\ СОБСТВЕННИКИ \
Сегодня в России только 5-7% аэропортов работают при участии коммерческих структур. А главный частный аэропорт страны — Домодедово — недавно выставлен на продажу.
Анна Транспортный узел проблем
ТИХОМИРОВА Количество аэропортов в РФ за последние 20 лет сократилось в 4 раза — с 1,4 тыс. в 1991 году до 329 сейчас. При этом уровень износа аэропортовой инфраструктуры эксперты оценивают в 30-50%, в небольших региональных аэропортах он может доходить до 80-100%.
«Названных цифр (30-50%) пугаться не стоит, потому что они, что называется, — «средняя температура по больнице», некое среднее арифметическое от износа всех основных средств, имеющихся на балансе. То, от чего зависит безопасность полетов — взлетно-посадочная полоса (ВПП), радиотехническое оборудование, электросети, — находится в лучшем состоянии, но вот всякое вспомогательное оборудование и механизмы могут быть весьма сильно изношены. К примеру, радиомаяки аэропорта новенькие, «с иголочки», а ресурс машин, обрабатывающих самолеты противообледенительной жидкостью, может подходить к концу, что и вносит свой вклад в «общую копилку», — комментирует ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.
Сергей Лихарев, гендиректор ОАО «Базэл Аэро», отмечает, что конфигурации зданий в подавляющем большинстве российских аэропортов не соответствуют современным реалиям: «Это проявляется, к примеру, в отсутствии мест для размещения торговых точек, в типах используемого оборудования (установка досмотра или обработка систем багажа), все это устарело. По нашим оценкам, из 329 российских аэропортов, обслуживающих гражданскую авиацию, не более 20 недавно реконструированных можно с натяжкой назвать «соответствующими современным реалиям», остальные нуждаются в модернизации и реконструкции».
Реконструкция аэропортов в стране осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». В соответствии с программой должно быть перестроено почти два десятка аэропортов страны, причем государство намерено вложить в мероприятия такого рода 23 млрд, а частные инвесторы — 17 млрд руб. Но буквально недавно были озвучены и цифры на перспективу. Министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что в период до 2030 года государство намерено вложить в развитие аэропортов 195 млрд руб. И такую же сумму рассчитывает получить от частных инвесторов.
Всего в России из 329 разнородных аэропортовых комплексов только 5-7% имеют частных совладельцев.
54 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 4 (120) 2012
«В целом получается, что только 17-24 отечественных аэропорта работают при участии коммерческих структур», — уточняет Кирилл Маркин, аналитик «Инвесткафе».
Сегодня крупнейшие частные фигуранты бизнеса — Группа «Ренова» (под управлением компании находятся аэропорты Кольцово в Екатеринбурге, Стригино в Нижнем Новгороде), компания «Новапорт» (Новосибирск, Челябинск, Волгоград, Астрахань, Томск, Барнаул, Чита) и «Базэл Аэро» (Краснодар, Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск). Все они начали активно развивать свое аэро портовое хозяйство в 2006-2007 годах.
Одна из причин, почему частные инвесторы увлеклись аэропортовым бизнесом, — большой потенциал роста объема авиаперевозок. В советское время авиатранспортом пользовались более 100 млн человек ежегодно. После распада СССР пассажиропоток резко снизился и до сих не может выйти на показатели тех времен. Только сейчас авиакомпании стали перевозить 65 млн пассажиров в год.
В одном из недавних интервью Роман Троценко, президент ОАО
\ реальный сектор \
Крупнейшие частные аэропорты в РФ
Пассажиропоток в 2011 году,
Выручка за 2011 год, млрд руб.
\ реальный сектор \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 4 (120) 2012 55
Под руководством Группы «Ренова», принадлежащей Виктору Вексельбергу, екатеринбургский аэропорт Кольцово в 2011 году обслужил рекордное количество пассажиров — 3,355млн.
Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), совладелец «Новапор-
та», отметил, что коэффициент авиационной подвижности населения составляет 0,32, то есть средний россиянин летает 0,32 раза в год: «Но мы понимали, что с ростом экономики у нас коэффициент поднимется до 1,5-2. Рост — примерно шестикратный в 10-летней перспективе».
