DOI 10.24411/9999-001А-2018-10066 УДК 72.03
Л.С. Супонина
Алтайский государственный краеведческий музей (г. Барнаул)
lilya_suponina@mail.ru
Собрание Алтайского государственного краеведческого музея как источник по изучению архитектуры города Барнаула
Аннотация
Барнаул развивался со времени своего основания как центр горнозаводского округа на Алтае. Архитекторы, коллективы строителей и народные мастера создали в городе многие выдающиеся по своей исторической и художественной ценности ансамбли и отдельные произведения зодчества. В фондах Алтайского государственного краеведческого музея хранятся уникальные документальные свидетельства по истории строительства Барнаула и его архитектуры: подлинные документы, фотокопии из Государственного архива Алтайского края, карты, планы города в разные временные периоды, фотографии улиц, зданий, а также их негативы, фрагменты декоративного оформления зданий. Фотодокументальный фонд музея позволяет изучить архитектурный облик города минувших столетий и зданий, не дошедший до наших дней, а также проследить процесс изменения облика сооружений на протяжении столетий.
Ключевые слова: Барнаул, Алтайский государственный краеведческий музей, план города, Демидовская площадь, панорама города, деревянное зодчество
L.S. Suponina
Altai State Regional Studies Museum (Barnaul) lilya_suponina@mail.ru
Collection of Altai State Regional Studies Museum as a Source of Architectural Research of the City of Barnaul
Abstract
Barnaul was developing as the center of mining and metallurgical district of Altay since the date of its foundation. Architects, master-builders and craftsmen created lots of architectural ensembles and separate pieces of architecture which are distinguished for their historic and artistic values. In the collection of Altai State Regional Studies Museum there are unique documental evidences of the history of construction and architecture of Barnaul: authentic documents, photocopies of State Archive of Altai Krai, maps, city plans from the various periods of time, photos and negatives of buildings, streets and fragments of decorative design of buildings. Photographic documentation fund of the Museum allows to make a research of the town image of previous centuries and buildings, which are not survived to our days, and also to investigate the process of change of the image of buildings within the course of centuries.
Key words: Barnaul, Altai State Regional Studies Museum, city plan, Demidov Square, cityscape, wooden architecture
Город Барнаул — административный и культурный центр Алтайского края, история которого восходит к началу XVIII в. За два с половиной столетия он превратился в один из крупнейших городов Сибири. История города интересна тем, что Барнаул развивался со времени своего основания как центр горнозаводского округа на Алтае. Архитекторы, коллективы строителей и народные мастера создали в городе многие выдающиеся по своей исторической и художественной ценности ансамбли и отдельные произведения зодчества.
В фондах Алтайского государственного краеведческого музея хранятся уникальные документальные свидетельства по истории строительства г. Барнаула
и его архитектуры: подлинные документы, фотокопии из Государственного архива Алтайского края, карты, планы города в разные временные периоды, фотографии и негативы зданий, улиц.
В конце XVIII в. Барнаул был небольшим городом с крепостью в центре. Он располагался по обеим сторонам р. Барнаулки, близ впадения ее в р. Обь. За пределами крепости находились казенные постройки, принадлежавшие заводу: двухэтажный архив, в котором хранилось выплавленное серебро и золото вместе со всем делопроизводством казны, стеклянный и кирпичный заводы, пороховой, хлебный, соляной и другие «магазины», госпиталь, аптека, молитвенный дом, конюшня. Вне крепости была
построена заводская контора, половину которой занимала школа, а также «канцелярия Горного начальства» и «комиссаровское правление».
В фондах Алтайского государственного краеведческого музея (далее АГКМ) имеются негативы, сделанные с подлинных чертежей, хранящихся в Государственном архиве Алтайского края (далее ГААК). Негативы были выполнены в 1950-е гг. фотографом музея С.И. Каманиным. Среди них — план Барнаульского завода 1757 г. [АГКМ. НВФ 206], план и фасад соляного амбара («магазина») в г. Барнауле в 1816 г. [АГКМ. НВФ 210], карта окрестностей Барнаульского завода 1767 г. [АГКМ. НВФ 333]. На карте изображены десятки парубок в Ленточном бору у Барнаульского завода.
