Научная статья на тему 'Слово в неделю 4-ю Великого поста. О смирении'

Слово в неделю 4-ю Великого поста. О смирении Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово в неделю 4-ю Великого поста. О смирении»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово в неделю 4-ю Великого поста. О смирении

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 42-45

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

В минуты слабости, проявленной Петром, Господь обратил на неге Свой всевидящий взор. И во взоре этом не было ни гнева, ни осуждения, ни укора, а была лишь безграничная любовь и великое сострадание. И этот неосуждающий, но врачующий душу взор Христов проник в сердце Петра и произвел в нем ту спасительную перемену, после которой началась новая жизнь его, жизнь великого благовестника и первоверховного Апостола.

Не происходит ли иногда и с нами нечто подобное тому, что было когда-то с Симоном-Петром? Не чувствуем ли, что и на нас в минуты нашей слабости и близости к падению обращен кроткий, любящий, не судящий, но жалеющий взор Господа Иисуса Христа? И если чувствуем, то неужели не откликнемся на него чувством искреннего раскаяния и мольбой о помощи? ..

Чтобы даровать нам эту благословенную возможность — всмотреться внимательнее в дивный всепрощающий Лик нашего Господа и почерпнуть силы для спасительного покаяния и исправления нашей жизни — Святая Православная Церковь и предлагает нам в эти святые дни умилительно-прекрасный чин Пассии и евангельские повествования о страданиях нашего Господа и Спасителя.

Да будет же это обращенное к нам Слово Божие семенем, попавшим на добрую землю и приносящим обильный плод! Да поможет оно всем нам, пережив часы духовного очищения в дни Великого Поста и Страстной седмицы, встретить грядущий день Светлого Христова Воскресения в радости о Гсоподе, нас возлюбившем, и в твердой решимости —стать и до конца жизни нашей быть верными свидетелями о Нем и словом и делом. Аминь.

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ 4-ю ВЕЛИКОГО ПОСТА О СМИРЕНИИ

31 марта 1957 г.

сть предметы, говорить о которых всегда полезно и прилично

в Церкви Христовой, этом великом училище благочестия, где всякому верующему в Господа нашего Иисуса Христа возвещаются «глаголы живота вечнаго» (Ин. 6,68), указываются пути и предлагаются все необходимые средства к достижению спасения и вечной жизни.

Св. апостол Петр, увещевая верующих приложить все старание к приобретению важнейших христианских добродетелей, говорит: «Я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине» (2 Петр. 1, 12).

Подобное этому видим и на примере св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Древнее предание гласит, что, достигнув глубокой старости и уже не имея сил произносить большие поучения, он постоянно и многократно повторял одно краткое изречение: «Детки, любите друг друга». И когда его спросили, почему он повторяет одно и то же, он ответил: «Это заповедь Господня, если исполните ее, то и все исполните».

К числу предметов, постоянно, при каждом удобном случае, «благовремение и безвременне» предлагаемых вниманию христианина Св. Церковью, относится и учение о смиренномудрии.

Нет, пожалуй, такой страницы во всех книгах Священного Писания, где не говорилось бы о важности смирения или не прославлялась бы эта прекрасная и спасительная добродетель. А во многих местах этих книг яркими красками рисуются дивные примеры истинного смиренномудрия. Вспомните царя и пророка Давида, со смирением переносившего несправедливое поношение врагов своих, как заслуженное наказание от Господа за совершенный им грех, Давида, который говорил о себе, что он «червь, а не человек», который в покаянном псалме молит Господа даровать ему истинное смирение, ибо «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит».

Вспомните мытаря, бьющего себя в перси, не смеющего возвести очи свои к небу и горестно восклицающего: Боже! милостив буди мне грешнику.

Вспомните хананеянку, неотступно молящую Господа о помиловании ея дочери, с глубочайшим смирением принимающую слово Спасителя, которое другим показалось бы тяжкой, незаслуженной укоризной; хананеянку, о которой Господь сказал: «О жено! велия вера твоя. Буди тебе якоже хощеши» (Мф. 15,28).

