Научная статья на тему 'Социальное здоровье российской молодежи в контексте теории жизненного пути индивида'

Социальное здоровье российской молодежи в контексте теории жизненного пути индивида Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIAN YOUTH / SOCIAL HEALTH / LIFE WAY / INDIVIDUAL LIFE WAY THEORY / SELF-REALIZATION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна, Щербакова Лидия Ильинична, Самыгин Сергей Иванович

За последние десятилетия в стране произошло немало важных событий, породивших как позитивные, так и негативные последствия, которые привели к значительным переменам в социально-экономическом положении различных групп населения. В рамках данной статьи социальное здоровье российской молодежи анализируется с позиций теории жизненного пути индивида. Жизненный путь рассматривается как необходимое условие для формирования и сохранения социального здоровья молодежи, поскольку только социально здоровая молодежь в состоянии успешно проходить свой жизненный путь в изменяющихся общественных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна, Щербакова Лидия Ильинична, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL HEALTH OF RUSSIAN YOUTH IN THE CONTEXT OF THE INDIVIDUAL LIFE WAY THEORY

In recent decades, the country has experienced many important developments that have produced both positive and negative consequences, which have led to significant changes in the socio-economic situation of different groups of the population. In the framework of this article, the social health of Russian youth is analyzed from the standpoint of the theory of an individual's life path. The life path is considered as a necessary condition for the formation and preservation of the social health of youth, since only socially healthy youth are able to successfully pass their life path in changing social conditions.

Текст научной работы на тему «Социальное здоровье российской молодежи в контексте теории жизненного пути индивида»

УДК 316.3

DOI 10.23672/SAE.2020.2.56079

Гафиатулина Наталья Халиловна

кандидат социологических наук, доцент,

докторант кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет gafiatulina@yandex.ru

Щербакова Лидия Ильинична

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова Lidia-npi@mail.ru

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом, Ростовский государственный экономический университет darya.maksimovich@gmail.com

Natalya Kh. Gafiatulina

Candidate of Sociological Science,

Associate Professor,

Doctoral Candidate of Department

Regional Sociology

and Modelling Social Processes,

Institute of Sociology and Regional Studies,

Southern Federal University

gafiatulina@yandex.ru

Lidiya I. Scherbakova

Doctor of Sociological Sciences,

Professor Department of Human Resources,

Southern Russian State

Polytechnical University (NPI)

name of M.I. Platov

Lidia-npi@mail.ru

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology,

Professor of Department

of Judicial Examination and Criminalistics,

Rostov State Economic University (RINH)

darya.maksimovich@gmail.com

Социальное здоровье российской молодежи в контексте теории жизненного пути индивида

Social health

of russian youth in the context

of the individual life way theory

Аннотация. За последние десятилетия в стране произошло немало важных событий, породивших как позитивные, так и негативные последствия, которые привели к значительным переменам в социально-экономическом положении различных групп населения. В рамках данной статьи социальное здоровье российской молодежи анализируется с позиций теории жизненного пути индивида. Жизненный путь рассматривается как необходимое условие для формирования и сохранения социального здоровья молодежи, поскольку только социально здоровая молодежь в состоянии успешно проходить свой жизненный путь в изменяющихся общественных условиях.

Ключевые слова: российская молодежь, социальное здоровье, жизненный путь, теория жизненного пути, самоосуществление, самореализация, общество.

Annotation. In recent decades, the country has experienced many important developments that have produced both positive and negative consequences, which have led to significant changes in the socio-economic situation of different groups of the population. In the framework of this article, the social health of Russian youth is analyzed from the standpoint of the theory of an individual's life path. The life path is considered as a necessary condition for the formation and preservation of the social health of youth, since only socially healthy youth are able to successfully pass their life path in changing social conditions.

Keywords: Russian youth, social health, life way, individual life way theory, self-realization, society.

В

ступление России в полосу социально-экономической нестабильности повлияло на

все стороны жизнедеятельности общества. За последние десятилетия в стране произошло немало

важных событий, породивших как позитивные, так и негативные последствия, которые привели к значительным переменам в социально-экономическом положении различных групп населения, существенно изменили их образ, качество и условия жизни [1]. Новые черты приобрел и жизненный путь различных слоев населения, особенно молодой его части, а также - обострилась проблема социального здоровья индивида, группы и общества в целом [2].

