Научная статья на тему 'Смысложизненные ориентации персонала и субъективная оценка стрессогенности организационного кризиса'

Смысложизненные ориентации персонала и субъективная оценка стрессогенности организационного кризиса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОКРАЩЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / СТРЕССОГЕННОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КРИЗИС / PERSONAL VALUES / PERSONNEL / REDUNDANCY / STRESS / CRISIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новгородова Анна Петровна

Статья посвящена проблеме изучения смысложизненных ориентаций персонала в ситуации организационного кризиса как личностного фактора, способствующего минимизации стрессогенности. В статье дан краткий теоретический анализ проблемы смысловой сферы личности, а также кризисной ситуации, связанной с потерей работы. Представлены результаты эмпирического исследования персонала, находящегося в ситуации сокращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal values of employees and their subjective assessment of stressful crisis-like situations

This article discusses personal values and motivations of employees that might help reduce stress in a crisis situation. A brief analysis is given of the issue of individuals dealing with loss of employment. Results of an empirical study on personnel facing redundancy are presented

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ориентации персонала и субъективная оценка стрессогенности организационного кризиса»

УДК 159.9.07

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 3

А. П. Новгородова

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРСОНАЛА И СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА СТРЕССОГЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КРИЗИСА*

Одной из стрессогенных ситуаций для работников является ситуация сокращения персонала, обусловленная внутренним организационным кризисом компании. Многие предприятия в ситуации экономического кризиса стараются минимизировать свои расходы и прежде всего — за счет сокращения персонала, ликвидации или существенного уменьшения социального пакета, изменения денежной мотивации (лишения премий), отмены корпоративных мероприятий и пр. Сокращение персонала ради сохранения бизнеса в условиях недостатка кредитных ресурсов наиболее часто используемая вынужденная мера.

По данным Росстата, общее число безработных на январь 2010 г. составило 6,8 млн человек, или 9,2% экономически активного населения [6].

Ситуация угрозы сокращения или реальное увольнение может инициировать стрессовое реагирование и обусловливать нарушения в самочувствии, негативные изменения в семейной сфере и межличностном общении, различные деструктивные формы поведения.

Психологическая помощь человеку в преодолении кризисных ситуаций, переживаемых в связи с потерей работы, и поиск средств их благополучного разрешения — проблемы относительно новые для нашего общества и на сегодняшний день особо актуальные. В странах, где безработица обрела статус обычного явления, уже сформировались и стабилизировались общественные механизмы, в какой-то мере амортизирующие ее негативные следствия: законы, система социальной поддержки, организация службы психологической помощи. В нашей стране разработка средств психологической помощи безработным находится в стадии становления, и сфера переживаний людей, оказавшихся в кризисной ситуации потери работы, психологические механизмы, позволяющие им выдержать столь сложный период жизни, способы и средства преодоления возникших затруднений достаточно редко становятся предметом психологического исследования. Изучение особенностей «проживания» ситуации потери работы и личностных ресурсов ее преодоления может способствовать разработке психологической помощи безработным, в которой многие из них нуждаются.

Кризисы, связанные с потерей работы, часто исследуются в зарубежной психологии в рамках теории стресса. Известно, что переживание кризисной ситуации во многом детерминировано особенностями личностных ценностей и других личностных образований, которые зарубежными авторами объединяются в понятиях Я-концепции. В ряде отечественных работ кризис также связывается не столько со стрессовыми переживаниями, сколько с обнаружением и разрешением внутриличностного противоречия. Кризис может быть разрешен разными путями: человек может воспользоваться кон-

* Работа подготовлена при финансовой поддержке фонда РГНФ (научно-исследовательский грант РГНФ № 08-06-00478а — «Субъективные репрезентации профессионально-трудных ситуаций как фактор совладающего поведения на разных этапах профессионализации»).

© А. П. Новгородова, 2010

структивными стратегиями совладания либо выбрать путь ухода от проблем, следовать саморазрушающей стратегии [5].

А. К. Осницкий и Т. С. Чуйкова на основе теоретического анализа психологических особенностей преодоления ситуаций, связанных с потерей работы, основываясь на материале зарубежных и отечественных исследований, сделали вывод, что существуют значительные индивидуальные различия в переживании данной ситуации. Наряду с такими чувствами, как тревога, отчаяние, чувство несправедливости, агрессия по отношению к окружающим и самому себе и т. п., исследователи отмечают и позитивную реакцию: есть люди, для которых потеря работы не воспринимается как ситуация угрозы, а побуждает к активным усилиям по изменению не удовлетворяющих обстоятельств, так называемые «счастливые» безработные, извлекающие из данной ситуации некоторую личную выгоду. Ситуация, по сути дела, определяется теми ценностями, которыми обладает профессиональная работа в жизни человека. Есть безработные, которым данная ситуация вынужденно открыла новые для них привлекательные возможности самореализации. Есть категория безработных, настойчиво реализующих себя в иной — профессиональной — сфере, и добивающихся при этом определенного самоутверждения, но в тайниках души все же страдающих от вынужденной смены работы [5, с. 95-96].

