Научная статья на тему 'Слово в неделю 16-ю по Пятидесятнице'

Слово в неделю 16-ю по Пятидесятнице Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово в неделю 16-ю по Пятидесятнице»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово в неделю 16-ю по Пятидесятнице

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 123-127

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

один и тот же для всех-—чрез мимолетные дни беспечной и самодовольной жизни, заполненной постыдными удовольствиями, омрачаемой жестокостью и забвением нравственного донга пред ближними,— ко зсе большему и большему падению и наконец к утрате истинного счастья и духовной гибели.

Если человек, утратив страх Божий, заглушив голос своей совести, руководится лишь влечениями плотской похоти; если он, забывая о братолюбии, закосневает в бессердечии и жестокости, — то он идет тем же гибельным путем, которым шли некогда убийцы великого Предтечи.

Когда кто-нибудь предается тяжкому пороку пьянства, не желая одуматься, разрушая мир в семейной жизни, губя свою душу и соблазняя других, — то он рискует уподобиться беззокнному Ироду, имя которого стало символом страшной жестокости, наряду с именами Каина Пуды.

Когда мать на глазах своих детей ведет жизнь легкомысленную, рассеянную и своим пагубным личным примером развращает и губит п\ неокрепшие души, — то она становится подражательницей Иро-диады, которая, в конце концов, толкнула свою собственную дочь на величайшее злодеяние.

Когда юная девушка теряет естественное чувство скромности, целомудрия, стыдливости и, наконец, утрачивает свою девственную чистоту,—она уподобляется Саломии, распутство которой довело ее до того, что она стала безвольной служительницей диавола и непосредственной виновницей смерти великого Предтечи.

Напоминая нам сегодня о том, к каким ужасным последствиям может приводить человека легкомысленная, лишенная чувства нравственной ответственности, плотская и греховная жизнь, Св. Церковь зовет каждого из нас очищать свое сердце и даже свои помыслы от малейших греховных приражений, пресекать в самом начале зарождающиеся в нас дурные наклонности, противопоставлять похоти плоти— воздержание, похоти очей-—умеренность, гордости — смирение, и идти тем узким путем, конец которого — спасение души и жизнь вечная.

Иоанн Предтеча призывал людей к покаянию. Покаяние и смирение необходимы для каждого христианина, пока мы живем на земле среди соблазнов и искушений, пока мы грешим ежедневно и ежечасно, пока воля наша не укрепилась до непоколебимого стояния в вере, пребывания в надежде, действования в любви. И потому будем всегда помнить о святых неумирающих словах великого Предтечи: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3,2), особенно же в дни его памяти, дабы его святыми молитвами и мы смогли приобщиться к благам любви и всепрощения Проповеданного им Сына Божия, взем-люшего грех мира и подающего нам великую милость. Аминь!

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ 16-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

26 сентября 1957 г.

«Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).

реди божественных «глаголов вечной жизни», изреченных Господом нашим Иисусом Христом и записанных во св. Евангелии, очень важное значение для внутренней, духовной жизни христианина

имеют притчи Спасителя. Эти небольшие рассказы содержат в себе столь глубокие и необходимые для человечества откровения, что Сама Ипостасная Премудрость благоволила наименовать их «тайнами Царствия Божия» (Мк. 4,11). Притчи излагают эти тайны хотя и прн-кровенно, но в то же время с пленяющей разум простотой и доходчивостью до каждого слушателя. Однако сердечное усвоение их содержания, связанное с радостью духовного плодоношения, доступно далеко не всякому, а только слушателю благоговейному, жаждущему познания божественной истины, старающемуся приникнуть к этой истине своим внутренним слухом.

«Имени уши слышати, да слышит!» — говорит Господь Иисус Христос, показывая этим, что усвоение тайн Царствия Божия требует усилии, внутреннего расположения, духовного роста человека и совершается лишь в меру этого роста и созревания.

Сегодня, в шестнадцатый воскресный день по Пятидесятнице, св. Православная Церковь в литургийном евангельском чтении предложила нашему вниманию притчу о талантах (Мф. 25, 14—30). И мне хочется познакомить вас, возлюбленные о Господе братия и сестры, с тем изъяснением этой замечательной притчи, которое еще в древности предали Церкви ее богомудрые пастыри и учители.

Призовем же мысленно в помощь себе Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, дабы и нам, грешным, как некогда свв. Апостолам, отверз Он «ум разумети Писания» (Лк. 24,45).

К излагаемому же церковному пониманию притчи постараемся отнестись внимательно и вдумчиво, чтобы не навлечь на себя упрека 15 легкомыслии и бесчувственности, упрека, обращенного некогда Господом к Его жестокосердым современникам, о которых Он говорил, повторяя слова пророка Исаии:

«Огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13, 15).

Напомню сначала кратко содержание притчи.

Некий человек, отправляясь в дальнюю страну, призвал рабов своих и поручи.1 им свое имение. Одному дал он пять талантов серебра, другому два таланта, третьему один — каждому по его силе.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пят!» талантов; точно также и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант, питая неприязнь к своему господину, не захотел потрудиться, но пошел и закопал данное ему серебро в землю.

