ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Собственность как философско-правовая категория
Бакланов
Игорь Спартакович
Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Северо-Кавказского федерального университета
Igor S. Baklanov
Doctor of Philosophical Sciences, Full Professor, Professor at the Department of Philosophy of the North Caucasus Federal University
e-mail: [email protected]
Николаенко Татьяна Григорьевна
Магистр 1 курса Юридического института Северо-Кавказского федерального университета
Property as the philosophical and legal category
В статье рассматривается эволюция категории «собственность» в философско-правовых идеях мыслителей XVIII - ХХвв. В заключение автор приходит к выводу о том, что собственность в себе изначально несет свободу ее обладателя, свободу от вмешательства других во взаимоотношения собственника со своими вещами. Из этой экономической свободы проистекают все другие свободы.
Ключевые слова и словосочетания: собственность, право, сущность собственности, свобода, производство.
The article examines the evolution of the category "property" in the philosophical legal ideas of the thinkers of the XVIII-XX centuries. The author makes a conclusion about the fact that property is equal to freedom of its owner, the freedom from interference of others in dealing with their own stuff. This economic freedom triggers freedom in a more general sense.
Key words and word combinations: property, law, essence of the freedom, freedom, production.
Tatiana G.. Nikolaenko
A postgraduate student of the Law Institute of the North Caucasus Federal University
e-mail: [email protected]
УДК 740
Философствованием о собственности и выявлением ее специфических особенностей занимались многие мыслители со времен античности и до наших дней. Но лишь начиная с ХУШ в. феномен собственности перемещается в центр социально-политического философствования.
Философы и экономисты, анализируя отношения собственности в человеческом обществе, пришли к выводу, что категория собственности является одной из первой категорий, в которой человек начал осмыслять мир. Так, например, экономист В.А. Розенберг, ссылаясь на философов Канта и Фихте, определяет собственность как условие человеческой свободы и пишет о том, что люди являются собственниками изначально самих себя [1, с.13].
Философское осмысление собственности мы находим и у других авторов. Так Гегель рассматривает человека как личность в неразрывной связи с принадлежащей ему собственностью. Собственность любого человека, гражданина является предпосылкой его свободы, развития способностей. Общественные отношения собственности формируют феномен личности. «Лишь в собственности, - писал Гегель, - лицо выступает как разум» [2, с.16]. Он выявляет роль права и государства в реализации свободы человека через собственность. По его мнению, право человека на собственность является прирожденным (естественным) и не может быть от него отторгнуто. В теоретической конструкции гегелевской философии права центром связи категорий «свобода», «право», «собственность» является человек. При этом собственность выступает не просто как одно из направлений и форм выражения свободы и права человека, а образует собой экономическую свободу для свободы и права. Мы эту позицию целиком и полностью разделяем.
Таким образом, собственность непосредственно связана с человеком, понимаемым как субъект, творящий себя и мир, будучи для этого наделенным соответствующими средствами. Без собственности человек сам становится «вещью», объектом манипулирования другими субъектами. Собственность есть нечто очеловеченное, в которое вложено то, что делает человека личностью. Отсюда можно сделать вывод о том, что собственность всеобща (абсолютна) и свободна. «Начало собственности, - писал выдающийся русский философ Н.А. Бердяев, - связано с бессмертием человеческого лица, с правами его над материальной природой и после его смерти» [3, с.13]. Н.Н. Алексеев в этой связи указывал на тот факт, что среди явлений права именно в собственности выражены качества личности, что «собственность, строго говоря, есть некоторое свойство самой личности» [4, с.17]. Поэтому, надо полагать, собственность занимает центральное место среди других экономических и правовых категорий.
В.С. Соловьев, определяя сущность собственности как проявление в ней лица, подчеркивал, что «собственность есть идеальное продолжение личности в вещах, или ее перенесение на вещи» [6, с.15]. Такой же точки зрения придерживался и русский ученый-государствовед Б.Н. Чичерин. Он писал, что «основание и назначение собственности лежит в отдельной личности» [3, с.15].
С представленными воззрениями выдающихся философов и юристов следует согласиться. Взгляд на собственность как на продолжение человека в вещах, как на то, что делает человека личностью, подтверждается и действиями людей. Так, например, широко известен всеобщий обычай погребения вместе с человеком его личных вещей, не взирая на их ценность. Этот обычай прослеживается и без связи с представлениями о потусторонних потребностях, когда, например, вещи уничтожались после смерти их хозяина. Этот обычай уничтожения личного имущества со смертью его владельца имел своей основой глубоко укоренившуюся в сознании людей веру в тесную, до определенной степени сверхъестественную связь владельца со своими вещами.
Следовательно, собственность, будь то материальная или духовная (интеллектуальная), непосредственно связана с человеком, понимаемым как субъект, творящий себя и мир, будучи для этого наделенным соответствующими средствами. Собственность есть нечто очеловеченное, в которое вложено то, что делает человека личностью. Личность и собственность неразделимы. Выдающийся русский народник-мыслитель П.А. Лавров по этому поводу писал: «Собственность есть следствие необходимости, существующей для каждой личности, в каждое мгновение жизни составлять себе особенную, ей принадлежащую сферу средств, почерпнутых из внешнего мира, для своего развития, на которое каждая личность имеет неотъемлемое право» [5, с.109].
