_______________________________ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
СМОЖЕТ ЛИ РОССИЯ ВСТАТЬ НА РЕЛЬСЫ ИНТЕНСИВНОГО ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?
О.А. Соловьева,
доцент кафедры экономико-правовых основ управления Челябинского государственного университета,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье обосновано авторское видение основных аспектов интенсивного пути в функционировании национальной экономики. Научный базис исследования составляют дефиниции интенсификация, экстенсификация, конвергенция, госрегулирование, урегулирование. Методологическим инструментарием при рассмотрении вопроса интенсивного пути экономического развития, определяются теоретические постулаты конвергенции и формационного подхода. Автор статьи приходит к выводу, что интенсификация позволяет оптимизировать процесс формирования эффективного инструментария экономического взаимодействия, применение которого открывает возможности создания национальной системы рационального функционирования государства и предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, государство, конвергенция, интенсификация, экономия
УДК 338.242 ББК 65.290.2-21
Важнейшим условием неуклонного подъема экономики и повышения благосостояния граждан является перевод производства на преимущественно интенсивный путь развития. Ведущим аспектом, который характеризует эволюцию экономики в направлении интенсификации, является опережающий рост реальных показателей производства на фоне снижения затрат на него. При этом стабильность снижения затрат на производство продукта находится в зависимости от уровня научно-технического развития промышленной сферы, своевременности внедрения новейших технологий в рабочий процесс с одновременным использованием методик рационального управления. Дифференцируя особенности экстенсивного и интенсивного расширенного воспроизводства, К. Маркс писал, «расширенное экстенсивно, если расширяется только поле производства; расширенное интенсивно, если применяются более эффективные средства производства», а в условиях современного экономического развития и более эффективные методы управления данным производством [6]. Таким образом, интенсификация предусматривает повышение уровня экономической рациональности, посредством экономии ресурсов, при этом добиваясь не только большего количественного результата, но и качественных изменений, как в самом производстве, так и в промышленном продукте на основе экономической селекции.
1. Основные задачи и методы перехода российской экономики на интенсивный путь развития
В современной экономики России на протяжении более 20 лет начиная с 1991 года произошло разбазаривание материально-технического фонда промышленного производства, который был создан в советский период. Одной из главных причин данного негативного действия определяется приватизация, которую и в настоящий момент проводит правительство России. Приватизацию можно назвать грабительской, потому что средства, полученные от реализации государственного имущества, не вкладывались в основной капитал, а расходовались по принципу «что продано, то прожито». Такое управление национальной экономикой спровоцировало рост коррупции, и воровство бюджетных средств на фоне сознательного закрытия и уничтожения ранее приобретенного в частную собственность промышленного производства.
В 2014 году в связи обострением геополитической обстановки в мире, которая сопровождается использованием экономических санкций против России, произошла своеобразная ревизия методов, форм управления национальной экономической системы. Выяснилось, что правительство России уже не в состоянии заниматься экономическим развитием страны, используя только один, доселе главный инструмент управления — «мешок с деньгами», наполняющийся за счет налогов и нефтяной валюты. Логика подсказывает, что период разрушения материально технической базы экономики страны
должен смениться периодом возрождения промышленного производства, а в некоторых случаях и создания новых тысяч современных предприятий, которые обеспечат дополнительные рабочие места и, как следствие, стабильность в функционировании социума.
Что же означает переход национальной экономики на интенсивный путь развития? Речь идет о том, чтобы интенсивные факторы играли преобладающую и возрастающую роль. В целом для экономик антагонистических формаций факторы интенсификации являются едиными:
- целесообразное применение трудовых ресурсов, которое предусматривает повышение производительности труда, обеспечивающее рост производства без увеличения или с меньшей численностью работающих;
- экономное употребление материальных ресурсов, то есть снижение материалоемкости, увеличение выхода конечной продукции из единицы материальных ресурсов, сокращение потерь и полное использование отходов;
- рациональное использование производственных основных фондов и мощностей, которое дает увеличение фондоотдачи, оптимальную загрузку мощностей, полное использование технических возможностей;
- повышение качества продукции, которое приведет к улучшению потребительских свойств при снижении затрат на единицу конечного продукта, к росту выпуска продукции высшей категории качества.
