порядке;
✓ установление оснований разработки или пересмотра расчетной лесосеки;
14
2015 № 2
использование лесов
✓ осуществление контроля за соблюдением расчетной лесосеки;
✓ формирование и ведение единой информационной базы;
✓ оценка и прогнозирование экологических, социальных и экономических последствий применения расчетной лесосеки.
Исчисление расчетной лесосеки осуществляется при разработке лесохозяйственных регламентов уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для лесничеств и лесопарков, границы которых утверждены Рослесхозом на основании материалов лесоустройства [10], иных специальных обследований и регламентировано:
✓ организационной структурой территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
✓ качественными и количественными характеристиками лесных насаждений, проектируемых:
• для продажи права аренды лесных участков с целью заготовки древесины;
• проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
• строительства, реконструкции и эксплуатации объектов различной инфраструктуры, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации;
✓ формами и видами рубок лесных насаждений, допускаемых лесным законодательством:
• рубка спелых и перестойных лесных насаждений;
• рубка погибших и поврежденных средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений;
• рубки ухода за лесом (за исключением молодняков I класса возраста) [3];
• рубка лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры, иной инфраструкту-
ры (не связанной с лесной и лесоперерабатывающей);
✓ целевым назначением лесов;
✓ возрастной структурой лесных насаждений;
✓ породным составом лесных насаждений;
✓ состоянием лесных насаждений (здоровые, погибшие, поврежденные);
✓ интенсивностью освоения лесов.
Структура рубок лесных насаждений применительно к исчислению нормативов изъятия древесины для территориальных единиц управления лесами определяется их типом, регламентируемым законодательством Российской Федерации, а также требованиями отраслевых правил, документами территориального планирования, особенностями проектирования рубок лесных насаждений и формой доступа к получению прав на рубку лесных насаждений (табл. 1).
Современная структура рубок заменяет классификацию существовавшей ранее системы рубок лесных насаждений: рубки главного пользования - промышленные рубки; рубки промежуточного пользования - лесоводственные рубки; прочие рубки - инфраструктурные рубки.
К особенностям организации исчисления расчетной лесосеки относятся:
✓ утверждение и официальная публикация;
✓ установление на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и введение в действие с начала календарного года;
✓ запрет на изменение расчетной лесосеки без внесения соответствующих изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка;
✓ исчисление объемов древесины, разрешенных для заготовки при аренде лесных участков, в пределах расчетной лесосеки, устанавливаемой для лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам [8];
✓ исчисление расчетной лесосеки по запасу древесины при сплошных рубках в спелых и
15
ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Таблица 1. Классификация рубок лесных насаждений для нормирования изъятия древесины из лесных насаждений в Российской Федерации
Вид рубок
Тип рубок Вид деятельности спелых и перестойных лесных насаждений погибших и поврежденных лесных насаждений (кроме молодняков) уход за лесами (кроме молодняков) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов различных инфраструктур Форма доступа к ресурсу Учет ресурса при рубке
Разрешенные (промышленные рубки)
Основной
+
Аренда
Лица, использующие леса
Условно-разрешенные (инфраструктурные рубки)
Вспомогательный
+ То же
То же
То же
+ + - -»-
-»-
Вспомогательные (лесоводственные рубки)
Основной
+ +
Удовлетворение:
1. Государственных и муниципальных нужд (государственное задание, конкурсная или аукционная форма)
2. Собственных нужд граждан
Государственные учреждения Граждане
перестойных лесных насаждениях путем умножения исчисленного размера расчетной лесосеки по площади на средний запас древесины на 1 га спелых и перестойных лесных насаждений, включенных в расчет пользования [3];
✓ распределение допустимого (разрешенного) объема заготовки древесины (изъятия древесины из лесных насаждений) по формам и видам рубок лесных насаждений, древесным породам и разрядам такс при определении предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) [11, 12];
✓ пересмотр условий аукциона при аренде лесных участков на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон при изменении расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) на основании изменения целевого назначения лесов, возрастов рубок, сроков использования лесов [2, 3, 13];
✓ точность исчисления утверждаемой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации расчетной лесосеки для сплошных рубок, согласно действующему Порядку исчисления расчетной лесосеки, с учетом официально допустимой случайной ошибки определения лесотаксационных показателей выдела (при вероятности 0,68) может варьировать в диапазоне от ±15 до ±30 % [13].
