УДК 37.016:003-028.1 Субботина Н. А.
Роль лингвокраеведческой работы в достижении метапредметных результатов обучения русскому языку младших школьников
Аннотация: В статье рассматриваются возможности лингвокраеведческой деятельности в формировании метапредметных образовательных результатов обучения русскому языку младших школьников. Цель такой деятельности - формирование особой культурологической компетенции, включающей в себя сведения о родном языке и овладение духовно-нравственным опытом своего народа. В соответствии с логикой достижения метапредметных компетенций и опираясь на важность включения в учебный процесс лингвокраеведческой деятельности, были разработаны некоторые виды заданий и упражнений, которые могут быть использованы на уроках русского языка в начальных классах. Упражнения составлены на основе произведений поэтов и писателей Урала, фольклорных, исторических и деловых региональных текстов и опробованы на уроках в начальных классах.
Ключевые слова: начальная школа, универсальные учебные действия, метапредметный подход, урочная деятельность, родной язык, краеведческие тексты, лингвокраеведческие компетентности.
В концепции ФГОС НОО определяются основные методологические подходы, направленные на обеспечение связи качества образования с актуальными вызовами современного общества. Системно-деятельностный элемент обучения как механизм реализации компетентностного подхода обеспечивает личностные, предметные и метапредметные результаты начального образования. Именно метапредметные результаты интегрируются в систему личностных достижений, которые обеспечивают каждому ребенку возможность адаптироваться к сложной модели окружающей жизни и стать ее активным участником.
Метапредметная деятельность, являясь более широкой по своему содержанию, чем общеучебная, обеспечивает целостное, философское понимание картины окружающего мира. Ю. В. Громыко считает метапредметность основным требованием к организации образовательного процесса, смысл которого состоит «в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам,
образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом» [2].
Одним из важных педагогических ресурсов современного образования считаю краеведческое воспитание. Именно краеведческая работа, являясь живой, доступной, интересной, социально-значимой деятельностью, позволяет учителю создать условия для формирования коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, а школьникам получить возможности для освоения способов и приемов деятельности, для получения знаний о природе, истории, культуре и экономике родного края, для воспитания гражданской идентичности и патриотизма.
За преподавание краеведения ратовали основатель научной педагогики К. Д. Ушин-ский и его последователь Д. Д. Семенов: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании
должен быть соблюден постоянный переход от близкого и знакомого, от легкого к трудному, то и в преподавании следует начинать с изучения местности, на которой живет ребенок» [1]. Уроки краеведения вводились в школе уже на рубеже Х1Х-ХХ веков. В то время предмет назывался родиноведением. Тогда же появились первые школьные историко-культурные экскурсии.
В практике своей педагогической деятельности имею опыт преподавания внеурочного курса «Моя малая Родина», опыт работы со сборником интегрированных заданий «Наш Пермский край» под редакцией Л. А. Боровской и с пособием Н. А. Князевой «Маленький пермяк». Есть опыт организации внеклассных мероприятий краеведческой направленности (музейные занятия, экскурсии по Перми и поездки по Пермскому краю, встречи с писателями, художниками и поэтами Прикамья). В 2016/17 учебном году учащимися и родителями 1 «Б» класса был выполнен проект видеофильма «Моя малая Родина». В программе внеурочного курса «Развитие речи и литературное творчество» в каждом классе есть темы занятий, посвященных городу Перми, Пермскому краю:
В большом и красивом моем городке Есть место, что очень уж нравится мне. Там пышные ели прекрасно стоят, А белый фонарик - надежда моя На то, что все будет всегда вот таким, Каким бы хотелось нам иль другим. И многие с Родины едут туда, Где лето длиннее, прозрачней вода... Но сколько б наш город ни ведал дорог, Есть все же на свете родной уголок, Где зелени много, где много цветов, Где сон наш становится явью. И может, ответишь ты мне, мой дружок, За что же ты любишь такой уголок? За то, что красив он?За то, что широк? Нет, просто родной он тебе уголок! (Пальчикова Яна, 10 лет)
Особое место среди современных направлений краеведения занимает лингвистическое краеведение. Элементы линг-вокраеведческой деятельности доступны и интересны для учащихся начальных классов. Цель такой деятельности - формирование особой культурологической компетенции, включающей в себя сведения о родном языке и духовно-нравственный опыт своего народа. Задачами являются изучение языка родного региона, особенностей литературных, художественных, публицистических, топонимических памятников, красоты устной речи народов своего края, сопоставление говоров сельских и городских жителей, совершенствование речевой культуры школьников, воспитание уважения к родной речи. Среди УУД, формируемых в ходе лингвокраеведче-ской деятельности, можно выделить такие как поиск и выделение новой информации, коммуникативное сотрудничество в процессе работы над проектами, логическая критериальная работа по сравнению, классификации и сериации объектов, формирование основ гражданской идентичности, развитие эмоционально-ценностного отношения к получаемой информации.