Но все же остается открытым вопрос о том, сможет ли Россия встать на рельсы интенсивного пути экономического развития. Вопрос отнюдь не риторический, потому что очевиден низкий потенциал управления экономическим развитием в национальной системе. Вместе с тем, на современном этапе функционирования национальной экономической системы еще недостаточно сформированы условия для всемерной интенсификации национальной экономики. За прошедшие 24 года рыночной экономики наша страна, располагая огромными природными ресурсами, не сохранила и не смогла преумножить на достаточном уровне научно-технические мощности тяжелой и легкой промышленности, сельскохозяйственного производства, дорожно-транспортной инфраструктуры, строительных организаций, высококвалифицированных кадров.
Интенсификация экономики — это повышение ее эффективности и качества. Если переложить данный постулат на практическое действие, то можно увидеть, что упор делается, прежде всего, на систему управления экономикой, как модератора, определяющего конечные результаты хозяйственной деятельности, который, используя перспективное планирование, предусматривает рациональную организацию, своевременное регулирование, модификационное инспектирование.
По мнению автора, в условиях текущего периода, с целью обеспечения высоких темпов роста общественного производства в национальной экономике, необходимо применять
1 1 7
а
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
конвергентный подход. Конвергентный подход при использовании государственного и частного капитала, предусматривает методики управления и технологии экстенсивного и интенсивного направления.
Решающее значение интенсивных методов хозяйствования в Российской экономике связано с рядом усложняющих факторов. Во-первых, недостаточен прирост высококвалифицированных трудовых ресурсов. С учетом этого весь прирост производства на действующих предприятиях необходимо получить в основном без увеличения числа работающих, за счет производительности труда. Во-вторых увеличиваются затраты на добычу топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, весь прирост которых падает на северные и восточные районы страны, при этом регионы юга и запада России не дают увеличения ВВП. Значит, более актуальными становятся вопросы экономного, бережливого использования всех материальных ресурсов. В-третьих, существенно меняется структура капитальных вложений. Значительная часть их должна направляться на техническое перевооружение и реконструкцию действующих производств, а так же на строительство новых мощностей. Поэтому предварительно можно сделать вывод, что в современных условиях возможности экстенсивного развития экономики значительно уменьшились. Однако на данном этапе интенсификации российской экономики не обойтись без экстенсивного развития определенных производств, которое, в свою очередь, потребует вовлечения в процесс функционирования добавочных материальных и монетарных ресурсов, увеличения парка оборудования, причем на высокотехнологической основе. Все выше перечисленное поможет создать материально-техническую основу по реализации интенсивного пути экономического развития, который обеспечит экономический рост, увеличение производительности труда работающих, посредством экономного использования всех видов ресурсов за счет повышения технического уровня производства. Таким образом, по мнению автора, конвергенция экстенсивного и интенсивного типа — это актуальный подход, способный расширить возможности промышленного возрождения страны.
Важная черта интенсивного хозяйствования — это экономия и бережливость. И здесь необходимо отметить значимость таких управленческих критериев, как плановость и планомерность. Режим экономии — это планомерно осуществляемая система технических, экономических, организационных мер, направленных на сбережение и рациональное использование всех видов ресурсов. Хозяйствовать экономно — значит эффективно использовать каждую минуту рабочего времени. Режим экономии и рационального хозяйствования, базируясь на научной организации труда и производства, имеет и морально-нравственное значение — это действенное средство формирования чувства хозяина производства ответственного за конечный результат. Планомерный режим экономии не терпит поверхностного подхода и тем более «кампанейщины».
В российском экономическом управлении на протяжении последних 20 лет плановость и планомерность подвергались дискриминации, за основу выставляли саморегулируемость рынка, так как произошла смена формаций, и доминирующее положение заняли постулаты классической рыночной экономики. Поэтому на современном этапе в целях более эффективного национального экономического развития актуально применять формационный подход, который позволит на основе принципа преемственности использовать преимущества, как социализма, так и капитализма.
