РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-4-100-105 УДК 271.2-475
Епископ Звенигородский Питирим (Творогов Константин Викторович)
Московская духовная академия, г. Москва rektor.pr@gmail.com
СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА И ОБРАЗ РЕБЕНКА В ПРОПОВЕДЯХ К ДЕТЯМ И ТРУДАХ О ВОСПИТАНИИ
В статье анализируются четыре проповеди святителя Феофана Затворника, обращенные к детям, а также его труды о воспитании. Автор обнаруживает параллели и идейные сходства наследия свт. Феофана и русской литературы XIX в., отмечает, что проповеди свт. Феофана имеют своей целью укрепление духа детей и подростков, воспитание их в любви к Богу. В статье рассматривается ряд идей и положений о духовно-нравственной жизни человека, общих для проповедей свт. Феофана и русских писателей-классиков. В наследии Феофана Затворника и большинства писателей XIX в. мы видим представление правильного пути человека, обоснование тех ценностей, которые формируют духовно развитую личность. Отдельное внимание уделяется в статье композиционному построению проповедей свт. Феофана. Общность духовно-нравственной проблематики, близость задач наследия святителя и русской классики говорят о невозможности изучения последней вне православной святоотеческой традиции.
Ключевые слова: Феофан Затворник, проповеди, православное воспитание, русская классическая литература, образ ребенка, детская тема, психологизм.
Святитель Феофан - представитель золотого века русской культуры, вобравшей в себя не только литературу, живопись, музыку и т. д., но и русское богословие и проповедничество. В духовном наследии свт. Феофана есть уникальные страницы: проповеди, адресованные детям, и труды об основах православного воспитания. Несколько таких проповедей свт. Феофан произнес в годы своего архипастырского окормле-ния Владимирской епархии (1863-1866 гг.) в созданном им училище для девиц духовного звания. В данной статье мы остановимся на них подробнее, постараемся понять основную идею проповедей, проследить за их изменением в зависимости от возраста слушателей и стадии их духовного развития. Кроме того, мы обратимся к книге свт. Феофана «Путь ко спасению» (1868-1869). Одной из глобальных задач статьи является выявление общих духовных основ гомилетического наследия свт. Феофана и православной по своей сути русской литературы XIX в.
Как правящий архиерей свт. Феофан оказал большое влияние на духовное и нравственное развитие одной из крупнейших епархий России. И хотя пребывание преосвященного на этой кафедре было не столь продолжительно, его просветительская деятельность как выдающегося богослова и самобытного философа оставила бесценный след. Убедительный пример тому - Владимирское училище для девиц духовного звания. Оно было открыто в феврале 1865 г. и предназначалось для девочек-сирот из семей духовенства или бедных родителей. «Владимирские епархиальные ведомости» сообщали об открытии училища как о важном для города событии: «Освящение храма и открытие училища предположено было 12 февраля, в день празднования святителю Алексию, Митрополиту Московскому и всея России Чудотворцу. Но как ныне этот праздник пришелся в сырную пятницу,
отчего и перенесен был на четверг - 11 число, то и освящение храма с открытием училища совершено 11 числа. Вспоминать же свое открытие училище будет ежегодно 12 февраля в день празднества святителю Алексию» [3, с. 280].
Присущая всем проповедям свт. Феофана особая спокойная и молитвенная атмосфера, в которую пастырь всегда погружал слушателей своих проповедей (или читателей), раскрывала сердца, подготавливала их к восприятию евангельского слова. Между тем важен адресат проповеди, ее слушатель. В случае с детской гомилетикой - это ребенок, внимающий пастырю; он должен проникнуться главной мыслью сказанного с амвона, впитать ее всем своим сердцем и настолько прочно закрепить в душе, чтобы еще долго нести заповеданное, не расплескав и не растеряв в присущей детям круговерти каждодневных мелких событий. Опыт подсказывал свт. Феофану необходимость найти для детей новые слова, новые образы, новые интонации, что и было сделано преосвященным в его детской гомилетике.
