А. В. ШМОНИН,
профессор кафедры управления органами расследования преступлений, доктор юридических наук (Академия управления МВД России) E-mail: shmonin@hovrino.net
Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс.
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.
A.V. SHMONIN, Doctor of Law,
Professor at the Department of Management of Bodies and Units Crimes' Investigation (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
Scientific speciality: 12.00.09 — Criminal Procedure.
Scientific speciality: 12.00.11 - Judicial Activities, Prosecutorial Activities, Human Rights and Law Enforcement.
УДК 347.93:94(47).06
Следственный аппарат исполнительных органов в сфере внутренних дел Российской империи (XVIII в.)
Investigative Apparatus of the Executive Bodies in a Sphere of the Interior Ministry of the Russian empire (the 18th Century)
В статье, посвященной 55-летию со дня создания следственного аппарата органов внутренних дел, отражены основные вехи истории его зарождения и становления в период XVIII в. Обращается внимание на обусловленность деятельности следственного аппарата исполнительных органов в сфере внутренних дел развитием досудебных стадий уголовного судопроизводства при правлении отдельных императоров (императриц).
Преступление, следственный аппарат, органы внутренних дел, Российская империя, судопроизводство, предварительное следствие, формальное следствие.
In the article devoted to the 55th anniversary of creation the law enforcement bodies investigative apparatus, the history of its origin and formation in a period of the 18th century is considered. Attention is paid for conditionality of the investigative apparatus activity of the executive bodies in a sphere of the law enforcement by development the pre-trial stages of the criminal proceedings under authority of some Emperors (Empresses).
Crime, investigative apparatus, law enforcement bodies, Russian empire, judicial proceedings, preliminary investigation, formal investigation.
В2018 г. отмечалось 55-летие со дня создания следственного аппарата органов внутренних дел. Несмотря на большой объем проведенных к настоящему времени исследований, отдельные исторические этапы зарождения, становления и развития следственного аппарата остаются недостаточно изученными. Очевидно, наиболее слабо изученным остается исторический путь, пройденный следствием в органах исполнительной власти в сфере
внутренних дел Российской империи. В связи с этим в данной статье рассматриваются основные этапы этого исторического периода, который берет свое начало с октября 1721 г., когда Петр I по решению Сената был провозглашен «Императором, Отцом Отечества и Великим», «Императором Всероссийским», а Россия стала называться Российской империей, распад которой произошел в феврале 1917 г.
В петровский период система органов государственной власти в целом и органов государственной власти в сфере внутренних дел в частности претерпевала многочисленные изменения. В результате функции предварительного следствия реализовывали, помимо «майорских» следственных канцелярий, многочисленные иные органы (например, Преображенский приказ, Тайная канцелярия) и отдельные должностные лица (сыщики и т. п.).
Одновременно можно согласиться с позицией современных исследователей, согласно которой учрежденные в 1718—1722 гг. первые органы полиции России были также наделены полномочиями как по следствию, в том числе по розыску преступников, так и по суду над ними [18, с. 87—93]. В частности, следственными функциями обладали созданные уездная полиция (1713 г.), возглавляемая ландратами, а позже земскими комиссарами (1719 г.); полицейская канцелярия в Петербурге (1715 г.), возглавляемая генерал-полицмейстером; Полицмейстерская канцелярия в Москве (1922 г.), возглавляемая обер-полицмейстером; земская полиция (1719 г.); Главный магистрат (1721 г.), и выполнявший полицейские функции, в том 2 числе по борьбе с преступность («всем подавать ^ безопасность от разбойников, воров, насиль-Зз ников и обманщиков и сим подобных»). Кро-^ ме того, земские избы в ходе городской реформы были преобразованы в сословные органы ^ городского управления — магистраты и ратуши. < Первым поручалось создание полиции [1, с. 43], Е в том числе полицмейстерских контор. Однако компетенция магистратов и полицмейстерских контор в городах, где они были созданы, законодательно не разграничивалась.
В то же время административно-полицейские и судебные функции по мелким делам в сельской местности выполняли выборные должностные лица: в волости — волостной голова, староста, писарь; в селениях, входящих в волость, — старосты и десятские.