В 1785 г. был составлен план города, который утвердил и уточнил уже сложившуюся сетку прямоугольных кварталов. По плану весь город располагался по левому берегу р. Барнаулки и включал в себе около 70 различной величины небольших кварталов. Город должен был иметь восемь улиц, параллельных реке, и десять переулков, перпендикулярных улицам. В плане города четко определилось строительное зонирование. Выделялись застройкой центральные кварталы, примыкавшие к заводу, в которых проживало зажиточное население. В музейном собрании имеются негативы планов Барнаула 1856, 1895 и 1907 гг., подлинники которых хранятся в ГААК [АГКМ. НВФ 102, 105, НФ 1276]. Негативы были выполнены в 1982 г. С.И. Каманиным. На негативе плана Барнаула 1837 г., который был утвержден Николаем I, показаны границы городской земли, кварталы города. План Барнаула 1912 г., составленный Чертежной Управления Алтайского округа, выполнен в цветном варианте, наклеен на ткань размером 58,5 х 78 см [АГКМ. ОФ 14697]. На плане обозначены улицы, полицейские части и пожарные участки, границы кабинетской земли с перечнем и указанием местонахождения церквей, аптек, больниц, казенных и общественных учреждений. На оборотной стороне сделана надпись: «Каменданту Барнаула Князю Г. Антимирову». Этот план был приобретен музеем у жительницы Барнаула А.Н. Кокиной.
К концу XVIII в. относится сооружение нескольких кирпичных зданий на Петропавловской улице (ныне ул. Ползунова), являющихся памятниками архитектуры. Один из них — это здание Горной аптеки. В фонде АГКМ есть негатив чертежа, подписанного начальником округа Колывано-Воскресенских заводов Г.С. Качкой (подлинник в ГААК), выполненный С.И. Каманиным в 1957 г. [АГКМ. НВФ 158]. Это одноэтажное здание, фасад украшен четырьмя гладкими выступами, многоступенчатым фронтоном и общим для дверей и окон вестибюля карнизом.
Сооружения первой половины XIX в. в Барнауле являются наиболее интересными историко-культурными памятниками города. Это постройки значительного масштаба, с выразительной строгой архитектурой. Среди зданий этого периода, запечатленных на негативах АГКМ, интересен негатив плана и фасада батальонного цейхгауза и типографии. Негатив был сделан С.И. Каманиным с фотографии, присланной Л.В. Крячковой в августе 1955 г. [АГКМ. НВФ 215]. И типография, и батальонный цейхгауз были построены по проекту архитектора Я.Н. Попова — ученика К. Росси.
Одновременно с общим регулированием городского плана началось строительство ряда крупных для сибирского города зданий, которые составили архитектурный ансамбль в центральной части Барнаула. Наиболее интересный комплекс — Демидовская площадь [Баландин, 1974, с. 34]. В ансамбль входят здания горного училища, горного госпиталя и богадельни для инвалидов сереброплавильного завода с церковью Дмитрия Ростовского. Площадь сложилась у северного конца заводской плотины на левом сильно заболоченном берегу пруда. Идея ансамблевой застройки площади возникла еще в 1810-е гг.
Здание госпиталя положило начало формированию площади. Главным украшением фасада служит дорический ордер из шести колонн, представлены в качестве декора горизонтальные выступы — поясок и гурты, протянувшиеся на уровне подоконников и капителей колонн, и геометрических форм налепы, украшающие прямые окна нижнего этажа.
Второе здание площади — заводская богадельня (инвалидный дом) с церковью. Центральная часть фасада богадельни была украшена выступающим вперед портиком из четырех дорических колонн. Фронтон представлял собой сплюснутый к основанию равнобедренный треугольник с модильонами. Окна были украшены прямыми карнизами. В начале ХХ в. портик был убран, надстроен второй этаж, стерты карнизики окон. За зданием богадельни находилась церковь-ротонда, соединенная с богадельней крытым кирпичным переходом.
