УДК 332.05
сложившийся уровень номинальной
заработной платы работников малых и средних предприятий в россии
ю.С. Пиньковецкая
Ульяновский государственный университет E-mail: [email protected]
Целью исследования являлся анализ сложившихся к настоящему времени закономерностей, характерных для заработной платы работников малых и средних предприятий, относящихся к трем размерным категориям, специализированных на 14 видах экономической деятельности и расположенных в разных регионах России. В качестве исходных данных использовались предварительные итоги сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 г. Исследование основывалось на сопоставлении показателей по предпринимательскому сектору и полному кругу предприятий и организаций, а также сравнению уровня заработной платы по совокупностям малых и средних предприятий в каждом из субъектов страны с величинами прожиточного минимума.
Ключевые слова: индивидуальные малые предприятия, микропредприятия, средние предприятия, заработная плата, субъекты страны, виды экономической деятельности.
established level of nominal wage of staff
of small and medium-size enterprises
I.S. Pinkovetskaya
Ulyanovsk State University E-mail: [email protected]
The goal of research is the analysis of the current established regularities, typical of wage of staff of small and medium-sized enterprises, relating to three dimensional categories, focused on 14 types of economic activity and located in different regions of Russia. Preliminary results of the complete enumeration of activity of small and medium-size business for 2015 were used as initial data. The research was based on comparison of the indicators in business sector and full circle of enterprises and organizations, as well as comparison of wage level in total of small and medium-size enterprises in each constituent entity of the country with the levels of the cost of living.
Keywords: individual small enterprises, microenterprises, medium-size enterprises, wage, constituent entities of the country, types of economic activity.
Федеральной стратегией развития малого и среднего предпринимательства [12] предусматривается дальнейший ускоренный рост показателей этого сектора национальной экономики. К 2030 г. намечено достижение следующих базовых индикаторов по сравнению с 2014 г.: увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий; увеличение в 2 раза производительности труда; прирост на 4250 тыс. единиц высокопроизводительных рабочих мест; увеличение доли занятого населения в секторе малого и
© Пиньковецкая Ю.С., 2017
среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 35 %. Возрастание роли малых и средних предприятий в экономике страны и ее регионов выдвигает в число актуальных проблему исследования сложившихся закономерностей оплаты труда работников, занятых на этих предприятиях.
В последние годы опубликован ряд работ отечественных авторов, посвященных исследованию вопросов формирования заработной платы работников в российской экономике. Наибольший интерес среди них представляют следующие статьи. Статья [14] посвящена исследованию заработной платы как экономической категории, определяющей уровень жизни населения и социальное равновесие в обществе. В ней сделан вывод, что адекватной оценки затрат и результатов труда можно достичь, если руководствоваться идеями синтеза трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. При этом основой воспроизводства рабочей силы является заработная плата, обеспечивающая получение и потребление работниками и членами их семей различных материальных и духовных благ. В работе [13] представлен региональный анализ доходов населения России и влияние экономической ситуации в субъектах страны на номинальную и реальную заработную плату работников. Приведены тенденции в дифференциации уровня заработной платы по федеральным округам.
В статье [15] анализируются факторы, определяющие величину заработной платы и специфический характер дифференциации уровня заработной платы в российской экономике. Делается вывод о преимущественном влиянии институциональных факторов на соответствующие процессы. Указывается, что среди таких факторов наибольшее влияние на величину заработной платы, кроме эффективности производства, оказывает прожиточный минимум.
Работы [2, 3, 5] посвящены влиянию отраслевого деления на неравенство в заработной плате. Указывается, что степень межотраслевой дифференциации заработной платы работников достаточно высока. Вместе с тем в последние годы (2005-2014) отмечается ее снижение в экономике нашей страны. Аналогичное исследование по результатам статистического анализа динамики и дифференциации доходов населения Алтайского края и Красноярского края, а также регионов Сибирского федерального округа описано в статьях [9, 10]. Вопросы межрегиональной неравномерности заработной платы работников отражены в работах [4, 6]. В статьях отмечается, что вследствие низкой производительности труда подавляющее большинство трудоспособного населения России занято на предприятиях с относительно низким уровнем заработной платы.
