- формы и показатели статистической налоговой отчетности;
- способы, приемы и показатели оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов;
- показатели и методы налогового планирования (прогнозирования) и бюджетирования, методики расчета показателей налоговых планов (бюджетов);
- способы и инструменты координации исполнения налоговых планов (прогнозов), бюджетов;
- виды и формы государственного налогового контроля;
- показатели и методики оценки эффективности системы государственного налогового контроллинга, ее функциональных подсистем (информационно-сервисной и менеджерской) и их элементов;
- прочие инструменты.
Эффективная организация процесса управления налоговыми потоками государства потребует создания специального органа, который будет организовывать, контролировать и координировать этот процесс. Поскольку Минфин РФ является основным субъектом управления налогами, было бы целесообразно создать в составе данного субъекта Федеральную службу государственного налогового контроллинга с привлечением для работы на постоянной основе необходимых научных кадров. В связи с тем что налоговая и бюджетная системы в РФ представлены тремя уровнями, очевидно, что и служба государственного налогового контроллинга должна существовать на каждом из этих уровней. Функциями этой службы должны быть:
- оценка, мониторинг и координация проводимой государством налоговой политики;
- аналитика и координация деятельности всех нижестоящих субъектов государственного налогового контроллинга;
- осуществление налогового планирования (прогнозирования) и бюджетирования на всех уровнях бюджетной системы;
- разработка мер налогового регулирования и контроля;
- разработка и внесение в Минфин РФ предложений относительно развития и совершенствования действу-
ющей системы налогов и сборов и налоговой политики государства;
- разработка управленческих решений по налоговым доходам, налоговым расходам, налоговой прибыли, их доведение до Минфина РФ, а также продвижение и мониторинг их исполнения и др.
Решение о создании специализированной службы государственного налогового контроллинга потребует решения таких вопросов, как:
1) предварительная оценка эффективности данной службы, производимая путем сопоставления предполагаемых ресурсных затрат на нее и ожидаемого от результатов ее деятельности экономического эффекта;
2) в случае принятия положительного решения относительно создания этой службы необходимо обеспечить нормативно-правовую базу, регламентирующую ее статус и функции.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, под государственным налоговым контроллингом следует понимать многофункциональную и координирующую систему управления налоговыми потоками государства, интегрирующую в единый комплекс такие элементы и функциональные блоки, как концепция, система координации, методологическая и инструментарная база обеспечения процесса управления налоговыми потоками государства, информационно-сервисное обеспечение данного процесса и государственный налоговый менеджмент.
1. Барулина Е.В., Барулин С.В. Налоговый контроллинг компании: налоговый менеджмент, информационно-сервисное обеспечение процесса управления. Саратов: СГСЭУ, 2014.
2. Калинина Н.М., Метелев И.С. Применение инновационных технологий управления в налоговом администрировании: налоговый контроллинг // Налоги и финансовое право. 2013. № 5. С. 151 - 157.
3. Окраинец Т.И., Фомина О.А. Проблемы внедрения системы налогового контроллинга на предприятиях угольной отрасли // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2010. № 4. С. 325 - 331.
4. Фомина О.А. Механизм оптимизации финансовых ресурсов предприятия в системе стратегического налогового контроллинга. иР1_: http://www.e-rej.ru/Articles/2007/Fomina.pdf.
[email protected] Николай Иванович Ильин,
доктор экономических наук, советник директора, профессор кафедры правосудия и процессуального права, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Ксения Ивановна Бабина,
аспирантка кафедры правосудия и процессуального права, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 336.7 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
РОЛЬ БАНКОВ В ФИНАНСИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Банки занимают значительное место в инновационном процессе. Активная позиция банка заключается в формировании союза финансистов, промышленников и ученых. Пассивную позицию банков в инновационном процес-
се характеризует ситуация, когда промышленники вместе с учеными после окончания разработки программы обращаются в банк за выделением средств на реализацию проекта. В данном случае банк обязан выполнить сложный анализ технико-экономического обоснования программы, что увеличивает время ее реализации. Авторы обращают внимание на особую роль кредитных организаций в финансировании инновационных проектов, степень риска в которых зачастую зависит от непрогнозируемой возможности и способности заемщика достигнуть предполагаемого при получении кредита эффекта от внедрения или разработки проекта. В статье проводится анализ финансирования инновационных проектов, рассматриваются возможности проектного финансирования, делается акцент на законодательном закреплении понятия инновационности, признаках инновационности. Авторы приходят к выводу, что договорный процесс урегулирования правоотношений в области проектного финансирования прежде всего является процессом творческим, основанным на детальном изучении взаимодействия всех участников финансирования и фактических обстоятельств кредитуемого проекта. Понимание правовых норм и умение их применить исходя из насущных потребностей субъектов кредитования, безусловно, станут залогом успеха в работе подразделения, обеспечивающего правовую защиту.