Угловое положение в квартале, прилегающем к площади, занимало здание горного училища. План училища имел форму двух соединенных под прямым углом прямоугольных корпусов. Внутренние помещения здания состояли из анфилады больших зал, частью — с двусторонним освещением.
Законченный вид площади придает гранитный обелиск в ее центре в память столетия основания Колывано-Воскресенских заводов. Памятник собран из больших по величине гранитных блоков, соединенных железными штырями на свинцовых прокладках. Двенадцать блоков стержня обелиска опираются на четыре чугунных куба по углам основания обелиска. Памятник сохранился не полностью. От него утерян целый ряд литых чугунных деталей: доска с посвятительными надписями и овальный барельеф с изображением А.Н. Демидова, который сейчас хранится в Алтайском государственном краеведческом музее [АГКМ. ОФ 234]. На барельефе А.Н. Демидов изображен в роскошном костюме, в парике. Над барельефом надпись полукругом «Действительной статской советник Акинфи Никитичъ Демидов». Верхняя часть медальона обрамлена венком, перехваченным лентой. Петли ее, имитирующие банты, были предназначены для крепления медальона на обелиске. Барельеф был отлит на Гурьевском заводе в 1840-х гг.
Фотографии конца XIX — начала ХХ в. являются незаменимым источником по изучению архитектуры этого периода времени. В связи с тем, что строительство Демидовской площади предшествовало появлению фотографии, начальный период ее застройки никак не был запечатлен на снимках. Однако Демидовскую площадь начала ХХ в. можно увидеть на серии фотооткрыток, выполненных барнаульским
фотографом С.И. Борисовым. На фотографии цвета сепии [АГКМ. ОФ 12595/7] представлена площадь с видом на гору, в левой части — Демидовский столп, по периметру обнесенный невысокой оградой. На двух других открытках — здание горного училища. Над входом в здание можно увидеть вывеску с названием: «Реальное училище Императора Николая II» [АГКМ. ОФ 12595/20, 75].
Не только Демидовская площадь, но и город начала ХХ в. запечатлен на снимках С.И. Борисова. Сергей Иванович Борисов (1858—1935) — уроженец г. Симбирска, профессиональный фотограф. С конца XIX в. проживал в Барнауле. Особый интерес представляют панорамные снимки, на которых просматривается одно- и двухэтажный Барнаул, где возвышаются только храмы. В объектив фотографа попали виды городских улиц: Московский проспект (сейчас пр. Ленина), Конюшенный переулок (сейчас Красноармейский проспект), ул. Пушкинская (ныне ул. Пушкина), ул. Гоголя, ул. Толстого (ил. 1), Соборный переулок (сейчас Социалистический проспект), а также отдельные здания.
Здания Петропавловской улицы и Соборной площади проектировались или строились архитектором Я.Н. Поповым. На фотографиях С.И. Борисова можно увидеть, что в основном улицы были застроены небольшими одно- и двухэтажными сооружениями, имеющими простые планы в несколько помещений [АГКМ. ОФ 10573/8, 9, 12595/167].
После отмены крепостного права наступил резкий упадок горно-заводской промышленности Алтая, на первое место стала выходить торговля. В городе стало сравнительно быстро увеличиваться количество каменных домов, строящихся на средства купечества и промышленников. В городской застройке развивается строительство особняков, торговых зданий и контор, складов, зданий церковных учреждений, помещений для мастерских и фабрик.
В застройке последнего десятилетия XIX и начала ХХ в. увеличился процент каменных сооружений. В 1904 г. общее число зданий было равно 3723, из которых 288 — каменные [Баландин, 1974, с. 55].
Ничем не выделявшийся раньше Московский переулок к концу XIX в. становится главной магистралью города — Московским проспектом. На фотографиях начала ХХ в. можно заметить, что на проспекте преобладала компактная застройка участков с целесообразным использованием каждого квадратного метра, что становится типичным признаком планировки центральных кварталов [АГКМ. ОФ 417, 428, 9778/8, 10573/15-17, 12595/14, 19, 74, 120]. Здесь возводятся в основном кирпичные здания в два этажа.