Самыми важными и интересными объектами лингвокраеведения большинство ученых признают следующие: диалектная лексика, ономастика, топонимика родного края, произведения местных писателей и поэтов, региональные фольклорные жанры, памятники местной деловой и исторической письменности. В соответствии с логикой достижения метапредметных компетенций и опираясь на важность включения в учебный процесс лингвокрае-ведческой деятельности, были разработаны некоторые виды заданий и упражнений, которые могут быть использованы на уроках русского языка в начальных классах.
УПРАЖНЕНИЕ 1.
На Урале много красивых озер: Зюрат-куль, Песчаное, Тургояк, Аргази, Чебаркуль, Касли, Шарташ, Увильды, Еловое.
Выпиши названия озер в алфавитном порядке. Подчеркни заглавные буквы.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Прочитай стихотворение Льва Кузьмина: В л...сной т...ши, в прохладе Р...дился родничок. И вот журчит,хл..почет, По камешкам т.чет. Т.чет, п...ет, см.ется, И горлышки свои На зорьке в нем полощут Ч...жи и с...л...вьи.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Какое слово нельзя проверить?
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Прочитай статью Евгения Пермяка «Шумливое море»:
«И о чем только не рассказывает Говорливый камень на реке Вишере! Может быть, вы не поверите, только там, где сейчас растут леса, высятся Уральские горы, было Пермское море. Вскоре Море стекло Печорой, Камой, Вычегдой, Вяткой и другими реками. На его месте зазеленели леса, поселились звери и птицы. А много тысяч лет спустя появился человек, построивший деревни, села и города».
Выпиши имена собственные, составив из них несколько групп. Попробуй найти не один признак для классификации.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
Запиши, как называются жители этих городов:
Пермь - ... Соликамск - ... Кунгур - . Чусовой - ... Лысьва - .
УПРАЖНЕНИЕ 5. меховники крапива туесок обувь
колун мохнатые рукавицы обутки корзина жгучка топор
Соотнеси уральские диалектизмы и их толкования, соединив слова парами.
УПРАЖНЕНИЕ 6.
Прочитай стихотворение Алексея Реше-това:
«Зеница ока! Родина моя! Что без тебя на этом свете я? Без белых рощ, без пушкинской строки Я не жилец, я сгину от тоски» [7]. Догадайся, что обозначают выделенные слова. Выбери для них подходящее название.
1. Неологизмы - новые слова, которые недавно появились в языке.
2. Архаизмы - устаревшие слова, старинные названия явлений и предметов.
УПРАЖНЕНИЕ 7.
Прочитай отрывок из рассказа Альмиры Зебзеевой:
«У каждого человека есть малая родина, край, где он родился и живет. Край, где живем мы с тобой, называют по-разному: Урал, Прикамье, Пермский край, Пермь Великая. Пермский край - частица России» [7].
Найди в тексте синонимы - имена собственные и запиши их в алфавитном порядке.
УПРАЖНЕНИЕ 8.
Полюд, Ветлан и Вишера.
Коми-пермяцкий миф. «Давным-давно жили на Урале богатыри Полюд и Ветлан. Полюбили они чудесную красавицу Вишеру. Часто уходили богатыри в лесную чащу и бились друг с другом за любовь Вишеры. Не могла красавица смотреть, как сражаются Полюд и Ветлан. Положила она между ними свой синий платок, и в этом месте потекла широкая чудная река. С тех
пор стали богатыри скалами. Полюд стоит на правом берегу, Ветлан на левом, а красавица Вишера катит в тишине свои воды между ними».