Н.Е. Никулина справедливо отметила, что свт. Феофан особенно выделял такое свойство личности, как жизненность, которое «отражает известную характеристику личности как данности и за-данности одновременно» [4, с. 168].
Несомненно, проповеди свт. Феофана имеют своей целью укрепление духа детей и подростков, воспитание их в любви к Господу. Чрезвычайно важными видятся нам утверждения свт. Феофана об одиночестве человека, лишенного Божественной поддержки, также высказанные многими русскими писателями XIX в.
Одна из любимых параллелей свт. Феофана связана с сопоставлением внутреннего мира человека и мира природы, происходящих в них изменений. Так, книга «Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики» начинается с развернутого сравнения,
100
Вестник КГУ ^ № 4. 2019
© Епископ Звенигородский Питирим, 2019
построенного на основе евангельских образов: «Как в семени растительная жизнь пробуждается тогда, как к сокрытому в нем ростку проникает влага и теплота, и чрез них - всевосстановляющая сила жизни, так и в нас жизнь Божественная пробуждается, когда проникает в сердце Дух Божий и полагает там начало жизни по духу, очищает и собирает воедино омраченные и разбитые черты образа Божия» [5, с. 14]. Вспомним теперь эпиграф Ф.М. Достоевского к роману «Братья Карамазовы», взятый из Евангелия от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пад-ши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан., 12:24). Обращение к Евангелию, к его образам и символам пришло в русскую классическую литературу от святых отцов, чья проповедь была по своей природе и задачам открыто предлагаемым пред многими учением о Христе.
Проповеди и творения свт. Феофана о воспитании детей отличаются легкостью слога. Их цель -преображение душ человеческих, духовно-нравственные и воспитательные уроки. «Обращаясь к сочинениям святителя Феофана, мы видим, насколько внимателен он именно к внутреннему миру человека», - отмечает М.И. Щербакова [9, с. 21]. Действительно, пастырское слово свт. Феофана проникает глубоко в душу; ему присуща та образность и сила, которой обладают вершинные творения русских писателей-классиков; оно укрепляет веру в христианские идеалы, ведет за собой.
С таинством крещения свт. Феофан связывает духовное преображение человека: «Он изъемлется из-под владычества сатаны, который теперь теряет власть над ним и силу самовольно действовать в нем. <...> Сила благодати проникает внутрь и восстановляет здесь Божественный порядок во всей его красоте, врачует расстройство как в составе и отношении сил и частей, так и в главном направлении от себя к Богу» [5, с. 18]. О том же самом говорит читателям И.А. Гончаров в романе «Обрыв», показывая, что истинный прогресс человечества заключается не в развитии цивилизации, а в приближении к богооткровенным истинам. Героиня Гончарова Вера мечется между обрывом и старой часовней с изображением лика Спасителя. И она рвется и убегает к Марку Волохову, в котором ясно прослеживаются сатанинские начала.
Первая из четырех рассматриваемых нами проповедей была произнесена при освящении храма. При публикации в 1869 г. проповедь получила название «Слово преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, на освящение храма в училище для девиц духовного звания и на открытие сего училища». По этому же образцу поименованы и другие проповеди епископа Феофана, обращенные к ученицам Владимирского училища для девиц духовного зва-
ния: «Слово преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, произнесенное в церкви училища девиц духовного звания, по причащении Св. Таин» (21 февраля 1865 г.), «Слово преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, по причащении воспитанниц девического духовного училища в Успенский пост» (14 августа 1865 г.), «Слово преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, в Великий Четверток по причащении воспитанниц в училище девиц духовного звания» (24 марта 1866 г.). А девицам, стоявшим перед архипастырем, было 8-10 лет от роду. Во многом именно поэтому «Слово на освящение храма» отличается простотой формы, ясностью выводов и доступностью речевых оборотов, намеренно выбираемых епископом Феофаном для детского понимания.
