Научная статья на тему 'СНИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК РЕАКЦИЯ НА КРИЗИС В ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ'

СНИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК РЕАКЦИЯ НА КРИЗИС В ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
494
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / КРИЗИС / КОРОНАВИРУС / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / RUSSIANYOUTH / SELF-ISOLATION / SOCIALACTIVITY / RUSSIANSOCIETY / CRISIS / CORONAVIRUS / CONTENT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна

Среди специфических характеристик современного развития особое место занимает стремительная актуализация человеческого потенциала, общепризнанно считающегося сегодня главным фактором развития и национальной безопасности. В статье затрагивается проблема снижения социальной активностироссийской молодежикак реакции на кризис жизнедеятельности в условиях самоизоляции. Согласно контент-анализу социальных сетей и проведенных в них опросов российской молодежи, условия самоизоляции молодежи в период пандемии коронавируса либо существенно изменили, либо снизили уровень ее социальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCING SOCIAL ACTIVITY OF RUSSIAN YOUTH AS A RESPONSE TO THE CRISIS IN LIFE UNDER CONDITIONS OF SELF-INSULATION

Among the specific characteristics of modern development, a special place is occupied by the rapid actualization of human potential, which is universally considered today the main factor of development and national security. The article addresses the problem of reducing the social activity of Russian youth as a reaction to the crisis of life in conditions of self-isolation. According to the content analysis of social networks and surveys of Russian youth conducted in them, the conditions for self-isolation of young people during the coronavirus pandemic either significantly changed or decreased their level of social activity.

Текст научной работы на тему «СНИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК РЕАКЦИЯ НА КРИЗИС В ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ»

УДК 316.3

DOI 10.23672/f9925-1949-5733-z

Гафиатулина Наталья Халиловна

кандидат социологических наук, доцент,

докторант кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет gafiatulina@yandex.ru

Natalya Kh. Gafiatulina

Candidate of Sociological Science, Associate Professor, Doctoral Candidate of Department Regional Sociology and Modelling Social Processes,

Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University gafiatulina@yandex.ru

Снижение социальной активности российской молодежи как реакция на кризис в жизни в условиях самоизоляции

Reducing social activity

of russian youth as a response to the crisis in life under conditions of self-insulation

Аннотация. Среди специфических характеристик современного развития особое место занимает стремительная актуализация человеческого потенциала, общепризнанно считающегося сегодня главным фактором развития и национальной безопасности. В статье затрагивается проблема снижения социальной активностироссийской молодежикак реакции на кризис жизнедеятельности в условиях самоизоляции. Согласно контент-анализу социальных сетей и проведенных в них опросов российской молодежи, условия самоизоляции молодежи в период пандемии коронавируса либо существенно изменили, либо снизили уровень ее социальной активности.

Ключевые слова: российская молодежь, самоизоляция, социальная активность, российское общество, кризис, коронавирус, контент-анализ.

Annotation. Among the specific characteristics of modern development, a special place is occupied by the rapid actualization of human potential, which is universally considered today the main factor of development and national security. ^e article addresses the problem of reducing the social activity of Russian youth as a reaction to the crisis of life in conditions of self-isolation. According to the content analysis of social networks and surveys of Russian youth conducted in them, the conditions for self-isolation of young people during the coro-navirus pandemic either significantly changed or decreased their level of social activity.

Keywords: russianyouth, self-isolation, socialactivity, Russiansociety, crisis, coronavirus, contentanalysis.

Направления общемирового развития в XI веке характеризуются множеством специфических особенностей, связанных с ростом социальной напряженности и алармизма - на лич-ностно-индивидуальном уровне; рисков и глобальных угроз - на групповом и общественном уровнях [1].

Среди специфических характеристик современного развития особое место занимает стремительная актуализация человеческого потенциала, общепризнанно считающегося сегодня главным фактором развития и национальной безопасности, что, так или иначе, детерминирует важность научных исследований по обширному кругу вопросов, связанных с факторами его формирования и реализации [2]. Возникновение новой социально-экономической модели в современном обществе, социальная активность различных групп населения должна играть решающее значение и быть основным гарантом успеха.