Выпиши слова с орфограммой «Написание гласных после шипящих». Проверь себя: слов должно быть столько же, сколько звуков в слове «широкая».
УПРАЖНЕНИЕ 9.
Прочитай пословицы и поговорки коми-пермяцкого народа и попробуй вспомнить, какие русские пословицы и поговорки им соответствуют:
Где живем, там и нужны. Глаза боятся, а ноги несут. Дважды подумай, один раз скажи. Лапоть сапогу не пара [7].
УПРАЖНЕНИЕ 10.
Прочитай стихотворение Алексея До-мнина:
«...И течет, набравши силу, Кама, звезды отражая, Как сказан.е о России, Как суд.ба ее бол.шая» [7].
Вставь в слова пропущенные буквы. Как ты думаешь, одинаковую ли роль выполняет мягкий знак в этих словах? Какое слово может быть лишним?
УПРАЖНЕНИЕ 11.
Прочитай отрывок из рассказа Натальи Ключаревой «Детский мир растений. Шиповник»:
«<В кустах шиповника хорошо скрываться, когда играешь в прятки. Можно, конечно, поцарапаться колючками, но это вряд ли: там внутри давно протоптаны безопасные тропинки. Еще это отличный домик для котят и щенят. Шиповник съедобен. В середине лета в пищу идут большие круглые ягоды» [7].
Подчеркни в тексте все известные тебе орфограммы. Объясни написание слов.
УПРАЖНЕНИЕ 12.
Прочитай стихотворение Алексея Реше-това:
«(Солнечные зайчики на траве лежат,
А над ними бабочки весело кружат:
- Поднимайтесь, зайчики,
вместе полетим,
Из цветочной чашечки
меду поедим» [7].
Сосчитай и запиши, сколько раз встречается звук [Й] в стихотворении.
УПРАЖНЕНИЕ 13.
Прочитай рассказ Альмиры Зебзеевой «Как реку зовут»:
«(Иногда - никак. Нет у речки имени, и все тут. Порой ее так и называют - Без-ымянка. Но таких Безымянок немного. Почти у всякой реки есть имя. Какие у нее берега, какая вода, как она течет, кто в реке живет, какой у нее характер, отсюда и название.
Например, Сосновка, Пихтовка, Березовка, Ольховка - понятно, что по берегам здесь растут сосны и ели, березка или ольха. Много в наших краях полезных ископаемых, руд и солей разных - вот тебе Усолка, Соленая, Рассольная, Солянка. Часто пересыхает речка, а то и вовсе в подземные пустоты прячется - значит, Суходол,Дыроватиха...» [7].
1. Понятно ли тебе, как образованы названия рек? Попробуй сам объяснить происхождение топонимов Болотная, Черная, Кривая, Быстрая, Рыбная, Алмаз, Камыш, Плясовая, Барабан.
2. Понаблюдай, чем похожи названия рек Сылва, Лысьва, Пожва, Иньва, Ошва. Постарайся объяснить, почему эти реки так называются. Ответ на этот вопрос ты можешь узнать, если прочитаешь рассказ до конца.
УПРАЖНЕНИЕ 14.
Отгадай загадку, сочиненную писателем Андреем Зелениным:
««Хоть с хвостом, а не кот. Сама в речке живет.
А коту попадается,
Так котом и съедается» [7].
Запиши отгадку. Проведите соревнование с соседом по парте - допишите как можно больше однокоренных слов к слову-отгадке, а потом поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.
УПРАЖНЕНИЕ 15.
«Наша главная река - Кама. Она течет через весь наш край. Потому и называют его Прикамье» [7].
Используя данное объяснение, проведи словообразовательный анализ слова «Прикамье».
УПРАЖНЕНИЕ 16.
Михаил Осоргин.
Ася. (Из рассказа «Кама»)
«Лодочка моя называлась «Ася». Сам вывел это имя синей краской по серому фону на носовой части борта. Лодочка-плоскодоночка, вертлявая и легкая, как листок серебристого тополя. Можно плыть на ней и вдвоем, но тогда рулевой должен сесть на дно и вытянуть ноги, иначе лодка может перевернуться... Лавочка одна, для гребца, да еще низкое сиденье на корме, нужное, когда гонишь лодку на одном кормовом весле. Руля же на таких лодочках не полагается. И на этом тополевом листочке переплывал я Каму еще мальчиком, от берега до берега, минут в восемь, в десять» [7].