Ключевые слова: инновации, банк, кредитование, проектное финансирование, финансовые ресурсы, инно-вационность.
N.I. Ilyin, K.I. Babina
THE ROLE OF BANKS IN FINANCING INNOVATIVE PROJECTS
The paper states that banks play significant role in the innovation process. The active role of the bank is to bring together financiers, industrialists and scientists. The passive role of the bank in the innovation process is evident in the situation when industrialists and scientists apply to the bank for a loan after discussing and planning a project. In this case, the bank is obliged to perform a complex analysis of the feasibility report of the project which increases the time of its implementation. The authors highlight special role of credit institutions in the financing of innovative projects. The risks of those projects depend largely on the often unpredictable opportunities and ability of borrowers to achieve the stated, when obtaining a loan, result from the introduction or development of the project. The paper analyzes the financing of innovative projects, discusses the potential of project financing, and highlights the necessity of legislative consolidation of the concept of innovation and indicators of innovation. The authors conclude that negotiating and legal regulation in the field of project financing is primarily a creative process based on a detailed study of the interaction of all participants in the financing and specific circumstances of the financed project. The paper proves that understanding of the legal norms and ability to apply them according to immediate needs of the recipients of credit facilities will undoubtedly ensure the success of the bank unit that provides legal support.
Keywords: innovation, bank, lending, project financing, financial resources.
Одной из наиболее важных проблем развития банковского сектора России является повышение его роли в социально-экономическом развитии страны, определяющее успех модернизации производства и перспективы инновационного роста. Однако до сих пор остаются открытыми вопросы: в чем конкретно должна состоять роль банков в стимулировании инноваций и в чем заключаются предпосылки ее выполнения банками?
Банки играют значительную роль в инновационном процессе. Это активная позиция банка по формированию союза финансистов, промышленников и ученых. Пассивная роль банков в инновационном процессе характеризует ситуацию, когда промышленники вместе с учеными после окончания разработки программы обращаются в банк за выделением средств на реализацию проекта. В данном случае банк обязан выполнить сложный анализ технико-экономического обоснования программы, что увеличивает время ее реализации [3, с. 24].
Банк осуществляет три главные функции, выступая в качестве кредитного учреждения:
1) кредитование незавершенного производства научных исследований и разработок, выполняемых научными организациями по договорам с заказчиками,
оплачивающими работы лишь после их полного завершения и приемки;
2) банк может выступать в роли органа, уполномоченного заказчиками проекта контролировать ход и качество работ, отвечать за целевое и эффективное использование выделенных средств;
3) банк, кредитуя какой-либо проект, выступает в роли источника инвестиций. В этом случае он рискует собственными ресурсами [2, с. 23].
Банки ПРС при заключении кредитных договоров, как правило, придают инновационному потенциалу фирмы-клиента столь же большое значение, как и устойчивости ее финансового положения.
Ставка на привлечение иностранного капитала в финансирование инноваций, по нашему мнению, нецелесообразна по ряду причин, потенциально угрожающих экономической безопасности, а именно: направленность инвестиций в сырьевые отрасли, торговлю и строительство, что не отвечает инновационным приоритетам развития; финансирование в основном иностранных дочерних компаний, вызывающее отток капитала из России; перенос производств, не отвечающих международным экологическим стандартам; жесткие требования креди-
торов по возврату долга к отечественным компаниям в условиях дефицита ликвидности. Активность дочерних структур иностранных банков, на которую делают ставку Правительство Российской Федерации и Банк России, определяется не инновационными ориентирами развития экономики, а внешней конъюнктурой, тенденциями зарубежных рынков, которые, как свидетельствует опыт, в любой момент могут привести к сокращению их деятельности в России.