Характерная черта режима экономии, как метода хозяйствования социалистической формации состоит в том, что пронизывая все звенья — от рабочего места трудящегося, управляющих структур предприятия и отраслевых министерств она базируется на заинтересованности всех представителей промышленной цепи, как конечных бенефициаров плодов бережливости. При капитализме жесткая экономия, в первую очередь, ведет к обогащению владельца производства, что является социальной преградой, как в использовании достижений научно-технического прогресса, так и в уровне заинтересованности трудящихся в приумножении частного достояния. Таким
образом, можно выделить стратегический стержень экономии — это «заинтересованность» всех участников процесса производства в ее реализации. Данный вывод имеет принципиальное значение, потому что «заинтересованность» следует считать важным социально-политическим фактором, который и будет определять уровень и масштабы условий в деле интенсификации национальной экономики.
Переход на преимущественно интенсивный путь развития связан с совершенствованием системы управления экономикой, который предполагает овладение инновационными методами ведения хозяйства, усиление режима рационализации во всех его проявлениях. По мнению автора, в качестве ключевого аспекта интенсивного управления следует определить уровень исполнительской дисциплины всех участников экономического процесса, количественные и качественные показатели которого влияют на объемы реализации программ, сроки завершения строительства стратегических объектов и производств, концентрацию и экономию всех видов средств, сокращение сроков освоения проектных мощностей и т.д.
Возможности интенсификации имеются во всех звеньях хозяйствования, как в производстве, так и сфере обслуживания. Реализация одних путей интенсивного развития, таких как техническое перевооружение производства, требует подчас крупных капитальных вложений. Реализация других, как например обмен и распространение передовых методов организации и управления производства практически осуществляется без затрат. В целом, переход на интенсивный путь управления должен основываться на мобильной трансформации экономического мышления. Вследствие этого, объективной потребностью, по мнению автора, является конвергенция социалистического и капиталистического подхода ведения хозяйства, через государственно-частное партнерство на основе трансформации частно-хозяйственной инициативы в экономическую политику государства. Речь идет о выработке такого управляющего метода, в котором рационально соединились бы дисциплинированность и инициатива, ответственность и предприимчивость. Классическим действенным средством интенсивности управления следует считать конкуренцию и соревнование. Соревнование — это стимулятор социалистического ведения хозяйства, на основе встречного планирования. Конкуренция — это рыночное функционирование, его принцип — это успешная реализация продукта. Поэтому, по мнению автора при переходе национальной экономики на рельсы интенсификации необходима модификация в использовании соревнования (встречное планирование) и конкуренции (реализация товара), как на государственных, так и частных производствах. В этом случае важным становится процесс вырабатывания алгоритма по осуществлению совместной работы в направлении совершенствования регулирующего инструментария. Необходимо формирование алгоритма сорегулирующего взаимодействия, который предусматривает планомерное внедрение стандартизации производства и выпускаемой продукции, посредством разработки плановых и оценочных показателей, норм и нормативов хозяйственной деятельности.
В условиях интенсификации экономики исключительно большая роль в техническом перевооружении и реконструкции производственного потенциала отводится национальному предпринимательскому сообществу. Однако, при решении задачи интенсификации значимым для предпринимательства становится нахождение резервов повышения эффективности капитальных вложений. В качестве одного из подходов к решению этой задачи можно предложить создание резервного фонда, что предусматривает:
- техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий;
- повышение качества проектных решений (рентабельность), сокращение сроков реализации проекта;
- обоснованное планирование, предусматривающее селекцию проектов, концентрацию средств и сил на наиболее важных направлениях;
- выбор оптимальных схем размещения производительных сил;
1 1 8
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
- использование методик нормативного хозяйствования, которое основано на стандартизации производства.
Иначе говоря, курс на интенсификацию производства, особенно в современной национальной экономике, предъявляет повышенные требования к правильному выбору вариантов при проектировании техники и технологии. Таким образом, уровень экономического развития напрямую зависит от степени экономической ответственности национального предпринимательства.
