Научная статья на тему 'Слуховые функции и вегетативные реакции инженерно-технического персонала аэродрома'

Слуховые функции и вегетативные реакции инженерно-технического персонала аэродрома Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
150
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОСЕНСОРНАЯ ТУГОУХОСТЬ / SENSORINEURAL HEARING LOSS / АВИАЦИОННЫЙ ШУМ / AVIATION NOISE / АВИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА / AIRCRAFT HYGIENE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чистов Станислав Дмитриевич, Солдатов С. К., Зинкин В. Н., Поляков Н. М.

Представлены результаты исследования состояния слуха у инженерно-технического персонала аэродрома, использующего и не использующего противошумы при обслуживании авиационной техники. Выявлена взаимосвязь между порогами слуха и аэродромным стажем, обсуждаются механизмы развития шумовой нейросенсорной тугоухости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чистов Станислав Дмитриевич, Солдатов С. К., Зинкин В. Н., Поляков Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acoustical function and vegetative reaction engineering and technical staff the aerodrome

The results of the research status hearing in engineering and technical personnel of the aerodrome, with and without insert hearing protector when servicing aircraft. The correlation between hearing thresholds and aerodrome experience, discusses the mechanisms of noise sensorineural hearing loss.

Текст научной работы на тему «Слуховые функции и вегетативные реакции инженерно-технического персонала аэродрома»

Февраль №2 (251) знсо

11

медико-профилактических мероприятий, оздоровительных программ на шахтах и разрезах (профилактические процедуры, витаминопрофилактики, с^ ингаляции, санаторный отдых, борьба с вредными привычками и проч.); изучить особенности фор-эс мирования и течения профессиональных и производственно обусловленных заболеваний у работни-1— ков угольных предприятий с учетом зависимостей «доза—эффект», выраженности производственных факторов риска, индивидуальной и возрастной чувствительности; разработать и внедрить систему по-слесменной реабилитации работников; научно обосновать сроки безопасного стажа работы во вредных и опасных условиях труда как для каждого производственного фактора, так и влияния комплекса факторов на рабочих местах угольщиков; внедрить систему управления профессиональными рисками на предприятиях угольной промышленности, целью которой является улучшение условий труда [9], снижение профессиональной заболеваемости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авалиани С.Л., Мишина А.Л. О гармонизации подходов к управлению качеством атмосферного воздуха / С.Л. Авалиани, А.Л. Мишина //Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 3 (216). С. 44—48.

2. Атискова Н.Г., Шур П.З., Романенко К.В., Шляпников Д.М., Шараева А.А. Формирование списков приоритетных для гармонизации гигиенических нормативов содержания химических веществ в атмосферном воздухе / Н.Г. Атискова, П.З. Шур, К.В. Романенко, Д.М. Шляпников,

A.А. Шараева //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 11 (248). С. 7—9.

3. Бакиров Б.А., Сулейманов Р.А., Бакиров А.Б. Особенности заболеваемости хроническим лимфолейкозом на территориях с развитым многопрофильным производством / Б.А. Бакиров, Р.А. Сулейманов, А.Б. Бакиров //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 11 (236). С. 17—19.

4. Березин И.И., Сучков В.В. Риск здоровью населения промышленных городов, связанный с содержанием вредных примесей в атмосферном воздухе / И. И. Березин,

B.В. Сучков //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 10 (247). С. 39—42.

5. Дунаев В.Н., Верещагин Н.Н., Дунаев А.В. Гигиеническая оценка канцерогенного риска при воздействии электромагнитных излучений на основе корреляционного анализа / В.Н. Дунаев, Н.Н. Верещагин, А.В. Дунаев

//Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 6 (243). С. 18—19.

6. Землянова М.А., Долгих О.В. Биомаркеры эффекта как показатели и критерии воздействия техногенных химических факторов окружающей и производственной среды на здоровье / М.А. Землянова, О.В. Долгих //Здоровье населения и среда обитания. 2010. № 11 (212). С. 31—33.

7. Корнилков А.С., Гурвич В.Б., Кузьмина Е.А., Привалова Л.И., Кузьмин С.В., Никонов Б.И. Многосредовая оценка канцерогенного риска для здоровья населения промышленно развитых городов Свердловской области / А.С. Корнилков, В.Б. Гурвич, Е.А. Кузьмина, Л.И. Привалова, С.В. Кузьмин, Б.И. Никонов //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 4 (241). С. 13—15.

8. Май И.В., Зайцева Н.В., Клейн С.В., Седусова Э.В. Установление и доказательство вреда здоровью гражданина, наносимого негативным воздействием факторов среды обитания / И.В. Май, Н.В. Зайцева, С.В. Клейн, Э.В. Седусова //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 11 (248). С. 4—7.

