Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 16 (307). Филология. Искусствоведение. Вып. 78. С. 44-47.
Н. И. Гуляева
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В КОМИ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ
Дается характеристика сложноподчиненным вопросительным предложениям, функционирующим в коми литературном языке, и их классификация по семантическому принципу
Ключевые слова: коми литературный язык, сложноподчиненное вопросительное предложение, придаточное предложение, союзы, союзные слова.
В коми литературном языке широко распространены сложноподчиненные вопросительные предложения (СПВП). Данный вид предложений состоит из двух или нескольких грамматически неравноправных предикативных частей, объединенных подчинительной связью. Основным средством связи предикативных частей, как и в повествовательных предложениях, служат подчинительные союзы, союзные слова и частицы. В СПВП вопросительной может быть или главная, или придаточная часть. В коми литературном языке преобладают СПВП с вопросительной главной частью, придаточная часть служит только для обоснования вопроса. При этом компоненты предложений данного вида тесно связаны в семантическом и структурном плане. По мнению В. И. Корж, тесная связь главного и придаточного подтверждается, в частности тем, что вопросительность одного из компонентов, в данном случае, главного, всегда обусловливает вопросительность всего предложения в целом [5. С. 17].
В нашем исследовании в основу классификации сложноподчиненных вопросительных предложений положен семантический принцип. В предложениях данного вида между главной и придаточной частями существуют различные смысловые отношения, в соответствии с ними можно выделить следующие семантические типы:
1. СПВП с изъяснительной придаточной частью. В них придаточная часть дополняет один из членов главного предложения, чаще всего сказуемое, выраженное глаголом, обозначающим действие, эмоциональное состояние, мыслительную деятельность, восприятие и так далее.
1) Придаточные предложения соединяются с главным чаще всего при помощи союзов мый «что», мед (медым) «чтобы»:
- Тгянлы мцй дзик веськодь, мый татчц воцмаясыс миян кар кузя гортса тяпицн тапи-
касьцны? [9. С. 25]. «Разве вам совсем безразлично, что приехавшие сюда по нашему городу в домашних тапочках ходят?»
- Но ті эсканныд, мый Туркиныс бур морт? [3. С. 80]. «Но вы верите, что Туркин хороший человек?»
- А, гашкц, Октябрина ачыс кцсйис, медым татшцмторйыс кывсис колана мортлы? [12. С. 59]. «А, может быть, Октябрина сама хотела, чтобы это было услышано нужным человеком?»
2) Следующие предложения употребляются с союзными словами мый «что», коді «кто», кор «когда», кутшцм «какой», кыдзи «как» и т.д.:
- Уськцдчис! Мыйцн нц тцдан, мый кцсйц юавны Октябринаыс? [12. С. 76]. «Набросилась! Откуда же знаешь, что хочет спросить Октябрина?»
- Николай Степанович пц гцтрасьцма! -до-лыда нюмъялц Галина Исаевна. -Ме ог гцгцрво, кор вевъялiс? [8. С. 56]. «Николай Степанович якобы женился! - радостно улыбается Галина Исаевна.- Я не понимаю, когда успел?»
- И став тайц кукыс миян, менам кицн быдтцм. Аддзан, кутшцммичацсь да шаньцсь? [2. С. 59]. «И все эти телята наши, выращенные моими руками. Видишь, какие красивые и хорошие?»
- Но ме ог гцгцрво, коді тіян вермас от-савны? [8. С. 61]. «Но я не понимаю, кто у вас может помочь?»
- Висьтав, кыдзи колц пукавнысц? [12. С. 230]. «Скажи, как надо сидеть?»
- Ме ог гцгцрво, мыйла абу справедливо-стьыс? - ышловзис Галина Исаевна [8. С. 67]. «Я не понимаю, почему нет справедливости?»
3) Предложения с частицей -ц «ли»:
- Майьштчьіліс Васька, эз-ц нин визяорда ли код ли дзерцд сэтцн Серкосц, падмцдлы ошъ-яссц суцдцмысь? [14. С. 127]. «Засомневался Васька, уж не бурундук ли подразнил там Серко, отвлекая от погони за медведями?»
- А кодкц-кц юалас, важцн-ц пц тцдса сыкцд? [3. С. 77]. «А если кто-то спросит, давно ли с ним знакома?»
2. СПВП с определительной придаточной частью. В предложениях данного вида придаточная часть относится к члену главного предложения, выраженного именем существительным либо местоимением, и характеризует его. Придаточная часть соединяется чаще всего при помощи союзных слов кодг «кто» в различных падежах и числах и кутшцм «какой»:
- А тэ тцдл1н эн Кирей Ванькасц, код-лысь тай, ачыд висьтал1н, керкасц совхозыд ньцблцма? [1. С. 23]. «А ты знал ли Кирей Ваньку, у которого, ты сам говорил, совхоз дом купил?»
