DOI: 10.18721/JE.10306 УДК 332.05
СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Ю.С. Пиньковецкая
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Российская Федерация
Актуальность исследования обусловлена реализацией федеральной стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 г. Цель исследования — определение закономерностей, характерных для сложившихся объемов производства субъектов малого и среднего предпринимательства в России и выявление его отраслевой и размерной структуры. Задачи исследования: оценка вкладов субъектов малого и среднего предпринимательства в общие объемы производства всех организаций в России по видам экономической деятельности; анализ сложившейся к настоящему времени размерной и отраслевой структуры выручки в предпринимательском секторе, а также изменения этой структуры за пять лет; определение удельных показателей выручки в расчете на одно предприятие (одного предпринимателя) и одного занятого у них работника. Методика исследования основывается на рассмотрении совокупностей субъектов малого и среднего предпринимательства, относящихся к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с учетом трех размерных категорий, и шести основных видов экономической деятельности, сформированных по отраслевому принципу. Показана возможность существенного увеличения объемов производства в предпринимательском секторе национальной экономики. Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью их использования непосредственно предпринимателями (особенно начинающими) при определении предполагаемых объемов выручки. Результаты исследования могут применяться подразделениями органов регионального и муниципального управления, осуществляющими формирование проектов и программ развития предпринимательства, в том числе по его развитию. Значения удельной выручки могут представлять интерес при мониторинге деятельности предпринимательского сектора.
Ключевые слова: средние предприятия; малые предприятия; микропредприятия; индивидуальные предприниматели; выручка; виды экономической деятельности
Сcылка при цитировании: Пиньковецкая Ю.С. Структурные аспекты развития малого и среднего предпринимательства в России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 3. С. 65—75. DOI: 10.18721/JE.10306
STRUCTURAL ASPECTS OF DEVELOPMENT SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA
Yu.S. Pinkovetskaia
Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation
The importance of the study is due to the implementation of the federal strategy of development of small and medium-sized enterprises for the period up to 2030. The aim of the study was to determine the patterns typical for the prevailing volume of production of subjects of small and medium-sized entrepreneurship in Russia and identify its sector and size structure. Objectives of the study: evaluation of the contribution of small and medium-sized enterprises in the total production volume of all enterprises in Russia by types of economic activity, analysis of the present size and industry structure of earnings in the
business sector, as well as changes in that structure over five years, the definition of specific indicators of revenues per one enterprise (one businessman) and one employed worker. The research methodology is based on examining the totality of subjects of small and medium-sized entrepreneurship belonging to legal entities and individual entrepreneurs based on three size categories, six major types of economic activity that is generated on a sectoral basis. The study has established the possibility of a substantial increase in production volumes in the enterprise sector of the national economy. The practical importance of the study's results is that entrepreneurs (especially beginners) can use them directly for determining anticipated revenue. In addition, the results can be used by the departments of regional and municipal authorities engaged in the formation of projects and programmes of entrepreneurship development. The values of specific revenues may be of interest when monitoring the activities of the entrepreneurial sector.
Keywords: medium-sized enterprises; small enterprises; microenterprises; individual entrepreneurs; revenue; types of economic activity
Citation: Yu.S. Pinkovetskaia, Structural aspects of development small and medium entrepreneurship in Russia, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 10 (3) (2017) 65—75. DOI: 10.18721/JE.10306
Введение. Федеральной стратегией развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года1 предусматривается дальнейший рост объемов производства в этом секторе экономики. Предусматривается увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий в постоянных ценах по отношению к 2014 г. при этом доля их работников должна вырасти до 35 % от общей численности занятого населения. Ориентиром на 2030 г. является увеличение удельного веса малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (40 %). Предусматривается формирование системы стимулов как для развития малого и среднего предпринимательства, так и для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в повышение уровня предпринимательской активности и наращивание производства товаров, работ и услуг. Предпринимательство, как показывает накопленный опыт, является важнейшим фактором регионального развития, особенно в слаборазвитых районах, и создает условия для структурной перестройки экономики [8, 10, 11]. С учетом этого исследование уровня развития малого и среднего предпринимательства и, в частности, сложившейся структуры объемов его производства представляется актуальным.
1 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряж. Правительства № 1083-р от 02.06.2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 24. Ст. 3549.
