УДК 94
СНГ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА
В 1991-2000 ГОДЫ
Уатай А.
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. Рассматриваются факторы, оказавшие влияние на формирование внешней политики Республики Казахстан на СНГ, анализируются внешнеполитические приоритеты страны, дается обзор внешнеполитических итогов в 1990-х гг.
Ключевые слова: Казахстан, Содружество Независимых Государств, Внешняя политика, постсоветское пространство.
Введение. Распад Советского Союза привел к серьезным геополитическим изменениям на карте мира. Начавшиеся в стране социальные и экономические преобразования, привели к кризисным явлениям. Так, в СССР появились новые национальные политические силы, в свете либерализации СМИ и политической жизни обострились межнациональные противоречия, начался рост национального самосознания у народов Советского Союза. В результате дезинтеграционных тенденций, дальнейшие события 1990-1991 гг. заставляли союзные республики двигаться по пути упрочнения самостоятельности.
Стоит отметить, что на протяжении 1991 г. делались попытки по предотвращению центробежных тенденций внутри Советского Союза. Однако, уже 2 декабря 1991 г. был подписан Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР, которым были установлены обязательства по участию в погашении долгов Советского Союза союзными республиками в установленных долях [1].
Окончательный распад Советского Союза произошел 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Беловежская пуща), когда руководителями России - Б. Ельциным, Украины - Л. Кравчуком, Беларуси - С. Шушкевичем было заключено Соглашение об образовании СНГ (неофициальное название - Беловежское соглашение). В результате подписанного документа, руководители России, Украины и Беларуси констатировали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование» [2].
Методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы, методы исследования международных отношений и специально исторические методы.
Использование общенаучных принципов и методов - абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения - позволило рассмотреть наиболее важные аспекты предмета изучения в динамике развития, сопоставлении, с позиций объективности и обеспечило целостность исследования вопроса участия Казахстана в развитии интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Благодаря общенаучным методам анализа и синтеза, смог проанализировать участие Казахстана в развитии интеграции на постсоветском пространстве.
Россия, Украина и Беларусь подписали Соглашение об образовании СНГ и основывались на общем историческом прошлом народов, а также на существующих между ними связях. В основе нового Объединения легли принципы взаимного уважения прав и свобод новых государств: «уважения суверенитета, права на самоопределения, невмешательство в другие дела, от-
каза от применения силы и различных методов давления на партнеров по Содружеству» [2].
В Преамбуле Соглашения о создании СНГ отмечалось, что, хотя СССР и прекращает свое существование как геополитическая реальность и субъект международного права, тем не менее, ряд факторов, в том числе и «многомерные связи» между бывшими союзными республиками, диктуют взаимное тяготение к интеграции [3]. Как отмечает в своей монографии белорусский исследователь А. Акулик, «интеграция была обусловлена уже тем очевидным фактом, что СССР являлся единым, взаимосвязанным экономическим комплексом» [3].
Участники, подписавшие Соглашение, обязались развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и стран в области политики, экономики, культуры, образования, охраны здоровья, окружающей среды, науки, торговли.
Несмотря на кризисные явления, которые сложились на последнем этапе существования Советского Союза, республики обладали тесными экономическими связями. В частности, в соответствии с данными межотраслевого обмена по 104 областям народного хозяйства позднего Советского Союза показывают, что Азербайджан ввозил продукцию 101 отрасли, вывозил - 84 отраслей, для Армении эти показатели составляли соответственно 100 и 79, Казахстана - 103 и 89, Кыргызстана - 98 и 64, Молдовы - 99 и 69, России - 102 и 104, Таджикистана - 100 и 71, Туркменистана - 97 и 42, Узбекистана - 102 и 84, Украины - 102 и 100, Беларусь 102 и 93 [3]. Разорвать подобные связи, особенно в новых условиях, развития механизмов стартовых условий перехода к новым хозяйственным механизмам рыночной экономики было крайне сложно. Поэтому было принято решение дальнейшей о включении в Содружество других союзных республик.
Уже 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате прошла встреча руководств 11 республик, к трем уже подписавшим Беловежские соглашения, присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В ходе данной встречи была принята так называемая Алма-Атинская Декларация (Декларация о целях и принципах СНГ), а также Протокол к Соглашению о создании СНГ [4]. Таким образом, политические элиты новых государств пришли к выводу, что строительство независимых демократических государств должно осуществляться совместными усилиями бывших республик СССР в рамках нового объединения.
Алма-Атинская декларация определила основные цели и принципы Содружества, его основу. Суть Декларации заключалась в необходимости «сохранить между странами налаженные в годы СССР экономические, социальные контакты, а также оказывать друг другу помощь и поддержку в новых условиях развития независимых государств» [4].