Ка к п оказывает практика, в нынешних условиях изменяются параметры социальной реальности:

- активно формируется виртуальная реальность [3];

- фиксируется насаждение онлайн-образования на всех уровнях образовательного процесса, происходит гибридное смешение традиционных и современных образцов поведения;

- наблюдается деструкция нормативных рамок;

- возникают новые смыслы и новые ожидания.

Все эти проявления изменений социальной реальности в условиях пандемии коронавируса наблюдаются на фоне снижения уровня социального здоровья и социальной активности различных слоев населения [4], и молодежь здесь, к сожалению, не является исключением, поскольку, как показывают опросы, появившиеся в социальных

сетях, поведенческая активность молодежи в условиях вынужденной самоизоляции падает.

Прежде чем приступать к аналитическим данным, свидетельствующим о снижении социальной активности молодежи, необходимо определиться с понятием «социальная активность».

Традиционное (марксистское) понимание социальной активности связано с ориентацией на «деятельное, волюнтаристское преодоление наличных диспропорций и социальных напряженностей в границах того или иного общества» [5, с. 942].

Сегодня под социальной активностью принято понимать «осознанное и заинтересованное участие» различных социальных групп в разрешении множества общественных проблем, реагирование «на социальную политику государства, выдвижение последовательных требований в адрес власти по достижению социальной справедливости» [6]; уровень проявления возможностей и способностей молодого индивида как члена общества, «устойчивое активное отношение личности к обществу в целом» [7], причем, основными компонентами социальной активности являются ответственность, самостоятельность и инициативность личности молодого индивида в достижении общественно значимых целей [8].

Жизнедеятельность молодых людей, впрочем, как и всего населения России, уже на протяжении нескольких десятилетий не имеет характер плавного и стабильного течения, а затянувшиеся конфликтные ситуации в обществе, рассогласованность механизмов государственного управления, разрыв связей между государством и обществом способствуют порождению кризисов межличностных отношений, кризисных проявлений в состоянии психического и социального здоровья [9].

Состояние, которое сейчас переживают практически все слои населения, в целом, и, молодежи, в частности, вполне можно отнести к «травматическому кризису», или к кризису «социальной травматизации», вызванному экстремальной ситуацией, требующей самоизоляции и имеющей серьезные негативные последствия для социальной жизнедеятельности.Кризис ведет к ухудшению человеческих, политических, экономических, социальных отношений.

В социальной психологии под кризисом понимают острое психоэмоциональное состояние, возникающее у личности, группы и общества в целом в случае, если какие-то объективные причины препятствуют привычному течению жизни.

Как известно из области социально-психологического знания, кризис проявляется, в первую очередь, в том, что потребности и желания человека не удовлетворяются. Поэтому чем сильнее потребности у молодежи, например, в социальной активности и невозможности реализации этой потребности в условиях требуемой государством самоизоляции, тем сильнее переживание кризиса на личностном уровне.

Самоизоляция может быть представлена как глубокое, качественное изменение привычного

образа жизни молодежи, поскольку характеризуется вынужденным или добровольным ограничением контактов с окружающим миром, изменением социального поведения личности, возникновением немотивированной агрессии, неудовлетворенности жизнедеятельностью.

Снижение социальной активности молодежи, будучи реакцией на кризис в условиях самоизоляции, связано с нежелательными и негативными событиями, в частности, с ситуацией пандемии коронавируса.

Если человек в состоянии управлять собственными потребностями, то проявления кризиса минимизируются. А поскольку молодые люди, в силу своего маргинального положения, переходности своего статуса и противоречивости потреб-ностно-мотивационной сферы, еще не обрели навыки управления последней, следовательно, изменения социальной активности, как реакции на кризис, будут проявляться наиболее явно.

Безусловно, что появление пандемии и введенного в связи с ней режима тотальной самоизоляции, блокирует привычное течение жизни молодежи, нарушает базовые социальные потребности молодого человека - потребность в дружбе и самореализации личности в обществе.

Как известно, серьезное ограничение социальных контактов, дистанцирование в социальном пространстве, так или иначе, противоречит социальной природе индивида, а самоизоляция отражается на механизмах здоровой социализации личности. Молодежь, лишенная возможности удовлетворять свои социальные потребности, показывает снижение социальной активности.

Итак, обратимся к контент-анализу социальных сетей [10-12].