Безусловно, для эффективного преодоления кризисной ситуации человеку необходимы внутренние ресурсы, среди которых особое место занимают смысложизненные ориентации, которые выполняют специфические отражательные и регулятивные функции [3; 8]. Смысложизненные ориентации направляют активность личности на значимые события и ситуации жизни. Это происходит в форме «внутренней деятельности, внутренней работы, с помощью которой человеку удается перенести те или иные (обычно тяжелые) жизненные события, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией». В. Э. Чудновский и Л. И. Сутормина отмечают, что «в соответствии с теорией деятельности А. Н. Леонтьева, смысложизненные ориентации (как цели) формируются на базе высших мотивов и, в свою очередь, порождают определенный способ действий и операций, направленных на достижение целей» [9, с. 23-29].

Целью нашего исследования было изучение особенностей смысложизненных ори-ентаций у лиц с высокой и низкой оценкой стрессогенности ситуации организационного кризиса. Исследование строилось на предположении, что оценка стрессогенности ситуации организационного кризиса зависит от показателей смысложизненных ориентаций.

В качестве предмета исследования рассматриваются стрессогенность ситуации организационного кризиса и смысложизненные ориентации. Объектом исследования стал персонал компании «Х», являющейся крупным российским производственным предприятием в области пищевой промышленности. В исследовании принимали участие работники офиса, а также квалифицированные производственные рабочие (всего 124 человека, 50 мужчин и 74 женщины). Возраст респондентов составляет от 21 до 65 лет (средний возраст — 30 лет, SD = 9), стаж работы в компании — от 0,2 до 13 лет (средний стаж — 3 года, SD = 3). Исследование проводилось с ноября по декабрь 2008 г.

В компании «Х» организационный кризис отразился прежде всего на материальном вознаграждении персонала (лишение премий, задержки выплаты заработной платы), а также появились «слухи» о возможном сокращении, при этом не уточнялось количество сокращаемого персонала и каких именно отделов это может коснуться.

С первых чисел ноября компания стала оглашать списки сокращаемых сотрудников. В то же самое время и начался опрос персонала: в исследовании принимали участие как

работники, которым уже было известно о своем сокращении, так и работники, которые понимали, что данная участь могла коснуться их также.

Для изучения смысложизненных ориентаций мы использовали методику Д. А. Леонтьева, которая имеет одноименное название. В ней выделены следующие шкалы: цели в жизни, процесс жизни (или интерес и эмоциональная насыщенность жизни), результативность (или удовлетворенность самореализацией), локус контроля — Я (Я — хозяин жизни), локус контроля — жизнь (или управляемость жизни), общий показатель осмысленности жизни [4].

Оценка стрессогенности кризисной ситуации персонала определялась с помощью шести шкал: ценность ситуации (польза для опыта), эмоциональная напряженность, понимание ситуации, влияние кризиса на будущую профессиональную карьеру, самочувствие, интегральный показатель стрессогенности [1]. Данная методика была основана на трансактном подходе, согласно которому участники стрессовой ситуации рассматриваются не как «пассивные жертвы» воздействия внешних стресс-факторов, а как активные субъекты взаимодействия со структурными элементами ситуации, обладающими определенной стрессогенностью (потенциальным риском нарушения гомеостаза организма и детерминации последующих стресс-реакций) в зависимости от восприятия и когнитивной оценки ситуации [2].

По интегральному показателю стрессогенности кризисной ситуации, с помощью описательной статистики всю выборку мы разделили на три группы: 1-я группа — с высокой оценкой стрессогенности — составила 47% респондентов; 2-я группа— со средней оценкой стрессогенности — 38%; 3-я группа — с низкой оценкой стрессогенности — 14%. Для оценки различий между группами испытуемых применялся t-критерий Стью-дента.

Из полученных результатов видно, что практически половина респондентов данной выборки высоко оценивают стрессогенность ситуации, т. е. переживают состояние стресса.

Результаты исследования

Сравнение показателей смысложизненных ориентаций у групп с высокой и низкой оценкой стрессогенности ситуации организационного кризиса показало следующее: были получены значимые различия по шкале процесс жизни (p < 0, 05), а также по шкале результативность (или удовлетворенность самореализацией) (p < 0, 05). Это говорит о том, что персонал с низкой оценкой стрессогенности ситуации угрозы потери работы воспринимает свою жизнь более интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом, чем персонал с высокой оценкой стрессогенности данной ситуации. Они более положительно относятся также к своему прошлому, оценивая его как продуктивный отрезок своей жизни. Наши данные согласуются с данными, полученными А. В. Серым [7]. В его исследованиях было показано, что отказ признавать свое настоящее жизни интересным, наполненным смыслом не позволяет впоследствии относиться к своему прошлому как периоду самореализации.