Почему же Слово Божие придает столь большое, пожалуй, даже исключительное значение добродетели смиренномудрия?

Потому, — отвечает нам Св. Церковь, — что смирение есть твердое основание и наилучшее украшение всякой другой добродетели и всякого совершенства. Без смирения любая добродетель, любое совершенство отзываются гордостью, от которой отвращается чистое око Божие.

— Если ты ведешь целомудренный образ жизни, хранишь себя от плотской скверны, отвращаешься душею от нечистых помыслов, но в то же время гордишься своей чистотою и уничижаешь других, знай: добродетель твоя не принесет тебе пользы, как не принесла она пользы пяти юродивым девам, оставшимся вне чертога Христова.

— Если ты щедро подаешь милостыню, но при этом в душе своей тщеславишься своей добротой, помни, что такое милосердие не оправдает тебя в день судный, ибо, похваляясь в душе, подобно книжникам и фарисеям, ты уже получил награду свою.

«Начало гордости нашей, — говорит св. Тихон Задонский, — лежит в незнании самого себя».

И в самом деле, если бы мы почаще углублялись в себя, внимательнее относились бы к собственной душе, то на каждом шагу имели бы возможность убедиться в том, что нам с вами незачем и нечем гордиться.

Чем обычно гордится мирской человек, живущий рассеянной, плотской жизнью? Гордится своей привлекательной внешностью, умом, способностями, умением пользоваться всеми благами земной жизни.

Но что может иметь человек сам от себя, человек, который нагим и беспомощным выходит из чрева матери своей?

«Что ты имеешь, — говорит св. апостол Павел, — чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4, 7).

А св. апостол Иаков кратко увещевает нас: «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные: всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1, 16—17).

Предположим теперь, что действительно в нас имеется нечто доброе, достигнутое трудом и даже подвигами, имеются какие-то начатки добродетели.

Но что же из того? Имеем ли мы право гордиться этим? А наши грехи, наши неисчислимые преступления пред Богом, которые ничем не могут быть покрыты, кроме неизреченной любви и милосердия Божия?

Каковы бы ни были все наши лучшие качества и добродетели, но несравненно более велик и неоплатен долг каждого из нас пред Правосудием Божие1М. Вот почему и внушает нам Слово Божие: «Когда исполните все поведенное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоющие, потому что сделали (только то), что должны были сделать» (Лк. 17, 10).

Но самый главный, самый убедительный довод против всякого самопревозношения представляет для христианина личный пример Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Он, Творец и Владыка вселенной, Единородный Сын Божий, вечно пребывающий в лоне Отчем, украшенный всеми добродетелями и совершенствами в превысочайшей степени «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам . . . смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2, 6—8).

Он, Господь Вседержитель, «не возгнушался девического чрева» и возлежал в самой смиренной и убогой колыбели — в яслях Вифлеемского вертепа.

Он, Господь и Учитель, умыл на Тайной Вечери ноги учеников Своих, дабы научить всех смиренномудрию и кротости.

Но если так, то стыдно и неприлично, конечно, гордиться чем-либо всякому христианину. Стыдно гордиться рабам, когда Господь их так смирен и кроток.

«Научитеся от Мене, — говорит Он Сам, — яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11,29).

О если бы мы с вами, возлюбленные, действительно послушались этого божественного увещания. Сколько плодов принесло бы нам в нашей духовной жизни подражание смирению Христа-Спасителя.

Будучи емнренномудренными, мы никогда не решились бы отверзать уста свои для осуждения ближнего. Тем самым мы привлекли бы к себе милость Праведного Судии, сказавшего: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1; Лк. 6,37).

Будучи емнренномудренными, мы никогда не носили бы в сердце своем вражды и злобы и могли бы от всей души прощать всякую нанесенную нам обиду. А через это исходатайствовали бы себе прощение всех грехов наших, ибо Господь говорил: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6, 14).

