УДК 122/129
СМЫСЛ ЖИЗНИ И СУИЦИД КАК АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА © Д. С. Кагарманов, З. Г. Максютова., Л. Р. Сиргалина
Сибайский институт Башкирского государственного университета Россия, Башкортостан, г. Сибай, 453837, ул. Белова 21.
Тел.: +7 (34775) 35513.
E-mail: [email protected]
Работа посвящена анализу мотивов суицидального поведения человека. В статье из всех возможных причин самоубийства акцент делается на мотивы, связанные с жизненными «смыслами» человека. Авторы допускают, что жизненные «смыслы» человека сообразны с его «Я» концепцией. Под человеческим «Я» подразумевается некий вымыгиленный образ, с которым человек отождествляет себя.
Ключевые слова: смысл жизни, ценности, аксиология, суицид, самоубийство.
Самой большой ценностью для человека является жизнь. Человек должен жить, стремиться жить и выживать. Жизнь - это форма его существования, его основное назначение. Все человеческие «смыслы» строятся сообразно этому главенствующему назначению, без которого все остальные немыслимы. Если и есть более глубинные «смыслы», заложенные в нас без участия социума, то они для нас трансцендентны, мы их иногда осознаём в «пограничных ситуациях». Именно они и лежат в основании всех наших проявленных в жизни «смыслов». Нам дан самой природой бесценный и хрупкий дар - жизнь, и каждый из нас пытается ее беречь. В этом свете совершенно необъяснимым представляется тот факт, что есть люди, способные совершить самоубийство. Парадокс заключается в том, что человек сам прерывает свою жизнь, при этом еще более нелепой выглядит ситуация, когда он совершает это самоубийство сознательно, в здравом уме. Почему человек добровольно расстается с самым ценным, что у него есть? Какие мысли и доводы подталкивают его в небытие? И как объяснить в рамках рациональной логики действия такого характера, совершающиеся самым разумным из всех живых существ?!
История развития человечества показывает, что суицидальное поведение было свойственно человеку с древнейших времен. Отношение к самоубийству на протяжении всей истории человечества было неоднозначным и определялось нравственноэтическими устоями, обычаями, традициями, верованиями народов, господствовавшими религиозными представлениями и развивающимися историческими событиями. Увеличение числа самоубийств в большинстве стран дает основание считать, что данная проблема не стала менее актуальной и требует комплексного изучения.
«Большая медицинская энциклопедия» определяет «самоубийство (суицид) как умышленное
лишение себя жизни» [1]. Э. Дюркгейм же предлагает следующее определение этого феномена: самоубийством называется всякий случай смерти, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах [2].
Общепринято мнение, что суициду более подвержены люди с психическими расстройствами, но психические расстройства и самоубийства не соотносятся как причина и следствие; между ростом числа психических болезней и самоубийств нет взаимозависимости. На протяжении прошлого и текущего столетий резко возросло число самоубийств, а число психических заболеваний за этот же период увеличилось незначительно [3].
Рост числа самоубийств в развитых странах также ставит под сомнение тезис о прямой связи суицида с экономической ситуацией в стране. Американские психологи Э. Динери и М. Зелигман считают, что благосостояние граждан и такой субъективный показатель, как уровень удовлетворенности жизнью, не всегда совпадают. Как подчеркивают эти специалисты, с 1945 г. американский ВВП (валовый внутренний продукт) на душу населения утроился, но социологические опросы показывают, что «уровень счастья» населения остался примерно прежним, скорее даже немного упал [4].
Несомненно, возможных причин, влияющих на самоубийство, множество. К примеру, А. Л. Чижевский отмечает факторы «космического ряда», А. Ф. Кони акцентирует внимание на отрицательной роли средств массовой информации, П. Тиллих связывает желание уйти из жизни с утратой духовного центра [5], С. Жариков основную причину самоубийства видит в ослаблении веры в Божественное начало [6], И. Вагин выдвигает не совсем обычное объяснение - виновны «гены смерти» [7].
88
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
Кроме всех приведенных доводов, необходимо обратиться и к тем печальным случаям самоубийств, с которыми приходится сталкиваться в жизни почти каждому из нас. Они также говорят не в пользу причисления причин самоубийства только к психическим расстройствам. Нередко человек бывает свидетелем того, как самоубийством заканчивает свою жизнь вполне «нормальный» во всех отношениях человек из его окружения. Также следует заметить, что большинство людей в обществе находятся в одинаковых условиях и подвержены в основном тем же социально-экономическим потрясениям и депрессиям. Однако одни в ответ на эти раздражители, образно говоря, «убирают» со сцены себя, а другие стремятся менять декорации или же дальше несут молча свое бремя. Возможно, внешние факторы не являются главной причиной суицидального поведения. В чем же тогда причина? «Актер» так сыграл или таков «сценарий»?
В знаменитых «Этюдах о самоубийстве» социолог Э. Дюркгейм указывает, что причиной растущего числа самоубийств в высокоразвитых обществах являются не несчастья или материальные лишения, а сбои в системе общих ценностных ориентаций и мировоззренческих установок социума. В том же духе высказывается А. Камю: «Самоубийство всегда рассматривалось исключительно в качестве социального феномена. Мы же, напротив, с самого начала ставим вопрос о связи самоубийства с мышлением индивида» [8]. Часто патофизиологической основой самоубийства, как это было показано в свое время И. П. Павловым, является торможение или угасание одного из ведущих для человека рефлекса - рефлекса цели, что сопровождается потерей интереса к жизни, утратой ее ценности и смысла.