С первых слов владыка обозначил две главные задачи воспитанниц и указал на два мира, устроенных под одной крышей училищного здания: «Вот, дети, освящена для вас и церковь, которая отныне стала святою. Внизу будете вы учиться, а сюда будут приводить вас молиться Богу. Смотрите, всякий раз, как приходить будете сюда, держите себя здесь так, как требует святость места» [3, с. 268]. Как видим, каждая из трех фраз лаконично и прямо ведет внимание малолетнего слушателя, как по ступеням, к пониманию истины: святость данного места требует от тебя устремления к Богу. Следующий шаг - разъяснение только что совершившегося таинства освящения храма: «Отныне это дом Божий и Господь стал обитать здесь особенным Своим благоволением. Господь везде есть; но о храмах освященных Он Сам сказал: будут очи Мои ту и уши, чтоб внимать молитвам рабов Моих.» [3, с. 269]. Преосвященный Феофан напоминает детям о поведении в Божием храме, поучая с любовью, но твердо. Конечно, особенное значение имеет тут упоминание о молитве. Позднее этот опыт молитвенного общения с детьми войдет в книгу «Путь ко спасению»: «Страх Божий рождает молитву и просвежает совесть. Нет нужды, что все это обращается к иному, невидимому миру. У детей есть к тому предрасположение, и они скоро усваивают себе эти чувства. Особенно молитва прививается очень легко и действует не языком, а сердцем. Оттого они охотно и без устали участвуют в домашних молитвах и церковном Богослужении, и рады этому» [5, с. 42]. Из достаточно большого списка примеров сердечных молитв детей, изображенных русскими писателями-классиками, вспомним молитву Нико-леньки Иртеньева в повести «Детство» Л.Н. Толстого: «После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем ваточном халат-це, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: "Спаси, Господи, папеньку и маменьку". Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и лю-
бовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство» [7, т. 1, с. 44].
К личности ребенка в трудах свт. Феофана и в произведениях русских классиков особое отношение. С ним связываются надежды на лучшее, на Божественную помощь. Так, сглаживая строгость слов, которая может обескуражить малолетнюю паству, свт. Феофан убеждает: «Господь всех любит, а детей больше всех любит, и всем Он помогает, а детям больше всех готов помогать. Когда еще был Он на земле, в одном месте, матери стали приносить к Нему детей, чтоб Он благословил их. Господь благословлял их, возлагал на них руки и на руки брал к Себе. Другие, думая, что это беспокоит Господа, не хотели допускать до Него более детей. Но Господь не велел им это делать, говоря: не мешайте детям приходить ко Мне. Видите, как Он милостив к детям» [3, с. 269]. Отметим, как непринужденно введен Евангельский текст в структуру проповеди, обращенной к детям. Слова «будут очи Мои ту и уши, чтоб внимать молитвам рабов Моих» епископ Феофан, повторив мысль Евангелия, перевел так: «Помните, что Господь видит вас и готов услышать, о чем будете просить Его». Далее в проповеди выстроен мост между тогда и теперь: «Но как тогда, так и теперь все Он тот же. И теперь Он так же любит детей, как и тогда. И вас любит. И когда вы будете приходить сюда, Он верно будет приближаться к вам, хоть невидимо, но действительно. И если вы будете держать себя, как следует, и душевно и телесно, верно благословит вас, и руки Свои возложит на вас и обымет вас, и душе вашей даст почувствовать это Свое приближение и прикосновение» [3, с. 270].
Вторую часть своего слова епископ Феофан посвятил Пресвятой Богородице и празднику Ее Введения во храм как престольному. «Божией Матери посвящаем мы храм сей и Ее покрову и заступлению поручаем вместе с храмом и училище, и вас» [3, с. 270-271]. Святитель обращает внимание детей на икону праздника: «Божия Матерь восходит по ступеням, а по бокам стоят маленькие девочки с свечами. Это они провожали Ее до храма.» [3, с. 271]. Свт. Феофан говорит далее детям о символичности лестницы, ведущей к их храму, о духовной сущности Божией Матери, могущей негласно сопровождать их.
