Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 243-245
УДК 338.2
СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИННОВАЦИИ
© 2013 г. Ю.В. Трифонов, Д.Ю. Соколов
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 08.07.2013
Исследуется проблема снижения рисков инновационной деятельности, обосновывается значение определения и приводятся схема и критерии срока инновационности продукта, процесса или метода.
Ключевые слова: инновационная деятельность, срок инновационности, снижение рисков.
Снижение рисков инновационного развития - важная задача, решаемая субъектами хозяйственной деятельности. Помимо рисков, заключенных в процессе подготовки, разработки и внедрения инновации, основная неопределенность связана с уровнем эффективности будущей инновации, а также с рядом факторов, такими как: степень открытости инновации для копирования конкурентами, минимально возможные сроки такого копирования, длительность коммерческого (либо иного) эффекта от инновации.
В соответствии с Федеральным законом от
21.07.2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», инновации рассматриваются как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [1]. Данное определение выделяет четыре объекта применения инноваций: продукт, процесс, метод продаж и организационный метод. Однако в законе не указано, как долго новый или значительно улучшенный продукт, процесс или метод будет считаться инновационным. Сколько пройдет времени, прежде чем он перестанет являться таковым? Почему информация о сроке может быть полезной и кому она может пригодиться?
По нашему мнению, определить срок инновационности объекта важно, в первую очередь, для государства и разработчика-продавца. Общие цели определения временн обеих сторон следующие:
1) стратегические (более точные значения показателей инновационного развития определяют судьбу инновационных проектов);
2) финансовые (корректировка объемов и сроков финансирования);
3) тактические (распределение ресурсов по приоритетным направлениям);
4) иные.
В «Методике оценки уровня инновационной активности и инновационности товаров (услуг) организаций, муниципальных образований, республики», утвержденной постановлением премьер-министра Республики Татарстан от
31.12.2012 г. № 1190, предложено с учетом общепринятой мировой и европейской практики определять срок инновационности продукции следующим образом: продукция инновационна до момента появления более инновационной, но не менее 1 года и не более 3-х лет. Срок инновационности определяется специализированными организациями (органами оценки), обладающими соответствующими знаниями и имеющими возможность произвести оценку или подтвердить инновационность продукции (услуги) [2].
Стоит также отметить, что официальные данные о состоянии сферы инноваций РФ, публикуемые Федеральной службой государственной статистики, учитывают инновационные товары, работы и услуги сроком за 3 года, что следует из соответствующего определения [3].
Такой подход понятен, но он лишь частично соответствует толкованию «инновации», закрепленному Федеральным законом № 254-ФЗ. В частности, речь идет только о продукте (товаре или услуге), но не о процессе или методе. Также стоит отметить, что «Методика...» действует только на уровне республики, а на федеральном уровне подобных документов не принято.
Указанные выше цели определения срока инновационности имеют свои особенности для
Пр - прибыль Т - время Прп - прибыль нормальная (без учеаа изменения во времени) Пре - прибыльэкономи ческая
1Ш - срок иншова циоееоcти
Рис. 1. Графическое изображение срока инновационности продукта, процесса или метода
государства и разработчика-продавца. Разница м ежду ними заключается в том, что государству важно определить срок инновационности для статистического учета и планирования целевых показателей в сфере развития инноваций, а также для формирования бюджета на поддержку инноваций. Разработчику-продавцу важна прибыль от инвестиций, поэтому для него продукт, процесс или метод будет инновационным до тех пор, пока на рынке действует эффект, выражающийся в разнице между экономической (в результате использования инновации) и нормальной прибылью (см. рис. 1).
Задача любого из объектов инновации заключается в экономической эффективности его применения. Например, продавая инновационный продукт, предприятие выигрывает либо за счет увеличения объема продаж и/или возможности завысить цены, либо за счет более значительной, чем у конкурентов, экономии на издержках, либо в результате реализации всего перечисленного. В случае с инновационным процессом или организационным методом, предприятие экономит на издержках либо, в зависимости от характера инновации, увеличивает объем производства при сохранении величины издержек на прежнем уровне. Если инновация в методе продаж, то увеличение прибыли достигается за счет повышения объема продаж и/или цен и/или за счет сокращения издержек. Если это общественно значимый продукт, процесс или метод, то выгода предприятия также может быть в получении государственной поддержки, прочих инвестиций.
На наш взгляд, объект инновационен, пока не существует его аналогов, либо пока не исчерпан планируемый эффект от новшества. Определение строгих границ (например, как указано выше, от 1 года до 3 лет) упрощает процесс планирования, финансирования, сбора и обработки статистических данных и т.д. Но не
всегда такой подход будет точным отражением действительности. Инновация может выходить за рамки сроков из-за продолжительности действия эффекта от ее внедрения либо не успеть перейти однолетнюю границу ввиду быстрого появления аналогов.
Критерии определения срока инновационности могут быть следующие:
1) самостоятельное планирование субъектом нововведения инновационного жизненного цикла объекта;
2) экспертное мнение (привлечение специалистов для оценки срока инновационности);
3) определение нижнего и/или верхнего предела «жизни» инновации (минимально и/или максимально возможная по времени результативность инновации); подобно видам сценариев (пессимистичный, оптимистичный и реалистичный) в стратегическом менеджменте данный критерий может также иметь и наиболее вероятное значение срока инновационности;
4) точная либо иная величина срока, установленная нормативным документом для соответствующего вида инновации;
5) оперативное определение срока (оценка разницы между экономической и нормальной прибылью на протяжении жизненного цикла инновации), - этот критерий, в отличие от остальных, подразумевает анализ результатов уже внедренной инновации и прогнозирование ее дальнейшего жизненного цикла.
Подводя итог, стоит отметить, что «Концепцией развития национальной системы стандартизации РФ», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2012 № 1762-р предусмотрено развитие стандартизации инновационной продукции [4]. Поэтому установление сроков позволит точнее определять, какой продукт (процесс, метод) является инновационным на данный момент. На основе сроков инновационности могут корректиро-
ваться различные интегральные показатели, статистические данные, объемы финансирования инноваций. В рамках отдельного предприятия знание границ инновационности будет способствовать эффективному функционированию механизмов планирования, организации, финансирования и контроля инновационной деятельности, а также (косвенно) и других механизмов [5].
Список литературы
1. Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4602.
2. Постановление премьер-министра республики Татарстан от 31.12.201 2г. № 1190 «Об утверждении методики оценки уровня инновационной активности и инновационности товаров (услуг) организаций, муниципальных образований, республики» // Сбор-
ник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 25.01.2013. № 7. Ст. 0193.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru. - ЦКЪ: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/mi nnov-1.htm (дата обращения: 13.05.2013).
4. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2012 № 1762-р «Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 01.10.2012. № 40. Ст. 5485.
5. Трифонов Ю.В., Соколов Д.Ю. Механизмы стратегического управления инновационной деятельностью на предприятиях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2. Часть 2. С. 261-264.
6. Трифонова Е.Ю., Тумаков Н.С. Повышение эффективности стратегического управления интеграционными процессами в экономике // Экономический анализ: теория и практика: Научно-практический и аналитический журнал. 2012. № 24 (279). С. 25-30.
REDUCING THE RISKS OF INNOVATION ACTIVITY ON THE BASIS OF DETERMINING THE LIFE CYCLE OF INNOVATION
Yu. V. Trifonov, D.Yu. Sokolov
The problem of reducing the risks of innovation activity is investigated, the importance of determining the risk is substantiated, the scheme and the criteria for the period of innovativeness of a product, process or method are presented.
Keywords: innovative activity, period of innovativeness, reduction of risks.