- Кцнцсь цт найц, кодъяскцд пуктцма тайц садйыслы первойя пуяссц? Кцм еджыд юр-сиа, яндысьысь лцз синъяса Яша Ракин, кодг медпервойя мортцн сутшкис татчц зыр? [2. С. 52]. «Где сейчас они, с кем посажены в этом саду первые деревья? Где светловолосый, со стеснительными глазами, Яша Ракин, который самым первым воткнул сюда лопату?»
- Медым сэсся, во дас мысти, водзджык ли, тэ понд!н видзцдны ме вылц сэтшцм жц синмцн, кутшцмцн коркц ме видзцдлг Шыр Петыр вылц?.. [10. С. 176]. «Чтобы потом, лет через десять или раньше, ты смотрел на меня такими же глазами, какими я когда-то смотрела на Шыр Петыра?»
3. СПВП с придаточным предложением времени. В предложениях данного вида придаточная часть указывает на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части сложного предложения. Придаточные времени присоединяются к главному предложению с помощью союзного слова кор «когда», выполняют функцию отсутствующего в главной части сложного предложения обстоятельства времени и относятся к сказуемому главного предложения:
- Имый жц тыдовтчис, кор кут1сны корсь-ны помкасц? [14. С. 145]. «И что же выяснилось, когда начали искать причину?»
- Кыдзи нц сы йылысь сернитны, кор абу весигтц тцдсацсь? [3. С. 80]. «Как же об этом говорить, когда даже незнакомы?»
В некоторых случаях придаточные предложения времени раскрывают содержание обстоятельств времени, выраженные наречиями сэк, сэки «тогда», сэтчцдз «до того времени» и пр.:
- Внук эм, а зять абу, - дзескцдл1с тайц думыс Семен Михайловичцс. - Мый кута вись-
тавны сэк, кор Сеня кутас юасьны аслас бать йылысь?» [7. С. 181]. «Внук есть, а зятя нет, - эта мысль не давала покоя Семену Михайловичу. Что же буду говорить тогда, когда Сеня начнет расспрашивать о своем отце?»
Иногда придаточные предложения времени уточняют обстоятельство времени главного предложения:
- Думайт мыйкц гажацс да тешкодьцс. Вцвл1 гажаыс да тешкодьыс дзоля дырйи-ыд, кор гачтцгыд на котрал1н?.. [12. С. 232]. «Думай о чем-то веселом и смешном. Было веселое и смешное в детстве, когда еще без штанов бегал?»
4. СПВП с условными придаточными предложениями. В предложениях данного вида придаточные указывают на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части сложного предложения. Условные придаточные предложения относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему при помощи союза кц «если»:
- Ставцн кц кутам Управлениеын пу-кавны, код1 кутас тан уджавны, Арсений Никифорович? [6. С. 110]. «Если все будем в Управлении сидеть, кто будет здесь работать, Арсений Никифорович?»
- Кыдзи нц ме велцда, Вениамин Михайлович, ачым кц ог куж? [8. С. 20]. «Как же я буду учить, Вениамин Михайлович, если сам не умею?»
- Кутшцм нц тэ мужик, гцтыртц кц он пцръявлы? [12. С. 273]. «Какой же ты мужик, если жену не обманываешь?»
5. СПВП с придаточными предложениями цели. В предложениях данного вида придаточные части указывают на цель того, о чем говорится в главном предложении и присоединяются к нему при помощи союзов мед (ме-дым) «чтобы, пусть»:
- Но мый, мцдцдлам вертолет, мед ме-
райтасны, ена-ц тшыкцма сынцдыс? -Викториялысь юал1с Иван Федосеевич
[4. С. 86]. «Ну что, отправим вертолет, пусть измерят, сильно ли испортился воздух?»
- А кыдзи вцчны, мед вцлг интереснц, мед тырыс вцлг йцз, мед локтгсны весиг найц, кодъ-яслцн челядьыс оз на велцдчыны? [8. С. 50]. «А как сделать, чтобы было интересно, чтобы было полно народа, чтобы пришли даже те, у которых дети еще не учатся?»
- Тэ, тыдалц, нарошнц кцсъян меным лек вцчны, татчцдз локтцмыд, медым ставуджа-
лысьяс аддзьілісньї? - скцрлунсц цдва кутцмцн шуис Виктор Алексеевич [11. С. 165]. «Ты, по-видимому, нарочно хочешь сделать мне плохо, сюда пришел, чтобы все работники увидели? - едва сдерживая злобу, сказал Виктор Алексеевич».