9. Мишина А.Л. Использование методологии оценки риска для управления качеством атмосферного воздуха / А.Л. Мишина //Здоровье населения и среда обитания.

2009. № 6 (195). С. 7—9.

10. МелентьевА.В. Клинико-диагностическое значение вариабельности сердечного ритма у работников, подвергающихся воздействию шумо-вибрационного фактора / А.В. Мелентьев // Здоровье населения и среда обитания.

2010. № 1 (202). С. 37—40.

11. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008—2012 годы: Государственные доклады:. М., 2009—2012.

12. О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2008—2011 году: Информационные сборники статистических и аналитических материалов. М., 2009—2012.

13. Устинова О.Ю. Организация лечебно-диагностической помощи в условиях санитарно-гигиенического неблагополучия среды обитания и производственной деятельности для задач снижения рисков здоровью населения / О.Ю. Устинова //Здоровье населения и среда обитания. 2010. № 11 (212). С. 36—38.

14. Цинкер М.Ю., Кирьянов Д.А., Клейн С.В. Статистическое моделирование для оценки влияния факторов среды обитания на индикаторные показатели здоровья населения Российской Федерации / М.Ю. Цинкер, Д.А. Кирьянов, С.В. Клейн //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 11 (248). С. 10—13._

Контактная информация: Contact information:

Пилишенко Владимир Анатольевич, Pilishenko Vladimir тел.: 8 (495) 633-13-62, phone: 8 (495) 633-13-62,

e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]

Il III III III III III III II III III III III III III II III III III III III II III III III III III III II III III III III III III II III III III III III III II III III III III III II III III III III III III II III III III III III III II III III III III III III II III III III III III II III III III III III III и I

УДК 613.65

СЛУХОВЫЕ ФУНКЦИИ И ВЕГЕТАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА АЭРОДРОМА

С.Д. Чистов, С.К. Солдатов, В.Н. Зинкин, Н.М. Поляков

ФГКУ «4 ЦНИИ» Минобороны России, г. Москва

Представлены результаты исследования состояния слуха у инженерно-технического персонала аэродрома, использующего и не использующего противошумы при обслуживании авиационной техники. Выявлена взаимосвязь между порогами слуха и аэродромным стажем, обсуждаются механизмы развития шумовой нейросенсорной тугоухости. Ключевые слова: нейросенсорная тугоухость, авиационный шум, авиационная гигиена.

S.D. Chistov, S.K. Soldatov, V.N. Zinkin, N.M. Polyakovci □ ACOUSTICAL FUNCTION AND VEGETATIVE REACTION ENGINEERING AND TECHNICAL STAFF THE AERODROME □ State-owned federal state institution «4 Central research Institute of the Ministry of Defense of Russia, Moscow □ The results of the research status hearing in engineering and technical personnel of the aerodrome, with and without insert hearing protector when servicing aircraft. The correlation between hearing thresholds and aerodrome experience, discusses the mechanisms of noise sensorineural hearing loss. Key words: sensorineural hearing loss, aviation noise, aircraft hygiene.

Профессиональная нейросенсорная тугоухость (НСТ) является важной проблемой в авиации: удельный вес НСТ в структуре профессиональных заболеваний работников гражданской авиации составляет более 80 % [3—5]. Неблагоприятная акустическая обстановка на

рабочих местах наземного авиационного персонала является реальной предпосылкой для возникновения отклонений в состоянии здоровья [7]. Многолетние наблюдения за техническим персоналом (ТП), обслуживающим современные воздушные суда (ВС), показали, что у него высок

12

ЗНиСО ФИШ №2 (251)

риск развития НСТ и шумовой профессионально обусловленной патологии [1, 2, 3, 6].

В обследованную группу вошли авиационные техники в возрасте 23—38 лет, со стажем работы 2,5—15,0 лет. Обследование проводилось до и после летной смены. Опытная группа (16 чел.) использовала противошумы (шумозащитный шлем), контрольная группа (8 чел.) для защиты от шума на стоянке ВС использовала шлемофон летный.

Функциональное состояние органа слуха оценивали с помощью тональной пороговой ау-диометрии с применением диагностического аудиометра Interacoustics AD-226. Проводили автоматический тест с чистыми тонами в диапазоне 125—8 000 Гц.

Экстраауральное действие шума оценивали по показателям вариабельности сердечного ритма, отражающим уровень симпатической и парасимпатической регуляции вегетативных функций [2—4].

При статистической обработке данных в описательной статистике применяли среднее арифметическое и стандартное отклонение. Для оценки изменений показателей после смены вычисляли непараметрические критерий Вилкоксона и критерий знаков. Расчеты выполнены с помощью пакета программ StatSoft Statistica 8.0.

