СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ И НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА «ДОЧЬ ИВАНА, МАТЬ ИВАНА»
А.В. Макарова
ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226
В статье анализируется последняя повесть В.Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана», выявляются смысл заглавия и нравственная проблематика, рассматриваются женские образы, определяется авторская позиция и главная философская мысль.
Ключевые слова: заглавие, нравственная проблематика, женские образы, смысл имени, идея преемственности.
После длительного творческого перерыва В.Г. Распутин в 2003 г. опубликовал повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». О ее пути к читателю сам автор заметил: «А повесть эта, я знаю, пошла по стране, всюду издается, люди ее обсуждают, присылают мне письма. Значит, она затронула души» [6. С. 1].
Откликов на произведение было немного. В. Бондаренко в статье «Долюшка женская (О новой повести Валентина Распутина)» («День литературы», 2003, № 10) обратил внимание на неизменное мастерство писателя в создании женских образов, на внутреннюю силу и характерность его героини, проблему «измельчания» мужчины. Самой полемичной рецензией стала статья Д. Быкова с броским названием «Снасильничали» («Огонек», 2003, № 44). Автор рецензии, отдавая должное мастерству писателя, резко оценивает произведение: и повесть слаба, и сюжет не нов, и проблемы не дотягивают до уровня настоящих проблем, и слишком уж заметен «черный след».
К.А. Кокшенева в статье «О повести Валентина Распутина „Дочь Ивана, мать Ивана"» и теме зла в современной литературе» (www.portal-slovo.ru/philology/ 37275.php), полемизируя с Д. Быковым, достаточно подробно анализирует повесть и приходит к противоположным выводам.
Сам В.Г. Распутин в одном из интервью высказал свое отношение к произведению: «Совсем быть довольным работой нельзя, но главное я в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» сказал» (курсив наш. — А.М.) [7. С. 9].
«Вызревала» эта повесть постепенно, наметки ее можно найти в рассказах писателя середины-конца 1990-х гг.: в них автор затрагивает те проблемы современного общества, которые волнуют его. Он показывает, в какую сторону начинает меняться жизнь человека с приходом «товарно-рыночных» отношений. Это и изменение жизненных ценностей у молодежи, и потеря ориентиров — вместе с все более нарастающим безразличием: «Ишо жить не начала, а уж все надоело. Что это вы такие расхлябы без интереса к жизни?.. Только-только в дверку скребутся, где люди живут, а уж — надоело!.. В дырку замочную разглядели, что не так живут... не по той моде. А по своей-то моде... ну и что — хорошо выходит?»
(«Женский разговор») [5. С. 424]. Социально-психологический анализ происходящего позволяет автору выявить изменения и деформации в общественной жизни: появление людей нового типа — новых «хозяев жизни», распад нравственности, бравирование тем, что ранее считалось постыдным (трусость, подлость, эгоизм); кризис «старого», «несовременного» сознания, горько переживаемый старшим поколением, которое ощущает свою ненужность и пытается найти ответ на вопрос: почему? («Женский разговор», 1994; «В больнице», 1995; «Нежданно-негаданно, 1997; «Новая профессия», 1998).
В повести «Дочь Ивана, мать Ивана» автор дает срез современной жизни. Через все произведение проходят различные персонажи, появляясь и исчезая, но точно характеризуя ту модель социума, к которой мы пришли. «В этой повести — трудная наша жизнь» [6. С. 1]. Картина современности раскрывается через ее новые реалии: рыночные отношения, засилье иноземцами, скинхеды, продажная власть, духовное и физическое растление, тотальное человеческое равнодушие. Современность такова, что все мыслимые и немыслимые пороки становятся достоинствами, напористость и вседозволенность, безразличие к окружающим составляют основу успешного человека. Авторская позиция выражена в произведении достаточно четко: внутренне он не хочет принимать этот портрет современной России, но говорит об этом не с озлобленностью, а с болью.
