Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Ливерий Воронов
Слово на 1-ой пассии вечером 2-ой недели Великого поста
Опубликовано:
Христианское чтение. 1996. № 11. С. 39-42
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
Инок отвечал: «Подлинно, честные отцы, небрежно я жил. Но вот что случилось со мной. Был я на суде Божием и ангелы вынесли рукописание грехов моих, прочитали мне и спросили: знаешь ли ты, что это твои грехи? Знаю, сказал я, но с тех пор, как отвергся мира и постригся, я никого не осудил, и злобы ни на кого не держал, а потому и молю Господа, чтобы исполнил на мне Свои слова: «не судите, да не судимы будете; оставите и оставится вам». И только я сказал это, тотчас же ангелы разорвали рукописание грехов моих, и потому-то я теперь беспечален и с радостью отхожу ко Господу».
Итак, возлюбленные, внимая слышанному, возжелаем всем сердцем нашим благодатного дара неосуждения наших ближних при строгом, в то же время, осуждении самих себя. А возжелав его, станем, преклоняя колени сердца нашего, просить Господа с глубоким смирением, дабы Он удостоил нас этого бесценного дара.
Да будут нашими помощниками и ходатаями в этом Преблаго-словенная Владычица наша Богородица — отрада и утешение всех кающихся и сокрушенных духом, и блаженный кроткий и смиренный сердцем старец — преподобный Ефрем Сирин.
«Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуж-дати брата моего. Яко благословен еси во веки веков». Аминь.
СЛОВО НА ПЕРВОЙ ПАССИИ ВЕЧЕРОМ 2-й НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
3 апреля 1983 г.
«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2,10).
егодня, в соответствии с установившейся благочестивой традицией, мы начинаем постепенно готовить себя к спасительным переживаниям событий последних дней и часов земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, — к тем переживаниям, которые наивысшего напряжения достигнут в дни Великой Страстной предпас-хальной седмицы.
Евангельские чтения будут напоминать нам о глубочайших истинах нашей веры. Простым и ясным языком они поведают о величии искупительного подвига и вместе с тем предложат бесценные назидания, необходимые для жизни и благочестия.
Вновь и вновь пред нашим духовным взором предстанет, с одной стороны, исполненное небесного достоинства поведение Богочеловека, а с другой — немощное, соблазнительное и даже преступное поведение людей, бывших свидетелями или участниками происходивших тогда событий.
Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит в своем соборном послании: «Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1 Ин. 5, 10—11). А в книге Откровения тот же апостол называет Господа Иисуса Христа «Свидетелем верным и истинным» (Откр. 3, 14).
Да и Сам Спаситель, отвечая на обращенный к нему вопрос Пилата, сказал о Себе: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18,37). И действительно, всей Своей жизнью, каждым словом и каждым действием и поступком Своим Господь непрестанно свидетельствовал о Триедином Боге и о том, как «возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
И какой силой любви к каждому слушателю, к каждому, кто просил Его о милосердии и помощи, дышало это Его божественное свидетельство! .. Нетрудно понять, почему во все дни Его общественного служения, до самых последних дней Его земной жизни, Он был окружен множеством людей, жаждавших приблизиться к Нему, услышать Его слово или хотя бы увидеть Его благостный, озаренный любовью Лик!
Но вот наступило иное время... Мы видим Его преданным в руки врагов, поносимым, оклеветанным, стоящим на суде перед лицом беззаконных и жестких лицемеров... Мы видим Его одного, всеми покинутого. Ни один из Его слушателей, из людей, Им облагодетельствованных, не пришел иа этот суд, чтобы сказать хоть слово в Его защиту пли хотя бы своим молчаливым присутствием выразить Ему свое сострадание, свою преданность и любовь... А затем мы видим Его истерзанным, распятым на кресте, изнемогающим от безмерных физических и нравственных мучений, умирающим.
Когда мы случаем эти святые повествования, сердце наше сжимается и трепещет, наполняясь чувствами любви и благодарности Тому, Кто, «нас ради человек и нашего ради спасения», «будучи Образом Божиим . . . смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2,6.8).
Но повествования о страданиях и смерти Господа Иисуса Христа предлагаются не только для того, чтобы мы могли, преклоняясь пред величием Его подвига, прославлять неизреченную божественную любовь и благость. Они, сохранив многие подробности тех событий, побуждают нас оглянуться мысленно на самих себя, на наше собственное поведение и поступки.
Вспоминая об участниках и свидетелях тех страшных событий, пройдем молча мимо мрачных образов Иуды-предателя, жестоких первосвященников Анны и Каиафы, мимо жалкого в своей самоуверенности Пилата, мимо обуянных слепой ненавистью и жаждой крови фанатиков, кричавших: «распни, распни Его...»
Остановим наше внимание на тех, кто несомненно любили Господа, заботились о Нем, уверяли Его в своей верности (Мк. 14,31) и конечно хотели оставаться Ему верными. Что сталось с ними в час испытаний, когда над ними нависла опасность — в случае исповедания этой верности разделить, быть может, участь своего Учителя? «Тогда,— говорит Евангелист, — все ученики, оставивши Его, бежали» (Мф. 26,56).
А один из самых преданных Господу учеников, пылкий и уверенный в себе Петр, еще недавно говоривший: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26,33), теперь «отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека» (Мф. 26, 72).
Для чего святое Слово Божие поведало нам об этом прискорбном отречении? Конечно же не для того, чтобы мы дерзнули осудить за минутную слабость того, кого Сам Господь прославил за его твердую, как скала, веру; кто впоследствии стал одним из славных и всехваль-
ных первоверховных Апостолов; кто засвидетельствовал свою подлинную любовь ко Христу и свою преданность Ему мученической смертью за Его святое Имя.