Кроме того, аэропорт сегодня — это не только бетонная полоса и здание, но также парковки, питание, развлечения, аренда, топливозаправка. Поэтому для многих владельцев аэровокзалов основной задачей является не просто рост пассажиропотока, но увеличение времени пребывания путешественников в зоне оказания услуг. Наибольший доход аэропорты имеют от аренды площадей (более 60%). Далее следуют парковки (около 20%) и прочее (реклама на поверхностях, услуги багажа).
Рентабельность аэропортового бизнеса в среднем находится в диапазоне 5-15% в зависимости от самого аэропорта, его размеров, количества обслуживаемых пассажиров и авиакомпаний, видов и количества предоставляемых услуг.
Кирилл Маркин приводит следующие цифры рентабельности авиабизнеса: «Согласно последним имеющимся данным финансовой отчетности управляющих компаний, эксплуатирующих аэропорты, рентабельность продаж международного аэропорта Сочи в 2010 году составила 30,77%, общая рентабельность — 44,45%, рентабельность по чистой прибыли — 14,56%. Международный аэропорт Шереметьево показал следующие результаты в 2010-м: общая рентабельность — 24,1%, рентабельность продаж — 19,42%, рентабельность по чистой прибыли — 9,16%. Данные по коммерческому агентству аэропорта Домодедово: рентабельность продаж — 7%, рентабельность по чистой прибыли — 4,34%,
общая рентабельность — 7,52%. Стоит отметить, что основополагающим коэффициентом, который наиболее точно отражает состояние отрасли и предприятия, является рентабельность по чистой прибыли».
Впереди у частных инвесторов — возможность освоить еще какую-то часть аэропортового рынка. В плане приватизации указывается, что в 2011-2013 годах государство должно продать пакеты акций аэропортов Анапы, Астрахани, Кургана, Элисты и еще ряд локальных аэропортов. Также инвесторов ищут и собственники аэропортов в лице региональных властей.
В 2011 году компания «Новапорт» приобрела 51% акций аэропорта Толмачево за 2,5 млрд руб. и 51% акций международного аэропорта Волгоград за 177 млн руб. «Ренова» договорилась о получении контроля над аэропортом Стригино в Нижнем Новгороде. По условиям контракта, компания должна внести в уставный капитал аэропорта 2,7 млрд руб., которые пойдут на строительство нового аэровокзального комплекса, в обмен на 73,6% акций допэмиссии. Компания «Базэл Аэро» в 2011 году сконцентрировалась на развитии имеющихся активов.
Под грифом «Секретно»
Самый крупный частный аэропорт нашей страны — Домодедово. Доля его пассажиропотока от общего объема в Москве составляет 46%. Благодаря управляющей компании «Ист Лайн», которая является владельцем аэропорта, Домодедово уже не первый год признается самым лучшим в Восточной Европе. Однако кто истинный владелец аэропорта — до сих пор остается загадкой.
Известно, что «Ист Лайн» контролирует фирма FML Limited, которая зарегистрирована на британском острове Мэн. Примерно 64% ее акций находятся у некой Джейн Петерс, 36% — у Шона Кайрнса. Но, по предположениям СМИ, эти люди лишь номинальные держатели бумаг.
Кирилл Маркин объясняет, что такая сложная схема собственности создается для того, чтобы максимально затруднить поиск конечного бенефициара. Яркий тому пример — повышенный интерес властей РФ к аэропорту после трагедий и крупнейших ЧП (задержка сотен рейсов в конце 2010 года из-за ледяного дождя и проблем с энергоснабжением, а также теракт в аэропорту 24 января 2011 года). Генпрокуратура констатировала, что Домодедово управляется с помощью офшорных компаний из-за рубежа, а реальные собственники неизвестны.
Дмитрий Баранов считает, что такая сложная структура собственности может использоваться по ряду причин: «Во-первых, чтобы скрыть истинных владельцев. Во-вторых, чтобы избежать недружественных действий в отношении данных активов. В-третьих, чтобы минимизировать налогообложение (остров Мэн — это офшор). В-четвертых, быстрее и проще привлекать иностранные инвестиции, приобретать прочие активы».
Фактическими владельцами аэропорта, по предположениям СМИ, являются либо председатель совета «Базовый эле- директоров «Ист Лайн» Дмитрий Каменщик, либо глава мент» Олега наблюдательного совета аэропортового комплекса Ва-
Дерипаски пла- лерий Коган.