Целью образования СНГ, по заявлению инициаторов его создания, являлось облегчение перехода республик в качественно иное состояние [4]. Для координации деятельности субъектов Содружества создавался высший орган - Совет руководителей государств. Решение социально-экономических вопросов поручалось Совету руководителей правительств. Совместной сферой деятельности государств - членов СНГ объявлялись: координация внешней политики; экономическое сотрудничество, как на территории СНГ, так и на
Казанский вестник молодых ученых
европейском и азиатском рынках; охрана окружающей среды; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью [4].
В течение 1992 г. сформировалась нормативная правовая база СНГ, которая была направлена на преодоление первых кризисных явлений, формирование новых вооруженных сил бывших союзных республик, социальной политики стран, оказание различной помощи друг другу.
В марте 1992 г. было принято Решение Совета глав государств СНГ о разрешении комплекса вопросов, связанных с правопреемством государственной собственности, государственных архивов, долгов, активов бывшего СССР.
Однако, на начальном этапе суверенизации бывших союзных республик проблема коллективной безопасности стала ключевой. Организации стран Варшавского договора уже не существовало, а военно-политический блок НАТО был реальной силой. Стали обозначаться новые риски и угрозы. Особую остроту приобрели межнациональные конфликты, разрешение которых требовало совместных усилий нескольких государств [6]
Процесс суверенизации государств все больше поворачивал их к необходимости полноценной защиты своего политического и экономического суверенитета, реализации национальных интересов в разворачивающихся региональных интеграционных процессах. Однако стремление к сохранению на начальном этапе объединенного командования и объединенных вооруженных сил, коллективной охраны внешних рубежей вошло в противоречие с особенностями строительства ряда новых независимых государств, взявших курс на обособление. Уже с начала 1990-х гг. остро встал вопрос о возможном присоединении ряда бывших советских республик к блоку НАТО. Сказывались также и вооруженные конфликты, которые разгорелись в некоторых странах: гражданские войны в Молдове, Грузии, Таджикистане, в особенности крупномасштабный армяно-азербайджанский конфликт [3].
Во время очередного заседания Совета глав правительств СНГ 15 мая 1992 г. был подписан Договор о коллективной безопасности [24]. В момент подписания договора к нему присоединились Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 г., Грузия - 9 сентября 1993 г., Беларусь - 31 декабря 1993 г. [9]
К 1993 г. наметилась тенденция к постепенному преодолению центробежных тенденций в странах бывшего Советского Союза. Одним из проявлений данного явления стало укрепление основных институтов СНГ. Существенным стимулом для этого стало принятие Устава СНГ 22 января 1993 г. Хотя решение об Уставе было подписано в Минске только семью из десяти участников Содружества, а сам он вступил в силу спустя год, формирование предусмотренных уставом органов СНГ началось еще до вступления этого документа в силу. Документ определил цели и принципы Содружества, сферы совместной деятельности, порядок принятия новых членов и правила выхода из СНГ, регулировал структуру органов Содружества, определив их функции и задачи [11].
В соответствии с Уставом СНГ целями Содружества являются следующие:
- осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
- всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
- обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и документами ОБСЕ;
- сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
- содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
- взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества [11].
Уже на этапе принятия Устава СНГ, стало очевидно, что свое мнение относительно интеграции на постсоветском пространстве изменили Туркменистан и Украина, которые не подписали Соглашение о принятии Устава Содружества. Туркменистан уже с первой половины 1990-х гг. стремился проводить изоляционную политику, опасаясь усиления других держав, в частности России, Турции либо США, поэтому интеграция на постсоветском пространстве для Ашхабада не представляла интерес.
Налаживание многосторонних связей продолжилось в сфере развития экономической интеграции. 24 сентября 1993 г. в рамках СНГ был подписан Договор о создании Экономического союза, который был направлен на поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений [13]. Подписанный документ преследовал реализацию формирования условий стабильного развития экономик стран-членов СНГ, поэтапного создания общего экономического пространства на базе рыночных отношений, создания одинаковых возможностей и гарантий для всех субъектов хозяйствования, совместную реализация проектов, а также решение экологических проблем [13].
Однако, несмотря на все усилия укрепить интеграцию на постсоветском пространстве было уже сложно. В рамках СНГ наметились дезинтегра-ционные тенденции. Это касалось не только экономической интеграции, а также и включения в работу иных интеграционных блоков. Уже в процессе становления СНГ возникали и иные сложности межгосударственного сотрудничества [14].