Все указанные выше статьи посвящены вопросам формирования номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций как в целом по экономике страны, так и по ее регионам, а также отдельным отраслям. При этом анализу сложившейся заработной платы работников малых и средних предприятий до настоящего времени не уделялось достаточного внимания. Можно отметить только работу [1], в которой рассмотрены современные подходы к организации оплаты труда на малых и средних предприятиях, исходя из специфических особенностей управления такими предприятиями. Вместе с тем можно констатировать,
что макроэкономическим и мезоэкономическим аспектам формирования заработной платы в предпринимательском секторе до настоящего времени не уделяется достаточного внимания, хотя, как отмечалось выше, соответствующие исследования представляются актуальными.
Целью исследования, итоги которого приведены в настоящей статье, являлось определение закономерностей, характерных для сложившегося уровня заработной платы работников малых и средних предприятий в России. При этом были решены следующие задачи: оценены показатели, характеризующие среднемесячную заработную плату работников по совокупностям указанных предприятий, относящимся к разным размерным категориям, специализированным на различных видах экономической деятельности и расположенным в каждом из субъектов страны; проведен сравнительный анализ по всем отраслям и федеральным округам заработной платы работников, занятых в предпринимательском секторе, с заработной платой по полному кругу предприятий и организаций; установлены соотношения между среднемесячной заработной платой работников совокупностей малых и средних предприятий и прожиточным минимумом в субъектах страны.
К субъектам малого и среднего предпринимательства (далее в статье называемым предпринимательские структуры, или кратко МСП) в соответствии с действующим законодательством [7] относятся юридические лица и предприниматели с численностью работников до 250 человек. Количество работников в малых предприятиях не должно превышать 100 человек, а для средних предприятий находиться в диапазоне от 101 до 250 человек. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия с количеством работников до 15 человек.
Методика исследований основана на рассмотрении таких удельных показателей, как среднемесячные номинальные заработные платы работников по совокупностям малых и средних предприятий. Использование удельных показателей позволяет проводить сравнительный анализ различных совокупностей предприятий. Совокупности малых и средних предприятий формируются по трем признакам: размерному, отраслевому и территориальному. Выделяются три размерных категории предприятий, а именно средние предприятия, малые предприятия (без учета микропредприятий) и микропредприятия. По отраслевому признаку рассматриваются 14 основных видов экономической деятельности, характерных для предпринимательского сектора. По территориальному признаку выделяются совокупности малых и средних предприятий, расположенных в федеральных округах, а также каждом из субъектов России.
Наряду с выявлением закономерностей, характерных для значений среднемесячных номинальных заработных плат работников по совокупностям малых и средних предприятий, проводилось сопоставление указанных показателей с уровнями заработных плат по полному кругу предприятий и организаций, специализированных на различных видах экономической деятельности и расположенных в крупных регионах. Кроме того, проводилось сравнение сложившихся значений заработной платы работников по совокупностям МСП, сформированным по субъектам страны с величинами прожиточного минимума для трудоспособного населения в этих субъектах.
Как известно, прожиточный минимум устанавливается законодательно в каждом из субъектов России и характеризует объем средств, необходимых для удовлетворения минимального уровня потребностей человека в жилище, питании, одежде и обуви, услугах транспорта, предметах гигиены и санитарии. Эта величина обусловливается особенностями социально-экономического положения в конкретных территориях.
Основными этапами работы являлись:
- сбор и обработка статистических данных, характеризующих среднемесячную заработную плату, начисленную в расчете на одно замещенное рабочее место по малым и средним предприятиям трех размерных категорий по видам экономической деятельности по субъектам Российской Федерации;
- сбор и обработка статистических данных, характеризующих среднемесячную заработную плату, начисленную в расчете на одно замещенное рабочее место по полному кругу предприятий и организаций по видам экономической деятельности по субъектам;
- сбор данных по законодательно установленным в субъектах страны значениям прожиточного минимума для трудоспособного населения;
- формирование таблиц, описывающих среднемесячную заработную плату работников по указанным выше совокупностям малых и средних предприятий;
- определение соотношений между значениями среднемесячной заработной платы работников в предпринимательском секторе и по полному кругу предприятий и организаций;
- сравнительный анализ заработной платы работников совокупностей малых и средних предприятий в субъектах страны и величин прожиточного минимума в этих субъектах. Разработка функции плотности нормального распределения, аппроксимирующих соотношения указанных значений заработной платы и прожиточного минимума по каждому из субъектов страны;
- анализ закономерностей, характерных для сложившегося уровня заработной платы работников совокупностей малых и средних предприятий.
