Евразийская интеграция: путь от СНГ к ЕАЭС
Е.М. Иванова 1 января 2015 года произошло важное историческое собы-
тие, вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее ЕАЭС)1.
Данный Договор официально учредил ЕАЭС, международ-УДК 339.924 ную организацию региональной экономической интеграции,
ББК 65.7 в рамках которой обеспечивается свобода движения товаров,
И-209 услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоорди-
нированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза2.
На настоящий момент государствами-членами ЕАЭС являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация3.
Создание ЕАЭС предполагает переход на качественно новый уровень взаимодействия между странами, ранее входившими в состав СССР, на так называемом «постсоветском пространстве». Первым, и пока единственным в полном смысле этого слова «универсальным» для бывших союзных республик содружеством, которое объединило все постсоветское пространство, за исключением прибалтийских республик, является Содружество Независимых Государств (СНГ)4.
1 См. официальный сайт ЕАЭС. URL: http://eaeunion.org/ (Дата обращения: 29.05.2015).
2 Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Полный текст Договора доступен на правовом портале ЕАЭС. URL: http://eaeunion.org/ (Дата обращения: 29.05.2015).
3 8 мая в Москве состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС). Одним из основных итогов стало подписание документов в рамках вступления Кыргызстана в ЕАЭС. См. официальный сайт ЕАЭС. URL: http://eaeunion.org/ (Дата обращения: 15.05.2015).
4 Государства-члены СНГ: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
^ 112
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2015
На современном этапе, в связи с «запуском» нового интеграционного проекта - ЕАЭС, можно говорить о том, что идея «евразийской интеграции», предложенная в свое время Н.А. Назарбаевым5, успешно реализуется, переходя из разряда декларативной в реальную, постепенно «перерастая» и логически развивая идею постсоветской интеграции.
Как известно, Н.А. Назарбаев выступил с идеей формирования Евразийского Союза Государств в ходе своего первого официального визита в Россию, 29 марта 1994 года, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова6.
Однако в то время, по мнению ряда исследователей, в частности Лихачева А.Е.7, Четверикова А.О.8, в межгосударственных отношениях преобладали в большей степени дезинтеграционные тенденции, приоритетным являлся процесс самостоятельного формирования национальных государств и их экономических систем, кроме того, постепенно образовывались новые национальные элиты, желающие осуществлять независимую внутреннюю и внешнюю политику.
В связи с этим, бывшие союзные республики были не готовы, по объективным причинам, приступить к реализации идеи «евразийской интеграции» на столь раннем этапе. Тем не менее, несмотря на вышеуказанные «центробежные» тенденции, государства столкнулись с тем фактом, что разрыв хозяйственных связей, которые веками складывались между народами, разрушение общего экономического пространства, существовавшего между бывшими субъектами СССР, влекло за собой огромные экономические издержки, в частности сокращение объемов производства, перебои в работе предприятий, рост цен, безработицу и, как следствие, вело к общему снижению уровня жизни населения9.
Уже вскоре после распада СССР государства постсоветского пространства были вынуждены искать пути восстановления и развития экономических связей в новом для себя формате.
История становления интеграционных процессов на постсоветском пространстве, с момента распада СССР и образования суверенных государств имеет более
5 См. официальный сайт ЕАЭС. URL: http://eaeuni0n.0rg/#ab0ut-hist0ry (Дата обращения: 29.05.2015).
6 См. там же.
7 Лихачев А.Е. Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана: этапы и перспективы интеграционного строительства // Интеграционные процессы в мире и на пространстве СНГ: накопленный опыт, современные тенденции и перспективы / под общ. ред. С.И.Долгова, А.Н. Спартака. М.: ВАВТ, 2011. С. 109-132.
8 Четвериков А.О. Правовые аспекты формирования Евразийского Союза // Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 11-59.
9 Бурмистров В.Н. Актуальные проблемы международной торговли: курс лекций. М.: Весть. 2004. С. 169-176
6 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
113 Q
чем 20-летнюю историю. Для этого периода характерно изменение тенденций как в межгосударственных отношениях в целом, так и в интеграционных процессах.
На основе вышесказанного, представляется интересным рассмотреть становление интеграционных процессов, выделить этапы, пройденные государствами с момента распада СССР, образования СНГ и до создания ЕАЭС.
ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СНГ
Начальным этапом в истории становления интеграционных объединений на постсоветском пространстве является образование СНГ и заключение между государствами-членами первых соглашений интеграционного характера.
8 декабря 1991 года Республика Беларусь, Российская Федерация и Украина, заключившие в далеком 1922 году Договор об образовании СССР10, выступили «Высокими Договаривающимися Сторонами» Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Данное Соглашение официально констатировало прекращение существования СССР и учреждало СНГ11.
В рамках Алма-Атинской конференции 21 декабря 1991 года на основании Протокола к Соглашению о создании СНГ к Содружеству присоединились и другие государства постсоветского пространства, а именно: Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Чуть позднее, в 1993 году к СНГ присоединилась Грузия12.
Алма-Атинская встреча является важной вехой в образовании независимых субъектов международного права на постсоветском пространстве, так как фактически был завершен процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства.
Важнейшим итогом встречи глав государств стало подписание Алма-Атинской Декларации, в которой закреплены основные цели и принципы Содружества13. В частности, в ней закреплялся важнейший принцип интеграционного характера о том, что в рамках Содружества «подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков»14.
Таким образом, бывшие союзные республики, а ныне независимые государства-субъекты международного права и международной политики, уже с момента
10 Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. URL: http://www.rusarchives.ru/ statehood/09-02-deklaraciya-obrazovanie-sssr-1922.shtml (Дата обращения: 25.05.2015).
11 Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года. Текст Соглашения доступен на правовом портале СНГ. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ ru/index.html#reestr/view/text?doc=1 (Дата обращения: 25.05.2015).
12 Грузия официально вышла из состава СНГ в 2009 году.
13 Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 года. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/ index.html#reestr/view/text?doc=4 (Дата обращения: 25.05.2015).
14 См. там же.
^ 114
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2015
принятия решения о ликвидации СССР осознавали объективную необходимость сохранить и перенести на новый уровень развития хозяйственно-экономические связи, исторически сформировавшиеся между ними. В качестве нового направления межгосударственного сотрудничества государства избрали путь интеграции.
Впервые официально положение интеграционного характера было закреплено в Уставе Содружества Независимых Государств 1993 г. В соответствии со ст. 2 данного документа, в качестве одной из целей Содружества провозглашалась «межгосударственная кооперация и интеграция»15. Закрепленная в Уставе интеграционная цель получила свое развитие в 1993-1994 гг., когда государства-члены СНГ предприняли попытку интегрировать все 12 стран СНГ в Экономический союз. Предполагалось, что на пути к Экономическому союзу на базе СНГ государства пройдут ряд этапов: межгосударственную зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также валютный (денежный) союз16.
С этой целью был принят целый ряд соответствующих документов. В частности, следует упомянуть следующие договоры: Договор о создании единого экономического пространства 1994 г., Соглашение о создании зоны свободной торговли 1994 г., Соглашение о создании Платежного союза Государств-участников Содружества Независимых Государств 1994 г.
Тем не менее, многие соглашения, относящиеся к этому периоду, так и не были реализованы, они остались своеобразной «декларацией о намерениях», так как не накладывали никаких жестких обязательств на стороны, а конкретные обязательства следовало согласовывать в отдельных двусторонних и многосторонних до-говорах.17 Принятие практических мер по реализации интеграционных инициатив откладывалось также в силу отсутствия реальной политической воли со стороны руководителей заинтересованных государств.18
Таким образом, идея создания Экономического союза всех 12 государств-членов (участников) СНГ выявила свою несостоятельность, что в итоге привело к новому этапу в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
15 Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года. URL: http://cis. minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=187 (Дата обращения: 29.05.2015).
16 См. Ст. 4 Договора о создании Экономического Союза от 24 сентября 1993 года. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=257 (Дата обращения: 25.05.2015).
17 См. Ст. 1 Договора о создании Экономического Союза от 24 сентября 1993 года. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=257 (Дата обращения: 25.05.2015).
18 Четвериков А.О. Правовые аспекты формирования Евразийского Союза// Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве: монография/ под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 11-59.