В этой связи Р.Х. Салахутдинова подчеркивает, что с позиций «стратегии развития России, ее выживания и будущего качественного состояния» различных групп населения «социальное здоровье - это принципиально важное понятие, связанное с понятием «человеческий потенциал», введенным исследователями, чтобы снять тот налет потребительского отношения к человеку, который несут в себе «человеческий капитал» и «человеческий ресурс» [3].

Как показывает анализ научной литературы, исследования социального здоровья российской молодежи как особой социальной группы, сегодня приобретает особую актуальность, занимая одно из ключевых мест в современной системе гуманитарных и общественных наук. От молодежи требуется вступление в активную общественно полезную деятельность, будучи здоровой и полноценной личностью, имеющей высокий резерв физического, психического и социального здоровья, стрессоустойчивость, способность решать социальные задачи, стоящие перед обществом.

С социальным здоровьем молодежи, с ее осознанием своей роли в обществе связываются перспективы социального развития государства. Осмысление социального здоровья молодежи чрезвычайно важно еще и по той объективной причине, что ей предписана адаптация к разнообразным ситуациям, выработка наиболее предприимчивых моделей социального поведения, базирующегося на реализации личностных резервов и прохождения собственного жизненного пути.

Научные исследования жизненного пути личности/группы в течение нескольких последних десятилетий получили весьма широкое распространение в зарубежной социологии, и вместе с этим, как подчеркивает О.Н. Ежов, пришло понимание жизни как процесса, объединяющего личность/группу и социальную траекторию этой личности/группы в постоянно изменяющемся обществе [4].

Главной движущей силой развития личности молодого человека является стремление к самоосуществлению, самореализации в рамках жизненного пути. По утверждению Н.А. Малярова, степень осуществления молодежи зависит от ее способности ставить перед собой адекватные жизненные цели, соответствующие ее внутренней цели, соответствующие ее внутренней сути и требованиям общества [5].

В рамках данной статьи, под жизненный путем молодежи мы подразумеваем творческий

процесс поэтапного включения ее в систему общественных отношений, последовательной смены способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и формированием социального здоровья каждого молодого человека.

Российская молодежь, обладая социальными признаками разных общностей, различается по материальным и физическим возможностям, по ценностным ориентациям, по образу жизни и стилю жизни, и, как следствие, по уровню здоровья. Являясь специфической группой населения, молодежь весьма активно реагирует на любые процессы, имеющие место в современном обществе. В условиях снижения уровня жизни, кризиса нравственности, нестабильности социальной среды, сложности жизненного пути и неуверенности в будущем от молодого поколения требуется значительная мобилизация сил для адаптации к новым условиям проживания, обучения, реализации трудового потенциала, формирования межличностных отношений, к достаточно высоким интеллектуальным, моральным и физическим нагрузкам. Это возможно лишь при оптимальном уровне социального здоровья, которое имеет большое значение для самореализации молодежи во всех отношениях [6].

Начало изучения социальной стороны здоровья в российской гуманитарной науке, в контексте жизненного пути индивида, связано с трудами таких ученых, как В.П. Бабинцев, Л.А. Байкова, М.А. Болдина, В.П. Казначеев, Л.В. Колпина, Ю.П. Лисицын, А.В. Сахно, В.М. Димов, К.Н. Ха-бибуллин, Е.В. Дмитриева, Н.К. Тихомирова и др.

Что же представляет собой социальное здоровье? Отметим, что в современной социологической науке существует подход, рассматривающий социальное здоровье как многоуровневую систему, включающую здоровье индивидов, социальных групп, общества в целом. Социальное здоровье, согласно данному подходу, понимаемое как отражение отношения общества к человеку, реализуется через инклюзию (включение) молодого человека в разнообразные социальные структуры. В рамках данного подхода социальное здоровье рассматривается в контексте социализации личности, выражается в совокупности критериев жизненной удовлетворенности и характера жизненного пути личности/группы [7].

М.А. Болдина характеризует социальное здоровье молодого индивида, группы как устойчивое состояние благополучия, обеспечивающее успешность функционирования, развития и самореализации личности в условиях современного общества [8].

Л.А. Байкова определяет социальное здоровье молодежи как состояние гармонии взаимоотношений с другими людьми, обществом, культурой, -гармонии способствующей эффективному развитию и самоактуализации личности [9].