Третья часть проповеди содержит наставление о покаянной молитве к Господу и Богородице. «Всякую свою нужду откровенно сказывайте и просите о ней» [3, с. 272]. Завершил епископ Феофан свою проповедь к детям повторением главной мысли, призывом исполнять услышанные наставления, увещеванием помнить, что Господь и Богородица рядом, все видят и слышат.
Тема ребенка, его воспитания и духовного взросления, чистого восприятия окружающего мира, сопротивления злу, борьбы с грехом, пра-
вильного движения по жизни является постоянной в творениях свт. Феофана, что сближает его со многими русскими классиками, большое внимание уделявшими образу заблудшего героя, впоследствии находившего путь к изменению и преображению. Таковы герои Л.Н. Толстого. Не случайно Платон Каратаев при встрече с Пьером Безуховым сразу же интересуется, есть ли у него хозяйка и живы ли его родители. Семейная сущность человека чрезвычайно много значила не только для Толстого, но и всех русских классиков. Путь из семьи в общество всегда был и остается самым правильным и счастливым для ребенка. Свт. Феофан не раз отмечал важность направления ребенка родителями: «После крещения младенца очень важное дело принадлежит родителям и восприемникам: так вести крещенного, чтобы он, пришедши в сознание, сознал в себе благодатные силы, с радостным желанием восприял их, равно как и сопряженные с ними обязанности и требуемый ими образ жизни» [5, с. 60]. Большинство примеров жизненного становления человека в русской литературе связано, в том числе, и с этой мыслью о правильном воспитании. Иногда мысль эта подана от противного: так случается в романе «Господа Головлевы», где история распада семьи перерастает в ее крах на фоне тирании Иудушки Головлева. Наглядным примером искушения юной души и унижения человеческого достоинства является отношение Федора Павловича Карамазова к своим сыновьям в романе «Браться Карамазовы» Ф.М. Достоевского.
Углубление в духовный мир человека - «сторона, отличающая преосвященного Феофана от других церковных писателей и сообщающая его системе нравоучения оригинальный характер», -пишет М.И. Щербакова [9, с. 21]. Свт. Феофан проницательно рассуждает о первых чувствах и впечатлениях, имеющих особенную силу и хорошо запоминающихся ребенку. Уместно вспомнить тут чистоту нравственного чувства, которой обладает герой «Детства» Л.Н. Толстого. Именно это чувство, обретенное в детстве, становится залогом возможности выйти к свету даже после ошибок и помрачений.
Н.М. Аверин точно подметил, что свт. Феофан «не разделяет, как это довольно часто бывает, мораль на религиозную и мирскую, светскую, общественную. Для него христианское начало и есть подлинно нравственное, а морально доброе в свою очередь есть воплощение христианского духа» [1, с. 8]. Обратим внимание, что проповеди свт. Феофана, обращенные к детям, и его практические поучения для родителей и воспитателей ориентированы на сохранение живой души, ее преображение.
О соотнесенности ума, воли и души пишет Г.З. Агафонова, основываясь на толковании свт. Феофана: «С возрастом следует развивать все силы души: ум, волю и сердце, а также научиться
следить за их развитием. Ум наполняется здравыми рассуждениями и понятиями, различением добра и зла. Это достигается, по мнению святителя, посредством бесед и вопросов. Волю укрепляют через послушание, через отсечение своеволия, через приучение ребенка делать добро, используя его "любоподражательность" (любознательность)» [2, с. 194-195]. Свт. Феофан большое внимание уделяет и различным внешним факторам, влияющим на развитие ребенка. Тут первостепенными оказываются мудрое воздержание от излишеств, укрепление тела и воли.