В последние годы опубликованы результаты исследований отечественных ученых, посвященных структуре малого и среднего предпринимательства в отдельных регионах и видах деятельности. Наибольший интерес среди них представляют труды Э.В. Ситниковой, В.В. Ола-биной и Л.П. Пидоймо, по Курской области [6], С.Н. Абдуллиной, К.Г. Сафиулиной и Л.Р. Гатауллина, по республике Татарстан [1], А.В. Дубыниной и Д.Г. Демьянова, по Челябинской области [2], М.М. Махмудовой и А.М. Королевой, по Тюменской области [5], И.Р.Закировой, по сфере услуг [3] и М.В. Сорокиной, по строительству [7]. При этом комплексному анализу структуры производства по всем категориям предприятий и предпринимателей, по всем регионам страны и видам экономической деятельности до настоящего времени не уделялось достаточного внимания.
Методика исследования. К субъектам малого и среднего предпринимательства, в соответствии с действующим законодательст-вом2 относятся юридические лица и предприниматели с численностью работников до 250 чел. Количество работников в малых предприятиях не должно превышать 100 чел., а для средних предприятий находиться в диапазоне от 101 до 250 чел. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия с количеством работников до 15 чел.
2 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон № 209-ФЗ от 24.07.07 г.
Цель данного исследования — определение закономерностей, характерных для сложившихся объемов производства субъектов малого и среднего предпринимательства в России и выявление его отраслевой и размерной структуры. При этом решашись следующие задачи: оценка вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в общие объемы производства всех предприятий и организаций в России по видам экономической деятельности; анализ сложившихся к настоящему времени размерной и отраслевой структур выручки в предпринимательском секторе; учет изменений отраслевой структуры за пять лет; определение удельных показателей выручки в расчете на одно предприятие (одного предпринимателя) и одного занятого у них работника.
Методика исследования основана на рассмотрении совокупностей субъектов малого и среднего предпринимательства, относящихся к трем размерным категориям (микропредприятия, малые предприятия без учета микропредприятий и средних предприятий), а также их совокупностей, сформированных по отраслевому принципу, т. е. по основным видам экономической деятельности, характерным для указанных субъектов.
Оценка вкладов субъектов малого и среднего предпринимательства в общие объемы производства всех организаций в стране проводилась на основе данных по обороту за 2014 г. При этом для обеспечения сопоставимости показателей учитывалось, что информация об обороте субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 г. в процессе сплошного наблюдения за деятельностью указанных субъектов не собиралась.
Рассмотрение всех остальных показателей основывалось на данных о выручке по субъектам малого и среднего предпринимательства за 2015 г. по результатам сплошного наблюдения за их деятельностью. Кроме того, при анализе тенденций изменения структуры выручки по видам экономической деятельности использовались данные итогов сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2010 г. Необходимо отметить, что данные сплошных обследований, проводимых в соответствии с действующим законодательством один раз в пять лет, обеспечивают более точную ин-
формацию, по сравнению с выборочными обследованиями, которые проводятся ежегодно. Для субъектов малого и среднего предпринимательства, именно выручка в наиболее полной мере отражает объемы производства, поскольку характеризует все поступления в денежной и натуральной формах, связанные с расчетами за реализованные товары, работы и услуги.
В процессе исследования установлены основные виды экономической деятельности, на которых в настоящее время специализируются субъекты малого и среднего предпринимательства в нашей стране.
Анализ дифференциации оборота по совокупности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к разным размерным категориям и специализированным на различных видах экономической деятельности, проводился с использованием таких показателей, как удельная выручка в расчете на одно юридическое лицо и одного предпринимателя, а также одного занятого у них работника. Указанные удельные показатели имеют важное практическое значение, поскольку позволяют обосновывать предполагаемые объемы выручки при планировании и прогнозировании развития предпринимательского сектора в регионах и муниципальных образованиях.
Исследование основывалось на официальной информации Федеральной службы государственной статистики.3 При этом использовались такие материалы, как итоги сплошных наблюдений за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 и 2010 гг., сборники «Малое и среднее предпринимательство в России» и «Российский статистический ежегодник». Учитывались данные, характеризующие совокупность малых и средних предприятий, расположенных в 82 субъектах страны, в том числе 22 республиках, 9 краях, 46 областях, одной автономной области, одному автономному округу и трем городам федерального значения. Для исключения двойного счета не рассматривались данные по автономным округам, входящим в более крупные субъекты страны.