Очевидно, что приведенные выше определения указывают на взаимосвязь и взаимозависимость социального здоровья молодежи и ее жизненного пути.

Анализ научной литературы позволяет нам выделить также целерациональный подход к здоровью. Так, например, Н.К. Тихомирова и Л.В. Ор-ман отмечают, что социально здоровая личность активно реализует отношение к своему здоровью как к средству жизнеобеспечения семьи, как к средству выбора стратегии саморазвития в социуме и реализации предназначения гражданина, как к средству профессионального и жизненного самоопределения [10].

Здоровье молодежи как социальный феномен -это такое состояние молодого человека, позволяющее ему приспосабливаться и полноценно реа-лизовывать свои психосоциальные функции в процессе жизнедеятельности, благополучно удовлетворять различные потребности, вести социально активную и духовно насыщенную жизнь, испытывая при этом чувство удовлетворенности собственной жизнью [11] и течением жизненного пути.

Бесспорно, что социальное здоровье молодежи становится специфическим объектом ее индивидуальных усилий. Для молодого человека выстраивание (формирование)социальной стороны здоровья в рамках своей жизнедеятельности в социуме - это всегда поиски и нахождение себя иного, нового. Одновременно коренным образом изменяется и вся система социального производства индивидов, т.е., их воспитания, формирования в качестве определенных субъектов общественно-исторического процесса.

Совокупность материального, духовного и социального производства обеспечивает главную цель функционирования социума - производство жизни и здоровья личности, а также - обуславливает продолжительность, структуру и содержание жизненного пути и здоровья в единстве всех его составляющих: физиологического, психического и социального.

Социологическое знание о человеке, личности и ее социальной стороне здоровья интегрируется в рамках теории жизненного пути, фиксирующейся на индивидуальной жизни индивида. Исследования жизненного пути индивида начались в России на Урале во второй половине 1970-х гг. [12].

Жизненный путь формируется в результате сложения внешних условий жизнедеятельности молодежи (экономических, политических, культурных) и их субъективных потребностей, способностей, воли и умения принимать адекватные решения относительно событий собственного бытия.

В общественной науке принято выделять два типа жизненного пути молодежи:

Первый - патриархальный, консервативный тип -вхождение молодого человека в общественную структуру в рамках приобретенных с его рождения прав и обязанностей, социальных возможностей, обусловленных положением родителей (например, жизненный путь сына повторял жизненный путь отца). В прошлом сословная принадлежность имела большое значение: молодой человек мог реализовать себя лишь в рамках своей

социальной группы и формах деятельности, закрепленной в ней.

Второй - современный, развивающийся тип возник в современных условиях капиталистических общественных отношений: демократизация, иерархический принцип построения социальных институтов, свободный выбор молодыми людьми того или иного образа жизни. Здесь развитие жизненного пути зависит от того, как деятельность молодого человека, новые социальные роли связаны с его жизненным положением. Жизненный путь молодежи приобретает динамичность. Индивидуальная жизнь молодых людей постепенно становится специфическим объектом их творческих усилий [13].

Развитие социального здоровья молодежи в рамках ее жизненного пути представляет собой пошаговое включение молодых людей в систему общественных отношений и зависит от того, как деятельность молодого человека, новые социальные роли связаны с его жизненным положением.

Если вхождение определенной части молодежи в общественную структуру происходит в условиях, приобретенных с рождения прав и обязанностей, спектра социальных возможностей, детерминированных положением родителей, то в таком случае результат достигается развитием до некоторого уровня способностей молодого человека, чей ориентир и масштаб заведомо предопределены, усвоением им определенных знаний, безусловным прохождением принятия на себя заданной социальной роли. В этом случае мы можем говорить об адекватном и относительно гармоничном уровне социального здоровья молодого индивида.

Существует и другая ситуация, когда молодой человек предпринимает попытки прорвать свое статусное положение, войти в иную общественную группу. Здесь, на наш взгляд, отражается соци-ально-деятельностный подход к социальному здоровью, заложенный представителем структурного функционализма Т. Парсонсом. Так, в своем фундаментальном труде «Социальная система» здоровье, как социальная категория, отражающая жизнедеятельность индивида, определяется им как возможность эффективно исполнять свои социальные роли, для которых он проходил социализацию в обществе [14]. В этом случае для более успешной реализации выбранных индивидом социальных функций необходимо быть в хорошем физическом, психическом и социальном состоянии.