На родителей, по мнению свт. Феофана, ложится большая ответственность за душу ребенка, которая потом, в определенный момент, обретет самостоятельность. И в этой самостоятельной жизни окрепшей души очень важны те вехи, которые были оставлены духовными наставлениями в детстве. Главным содержанием христианской проповеди, начиная с апостольских времен, всегда оставалось провозглашение Царства Божия; в них открывались новые истины. В Послании к Колос-сянам апостол Павел дал точное и емкое определение как самой проповеди, так и ее назначению: проповедь обозначена как ключевое событие на пути человека к Богу. Этому важному предназначению проповеди свт. Феофан всегда отдавал предпочтение в своем архипастырском служении.
Спустя неделю после открытия училища и освящения храма епископ Феофан служил в нем литургию и сам приобщал учениц Св. Таин. Слово преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, произнесенное 21 февраля 1865 г. в церкви училища девиц духовного звания, по причащении Св. Таин - еще один образец детской проповеди в гомилетическом наследии святителя [6, с. 571-574].
Как и в первой проповеди, преосвященный облекает глубокие мысли о таинстве святого причащения в краткие и четко выстроенные синтаксические конструкции, которые без труда воспринимаются ребенком. «То, что вы приняли, есть тело и кровь Господа; а где тело и кровь Господа, там и Сам Он. По виду вы приняли хлеб и вино; а самым делом это есть тело и кровь Господня! Когда Господь в первый раз причащал св. Апостолов, то Он тоже подавал им хлеб и вино; но, подавая хлеб и вино, к хлебу сказал: сие есть тело Мое! а к вину: сия есть кровь Моя! И как Он есть Бог - то, как сказал, так и сделалось: хлеб стал телом, а вино -кровью. <...> И вас Он Сам причащал истинным Своим телом и истинною Своею кровью! И вместе с сим Сам вселился в вас и стал обитать в вас!» [6, с. 571]. Для проповеди характерна невероятная простота и прозрачность в объяснении детям величайшего таинства причастия. Основной задачей святителя было то, чтобы эти простые уроки дети усвоили и запомнили на всю жизнь.
Божественная высота совершившегося передается в проповедях в точных образах, доступных детскому пониманию. «Может быть, вам робко думать, что Господь в вас, или вы затрудняетесь думать, как это Он в вас? Но так есть... <...> Господь есть в каждом из вас, не частью какою, а весь; так, однако ж, что хотя Он есть в каждом из вас, все же Сам не разделяется и не размножается, а цел и неразделен пребывает!» [6, с. 572]. Чтобы утвердить понимание этого таинства в детском сознании, епископ Феофан обращается к сравнению: «Все одно, как теперь вот я говорю какое-либо слово: каждый из вас слышит сие слово и принимает его все; слово мое одно и один раз я говорю его; а входит оно в каждого из вас, и входит все - не часть какая его, а целое слово. И хоть бы тут тысяча народа стояло, все услышали бы и приняли все мое слово, а не часть какую! Так и в св. Причастии: сколько бы ни причащалось людей, все причащаются от единого тела, и все имеют его все, а не часть какую! И Господа имеют они в себе всего, а не часть какую! Сам же Господь чрез сие не разделяется, а цел и неразделен пребывает» [6, с. 572-573].
В числе приятного Господу названы посильные для детей поступки: перестать серчать и браниться, быть тихим и кротким; перестать лежать и лениться, начать усердно работать и трудиться; не гордиться и не презирать других, а смиряться и почитать себя хуже всех.
Через полгода, 14 августа 1865 г., в Успенский пост, епископ Феофан также причащал воспитанниц училища и обратился к ним с проповедью. Сравнивая оба слова, можно видеть тот духовный путь, который, как полагал преосвященный, должен был быть уже пройден детьми под руководством наставниц.
Начинается проповедь с прямого цитирования Евангелия от Иоанна: «Сам Господь говорит, что кто будет вкушать Его плоть и кровь, тот будет жив Его ради, или будет иметь живот в себе; а кто не будет вкушать Его плоти и крови, тот живота не будет иметь в себе» (Иоан. 6:50, 54, 57). Для пояснения этих слов епископ Феофан выбирает пример дерева, ветка которого, отломившись, не может получать из него сока, «а тот, который был в ней, то вытекает, то высыхает; без соку же нечем ей питаться и жить; вот она и умирает». «Так и мы, - продолжает свою мысль епископ Феофан, - когда соединены с Господом, приемлем от Него силы и жизнь, и живем; а когда не соединены с Господом - не живем, хоть и кажемся живущими!» [6, с. 618].