3 Институциональные преобразования в экономике // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
Таблица 1
Вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в общий оборот всех организаций страны Contributions of small and medium-sized enterprises to the total turnover of all organizations in the country
Вид экономической деятельности Вклад, %
Юридические лица Индивидуальные предприниматели Всего
Сельское хозяйство 38,95 7,22 46,17
Рыболовство, рыбоводство 47,49 1,05 48,54
Добыча полезных ископаемых 2,52 0,00 2,52
Обрабатывающие производства 11,17 0,98 12,15
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,30 0,03 3,33
Строительство 63,54 2,15 65,69
Оптовая и розничная торговля 29,21 14,46 43,67
Гостиницы и рестораны 59,41 0,00 59,41
Транспорт и связь 12,64 3,01 15,65
Операции с недвижимым имуществом 40,88 6,72 47,60
Образование 3,25 1,57 4,83
Здравоохранение 14,29 0,66 14,95
Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 38,95 7,22 46,17
По всем видам деятельности 22,50 7,48 29,98
Оценка вкладов. Вклады субъектов малого и среднего предпринимательства в общие объемы производства товаров, работ и услуг по стране за 2014 г. по видам экономической деятельности приведены в табл. 1. В таблице представлены данные по удельным весам предпринимательских структур в общем обороте по 13 видам экономической деятельности. Указаны значения вкладов по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также суммарные значения по ним.
Анализ данных, приведенных в табл. 1, показывает, что по большинству видов деятельности вклад юридических лиц существенно больше, чем индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем в таких отраслях, как образование, оптовая и розничная торговля, индивидуальные предприниматели играют значительную роль. Практически не специализируются (вклад менее 1 %) индивидуальные предприниматели по таким сферам деятельности, как гостиницы и рестораны, добыча полезных ископаемых, здравоохранение.
Наиболее высокий удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в общем обороте всех предприятий, организаций и предпринимателей отмечается в таких видах
экономической деятельности, как строительство (65 %) и гостиницы и рестораны (почти 60 %). Высокий вклад по этим видам деятельности отмечается в экономике Германии, о чем пишет Р. Соллнер [16]. В диапазоне от 40 до 50 % в нашей стране находятся вклады в оборот предпринимательских структур, специализирующихся на оптовой и розничной торговле, сельском хозяйстве, операциях с недвижимым имуществом, рыболовстве и рыбоводстве, а также предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг. В трех отраслях — здравоохранение, транспорт и связь, обрабатывающие производства вклады малого и среднего предпринимательства отмечаются в интервале от 10 до 30 %. Таким образом, в абсолютном большинстве видов экономической деятельности предпринимательский сектор получил существенное развитие. Небольшие вклады (менее 5 %) имеют место в добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, а также образовании. Как показывает отечественный и зарубежных опыт, имеются существенные предпосылки для развития предпринимательства в отраслях, где его вклад пока невелик [4], в небольших населенных пунктах [12] и в создании инновационных продуктов и технологий [9].
Таблица 2
Размерная структура выручки субъектов малого и среднего предпринимательства Dimensional structure of revenues of small and medium enterprises
Размерная категория Выручка, %
2010 2015
Юридические лица Индивидуальные предприниматели Юридические лица Индивидуальные предприниматели
Средние предприятия 28,15 6,32 18,98 4,36
Малые предприятия 50,56 35,04 46,88 30,45
Микропредприятия 21,29 58,64 34,14 65,19
Субъекты малого и среднего предпринимательства не принимают участия в таком виде деятельности, как государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование. В целом, по всем остальным видам деятельности, вклад предпринимательского сектора в общий объем производства товаров, работ и услуг по России достигает почти 30 %, что свидетельствует о том, этот сектор получил значительное развитие в национальной экономике. Как показывают данные обзора МСП Банка,4 в котором указывается, что малые и средние предприятия производят в США 50 %, в Европе 58 %, а в Китае 59 % валовой добавленной стоимости. Причем, предполагается дальнейший рост объемов производства, в том числе в условиях кризисных явлений [13, 14]. Это позволяет сделать вывод, что отечественное предпринимательство имеет существенный потенциал роста и задачи, определенные стратегией его развития до 2030 г., являются вполне реалистичными.