Упоминание об отречении апостола Петра и о боязливости других учеников сделано для того, чтобы мы всегда помнили о нашей собственной слабости, о нашем малодушии.
Симон Петр горькими слезами искреннего раскаяния полностью очистил свою душу и воспламенился еще большей ревностью веры и любви к своему Божественному Учителю. Можем ли мы сказать о себе, что и мы умеем так же горько и так же спасительно оплакивать нашу, увы, столь частую неверность нашему Господу, свое малодушие в исповедании нашей веры, когда она подвергается тому или иному испытанию?
После воскресения Христа и вознесения Его на небо, удостоенные излияния на них в день Пятидесятницы Святого Духа, апостолы Христовы обрели могущественную поддержку, необходимую для преодоления человеческой немощи. Облеченные силою свыше, они стали верными и неутомимыми свидетелями божественной истины и распространили Слово Божие до отдаленнейших пределов тогдашнего мира.
Вслед за ними многочисленные иные благовестники продолжали их святое дело, исполняя заповедь: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). В эпоху гонений на христиан при языческих императорах первых трех веков верными свидетелями о Христе были мученики, кровь которых, по словам древнехристианского писателя, явилась «семенем христианства». .
И во все последующие века Церковь Христова имела многих верных свидетелей. Она украсилась бесчисленными сонмами святых угодников Божиих — подвижников, сиявших добродетелями, свидетельствовавших истинность, духовную силу и красоту Святого Православия.
Но ведь и каждый христианин, искупленный «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр. 1, 19), взявшего на Себя грех мира (Ин. 1,29), призван быть верным свидетелем о Божественной любви и правде, которая открылась человечеству в воплощении, земной жизни и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа. Окружающие христианина люди видят его жизнь и нередко именно по ней составляют себе представление о христианстве, судят о нем. И мы всегда должны помнить, что нашими поступками, жизнью, отношениями к окружающим святое Имя Божие или прославляется, или подвергается незаслуженному поношению.
Если бы все мы всегда верно исполняли заповеди Божии, то,— говорит св. Иоанн Златоуст, — весь мир обратился бы ко Христу. Но, как это ни печально, мы далеко не всегда выполняем священный долг порученного нам христианского свидетельства. Если же поведение наше становится недостойным и соблазнительным, то мы оказываемся уже не свидетелями, а скорее лже-свидетелями, хотя при этом и утешаем себя тем, что называемся христианами, ходим в храм Божий, говорим друг другу благочестивые слова. И забываем при этом, что сказал Господь о такого рода лжесвидетельстве: «Не всякий говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7,21).
Возлюбленные братия и сестры о Господе! Ныне, пока еще длится земная жизнь каждого из нас, есть еще время и возможность исправить любую ошибку, омыть слезами раскаяния любое нравственное падение, любую нашу измену Христу, — снять с души позор лжесвидетельства и предоставить себя в полное послушание Христу.
В минуты слабости, проявленной Петром, Господь обратил на неге Свой всевидящий взор. И во взоре этом не было ни гнева, ни осуждения, ни укора, а была лишь безграничная любовь и великое сострадание. И этот неосуждающий, но врачующий душу взор Христов проник в сердце Петра и произвел в нем ту спасительную перемену, после которой началась новая жизнь его, жизнь великого благовестника и первоверховного Апостола.
Не происходит ли иногда и с нами нечто подобное тому, что было когда-то с Симоном-Петром? Не чувствуем ли, что и на нас в минуты нашей слабости и близости к падению обращен кроткий, любящий, не судящий, но жалеющий взор Господа Иисуса Христа? И если чувствуем, то неужели не откликнемся на него чувством искреннего раскаяния и мольбой о помощи? ..
Чтобы даровать нам эту благословенную возможность — всмотреться внимательнее в дивный всепрощающий Лик нашего Господа и почерпнуть силы для спасительного покаяния и исправления нашей жизни — Святая Православная Церковь и предлагает нам в эти святые дни умилительно-прекрасный чин Пассии и евангельские повествования о страданиях нашего Господа и Спасителя.
Да будет же это обращенное к нам Слово Божие семенем, попавшим на добрую землю и приносящим обильный плод! Да поможет оно всем нам, пережив часы духовного очищения в дни Великого Поста и Страстной седмицы, встретить грядущий день Светлого Христова Воскресения в радости о Гсоподе, нас возлюбившем, и в твердой решимости —стать и до конца жизни нашей быть верными свидетелями о Нем и словом и делом. Аминь.
СЛОВО
В НЕДЕЛЮ 4-ю ВЕЛИКОГО ПОСТА О СМИРЕНИИ
31 марта 1957 г.
сть предметы, говорить о которых всегда полезно и прилично
в Церкви Христовой, этом великом училище благочестия, где всякому верующему в Господа нашего Иисуса Христа возвещаются «глаголы живота вечнаго» (Ин. 6,68), указываются пути и предлагаются все необходимые средства к достижению спасения и вечной жизни.
Св. апостол Петр, увещевая верующих приложить все старание к приобретению важнейших христианских добродетелей, говорит: «Я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине» (2 Петр. 1, 12).
Подобное этому видим и на примере св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Древнее предание гласит, что, достигнув глубокой старости и уже не имея сил произносить большие поучения, он постоянно и многократно повторял одно краткое изречение: «Детки, любите друг друга». И когда его спросили, почему он повторяет одно и то же, он ответил: «Это заповедь Господня, если исполните ее, то и все исполните».
К числу предметов, постоянно, при каждом удобном случае, «благовремение и безвременне» предлагаемых вниманию христианина Св. Церковью, относится и учение о смиренномудрии.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.