Одни связывают суицид с социальными факторами, другие относят его к психологическим проблемам, биологическим, медицинским и т.д. Нас же интересует иная сторона проблемы - почему в человеке его ценностные ориентиры, инстинкты самосохранения оказываются слабее желания самореализоваться как личность. Почему ситуация доходит до абсурда: общество вынуждено с помощью религиозных канонов и светских законов оберегать от человека его же жизнь? Самоубийство - глубинный акт, который приближает индивида к осмыслению основополагающих мировоззренческих и аксиологических установок человеческого бытия. Суицид ставит под сомнение вопросы: разумен ли сам человек, является ли жизнь основной ценностью для него.
При рассмотрении мотивов самоубийства, фи-
лософия и аксиология дополняют друг друга. Любое изменение социального положения ведет к переосмыслению человеком смысла жизни, изменяет видение окружающей действительности. Человек как информативное существо реагирует на изменения окружающей среды через ум, сообразуясь своими смысловыми устоями. В акте суицида действующее лицо - человек, поэтому и причины самоубийства нужно искать в человеке и его ценностных установках. Человек умирает за смысл или же из-за отсутствия смысла, который он рассматривает через призму ценностного видения. Выводы об отсутствии смысла делает он сам, следовательно, это тоже его «смыслы». Самоубийство абсурдно для постороннего, а для суицидента - это ценностно-осмысленное для него поведение. Э. Шнейдман пишет: «Самоубийство имеет «логический смысл» для совершающего его человека, проявляющийся в специфических обстоятельствах и в индивидуальном характерном стиле рассуждений» [9].
Возникает вопрос: как же быть с той ценностью, или смыслом, как бы заложенной в нас изначально, которую мы называем Божественным запретом на убийство? Как показывает история и статистика, человек довольно часто игнорирует этот запрет. Не должно ли это навести на мысль, что для человека смысл выше самой ценности жизни? Здесь под ценностью жизни имеется в виду то основополагающее качество, которое и отличает все живое в природе от неживого. Человек не ценит жизнь, он не может дорожить тем, о чем ему неведомо. Человек может ценить только то, что осязаемо, сопоставимо, сравнимо, ощутимо. Равнодушное отношение людей к смерти Э. Фромм объясняет так: «Люди не боятся тотального уничтожения потому, что они не любят жизнь, или потому, что они безразличны по отношению к жизни» [10].
На что же нацеливает свои разрушительные действия самоубийца? Он не может ставить целью своей акции умерщвление в себе биологической жизни, потому что человек не может стремиться уничтожить то, о чем не имеет представления. Как известно, даже удовлетворение витальных потребностей, которые, казалось бы, имеют прямое отношение к ценности жизни, человек проводит опосредованно через оценивание своего «Я». Суици-долог Э. Шнейдман в работе «Душа самоубийцы» в целях подтверждения своих мыслей вспоминает следующее: «Однажды Литман написал мне: «Люди совершают самоубийство оттого, что не в состоянии принять своей боли, потому что она не входит в их концепцию собственного «Я», в их чувство своей идентичности» [11]. Переделывать
или уничтожать окружающий мир, который причиняет боль, возьмется не всякий человек, тем более не самоубийца. Самоубийца всегда стремится убивать себя, уничтожать свое эфемерное «Я». Предположение это также подтверждается статистикой и содержанием предсмертных записок самоубийц, где в основном речь идет о неудачах, постигших его (её), о непонимании его (её) окружающими, чувстве своей вины пред другими.
Наиболее полный гносеологический и аксиологический анализ «Я»-концепции человека мы находим в книге У.С. Вильданова «Феномен мыслителя», где есть лаконичное высказывание: «Само «Я» - исключительно одно - оно есть мысль. Но существуют различные способы его интерпретации... Этому «Я» свойственно с самого момента рождения отождествлять себя с чем-нибудь» [12]. Именно «Я»-концепция человека, то есть его ценностные ориентации, представляется центральным звеном в осмыслении его жизни. Человек без «Я» -это всего лишь биологическая машина, исключающая возможность оценивания и, соответственно, возможность самостоятельного выбора даже в рамках существующих в обществе ценностных установок, не говоря уже об умении формировать свою систему ценностей. Человеческое «Я» является неотъемлемой частью его смыслового, ценностного поля. Так что же получается: при самоубийстве
смысл убивает смысл?! Тогда мы приходим к заключению, что самоубийство является феноменом, присущим только пласту собственного ценностного мира человека. Никто не может осуждать самоубийцу - он хотел всего лишь разрушить то, что построил сам, здесь нет речи о жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая медицинская энциклопедия. М.: «Советская
энциклопедия», 1984. Т.22,- С.470.
2. Дюркгейм Э. Самоубийство. С-Пб.: «Союз», 1998. - С. 23.
3. Большая медицинская энциклопедия. М.: «Советская эн-
циклопедия», 1984. Т.22. - С.474.
4. Из материалов издания «American Scientist» //Журнал
«Наука и жизнь», 2006. №4. - C. 87.
5. Тиллих П. Теология культуры. М.,1995. С. 56-58.
6. Жариков С. Обретение реальности через миф смерти. М.:
Золотой лев, 1998, - С.45.
7. Вагин И. Психология жизни и смерти. С-Пб.: Питер, 2001,
С.12 .
8. Камю А. Бунтующий человек. Миф о Сизифе. М.: Полити-
ческая литература, 1990. С.25.
9. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. С. 59-
84.
10. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С.43.
11. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. С.40.
12. Вильданов У.С. Феномен мыслителя (от разума к мудро-
сти). Уфа: РИО БашГУ, 2004. С. 50-61.
Поступила в редакцию 22.02.2007 г