Подобно образу пожара в одноименной повести В.Г. Распутина (1985) образ рынка раскрывается в анализируемом произведении как символ и как нарицательное понятие: это и современная картина мира, и отношения между людьми, и содержание души «нового» человека. Образ рынка амбивалентен у автора. С одной стороны, рынок — это засилье мрачных кавказцев и улыбчивых китайцев, которые раскидывают паутину для местных простаков; с другой — «рынок в августе — это за душу берущий гимн земле-роженице и человеческому кропотливому и неустанному пособию ей в вынашивании плодов, это песнь величию и чистоте человеческих рук и душ, тянущихся друг к другу» [4. С. 169]. Рынок как место, с которым связаны события повести, тоже важен в тексте. Светка, дочь главной героини, окончив курсы продавщиц, ищет там работу, там же находит Светку кавказец Эль-дар; Иван — сын Тамары Ивановны — приходит сюда наблюдать за жизнью и отношениями между людьми. Лучший друг семьи Воротниковых Демин держит здесь свой ларек.
В.Г. Распутин показывает, что общество еще само не в состоянии определиться, насколько подходит ему эта модель рыночных отношений, которая уже во всех жизненных сферах стала определяющей, распространилась и на человеческие отношения. Так, не покупкой ли невинности Светки (купле-продаже фактически подвергаются честь, совесть) является звонок кавказцев с предложением денег за то, чтобы забрали заявление из милиции? В этом же ряду подкуп следователя за освобождение Эльдара из-под стражи. И эта мысль о подмене человеческих отношений товарными углубляется в тексте. Автор показывает, что товаром становятся и традиционные нравственные ценности. «Пожалуют к нам гости, мы рады. Приедут, придут — уходите, старики, на два часа. А то на всюю ночь. Денег
дадут... уходим. Только скажем: ключик оставьте у дежурной, внизу» [4. С. 23], — признается старик, закрывая глаза на все, только бы заработать.
Распутин, как и в прежних своих произведениях, обращается к социально-нравственным проблемам, заставляет читателей задуматься. Среди вопросов, волнующих писателя, — вопрос о самоидентификации. При этом автор, четко выражая свою позицию, не навязывает ее читателю.
Критики упрекали автора повести «Дочь Ивана, мать Ивана» в том, что он изобразил насильником Светки кавказца, увидев в этом проявление националистической позиции писателя. Думается, это поверхностное толкование проблемы, с которой в свое время (после публикации рассказа «Ловля пескарей в Грузии», романа «Печальный детектив») сталкивался и В.П. Астафьев. Для реалиста Распутина установка на достоверность остается важным творческим принципом, поэтому в повести при изображении действительности он идет от реального факта. Однако неверно утверждать, что во всех бедах он винит людей другой национальности, так как в повести не только они показываются с негативной стороны, но и русские: подруга Светки Лида, которая не хочет помочь ее найти; старик, устраивающий в своей квартире притон; власть, которой безразличен человек с его проблемами. И не случайно автор касается национального вопроса, поскольку ему важно напомнить читателю о корнях, предупредить о том, что забвение собственных традиций, утрата родной культуры и языка (через заимствование из других культур) ведут к разрушению нации. Отказываясь от своей истории, человек уподобляется Ивану, родства не помнящему.
Как бы ни разнились оценки повести в критике, авторы рецензий совпали в том, что мужчины у Распутина, как правило, слабые и нерешительные. И здесь возникает ряд вопросов: возможно, автору — при всем его мастерстве — не удаются образы сильных мужчин? Или же он считает, что настоящие мужчины выродились, и по традиции продолжает живописать сильные женские характеры? Думается, ответы на эти вопросы не сводятся к гендерной плоскости, и дело не в том, что мужчины «какую-то штуковину в себе обронили... А без нее... то ли трусость, то ли безразличие, то ли жилы надорвали, то ли трын-трава» [4. С. 120]. Вялость, безынициативность, инертность — это общее состояние большей части общества. Один из ответов на поставленные вопросы содержится в самой повести: «... В детях, может, и есть половина отца, да только малая она, эта половина, без вынаши-ванья и без того вечного, неизносного присутствия в своем чреве, которое чувствует мать. И, рожая дитя свое, превращающееся затем во взрослого человека, не все она в родах и корчах выносит наружу: впитавшееся в стенки то же самое дитя остается в ней навсегда» [4. С. 1]. Именно через связь с матерью осуществляется преемственность поколений, женщина является Мировой Душой (В. Соловьев), совестью и мерилом того, насколько общество здорово или больно. В женщине, по Распутину, важен нравственный стержень, ей необходимы твердые убеждения, внутренняя сила, иначе, что она сможет передать своим детям, что сможет в них вложить, с чем отпустит в самостоятельную жизнь? О силе настоящей женщины говорит нам автор словами своего героя Демина: «Что может баба, мужику
ни в жисть не смочь» [4. С. 117]. В этих словах нет укора мужчинам, а есть восхищение настоящей женщиной, загадкой ее души и духовной силой. Именно на примере женской судьбы Распутин показывает, насколько остро стоят сегодня социально-психологические вопросы.