С геополитической точки зрения, молодые государства стали развивать связи балансируя по векторам: Запад и Россия; Запад и Россия, Азия; исламский мир и Азия. После распада Советского Союза и ослабления геополитической роли в бывших республиках российского влияния, в центральноазиатских регион стало проникать влияние Турции, Ирана, стран ЕС и США, для бывших кавказских республик также стало характерно установление тесных связей с другими странами, ранее не входящими в социалистический блок. Бывшие советские республики Восточной Европы, входящие в СНГ, такие как Украина, Беларусь и Молдова стали подвержены влиянию Евросоюза и США [15].
Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан вошли в состав государств-членов Организации Исламская конференция (ОИК), что сблизило их с мусульманскими странами региона, кото-
Казанский вестник молодых ученых
рые по религии и культуре традиционно были ближе, чем государства восточных славян [16].
СНГ превратился в форум, «на котором руководители государств-участников обмениваются мнениями по узловым вопросам мировой политики и деятельности» [18].
Таким образом, создание СНГ незамедлительно породило споры, в том числе и среди научного сообщества о продуктивности и долговременности организации. Стоит отметить, что интеграция, несмотря на наличие благоприятных факторов, обусловленных общим историческим прошлым в рамках СССР, не получила желаемых результатов. Развитию интеграции в рамках СНГ помешала совокупность факторов экономического, политического и военного характера. Основной причиной, оказавшей негативное влияние на развитие интеграции в рамках СНГ, стали противоречия, связанные с гражданскими войнами в Молдове, Узбекистане, а также национально-освободительные войны в Грузии, Азербайджане, боязнь молодых государств утратить свой суверенитет. Разнонаправленные процессы субрегиональной интеграции и проникновение на постсоветское пространство других международных организаций (НАТО, ЕС, ОИК), также негативно отразились на общей интеграции в СНГ.
Литература
1. Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР. Москва. 4 декабря 1991 года / Системная история международных отношений. 1945-2003. Документы. под ред. А.Д. Богатуров. Москва: МГИМО, 2003. 502 с.
2. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств / Сайт Исполкома СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=1. - Дата доступа: 01.04.2018
3. Акулик, А.К. Беларусь в интеграционных проектах Минск: Беларуская навука, 2011. 322 с.
4. Алма-Атинская Декларация / Сайт Исполкома СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tis.minsk.by/rœstr/rUindex.html#reestr/view/text?doc=4. - Дата доступа: 07.04.2018.
5. Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения, принято на заседании Совета глав правительств 26 июня 1992 г. в Минске / Социальная политика. Минск: Исполнительный секретариат СНГ, 1995. 208 с. С. 192-198
6. Котляров, И.В. Разрушение Советского Союза: потери и приобретения // СССР: исторический опыт и современность. Минск: ИСПИ, 1998. 65 с. С. 58-63
7. Nodia, G. How different are postcommunist transitions? // Democracy after communism: œll. Of art. / The Johns Hopkins University Press. Baltimore, 2002. P. 3-17
8. Грозин А. СНГ и ГУАМ // Центральная Азия и Кавказ. 2008. № 3-4. С. 240-250
9. Загорский А. СНГ: от дезинтеграции к реинтеграции? Москва: МГИМО, 1994. 36 с.
10. Договор о коллективной безопасности, от 15 мая 1992 г. / Организация Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID= 126. - Дата доступа: 07.04.2017
11. Устав Содружества Независимых государств / Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=187. - Дата доступа: 09.04.2018.
12. Договор о создании Экономического союза / Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=257. - Дата доступа: 11.04.2018.
13. Доленко Д.В. СНГ как приоритет России / Д.В. Доленко, Ж.Д. Конеченко, А.В. Петухов // Социально-политические науки. 2012. № 1. С. 135-139.
14. Королев А.А. Содружество независимых государств: история создания, проблемы, перспективы развития / А.А. Королев, М.М. Мухамеджанов // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 106-112.
15. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция: этносоци-алистические очерки Москва: Издательский центр РГГУ, 1997. 212 с.
16. Гагут Л.Д. СНГ: новый путь развития в XXI веке. М.: Наука, 2001. 763 с.
CIS AS A DIRECTION IN THE FOREIGN POLICY OF KAZAKHSTAN IN 1991-2000
A. Uatay
Kazan Federal University, Kazan, Russia
Abstract. The factors that influenced the formation of the foreign policy of the Republic of Kazakhstan on the CIS are considered, the country's foreign policy priorities are analyzed, and an overview of foreign policy results in the 1990s is given.
Keywords: Kazakhstan, Commonwealth of Independent States, Foreign Policy, post-Soviet space.
Сведения об авторе Author of the publication
Уатай Асхат, студент, Казанский (Приволжский) Askhat Uatai, student, Kazan Federal Universi-
федеральный университет, г. Казань, Россия. ty, Kazan, Russia.
Uataev. [email protected] Uataev. [email protected]
Дата поступления 15.03.2019