Информационной основой при исчислении расчетной лесосеки являются используемые при разработке лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков) [3, 10]:
✓ данные, документируемые в государственном лесном реестре:
а) таксации лесных насаждений, т. е. экспертной оценки качественных и количественных характеристик лесных насаждений. Экспертная оценка имеет допустимые погрешности, утвержденные нормативными актами органов государ-
2015 № 2
16
использование лесов
ственной власти Российской Федерации. При сроках давности таксации лесов более 10 лет исчисление расчетной лесосеки при рубках лесных насаждений с целью воспроизводства лесов требует проведения повторной таксации лесов, т. е. материалы таксации лесов должны быть в актуализированном состоянии;
б) специальных изысканий и обследований лесов (акты лесопатологических обследований, натурного технического обследования лесных участков, о переводе земель в покрытые лесной растительностью земли, а также акты осмотра мест рубок лесных насаждений), требования к точности учета древесины в которых не установлены;
✓ документы территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Органами государственной власти Российской Федерации при утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки для сплошных рубок спелых и перестойных лесных насаждений для сохранения преемственности принята Методика определения расчетной лесосеки по рубкам главного пользования 1987 г. [5]. Однако в силу
изменившихся экономических условий Методика не учитывает, что:
✓ объемы изъятия древесины при рубке лесных насаждений являются объектом имущественных отношений;
✓ освоение лесов определяется уровнем интенсивности ведения лесного хозяйства;
✓ леса, включаемые в расчет, имеют различную транспортную и экономическую доступность;
✓ допуски по нормативам точности определения качественных и количественных характеристик лесных насаждений (запас древесины определенной древесной породы на единице площади лесных насаждений, м3/га) связаны с исчислением объемов изъятия древесины при утверждении расчетной лесосеки [3, 13].
При исчислении расчетной лесосеки при сплошной форме рубок необходимо учитывать требование законодательства Российской Федерации об оставлении для воспроизводства лесов отдельных деревьев, групп, куртин и семенных полос [8], особенно в смешанных, а также в темнохвойных лесных насаждениях (табл. 2).
Таблица 2. Объемы древесины, исключаемые из оборота, при оставлении деревьев для воспроизводства лесов на лесосеках сплошных рубок в Уральском федеральном округе, м3/га (%)
Преобладающая древесная порода
Мелкие и слабодренированные почвы
Хорошо дренированные почвы со слабым задернением
куртины
и X
'Ь X
• S
0 1 «
2 5 з£
1 5 i *
§300
S з Ь 2
о a и N Ч О (в о
(в = о. S U £
Избыточно увлажненные почвы
Семенные куртины по повышениям (гривам) площадью 0,4 га с расстоянием между ними до 200 м
Сосна 29 (25) - - - - 3 (2,5) - 32 (28) 41 (36)
Ель - 70 (50) - - 35 (25) - - - -
Лиственница 28 (25) - - - - - 4 (3,0) 31 (28) 40 (36)
Пихта - 46 (50) - - 23 (25) - - - -
Берёза
Осина
57 (36) 81 (36)
40 (25) 57 (25)
17
ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
При оставлении на лесосеке при сплошных рубках деревьев для воспроизводства лесов (в соответствии с требованиями законодательства) ошибка количественной оценки объемов изъятия древесины на отдельных лесосеках с учетом лесоустроительных допусков может варьировать от ±18 до ±70 % [3, 13, 14]. Ошибка может возникать в результате инструментальной оценки лесосек лесопользователями при изъятии древесины в объеме, близком к исчисленной расчетным путем норме рубки (расчетной лесосеке).
Указанные выше требования к точности оценки запаса древесины при таксации лесов справедливы для лесных насаждений всех возрастов, как при сплошной, так и при выборочной формах хозяйства, для всех видов заготовки древесины, допускаемых лесным законодательством [3].
Порядок контроля за соблюдением расчетной лесосеки при рубке лесных насаждений для удовлетворения государственных, муниципальных и собственных нужд граждан, а также заготовки древесины при осуществлении предпринимательской деятельности определен Правилами заготовки древесины, с целью сохранения правопреемственности с существовавшей ранее системой отпуска древесины на корню (рис. 1), однако в современной интерпретации [8, 15, 16].
Объектами контроля соблюдения расчетной лесосеки, согласно действующим в настоящее время Правилам заготовки древесины [8], являются лесосеки и отдельные деревья:
✓ при инструментальном определении количественных и качественных характеристик лесных насаждений и объемов древесины, подлежащих заготовке, при перечете деревьев на основании приобретения права собственности на древесину на корню по договорам аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений, а также при натурном техническом обследовании лесных участков, предоставляемых в пользование без аукционов;
✓ при подготовке проектной документации для государственного учета лесных участков при принятии решения о предоставлении лесов в аренду с проведением аукционов и без проведения аукционов;
✓ при осмотре мест рубок лесных насаждений по окончании заготовки древесины.