В повести перед читателем проходит калейдоскоп женских образов, они различаются по своему значению и смысловой наполненности. Автор не идеализирует женщину вообще, он раскрывает разные типы: воспитатель детского сада Сормовская, которая ненавидит мужчин; Виктория Хлыстова — мужиковатая, бесстрашная и громкая баба, работающая на грузовике; подруга Светки Лида и ее мать, выпивающая, «вялая и невыразительная женщина... подавленная чем-то давно и безысходно» [4. С. 7]; Евстолия Борисовна, мать Анатолия, женщина, вроде, старой закалки, но она не в силах противостоять современной жизни, все свое время проводит у телевизора, перед которым ее и настигает смерть; Дуся — племянница Тамары Ивановны, непонятная, квелая, «на два лица»; Егорьевна, «боевая подруга» Демина, наслаждающаяся современной жизнью, не скрывает, что в двух разводах виновата сама, да и с Деминым они живут «гостевым браком». Женские истории в повести — это отражение тех перемен, что переживает современное общество. Позиция автора традиционна: «Родилась девочкой — значит должна была, в свою очередь, рожать, обихаживать и воспитывать детей, натаскивать их на добро» [4. С. 13]. В то же время, он не поучает и не осуждает, а лишь фиксирует происходящие перемены: современная женщина все более отходит от обязанностей хозяйки, жены и матери, предначертанных ей самой природой.
Образ Светки не вызывает у читателя положительных эмоций. Да и автор называет ее не Светой, не Светланой, а пренебрежительно — Светкой, что чрезвычайно важно для понимания авторского отношения к героине (стоит вспомнить Настену из повести «Живи и помни», в форме имени которой уже закреплено авторское отношение к героине). Имя в распутинской поэтике особо значимо и несет на себе дополнительную смысловую нагрузку. Светка какая-то «затаенная», без цели в жизни, без духовно-нравственных ориентиров. Однако автору важно показать ее развитие, раскрыть настоящее в соотношении с прошлым: «Светка росла слезливой, мягкой, как воск, любила приласкаться... была чистюлей и аккуратисткой» [4. С. 49—50]. По сути, она была как пластилин, из которого можно было вылепить все, что угодно, поэтому Тамара Ивановна и переживает за дочь. Она своим женским нутром чувствует необходимость направить ее, помочь понять главное в жизни. Возможно, ей бы это и удалось, если бы не произошедшая ситуация, которая сломала Светку, «в отличие от матери крепкого орешка из дочери не вышло» [4. С. 150]. И ничьей вины в том нет, что «когда верх берет вырвавшаяся наружу грубая сила, она устанавливает свои законы, неизмеримо более жестокие и беспощадные, нежели те, которые могут применяться к ней» [4. С. 151]. Распутин психологически точно воссоздает момент, как происходит слом внутри героини, как борется что-то внутри нее, как зарождается новый, совершенно другой, человек.
Главная героиня повести, которую автор называет уважительно, с достоинством — Тамара Ивановна, продолжает линию распутинских «старух» — Анны из «Последнего срока», Дарьи из «Прощания с Матерой». Она волевая и реши-
тельная, рассудительная и здравомыслящая. Распутин подробно описывает, как и в каких условиях формировались ее характер, твердая жизненная позиция и принципиальность. Тамару Ивановну уважают, к ней прислушиваются не только члены ее семьи, но и друзья. Она делает все, что в ее силах, чтобы вырастить детей думающими, не пустыми. Она словно приглядывается к новой жизни, но не отступает от своих убеждений, не может мириться с унижением, не хочет подстраиваться под обстоятельства, не идет на сделку с совестью.