Принято считать, что два понятия «индивидуальная человеческая жизнь» и «жизненный путь индивида» не совпадают по объему, соотносятся как часть и целое. Жизненный путь индивида начинается не с момента рождения, а несколькими годами позже, т.к. ребенку предстоит еще стать личностью. Конкретные сроки и эмпирические события начала жизненного пути исторически подвижны. Если индивидуальную жизнь изобразить в виде горизонтальной линии, то, на сегодняшний день, реперные точки начала и окончания жизненного пути человека сдвинулись в

сторону увеличения. Это особенно касается трудящегося населения. Приблизительно на 10 лет сдвинулись сроки подготовительного периода, на 25-30 лет увеличилась продолжительность жизненного пути.

Стартовую функцию для жизненного пути молодежи выполняют такие два социальных акта, (социальных действия), как учебный процесс, являющийся своеобразным этапом подготовки молодого поколения к трудовой деятельности, и вступление в брак. Как только совершается любое из этих действий, можно считать, что индивид перестал быть только объектом влияния со стороны социума, среды, но становится субъектом общественного процесса, и собственной жизни. «Верхняя» граница жизненного пути, ее «финиш» -утрата человеком способности к активной деятельности и к жизни «для людей».

Следовательно, приращение бюджета времени жизненного пути достигается:

- во-первых, увеличением продолжительности индивидуальной жизни;

- во-вторых, сокращением подготовительного периода, ускорением процессов социального созревания новых поколений молодежи;

- в-третьих, продлением сроков активности старших поколений.

Известно, что биологический потенциал организма человека значительно преобладает над реальной продолжительностью жизни отдельных людей. Материальная обеспеченность, организация здравоохранения, политической обстановки, воспитания, социальной и личной персональной безопасности влияют на реализацию этого потенциала. В этой связи в целях поиска любых возможностей для увеличения продолжительности жизни людей социальные факторы нужно поставить в центр всего спектра проблем и в зависимости от них начинать поиск социально-биологических, психосоциальных, социально-медицинских решений. Это представляется весьма важным еще потому, что социально-групповые различия в продолжительности индивидуальной жизни -один из значительных моментов неравенства людей, если не сказать - главный.

Жизненный путь российской молодежи с определенной степенью условности можно разделить на две стадии:

- первая стадия - жизненный выбор молодежи (учебного заведения, профессии, спутника жизни, друзей, места жительства, работы);

- вторая стадия - утверждение молодых людей в системе общественных отношений в определенном качестве.

Основу такого структурирования составляет развитие производительной силы индивида и ее реализация. Труд (интеллектуальный, физический) как процесс преобразования природы, общества и самого себя остается первостепенным в сущностной природе молодого человека [7] и

является определяющим его жизненный путь и формирующим его социальный потенциал (и социальное здоровье в том числе).

Рассмотрим подробно каждую стадию данной структуры.

Первая стадия - жизненный выбор не является одномоментным актом. Напротив, как только молодой человек принимает решение овладеть определенной профессией, получить конкретную специальность, эта стадия только начинается, т.к. для признания того, что выбор правилен и состоялся, недостаточно интеллектуальных и психофизических усилий, психосоциальной активности. Требуется время на освоение специальности, приобретение профессии и утверждения в ней. Кроме того, молодому человеку требуется еще упрочить свое положение в социальной среде, поэтому в рамках этого периода можно выделить еще две ступени:

- время от завершения среднего школьного образования до начала обучения специальности (а также вступления в брак);

- время самого обучения в том или ином учебном заведении.

Поскольку сделать выбор - означает сознательно определиться по отношению к чему-либо. В своем выборе индивид закрепляет замысел собственной социальной жизни. Выбор предполагает некий творческий акт и определенную свободу, открывает жизненные перспективы в социуме, тем самым напрямую влияя на состояние социальной стороны здоровья всякого молодого человека. Однако в ситуации жизненного выбора в современном демократическом обществе молодежи невольно приходится прибегнуть к определенному самоограничению, отказавшись от иных вариантов (другой специальности, иного места жительства). В этой связи весьма актуальным является формирование у молодого поколения способности к самоограничению без ущерба для его социального здоровья.

В ситуации жизненного выбора принципиальное значение имеют «стартовые» возможности молодежи, в частности, место проживания, материально-экономическое положение семьи, качество полученного среднего образования и, конечно, исходный уровень здоровья в целом: его физической, психической и социальной сторон.

