Научная статья на тему 'Смирение и протест в христианстве'

Смирение и протест в христианстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
768
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИРЕНИЕ / ПРОТЕСТ / ХРИСТИАНСТВО / САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ / HUMILITY / PROTEST / CHRISTIANITY / SELF-SACRIFICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жилина У. В.

В статье рассматриваются представленные в христианстве этические проекты смирения и протеста. Обосновывается их диалектическое единство и синтез в самопожертвовании для преодоления человеком ограниченности и конечности собственного бытия, спасения души и достижения совершенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humility and Protest in Christianity

In this articlethe Christian ethical projects of humility and protest are considered. Theauthor reveals their dialectical unity and synthesis in self-sacrifice for the man’s negotiation of the limitation and finiteness of his being, the salvation of his soul and the attainment of perfectness.

Текст научной работы на тему «Смирение и протест в христианстве»

1. Захаров В. Е. Испытание Петриком // В защиту науки. 2012. № 11. С. 9-11.

2. Кругляков Э. П. Чем угрожает обществу лженаука? // Вестник РАН. 2004. Т. 74. № 1. С. 8-16.

3. Мартишина Н. И. Когнитивные основания паранауки. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1996. 188 с.

УДК 141.333 1Ш.С. 141.333

СМИРЕНИЕ И ПРОТЕСТ В ХРИСТИАНСТВЕ

В статье рассматриваются представленные в христианстве этические проекты смирения и протеста. Обосновывается их диалектическое единство и синтез в самопожертвовании для преодоления человеком ограниченности и конечности собственного бытия, спасения души и достижения совершенства.

Ключевые слова: смирение, протест, христианство, самопожертвование.

Смирение и протест являются двумя универсальными формами взаимоотношения человека с окружающей средой, как природной, так и социальной. Более сильным внешним условиям окружающей среды, представленным в образе богов, государства, общественного большинства или природных сил, человек может либо подчиняться, т. е. смиряться с их волей и предписаниями, либо противостоять им. Совершение этического выбора в пользу смирения или протеста во многом определяет как судьбу отдельного человека, так и историю целых государств.

Традиционно в христианстве стратегия смирения рассматривается как добродетель, спасающая от греха, и противопоставляется протесту, который, в свою очередь, считается деструктивным, разрушающим и человека, и общество.

Но именно за проповедь ценностей смирения и несопротивления злу христианство осуждали различные философы как учение, насаждающее приспособленчество и оправдывающее угнетение человека правящими классами. Так, например, Ф. Ницше утверждал, что «в христианстве на первый план выходят инстинкты угнетенных и порабощенных: в нем ищут спасения низшие сословия» [2, с. 35].

Однако если обратиться к истории возникновения и развития христианства, можно обнаружить, что само это учение зародилось в форме протеста, а Христос и его первые последователи были осуждены как преступники. В связи с этим возникает необходимость философско-антрополо-гического осмысления смирения и протеста в христианстве.

Согласно Библии, история человечества, какой мы знаем её сейчас, началась с грехопадения Адама и Евы, которое представляет собой осознанное нарушение воли Бога, неподчинение более сильному внешнему авторитету даже под страхом наказания изгнанием и смертью. Протест против воли Бога в Библии - грех, но именно он определяет сущность человека. Способность противостоять самому Богу, пусть

4. Филатов В. П. Об идее альтернативной науки // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. С. 152-174.

© Денисов С. Ф., Денисова Л. В., 2013

У. В. Жилина U. V. Zhilina

HUMILITY AND PROTEST IN CHRISTIANITY

In this articlethe Christian ethical projects of humility and protest are considered. Theauthor reveals their dialectical unity and synthesis in self-sacrifice for the man's negotiation of the limitation and finiteness of his being, the salvation of his soul and the attainment of perfectness.

Key words: humility, protest, Christianity, self-sacrifice.

и безнадёжно, - истинно человеческая черта, подтверждение его свободы и личной ответственности за свой выбор.

Смирение пред Богом рассматривается как праведность. И все же грех предшествовал праведности в истории отношений человека и Бога, нарушение воли Бога было первичным к повиновению ему. В этой связи любопытно замечание Э. Фромма о том, что «человеческая история началась с акта неповиновения, и не исключено, что закончится она благодаря акту послушания» [3, с. 30].

Праведность и смирение перед Богом даются человеку нелегко и требует жертв: современники высмеивали Ноя, строившего ковчег, а Аврааму для доказательства преданности Бог повелел принести в жертву сына Исаака. Смирение перед Богом не всегда означает принятие мнения окружающих людей: «не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» [Исх. 23:2]. Если воля большинства людей, общества или государства не соответствует заповедям Бога, то человек должен следовать последним, чего бы это ему ни стоило в мире людей, вплоть до изгнания и смерти.

Уже в первых книгах Ветхого Завета обнаруживается диалектическое взаимодействие смирения и протеста в поведении человека. С одной стороны, от человека требуется полное послушание Богу и беспрекословное соблюдение его заповедей, с другой стороны, стремление исполнить замысел Бога предполагает отречение от многих человеческих ценностей, таких как общественное одобрение, выраженное в различных формах, здоровье и даже жизнь. Верующего человека, исполняющего волю Бога, нельзя назвать приспособленцем и конформистом, поскольку смирение перед Богом означает протест против своего несовершенства, телесной и духовной слабости, личных, мелких интересов и страхов, против своей смертности, в конечном итоге.

