Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Ливерий Воронов
Слово на Успение Божией Матери
Опубликовано:
Христианское чтение. 1996. № 11. С. 107-110
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
Христовой состоит в том, чтобы через века и тысячелетия пронести немеркнущий светоч Правды Божией, чтобы всем людям, жаждущим Истины, возвестить о безмерной спасающей Любви Божией, о доброзольном Страдании за всех нас Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны помнить, что все мы, христиане, по слову ап. Петра, суть род избранный, призванный возвещать совершенства Господа, Призвавшего нас из тьмы язычества в чудный Свой свет.
И если мы уклонимся от содействия этому великому делу, если не будем служить ему «словом, житием, любовью, верою, чистотою», то имена наши могут оказаться вычеркнутыми из Книги Жизни.
Да просветит же Господь наши маловерные и малодушные сердца светом Славы Своей, возсиявшей некогда на горе Фаворской. Да наполнятся они чистой любовью к Источнику Света и Правды — к Триединому Богу, Живущему во Свете неприступном. И да свершится с нами но милости Божией то, о чем мы так часто молимся и просим Господа в молитве Гго часа:
«Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека грядущего в мир! Да знаменается на нас Свет лица Твоего, да в нем узрим Свет неприступный...». Аминь.
СЛОВО НА УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
1956 г.
о имя Отца и Сына и Св. Духа!
«О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается и лествица к небеси гроб бывает...»
Такими сладкозвучными словами своего песнопения Св. Церковь Христова привлекает ныне наше внимание к священному и славному событию преставления Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приенодевы Марии.
Она внушает нам с благоговением и трепетом сердечным созерцать дивное чудо, великое таинство веры, она возводит наш христианский смысл к высотам, едва доступным для разума, к пониманию сокровеннейших предначертаний Божиих, лежащих в основе домостроительства нашего спасения.
Есть замечательное соответствие, как бы глубокая внутренняя связь между двумя наиболее почитаемыми Церковью Богородичными праздниками, а именно преславным Благовещением о зачатии и воплощении от Приенодевы Марии Бога-Слова, Господа нашего Иисуса Христа, и всечестным Успением Пресвятыя Богородицы.
И Благовещение, и Успение отмечены знаками величайшего благоволения Божия к Деве Марии. Там архангел Гавриил вещает Ей свя-тыя «благовещения глаголы» и вручает, как Избраннице Божией, ветвь с благоухающими райскими цветами. Здесь тот же архангел Гавриил благовествует Ей радость скорого отшествия к возлюбленному Сыну и Господу и вручает, как Царице и Владычице, светоносный скипетр царский.
И Благовещение, и Успение суть события дивного прославления и возвеличения Пресвятой Девы Марии. Там Она удостоилась откровения о предназначении быть Матерью Господа. Здесь Она возвеличена как Царица неба и земли «всех тварей небесных и земных высшая явлыиаяся».
И Благовещение, и Успение суть вместе с тем моменты, отмечающие начало великого и преславного служения Пресвятыя Богородицы делу нашего спасения. Там Она готовится принять в Свои «благоплод-ныя ложесна Предвечнаго Бота-Слова и исткать от чистых и девственных кровен Своих багряницу Плоти Эммануила. Здесь Она уготовляет Себя к неустанному подвигу вечной и неусыпной Печальницы и Ходатаицы пред Правдой Божией за весь усыновленный Ею род христианский.
И Благовещение и Успение суть праздники, исполненные радости и духовного торжества. В день Благовещения Св. Церковь вдохновенно возглашает всем верным:
— Играйте ликовствующе, с веселием воспойте: Гавриил Деве радость приносяп предста...
А в праздник Успения вселенская радость звучит в богодухновен-ных словах похвальных гимнов и песнопений:
— В славном Успении Твоем небеса радуются, и ангельская воз-радовашася воинства. Вся же земля веселится, песнь Тебе исходную провозглашающи...
Но как же совместить радость с воспоминанием о кончине? Можно ли радоваться около гроба? Разве не свойственно нам сетовать и печалиться о дорогих нам умерших, воздыхать и плакать о невозвратимой утрате, и подчас и рыдать безутешно от острого ощущения наступившего одиночества?