Всматриваясь в фотографии начала ХХ в., можно заметить общие черты архитектурных сооружений того времени [АГКМ. ОФ 9778/5, 9778/7, 12595/118, 10573/5]. Здания образуют сплошной фронт застройки, появляются торговые дома и пассажи, банки, доходные дома. Для оформления фасадов применяются самые разные стилистические мотивы. В первых этажах, как правило, располагаются магазины, верхние этажи используются под жилье и конторы. Почти на каждом здании броская вывеска с фамилией хозяина или рекламой товаров.
Масштаб барнаульских построек и их архитектурный облик несут в себе печать провинциализма. Не-
сомненно, сказывалась и отдаленность от столичных городов, и малочисленность архитектурных кадров. Плотно застроенные кварталы города удивляют многообразием стилей. В архитектуре зданий переплетаются эклектика и модерн. Неповторимый колорит многим зданиям придают разнообразные формы башен на крышах.
В архитектурном наследии конца XIX — начала ХХ в. значительное место занимают деревянные здания. Среди деревянных зданий этого периода можно выделить несколько типов. Наиболее распространен тип жилого дома-особняка. Особый интерес представляют общественные здания. Они выделяются в окружающей застройке своими крупными формами, богатством и своеобразием декора. Дома ставились на красную линию улицы с парадным входом по главному фасаду. Совершенно отсутствуют палисадники. Хозяйственные постройки располагались в глубине участка. Особое внимание строители обращали на угловые дома, оформлявшие пересечения улиц.
Примером деревянного зодчества конца XIX — начала ХХ в. является дом, принадлежавший купцам братьям Шадриным, в советское время здесь размещался ресторан «Русский чай», позднее — «Император». Здание является примером хорошей реконструкции и приспособления памятника для новых целей. В 1976—1978 гг. дом был восстановлен по обмерным чертежам (арх. А.П. Долнаков). В фондах АГКМ имеются негативы барнаульского фотографа В.М. Садчикова [АГКМ. НВФ 1247/62-66], на которых запечатлен внешний вид и внутреннее убранство ресторана «Русский чай» в 1978 г. Архитектуру постройки трудно отнести к какому-либо стилю. Четкое построение объема дома удивляет живописной асимметрией на главном фасаде. Парадный вход выявляется выносным фронтоном, переходящим на втором этаже в балкон. Для усиления главного входа по его оси крыша завершается сквозным четвериком, переходящим в башенку с фонариком, и декоративным трилистником. Вторая акцентированная ось проходит по фронтону и лоджии верхнего этажа. Очень продуманно декоративное убранство дома. Пропильная резьба насыщенного рисунка украшает только те элементы дома, которые играют важную роль: балкон и лоджия второго этажа, фронтоны. Боковые и дворовый фасады декорированы очень сдержанно. Внешний вид дома купцов Шадриных можно также увидеть на цветной фотографии середины ХХ в. [АГКМ. ОФ 6059].
Разнообразие декоративной обработки деревянного зодчества раскрывает серия черно-белых негативов, переданных в фонды музея А.М. Родионовым — алтайским писателем и краеведом [АГКМ. НФ 1230]. На негативах можно увидеть вид дома на ул. Мамонтова [АГКМ. НВФ 1230/250, 293-294], дома на углу пр. Социалистический, 4 и ул. Малой Олон-ской [АГКМ. НВФ 1230/295], фрагмент деревянного здания на ул. Ползунова, 56 [АГКМ. НВФ 1230/296300]. Наибольший художественный интерес представляют негативы украшений наличников [АГКМ. НВФ 1230/252-260]. На единой конструктивной основе создавались обрамления окон от самых простых с примитивной орнаментикой до чрезвычайно выразительных с богатейший разным декором в виде накладной резьбы, завершенных кокошниками, с
растительным орнаментом. Излюбленным приемом алтайских резчиков было также изображение парных птиц.