Данные фонового исследования слуховой функции у ТП показывают, что у ряда техников имеется снижение слуха на частотах 4 и 8 кГц. На остальных частотах, в области низкочастотного и речевого диапазонов, слух у обследованного ТП оценен как нормальный. Некоторое снижение слуха на 25 дБ, не классифицируемое как тугоухость, встречается в ряде случаев на частотах 125 и 500 Гц.

У большинства ТП слух на данные частоты не снижен. Значительное повышение порогов наблюдается в 12 % случаев на частоте 4 000 Гц и в 9 % на частоте 8 000 Гц. Характер распределения степени тугоухости отличается от нормального, что свидетельствует о влиянии на него внешнего фактора — в этом случае возраста и/или стажа. Для оценки этого влияния проведен регрессионный анализ величин порогов слуха по частотам и возрасту, а также профессиональному стажу обследуемых.

Исследование взаимосвязей повышения порогов слуха по всему спектру частот на лучше и хуже слышащее ухо с возрастом и стажем показало, что снижение слуха в обследованной выборке не имеет взаимосвязи с возрастом обследованных. В то же время снижение слуха на оба уха на частоте 4 кГц достоверно взаимосвязано с аэродромным стажем, т. е. с работой в условиях интенсивного шумового воздействия. Аналогичная взаимосвязь отмечается и в отношении снижения слуха на частоте 8 кГц, однако эта связь более слабая и прослеживается лишь на одно ухо.

Полученные результаты подтверждают данные предыдущих исследований о том, что слуховая функция у ТП страдает вследствие воздействия авиационного шума на рабочем месте [2—5]. Характер нейросенсорной тугоухости авиационных техников (повышение порогов воспри-

ятия на частоте 4 кГц и в меньшей степени 8 кГц) Я| соответствует профилю снижения слуха при про- S фессиональной тугоухости [1, 5]. Имеется досто- ^ верная взаимосвязь между двусторонним сниже- ^ нием слуха на частоте 4 кГц и стажем работы на ^ аэродроме. При этом взаимосвязь с возрастом у 3: обследованных отсутствовала — среди обследо- ^ ванных не было лиц, у которых по возрасту возможен пресбиакузис.

При оценке динамики состояния слуха в ходе летной смены в контрольной группе отмечалось временное смещение порогов слуха на частоте 250 Гц на 5—10 дБ. Возможной причиной этого может быть интенсивный шум на этой или близкой частоте во время подготовки самолета к вылету. На остальных частотах изменений порогов слуха выявлено не было. В опытной группе (с использованием средств защиты) пороги слуха до и после рабочей смены не имели достоверных различий. Следовательно, использование средств защиты устраняет неблагоприятного прямое воздействие авиационного шума на орган слуха.

Повышенные пороги слуха на частоте 4 кГц и умеренное временное смещение порогов слуха после смены указывают на то, что в развитии НСТ у рассматриваемой категории специалистов существенную роль играет отсроченный эффект шума. Несмотря на небольшие изменения слуха после смены по сравнению с фоном, с годами работы в условиях авиационного шума у инженерно-технического персонала наступают характерные для НСТ изменения слуха.

Патогенез шумовой НСТ включает несколько механизмов ее развития [3—6]. При воздействии шума нарушается функционирование наружных волосковых клеток. Морфологические исследования на животных показывают, что при воздействии интенсивного широкополосного шума наиболее выраженные изменения наружных во-лосковых клеток происходят в основном завитке улитки. Дегенеративные изменения вследствие шумового воздействия происходят и в фиброцитах спирального лимба, которые играют важную роль в поддержании ионного гомеостаза в улитке. При воздействии интенсивного шума развивается повреждение микрососудов улитки, приводящее к стазу, изменениям сосудистой проницаемости и локальной ишемии.

Имеются данные о сосудистом генезе шумовой НСТ [3—5]. Ишемия улитки вследствие вазоконстрикции капиллярной сети сосудистой полоски является спорной, так как при шумовом воздействии 110 дБ происходит расширение просвета капилляров сосудистой полоски на 30 %, сменяющееся их сужением до 12 %. Данные об усилении ототоксического эффекта гентамицина при акустической травме подтверждают наличие вазодилатации в сосудистой полоске. Таким образом, данные о сосудистых реакциях при шумовом воздействии являются противоречивыми.

Результаты исследования вегетососудистых реакций в ответ на воздействие шума у ТП показали существенный рост тонуса симпатической нервной системы. Вариабельность сердечного ритма до и после смены снижалась в контрольной

Февраль №2 (251) знисо

13

группе и не изменялась в опытной группе, что указывает на существенное повышение активности симпатического звена вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у ТП, не использовавшего противошумы с адекватным шумовой нагрузке уровнем шумоподавления, усиливается симпатическая регуляция вегетативных реакций, которая вызывает ва-зоконстрикцию. Одновременно отмечается усиление тонуса симпатической нервной системы и изменение регуляторных механизмов сердечной деятельности в пользу централизации, что свидетельствует об активации адаптационного механизма по типу стресс-реакции.