Исследование основывалось на официальной информации Федеральной службы государственной статистики, отражающей предварительные итоги сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 г. [18], данных, приведенных в Российском статистическом ежегоднике по полному кругу предприятий и организаций [17] и информации о законодательно установленных в субъектах России величинах прожиточного минимума [16]. При этом учитывались данные, характеризующие рассматриваемые показатели за 2015 г. по 82 субъектам России, в том числе 22 республикам, 9 краям, 46 областям, 1 автономной области, 1 автономному округу и 3 городам федерального значения. Для исключения двойного счета не рассматривались данные по автономным округам, входящим в более крупные субъекты страны.
В процессе исследования использовались методы логического, экономико-математического анализа, статистики. Для решения поставленных задач и обработки информации применены компьютерные программы «Statistica», «Microsoft Excel», «Mathcad».
В табл. 1 приведены данные, характеризующие сложившиеся значения заработной платы работников по совокупностям предприятий, сформированных по размерным категориям, а именно средних предприятий, малых предприятий (без учета микропредприятий) и микропредприятий. Данные приведены в расчете на одно замещенное рабочее место в 2015 г., в среднем за месяц.
Таблица 1
Среднемесячные значения номинальной заработной платы работников, руб.
Заработная плата работников в среднем по всем МСП страны В том числе по размерным категориям предприятий
по средним предприятиям по малым предприятиям (без микропредприятий) по микропредприятиям
19 460 26 972 20 017 15 094
Сравнение показателей, приведенных в табл. 1, показывает, что значение заработной платы существенно отличается в зависимости от размерных категорий предприятий. Так, значения номинальной заработной платы работников по совокупности средних предприятий в России на 38 % больше средней величины по всем предпринимательским структурам. А этот показатель по совокупности микропредприятий на 23 % меньше средней величины по предпринимательскому сектору.
В табл. 2 приведены данные, описывающие значения среднемесячной заработной платы работников совокупностей малых и средних предприятий по основным видам экономической деятельности (столбец 2), характерным для этих предприятий. Для сопоставления в табл. 2 представлена информация о среднемесячной заработной плате работников по полному кругу всех предприятий и организаций, функционирующим в этих же отраслях экономики России (столбец 3). Кроме того, в табл. 2 по каждому из видов экономической деятельности приведены сложившиеся соотношения между заработной платой по совокупностям МСП и полному кругу предприятий и организаций, ведущих деятельность в соответствующих отраслях (столбец 4).
Анализ данных, приведенных во втором столбце табл. 2, показывает наличие существенной дифференциации значений средней заработной платы работников по видам деятельности, на которых специализируются малые и средние предприятия. Наиболее высокие значения заработной платы характерны для таких видов деятельности, как рыболовство и рыбоводство, добыча полезных ископаемых и финансовая деятельность. Уровень заработной платы по ним более чем в 1,6 раза превышает среднее значение заработной платы работников по сектору малого и среднего предпринимательства в стране. Наименьшие значения сложившейся заработной платы имеют место в предприятиях таких видов деятельности, как гостиницы и рестораны, образование и сельское хозяйство. Уровень заработной платы по ним почти на 20 % ниже среднего значения по предпринимательскому сектору.
Таблица 2
Характеристика сложившейся среднемесячной заработной платы работников
по отраслям в 2015 г.