6 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
115 Q
СОЗДАНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА
Середину 1990-х годов можно охарактеризовать важным переломом в интеграционных тенденциях. На данном этапе устремление интегрировать все постсоветское пространство сменилось тенденцией субрегиональной интеграции. Так, в частности, постепенно сформировалось «интеграционное ядро» в составе тройки государств, наиболее заинтересованных в углублении интеграции под эгидой России. Этими государствами стали Белоруссия, Казахстан и Россия. Первым шагом на пути к интеграции в более узком составе стало Соглашение о Таможенном союзе, подписанное в январе 1995 года руководителями «тройки»19.
Вышеуказанное интеграционное ядро впоследствии инициировало целый ряд важнейших интеграционных соглашений, к которым присоединились также и некоторые другие государства СНГ20.
Так, в 1999 году был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, к которому также присоединились Кыргызстан и Таджикистан. Посредством этого договора Стороны приняли решение о формировании Таможенного союза (ТС) и создании на его базе Единого экономического пространства (ЕЭП)21.
Соглашения по формированию ТС и ЕЭП требовали реализации, принятия целого комплекса мер. С этой целью 10 октября 2000 года в Астане был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - международной экономической организации, созданной для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования ТС и ЕЭП22. Членами ЕврАзЭС с момента его образования являлись пять государств - Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан23.
Через семь лет после учреждения ЕврАзЭС в октябре 2007 года президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли документы, заложившие фундамент Таможенного союза. Был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, утверждён План действий на 2008-2010
19 Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_6257/ (Дата обращения: 24.05.2015).
20 Важно выделить Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. ( Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан)
21 Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31914/ (Дата обращения: 25.05.2015).
22 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. URL: http://evrazes.com/docs/view/3 (Дата обращения: 25.05.2015).
23 25 января 2006 г. был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана. URL: http://evrazes.com/about/history (Дата обращения: 24.05.2015).
^ 116
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2015
годы по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также Договор о Комиссии Таможенного союза. По аналогии с Таможенным союзом, для углубления интеграции главами государств был принят План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010-2011 гг.24
В соответствии с этими документами государства смогли перейти от декларативной к реальной интеграции. На этом этапе появилась четкая стратегия по созданию Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.
Как итог, в 2011 году фактически завершилось создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана - заработала Единая таможенная территория, а с 2012 года государства-члены осуществили переход к формированию Единого экономического пространства. Для текущего управления ТС и ЕЭП был учрежден первый постоянно действующий орган подлинно наднационального характера -Комиссия Таможенного союза25. Учреждение наднационального органа регулирования подтверждало готовность государств принять на себя реальные обязательства, сопутствующие построению интеграционных процессов. Как известно из общемирового опыта, только в таком случае интеграционные процессы могут эффективно развиваться.
ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
После успешного «запуска» Таможенного союза, а также в преддверии перехода к более высокой ступени интеграции на постсоветском пространстве - формированию Единого экономического пространства, 18 ноября 2011 года, главы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписали важнейший документ на пути к созданию Евразийского экономического союза -Декларацию о евразийской экономической интеграции26.
Согласно Декларации о евразийской экономической интеграции, государства-участники заявляли о своем стремлении завершить уже к 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и на этой основе создать Евразийский Экономический Союз27.
24 Глазьев С.Ю. Евразийская интеграция - ключевое направление политики РФ // Журнал «Изборский клуб». №2 (14). 2014. С. 44-58.
25 Договор о Комиссии Таможенного союза был подписан президентами России, Беларуси и Казахстана 6 октября 2007 года.
26 Декларация о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011г. Текст документа доступен на сайте. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1091 (Дата обращения: 25.05.2015).
27 См. там же.
6 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
117 Q
Уже можно констатировать, что успешное сотрудничество трех стран в первую очередь обусловлено тем, что они не побоялись перейти к «реальной» интеграции (что не было достигнуто в рамках СНГ), то есть делегировать свои полномочия единым органам управления интеграционного объединения, используя наднациональные механизмы.
В свою очередь, Декларация о евразийской экономической интеграции стала важным подтверждением стремления государств-участников к дальнейшему укреплению и развитию интеграционного строительства. Данный документ в качестве одного из главных направлений сотрудничества объявил «совершенствование и развитие наднациональных институтов»28.