Однако на практике при реализации контроля за объемами изъятия древесины при рубках лесных насаждений в действующих нормативных правовых актах отсутствует четкая регламентация его проведения на федеральном уровне в рамках договорных отношений при куплепродаже лесных насаждений [6]. Кроме того, в современной модели контроля освоения расчетной лесосеки на уровне субъектов Российской Федерации объектами контроля, в отличие от действовавшей ранее, являются все места рубок [8, 14]. Для лесничеств такие нормы (в отличие от ранее существовавших лесхозов) не установлены, как не установлены и требования по инструментальному контролю при осмотре мест ру-
Покупатель
8еЭ0'
Договор
покупка права заготовки древесины в лесных насаждениях
Продавец
(уполномоченное лицо)
Учет Продавцом: -проектная документация; -инструментальная оценка
Лесные насаждения
(древесина на корню)
Рис. 1. Схема отпуска древесины на корню как товара при продаже права заготовки древесины при рубке лесных насаждений
2015 № 2
18
использование лесов
бок в отличие от учетных работ при подготовке к рубке лесосек [3].
Объектом учета при расчете ежегодно допустимых объемов изъятия древесины являются лесные насаждения, деревья на лесосеках, заготовленная древесина.
Субъекты учетных операций - Продавец (органы государственной власти субъекта Российской Федерации, лицо, законно использующее леса) и Покупатель (лицо, законно использующее леса, покупатели древесины). При этом лицо, использующее леса, в единой государственной информационной системе по учету древесины и сделок с ней (ЕГАИС) может выступать как в роли Покупателя, так и в роли Продавца [17].
Информация о лесных насаждениях (таксационные описания), объемах прав на заготовку древесины - договоры аренды, договоры купли-продажи лесных насаждений, свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования, -объемах древесины при учете деревьев на лесосеках (лесные декларации), объемах заготовленной древесины (отчеты об использовании лесов, их охране, защите и воспроизводстве) хранятся в государственном лесном реестре.
Учет объемов изъятия древесины из лесных насаждений и объемов ее оборота на рынке ле-
собумажной продукции осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в государственном лесном реестре, а также в ЕГАИС, которые относятся к федеральным информационным ресурсам (рис. 2).
Информация о сделках с заготовленной древесиной при ее купле-продаже хранится в ЕГАИС.
Информационной основой учета древесины, заготавливаемой на территории Российской Федерации, по каждой древесной породе отдельно в государственном лесном реестре являются:
1. Сведения, предоставляемые лицами, использующими леса:
✓ лесные декларации;
✓ отчеты об использовании лесов:
а) при удовлетворении государственных нужд в охране, защите и воспроизводстве лесов:
• выполнение государственного заказа по государственным контрактам неограниченным кругом лиц;
• выполнение государственного заказа государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъекта Российской Федерации;
б) при аренде лесов.
Рис. 2. Учет объемов изъятия древесины из лесных насаждений и объемов ее оборота на рынке лесобумажной продукции в Российской Федерации
19
ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
2. Договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
Таким образом, расчетная лесосека в свете современного лесного законодательства является нормативом более экологическим, чем хозяйственным (имущественным). Она относится к нормативам в области охраны окружающей среды, так как древесина является компонентом лесных насаждений, относящихся к природным объектам. Соответственно, к расчетной лесосеке применимы требования законодательства об охране окружающей среды, что гарантирует сохранность функций, выполняемых лесными насаждениями, а также поддержание стабильности экологической обстановки.
Расчетная лесосека является объектом лесного планирования, государственной экспертизы оценки негативного воздействия на окружающую среду и имущественных отношений.
Норматив ежегодного изъятия древесины при рубке лесных насаждений, исчисляемый при установлении расчетной лесосеки, основан на данных таксации лесов, имеющих допуск по точности определения запаса древесины от ±15 до ±30 %.