Найди в тексте слова с различными суффиксами. Придумай к каждому слову свое слово с таким же суффиксом.
УПРАЖНЕНИЕ 17.
Прочитай отрывок из стихотворения Елены Трутневой «Улетает лето»: «Пролетают паутинки С паучками в серединке. И высоко от земли Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это Улетает наше лето!» [7].
Ученик искал в стихотворении родственные слова. Проверь его работу. Исправь, если нужно.
УПРАЖНЕНИЕ 18.
Найди, где в стихотворении Алексея Ре-шетова используется прием олицетворения: «На траве золотистые блики, Ствол сосновый в душистой смоле, И румяной щекой земляника Прикоснулась к прогретой земле. А над Камой, жарой опаленные, Низко-низко склонились кусты. Им бы сбросить рубашки зеленые И поплыть, догоняя плоты».
УПРАЖНЕНИЕ 19.
Комплексная работа с текстом.
Анатолий Тумбасов.
Обиженная белка.
«Над притихшим осенним лесом разговорчивой стайкой пролетели пичужки.
А впереди будто кто продирался сквозь ветви навстречу мне. Пока я вглядывался, мелькнула белка на сосне, и послышалась возня.
Я поспешил туда, но не успел. Что-то большое, крылатое метнулось в сторону. А белка вместо обычного цоканья захныкала, сипя носом и зыркая испуганно глазами.
За ней гналась хищная птица, и наверняка досталось зверьку от цепких когтей. Теперь во мне белка чуяла защиту и никуда не бежала, не скрывалась. Перестанет ненадолго, метнет пушистым хвостом -и опять заплачет».
Так, пока я стоял, белка сидела и плакала. Жаловалась [5].
1. В какое время года произошла встреча с белкой?_
2. Объясни, что означают слова:
пичужки -_
зыркать -_
чуять -_
цепкие когти -_
3. На кого жаловалась белка? Подчеркни в тексте одной чертой, кто ее обидел.
4. Найди в тексте синоним к слову «заплакала». Подчеркни это слово двумя чертами.
5. Найди в тексте 3 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запиши их вместе с проверочными словами. Обозначь орфограмму.
Местный языковой материал позволяет ребенку целостно воспринимать окружающий мир, дает толчок к самостоятельной деятельности, позволяет проводить постоянную работу над расширением и уточнением его словарного запаса. Лингвокраеведение предполагает изучение исторической ономастики, топонимии, антропонимии, языковых и произносительных особенностей
произведений местных поэтов и писателей, в результате чего учитель имеет возможность совершенствовать речевую культуру младших школьников.
Изучение родного края и использование краеведческого материала на уроках русского языка является важным средством воспитания у школьников чувства патриотизма, формирования системы нравственных ценностей, дает детям возможность приобщиться к исторической судьбе своего народа.
Необходимость поиска и осмысления краеведческой информации способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности, а значит, развитию коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Все это активизирует познавательную деятельность учащихся в различных предметных областях и повышает мотивацию к дальнейшему обучению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
1. Аверина М. А. Лингвокраеведение Южного Урала на уроках русского языка в средней школе // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. № 8(21). Новосибирск: СибАК, 2013.
2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск, 2000. - 376 с.
3. Кадоло Т. А. Региональный лексический компонент на уроках русского языка / Т. А. Кадоло // Вестник ТГПУ. 2012. № 2 (117). С. 126-130.
4. Наш Пермский край: учеб. пособие для нач. шк. / Л. А. Боровская, Н. П. Петрова, Л. В. Селькина и др.: Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2011. 105 с.
5. Произведения пермских писателей в начальной школе: тексты и методические рекомендации для учителей начальной школы. / ред. О. П. Суркова: ПОИПКРО. Пермь, 1993. - 140 с.
6. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012. - 73 с.
7. Чудесное Прикамье: сказки, стихи, рассказы и загадки о Пермском крае / ред. К. Гашева. Пермь, 2014. - 135 с.