Структура выручки. Сложившаяся в нашей стране в 2015 г. структура производства товаров, работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства, относящимися к трем размерным категориям, приведена в табл. 2. В ней представлено распределение выручки по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
В этой и последующих таблицах термин «малые предприятия» подразумевает такие предприятия без учета микропредприятий.
Как показывают данные за 2015 г., почти половина общей выручки по субъектам мало-
4 Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт. М.: МСП Банк, , 2015. 23 с.
го и среднего предпринимательства, относящимся к юридическим лицам, генерируется малыми предприятиями. Немногим более трети выручки приходится на микропредприятия. Наибольшая выручка соответствует индивидуальным предпринимателям, которые относятся к размерной категории микропредприятий. Менее 5 % выручки приходится на деятельность предпринимателей, относящихся к средним предприятиям.
Сравнительный анализ показывает наличие следующих тенденций. В 2015 г., по сравнению с 2010 г., отмечается существенное (почти в 1,5 раза) сокращение доли выручки, приходящейся на субъекты среднего предпринимательства с численностью занятых работников 101 и более. Определенное снижение соответствующих показателей имело место и по малым предприятиям (без учета микропредприятий). По юридическим лицам удельный вес выручки уменьшился на 8 %, а по индивидуальным предпринимателям — на 17 %.
Сложившаяся в нашей стране в 2015 г. структура производства товаров, работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности приведена в табл. 3. В ней представлено распределение выручки по субъектам, специализирующимся на 13 видах экономической деятельности. Удельный вес, приходящийся на каждый из этих видов деятельности, рассмотрен по юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и по всем субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, для анализа изменений структуры выручки в последние годы приведена структура выручки по всем видам экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 г.
Таблица 3
Отраслевая структура выручки субъектов малого и среднего предпринимательства Branch structure of revenues of small and medium-sized enterprises
Вид экономической деятельности Выручка по субъектам малого и среднего предпринимательства, %
2010 2015
Все субъекты Все субъекты Юридические лица Индивидуальные предприниматели
Сельское хозяйство 2,0 2,2 2,0 3,9
Рыболовство, рыбоводство 0,2 0,2 0,3 0,1
Добыча полезных ископаемых 0,5 0,5 0,6 0,1
Обрабатывающие производства 10,3 10,3 11,0 5,8
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,6 0,5 0,6 0,1
Строительство 9,9 10,9 12,1 2,4
Оптовая и розничная торговля 57,5 55,4 54,4 62,8
Гостиницы и рестораны 1,5 1,4 1,3 2,6
Транспорт и связь 4,2 5,1 5,0 6,2
Операции с недвижимым имуществом 10,3 10,5 10,2 13,1
Образование 0,1 0,1 0,1 0,2
Здравоохранение 0,4 0,5 0,6 0,2
Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 1,1 1,0 0,9 2,1
По шести основным видам деятельности (выделены курсивом) 94,2 94,4 94,7 94,2
Наибольший удельный вес выручки, как по юридическим лицам, так и по индивидуальным предпринимателям, отмечается в оптовой и розничной торговле, на которую приходится соответственно 54 и 63 % от общей выручки. Уровень немногим выше 10 % по юридическим лицам имеет место в таких видах деятельности, как строительство, обрабатывающие производства и операции с недвижимым имуществом.
По индивидуальным предпринимателям этот уровень достигнут только в операциях с недвижимым имуществом. Анализ структуры выручки по всем субъектам малого и среднего предпринимательства (см. табл. 3) позволил выделить шесть основных видов экономической деятельности. Удельный вес по каждому
из них превышает 2 % от общей выручки. К основным видам экономической деятельности относятся оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом, транспорт и связь, сельское хозяйство. На указанные виды деятельности в 2015 г. приходилось 94,4 % общей выручки, что близко к значению за 2010 г.
Отраслевая структура выручки субъектов малого и среднего предпринимательства по шести основным видам экономической деятельности представлена на рисунке. Круговая диаграмма описывает доли в общей выручке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно по каждому виду деятельности.