Источниками инвестиций выступают и собственные средства инициаторов проектов. Однако с макроэкономических позиций самофинансирование инвестиций не может вызвать качественных сдвигов в экономике и говорит о неудовлетворенном спросе на инвестиционные ресурсы. Даже в развитых странах собственные ресурсы компаний никогда не бывают достаточными для прорывных, крупных инвестиций. В этой связи огромное значение для российских компаний имеет возможность привлечения масштабных и доступных ресурсов на финансовом рынке.
Что касается нерыночных источников финансирования инвестиций в инновации, то государственные инвестиции через институты развития, федеральные целевые и адресные инвестиционные программы имеют целый ряд серьезных недостатков, снижающих их привлекательность для частных инвесторов: непрозрачность в формировании инвестиционных программ, отсутствие гарантий выделения средств, несвоевременное доведение лимитов финансирования, нецелевое и несвоевременное использование выделенных средств. По нашему мнению, в этом случае необходимо повысить роль банков, которые должны инициировать краткосрочные кредитные продукты, сглаживающие названные недостатки за счет своей гибкости и жесткости банковского контроля. В частности, для нивелирования проблем несвоевременного выделения бюджетных средств банки могут открывать краткосрочные кредитные линии, предусматривающие выдачу траншей под отдельные этапы инвестиционных проектов и погашение кредитов за счет выделяемых в последующем источников, что обеспечит для инициаторов проектов начало их выполнения и связано для банков с приемлемым уровнем риска.
Ключевая роль банков в инвестиционно-инновационном процессе, помимо их финансового потенциала, на который в основном обращают внимание экономисты, определяется также целым рядом других преимуществ банков в сравнении с прочими участниками финансового рынка. В частности, это способность банков к реализации индивидуального подхода к клиентам, основанного на выявлении и мониторинге их потребностей; возможность принятия повышенных рисков, сопутствующих кредитованию инвестиционных проектов, в силу диверсификации кредитного портфеля и широкого набора инструментов риск-менеджмента; навыки проектного анализа; гибкие инвестиционные и кредитные технологии; опыт взаимодействия с международными и иностранными финансовыми организациями, органами государственной власти, целевыми фондами и практика межбанковского взаимодействия, что важно для развития рынка синдицированных кредитов.
Проектное финансирование представляет собой прогрессивный инструмент будущего, включающий со-
вокупность мероприятий, направленных на привлечение денежных и иных материальных средств под активы и денежные потоки компании. Первоначально роль банков в проектном финансировании была вспомогательной как поставщика ресурсов, и они имели опосредованный контроль над проектами. Постепенно, пользуясь своим положением в рыночной системе, прежде всего накапливаемой в ходе кредитования проектов информацией, квалифицированными кадрами, банки получили возможность контролировать проекты и даже влиять на ход их выполнения, например, путем воздействия на состав участников проектов, распределения между ними рисков и стали играть главную роль в системе проектного финансирования.
В настоящее время зарубежные банки выступают инициаторами проектных циклов компаний, обеспечивая им и себе приемлемый уровень проектных и кредитных рисков, и важнейшим звеном в инициировании инвестиционных планов мировой экономики. Таким образом, ключевыми кредитными продуктами банков стали продукты по инициированию проектов и управлению рисками, в которых банки выступают организаторами проектов, их риск-менеджерами и консультантами. Проектное финансирование следует рассматривать уже не просто как способ финансирования проектов, а как комплексный банковский продукт по организации финансирования проектов, позволяющий банкам максимально учитывать их специфику и по возможности улучшать показатели проектов.
Через проектное финансирование растет объем привлекаемых инвестиций в производственные и инфраструктурные сферы. В этом случае объект вложения средств инвесторов - конкретный инновационный проект, а не в целом производственно-хозяйственная деятельность компании. Часто для получения и использования проектного финансирования создают отдельную, так называемую проектную компанию.
Источником возврата вложенных средств является прибыль от реализации инновационного проекта (обособленная от финансовых результатов деятельности инициаторов проектов). Комплекс финансирования может включать многообразные источники и формы (кредит, финансовый лизинг, приобретение банком доли в уставном капитале инициатора проекта, учреждение новой специальной компании с долевым участием инициатора проекта, банка и привлеченных соинвесторов, выпуск целевых облигационных займов и т.д.).