Важный момент в раскрытии образа героини — это ее месть насильнику дочери. В ней в это время не столько пробуждается инстинкт защиты своего потомства, как в матери, сколько желание восстановить попранную справедливость. Тамара Ивановна решается на убийство только после того, как понимает, что справедливости не будет, насильник уйдет от ответа и ее личная боль, удвоенная пропущенной через себя болью Светки, ничего ни для кого не значат. Сам факт убийства женщиной, матерью, насильника ее дочери позволяет автору показать, насколько разложилось общество, если героиня не в состоянии аффекта, а твердо взвесив все «за» и «против», берет в руки оружие и идет убивать. Писатель тонко раскрывает психологию героини, рисует личность самодостаточную и твердую, духовно сильную, которую не сломило даже пребывание в тюрьме (и там ее уважали за принципиальность, справедливость и стойкость характера). Автор акцентирует внимание на том, что совесть и справедливость для Тамары Ивановны не абстрактные понятия, а вполне определенные и значимые. «Теперь мне каторга шесть лет, а если бы насильник ушел безнаказанным, — твердо подчеркнула она, — для меня бы и воля на всю жизнь сделалась каторгой... Она еще не знала или не хотела говорить, что не миновать ей этой пожизненной каторги под спросом совести...» [4. С. 179].
Мужские образы, способствующие раскрытию образа главной героини, это образы ее отца и сына — Ивана Савельевича и Ивана, которые воплощают идею преемственности поколений. В первую очередь на это указывает заглавие повести. В.Г. Распутин при этом использует мастерский прием: он дает название не по имени главной героини, а определяет ее через родственные связи — дочь Ивана и мать Ивана, подчеркивая тем самым прочность и устойчивость мира героини. Она через имя связана со своим родом и со своим народом (имя Иван издавна являлось самым распространенным на Руси). Эта преемственная связь обеспечивает также единство прошлого, настоящего и будущего, вопреки хаосу и разрушению вокруг. Имена героев наполняются в контексте произведения особым смыслом: Иван (устар. Иоанн) означает «милость Божья», Тамара — «пальма, смоковница» (тутовое дерево, имеет твердую древесину). Значение имен реализуется и в характерах героев, особенно у Тамары Ивановны: у нее действительно твердый характер. Имя сына, названного в честь деда Иваном в продолжение рода, соответствует своему значению — «милость Божья».
Утроенное в трех поколениях «Иван» (Иван Савельевич — Тамара Ивановна — Иван) воспринимается как знак неразрывного целого, символ единства рода, неразрывной и вечной преемственной связи. Иван Савельевич умел по хозяйству
все, «сын такого же многорукого отца, он перенял от него умелость и сметку с той же наследственной легкостью, как черты лица» [4. С. 28]. Отец передает Ивану Савельевичу свой опыт и жизненную мудрость, тот в свою очередь передает все это своим детям, как сыновьям, так и Тамаре («Отец без скидки учил свою Томку тому же, что давал сыновьям» [4. С. 28]). Нравственный стержень и самодостаточность Тамары Ивановны крепятся преемственной связью с предшествующими поколениями не только по отцовской, но и по материнской линии: «Ты знаешь, Степа (мать Тамары Ивановны — А.М.)... Томка у нас в тебя. У нее будет сильный характер, на ней не поездишь.
Характер у Тамары Ивановны и верно был материнский, но как бы обработанный отцовскими инструментами, всякими там крошечными напильниками, наждачными шкурками, лобзиками...» [4. С. 29].