а)
5,3 2
3,9
12,1
6,2
54,4
62,8
Рис. 1. Сложившаяся в стране структура выручки а) юридических лиц, б) индивидуальных предпринимателей (%) (□) — сельское хозяйство; (И) — обрабатывающие производства; (Н) — строительство; (0) — оптовая и розничная торговля; (Q) — транспорт и связь; (И) — операции с недвижимым имуществом; (0) — прочие
Fig. 1. The country's established structure of revenues of a) legal entities and b) sole proprietors
Средние удельные значения выручки по размерным категориям Average specific values of revenue by size, mln rub. per year
Таблица 4
Размерная категория
Юридические лица
Индивидуальные предприниматели
на одно предприятие
Выручка, млн руб./год
на одного работника
на одного предпринимателя
на одного работника
Средние предприятия
550,54
4,76
777,90
8,40
Малые предприятия
116,99
3,81
65,11
2,30
Микропредприятия
15,17
4,02
2,46
1,30
Все предприятия (предприниматели)
37,22
4,04
3,70
1,56
Сравнительный анализ структуры выручки в 2015 г., по сравнению с 2010 г., показывает отсутствие существенных изменений. Из шести основных видов экономической деятельности можно отметить только небольшое снижение удельного веса оптовой и розничной торговли, а также рост по сельскому хозяйству, транспорту и связи. При этом суммарный удельный вес по этим шести видам деятельности не претерпел существенных изменений.
Удельные показатели. Значения выручки в расчете на одну предпринимательскую структуру и одного работника по данным за 2015 г. приведены в табл. 4. Эти показатели деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представлены по каждой из указанных ранее размерных категорий.
По малым и микропредприятиям, относящимся к физическим лицам, выручка имеет большие значения, чем по индивидуальным
предпринимателям. Следует отметить феномен, связанный с более высокими значениями удельных показателей по индивидуальным предпринимателям, относящимся к средним предприятиям, по сравнению с юридическими лицами этой размерной категории. Аналогичная закономерность имеет место по выручке в расчете на одного работника. Это, на наш взгляд, связано с тем, что большинство (67 %) индивидуальных предпринимателей, относящихся к средним предприятиям, специализируется на торговле. У них в выручку входит не только добавленная стоимость, создаваемая этими предпринимательскими структурами, но и себестоимость продаваемых товаров. Юридические лица, относящиеся к предприятиям торговли, составляют существенно меньшую долю (50 %) в общем количестве средних предприятий. В выручке средних предприятияй остальных отраслей преобладает созданная на них добавленная стоимость.
Таблица 5
Средние удельные значения выручки по основным видам экономической деятельности Average specific values of revenues by main types of economic activity, mln rub. per year
Вид экономической деятельности Юридические лица Индивидуальные предприниматели
Выручка, млн руб./год
на одно предприятие на одного работника на одно предприятие на одного работника
Сельское хозяйство 31,56 1,49 2,56 1,08
Обрабатывающие производства 41,12 2,57 3,92 1,03
Строительство 40,86 4,04 2,41 1,25
Оптовая и розничная торговля 56,32 8,90 4,92 1,91
Транспорт и связь 26,81 3,18 1,87 1,01
Операции с недвижимым имуществом 16,03 1,90 3,41 1,92
Анализ значений выручки по юридическим лицам в расчете на одного работника показывают, что они существенно отличаются только по средним предприятиям, для которых характерны более высокие значения удельной выручки. Это обусловлено лучшим техническим оснащением средних предприятий, по сравнению с малыми предприятиями и микропредприятиями. Соответственно у последних имеются резервы для увеличения выручки за счет механизации и автоматизации производственных процессов и обеспечения более высокой производительности труда. Вместе с тем для использования указанных резервов необходимы работники высокой квалификации. Их подготовка с учетом специфики предпринимательского сектора является одной из насущных проблем сегодняшнего дня и ближайшей перспективы.5
Сравнение значений выручки в расчете на одного работника, занятого на микропредприятиях, показывает, что эти показатели по юридическим лицам выше, чем по индивидуальным предпринимателям. Такое положение обусловлено крайне малой численностью работников, занятых у последних (в среднем, два человека), что приводит к со-
5 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряж. Правительства № 1083-р от 02.06.2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 24. Ст. 3549.