При исчислении расчетных лесосек специально уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации не учитывают актуальность материалов таксации (давность более 10 лет), региональные особенности требований к воспроизводству лесов (сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений), а также документы территориального планирования и материалы специальных обследований. Это отражается на достоверности результатов, особенно при исчислении расчетной лесосеки для рубок погибших и поврежденных лесных насаждений, а также инфраструктурных рубок без возрастных ограничений и учета целевого назначения лесов. В силу того, что количественные и качественные характеристики лесов определяются при различных способах таксации, имеющих разную нормативную точность, и воспроизводство лесов после сплош-
ных рубок лесных насаждений осуществляется различными способами, необходимо ввести в действующую Методику исчисления расчетной лесосеки при сплошных рубках следующие коэффициенты:
А. При определении ежегодно допустимых объемов изъятия древесины:
1.1. Коэффициент запаса древесины на 1 га, учитывающий нормативную точность способа таксации.
1.2. Коэффициент запаса древесины на 1 га, учитывающий срок давности таксации лесов.
Б. При определении допустимой площади сплошных рубок:
1.1. Коэффициент, учитывающий долю площади искусственного способа лесовосстановления.
1.2. Коэффициент, учитывающий долю лесных насаждений, обеспеченных подростом главных древесных пород.
1.3. Коэффициент, учитывающий интенсивность освоения лесов.
Указанные выше коэффициенты должны устанавливаться в лесных планах субъектов Российской Федерации и использоваться после согласования со специально уполномоченным органом федеральной власти.
Коэффициенты, которые предлагается ввести в формулы исчисления расчетной лесосеки, должны:
✓ учитывать региональные лесорастительные и экономические особенности;
✓ определять расчет платы за разрешенные объемы изъятия древесины из лесных насаждений при их рубках на правах заготовки древесины, т. е. должны быть связаны с методикой установления платы за объемы изъятия древесины;
✓ регулировать интенсивность рубки лесных насаждений.
Основными инструментами контроля расчетной лесосеки должны быть инструментальное сопровождение отвода и таксации лесосек и контрольные инструментальные измерения при осмотре вырубок.
2015 № 2
20
использование лесов
Список литературы
1. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 2). Федеральный закон от 26.01.1996. №14-ФЗ.
3. Порядок исчисления расчетной лесосеки. Утвержден приказом Рослесхоза от 27.05.2011. №191.
4. Основы концепции устойчивого развития Российской Федерации. Утверждены указом Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440.
5. Методика определения расчетной лесосеки по рубкам главного пользования. Утверждена Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству 26.02.1987.
6. Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов. Приказ Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 № 130.
7. Об экологической экспертизе. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ.
8. Правила заготовки древесины. Утверждены приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337.
9. Правила ухода за лесами. Утверждены приказом МПР России от 16.07.2007 № 185.
10. Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений. Утверждены приказом Рослесхоза от 04.04.2012 № 126.
11. Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации. Утверждены приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 № 75.
12. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Утверждены постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310.
13. Лесоустроительная инструкция. Утверждена приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516.
14. Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации. Утверждено приказом Рослесхоза от 15.06.1993 № 155.
15. Ярошенко, А. В. Красивая легенда о расчетной лесосеке [Электронный ресурс] / А. В. Ярошенко // Экобиблиотека: № 15-16, 2001. URL: http://ecodelo.org/8131-krasivaya_legen-da_o_raschetnoi_lesoseke-1516_2001.
16. Харлов, И. Ю. Собственные нужды граждан в древесине: проблемы и их решение/ И. Ю. Харлов, Е. В. Постовалов // Лесной вестник. - 2013. - № 3 (95). - С. 116-118.
17. Правила учета древесины. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1525.
Referens
1. Ob oxrane okruzhayushhej sredy. Federal'nyj zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ.
2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federaczii (Chast' 2). Federal'nyj zakon ot 26.01.1996 № 14-FZ.
21
ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
3. Poryadok ischisleniya raschetnoj lesoseki. - Utverzhden prikazom Roslesxoza ot 27.05.2011 №191.
4. Osnovy konczepczii ustojchivogo razvitiya Rossijskoj Federaczii. Utverzhdeny Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federaczii ot 01.04.1996 № 440.
5. Metodika opredeleniya raschetnoj lesoseki po rubkam glavnogo pol'zovaniya. Utverzhdena gosudarstvennym komitetom SSSR po lesnomu xozyajstvu 26.02.1987.
6. Ukazaniya po osvidetel'stvovaniyu mest rubok, podsochki (osmolopodsochki) nasazhdenij i zagotovki vtorostepennyx lesnyx materialov. Prikaz Gosudastvennogo komiteta SSSR po lesnomu xozyajstvu ot 01.11.1983 № 130.