Использование противошумов с адекватной шумовой нагрузке заглушающей способностью устраняет неблагоприятную в данном случае веге-тососудистую реакцию стрессорного ответа. Таким образом, противошумы снижают прямое (на рецеп-торные клетки кортиева органа) и экстраауральное (на вегетативный статус) воздействие шума, тем самым устраняя предпосылки для возникновения НСТ у этой категории специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолов А.В., Скуратовский Н.И., Драган С.П., Сомов М.В. Методика эргономической экспертизы противошумных наушников //Инженерный вестник. 2013. № 9. С. 8.

2. Драган С.П., Зинкин В.Н., Кукушкин Ю.А., Солдатов С.К. Гигиеническая оценка акустической обстановки на ра-

бочих местах авиационных специалистов и водителей тяжелых грузовиков, и способы их защиты от шума / С.П. Драган, В.Н. Зинкин, Ю.А. Кукушкин, С.К. Солдатов //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 12 (249). С. 29—30).

Зинкин В.Н., Ахметзянов И.М., Драган С.П., Богомолов А.В. Особенности сочетанного действия шума и инфразвука на организм // Безопасность жизнедеятельности. 2011. № 9. С. 2—10.

Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А., Ахметзянов И.М., Шешегов П.М. Риски здоровью, обусловленные кумулятивным действием авиационного шума, и мероприятия по борьбе с ним //Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2011. № 1. С. 80—88. Панкова В.Б. Профессиональная тугоухость у работников транспорта //Вестник оториноларингологии. 2008. № 3. С. 11 — 14.

Симухин В.В., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В., Ворона А.А. Методические аспекты нормирования импульсных промышленных шумов //Безопасность труда в промышленности. 2013. № 10. С. 32—35.

Щербаков С.А., Кирий С.В., Кукушкин Ю.А., Солдатов С.К., Богомолов А.В. Результаты исследований акустической обстановки на рабочих местах инженерно-технического состава авиации //Проблемы безопасности полетов. 2007. № 3. С. 27.

Контактная информация:

Чистов Станислав Дмитриевич, тел.: 8 (495) 155-12-12, e-mail: [email protected]

Contact information: Chistov Stanislav, phone: 8 (495) 155-12-12, e-mail: [email protected]

УДК 614.7

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ФЛОТЕ

В.И. Зайцев, С.А. Виноградов ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, г. Москва

Представлен анализ литературных источников, посвящённых изучению условий труда на флоте. Выделены основные группы факторов технической и социальной среды, обусловливающих неблагоприятные условия труда плавсостава. Приводятся фактические данные, характеризующие условия труда и их возможную связь с профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемостью моряков. Сформулированы основные задачи, стоящие перед специалистами Роспотребнадзора осуществлявшими надзор за условиями труда плавсостава. Ключевые слова: неблагоприятные условия труда, факторы риска, профессиональная заболеваемость, напряжение адаптационно-приспособительных механизмов.

V.l. Zaytsev, S.A. Vinogradov □ SOME THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF STUDYING OF WORKING CONDITIONS ON FLEET □ The federal budgetary health institution «Federal center of hygiene and epidemiology» of the federal being protectionoffice for inspectorate in the field of customers and human well-being protection, Moscow □ The

analysis of the references devoted to studying of working conditions on fleet is submitted. The main groups of factors, the technical and social environment, causing adverse working conditions of crew personnel are allocated. The actual data characterizing working conditions and their possible communication with professional and production caused incidence of seamen are provided. The main objectives facing specialists of Rospotrebnadzor exercising supervision of working conditions of crew personnel are formulated. Key words: adverse working conditions, risk factors, professional incidence, tension of adaptation and adaptive mechanisms.

Эксплуатация большинства объектов водного транспорта (суда различного назначения, морские и речные порты) осуществляется в условиях повышенного профессионального риска здоровью экипажей судов, портовых рабочих, иных участников транспортного процесса. К неблагоприятным условиям труда и обитаемости плавсостава относят три группы факторов: природной, технической и социальной среды.

Первую группу составляют климатогеографи-ческие факторы, характеристика которых связана, прежде всего, с быстрым перемещением в широт-

ном и территориальном направлениях, что вызывает изменения суточных и сезонных биоритмов, требует адаптации к новому поясному времени и непривычным гидрометеорологическим условиям.

При адаптации к климату морей высоких широт ведущее значение приобретает охлаждение и естественная освещённость. Климатические факторы холодных морей сочетаются с суточными и сезонными особенностями светового режима, ультрафиолетовой недостаточностью в темное полугодие и повышенной космической радиацией в высоких широтах, что постепенно приводит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.