С этой целью, наряду с Декларацией о евразийской экономической интеграции, президенты государств-участников также подписали документы, учреждающие единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП - Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). Фактически, к ЕЭК в 2012 году перешли полномочия бывшей комиссии Таможенного союза, существовавшей с 2007 года. Таким образом, ЕЭК была призвана отвечать за текущее функционирование и развитие ТС и ЕЭП29.
На современном этапе основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, а также разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции30.
В соответствии с поставленной задачей по созданию ЕАЭС к 2015 году, уже с момента подписания Декларации о евразийской экономической интеграции в 2011 году началась работа над Договором о Евразийском экономическом союзе.
Договор о Евразийском экономическом союзе явился результатом совместной кропотливой работы трех стран. Государства проявили истинную политическую волю в создании новой геополитической реальности, нового уникального объединения - ЕАЭС.
29 мая 2014 года в Астане состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, итогом которого стало подписание Президентами России, Белоруссии и Казахстана Договора о Евразийском экономическом союзе. Предусматривалось, что данный Договор должен вступить в действие с 1 января 2015 года после ратификации государствами-участниками31.
Государства-участники ЕАЭС перешли на качественно новый уровень интеграции, сформировав уникальное региональное экономическое образование, находящееся на стыке Европы и Азии.
28 См. там же.
29 См. официальный сайт ЕЭК. URL: www.eurasiancommission.org/ru/Pages/about.aspx (Дата обращения: 29.05.2015).
30 См. там же.
31 См. официальный сайт ЕАЭС. URL: http://eaeunion.org/#about-history (Дата обращения: 29.05.2015).
^ 118
Российский внешнеэкономический вестник
6 - 2015
Региональная интеграция при этом, как отмечает В.М. Шумилов, решает не только сугубо экономические задачи, но и предстает в качестве механизма сохранения и развития особого евразийского цивилизационного пространства, выступая как региональный центр экономической силы32.
Успешное функционирование и устойчивость ЕАЭС как интеграционного объединения поможет государствам-участникам занять свое место и отстоять свои интересы в мировой экономической системе.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Бурмистров В.Н. Актуальные проблемы международной торговли. М.: «Весть». 2004. С. 169-176 (Burmistrov V.N. Aktual'nye problemy mezhdunarodnoj torgovli. M.: «Vest'». 2004. S. 169-176)
Глазьев С.Ю. Евразийская интеграция - ключевое направление политики РФ // Журнал «Изборский клуб». №2 (14). 2014. С. 44-58 (Glaz'ev S.Ju. Evrazijskaja integracija - kljuchevoe napravlenie politiki RF // Zhurnal «Izborskij klub». №2 (14). 2014. S. 44-58)
Лихачев А.Е. Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана: этапы и перспективы интеграционного строительства // Интеграционные процессы в мире и на пространстве СНГ: накопленный опыт, современные тенденции и перспективы / под общ. ред. С.И.Долгова, А.Н. Спартака. М.: ВАВТ, 2011. - С. 109-132 (Lihachev A.E. Tamozhennyj sojuz i Edinoe jekonomicheskoe prostranstvo Rossii, Belorussii i Kazahstana: jetapy i perspektivy integracionnogo stroitel'stva // Integracionnye processy v mire i na prostranstve SNG: nakoplennyj opyt, sovremennye tendencii i perspektivy / pod obshh. red. S.I.Dolgova, A.N. Spartaka. M.: VAVT, 2011. - S. 109-132)
Четвериков А.О. Правовые аспекты формирования Евразийского Союза // Основы правового регулирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. С. 11-59 (Chetverikov A.O. Pravovye aspekty formirovanija Evrazijskogo Sojuza // Osnovy pravovogo regulirovanija integracionnyh processov na postsovetskom prostranstve / pod red. S.Ju. Kashkina. M.: Norma: INFRA-M. 2013. S. 11-59)
Шумилов В.М. О периодизации международного права в контексте цивилизацион-ного подхода: Россия и Запад // Евразийский юридический журнал. №10. 2014. С. 44-50 (Shumilov V.M. O periodizacii mezhdunarodnogo prava v kontekste civilizacionnogo podhoda: Rossija i Zapad // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. №10. 2014. S. 44-50)
32 Шумилов В.М. О периодизации международного права в контексте цивилизацион-ного подхода: Россия и Запад // Евразийский юридический журнал. №10. 2014. С. 44-50.
6 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
119 Q