Помимо фотоисточников, в музейном собрании имеется комплекс фрагментов декоративного оформления Казенной женской гимназии (ил. 2), построенной в начале ХХ в. по адресу ул. Пушкина, 60 [АГКМ. ОФ 17904]. Комплекс был передан в музей при проведении демонтажных работ во время реконструкции здания. Среди фрагментов фасада интересны декоративный фризовый кронштейн, который украшал фасад гимназии и размещался под крышей здания на стене, фрагмент причелины — традиционного декоративного элемента русского деревянного зодчества, подзорная доска с фигурным нижним краем в виде волны с орнаментом в виде завитка в технике проволочной резьбы по центру. Деталь деревянного наличника — балясинка — состоит из шести частей, скрепленных гвоздем, в центре имеется накладка полуэллиптической формы, низ дополнен фасонными накладками-рейками, зрительно делящими центральную и фигурно вырезанную нижнюю часть.
В начале ХХ в. была велика плотность застройки, что было опасно в пожарном отношении. За 1914— 1915 гг. в городе произошло 116 пожаров. 2 мая 1917 г. в Барнауле произошел особо крупный пожар, который начался на ул. Томской (ныне ул. В.Г. Короленко). Вследствие сильного ветра пожар быстро распространился на соседние кварталы. Огонь был настолько сильным, что большинство каменных зданий полностью выгорело. К 1930 г. был в основном закончен ремонт пострадавших от пожара зданий в центре города. Многие из них обновлены. В фондах АГКМ хранится фотография здания городской управы на ул. Большой Тобольской после пожара 1917 г. (ил. 3) [АГКМ. ОФ 429], на которой видны руины кирпичного здания с выгоревшими окнами и дверьми.
В 1920—1930-е гг. в связи с быстрым ростом населения появляются новые тенденции в градостроительстве г. Барнаула. Толчком нового этапа застройки города было и решение правительства о создании в Западной Сибири центра текстильной промышленности. Таким центром и стал Барнаул. В 1932 г. состоялась торжественная церемония закладки фундамента главного производственного корпуса меланжевого комбината [Баландин, 1974, с. 71]. В музейном фонде есть негатив, на котором запечатлен процесс строительства комбината (ил. 4). [АГКМ. НФ 810/12].
Особым динамизмом отличались градостроительные процессы на Алтае в 1950—1960-е гг., когда в центре Барнаула продолжалось строительство крупных объектов общегородского значения. Сформировалась главная площадь краевого центра — площадь Советов. Был построен Дворец зрелищ и спорта, затем — краевой театр драмы (арх. Н.П. Куренной) и главный корпус Алтайского государственного университета (арх. Г.И. Первушина). Создались предпосылки к дальнейшему развитию пространственно-планировочной композиции общегородского центра от Обского бульвара к площади Советов и будущей площади Сахарова [Степанская, 2006, с. 141].
Архитектуру Барнаула периода 1960—1980 гг. можно увидеть на снимках барнаульских фотогра-
фов Б.П. Брязгина и В.М. Садчикова. В репортажных снимках Б.П. Брязгина мы видим то, что интересовало и волновало барнаульцев в этот период времени: открытие памятников, ремонт дорог и др. Негативы с контрольными отпечатками были приобретены у него музеем в 1974, 1980-е, 1990 гг. На них можно увидеть панораму Барнаула с крыши элеватора летом 1978 г. [АГКМ. НФ 1497/80], момент застройки города в районе дороги между ул. А. Петрова и Павловским трактом — так называемой Хрущевки [АГКМ. НФ 1497/78]. Также Б.П. Брязгина интересовал процесс реставрации памятников архитектуры. На фотографии февраля 1989 г. запечатлен процесс реставрации Дома писателей, на июльском снимке можно увидеть уже отреставрированное здание [АГКМ. НФ 1497/107-108].