Согласно анкетированию молодежи в возрасте до 25 лет, 67,4 % опрошенных воспринимает самоизоляцию как «необходимую меру безопасности». При этом 36,1 % молодых респондентов ощущает как «напряженное время учебы/работы»; 19,9 % оценивают режим самоизоляции как «мучительное времяпрепровождение»; 19,8 % опрошенной молодежи относится к самоизоляции как вынужденному прерыванию общения; а 17,6 % признает режим самоизоляции в качестве принудительной, ограничивающей свободу личности, меры. Интересно, что 12,2 % воспринимают изоляцию как «тяжелый период, приводящий к деградации» в том время, как 12,0 % считают, что самоизоляцию можно рассматривать как «возможность навести порядок в доме», т.е., очевидно, что примерно поровну разделились противоположные мнения молодежи относительно восприятия самоизоляции как явления, обладающего деградационной и созидательной направленностью [10].

При ответе на вопрос: «Как изменилась активность в период самоизоляции?», были получены следующие результаты: 8,6 % молодежи ответили, что их социальная активность значительно повысилась, 20,3 % - определенно повысилась.

Однако 2б,7 % респондентов констатировали некоторое снижение активности по сравнению с привычным ритмом жизнедеятельности, также -на значительное снижение социальной активности указал 18,1 % респондентов; на определенное изменение формата активности указало 24,0 % молодежи [10].

При этом в открытых вопросах анкеты, согласно данным контент-анализа социальных сетей, в качестве факторов, значительно снижающих социальную активность, молодые люди указывают:

- большой объем домашних заданий;

- снижение физической активности в результате отсутствия передвижения по городу и дефицита времени по причине учебной занятости на дому и пр.

Интерес представляют данные, полученные на вопрос: «Какой сценарий поведенческой активности характеризует Вас в период самоизоляции?»

Как показывают результаты опроса, 2б,5 % молодежи указало на первичное расслабление и без-делие как реакцию на самоизоляцию в начальном его периоде, а затем - активное наверстывание упущенного, но при пониженной социальной активности; в то время как, напротив, 1б,В % респондентов признали вначале режима самоизоляции факт повышения энтузиазма и активности, на смену которым потом пришли усталость и отдых. При этом 15,б % молодых людей почувствовали вначале шок, апатию, упадок сил и нежелание что-либо делать, но постепенно немного адаптировались и включились в деятельность. Однако в целом, только 4,5 % опрошенной молодежи считают, что их активность не изменилась и протекает без противоречий и «видимых скачков» [10].

В целом, 59,9 % молодежи отметили, что в период самоизоляции они вынужденно выполняли спектр определенных задач и подчеркнули, что «были бы рады, если бы их не было»; 45,б % респондентов в период самоизоляции почувствовало себя одиноко, а 59,8 % в этот период

Литература:

1. Gafiatulina N.K. The role of health-saving technologies in the process of students educational and professional socialization. EurAsian Journal of BioSciences I N.K. Gafiatulina, L.I. Makadey, I.V. Gluz-man, A.D. Lozhechkina, L.A. Volkova, A.P. Bandurin. 2019. Т. В. № 2.1. С. 293-300.

2. Морев В.М. Угрозы самодостаточности в контексте российских тенденций социального здоровья II Вестник Тюменского государственного университета. 2019. Т. 5. № 2. С. 20-38.

3. Гафиатулина Н.Х. Информационная сетевая среда как фактор влияния на социальное здоровье российской студенческой молодежи I Н.Х. Гафиатулина, А.В. Рачипа, С.И. Самыгин II Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1. С. 23-27.

обнаружили у себя эмоциональное истощение в противовес 40,2 %, указавшим на эмоциональное наполнение [10].

Ассоциативный вопрос, связанный с определен и ем слов, с которыми связывается период самоизоляции из-за коронавируса, показал, что у подавляющего большинства молодых людей самоизоляция ассоциируется с заточением, безде-лием, однообразностью, тоской, злостью; кризисом, бедностью, страхом, демотивированностью, неопределенностью; домом, занятостью (учебной/рабочей), усталостью, болезнью; дефицитом живого общения, одиночеством, «дистанцион-кой», увеличением удаленной работы/учебы, разлукой и пр. [10].