Вид экономической деятельности Среднемесячная заработная плата работников, руб. Соотношение между заработной платой по МСП и по полному кругу предприятий и организаций
по совокупности МСП по полному кругу предприятий и организаций в отрасли
1 2 3 4
Сельское хозяйство 15 752 19 721 0,80
Рыболовство, рыбоводство 37 316 46 676 0,80
Добыча полезных ископаемых 34 286 63 695 0,54
Обрабатывающие производства 19 601 31 910 0,61
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 21 215 36 865 0,58
Строительство 19 890 29 960 0,66
Оптовая и розничная торговля 17 199 26 947 0,64
Гостиницы и рестораны 14 088 20 626 0,68
Транспорт и связь 19 834 38 982 0,51
Финансовая деятельность 32 685 70 088 0,47
Операции с недвижимым имуществом 22 337 39 815 0,56
Образование 14 149 26 928 0,53
Здравоохранение 18 504 28 179 0,66
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 17 915 30 072 0,60
В целом по всем видам деятельности 19 460 34 030 0,57
Сравнение значений среднемесячной номинальной заработной платы по совокупностям МСП, специализированных на различных видах деятельности, и аналогичных показателей по полному кругу предприятий и организаций этих отраслей показывает значительное отставание размеров заработной платы по МСП. Низкие средние заработные платы в предпринимательском секторе сокращают возможности привлечения в него высококвалифицированных специалистов, что снижает эффективность деятельности соответствующих предприятий. Анализ сложившихся соотношений средней заработной платы по отраслям (столбец 4) показывает, что наиболее близки к средним отраслевым значениям показатели по МСП, специализирующимся на сельском хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве, однако и по ним разрыв достигает 20 %. Максимальное отставание в заработной плате работников МСП имеет место в предприятиях финансовой деятельности (53 %). Немногим меньше (от 40 до 50 %) оно на предприятиях таких отраслей, как операции с недвижимым имуществом, образование, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, добыча полезных ископаемых, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. В целом по всем видам деятельно-
Таблица 3
Характеристика сложившейся среднемесячной заработной платы работников по федеральным округам в 2015 г.
Федеральный округ Среднемесячная заработная плата работников, руб. Соотношение между заработной платой по МСП и полному кругу предприятий и организаций
по совокупности МСП по полному кругу предприятий и организаций в округе
1 2 3 4
Центральный 23 278 41 961 0,55
Северо-Западный 21 064 37 931 0,56
Южный 16 463 25 471 0,65
Северо-Кавказский 13 269 21 720 0,61
Приволжский 15 729 25 632 0,61
Уральский 20 919 39 083 0,54
Сибирский 16 114 29 616 0,54
Дальневосточный 23 099 43 164 0,54
Крымский 11 343 22 313 0,51
сти разрыв между заработной платой по МСП и аналогичным показателем по полному кругу предприятий и организаций достигает 43 %.
В табл. 3 приведены данные, описывающие значения среднемесячной заработной платы работников по совокупностям малых и средних предприятий (столбец 2), функционирующих в крупных природно-климатических регионах. В качестве таких регионов были рассмотрены федеральные округа. Для сопоставления в табл. 3 (столбец 3) представлена информация о среднемесячной заработной плате работников по всем предприятиям и организациям этих округов. Указанные данные соответствуют официальной статистической информации за 2015 г. Кроме того, в табл. 3 по МСП, расположенным на территории каждого из федеральных округов, приведены сложившиеся соотношения между заработной платой по совокупностям МСП и совокупностям по полному кругу предприятий и организаций, расположенных в соответствующих округах (столбец 4).
Анализ данных, приведенных в столбце 2 табл. 3, показывает наличие существенной дифференциации значений средней заработной платы работников совокупностей малых и средних предприятий, находящихся в различных федеральных округах. Так, наибольшие значения заработной платы характерны для таких округов, как Дальневосточный и Центральный. Это представляется логичным, поскольку в Дальневосточном округе расположены субъекты страны со сложными природно-климатическими условиями, большой удаленностью от центральных регионов, высокими тарифами и ценами на товары и услуги, а также особыми условиями воспроизводства рабочей силы [11]. Высокая средняя заработная плата по МСП, расположенным в Центральном федеральном округе, обусловлена сложившимся уровнем заработной платы по совокупностям МСП в г. Москве и Московской области. Без учета этих двух субъектов страны средняя заработная плата работников МСП по Центральному федеральному округу состав-
ляет 15 670 руб. Наименьшие значения средней заработной платы имеют место в предприятиях, расположенных в Северо-Кавказском и Крымском федеральных округах.