Опираясь на уже имеющийся у детей, пусть и небольшой, опыт, преосвященный напоминает им, как прививают деревья. Следует сказать, что программа обучения девочек включала, наряду с классными занятиями, работы в саду и огороде. «Видали вы, как прививают дерева? Берут веточку, влагают ее под кожу другому дереву и завязывают;
она начинает брать соки из того дерева и сроста-ется с ним: так и мы чрез св. Причастие берем от Господа силы, как бы соки из дерева, и срастаемся с Ним, или соединяемся и начинаем жить Его жизнью; жизнью истинной, которая из Него!» [6, с. 619]. И заключение проповеди вполне понятно ребенку. Перед нами пример, перерастающий в воспитательную беседу с молодым поколением. Примечателен тут мотив труда, дела, исполняемого хорошо, по совести. Не случайно таинство причастия, обряд и молитвы оказываются в одном ряду с работой: «Чем чаще кто причащается, тем ближе бывает к Господу; тем ему лучше бывает, и сам он лучше становится. Работающий - лучше работает; хозяин - лучше хозяйничает; начальник - лучше начальствует; всякому лучше бывает, и всякий лучше становится от св. причащения; становится живее, добрее, умнее!» [6, с. 620].
Образ труженика, верующего человека из народа станет одним из центральных в произведениях Н.А. Некрасова. Для любого честного и совестливого героя русской литературы жизнь немыслима без работы: наоборот, эти герои ищут работу, преображающую душу человеческую. Так, Константин Левин, герой романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», даже изобрел особый термин - «лечение работой».
Четвертая проповедь святителя, обращенная к «девицам духовного звания», прозвучала по прошествии еще семи месяцев, 24 марта 1866 г., в Великий Четверток [6, с. 676-680]. Тема проповеди осталась та же: значение Таинства Причастия. Но пастырь теперь уверенно обращается к слушающим, как ко взрослым: «Радуйтесь, христиане православные, что сподобились причаститься Святых Христовых Таин; и тем паче радуйтесь, что сподобились вы сего ныне, когда установлено самое Таинство» [6, с. 676]. Лексический ряд проповеди заметно приближен к традиционному возвышенному стилю гомилетики (храмина для Господа, неверные иудеи, прискорбно, почтить, охранение, благоговейное чествование, благоухание, возыметь благообразное поведение и пр.).
Пример для уяснения главной мысли взят уже не из жизни самих детей или деревьев, как в двух предыдущих проповедях; епископ Феофан пересказывает случай, бывший с одним раскольником из молокан: историю его раскаяния, разрыва с молоканством и обращения в лоно православной церкви. Этот человек по какой-то причине приступил к Святым Тайнам вместе с православными христианами, но частицу Святых Даров спрятал в платок, а потом положил в улей к пчелам - он был пчеловод. Пчелы «тотчас бросили свою обычную работу, перестали строить соты, а со всею заботою и скоростью начали строить приличное помещение для Святого тела Господня: устроили малый престол, потом дискос, и на сей дискос положили святую частицу и все оградили сводом, как
бы храм устроили или алтарь. Затем сели кругом в порядке и жужжали потихоньку, будто хвалу Богу воссылали и молились» [6, с. 679-680]. Хозяин пасеки, заметив, что пчелы не летают, «открыл улей и ужаснулся, видя, как пчелы отдают благоговейное чествование телу Господа, которое он презрел». За назидательным рассказом в составе проповеди следует образное сравнение высокого духовного смысла и назидание: «Уподобьтесь пчелам тем и всякое благоговение покажите к принятому вами Дару» [6, с. 680].