Отметим, что после смерти Петра I (1725 г.) реформирование органов в сфере внутренних дел, осуществляющих полномочия предварительного следствия, продолжилось, но, как и прежде, бессистемно.
Вступившая на престол Екатерина I пыталась продолжить начинания покойного императора. Однако в связи с плохим здоровьем она только смогла создать в 1726 г. Верховный тайный совет, который занимался всеми текущими государственными делами. 0 В 1727 г. следственно-судебными полномочиями были наделены губернские и провинциальные канцелярии, которые были закреплены Наказом губернаторам и воеводам и их товарищам и сохранялись у них до проведения судеб-
но-административной реформы 1775 г. В частности, настоящим Наказом губернаторам и воеводам предписывалось «смотреть и проведывать накрепко, чтоб в городах и уездах разбойников и воров не было, а где явятся, тех ловить и розыски чинить, и решить в самой скорости по указам и по уложенью, дабы такие колодники долговременно не держались, чтоб видя скорый розыск и экзекуцию имели страх, и унималися другие воровать и разбивать...» [7] (п. 14).
В период правления Анны Иоанновны (1730—1740 гг.) система органов, выполняющих полицейские функции, в том числе в сфере предварительного следствия, существенно расширилась. Так, в 1730 г., чтобы разгрузить полицмейстерскую и другие канцелярии, находившиеся в Москве, был вновь образован ликвидированный в начале XVIII в. Сыскной приказ [6] для производства предварительного следствия и рассмотрения дел о преступлениях против личности («татиных, разбойных и убив-ственных дел»), совершенных в черте города Москвы. Тем самым соответствующий круг дел изымался из подведомственности Московской губернской и Московской полицмейстерской канцелярий.
В Сыскном приказе дела начинались по указам, прошениям и доношениям различных правительственных учреждений, а также искам челобитчиков (явочным челобитным). Движение дела зависело от полноты материалов и позиции колодников (обвиняемых), доставленных в приказ. Так, если материалы дела были полные и обстоятельные, а колодник при их чтении не отрицал содержащихся в них сведений, то Сыскной приказ без следствия выносил свое решение. В то же время, если доставленные дела были не полные и колодник при чтении расспросных речей «на них не утверждался», то Сыскной приказ начинал свое следствие. «А буде колодник станет спорить, то переспросить его вновь обстоятельно», — писалось в резолюции на деле, присланном в Сыскной приказ [3, с. 109]. Необходимые следственные действия осуществляли канцелярские служащие под руководством судей [17, с. 51—55].
Также Сыскной приказ самостоятельно отыскивал преступников и начинал против них дела. С целью обнаружения преступников при приказе находились доносители, обязанностью которых было «открывать» преступления и сыскивать воров и разбойников, а также места их нахождения («пристани»).
В 1731 г. возобновила деятельность Канцелярия тайных и розыскных дел (до упразднения носившая название Тайной канцелярии). В компетенции этой канцелярии находились уголовные дела о государственных преступлениях («Слово и дело государево»). По Указу от 12 ав-
густа 1732 г. Канцелярия тайных и розыскных дел была переведена в Санкт-Петербург, в Москве же была оставлена ее контора.
Широкое создание полиции в городах началось с 1732 г., а 23 апреля 1733 г. издается Указ «Об учреждении полиции в городах» [8, с. 93], согласно которому полицмейстерские конторы учреждались в десяти губернских и одиннадцати провинциальных городах. Последние в своей деятельности руководствовались петровскими инструкциями («Пункты, данные Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру» (1718 г.) и Инструкция Московскому обер-полицмейстеру (1722 г.)).
После смерти в 1740 г. Анны Ионновны престол Российской империи ненадолго занял малолетний Иван VI Антонович — сын Анны Леопольдовны. Однако в результате очередного дворцового переворота в 1741 г. престол перешел дочери Петра I — Елизавете Петровне.
За годы правления Елизаветы Петровны (1741—1761 гг.) также были восстановлены магистраты, которые образовали собственные полицмейстерские конторы, формировали полицейские подразделения в составе местных органов управления.
Кроме того, в 1743 г. восстанавливается институт сыщиков «для искоренения воров и разбойников в низовых губерниях», просуществовавший до 1762 г.