Далее проводилось сравнение значений средней заработной платы по совокупностям МСП, сформированных по федеральным округам и аналогичных показателей по полному кругу предприятий и организаций в этих округах. Итоги этого сравнения, приведенные в столбце 4 табл. 3, показывают, что заработная плата работников, занятых в МСП, значительно отстает от средних величин по округам. При этом в трех округах (Северо-Кавказском, Приволжском и Южном) отставание составляет от 31 до 35 %. По остальным округам разрыв существенно выше и заработная плата в МСП меньше и находится в интервале от 51 до 56 % от средних значений по федеральным округам. Таким образом, можно сделать вывод о существенном отставании уровня заработной платы работников МСП от соответствующих значений по полному кругу предприятий и организаций по всем федеральным округам.
Низкий уровень заработной платы в секторе малого и среднего предпринимательства по сравнению с соответствующими средними показателями по отраслям и регионам свидетельствует о низкой производительности труда в предпринимательстве, слабом его техническом и технологическом оснащении, недостаточном использовании инноваций.
В табл. 4 представлены значения заработной платы работников совокупностей малых и средних предприятий, расположенных в каждом из субъектов страны (столбец 2), а также соотношения между этими значениями и величинами прожиточного минимума для трудоспособного населения (столбец 3).
Соотношения средней заработной платы совокупностей МСП по субъектам страны и прожиточного минимума имеют важное практическое значение. Эти данные, учитывающие особенности конкретных субъектов страны, представляют интерес в процессе мониторинга доходов населения, планирования и прогнозирования развития регионов и муниципальных образований.
Как было показано в работе автора [8], моделирование распределения значений удельных показателей, характеризующих деятельность совокупностей предприятий, сформированных по территориальному признаку, целесообразно проводить с использованием функций плотности нормального распределения. В указанной работе приведена методика и инструменты оценки параметров таких функций, а также требования, предъявляемые к исходным данным, которые используются в процессе моделирования.
По данным, приведенным в столбце 3 табл. 4, была разработана модель (у), описывающая распределение соотношений (х) значений заработной платы работников совокупностей МСП, расположенных в каждом из субъектов страны, и величин прожиточного минимума по этим субъектам. Эта модель, приведенная ниже, представляет собой функцию плотности нормального распределения:
- (х-1.93)2
У(X) = 25,92 . е2х0.43х0.43 . (1)
0.43 хл/2П
Таблица 4
Характеристика заработной платы работников малых и средних предприятий
Субъект Российской Федерации Среднемесячная заработная плата работников, руб. Соотношение между заработной платой в МСП и прожиточным минимумом
1 2 3
Белгородская область 18573 2,52
Брянская область 15845 1,98
Владимирская область 15834 1,84
Воронежская область 14623 2,24
Ивановская область 11598 1,33
Калужская область 20161 2,42
Костромская область 12993 1,55
Курская область 15998 2,18
Липецкая область 14582 1,93
Московская область 24910 2,45
Орловская область 14863 1,87
Рязанская область 15640 2,04
Смоленская область 15381 1,65
Тамбовская область 14537 2,00
Тверская область 15827 1,82
Тульская область 18446 2,28
Ярославская область 15825 1,92
Москва 31407 2,26
Республика Карелия 17949 1,78
Республика Коми 21599 1,91
Архангельская область 19497 1,71
Вологодская область 17075 1,86
Калининградская область 16558 1,96
Ленинградская область 20669 2,87
Мурманская область 27518 2,32
Новгородская область 19228 2,46
Псковская область 13053 1,45
Санкт-Петербург 22777 2,62
Республика Адыгея (Адыгея) 14437 1,94
Республика Калмыкия 11696 1,49
Краснодарский край 17874 2,16
Астраханская область 13978 1,88
Волгоградская область 16267 1,99
Ростовская область 15535 1,83
Республика Дагестан 9400 1,25