2. Проблемы и перспективы интенсификации российской экономики
За последнее десятилетие существующие в России общественные объединения предпринимателей прочно укрепились в отечественной экономике, как институты, координирующие взаимоотношения между государством и бизнесом. Наиболее крупными представителями являются «Опора России», «Деловая Россия», «Российский союз промышленников и предпринимателей». В широком смысле данные бизнес сообщества ставят перед собой цель — это формирование благоприятной предпринимательской среды через непосредственное участие в разработке и продвижении экономической политики государства, которая направлена на поддержку предпринимательства. Тем не менее, по факту, данные общественные организации предпринимателей представляют собой объединения субъектов хозяйствования, которые нельзя назвать флагманами в деле интенсификации отечественной промышленности. При этом недостаточная степень активности данных объединений оправдывается издержками государственного регулирования. Представленные экспертные данные NES Russia за 2013 год свидетельствуют об этом (рис. 1).
Факторы:
Коммерческая и профессиональная инфраструктура Доступкфизической инфраструктуре
□
□
Государственные
программы
□
Научно-технические
разработки
Культурныеисоци-альныенормы
Образование
Открытость рынка/ Барьерывхода
Финансовая
поддержка
Социально-экономи-
ческаяситуация
Политическая и институциональная среда
Политика
государства
0 10 20 30 40 50 60 70
%
Рис. 1. Факторы, негативно влияющие на развитие предпринимательства в России, 2013 г.
Источник: [10].
твенной статистики в России более трех миллионов индивидуальных предпринимателей и более двух миллионов организаций и предприятий) [8];
- существующие общественные объединения предпринимателей не представлены своими отделениями во всех регионах страны (например, «Опора России» представлена в качестве 83 региональных отделений [2], а «Деловая Россия» в качестве 77 региональных отделений [1]);
- существующие общественные объединения не сплачивают не только предпринимателей, но и руководителей высшего и среднего звена (не являющихся собственниками бизнеса), а также простых граждан, интересующихся жизнью бизнессообщества [1];
- существующие общественные объединения предъявляют финансовый барьер для вхождения в состав своего бизнес-сообщества, в зависимости от статуса сумма ежегодного взноса варьируется от 5000 руб. до 150000 руб. [3].
Таким образом, данные общественные организации предпринимателей России имеют низкий коэффициент синергии.
Так же среди интенсивных факторов управления экономическим ростом важное место принадлежит рациональному использованию трудовых ресурсов, особенно в выявлении резервного роста производительности труда. И здесь нахождение резервов следует везти по таким направлениям:
- использование рабочего времени: исполнительская дисциплина, организация труда и производства;
- снижение трудоемкости продукции: совершенствование производственных технологий, новаторство, устранение непроизводительных затрат;
- кадровая политика: текучесть кадров, профессионализм работников, оптимизация кадрового потенциала.
С другой стороны, если в качестве точки отсчета взять два основных показателя — увеличение рабочих мест предпринимателями в рамках своего бизнеса и модернизацию производства при помощи использования новейших и новых технологий, то и существующие общественные объединения предпринимателей не удовлетворяют потребностям государства. На основании представленных экспертных данных APS Russia за 2013 год 58,37% предпринимателей не планируют выполнять государственный «заказ» (прописанный в стратегии социальноэкономического развития России) по созданию дополнительных рабочих мест в ближайшие 5 лет (рис. 2).
12,97%
5,42%
23,24%
58,37%
0 Не планируют 0 от 6 до 19 рабочих мест
0 от 1 до 5 рабочих мест □ более 20 рабочих мест
Рис. 2. Распределение предпринимателей в зависимости от планов увеличения рабочих мест в течение 5 лет, 2013 г.
Однако результаты данного исследования не следует рассматривать, только как характеристику недостаточного уровня госрегулирования национального предпринимательства, которое тормозит уровень интенсификации деловой активности бизнеса. Данное статистическое исследование представляет собой обоюдоострое оружие, которое выявляет негативные проблемы в функционировании общественных объединений предпринимателей России, основными из которых являются: - существующие общественные объединения предпринимателей не охватывают всех экономически активных субъектов хозяйствования (по данным Федеральной службы государс-
Источник: [9]
Вместе с тем, разрабатывая методику управления по интенсивному использованию трудовых ресурсов, необходимо брать во внимание немаловажное значение экстенсивного их использования: вовлечение в общественное производство занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, трудоспособных инвалидов и пенсионеров, преодоление неравномерной занятости в сельском хозяйстве и сезонных отраслях.