вмещению выполняемых функций и снижению качества их выполнения.
Зачастую при решении задач анализа и прогнозирования развития предпринимательства отсутствует априорная информация о предполагаемой размерной структуре его по рассматриваемому объекту. В этих случаях могут использоваться данные, описывающие среднюю выручку по совокупности предпринимателей всех размерных категорий, значения которой приведены в последней строке табл. 4.
Значения выручки в расчете на одну предпринимательскую структуру, специализированную на каждом из шести основных видов экономической деятельности, и на одного работника по данным за 2015 г. приведены в табл. 5.
Объемы выручки по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, как показывают данные, приведенные в табл. 5, существенно различаются по видам экономической деятельности. Высокий сложившийся уровень удельной выручки отмечается по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, функционирующим в сфере оптовой и розничной торговли. Такое положение обусловлено тем, что, как отмечалось, в выручку входят не только добавленная стоимость, создаваемая этими предпринимательскими структурами, но и себестоимость продаваемых товаров. Наименьшая выручка в расчете на одно предприятие имеет место в
сфере операций с недвижимым имуществом, что представляется логичным, поскольку такие операции не связаны со сложными и трудоемкими технологическими процессами.
Отметим, что по всем видам деятельности средняя выручка в расчете на одно предприятие существенно выше, чем выручка в расчете на одного предпринимателя.
Сравнительный анализ удельных показателей, отражающих выручку в расчете на одного работника, соответственно по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, показывает, что значения выручки близки по операциям с недвижимым имуществом, что обусловлено схожестью выполняемых функций работниками, занятыми как на предприятиях, так и у предпринимателей. По остальным видам деятельности удельные значения выручки юридических лиц существенно выше, по сравнению с индивидуальными предпринимателями. Так, в торговле индивидуальные предприниматели представляют собой небольшие торговые точки, в то время как юридические лица (малые и особенно средние предприятия) являются хорошо оснащенными магазинами и складами. В строительстве индивидуальные предприниматели, как правило, осуществляют ремонтные и отделочные работы, монтаж сантехники и электропитания. Юридические лица выполняют широкий комплекс строительных работ с использованием строительных и других материалов, средств механизации, затраты по которым входят в выручку. Аналогичная ситуация в обрабатывающих производствах, транспорте и связи.
В целом, исходя из анализа данных, приведенных в табл. 4 и 5, можно отметить наличие возможностей существенного увеличения удельной выработки работниками, занятыми у индивидуальных предпринимателей за счет расширения перечня выполняемых функций и развития передовых технологий.
Результаты исследования и выводы. К результатам исследования, содержащим научную новизну, относятся следующие.
1. Показано, что вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в общий оборот всех предприятий, организаций и предпринимателей по России достигает почти 30 %, в том числе юридических лиц — 22,5 %, индивидуальных предпринимателей — 7,5 %. Наиболее
высокий удельный вес предпринимательских структур отмечается в таких видах экономической деятельности, как строительство (65 %) и гостиницы и рестораны (почти 60 %).
2. Выявлены закономерности, характерные для сложившейся в 2015 г. выручки по совокупностям субъектов малого и среднего предпринимательства, относящихся к трем размерным категориям и 13 видам экономической деятельности. Почти половина общей выручки приходится на малые предприятия с численностью работников от 16 до 100 чел., а также на индивидуальных предпринимателей с численностью занятых до 15 работников. Предприятия и предприниматели, специализирующиеся на оптовой и розничной торговле, генерируют преобладающую долю выручки, на них приходится соответственно 54 и 63 % от общей выручки. Удельный вес немногим выше 10 % от общей выручки отмечается по юридическим лицам в таких отраслях, как строительство, обрабатывающие производства и операции с недвижимым имуществом. По индивидуальным предпринимателям этот уровень достигнут только в операциях с недвижимым имуществом.
3. Проведена оценка размерных и отраслевых структурных сдвигов за период с 2010 по 2015 г. Она показала, что несмотря на достаточно продолжительный интервал времени, существенных структурных сдвигов в объемах производства малого и среднего предпринимательства не наблюдалось.
4. Доказано, что 94,4 % общей выручки приходится на шесть основных видов экономической деятельности: оптовую и розничную торговлю, строительство, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом, транспорт и связь, сельское хозяйство.