Республика Ингушетия 7419 0,98
Кабардино-Балкарская Республика 11047 1,46
Карачаево-Черкесская Республика 10405 1,42
Окончание табл. 4
1 2 3
Республика Северная Осетия -Алания 10245 1,34
Чеченская Республика 13729 1,53
Ставропольский край 14956 2,15
Республика Башкортостан 15332 1,99
Республика Марий Эл 14879 1,95
Республика Мордовия 14044 1,94
Республика Татарстан 20040 2,69
Удмуртская Республика 15186 1,96
Чувашская Республика 15781 2,13
Пермский край 15671 1,80
Кировская область 14732 1,84
Нижегородская область 16186 2,00
Оренбургская область 14056 1,94
Пензенская область 14060 2,00
Самарская область 14930 1,74
Саратовская область 13506 1,83
Ульяновская область 13839 1,75
Курганская область 13245 1,64
Свердловская область 17748 1,99
Тюменская область 31593 3,54
Челябинская область 15428 1,80
Республика Алтай 12364 1,47
Республика Бурятия 15529 1,83
Республика Тыва 12767 1,46
Республика Хакасия 16391 1,93
Алтайский край 13090 1,61
Забайкальский край 15668 1,80
Красноярский край 17100 1,54
Иркутская область 16226 1,83
Кемеровская область 16789 2,09
Новосибирская область 16568 1,77
Омская область 16194 2,10
Томская область 17135 1,84
Республика Саха (Якутия) 28437 2,10
Камчатский край 37489 2,30
Приморский край 20102 1,85
Хабаровский край 18730 1,58
Амурская область 17845 1,78
Магаданская область 41200 2,66
Сахалинская область 30241 2,40
Еврейская АО 15335 1,44
Чукотский АО 51071 3,19
Республика Крым 11398 1,20
Севастополь 11157 1,17
Качество разработанной модели (1) проверялось по критериям Колмогорова-Смирнова, Пирсона и Шапиро-Вилка. Расчетное значение статистики по критерию Колмогорова-Смирнова составляет 0,07, это меньше табличной величины, которая при уровне значимости 0,05 составляет 0,152. Расчетное значение критерия Пирсона составляет 3,10, что меньше табличного значения критерия, равного 9,49. Статистика по критерию Шапиро-Вилка близка к единице (0,97) и превышает табличное значение, составляющее 0,93 при уровне значимости 0,01. В целом можно сделать вывод, что по всем указанным критериям разработанная модель (1) обладает высоким качеством.
Функция плотности нормального распределения позволяет определять среднее значение рассматриваемого соотношения (х). Так, исходя из формулы (1) среднее значение равно 1,93. Кроме того, исходя из полученной функции, был рассчитан интервал изменения этого соотношения, характерный для большинства (68 %) субъектов страны. Границы этого интервала определялись исходя из значения стандартного отклонения. При этом для расчета границ интервала к среднему значению показателя соответственно прибавлялось и вычиталось указанное отклонение. Интервал изменения соотношений значений заработной платы работников и прожиточного минимума по большинству субъектов страны, исходя из функции (1), составил от 1,50 до 2,36.
Исходя из минимального значения (1,50), соответствующего нижней границе интервала, были определены субъекты страны, в которых значения рассматриваемого соотношения (х) малы. В этих субъектах среднемесячная заработная плата работников малых и средних предприятий составляет меньше, чем полтора прожиточных минимума. К ним относятся республики Калмыкия, Алтай, Кабардино-Балкария, Тыва, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Дагестан, Ингушетия и Крым, Псковская, Ивановская области, город Севастополь и Еврейская автономная область. Необходимо отметить, что среднемесячная заработная плата работников МСП, расположенных в Ингушетии, меньше прожиточного минимума, установленного в этой республике.
Наиболее высокие соотношения значений заработной платы работников и прожиточного минимума отмечаются в субъектах страны, в которых соответствующие соотношения больше величины верхней границы интервала (2,36). В соответствии с данными столбца 3 табл. 4 к этим субъектам страны относятся Республика Татарстан, Тюменская, Ленинградская, Магаданская, Белгородская, Новгородская, Московская, Калужская и Сахалинская области, г. Санкт-Петербург и Чукотский автономный округ.