7. Ob ekologicheskoj ekspertize. Federal'nyj zakon ot 23.11.1995 № 174-FZ.
8. Pravila zagotovki drevesiny. Utverzhdeny prikazom Roslesxoza ot 01.08.2011 № 337.
9. Pravila uxoda za lesami. Utverzhdeny prikazom MPR RF ot 16.07.2007 № 185.
10. Ob utverzhdenii sostava lesoxozyajstvennyx reglamentov, poryadka ix razrabotki, srokov ix dejstviya i poryadka vneseniya v nix izmenenij. Рrikaz Roslesxoza ot 04.04.2012 № 126.
11. Metodicheskie ukazaniya po podgotovke, organizaczii i provedeniyu aukczionov po prodazhe prava na zaklyuchenie dogovorov arendy lesnyx uchastkov, naxodyashhixsya v gosudarstvennoj ili municzipal'noj sobstvennosti, libo prava na zaklyuchenie dogovora kupli-prodazhi lesnyx nasazhdenij v sootvetstvii so stat'yami 78-80 Lesnogo kodeksa Rossijskoj Federaczii. Utverzhdeny prikazom Minsel'xoza ot 24.02.2009 №75.
12. Stavki platy za ediniczu ob#ema lesnyx resursov i stavkax platy za ediniczu ploshhadi lesnogo uchastka, naxodyashhegosya v federal'noj sobstvennosti. Utverzhdeny Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 22.05.2007 № 310.
13. Lesoustroitel'naya instrukcziya. Utverzhdena prikazom Roslesxoza ot 12.12.2011 № 516.
14. Nastavlenie po otvodu i taksaczii lesosek v lesax Rossijskoj Federaczii. Utverzhdeno prikazom Roslesxozom ot 15.06.1993 № 155.
15. Yaroshenko, A. V. Krasivaya legenda o raschetnoj lesoseke [Elektronnyj resurs] / A. V. Yaroshenko // Ekobiblioteka: № 15-16, 2001. URL: http://ecodelo.org/8131-krasivaya_legen-da_o_raschetnoi_lesoseke-1516_2001.
16. Harlov, I. Yu. Sobstvennye nuzhdy grazhdan v drevesine: problemy i ix reshenie/ I. Yu. Harlov, E. V. Postovalov // Vestnik MGUL - Lesnoj vestnik. - 2013. - № 3 (95). - S. 116-118.
17. Pravila ucheta drevesiny. - Utverzhdeny postanovleniem Pravitel'stva RF ot 26.12.2014. -№ 1525.
2015 № 2
-I
22
использование лесов
Rationing of seizures timber forest use in the Russian Federation
Yu. Kharlov- Russian Research Institute of Silviculture and Forestry Mechanization, director branch Siberian FES, PhD of agricultural sciences, [email protected]
A I. Nikolaev- Russian Research Institute of Silviculture and Forestry Mechanizationmanaging sector of scientific and technical information branch Siberian FES, a graduate student, [email protected]
V. V. Samarin - Russian Research Institute of Silviculture and Forestry Mechanizationsenior research associate branch Siberian FES, [email protected]
V. A Shtol - Russian Research Institute of Silviculture and Forestry Mechanizationresearch, associate branch Siberian FES, [email protected]
D. I. Bobrov- Russian Research Institute of Silviculture and Forestry Mechanization» junior researcher, branch Siberian FES, [email protected]
Keywords: standard, component, environment, settlement cutting area, environmental protection, property relations
Regulation of admissible level of impact of preparation of wood on forest plantings as natural objects is carried out by federal authorities when rationing volumes of withdrawal of wood from forest plantings. The norm is established by public authority's calculation of a settlement cutting area when developing silvicultural regulations of forest areas (forest parks).
As information basis of calculation of a settlement cutting area the assessment of qualitative and quantitative characteristics of forest plantings at valuation of the woods and special inspections by results of forest planning acts. Accuracy of an assessment of reserves of wood in forest plantings is established by the federal authority and actually is expert and varies in the range from ±15 to ±30 percentage. Taking into account requirements to reproduction of the woods the accuracy of the norm ofwithdrawal approved by the regional authorities can deviate to ±70 percentage of real reserves of wood in forest plantings.
The statement of a settlement cutting area is carried out as a part of the normative and technical document without carrying out state examination that contradicts the principles of environmental protection and the forest legislation.
Use of a doubtful information basis of valuation of the woods prescription at calculation of a settlement cutting area and lack of officially approved order of the accounting of wood at the operating declarative system of forest exploitation as mechanism of control of observance of a settlement cutting area is more than 10 years the reason of emergence of the conflict of interests of business and the state and promotes increase in volumes of illegal withdrawal of wood from forest plantings.
23