6. СПВП с придаточным предложением причины. В предложениях данного вида придаточные части указывают на причину того, о чем говорится в главном предложении и соединяются с ним при помощи союза мый (в данном случае «за то, что; коль»):
- Водзцс косцдан верцсыдлысь, мый веськы-да олц? [14. С. 355]. «Мстишь мужу, что живет правильно?»
- Огц пцрцдцй дай, паса пожцм кц колц.
- Оз нц косьмы, мый пыдац тшупцмыд да? [14. С. 150]. «Давай не свалим, если с зарубкой сосна нужна. - Разве не высохнет, коль на такую глубину сделал зарубку?»
7. СПВП с придаточным предложением сравнения. В предложениях данного вида придаточные части поясняют содержание главного при помощи сравнения: сопоставляются два явления, при этом одно называется в главном предложении, а другое - в придаточном. В таких предложениях используются союзы быттьц «будто, как будто», ыштцкц «как будто», кыдзи «как»:
- Мыйла цнія йцзлцн лудц киныс ллкторсц вцчны, ыштцкц абу нин таладор олысьяс? [14. С. 26]. «Почему у современных людей руки чешутся плохое сделать, как будто уже не здешние жители?»
- Мыйла кыскц найцс лек вылас, кыдзи тай зонпосницс ва гуранц? [14. С. 26]. «Почему их тянет на плохое, как мальчишек в грязную лужу?»
8. СПВП с уступительным придаточным.
В предложениях данного вида придаточные части указывают на условие, вопреки которому совершается или не совершается то, о чем говорится в главном предложении. Уступительные придаточные предложения присоединяются к главному при помощи союза кцть «хотя»:
- Омцля цмцй асьсц, Филиппсц, манитц Домнаыс, кцть эськц и гцтыра и котыра со ачыс? [7. С. 35]. «Разве мало его самого. Филиппа, привлекает Домна, хотя вот сам и женат, и детей имеет?»
В тех случаях, когда придаточные с союзом кцть «хотя» предшествуют главному, в нем могут быть союзы но «но», а «а», да (в значении но), усиливающие противопоставле-
ние главного и придаточного. Усилительноуступительное значение имеют и придаточные предложения, в которых союз кцть «хотя» сочетается с частицей эськц «бы», имеющей в данном случае значение «и»:
- Валентина шуис, гортад пц срочнця кор-цмацсь...
- Да, ситуация.- Михаил Константинович довкйцдлыштгс дженьыд голяя юрнас. - Кцть эськц талун жц и эм кырссьышт гортад, да кыдзи мунансц? Самолет вылц билет менам босьтцма путевка помасян лун кежлц...» [10. С. 273]. «Валентина сказала, мол, домой срочно вызвали... - Да, ситуация... - Михаил Константинович покачал головой на короткой шее. - Хоть сегодня же и рвани домой, да как поедешь-то? Билеты на самолет у меня куплены на день окончания путевки. »
Иногда уступительное придаточное предложение присоединяется к главному предложению посредством союза да (в значении «хотя»):
- И мыйла ме тэнц ог тцд, вежон чцж нин велцдчим да? [8. С. 28]. «И почему я тебя не знаю, хотя учились уже неделю?»
9. СПВП с придаточным предложением места. В конструкциях данного вида придаточные указывают на место или пространство, где совершается действие, указанное в главном предложении или поясняет значение обстоятельства места, выраженное наречиями сэтцн «там», тан/ «здесь», сэш «там» и примыкает к главному при помощи союзных слов кытцн «где», кцш «где», кытысь «откуда» и др.:
- Бара тай горшлуныд пановт1с, - дивит1с батьыс. - Цтчыд, буракц, цлцдл1 нин-а!
—А позьц нц сиасьны, кытцн кодлцнкц сиась-цма нин? [14. С. 50]. «Опять же жадность опередила, - пристыдил отец. - Однажды, кажется, предупреждал уже? - А разве можно ставить силки, где чьи-то силки уже расставлены?»
СПВП с придаточным предложением места в коми языке употребляются редко.
В современном коми литературном языке встречаются вопросительные сложноподчиненные предложения усложненного типа, имеющие несколько придаточных:
- Кыдзи нц верма юавны, висьтав тэ, татшцм серьлзнцйтор, кор тэ пукалан и кымцр кодь? [12. С. 10]. «Как же я могу спросить, расскажи ты, такую серьезную вещь, когда ты сидишь и как грозовая туча?»