К результатам исследования, содержащим научную новизну, относятся следующие:
- выявлены закономерности, характерные для сложившихся в 2015 г. значений номинальной заработной платы работников совокупностей малых и средних предприятий, относящихся к трем размерным категориям, специализированных на 14 видах экономической деятельности, расположенных в 82 субъектах страны. Доказано наличие существенной дифференциации в значениях заработной платы работников этих совокупностей предприятий;
- показано, что среднемесячная заработная плата работников совокупностей малых и средних предприятий существенно меньше, чем аналогичные показатели по полному кругу предприятий и организаций. Приведены соответствующие соотношения по всем отраслям и федеральным округам;
- показано наличие существенных различий в соотношениях значений заработной платы работников совокупностей малых и средних предприятий и прожиточного минимума по субъектам страны. Для оценки уровня этих различий была разработана функция плотности нормального распределения. С ее использованием были сформированы перечни субъектов страны, в которых сложились высокие и низкие величины соотношений заработной платы и прожиточного минимума.
Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в России выдвигает насущную потребность в решении задач повышения уровня заработной платы в этом секторе национальной экономики на основе увеличения количества высокопроизводительных рабочих мест за счет механизации и автоматизации производственных процессов, широкого внедрения инноваций. Необходимо особое внимание уделить проблеме выравнивания уровней заработной платы в предпринимательском секторе и национальной экономике.
Полученные результаты имеют определенное теоретическое значение, в частности, при проведении научных исследований, связанных с обоснованием предполагаемой заработной платы разных по численности работников и отраслям предприятий, формированием мероприятий по повышению эффективности деятельности предпринимательского сектора. Приведенная в статье функция плотности нормального распределения может использоваться при обосновании концепций, планов и программ развития малого и среднего предпринимательства в регионах и муниципальных образованиях.
Практическая значимость результатов исследований связана с возможностью их использования при мониторинге развития предпринимательства. Кроме того, полученные результаты могут применяться подразделениями органов регионального и муниципального управления при решении проблем государственного регулирования и поддержки деятельности предпринимательского сектора.
Литература
1. Бурыкин А.Д., Воеводина Е.И. Организация оплаты труда на малых предприятиях // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 10. Т. 1. С. 130-137
2. Шмпельсон В.Е. Отраслевые сдвиги и межотраслевое неравенство // Журнал НЭА. 2016. № 3 (31). С. 186-197.
3. Декина М.П. Статистический анализ факторов дифференциации труда в Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 1. С. 98-102.
4. Еремеев М.А. Анализ динамики заработной платы в России: проблемы, пути решения // Стратегии устойчивого развития современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, тенденции и закономерности // Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. в 3 ч. Ч. 1. 2016. С. 126-137.
5. Кабашова Е.В. Статистическое исследование межотраслевой дифференциации заработной платы // Теория и практика современной науки. 2016. № 28 (14). С. 145-148.
6. Малкина М.Ю. Исследование взаимосвязи уровня развития и степени неравенства доходов в регионах Российской Федерации // Экономика региона. 2014. № 2. С. 238-248.
7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.0707 г.
8. Пиньковецкая Ю.С. Моделирование показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в регионах с использованием функции плотности нормального распределения // Проблемы развития территории. 2015. № 6 (80). С. 93-107.
9. Поклонова Е.В., Захаренко П.В. Номинальная заработная плата в РФ: динамика и дифференциация размера по основным признакам // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2016. № 28-1. С. 155-162.
10. Сергиенко А.М. Динамика и дифференциация доходов населения // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 1 (199). С. 194-205.
11. Сковпень В.А., Широкова Л.Н., Мосина Л.Л. Региональная минимальная заработная плата работающих в северных и восточных субъектах Российской Федерации // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. № 4. С. 122-129.
12. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства от 2 июня 2016 г. № 1083-р / Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 24. Ст. 3549.
13. Татаркин А.И., Чистова Е.В. Региональные тенденции в денежных доходах населения России в период экономического спада // Вестник РГНФ. 2016. № 2. С. 39-56.
14. Уварова Е.Е. Эволюция понятия заработной платы в экономической теории // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 4. С. 37-46.
15. Федорова Л.Н. Экономическая власть и распределение доходов // Труд и социальные отношения. 2016. № 4. С. 3-20.