Да, дорогие мои. Уместно нашей немощи и сетовать и печалиться у гроба близкого нам и такого же немощного, как и мы, человека. Уместны и слезы наши о дорогих нам умерших, хотя и неуместны горькие и безутешные, надрывающие душу рыдания. Уместна наша скорбь и наши слезы потому, что в смерти близкого нам обыкновенного человека открывается страшная и величественная картина мздовоздаяния, от которого не укроется ни одна живая человеческая душа. Вот смерть, как первое и неотвратимое возмездие за грех, сковала беспробудным сном тело близкого человека. Еще вчера он был вместе с нами, а теперь удалился в иной, загробный мир. Вчера он слушал нас, беседовал с нами, а ныне... готовится предстать пред Господом и услышать Его праведное и нелицеприятное определение. Вчера он был благообразен и светел лицом, а сегодня лежит бесчувственный, не имеющий вида ниже доброты, готовый возвратиться в землю, из которой был взят...
Но если бы мы всем сердцем своим (а не разумом только) верили в грядущее воскресение мертвых, если бы жизнь наша вся была посвящена подвигам чистоты и благочестия, приличным высокому званию христианина, если бы твердая надежда на неизреченное милосердие Божие постоянно окрыляла наш дух, стремящийся горе, то и у гроба простого человека, родного и близкого по прошедшей совместной жизни, мы вели бы себя по-другому. Не рыдания звучали бы тут, а тихие слезы, растворенные радостной надеждой, лились бы из очей наших; не грусть и печаль, а предощущение радостной встречи и успокоения в селениях праведных наполняло бы и освещало душу. Но увы, дорогие мои, как далеки мы от этих истинно христианских чувств.
... Но здесь, у Живоприемного гроба Пречистой и Пренепорочной Девы Марин, нет места ни скорби, ни слезам печали и сетования.
Конечно, и Апостолам грустно было подумать, что уже завтра не увидят они пресветлого лика Той, Которая, после Божественного Сына Своего, их Учителя и Господа, была их единственной отрадой и утешением. Конечно, и на их очи набегала слеза, свойственная человеческой немощи.
Но озаренные Духом Святым, посвященные в тайны Божиих предначертании, ясно понимали они, что Ей, Госпоже и Царице неба и
земли, от века предназначенной к высокому служению у Престола Царя Славы, уже не место здесь, среди них, в этой убогой горнице, на этой бренной и грешной земле с ее треволнениями и суетой.
Они уже как бы созерцали Ее в неизреченном величии и Славе, превознесенную выше всех существ, земных и небесных, предстоящую пред Богом и простирающую Свои богоносные руки, молясь за весь человеческий род.
Провожая Ее, они чувствовали и то, что радость общения с Нею не только не умалится после Ее кончины, а, напротив, лишь возрастет и укрепится по силе Благодати Божией, что и Она «не оставит мира во Успении Своем», как и Господь не оставил их сирыми, но пришел и вселился в них, чтобы уже никогда не разлучаться с ними, возлюбленными и дорогими Его сердцу.
Они ясно ощущали, что, подобно Живоносному Гробу Господню, ставшему величайшей Святыней христианства на все времена, и Живоприемный гроб Богоматери будет неистощимым источником святыни, от которого все ищущие спасения всегда будут черпать благодатные силы для борьбы с грехом и страстями, для исполнения заповедей Христовых, для стяжания бесценных сокровищ вечной жизни.
О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается!
Та, которая Святостью, смирением и всеми нетленными красотами духа превзошла Ангелов и Архангелов, Херувимов и Серафимов; Та, Которая первая из людей исполнила, как верная Раба Господня, волю Божию во всей полноте и совершенстве, Которая, воистину, явилась Венцом творения и искупления, Та, Которая даровала жизнь Своему Творцу и Господу и «Начальнику жизни нашея»... благоволит ныне, в подражание возлюбленному Сыну Своему, приобщиться смерти, успокоиться на малое время сном отдохновения от земных трудов, подвигов и страданий.