Вторая стадия жизненного пути - утверждение молодежи в системе производства общественных связей.

Поскольку производство как материальных, так и нематериальных условий жизни составляет базу социума, молодежь, потребляя те блага и усваивая ценности, которые были созданы, воспроизводит собственные физические и духовные силы, а производя материальные ценности и услуги, воплощает в них свои знания, способности, навыки, вкусы, раскрывая свои социальные (сущностные) силы. Раскрытие социальных сил через продукты своего труда - постоянный процесс самоутверждения человека [15].

Здесь проверяется на прочность все, что молодой человек усвоил в течение своего жизненного пути. Данную стадию можно также условно разделить на две ступени.

Первая ступень выражается в адаптации молодежи к условиям в новом коллективе, на производстве. В этом процессе молодой человек «примеряет» на себя требования, предъявляемые новым окружением, соотносит имеющиеся объективные возможности со своими субъективными притязаниями. Адаптационную стадию можно считать завершившейся, когда молодой человек принимает социальные нормы и критерии окружающих его условий как «свои», приспосабливается к ним, ощущая себя при этом внутренне гармонично, соответственно, являясь социально здоровой личностью.

Вторая ступень характеризуется закреплением молодого человека в коллективе. На этой ступени продолжаются тенденции, начатые при адаптационном периоде, они углубляются и стереотипизи-руются. Этот период завершается, когда молодого человека повышают в должности, уровне квалификации, разряде и т.п. Индивиды, прошедшие этот этап, вступают в следующую стадию -зрелости.

Связь между стадиями жизненного пути может иметь форму противоречия (и это, в первую очередь, имеет отношение к молодежи как особой социальной группе), когда новая стадия не вытекает из предыдущей стадии, не является моментом ее развития, а обусловлена привходящими социальными фактами и жизненными обстоятельствами.

Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно выделить следующие критерии социального здоровья в контексте жизненного пути молодежи:

- способность молодежи успешно социализироваться и адаптироваться в современном российском обществе;

- способность молодых людей планировать собственную жизнь и реализовывать свои планы;

Литература:

1. Козырева М.П. Жизнь в условиях неопределенности кризисного общества: опыт и ожидания / М.П. Козырева, А.И. Смирнов // Социологические исследования. 2018. № 6. С. 66-78.

2. Щербакова Л.И. Социальное здоровье российской молодежи в свете теории социокультурной травмы / Л.И. Щербакова, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. С. 90-96.

3. Салахутдинова Р.Х. Социальное здоровье как объект социологического исследования: вопросы методологии // Вестник СПбГУ. 2011. Сер.12. Вып. 3. С. 263-271.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- способность молодежи управлять своим поведением, согласуясь с общепринятыми социальными нормами и экспектациями;

- способность российской молодежи изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Таким образом, жизненный путь молодежи сегодня можно считать сложным социальным явлением, включающим в себя различные стороны жизнедеятельности молодого поколения. Жизненный путь может рассматриваться как необходимое условие для формирования и сохранения социального здоровья молодежи, поскольку только социально здоровая молодежь в состоянии успешно проходить свой жизненный путь в изменяющихся общественных условиях.

По нашему мнению, бюджет времени социального здоровья молодежи, как, собственно, и времени ее жизненного пути составляет творческий и социально-коммуникативный потенциал молодого поколения. Значит, поиски условий формирования, сохранения, увеличения социального здоровья молодежи, и, как следствие, ее жизненного пути - важные задачи современной социологической науки.

Смысл и предназначение человеческого общества заключается в сохранении и увеличении жизни людей, а значит, и в сохранении и укреплении здоровья в целом. Критерий общественного прогресса - это длительность индивидуальной жизни, следовательно, и жизненного пути молодого поколения. Длительность эта напрямую зависит от уровня здоровья в целом, и социальной его стороны, в частности.

Таким образом, сегодня перед исследователями стоят задачи изучения уже накопленного теоретико-методологического багажа для формирования социального здоровья и осуществления практических исследований, направленных на исследование специфики жизненного пути современной российской молодежи.

Literature:

1. Kozyreva M.P. Life in the conditions of uncertainty of a crisis society: experience and expectations / M.P. Kozyreva, A.I. Smirnov // Sociological studies. 2018. № 6. Р. 66-78.