В Библейской традиции протест и смирение - это две основные формы отношения человека к Богу, миру и другим

28

Гуманитарные исследования • 2013 • № 1

людям. О господстве речи нет, человек, согласно Библии, не хозяин, а гость в этом мире, он является сотворенным, а не творцом, он вторичен по отношению к Богу и созданному им миру и относится к Богу, как «глина к горшечнику». Только единожды Бог говорит человеку «господствуй» [Быт. 4:7], и это господство относится к греху, который нужно себе подчинить. Таким образом, господствовать человек может только над самим собой и то не полностью, а лишь быть способным к свободному выбору между грехом и праведностью.

Смирение перед Богом, являющееся добродетелью в иудаизме, в христианстве становится всеобщим правилом отношения человека с миром. Не только с Богом и ближними людьми, но также и с врагами. Врагов должно любить, прощать и молиться за них. В Нагорной проповеди Иисус говорит о блаженстве кротких, и о необходимости быть готовым к гонениям, поношениям и смерти во имя Бога. Запрещается применять силу даже для сопротивления злу. Также проповедуется смирение и покорность всякой земной власти: слуги должны повиноваться господам, дети родителям, жены мужьям, должно повиноваться всякому начальнику, царю и правителю. Служить следует не только добрым господам и правителям, но и суровым, не протестуя и тем самым не умножая зло в мире.

Идея служения Богу и людям в Новом Завете становится одной из главных, подчёркивается её тесная связь с идеей господства. Высшее господство выражается в высшем служении. Невозможно человеку возвыситься над другими людьми и приблизиться к Богу, не служа. Служение в данном содержании не равнозначно прислуживанию, рабству или простому угождению. Служение носит добровольный характер и подразумевает помощь, заботу и личную ответственность за ближних. Поспорившим о первенстве и приближенности к Богу ученикам, Христос говорит: «...кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» [Мф. 20:26-28].

Если в Ветхом Завете исполнение заповедей как отдельным человеком, так и всем народом поощряется Богом и служит основанием долголетия и благополучия, то все, что обещает Христос своим последователям - это вечная жизнь, но в ином мире, уверенность в существовании которого человеку свойственно ставить под сомнение. Христос сам называет свое царство «не от мира сего», и всем желающим попасть в это царство необходимо преодолеть в себе земное, человеческое.

Христианину предписывается не затевать тяжб, споров и судебных разбирательств, даже если он прав и закон на его стороне, лучше терпеть несправедливость, оставаться обиженным, сносить лишения. Смиряться необходимо перед любым унижением: «. вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» [2Кор. 11:20]. Готовность христианина к полному смирению и повиновению обусловливается верой в то, что ценность всей земной жизни заключается в испытаниях, которые должен преодолеть человек для того, чтобы победить тленный и конечный мир и обрести жизнь вечную. Во множестве испытаний проявляется любовь Бога к человеку, как любовь отца к сыну, желаю-

щего подготовить его и научить подлинной жизни. Чем большее количество испытаний прошел человек, тем большую победу он одержал над миром и тем ближе приблизился он к Богу. Несопротивление злу, смирение перед внешним злом и насилием, объясняется тем, что помимо желания не увеличивать количество зла в мире, христианин своим смирением спасает тех, перед кем он смиряется, включая своих врагов, предоставляя суд и наказание только Богу. Христианин служит людям не только для своего, но и для их спасения.

Но христианское смирение полностью пренебрегает выживанием и земными ценностями: «.никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» [Лк. 9:62]. Традиция, положенная в Ветхом Завете и продолженная в Новом, предписывает человеку постоянную борьбу с мирскими привязанностями и слабостями для вечной жизни. Мария, внимательно слушающая Христа, угодна ему более, чем Марфа, суетящаяся по дому и озабоченная бытом. Библейское смирение не тождественно приспособлению для выживания и конформизму. По словам Н. А. Бердяева, «подставить щёку обидчику есть духовный подвиг, предполагающий смирение в себе и преодоление древних родовых инстинктов.» [1, с. 332].

Да, и Христос, и апостолы говорили о смирении перед родителями, светскими властями, служении людям, вплоть до претерпевания от них оскорблений и унижений, однако Христос говорил и о том, что он принес на землю не мир, но меч, о том, что он пришел разлучить отца с сыном и мать с дочерью. Человек, последовавший за Христом, обречен на войну с миром, на страдания и гонения в этом мире, он уподобляется воину, сражающемуся за свою душу.

Смирение и протест, являясь двумя основными формами отношения человека с Богом, миром и людьми, находятся в диалектическом единстве. Сам Христос - смиренный Бог, жертвующий собой ради людей, показывающий своей смертью путь в вечную жизнь, является протестующим человеком, нарушившим священность обыденного и авторитет традиции, не ищущим оправдания в большинстве, творящим добро в субботу, разгоняющим торговцев в Иерусалимском храме, побеждающим смерть. Как Бог Иисус смиряется, а как человек протестует, побеждая в итоге ограниченность человеческой жизни.

Таким образом, смирение и протест в христианском учении находятся в диалектическом взаимодействии, а их синтез раскрывается в самопожертвовании, в готовности стойко принимать любые лишения и противостоять всему, что мешает человеку достигнуть спасения души и личного бессмертия, даже наперекор воле окружающего большинства или неблагоприятным внешним условиям, ценой собственной жизни.

1. Бердяев Н. А. Назначение человека. М.: АСТ, 2010. 478 с.

2. Ницше Ф. Антихристианин // Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. М.: Политиздат, 1990. С. 17-94.

3. Фромм Э. О неповиновении и другие эссе. М.: АСТ, 2012. 217 с.

© Жилина У. В., 2013

Гуманитарные исследования • 2013 • № 1

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.