Капкайкина Н.К. ©
Учитель начальных классов, отличник народного просвещения, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 24»
СЛОВАРНО - ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Аннотация
Решая в ходе обучения общие задачи работы над словом, учитель начальных классов много внимания уделяет словарно-орфографической работе со словами, которые в программах начальной школы относятся к разделу слов с непроверяемыми написаниями.
Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся - ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе.
Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал.
Ключевые слова: орфограмма, непроверяемые безударные гласные, система,
разнообразие.
Keywords: orogramme, unverifiable vowels, system, variety.
Решая в ходе обучения общие задачи работы над словом, учитель начальных классов много внимания уделяет словарно-орфографической работе со словами, которые в программах начальной школы относятся к разделу слов с непроверяемыми написаниями. Эти слова определены учебной программой и включены в «словарь», который помещен в учебнике «Русский язык».
Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах учащихся - ошибки на правописание безударных гласных в слове. Поэтому работу над ними следует проводить целенаправленно и систематически в каждом классе.
Методика организации словарной работы в начальной школе предусматривает три основных направления:
- обогащение словаря, то есть усвоение учащимися новых слов или новых знаний тех слов, которые есть в словаре детей;
- уточнение словаря, то есть проведение словарно-стилистической работы, направленное на развитие умения правильно подбирать слова в речи;
- активизация словаря, то есть развитие у детей умения свободно пользоваться словарным запасом в рассказах и пересказах, беседах, при написании изложений и сочинений.
Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный и наглядный материал.
Усвоение написания этих слов предполагает развитие у детей орфографической зоркости и памяти. Более глубокому усвоению трудных слов способствуют наглядные пособия, которые имеются в кабинете.
1 .Картинные словари (демонстрационные и раздаточные)
2. Демонстрационные карточки с трудными словами
3. Сигнальные карточки с безударными гласными а, о, е, и, я
© Капкайкина Н.К., 2015 г.
4. Таблицы по русскому языку : «Дни недели», «Название месяцев», «Оро и оло», «В поле и огороде» и др.
У каждого ученика имеется рабочая тетрадь - словарик, каждая страница которого включает в себя следующее:
- запись самого слова с ударением и выделение безударной гласной ;
- история слова (происхождение слова);
- словосочетания, предложения;
- подбор родственных слов (с разбором их по составу) ;
- загадки (одна, две и более) ...;
- стихи, небольшие рассказы -
все это способствует лучшему усвоению слов из словаря.
Работая, таким образом, работая со словом от класса к классу, увеличивается количество сведений о данном слове. Так, например, в 1 классе - загадка, составление предложения; во 2-3 классах - составление словосочетаний, загадка, подбор родственных слов, разбор их по составу; история слова, стихи.
4 класс - загадка, ребусы, пословицы, поговорки, фразеологизмы, рассказы.
Такая форма помогает сосредоточить материал по данному слову в данном месте, сокращает время на поиск нужного материала каждый
раз, когда возникает необходимость обратиться к работе над данным словом.
Большую помощь в подборе необходимого материала оказывают и сами ученики. С большим удовольствием отыскивают они нужный материал в учебниках по литературе своих старших братьев и сестер, в детских журналах, энциклопедиях, интернете. Все это, как правило, вызывает живой интерес у учащихся, Такая работа позволяет активизировать процесс обучения, повышает качество усвоения изучаемых орфограмм, расширяет активный словарный запас, развивает интерес учащихся к родному языку.
Виды работ в ходе изучения словарных слов
-1-
П ОБ ЕДА
победа________________________________________________
1 .Что означает слово победа? Какие бывают победы? Составь с данным словом словосочетания в различных его значениях.
2.Образуй слова со следующими значениями : « одержать победу»; «относящийся к победе»; « тот , кто победил»; « женщина - победитель».
победа
Как были образованы слова? Составь предложение с одним из полученных слов.
3.Подбери близкие по значению слова. П.беда,___________________________
Подбери противоположные по значению слова и выражения.
П.беда-___________________________________________________________________
П...бедитель -___________________________________________________________
4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Объясни значение пословиц.
1) Здра... ствуй, воин - п ... бедитель, мой т.. . варищ, друг и брат !(С.Михалков) 2) Где смелость, там и п... беда.3) Рукой п ... бедишь одного, головой - тысячи. 4) Бить
врага до п... беды завещали нам деды. 5) Майский праз ... ник - День П... беды отмечает вся страна. Надевают наши деды боевые ордена.(Г.Белозеров)
5. Что означает выражение : «до победного конца
- 2 -
ЭКСКУРСИЯ
Слово о слове
Слово экскурсия образовано от латинского слова курсур - «путь,бег» - с помощью приставки экс -, равносильной приставке вы - в русском языке, т.е. слово экскурсия означало «выбегание». Что теперь означает данное слово?
ЭКСКУРСИЯ________________________________________________________
1 .Запиши выражение одним словом. Объясни, как были образованы полученные слова.
Участник экскурсии -________________________________________________
Тот, кто проводит экскурсию-________________________________________
Относящийся к проведению экскурсии -________________________________
2. Прочитай. Вставь в нужной форме новое словарное слово. Вставь пропущенные буквы.
1) . Однажд ы наш кла... на___________б ыл. На Камскую ГЭС нас учит ...ль водил.
(В.Романов) 2).Я прихожу в знаковый лес, как будто на ___________:
... десь жди неведомых чудес за всяким пнем и кустиком. (В.Захаров)
3. Напиши о самой интересной экскурсии и сделай рисунок.
1 .Запиши отгадку.
В два ряда дома стоят -Десять, двенадцать, сто подряд. И квадратными глазами Друг на друга глядят.
У Л И Ц А
2. Произведи звуко-буквенный разбор слова улица. Сравни написание и произношение слова.
У - [ ]_________________
л - [ ]_________________
И - [ ]_________________
Ц - [ ] A - [ ]
3.Замени выражения одним словом.
Небольшая, узкая улица, соединяющая две другие
параллельные улицы - ____________________
маленькая улица - ________________________
принадлежащий улице -_____________________
- 3 -
4.Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
1) В зале было слышно, как скрипнула ул... чная дверь. (Н. Успенский) 2) Ул ... цей гуляет Дедушка М. роз, иней рассыпает по ветвям б... рез. (С.Дрожжин) 3) Если был бы я д.. . вч . ..нкой, я бы время не терял: я б на ул... це не прыгал, я б рубашки постирал. (Э. Успенский) 5.Объясни значение выражений : « открывать зелёную улицу», «на улице не валяется»
Литература
1. Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове // Начальная школа. - 1997. - № 1. - с.32 - 33
2. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. - №8. - 1999.-с.23-26
3. Пономаренко О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка // Начальная школа. - №5. - 2001.с.18-20
4. Кулыгина М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // «Русский язык в школе». - 1989. - №2. С. 34-36.
5. Татьяна Шклярова // Орфографический словарь. Начальная школа. ФГОС Издательство: Вако, -2014 г.
6. Рабочая тетрадь - 3 класс // «Пишем грамотно»-Москва Издательский цент»Вентана-Граф»-2013