В Именном указе от 1 мая 1746 г. «Об учреждении в Санкт-Петербурге при Полиции особой Экспедиции для розыска по делам воров и разбойников» говорилось следующее: «В силу указа... Его Императорского Величества Петра Великого от 18 января 1721 г. воров и разбойников, которые не только в Санкт-Петербурге и в слободах, но где б оные в Здешней губернии пойманы ни были, и с оговорными людьми розыски производить и экзекуцию чинить при Полиции: понеже города с уездами в таких делах разделить не можно, ибо оные злодеи делами своими друг другу обязаны бывают, и потому в одном месте, а в разных правительствах розыски производить за неудобство признается: и для того при здешней Полиции учредить особую Экспедицию.» [9].
Таким образом, с 1746 г. следствие по общеуголовным преступлениям и суд над задержанными преступниками стали проводиться в особой экспедиции Главной полицмейстерской канцелярии. В то же время полиция, наряду с другими органами, могла осуществлять следствие по делам о преступлениях экономической направленности. Например, Устав о винокурении от 9 августа 1765 г. возлагал полномочия по пресечению кормчества (незаконную торговлю продуктами винокурения) на следующие органы: в Санкт-Петербурге — на полицию
и контору Камер-коллегии, в Москве — на Камер-коллегию, в остальных городах — на губернаторов и воевод. Уставом предусматривалось «следствие в присутственных местах производить наистрожайшим образом без послабления... и поступать весьма осторожно, дабы... ни малейшего сомнения не оставалось... что на самом деле преступление было учинено» [20, с. 105].
После смерти Елизаветы Петровны престол Российской империи занял Петр III Федорович — сын старшей дочери Петра I Анны Петровны. За время своего короткого правления им был издан Манифест от 21 февраля 1762 г. «Об уничтожении Тайной розыскной канцелярии» [10]. На смену Тайной канцелярии 25 февраля 1762 г. определением Сената была учреждена Экспедиция тайных дел (Тайная экспедиция), ставшая структурным подразделением Сената. 18 марта 1762 г. была учреждена аналогичная Тайная экспедиция при Сенатской конторе в Москве, которая в июне стала структурным подразделением Сенатской конторы.
Следует отметить, что 28 июня 1762 г. в результате следующего дворцового переворота власть в Российской империи перешла к супруге Петра III — Екатерине II Алексеевне.
В период правления Екатерины II (1762— 1796 гг.) происходят изменения в управлении государством в целом и следственными органами в частности. Так, во второй половине 1762 г. императрица предприняла меры по переподчинению себе Тайной экспедиции, которая осталась в составе Сената. 2 октября 1762 г. Екатерина II дала рескрипт генерал-прокурору Правительствующего сената А. И. Глебову, в котором отмечалось следующее: «По делам важным, кои касаются до первых двух пунктов и кои принадлежали до тайной канцелярии, а вступают из разных мест в Сенат, оные распечатывать и определение чинить по оным с ведома нашего вам обще с тайным советником Никитой Ивановичем Паниным, и дела, кои между тем явятся маловажные, оные жечь, не делая на все то сенатских определений». В Тайной экспедиции расследовались все дела политического характера: оскорбление императрицы; распространение сочинений, направленных против религии, императрицы; измена; самозванство и др. Следствие в Тайной экспедиции проводилось секретно с использованием пыток. У свидетелей отбиралась подписка о неразглашении сведений, которые они слышали и сообщили. Обвиняемым по окончании следствия объявлялся приговор, вынесенный генерал-прокурором А. И. Глебовым совместно с Н. И. Паниным, а также другими высшими должностными лицами. Приговор утверждался императрицей. После этого, 19 октября 1762 г., был издан Именной указ «Об уничтоже-
нии Тайной розыскной канцелярии, о хранении дел оной в Сенате и о воспрещении произносить «Слово и дело»». 15 декабря 1763 г. специальным Манифестом было определено, что вопросы по делам Тайной экспедиции относятся к первому департаменту Сената, при котором состоит генерал-прокурор [16, с. 52—56], а ее московского филиала — сенатской конторе в Москве. В 1763 г. московский филиал Тайной экспедиции был переподчинен московскому главнокомандующему П. С. Салтыкову. Позднее в письме П. С. Салтыкову Екатерина II указала, чтобы следствие по всем делам производилось, «не делая от сенатской конторы определений».