Отношение человека к вещам проявляется в обладании ими с целью распоряжения по своему усмотрению в пределах норм, обычаев, законов, принятых в данном обществе. Собственность по своей сути есть социальное, общественное отношение: все люди взаимно обязаны уважать права других на ту или иную вещь, не вмешиваться в их собственнические отношения со своим имуществом, терпеть господство и распоряжение принадлежащими каждому вещами.
Самостоятельность человека возможна лишь тогда, когда человек стоит на собственных ногах, что означает существование, обязанное самому себе. И никому другому. Собственность - это решающее условие сохранения индивидуальности каждого человека, его бытия, его присутствия в этом мире как личности.
-22 -
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 4/2015
Правовые аспекты государственного управления
Самореализация, самоутверждение есть принцип жизни всего живого во имя выживания вида. Реализацияэтой природной заданности осуществляется собственностью.
Собственность проявляется в вещах или отождествляется с вещами [6, с.14]. Такая точка зрения имеет хождение в юридической науке, и даже получила свое закрепление в законодательстве ряда стран. Так, например, французский Гражданский кодекс дает следующее определение собственности: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законом или регламентами» [4, с.10]. Германское Гражданское уложение это определение дало следующим образом: «Собственник вещи может, насколько тому не препятствует закон или права третьих лиц, обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на нее». Японская доктрина определяет собственность как полное господство над вещью.
Однако такие определения собственности нас не могут удовлетворить, так как в них упор делается на собственность как только социальную категорию, которая служит отдельной личности в удовлетворении ее материальными благами.
В советском и российском праве также делались попытки определения собственности [5, с. 19]. Классик советской цивилистики А.В. Венедиктов под отношениями собственности в экономическом смысле понимает всю совокупность производственных отношений данного общества. Однако отношения собственности в этом виде нельзя связать с собственностью в экономическом смысле, так как производственные отношения опосредуются не только одним правом собственности, а всей системой права, всеми отраслями и институтами данной системы права.
С А.В. Венедиктовым не соглашается другой известный цивилист В.П. Грибанов. Он считает, что в определении собственности А.В. Венедиктовым речь идет только о собственности как условии производства, о собственности как основе производственных отношений. Следовательно, это определение может быть отнесено лишь к собственности на средства производства [6, с.13]. С этой критикой следует согласиться.
B.П. Грибанов дает свое определение собственности, под которой он понимает исторически определенную форму присвоения средств и продуктов производства [4, с.9]. Однако в этом определении, на наш взгляд, речь идет только о форме выражения собственности, в то время как ее содержание находится за пределами данного определения.
C.Н. Братусь, полемизируя с А.В. Венедиктовым, под собственностью понимает не только средства производства, но и «обусловленное ими распределение предметов потребления» [5, с.88]. Однако и это определение нас не может удовлетворить, так как в нем отсутствуют указания на экономические отношения по поводу собственности.
Ю.К. Толстой, в отличие от предыдущих исследователей, ведет речь о собственности как об отношениях. Собственность есть отношение индивида или коллектива к принадлежащей ему вещи как к своей. Собственность - это общественное и одновременно это имущественное отношение, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею [3, с .16].
Это определение, на наш взгляд, ближе к истине. В нем, по крайней мере, есть указания на два обстоятельства, которые отсутствуют в предыдущих дефинициях. Во-первых, собственность есть имущественные отношения. Во-вторых, данное определение указывает на степень относимости: владение, пользование, распоряжение. Однако данное определение не конкретизирует понятия «имущественные отношения». Последнее мы находим у Е.А. Суханова. «Собственность, - пишет он, - представляет собой отношения между субъектами по поводу вещей, заключающиеся в присвоенности или в принадлежности материальных благ одним лицом (или коллективом) и соответственно в отчужденности этих благ от всех других лиц» [5, с.91].
Таким образом, собственность в себе изначально несет свободу ее обладателя, свободу от вмешательства других во взаимоотношения собственника со своими вещами. Из этой экономической свободы проистекают все другие свободы.
Библиографический список:
1.Скловский К. И. Собственность в гражданском праве. М., 2012. - 573 с.
2.Бакланов И.С. Философия права. Курс лекций. Ставрополь, ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2008.
3.Лукьянов Г.И. Чередниченко И.А. Противоречия развития отношений собственности в социальной системе переходного типа // Теория и практика общественного развития. 2014. № 11. С. 26.
4.Бакланова О.А. Специфика исследования коллективизма как базового типа социального бытия // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С. 18-21.
5.Исупов К. Дух собственности и собственность духа //Русская философия собственности ХУШ - ХХ вв. Спб.,1993. - 620 с.
- 24 -
ACTUAL ISSUES OF MODERN SCIENCE AND SOCIETY - 4/2015