Существенные различия (p < 0, 05) получены по шкалам локус контроля Я — Хозяин жизни, а также управляемость жизни. Это означает, что респонденты с низкой оценкой стрессогенности характеризуются уверенностью в своих силах, имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Они считают себя способными контролировать свою жизнь и свободно принимать решения.

Я-концепция является одним из основных базисных копинг-ресурсов, позитивный характер которой способствует тому, что человек чувствует себя уверенным в своей способности контролировать ситуацию. Она позволяет осуществлять адекватную оценку проблемной ситуации, выбирать в зависимости от требований среды адекватную копинг-стратегию, социальную сеть, определить вид и объем необходимой социальной поддержки.

Также нами были получены достоверные различия между двумя сравниваемыми выборками по шкале осмысленность жизни (р < 0, 05). Это говорит о том, что респонденты с высокой осмысленностью жизни ниже оценивают стрессогенность ситуации угрозы потери работы. Оптимальный смысл жизни представляет собой генеральную линию жизни, задающую высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогает ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности [4].

По критерию цели в жизни (будущее) не было обнаружено достоверных различий, но существует тенденция, указывающая на то, что субъекты с высокой целеустремленностью ниже оценивают стрессогенность, по сравнению с теми, кто имеет относительно низкую целеустремленность. Очевидно, целеустремленность придает жизни осмысленность, направленность, временную перспективу и выступает в качестве стабилизирующего фактора — ресурса стрессоустойчивости.

Итак, по результатам нашего исследования выяснилось, что респонденты, оценивающие свою жизнь как интересную и наполненную смыслом, с позитивной оценкой своего прошлого, уверенностью в своих силах, представляющие себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, способные контролировать свою жизнь и свободно принимать решения, обладают большей стрессоустойчивостью и более спокойно оценивают затруднительные жизненные ситуации, в нашем случае — потерю работы.

Отказ признавать свое настоящее интересным, наполненным смыслом не позволяет впоследствии относиться к своему прошлому как к периоду самореализации. Д. А. Леонтьев также отмечает, что отношение к прошлому вызывает неудовлетворенность собственными достижениями. Без позитивного жизненного опыта плохо представляется и будущее.

Смысловая сфера личности направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем. Д. А. Леонтьев определяет смысловую сферу личности как особым образом организованную совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Как указывает автор, то, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни).

Различия между мужчинами и женщинами нами не были выявлены. Однако можно говорить о тенденции к меньшей ориентации мужчин на «прошлое» по сравнению с женщинами.

Обобщение теории и результатов нашего эмпирического исследования позволяет сформулировать следующие выводы:

• Оценка персоналом стрессогенности ситуации организационного кризиса напрямую зависит от показателей смысложизненных ориентаций.

• Чем больше осознаются смыслы жизни в настоящем, чем выше оценивается ее

эмоциональная насыщенность и позитивнее воспринимается свое прошлое, чем выше уверенность в своих силах и способности влиять на события собственной жизни, тем меньше работники оценивают ситуацию сокращения как стрессовую.

• Когнитивные оценки стрессогенности ситуации организационного кризиса в большей мере обусловлены ценностно-смысловыми факторами, чем тендерными различиями.

Безусловно, кризисный характер ситуации потери работы во многом обусловлен также и другими потерями, которые влечет за собой потеря работы: статуса, привычного круга общения, материального достатка и т. д. Очевиден вывод: чем больше компонентов жизненной ситуации подвергается угрозе деформации вследствие потери работы и чем более личностно значимы они для конкретного человека, тем более кризисной будет восприниматься ситуация потери работы.

Литература

1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Психологический практикум. СПб.: Питер, 2008. 430 с.

2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Трансактный подход к изучению стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. Вып. 2. С. 47-58.

3. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.

4. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М., 2008. 18 с.

5. Осницкий А. К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 92-104.

6. Свободная пресса. URL: http://svpressa.ru/economy/article/21892/ (дата обращения: 09.05.2010).

7. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: Учеб. пособие. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. 92 с.

8. Чудновский В. Э. К проблеме адекватного смысла жизни // Мир психологии. 2001. №2. С. 82-89.

9. Чудновский В. Э., Сутормина Л. И. Опыт изучения педагогического конфликта как фактора становления смысложизненных ориентаций учителя // Психологическая наука и образование. 2003. № 4.

Статья поступила в редакцию 26 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.