Научно-технический прогресс — это одно из решающих направлений, используя которое можно обеспечить, прежде
1 1 9
а
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
всего, внедрение прогрессивной, ресурсосберегающей техники и технологии, научной организации труда и производства. Значимость конечных результатов сферы науки выражается не только в количестве законченных исследований и разработок, при этом решающее значение имеет количество начатых серийных выпусков машин, оборудования, а также экономический эффект от научно-технических мероприятий. Следовательно, решающий участок в работе по ускорению научно-технического прогресса — это внедрение научных открытий и изобретений. Одним из ведущих направлений, актуализирующих повышение технического уровня производственной деятельности во всех экономических отраслях, следует считать переход к малооперационным, безотходным или малоотходным технологическим процессам. Все это создает возможности развития экологически чистого производства.
Здесь следует вспомнить опыт социалистического ведения хозяйства в вопросе рационализаторства и изобретательства в производственном коллективе и на рабочем месте, следствием которого становилось уменьшение издержек производства и увеличение производительности труда. Современный опыт частного промышленного производства основан на импорте технологий и полном отказе от научно-профессионального потенциала наемного работника. Российский рабочий «левша» предпринимателю не нужен, потому что такое производство для частника довольно затратное, так как требует вложений на промышленный эксперимент. Таким образом, складывается удручающая ситуация с использованием предпринимателями новейших и новых технологий в своем производстве, поскольку более 90% бизнесменов не применяют их (рис. 3). Хотя данное направление было заявлено государством как основное условие, необходимое для успешной индустриализации экономики страны, так как высокий технический уровень производства — это фактор, который обеспечивает создание условий перехода экономики на интенсивный путь функционирования.
Отсюда следует, что существующие в нынешних условиях общественные объединения, сформировавшиеся как институт, лоббирующий интересы бизнес сообщества, не удовлетворяет в полной мере ни интересы предпринимателей, ни интересы государства. Поэтому объективно назрела ситуация по модернизации данного взаимодействия в направлении интенсификации управления: однородности цели развития, единоначалия
регулирующей функции, единообразия структуры взаимодействия, единства и равного доступа к ресурсам всех предпринимателей. Одним из вариантов такой модернизации может являться создание единой федеральной организации «Российская предпринимательская общность», как основного института, осуществляющего регулирующее взаимодействие по оптимальному согласованию интересов между государством и бизнесом, что соответствует интенсивному пути экономического управления. Таким образом, переход национальной экономики на рельсы интенсификации находится в зависимости от консолидации усилий государства и предпринимательства. При этом эффективное использование интенсивных факторов экономического развития должно обеспечиваться концентрацией усилий на следующих направлениях:
0 ранние предприниматели И устоявшиеся предприниматели
Рис.3. Использование новейших и новых технологий ранними и устоявшимися предпринимателями, 2013 г.
Источник: [9].
- научно-технический прогресс на базе инновационного подхода;
- экономическая селекция структурной политики и капитальных вложений;
- совершенствование системы управления промышленным производством;
- эволюция социально-экономического мышления: предпринимательской инициативы, сорегулирования, как метода работы.
Литература
1. Официальный сайт общественного объединения предпринимателей «Деловая Россия»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.deloros.ru Дата обращения 21.05. 2015
2. Официальный сайт общественного объединения предпринимателей «Опора России»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.opora.ru Дата обращения 21.05. 2015
3. Официальный сайт общественного объединения предпринимателей «Российский союз промышленников и предпринимателей»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.рспп.рф Дата обращения 21.05.2015
4. Рязанов В.Т. Кризис индустриализма и перспективы постиндустриального развития России в XXI веке // Постиндустриальный мир и Россия / В.Т. Рязанов. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 616 с.
5. Соловьева О.А. Основополагающие векторы сорегулирования предпринимательства и государства // Вестн. Челябинского госуд. ун-та. Сер. Экономика. 2014. — Вып. 45. — №15(344). — С. 27-31.
6. Соловьева О.А. Современные аспекты государственного регулирования национального предпринимательства. — Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-Мастер», 2014. — 108 с.
7. Стиглиц Д. Экономика государственного сектора. — М.: Инфра-М, 1997. — 720 с.
8. Федеральная служба государственной статистики РФ: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru Дата обращения 21.05. 2015
9. APS Russia 2013
10. NES Russia 2013
1 20