нирует обслужи- Дмитрий Каменщик родился в Екатеринбурге вать более 10% в 1968 году. Пройдя срочную службу в танковых войсках, всех авиапасса- поступил на философский факультет МГУ, однако не окон-жиров страны. чил курса обучения и ушел из университета в 1993 году.
Диплом о высшем образовании он получил уже в 2000 году, окончивуниверситет по специальности «экономическая социология».
За время учебы Д. Каменщик успел в 1990 году возглавить туристическую фирму «Малахит», обслуживавшую корейских туристов, а в 1992 году — СП группы «Ист Лайн» в Москве (компания основана в феврале 1991 года в Екатеринбурге как советско-лихтенштейнское СП). Как известно, первый проект компании — перевозка ширпотреба из Китая в Россию. Для этих целей в аэропорту Домодедово был арендован грузовой самолет, который использовали для челночного бизнеса.
Став в 1995 году председателем совета директоров «Ист Лайна», Д. Каменщик и по сей день успешно управляет бизнесом группы. Правда за это время он не только успел реконструировать аэропорт, но и стать членом совета по предпринимательству при Правительстве РФ, советником губернатора Московской области, а также занять 86 строчку в рейтинге Forbes за 2011 год в списке богатейших бизнесменов России с состоянием в $1,1 млрд.
Что касается биографии Валерия Когана, то, по официальным источникам, информация довольно скупа: родился в Мариуполе в 1951 году, имеет высшее экономическое образование, проходил срочную службу в частях Военно-морского флота, в 2004 году стал председателем наблюдательного совета московского аэропорта Домодедово. По сведениям газеты «Ведомости», в 1980-х он работал на должностях инженера и начальника РСУ Совета министров Таджикской ССР. В 1990 году был переведен на работу в хозяйственное управление таджикского Совмина, а позже — референтом в представительство Таджикистана в Москве. В начале 1990-х был замначальника представительства. Именно в этот период В. Коган сумел заработать серьезный капитал (по его словам, на продаже таджики-станского хлопка). Сейчас состояние В. Когана, по оценкам Forbes за 2011 год, оценивается в $2 млрд (46 место в списке богатейших бизнесменов России).
«На тему того, кто является реальным собственником аэропорта, уже было столько спекуляций и последующих опровержений, что ситуация в настоящее время окончательно запутана. Стоит все же дождаться завершения сделки по продаже Домодедово, когда собственники все же будут раскрыты», — добавляет Дмитрий Баранов.
В настоящее время идет процесс продажи Домодедово (информация о том, что владельцы выставили актив на реализацию, появилась в декабре 2011 года). В числе потенциальных покупателей называли группы «Базовый элемент» Олега Дерипаски, «Нафта Москва» Сулеймана Керимова, «Ренова» Виктора Вексельберга и «Сумма» Зияву-дина Магомедова. Однако заявку на приобретение Домодедово подала
¡г. m
Владелец «Нова-порта» Роман Троценко имеет большой опыт реорганизации проблемных предприятий.
группа «Сумма». Владельцы аэропорта рассчитывают получить за него $4,5-5 млрд.
Тем временем Росавиация отказалась утверждать проект строительства новой ВПП в Домодедово. Планировалось, что ее возведение в аэропорту начнется в 2012 году и закончится в 2016-м. Главгос-экспертиза в январе одобрила проектную документацию по реконструкции аэропорта. Стоимость проекта оценивается в 27 млрд руб. (эти средства собиралось выделить государство). Вернуться к строительству третьей ВПП чиновники планируют уже после смены акционеров.
«Закольцевали»
Группа компаний «Ренова», которая принадлежит Виктору Вексельбергу, управляет екатеринбургским аэропортом Кольцово через дочернюю компанию ОАО «Кольцово-Инвест» (50,19% акций; блокирующий пакет — 46,08% акций — принадлежит правительству Свердловской области). Под руководством «Ренова» пассажиропоток аэропорта не только достиг рекордной для последних 20 лет трехмиллионной планки обслуживания пассажиров в год, но и преодолел ее со значительным превышением, показав результат в 3,355 млн человек в 2011 году.