2. Shcherbakova L.I. Social health of Russian youth in the light of the theory of socio-cultural trauma / L.I. Shcherbakova, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. № 6-7. Р. 90-96.

3. Salakhutdinova R.Kh. Social health as an object of sociological research: questions of methodolo gy // Bulletin of St. Petersburg State University. 2011. Ser. 12. Vol. 3. Р. 263-271.

4. Ежов О.Н. Парадигма жизненного пути в зарубежной социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. VIII. № 3. С. 21-33.

5. Маляров Н.А. Жизненный путь человека: определение и содержание понятия // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». 2013. № 2. С. 8-21.

6. Vaskov M. Value orientations of Russian youth in the system of managing the moral security of society. Вюник Нацюнально!' академи керiвних кадрiв культури i мистецтв / M. Vaskov, A. Rezvanov, V. Kasyanov, S. Samygin, N. Gafiatulina, D. Zagutin, L. Scherbakova. 2018. № 2. С. 134-140.

7. Зобов Р.А. Социальное здоровье и социализация человека / Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев; Под общей ред. В.Н. Келасьева. СПб., 2005. C. 5-14.

8. Болдина М.А. Социальное здоровье: теоретические подходы, модели, технологии развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2008. С. 11-17.

9. Байкова Л.А. Социальное здоровье детей и молодежи: методология, теория и практика : монография. Рязань, 2011. 224 с.

10. Тихомирова Н.К. Социальное здоровье школьников - условие, ориентир и результат реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения / Н.К. Тихомирова, Л.В. Орман. Ярославль, 2009.

11. Gafiatulina N.Kh. Integration of health-saving technologies in the process of educational and professional socialization of the Russian student-age population. International Journal of Applied Exercise Physiology / N.Kh. Gafiatulina, L.I. Makadei, I.V. Gluz-man, A.D. Lozhechkina, L.A. Volkova, A.P. Bandurin. 2019. Т.8. № 2.1. С. 293-300.

12. Грибакин А.В. Жизненный путь индивида как социально-историческое утверждение человека. Иркутск, 1995.

13. Глазырин В.А. Социология. М., 2012.

14. Рarsons T. The Social System. N.Y., 1951.

15. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. М., Мысль, 2007.

4. Yezhov O.N. The paradigm of life in foreign sociology // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2005. Volume VIII. № 3. P. 21-33.

5. Malyarov N.A. Human life: definition and content of the concept // Electronic scientific journal «Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development». 2013. № 2. P. 8-21.

6. Vaskov M. Value orientations of russian youth in the system of managing the moral security of society. BicHUK Ha^oHa^bHoi' aKageMii KepiBHUix KagpiB Ky^bTypw i MMCTe^rB / M. Vaskov, A. Rezvanov, V. Kasyanov, S. Samygin, N. Gafiatulina, D. Zagutin, L. Scherbakova. 2018. № 2. C. 134-140.

7. Zobov R.A. Social health and socialization of a person / R.A. Zobov, V.N. Kelasyev; under the general ed. V.N. Kelasieva. St. Petersburg, 2005. P. 5-14.

8. Boldina M.A. Social health: theoretical approaches, models, development technologies: materials of the Intern. scientific-practical conf. Tambov, 2008. P. 11-17.

9. Baykova L.A. Social health of children and youth: methodology, theory and practice : monograph. Ryazan, 2011. 224 p.

10. Tikhomirova N.K. The social health of schoolchildren is a condition, benchmark, and result of the implementation of federal state educational standards of primary general education of the second generation / N.K. Tikhomirova, L.V. Orman. Yaroslavl, 2009.

11. Gafiatulina N.Kh. Integration of health-saving technologies in the process of educational and professional socialization of the Russian student-age population. International Journal of Applied Exercise Physiology / N.Kh. Gafiatulina, L.I. Makadei, I.V. Gluzman, A.D. Lozhechkina, L.A. Volkova, A.P Bandurin. 2019. T. 8. № 2.1. C. 293-300.

12. Gribakin A.V. The life path of an individual as a socio-historical statement of man. Irkutsk, 1995.

13. Glazyrin V.A. Sociology. M., 2012.

14. Parsons T. The Social System. N.Y., 1951.

15. Zubok Yu.A. The risk phenomenon in sociology. M., Thought, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.