Будучи емнренномудренными, мы никогда не роптали бы во время скорбей и испытаний, считая себя недостойными лучшей участи, но, напротив, всегда и за все благословляли бы Господа. А это значит, что в душе нашей всегда обитал бы мир Божий, ибо мы несли бы терпеливо и радостно благое иго Христово.

Будем же помнить, что путь ко спасению лежит через достижение кротости п смирения.

Пр есвятая Дева Мария удостоилась стать Царицей неба и земли потому, что более всех была кротка и смиренна и Господь призрел на это великое смирение Рабы Своея.

Святитель Христов Николай — Великий Предстатель о нас ко Всемилостивому Богу, стал достоин этой великой чести и славы потому, что «стяжал смирением высокая...»

И не только великие праведники, но и великие грешники спасались через свое искреннее смирение, препобеждая все козни диавола с помощью благодати Божией. Ибо истинно и непреложно вечное Слово Бога Живаго, которое говорит: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4,6; Петр. 5.5).

Сегодня, возлюбленные, в последний раз в этом году мы услышим с вами умилительно-торжественное песнопение: «Покаяния отверзи

ми двери, Жизнедавче! ..»

Пусть же при пении этих прекрасных слов, напоминающих нам о правосудии Божием, о нашей греховности и недостоннстве, еще раз скорбно сожмется наше сердце. Сожмется не для того, чтобы бесцельно и безотрадно страдать в тоске и отчаянии, нет, — но для того, чтобы как можно глубже, искренне, смириться пред Господом, уже готовым все простить нам, уже простирающим к нам Свои объятия, желающим излить на всех нас изобильные потоки любви Своей, усладить нас светлой радостью уже близкого праздника Воскресения Христова!

— Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный трепещу Страшного дне Суднаго. Но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, но велицей Твоей милости. Аминь.

СЛОВО

НА ЧЕТВЕРТОЙ ПАССИИ

15 апреля 1973 г.

аждому из нас хорошо известно, что человек, как правило, весьма нуждается в нравственной поддержке. Без нее жизнь наша становится неуверенной, поведение нетвердым и колеблющимся, мы начинаем сомневаться в своих силах, падать духом, тревожно озираться по сторонам — словом, напоминаем собой «трость, ветром колеблемую» (Мф. 11,7). И счастлив бывает тот человек, который умеет найти действительно надежную нравственную поддержку, в результате чего в душе его водворяются мир, радость, спокойствие, уверенность...

Вспомним наши детские и школьные годы. Как жаждали мы материнской ласки, как радовались словам похвалы, сказанным о нас любящими родителями, как искали поощрения своему усердию у наших учителей и наставников, как ценили каждую хорошую оценку нашего поведения, каждый лестный отзыв о способностях или успехах.

Шли годы... Ушло в невозвратимое прошлое золотое детство. Не стало многих милых, близких нашему сердцу людей, нас горячо и самозабвенно любивших, расточавших нам, иногда и без меры, свои ласки, снисходительные слова и похвалы. А главное, мы стали понимать, что жизнь — это не легкокрылая мечта или всегда прекрасная сказка, а прежде всего реальная, подчас суровая действительность, требующая мужества, терпения, рассудительности, умения общаться с людьми, иногда же обильная испытаниями, искушениями и скорбями. И мы стали искать нравственную поддержку в другом — в мнении о нас окружающих людей, в достигнутых успехах, в особенности же в сознании и внутреннем ощущении нашего собственного достоинства, иногда благородном и действительно полезном, иногда же неумеренном, переходящем в тщеславие и надменность по отношению к другим людям.

С наступлением зрелости человек все более и более убеждается в том, что жизнь таит в себе много неожиданностей и непредвиденных трудностей и что этих обычных опор нашего благосостояния и уверенности в себе оказывается недостаточно. Мнения людей о нас легко меняются, наши успехи сменяются или, по крайней мере, чередуются с неудачами, а чувство собственного достоинства подвергается опасности или ослабеть под действием личных неудач и разочарований, или

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.