Согласно другому Манифесту от 15 декабря 1763 г. «О постановлении штатов разным присутственным местам» [11] Сенат был разделен на шесть департаментов, при этом лишен многих полномочий и превращен в высшее судеб-но-апелляционное учреждение. Законодательные функции сосредоточились в руках императрицы. За первым департаментом закреплялась Тайная экспедиция (дела по государственным преступлениям), при нем оставался генерал-прокурор, второму департаменту поручались и дела по Юстиц-коллегии, Судному приказу, ро-2 зыскным экспедициям, по «сыщиковым делам» ^ и по Экспедиции о колодниках, а также «всякие Зз следственные дела».
^ В Москве аналогичными делами ведал ше-
стой департамент. Третьему департаменту по-^ ручались дела «по Главной полицмейстерской < канцелярии и по прочим полициям», а также Е этот департамент ведал делами западных окраин (Малороссия, Эстляндия и Лифляндия). Во втором, третьем и шестом департаментах оставался обер-прокурор. Таким образом, была определена структура высшего административно-судебного органа империи, в компетенции которого были и следственные дела.
Еще одним Манифестом от 15 декабря 1763 г. Екатерина II вместо упраздненных Розыскного и Сыскного приказов при Московской губернской канцелярии учредила Особую экспедицию для розысков воров и разбойников, в последующем переименованную в Розыскную экспедицию [4, с. 52—56], которая просуществовала до организации Управ благочиния в 1782 г. Особая (Розыскная) экспедиция ведала всеми делами (татиные, разбойные и убийственные) не только по Москве и губернии, а также специально приписанных к ней двенадцати воеводских канцелярий других регионов. ^ В российское судопроизводство в середи-2 не XVIII в. окончательно внедряется следственный тип уголовного процесса, а сыск становится одной из его составных частей, теряя собственно розыскное значение. В законодательстве XIX в. он уже начинает рассматриваться как
производство предварительного следствия [19, с. 87—93], о чем может свидетельствовать порядок производства дел по наиболее тяжким уголовным делам, определенный в 1763 г. Екатериной II [5].
Таким образом, полицмейстерские канцелярии в отношении задержанных полицией преступников проводили только дознание, передавая их затем для следствия и суда Юстиц-коллегии в Петербурге и Розыскной экспедиции Московской губернской канцелярии в Москве. Данное обстоятельство свидетельствует о существовании в рассматриваемый период различной в Петербурге и Москве организации следственных аппаратов, осуществляющих уголовное преследование.
Процесс реформирования органов в сфере внутренних дел в масштабе Российской империи получил новый импульс после крестьянского восстания под предводительством Е. П. Пугачева (1773—1775 гг.). Так, Екатерина II начала реформу полиции с создания земской полиции. Для выполнения полицейских обязанностей в деревнях и селах были введены должности избиравшихся населением сотских и десятских, деятельность которых регулировалась особой Инструкцией сотскому с товарищами от 19 декабря 1774 г. Они принимали присягу и должны были находиться в должности не менее года, по истечении которого проводились их перевыборы. В обозначенной Инструкции подробно определялись задачи сотских и их помощников по первоначальным действиям при расследовании преступлений.
7 ноября 1775 г. с целью укрепления государственных органов, призванных следить за поддержанием общественного порядка, и борьбы с преступностью Екатерина II подписала Указ «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» [12], призванный обеспечить дальнейшее расширение и укрепление аппарата регулярной полиции. В частности, на полицию возлагалась обязанность «предупреждать и пресекать преступления и принуждать к исполнению законов»; в уездах создались специальные полицейские органы — Нижние земские суды во главе с земским исправником (капитан-исправником), проводившие предварительное следствие по общеуголовным преступлениям; в уездных городах полицейские функции (аналогичные функциям капитана-исправника в уезде) возлагались на городничего, назначавшегося Сенатом по представлению губернского правления.
Дальнейшая реформа полицейских органов обусловливалась развитием социально-экономической жизни в стране, в частности значительным увеличением городского населения, развитием промышленности и торговли.