5. Показано, что значения удельной выручки в расчете на одного работника по средним предприятиям выше, чем по малым предприятиям и микропредприятиям.
6. Доказано, что по всем видам экономической деятельности средняя выручка в расчете на одно предприятие существенно выше, чем выручка в расчете на одного предпринимателя. Высокий сложившийся уровень удельной выручки отмечается по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, функционирующим в сфере оптовой и розничной торговли.
7. Показано, что по большинству видов экономической деятельности (кроме операций с недвижимым имуществом) удельная выручка юридических лиц в расчете на одного работника существенно выше, по сравнению с индивидуальными предпринимателями.
Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью их использования непосредственно предпринимателями (особенно начинающими) при определении предполагаемых объемов выручки. Кроме того, данные результаты могут применяться подразделениями органов регионального и муниципального управления, осуществляющими формирование проектов и программ развития предпринимательства, в том числе в тех видах деятельности, которые не достигли достаточного уровня. Зна-
чения удельной выручки могут представлять интерес при мониторинге деятельности предпринимательского сектора. Полученная информация может быть использована кредитными и финансовыми организациями, лизинговыми и страховыми компаниями, фондами гарантирования и бизнес-ангелами.
Перспективы дальнейших исследований связаны с рассмотрением дифференциации удельных значений выручки по совокупностям предпринимательских структур, расположенных в разных регионах России. Представляет интерес анализ закономерностей и тенденций изменения выручки по малым и средним предприятиям в конкретных муниципальных образованиях, в том числе городских округах и муниципальных районах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Абдуллина С.Н., Сафиуллина К.Г., Гатаул-лина Л.Р. Малый и средний бизнес республики Татарстан в условиях кризиса // Казанский экономический вестник. 2016. № 4(24). С. 80-87.
[2] Дубынина А.В., Демьянов Д.Г. Структурный потенциал малого и среднего предпринимательства: тенденции и векторы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 4 (379). С. 47—60.
[3] Закирова И.Р. Сервисное предпринимательство в регионе на современном этапе развития // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. C. 1—8.
[4] Кох И.А. Роль и место малого предпринимательства в экономике Уральского региона // Известия Уральского государственного горного университета. 2014. № 2(34). C. 65—70.
[5] Махмудова М.М., Королева А.М. Анализ современного состояния малого предпринимательства в Тюменской области // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2015. № 1(24). С. 69—78.
[6] Ситникова Э.В., Олабина В.В., Пидоймо Л.П. Роль малого бизнеса в развитии экономики России // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 4(21). C. 89—96.
[7] Сорокина М.В. Современное состояние и тенденции развития малого предпринимательства в строительстве // Вестник гражданских инженеров. 2016. № 3 (56). C. 304—309.
[8] URL: /wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat /ru/statistics/enterprise/reform/ (дата обращения: 15.03.2017).
[9] Acs Z., Desai S., Hessels J. Entrepreneurship, economic development and institutions // Small Busi-
ness Economics. 2008. No. 31. P. 219-234
[10] Baumol W.J. Entrepreneurial enterprises, large established firms and other components of the free-market growth machine // Small Business Economics. 2004. Vol. 23. P. 9-21.
[11] Decker R., Haltiwanger J., Jarmin R., Miranda J. The Role of Entrepreneurship in US Job Creation and Economic Dynamism // Journal of Economic Perspectives. 2014. Vol. 28, no. 3. P. 3—24.
[12] Lewandowska A., Stopa M., Humenny G. The European Union structural funds and regional development. The perspective of small and medium enterprises in Eastern Poland // European Planning Studies. 2014. № 23(4). P. 785—797.
[13] Muske G., Woods M., Swinney J., Khoo C.-L. Businesses and the Community: Their Role and Importance Within a State's Economy // Journal of Extension. 2007. Vol. 45, no. 1. P. 1—8.
[14] Simon-Moya V., Revuelto-Taboada L., Ribeiro-Soriano D. Influence of economic crisis on new SME survival: reality or fiction? // Entrepreneurship and Regional Development. 2016. Vol. 28, no. 1-2. P. 157—176.