Особая роль в кредитовании отводится кредитным организациям, готовым финансировать инновационные проекты, степень риска в которых зачастую зависит от непрогнозируемой возможности и способности заемщика достигнуть предполагаемого при получении кредита эффекта от внедрения или разработки проекта.
На законодательном уровне понятия, связанные с инновационностью, введены Федеральным законом от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"» [1].
Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.
Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Признаки инновационности проектов и технологий могут быть определены с помощью Руководства по сбору и анализу данных по инновациям общепризнанного в мире справочного и методологического издания в области инноваций, разработанного и утвержденного ОЭСР. В этом документе, как совершенно справедливо отмечено в предисловии к русскому изданию, дается ключ к пониманию инновационных процессов и связанных с ними феноменов. Представленный в Руководстве результат глубокого методологического анализа дает возможность понять отличительные признаки типов инноваций, примеры инноваций в различных сферах деятельности, способы их измерения, а также многие прикладные вопросы. Руководство является незаменимым подспорьем для разработки программ кредитования инновационных проектов.
Инновационные проекты требуют значительных вложений при небольшой или долговременной отдаче, но при этом являются насущными и даже жизненно необходимыми для развития определенного сектора экономики или целой отрасли промышленности.
Сделки по финансированию инновационных проектов зачастую не являются прибыльными для банка-кредитора, разве что репутационно, при этом требуют не меньшей проработки и сопровождения, чем коммерчески выгодные проекты.
Цели финансирования инновационных проектов:
- приобретение нематериальных активов (патентов, лицензий, ноу-хау и других объектов интеллектуальной собственности, в том числе программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и др.) для их последующего использования в хозяйственной деятельности и коммерциализации;
- приобретение оборудования, модельный ряд которого не старше пяти лет, или технологий, основанных на российских или международных патентах с приоритетом не старше пяти лет;
- внедрение в хозяйственную деятельность и коммерциализация технологий, основанных на принадлежащих заемщику нематериальных активах (патентах, лицензиях, ноу-хау и других объектах интеллектуальной собственности, в том числе программах для ЭВМ, базах
данных, изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах и др.);
- осуществление исследований и разработок в целях запуска производства инновационной продукции.
При этом решение о финансировании проекта должно приниматься на основании документально подтвержденной возможности субъекта реализовать проект, т.е. при наличии прав собственности на действующий российский или международный патент на изобретение или полезную модель, используемые в проекте, со сроком действия не менее срока кредитования, при наличии лицензионного соглашения на использование патента, контрактов, подтверждающих приобретение для реализации проекта высокотехнологичного оборудования или технологий.
На начальной стадии возможно предоставление патентной заявки, принятой к рассмотрению в соответствии с требованиями российского законодательства или экспертного заключения.
Финансирующий банк оставляет за собой право контролировать прохождение инновационным проектом обозначенных при рассмотрении кредитной заявки ре-перных точек его реализации и в случае недостижения поставленных целей финансирования может принимать предусмотренные межбанковским кредитным договором меры: увеличивать процентную ставку за пользование кредитом для банка-партнера или осуществлять иные действия вплоть до досрочного истребования кредита у банка-партнера. Данные меры направлены на повышение качества работы банка-партнера на стадии принятия решения о финансировании проекта.
Понятно, что такого рода кредитные продукты приемлемы для финансирующего банка преимущественно при его участии в государственных программах, а для банка-партнера являются редкой возможностью получения долгосрочных ресурсов для их размещения в долговременные и интересные проекты.
Договорный процесс урегулирования правоотношений в области проектного финансирования является процессом творческим, основанным на детальном изучении взаимодействия всех участников финансирования и фактических обстоятельств кредитуемого проекта. Понимание правовых норм и умение их применить исходя из насущных потребностей субъектов кредитования, безусловно, станут залогом успеха в работе подразделения, обеспечивающего правовую защиту.
1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"» от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ // Российская газета. 2011. 26 июля.
2. Глебова О.В. Методологические основы формирования системы оценки и мониторинга НИОКР на научно-производственных предприятиях: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Н. Новгород, 2012.
3. Прошунин М.М. Правовые вопросы проведения кредитными организациями депозитно-расчетных банковских операций в рамках финансового мониторинга // Банковское право. 2009. № 4. С. 22 - 27.