Спустя некоторое время господин возвратился и, призвав рабов, потребовал у них отчета. Выслушав скромный ответ раба, получившего пять талантов, господин похвалил его усердие и сказал: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Такой же похвалы удостоился и другой раб, получивший два таланта. Но третий, получивший один талант, вместо отчета в своем недостойном поведении стал поносить своего господина, упрекая его в жестокости и несправедливости. «Я знал тебя, — говорил он, — что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».

И обличил господин лукавого и ленивого раба в его низких душевных качествах — лживости, клеветничестве и завистливости. И, лишив его данного ему таланта, подверг его тяжкому, но заслуженному наказанию.

Перейдем теперь к изъяснению содержания притчи.

Кого мы должны разуметь, когда слышим о господине, поручающем свое имение рабам? Кто эти рабы, получающие таланты и различно относящиеся к своему долгу? Что, наконец, означает отшеетвие в далекий путь и возвращение господина?

Мы знаем, что Единородный Сын Божий, воплотившийся и вочело-вечизшинея ради нашего спасения, в Священном Писании чаще всего именуется Господом нашим Иисусом Христом. Его господство понимается не только и не столько в смысле власти, принадлежащей Ему над всей тварию в силу Его Божества, но, главным образом, в смысле тех особых нравственных взаимоотношений, которые установились между Ним как Искупителем человечества и верующими в Него, которых Он «стяжал Своею Кровпю».

«Вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6,20), — говорит не только коринфянам, но всем вообще христианам св. ап. Павел.

«Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни... но драгоценною Кровню Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр. 1, 18—19), — точнее выражает ту же мысль св. ап. Петр.

Наше спасение стало возможным только потому, что нашелся такой добрый и милостивый господин, т. е. Господь наш Иисус Христос, который Самого Себя не пощадил ради нас и Своими крестными муками полностью уплатил Пр авосудию Божию весь неоплатный долг наш, дабы освободить нас от вечного рабства греху, смерти и диаволу. Но если так, значит какое великое счастье для человека быть рабом такого любвеобильного и милосердного Господина!

Звание раба Христова не только не унизительно, но высоко и почетно. И удостоиться этого звания может не всякий, а только искренне верующий во Христа-Спаснтеля, вступивший с Ним в благодатное общение, член Его Церкви, освященный Его Духом — Духом Святым через св. Крешенис и другие таинства. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12,3), — говорит ап. Павел.

Итак, истинный христианин, член Церкви Христовой, имеет право и высокую честь именоваться «рабом Христовым».

Но для беспредельной любви Божией мало этого благодеяния! Спаситель говорит, что Он пришел для того, чтобы искупленные Им не только имели жизнь, но и «имели с избытком» (Ин. 10, 10). Посему, приготовляя Своих рабов к неизглаголанным радостям будущей жизни, Он хочет уже здесь, на земле соделать их Своими «друзьями». С згой целью Он открывает им сущность Своего спасительного дела, возвещает волю Отца Своего, вводит в тайны домостроительства Царствия Божия и призывает стать деятельными участниками этого великого дела.

«Я уже не называю вас рабами, —- говорил Господь Своим ученикам и Апостолам пред наступлением Его страданий, — ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15).

Отшеетвие господина в дальнюю страну означает вознесение Господа Иисуса Христа на небо, где Он воссел одесную Бога Отца, как Вечный Первосвященник и Царь, по силе принесенной Им искупительной жертвы ходатайствующий за всех приходящих чрез Него к Богу (Евр. 7,25) и уготовляющий для них место в обителях Отца Своего (Ин. 14,2).

Отходя на время из этого мира, Господь доверил и поручил продолжение Своего спасительного дела основанной Им Церкви. Как вер-

пым друзьям Своим завещал Он всем верующим, членам этой Церкви, неустанно трудиться в благовествовании и устроении Царствия Божия, трудиться каждому в том звании, к которому он призван.

Чтобы верующие имели силы исполнить этот завет, Господь Иисус Христос ниспослал Своей Церкви Духа Святаго, этого Божественного Раздаятеля даров благодати (1 Кор. 12,11). И каждый член этой Церкви получил то или иное «проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12,7), т. е. тот или иной благодатный дар и стал, таким образом, дееспособным участником домостроительства Божия, делателем вертограда Христова.

Возвращение господина возводит нашу мысль к моменту второго, славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю, когда Он у всех нас потребует отчета: как мы употребили полученные от Него дарования? что сделали для спасения своей души, для благо-угождения Богу и служения ближним?

Обращаясь теперь к жизни Церкви Христовой, к ее истории, мы увидим неодинаковое отношение христиан к своему высокому долгу.

Одни из них, одушевляемые духом любви Христовой, со всем усердием исполняли и исполняют дело своего служения, поступая «достойно звания, в которое призваны» (Ефес. 4, 1).