В данном примере главное предложение вклинивается в первое придаточное предложе-
ние, а второе придаточное подчинено первому, происходит последовательное подчинение.
В следующем примере наблюдается последовательное подчинение: к главному предложению подчинено первое, первому - второе:
- Да тэ гцгцрвоан-ц, мый вермас лоны,ставсц кц тайцс цтлаавны да партийн-цй ногцн видлавны? [11. С. 163]. «Да ты понимаешь ли, что может быть, если все это объединить и рассмотреть по-партийному?»
В коми языке также встречаются сложные вопросительные предложения смешанного типа, состоящие из подчинения и сочинения одновременно:
Бара дзескаммис лолыс. Бцрсьыс локтысь кц кодкц вцл1, позис на_сцткыштны дась цдъя вылысь, а тан код водзын кутан? [14. С. 99]. «Опять стеснило дыхание. Если бы сзади кто-то был, можно было выругаться, а здесь перед кем будешь?»
Данное вопросительное предложение состоит из двух частей, которые соединены сочинительной связью с помощью союза а «а», при этом первая часть - сложноподчиненное с придаточным предложением условия.
- Сюсь тай кылан! - нерышт1с Егор. - Пу тай пцрцдан да видзцдлан, абу-ц тшака ли табак увъя, а тэ мортыскцд адзи? [14. С. 146]. «Умник нашелся, говорю! - подразнил Егор.
- Дерево же свалишь и посмотришь, не с грибком ли или с гнилым суком, а ты с человеком этак?»
Данное вопросительное предложение состоит из двух частей, которые объединены сочинительной связью с помощью союза а «а», при этом первая часть - сложноподчиненное с изъяснительным придаточным предложением, связанным с главным посредством частицы -ц «ли».
- Кыдзи думайтанныд, лоас вайцдцма ва туйцн Рудникцдз став грузсц, кодцс ми аддзыл1м кывт1гцн да код1 мцдас на сюравны водзц, али суас тцв? [13. С. 45]. «Как думаете, будет по водной дороге до Рудника перевезен весь груз, который мы видели, когда плыли вниз, и который будет попадаться дальше, или зима настигнет?»
В данном примере к главному соподчинены два однородных изъяснительных придаточных предложения, к первому изъяснительному придаточному соподчинены два однородных определительных придаточных.
Анализ фактического материала показал, что в современном коми литературном языке в составе СПВП вопросительной чаще всего является главная часть. Необходимо отметить, что СПВП с изъяснительными и условными придаточными предложениями являются наиболее распространенными из числа сложноподчиненных вопросительных предложений в современном коми литературном языке. Немного реже встречаются СПВП с определительными, временными, сравнительными, уступительными, очень редко - СПВП с придаточными цели и места.
Список литературы
1. Афанасьев, Е. С. Вежласяна поводдя // Войвыв кодзув. 2005. № 10. С. 5-25.
2. Изъюров, И. В. Сад // Коми писательяслцн рассказъяс. Сыктывкар, 1954. С. 50-61.
3. Козлова, Е. В. Депутатц // Дзиръя цшинь дорын: Висьтъяс, повесть. Сыктывкар, 1993. С.75-83.
4. Козлова, Е. В. Нимтцм ю // Дзиръя цшинь дорын: Висьтъяс, повесть. Сыктывкар, 1993. С. 83-89.
5. Корж, В. И. Грамматическая природа и принципы классификации сложноподчиненного предложения с вопросительной установкой // Вопросы семантики и синтаксиса сложного предложения : межвуз. сб. науч. тр. Иркутск, 1986. 124 с.
6. Лыюров, А. А. Водзын любовь // Коми писательяслцн рассказъяс. Сыктывкар, 1954. С.98-127.
7. Напалков, В. Е. Томъяс : повестьяс. Сыктывкар, 1988. 216 л.
8. Огнев, Л. С. Сиктса учитель // Дзиръя цшинь дорын: Висьтъяс, повесть. Сыктывкар, 1993. С. 3-74.
9. Попов, А. В. Гусятор // Войвыв кодзув. 2005. № 4. С. 6-37.
10. Торопов, И. Г. Ме верма, батьц : пове-стьяс. Сыктывкар, 1988. 336 л.
11. Шахов, Б. Ф. Визув паныд : кык повесть. Сыктывкар, 1980. 176 л.
12. Шахов, П. Ф. Мыйла олам. Очерк, повестьяс, пъеса, висьтъяс. Сыктывкар, 1985. 368 л.
13. Юхнин, В. В. Тундраса бияс. Сыктывкар, 1984.472 л.
14. Юшков, Г. А. Рцдвуж пас. Роман. Повесть. Сыктывкар, 1988. 432 л.