Из всего этого можно сделать вывод о том, что от самоизоляции сильно страдает молодежь, оторванная от своего привычного круга общения. В таких условиях молодые люди испытывают определенный «страх перед будущим, возникновения конфликтов с семьей и появления внутреннего кризиса из-за самоизоляции» [11].

По данным ВЦИОМ, каждый пятый респондент, находящийся на самоизоляции, указал на неудовлетворенность жизнью и снижение социальной активности [12].

Таким образом, согласно проведенному в рамках данной публикации контент-анализу социальных сетей, условия самоизоляции молодежи в период пандемии коронавируса либо существенно изменили, либо снизили уровень ее социальной активности, оказав дезорганизующее влияние на социальное самочувствие и активность молодых людей.

Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в обществе, находящемся на режиме самоизоляции, требует не только повышения образовательного и профессионального уровня молодежи, но и создания оптимальных условий для ее самореализации, повышения социальной активности и ответственности в молодежной среде.

Literature:

1. Gafiatulina N.K. The role of health-saving technologies in the process of students educational and professional socialization. EurAsian Journal of BioSciences / N.K. Gafiatulina, L.I. Makadey, I.V. Gluz-man, A.D. Lozhechkina, L.A. Volkova, A.P. Bandurin. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 293-300.

2. Morev V.M. Threats to self-sufficiency in the context of Russian social health trends // Bulletin of the Tyumen State University. 2019.Vol. 5. № 2. P. 20-38.

3. Gafiatulina N.Kh. Information network environment as a factor of influence on the social health of R u s s i a n student youth / N.Kh. Gafiatulina, A.V. Ra-chipa, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 1. P. 23-27.

4. Гафиатулина Н.Х. Социально-экономическое неравенство в обществе как фактор снижения уровня социального здоровья российской молодежи / Н.Х. Гафиатулина, С.С. Косинов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 2. С. 151-156.

5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грица-нов, В.Л. Абушенко, Г.М. Елькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Мн., 2003. 1312 с.

6. Казанцев Ю.И. Актуальные проблемы развития социальной активности населения России // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2011.

7. Храмцова Л. НКО и развитие социальной активности населения. URL : http://www.civisbook.ru/ files/File/Hramzova_Tetr_59-2.pdf

8. Золотухин А.В. Формы проявления социальной активности населения на местном уровне. Тамбов, 2004.

9. Колпина Л.В. Социальное здоровье: определение и механизмы влияния на общее здоровье: обзор литературы // Электронный научно-практический журнал «Синергия». 2017. № 2. С. 73-81.

10. Поведенческая активность молодежи в условиях самоизоляции из-за пандемии COVID-19. URL : https ://sociotrix.com/result?id=781

11. URL : https://rg.ru/2020/03/31/issledovanie-po-drostki-bolshe-vseh-stradaiut-v-usloviiah-samoizoli-acii.html

12. URL : https://tass.ru/obschestvo/8210801

4. Gafiatulina N.Kh. Socio-economic inequality in society as a factor in reducing the level of social health of Russian youth / N.Kh. Gafiatulina, S.S. Kosinov // State and municipal administration. Scientists notes. 2018. № 2. P. 151-156.

5. Sociology: Encyclopedia / Comp. A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko, G.M. Elkin, G.N. Sokolova, O.V. Te-reshchenko. Mn., 2003. 1312 p.

6. Kazantsev Yu.I. Actual problems of the development of social activity of the population of Russia // Interexpo Geo-Siberia. 2011.

7. Khramtsova L. NPO and the development of social activity of the population. URL : http://www.civ-isbook.ru/files/File/Hramzova_Tetr_59-2.pdf

8. Zolotukhin A.V. Forms of manifestation of social activity of the population at the local level. Tambov, 2004.

9. Kolpina L.V. Social health: definition and mechanisms of influence on general health: literature review // Electronic scientific and practical journal «Synergy». 2017. № 2. P. 73-81.

10. Behavioral activity of youth in conditions of self-isolation due to the COVID-19 pandemic. URL : https://sociotrix.com/result?id=781

11. URL : https://rg.ru/2020/03/31/issledovanie-po-drostki-bolshe-vseh-stradaiut-v-usloviiah-samoizoli-acii.html

12. URL : https://tass.ru/obschestvo/8210801

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.