Иван наследует твердый характер матери и ее твердые убеждения, «какая-то прочная сердцевина, окрепшая в кость, чувствовалась в нем, и на нее, как на кокон, накручивается все остальное жизненное крепление. Понятно, что это крепление ложилось пока слабо... но оно было на месте, на котором и надлежало ему быть. Это главное» [4. С. 54—55]. В этих словах содержится ключ к названию повести — именно Тамара Ивановна являет собой «сердцевину», необходимое «звено» в цепи рода, что соответствует в целом философии писателя. Иван — продолжатель своего рода. Не случайно повествование о нем заканчивается тем, что Иван решается уехать строить церковь в село, недалеко от которого находится родная деревня его деда и матери. Таким образом, он возвращается на родную землю, к своим истокам. В этом поступке героя заключается еще одно объяснение смысла заглавия повести и ее итог — прочность и спасительность преемственных связей.
Финал произведения не оставляет надежды на возрождение духовности, истинных ценностей, гармоничности бытия современного человека. Главную мысль произведения автор выражает словами Демина: «У меня цель — человеком остаться» [4. С. 191]. И раскрывает ее на судьбе главной героини.
Обращение к «болевым точкам» (В.П. Астафьев) современности, глубокий смысл повести и целостность воплощения замысла в ней позволили автору признаться: «Получилась очень приличная книжка, этой книжкой я дорожу. Может быть, лучшей у меня уже и не будет» [6. С. 1].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бондаренко В. Долюшка женская (О новой повести Валентина Распутина) // День литературы. — 2003. — № 10. — С. 10.
[2] Быков Д. Снасильничали / Д. Быков // Огонек [электронный ресурс]. — 2003. — URL: http://www.ogoniok.com/archive/2003/4823/44-52-54/. — Дата доступа: 28.10.2012.
[3] Кокшенева К.А. О повести Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и теме зла в современной литературе. — URL: http//portal-slovo.ru/philology/37275.php. — Дата доступа: 01.11.2012
[4] Распутин В.Г. Дочь Ивана, мать Ивана. — М.: Молодая гвардия, 2004.
[5] Распутин В.Г. Женский разговор // В.Г. Распутин Уроки французского. Избранная проза и публицистика. — М.: Жизнь и мысль, 2004.
[6] Распутин В.Г. Задача писателя — помочь человеку, сделать его добрее // Красноярский рабочий. — 2004. — 13 июля. — С. 1—2.
[7] Распутин В.Г. Очистить Россию за 15 лет // Труд. — 2007. — № 42. — С. 8—9.
LITERATURA
[1] Bondarenko V. Doljyshka zhenskaja (O novoj povesti Valentina Rasputina) / V. Bondarenko // Den' literatyru. — 2003. — № 10. — S. 10.
[2] Bukov D. Snasil'nichali / D. Bukov // Ogonjok [elektronnuj resyrs]. — 2003. — URL: http://www.ogoniok.com/archive/2003/4823/44-52-54/. — Data dostupa: 28.10.2012.
[3] Koksheneva K.A. O povesti Valentina Raspytina «Doch' Ivana, mat' Ivana» i teme zla v so-vremennoj literatyre. — URL: http//portal-slovo.ru/philology/37275.php. — Data dostupa: 01.11.2012.
[4] Rasputin V.G. Doch' Ivana, mat' Ivana. — M.: Molodaja gvardija, 2004.
[5] Rasputin V.G. Zhenskij razgovor // V.G. Rasputin. Yroki frantsyzskogo. Izbrannaja proza i pyb-litsistika. — M.: Zhizn' i musl', 2004.
[6] Rasputin V.G. Zadacha pisatelja — pomoch' cheloveky, sdelat' jego dobree // Krasnojarskij rabochij. — 2004. — 13 ijylja. — S. 1—2.
[7] Rasputin V. G. Ochistit' Rossijy za 15 let // Tryd. — 2007. — № 42. — S. 8—9.
TITLE MEANING AND MORAL ISSUE OF THE STORY «IVAN'S DAUGTHER, IVAN'S MOTHER» BY V.G. RASPUTIN
A.V. Makarova
ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226
In the article analyses last V.G. Rasputin's story «Ivan's daugther, Ivan's mother». Also reveals meaning of the title and moral issue are considered through feminine images. The main author's position and main philosophical thought are determined.
Key words: title, moral issue, feminine images, name meaning, idea of succession.