По словам гендиректора ОАО «Аэропорт Кольцово» Евгения Чудновского, увеличение спроса на авиаперевозки в Кольцово обусловлено как посткризисным оживлением в экономике, развитием межгосударственных деловых и туристских связей, так и собственными программами по совершенствованию маршрутной сети и активной работе с российскими и зарубежными авиакомпаниями.
Реконструкция екатеринбургского аэропорта началась в 2003 году, когда его совладельцем стала Группа компаний «Ренова», с того времени ее инвестиции в аэропорт превысили 8 млрд руб. (в развитие аэровокзального комплекса и техническое переоснащение служб), а вложения государства составили более 4 млрд руб.
РИА-НОВОСТИ
(в реконструкцию аэродромных покрытий, строительство командно-диспетчерского пункта).
«В 2011 году мы сделали неожиданный для аэропортового бизнеса шаг: приобрели несколько 30-кресельных турбовинтовых бразильских самолетов Embraer EMB-120 и задействовали их для «раскатки» региональных линий. В целом рост самолетовылетов Кольцово большей частью обязан увеличению частоты региональных рейсов на малых самолетах», — добавляет Евгений Чудновский.
Всего же через аэропорт в прошлом году выполняли полеты по 110 направлениям, что на 26 больше показателя 2010 года.
В настоящий момент в аэропорту продолжается второй этап реконструкции. Более 3 млрд руб. выделено из федерального бюджета на модернизацию аэродрома (находится в собственности государства). Среди запланированных работ — реконструкция водосточно-дренажной системы, расширение перрона, увеличение количества мест стоянок, строительство и оборудование площадок для обработки воздушных судов противообле-денительными жидкостями, устройство патрульной дороги по внутреннему периметру аэродрома.
«Запланированные на данном этапе работы нужны для того, чтобы увеличить пропускную способность аэродрома по обслуживанию пассажирских и грузовых самолетов и обеспечить четкую работу производственных служб в свете предстоящего чемпионата мира по футболу в 2018 году и, возможно, Экспо-2020», — поясняет Евгений Чудновский.
Сибирское приобретение
Новосибирский аэропорт Толмачево — пятый по объему пассажиропотока в России. ООО «Новапорт» после покупки в марте 2011 года госпакета акций Толмачево в размере 51% владеет 89% уставного капитала компании.
Владелец «Новапорта» (входит в международную инвестиционную группу AEON Corporation), а ныне и аэропорта Толмачево — Роман Троценко — имеет огромный
опыт по восстановлению отечественных предприятии. Родившись в семье врачеИ в 1970 году, он получил блестящее образование: в 1992 году окончил экономический факультет Института стран Азии и Африки при МГУ, стажировался в университетах США (Йельский университет) и Португалии (Коимбрский университет), в 2001 году окончил юридический факультет МГУ.
Карьеру он начал коммерческим директором Казахской республиканской телекомпании «Азия ТВ», позже возглавил московскую Мединтербиржу. До 1996 года работал председателем правления в коммерческом «Платинум Банке».
В 1996-1997 годах Р. Троценко приобрел крупные столичные транспортные активы — «Пассажирский порт» и «Южный речной порт». По словам бизнесмена, все предприятия были банкротами или почти банкротами. Часть акций Москва продавала во время приватизации. Сейчас «Южный порт» и Столичная судоходная компания («Пассажирский порт») входят в дивизион речного транспорта корпорации АЕОК1.
В конце 1990-х, после аспирантуры, Р. Троценко приходит в Министерство транспорта на должность помощника министра, с 2000 по 2002 год занимает пост гендиректора ОАО «Московское речное пароходство». В октябре 2009 года Р. Троценко назначен президентом ОСК.
AEON Corporation создана Р. Троценко в 2007 году. К этому году АЕОN объединила аэропортовые, девелоперские и судоходные активы Р. Троценко, которые он собирал с 1990-х. В 2011 году компания заняла 41 место среди крупнейших непубличных российских компаний в списке Forbes. Корпорация формулирует свою деятельность следующим образом: «Мы приобретаем доли или акции в проблемных компаниях, чтобы развивать их: освоить новые технологии или продукты и в конечном
Количество аэропортов в РФ за последние 20 лет сократилось в 4 раза — с 1,4 тыс. в 1991 году до 329.-
счете сделать их прибыльными». Уже в 2011 году прибыль аэропорта Толмачево составила 429,1 млн руб., что в 2,4 раза больше, чем годом ранее.