Таковы свв. Апостолы, эти «соработники »у Бога (1 Кор. 3,9), которые все могли бы сказать о себе словами ап. Павла: «никто из нас не живет для себя, а живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем» (Рим. 14, 7—8).

Таковая Пресвятая и Пренепорочная Дева Мария, отказавшаяся от всех радостей временной жизни, первая по Господе Страстотерпица, возлюбившая и усыновившая Себе род христианский, ставшая его неотступной Ходатаицей и непостыдной Надеждой.

Таковы свв. мученики и исповедники, возлюбившие дело Христово паче жизни, таковы пастыри и учители Церкви, подобно своему Пастыре начальнику, полагавшие душу свою за словесных овец Его стада. Таков сонм дивных подвижников благочестия, преподобных и праведных, совершавших свой претрудный и самоотверженный подвиг ради погибающего, мятущегося, грешного мира.

Таковы, наконец, все те безвестные труженики, которые «подвигом добрым подвизались» сокровенно от мира, но имена которых вписаны у Господа в книгу жизни.

Все они, эти верные делатели и истинные друзья Христовы, с радостью ожидают явления славы Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чтобы восприять за труды свои заслуженную награду и войти в вечную радость своего Господа.

Но кроме верных и преданных Христу членов Церкви мы, к сожалению, встречаем в жизни и в истории и таких людей, которые лишь формально носят имя христианина. Проникнутые духом эгоизма, забывают они о высоте и ответственности христианского звания и нерадиво относятся к своему долгу, а то и вовсе пренебрегают им.

О таких-то лже-христнанах и напоминает нам образ неверного раба, который, получив талант, пошел и скрыл его в земле.

Беспечность и нерадение в духовной жизни есть вражда и против Бога. «Кто не собирает со Сною, тот расточает», — говорит Господь Иисус Христос. И, конечно, пренебрежение дарами благодати неизбежно приводит к глубокому падению, а затем и к тяжкому возмездию.

Проверим же себя, возлюбленные. Проверим свое отношение к Богу, нашим ближним, к себе самим, к тем благодатным дарованиям, которых удостоил нас Господь во Св. Церкви.

Быть может, и мы не раз уподоблялись ленивому и лукавому рабу евангельской притчи о талантах?

В самом деле, разве многие часы, дни и годы нашей жизни не проведены нами в беспечности и нерадении?

Разве мы никогда не завидовали, не роптали на то, что другие, как нам казалось, счастливее нас?

Разве никогда не впадали мы в то греховное отчаяние и уныние, в котором Бог казался не любвеобильным Отцом, а только властным и суровым Существом, налагающим на нас тяжкое бремя обязанностей, требующим их неуклонного исполнения и неумолимо карающим за преслушание?

И если это так, то не пора ли нам встрепенуться и отрезвиться? Ведь «днне лукави суть», а Слово Божие предупреждает нас, что всем нам подобает явиться пред судищем Христовым и что нераскаянному грешнику «страшно впасть в руки Бога Живаго» (Евр. 10,31).

Господь долготерпит еще, ибо жаждет и ожидает нашего обращения. Огонь Его божественной любви всегда готов согреть и воспламенить охладевшее сердце наше, если только мы не закоснели в противлении Богу и смиренно сознаем и исповедуем свое недостоинство и потребность в очищении и исправлении. И если еще вчера мы были рабами лукавыми и нерадивыми, то уже сегодня Благодать Духа Свя-таго может возвратить нас на путь добродетели и богоугождения.

Только будем всегда, во все дни жизни нашей, как зеницу ока, хранить верность Господу, любовь к Нему, желание только Ему служить и Ему одному угождать, ибо Он говорит каждому из нас: «Будь перен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).

В одной из молитв св. Иоанна Златоуста ко Причащению есть такие слова, вселяющие радость и надежду в сердце кающегося грешника :

«Не бо блудницу, со слезами пришедшую к Тебе, отгнал еси; ниже мытаря отвергл еси покаявшася; ниже разбойника, познавша Царство Твое отгнал еси; ниже гонителя покаявшася оставил еси еже бе: но от покаяния Тебе пришедшия вся в лице Твоих другов вчинил еси...»

Значит, и к нам, грешным, несмотря на все наши падения, простирает Господь Свои объятия, зовет на Свое отеческое лоно, и нас готов принять в число «истинных друзей» Своих, если только мы сами не закроем себе путь к этому ожесточением сердца и нераскаянностью.

Господи! Помоги же нам обратиться к Тебе и возлюбить Тебя всем сердцем и всем разумением нашим.

Испепели и уничтожь в нас все скверное, греховное, богопротивное. Возвей на нас тихим ветром оживотворяющей благодати Духа Твоего Святаго.

Зажги в нас святую ревность к деланию заповедей Твоих и не посрами нашего упования на Страшном судищи Твоем, но сподоби и нас услышать не грозное обличение, а милостивое и благоуветливое

слово:

«Рабе благий и верний! О мале был еси верен, над многими тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего». Аминь.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.