Умирая, Пресвятая Дева удостоилась величайшей чести от Господа. Она видела Божественного Сына Своего, пришедшего к Ея смертному ложу во славе Своей со всеми небесными Силами, чтобы принять в пречистые руки Свои Ее пренепорочную душу. И в этот же преславный момент Своего прославления Она думала не о Себе, но о Господе и о нас грешных и о нашем спасении. Ибо первыми Ея словами, обращенными к Сыну Ея, были слова молитвы: «Тех, которых Ты дал Мне, сохрани во веки».
В этих дивных словах Приснодевы Марии весь мир христианский обрел непоколебимую уверенность в том, что предстательством Богоматери будет спасен и помилован всякий кающийся грешник, прибегающий к Ее милостивому покрову и заступлению.
От момента Своего преселения на небо, последовавшего на третий день после Успения, Пресвятая Богородица, согласно верованию и учению Св. Православной Церкви, денно н нощно предстоит у Престола Божия и дерзновенно молится о нашем спасении.
«Она, — говорит великий Российский святитель Димитрий Ростовский,— ставши между Богом и грехами нашими, как посредница, не пускает проходить пред Бога грехам нашим и гласом Своих молитв за нас отражает гласы грехов наших смертных, вопиющих на ны к Богу».
Вот что значат слова: «...и лестница к небеси гроб бывает»!
Через спасительные Страдания и славное Воскресение Христово мы удостоились многих и неизреченных благ: усыновления Богу Отцу, получения благодати Св. Духа, прощения грехов наших.
Через преславное Успение, воскресение и преселение на небо Пресвятой Богородицы мы обрели непостыдную надежду на то, что все эти блага действительно будут усвоены нам силою и действием Св. Духа, что Спасительная Жертва и Крестные заслуги Христовы не оста-
Мы уповаем, что предстательством Богоматери Господь исцелит наши души, укротит нашу своенравную и строптивую волю, пленит наш разум «в послушание Христово» и Ему одному ведомыми путями приведет нас к спасению и жизни вечной. И если со своей стороны мы потщимся принести Господу в дар наше смирение в подражание всецелому смирению Пресвятой Девы, то это упование без всякого сомнения не посрамит нас.
Как же нам не радоваться, не ликовать духовно в этот спасительный день праздника Успения Пресвятой Богородицы, как же не умиляться, взирая на всечестный и божественный образ Ея, как не приклониться перед Ее безмерной любовью к нам, недостойным.
Да преисполнится же и наше сердце чистой и благодарной ответной любовью ко Преблагословенной Владычице нашей Приснодеве Богородице и в преизбытке этой любви да воскликнут уста наши вместе со всею Святою Пр авославной Церковью Христовой:
«Благодатная! Радуйся. С Тобою Господь, подаяй мирови Тобою вел ню милость».
Аминь.
СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ 10-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
4 сентября 1983 г.
скоре после Преображения Господня произошло событие, о котором кратко повествуется в сегодняшнем евангельском чтении. Дополняя друг друга, в подробностях рассказывают нам об этом событии три евангелиста — Матфей, Марк и Лука.
Это было чудесное исцеление Господом Иисусом Христом отрока, одержимого духом нечистым и с раннего детства подверженного чрез это тяжким физическим страданиям. Он был глух и нем, и временами его мучили сильные припадки эпилепсии.
Есть известная картина великого итальянского художника Рафаэля «Преображение». Верхняя половина ее изображает славное событие Преображения Господня, а нижняя показывает тяжелую сцену, которая предшествовала чудесному исцелению больного. Здесь мы видим измученного болезнью отрока, его несчастного исстрадавшегося отца, учеников Христа, смущенных своей неудачей в попытке помочь больному, злорадствующих по поводу их бессилия книжников.
Автор хорошо известной многим книги «Жизнь Иисуса Христа» так говорит об этой картине: «Воображение всех, кто читает Евангелия, поражается контрастом, схваченным и выраженным на бессмертной картине Рафаэля, — контрастом между миром, славой, небесным общением на горних высотах и смятением, беснованием, неверием, с которыми встретились Иисус Христос и апостолы, когда спустились к низинам человеческой жизни».
Мир небесный и отсутствие мира на земле. Разве не видим мы тот же контраст уже не на картине, а в самой реальной действительности?! Вот мы выходим из храма, где только что наслаждались лицезрением славы Божией, слышали херувимскую песнь и радостные вое-
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.