На снимках В.М. Садчикова 1978—1979 гг. можно видеть строительство новых микрорайонов города: микрорайона у Павловского тракта [АГКМ. НФ 1246/19], комплекса жилых домов с магазинами на пр. Комсомольском [АГКМ. НФ 1246/23], жилые дома на ул. Солнечная поляна [АГКМ. НФ 1246/20], строительство района Дальние Черемушки [АГКМ. НФ 1246/24]. Большую часть фотографий, переданных В.М. Садчиковым, составляют фотографии административных и учебных зданий: здание Барнаульского горисполкома 1978 г. [АГКМ. НФ 1247/35], Крайкома КПСС 1977 г. [АГКМ. НФ 1247/37], здание городского комитета КПСС 1978 г. [АГКМ. НФ 1247/34], здания Краевого статистического управления [АГКМ. НФ 1247/4], Алтайского политехнического института им. И.И. Ползунова 1978 г. [АГКМ. НФ 1247/21], Барнаульское высшее военно-авиационное училище летчиков [АГКМ. НФ 1246/41-44], городскую телефоную станцию [АГКМ. НФ 1247/26], Алтайский государственный театр драмы [АГКМ. НФ 1247/28-30], Барнаульский дворец зрелищ и спорта 1978 г. [АГКМ. НФ 1247/46], Дом печати [АГКМ. НФ 1247/32, 33]. Много снимков города сделано с высоты птичьего полета — панорама центральной части г. Барнаула в 1978 г. [АГКМ. НФ 1247/25-27], панорама площади Советов в 1980 г. [АГКМ. НФ 1247/18, 50].
На панорамных фотографиях барнаульского фотографа В.В. Морозова можно увидеть виды Барнаула и архитектуру его зданий конца 1970-х, 1980-х, начала 2000-х гг. [АГКМ. НФ 1229/7-8, 1446/28-35, 1623/19].
Памятники архитектуры, историческая среда города как составная часть культурно-исторического наследия обладают большим потенциалом. В зданиях и монументах процесс становления и развития города раскрывается для людей достоверно. Фотодокументальный фонд музея позволяет изучить архитектурный облик города минувших столетий и зданий, не дошедший до наших дней, и посмотреть, как менялся со временем их облик.
Список литературы
1. Баландин С.Н. Архитектура Барнаула. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1974. — 108 с.
2. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIH—XX вв. — Барнаул: А.Р.Т., 2006. — 299 с.
Список источников
14. АГКМ.
1. АГКМ. НВФ 206 15. АГКМ.
2. АГКМ. НВФ 210 16. АГКМ.
3. АГКМ. НВФ 333 17. АГКМ.
4. АГКМ. НВФ 102 18. АГКМ.
5. АГКМ. НВФ 105 19. АГКМ.
6. АГКМ. НФ 1276 20. АГКМ.
7. АГКМ. ОФ 14697 21. АГКМ.
8. АГКМ. НВФ 158 22. АГКМ.
9. АГКМ. НВФ 215 23. АГКМ.
10. АГКМ. ОФ 234 50, 62-66
11. АГКМ. ОФ 12595/7, 14, 19-20, 74-75, 118, 120, 167 24. АГКМ.
12. АГКМ. ОФ 10573/5, 8, 9, 15-17 25. АГКМ.
13. АГКМ. ОФ 417 26. АГКМ.
ОФ 428
ОФ 9778/5, 7-8 ОФ 6059
НФ 1230/250, 252-260, 293-300 ОФ 17904 НФ 810/12
НФ 1497/78, 80, 107-108 НВФ 5071
НФ 1246/19, 20, 23, 24, 41-44 НФ 1247/4, 18, 21, , 25-30, 32-35, 37, 46,
НФ 1229/7-8 НФ 1446/28-35 НФ 1623/19
Ил. 2. С.И. Борисов. Казенная женская гимназия. Барнаул, нач. ХХ в. АГКМ. ОФ 426
Ил. 3. Здание городской управы на ул. Большая Тобольская после пожара. Барнаул, 1917 г. АГКМ ОФ 429
Ил. 4. Строительство Меланжевого комбината. Барнаул, 1932 г. [АГКМ. НФ 810/12]