Немногим более года разделяет первую и последнюю проповеди, обращенные к девочкам из Владимирского училища. В них отразились результаты энергичной духовно-просветительской деятельности свт. Феофана, его пастырского внимания, педагогического и наставнического опыта; воплощены не только итоги первого года обучения девочек, но и предначертанный залог их будущей жизни.
От наставлений, обращенных к родителям детей, свт. Феофан переходит собственно к педагогической системе, основную роль в которой играет православное воспитание. А.Б. Хохлова справедливо отметила, что свт. Феофан Затворник предложил «новое системное видение духовно-нравственного развития человека» [7, с. 121]. Таким образом, и проповеди свт. Феофана Затворника, и его труды о детях и их воспитании проникнуты мыслью о том, что единственно верный и гармоничный путь становления человека немыслим без веры в Бога. Как мы показали на ряде примеров, об этом же писали и многие русские классики XIX в. Сравнение проповедей и учения святителя Феофана с лучшими образцами русской классической литературы, выявление их генетического родства говорит о невозможности изучения русской литературы вне православной святоотеческой традиции.
Библиографический список
1. Аверин Н.М. Феофан Затворник - православный моралист и жизнеучитель // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. -2002. - № 1 (25). - С. 3-8.
2. Агафонова Г.З. Воспитание духовности в святоотеческом наследии святителей Феофана, Вышенского затворника, и Фаддея (Успенского) // Вестник Чувашского университета. - 2006. -№ 5. - С. 192-197.
3. Владимирские епархиальные ведомости. -1865. - № 5. - 1 марта.
4. Никулина Н.Е. Понятие личности в антропологии святителя Феофана Затворника // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. -2007. - № 2 (5). - С. 165-176.
5. Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. - Минск.: Изд. Свято-Елисаветинского монастыря, 2005. - 320 с.
6. Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. - Владимир: Тип. губернского правления, 1869. - 684 с.
7. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. - М.: Худ. лит., 1928-1958.
8. Хохлова А.Б. Проблема духовно-нравственного воспитания человека в трудах Феофана Затворника // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2014. - № 3. - С. 117-122.
9. ЩербаковаМ.И. Святитель Феофан - наставник психологии в Новгородской духовной семинарии // Святитель Феофан Затворник - основатель христианской психологии. - СПб.: Изд. Русской христианской гуманитарной академии, 2018. -С. 17-41.
References
1. Averin N.M. Feofan Zatvornik - pravoslavnyj moralist i zhizneuchitel' // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. - 2002. -№ 1 (25). - S. 3-8.
2. Agafonova G.Z. Vospitanie duhovnosti v svyatootecheskom nasledii svyatitelej Feofana, Vyshenskogo zatvornika, i Faddeya (Uspenskogo) // Vestnik CHuvashskogo universiteta. - 2006. - № 5. -S. 192-197.
3. Vladimirskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. -№ 5. - 1 marta.
4. Nikulina N.E. Ponyatie lichnosti v antropologii svyatitelya Feofana Zatvornika // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 4: Pedagogika. Psihologiya. - 2007. -№ 2 (5). - S. 165-176.
5. Svt. Feofan Zatvornik. Put' ko spaseniyu. Kratkij ocherk asketiki. - Minsk.: Izd. Svyato-Elisavetinskogo monastyrya, 2005. - 320 s.
6. Slova k Vladimirskoj pastve preosvyashchennogo Feofana. - Vladimir: Tip. gubernskogo pravleniya, 1869. - 684 s.
7. Tolstoj L.N. Poln. sobr. soch.: v 90 t. - M.: Hud. lit., 1928-1958.
8. Hohlova A.B. Problema duhovno-nravstvennogo vospitaniya cheloveka v trudah Feofana Zatvornika // Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2014. - № 3. -S. 117-122.
9. SHCHerbakova M.I. Svyatitel' Feofan -nastavnik psihologii v Novgorodskoj duhovnoj seminarii // Svyatitel' Feofan Zatvornik - osnovatel' hristianskoj psihologii. - SPb.: Izd. Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii, 2018. - S. 17-41.