Кроме того, в феврале текущего года ООО «Новапорт» подписало соглашение о соинвестировании в строительство и реконструкцию объектов аэропортового комплекса вместе с Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией). До 2018 года в аэропорт Толмаче-во планируется привлечение более 11 млрд руб. частных инвестиций.
По словам Александра Бородина, гендиректора ОАО «Аэропорт Толмачево», львиная доля этих денег пойдет на доработку второй полосы, реконструкцию первой и строительство еще одной рулежной дорожки. Также в ближайших планах — расширение международного терминала аэропорта. Реформа коснется грузовых перевозок. Для широкофюзеляжных самолетов, которые все чаще садятся в Толмачево, построят перрон на несколько стоянок.
Аэропорты юга
Международные аэропорты Краснодар и Сочи принадлежат компании Олега Дерипаски «Базэл Аэро» (предприятие Группы компаний «Базовый элемент»). Компания обслуживает 4% пассажиропотока России. Суммарный пассажиропоток в 2011 году составил 4,7 млн пассажиров, что на 36% больше аналогичного показателя 2009 года.
Как уточняют в компании, здесь к аэробизнесу подходят не как к инфраструктурной единице. «Взлеты-посадки всего лишь малая часть деятельности аэропорта, а превалирующим является предоставление широкого спектра коммерческих услуг как авиакомпаниям, так и пассажирам. Мы стараемся не создавать избыточных, простаивающих мощностей, не строить избыточную инфраструктуру, а развивать в строгом соответствии с прогнозным ростом пассажиропотока», — говорит Сергей Лихарев.
В преддверии 0лимпиады-2014 пассажиропоток аэропортов увеличивается с каждым годом: в 2011 году в Краснодаре он составил 2,5 млн чел. (+20% по сравнению с 2010 годом), в Сочи — 2,1 млн чел. (+15%).
«В Сочи мы идем по графику, согласованному с Оргкомитетом «Сочи-2014» и госкорпорацией «Олимпстрой». Первый этап реконструкции закончили в 2010 году, когда ввели в строй новый аэровокзальный комплекс. Сейчас идет второй этап — строительство посадочной галереи с телетрапами и VIP-терминала. Галерею мы должны сдать в ноябре 2012 года, а VIP-терминал — в феврале 2013-го. После этого аэропорт будет практически готов к Олимпиаде, но непосредственно перед ее началом мы проведем временную перепланировку терминала и оснастим его некоторым набором дополнительного оборудования», — рассказывает Сергей Лихарев.
В Краснодаре уже ведется работа по утвержденному проекту реконструкции аэродромной части: ВПП, рулежных дорожек и перрона. Построить полностью новый аэровокзальный комплекс до Олимпиады компания не успеет, и пока возводят временный терминал, который планируется построить к летнему сезону 2013 года. Ожидается, что пропускной способности терминала хватит до 2016 года. Одновременно с реконструкцией аэропортов компания Олега Дерипаски нацелилась и на расширение сети аэропортов. В октябре 2011 года создано российско-сингапурское предприятие, которое будет развивать аэропорты на юге России — в Сочи, Краснодаре, Геленджике и Анапе. Этими активами владеет «Базовый элемент», который внес их в СП, в обмен получив долю в 50% плюс одна акция в новом СП. Еще 20% минус одна акция в предприятии принадлежит компании «Сбербанк Инвестиции», а оставшиеся 30% — сингапурской Changi Airports. Предполагается, что сингапурская сторона вложит в проект около $200 млн. Сбербанк выделит $120 млн, но впоследствии банк планирует продать свою долю СП, в том числе рассматривается вариант с IPO (первичным размещением акций).
Руководство «Базэла» уже объявило, что СП намерено побороться еще за пять аэропортов крупных российских городов — Калининграда, Уфы, Перми, Красноярска и Иркутска. За счет приобретения новых активов СП будет обеспечивать почти 11% всего пассажиропотока в России, или 12,5 млн человек, подчеркнули в компании.
\ реальный сектор \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 4 (120) 2012 59