[15] Small and medium-sized enterprises in the European Union: development challenges in 2014— 2020 perspective / Ed. М. Matejun, Lodz University of Technology. 2014. 161 p.
[16] Sollner R. The economic importance of small and medium-sized enterprises in Germany // Wirtschaft und Statistik. 2014. January. P. 40—51.
[17] Stan S. The role of small business in economic development of evropean economy // Studies and Scientific Researches. Economics Edition. 2014. No. 19. P. 165—170.
ПИНЬКОВЕЦКАЯ Юлия Семеновна. E-mail: judy54@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 18.03.17
REFERENCES
[1] S.N. Abdullina, K.G, Safiullina, L.R. Gataullina,
Malyy i sredniy biznes respubliki Tatarstan v usloviyakh krizisa [Small and medium business of the Republic of Tatarstan in the conditions of crisis], Kazanskiy ekonomicheskiy vestnik, 4 (24) (2016) 80—87.
[2] A.V. Dubynina, D.G. Demyanov, Strukturnyy potentsial malogo i srednego predprinimatelstva: tendentsii i vektory razvitiya [The structural potential of small and medium enterprises: trends and development vectors], Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika, 4 (379) (2015) 47—60.
[3] I.R. Zakirova, Servisnoye predprinimatelstvo v regione na sovremennom etape razvitiya [Service business in the region at the present stage of development], Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 1-1 (2015) 1—8.
[4] I.A. Kokh, Rol i mesto malogo predprinimatelstva v ekonomike Uralskogo regiona [The role and place of small business in the economy of the Ural region], Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo gornogo universiteta, 2 (34) (2014) 65—70.
[5] M.M. Makhmudova, A.M. Koroleva, Analiz sovremennogo sostoyaniya malogo predprinimatelstva v Tyumenskoy oblasti [Analysis of the current state of small entrepreneurship in the Tyumen region], Vestnik Permskogo universiteta. Ser. «Ekonomika», 1 (24) (2015) 69—78.
[6] E.V. Sitnikova, V.V. Olabina, L.P. Pidoymo, Rol malogo biznesa v razvitii ekonomiki Rossii [The role of small business in development of economy of Russia], Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta, 4 (21) (2016) 89—96.
[7] M.V. Sorokina, Sovremennoye sostoyaniye i tendentsii razvitiya malogo predprinimatelstva v stroitelstve [Modern state and tendencies of development of small business in construction], Vestnik grazhdanskikh inzhenerov, 3 (56) (2016) 304—309.
[8] URL: /wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat /ru/statistics/enterprise/reform/. Accessed Mach 15, 2017.
[9] Z. Acs, S. Desai, J. Hessels, Entrepreneurship, economic development and institutions, Small Business Economics, 31 (2008) 219-234
[10] W.J. Baumol, Entrepreneurial enterprises, large established firms and other components of the free-market growth machine, Small Business Economics, 23 (2004) 9-21.
[11] R Decker, J. Haltiwanger, R Jarmin, J. Miranda, The Role of Entrepreneurship in US Job Creation and Economic Dynamism, Journal of Economic Perspectives, 28 (3) (2014) 3-24.
[12] A. Lewandowska, M. Stopa, G. Humenny, The European Union structural funds and regional development. The perspective of small and medium enterprises in Eastern Poland, European Planning Studies, 23 (4) (2014) 785-797.
[13] G. Muske, M. Woods, J. Swinney, C.-L. Khoo, Businesses and the Community: Their Role and Importance Within a State's Economy, Journal of Extension, 45 (1) (2007) 1-8.
[14] V. Simon-Moya, L. Revuelto-Taboada, D. Ribeiro-Soriano, Influence of economic crisis on new SME survival: reality or fiction? Entrepreneurship and Regional Development, 28 (1-2) (2016) 157-176.
[15] Small and medium-sized enterprises in the European Union: development challenges in 20142020 perspective. Ed. М. Matejun, Lodz University of Technology. 2014.
[16] R. Sollner, The economic importance of small and medium-sized enterprises in Germany, Wirtschaft und Statistik. January (2014) 40-51.
[17] S. Stan, The role of small business in economic development of evropean economy, Studies and Scientific Researches. Economics Edition, 19 (2014) 165-170.
PINKOVETSKAIA Yuliya S. E-mail: judy54@yandex.ru
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017