16. Прожиточный минимум в 2015 году по регионам России. URL: http://bs-life.ru/ makroekonomika/prozitochniy-minimum2015.html (дата обращения: 29.04.2017).
17 Российский статистический ежегодник. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (дата обращения: 29.04.2017).
18. Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год / ФСГС. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/splosh.html (дата обращения: 29.04.2017).
Bibliography
1. Burykin A.D., Voevodina E.I. Organizacija oplaty truda na malyh predprijatijah // Jekonomika i upravlenie: problemy, reshenija. 2016. № 10. T. 1. P 130-137
2. Gimpel'son V.E. Otraslevye sdvigi i mezhotraslevoe neravenstvo // Zhurnal NJeA. 2016. № 3 (31). P 186-197
3. Dekina M.P. Statisticheskij analiz faktorov differenciacii truda v Rossijskoj Fede-racii // Izvestija Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo univer-siteta. 2016. № 1. P 98-102.
4. Eremeev M.A. Analiz dinamiki zarabotnoj platy v Rossii: problemy, puti reshenija / Strategii ustojchivogo razvitija sovremennogo obshhestva: jekonomicheskie, social'-nye, filosofskie, politicheskie, pravovye, tendencii i zakonomernosti // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii v 3 ch. 2016. Ch. 1. P 126-137.
5. Kabashova E.V. Statisticheskoe issledovanie mezhotraslevoj differenciacii zarabotnoj platy // Teorija i praktika sovremennoj nauki. 2016. № 28(14). P 145-148.
6. Malkina M.Ju. Issledovanie vzaimosvjazi urovnja razvitija i stepeni neravenstva dohodov v regionah Rossijskoj Federacii // Jekonomika regiona. 2014. № 2. P 238-248.
7. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon № 209-FZ ot 24.07.07 g.
8. Pinkovetskaya I.S. Modelirovanie pokazatelej dejatel'nosti malogo i srednego predprinimatel'stva v regionah s ispol'zovaniem funkcii plotnosti normal'nogo raspre-delenija // Problemy razvitija territorii. 2015. № 6 (80). P 93-107
9. Poklonova E.V, Zaharenko P.V. Nominal'naja zarabotnaja plata v RF: dinamika i differenciacija razmera po osnovnym priznakam // Jekonomika i upravlenie v XXI veke: tendencii razvitija. 2016. № 28-1. P 155-162.
10. Sergienko A.M. Dinamika i differenciacija dohodov naselenija // Uroven' zhizni naselenija regionov Rossii. 2016. № 1(199). P 194-205.
11. Skovpen' VA., Shirokova L.N., Mosina L.L. Regional'naja minimal'naja zarabotnaja plata rabotajushhih v severnyh i vostochnyh sub#ektah Rossijskoj Federacii // Sever i rynok: formirovanie jekonomicheskogo porjadka. 2016. № 4. P 122-129.
12. Strategija razvitija malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: Rasporjazhenie Pravitel'stva ot 2 ijunja 2016 g. № 1083-r / Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2016. № 24. St. 3549.
13. Tatarkin A.I., Chistova E.V. Regional'nye tendencii v denezhnyh dohodah naselenija Rossii v period jekonomicheskogo spada // Vestnik RGNF 2016. № 2. P 39-56.
14. Uvarova E.E. Jevoljucija ponjatija zarabotnoj platy v jekonomicheskoj teorii // Regional'naja jekonomika: teorija i praktika. 2010. № 4. P 37-46.
15. Fedorova L.N. Jekonomicheskaja vlast' i raspredelenie dohodov // Trud i social'nye otnoshenija. 2016. № 4. P 3-20.
16. Prozhitochnyj minimum v 2015 godu po regionam Rossii. URL: http://bs-life.ru/ makroekonomika/prozitochniy-minimum2015.html (data obrashhenija: 29.04.2017).
17 Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (data obra-shhenija: 29.04.2017).
18. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Sploshnoe nabljudenie za dejatel'no-st'ju malogo i srednego biznesa za 2015 god. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/business/prom/splosh.html (data obrashhenija: 29.04.2017).