8 апреля 1782 г. Екатериной II был подписан Устав Благочиния, или Полицейский [13] (далее — Устав), который преобразовывал старые полицейские учреждения в новые городские административно-полицейские органы — Управы благочиния, а также регламентировал их деятельность, в том числе в сфере предварительного следствия.
Одновременно Уставом определялся порядок комплектования вновь учреждаемых должностей. В частности, в Санкт-Петербурге и Москве обер-полицмейстеры, приставы уголовных и гражданских дел назначались Сенатом по представлениям губернских правлений. В губернских и уездных городах приставы уголовных, а также гражданских дел назначались губернскими правлениями из старших частных приставов. При этом на должности приставов уголовных и гражданских дел в Санкт-Петербургскую полицию подбирались из штаб-офицеров ведомства бывшей полиции [15, с. 66].
Уставом достаточно подробно определялись уголовно-процессуальные функции частного пристава, который должен был произвести первоначальные следственные действия (ст. 105) и принять соответствующие меры вплоть до заключения обвиняемого под стражу (ст. 104).
Таким образом, в период правления Екатерины II административная, судебная, следственная и розыскная (сыскная) власть сконцентрировалась в полицейском ведомстве — Управах благочиния. Между тем организация органов полиции и входящих в их структуру следственных органов носила децентрализованный характер: специализированные органы управления полицией на государственном уровне и на уровне губерний отсутствовали.
Правление Павла I (1796—1801 гг.) отличалось определенной непоследовательностью в принятии актов, относящихся к государственным органам, осуществляющим расследование преступлений, но в целом не разрушило сложившуюся при Екатерине II следственно-судебную систему.
В ответ на кризис крепостнической системы и рост крестьянских волнений Павлом I были внесены изменения в судоустройство в части его упрощения, а также начаты реформы в сфере внутренних дел, направленные на установление военно-полицейского режима. Так, вместо Управ благочиния и городских дум создавались Ратгаузы (Городские правления). В 1797 г. для управления удельными крестьянами был создан Департамент уделов, а на местах — экспедиции уделов. В каждой удельной волости крестьяне избирали сельский приказ, являвшийся полицейским и финансовым органом [2, с. 45].
Городская полиция России, прежде всего городов Москвы и Санкт-Петербурга, была подчинена военным губернаторам. В соответствии с уставами столичных городов Санкт-Петербурга (12 сентября 1798 г.) [14] и Москвы (17 января 1799 г.) функция расследования преступлений изымалась от полиции. Предварительное следствие по уголовным делам должно было производиться в специальных следственных органах — «Юстицкий криминальных дел Департаменте Городского Правления». Например, в Уставе столичного города Санкт-Петербурга отмечалось следующее: «Юстицко-му криминальных дел Департаменту Городского Правления принадлежит производство всякого рода следственных и криминальных дел». Так, в соответствии с положениями гл. IV Высочайше утвержденного Устава Юстицкому криминальных дел Департаменту, представляемому заседателями (двумя бургермейстерами и двумя ратсгерами), принадлежало производство следственных и криминальных дел по предписаниям военного губернатора, Комиссии о снабжении резиденции припасами, а также по предложениям генерал-прокурора и сообщениям из разных присутственных мест.
Отметим, что порядок, предусмотренный Уставом столичного города Санкт-Петербурга, должен был распространиться в соответствии с Указом от 4 сентября 1800 г. на все остальные города Российской империи.
Таким образом, в ходе реформы, проводившейся Павлом I, были созданы в обеих столицах специальные следственные органы — Юстиц-ких криминальных дел департаменты.
Кроме того, в период правления Павла I принимались меры по совершенствованию предварительного расследования преступлений. В частности, в целях борьбы с сокрытием преступлений полиции было предписано отсылать в губернскую уголовную палату также материалы по нераскрытым преступлениям для ревизии, потому что многие преступления оставались нераскрытыми из-за «недостаточности исследования» полицией.
В ночь на 12 марта 1801 г. в результате очередного заговора Павел I был убит, власть перешла к его сыну Александру. Практически сразу после воцарения на престол Александр I начал реформы, которые коснулись и следственного аппарата органов внутренних дел.
Глубокие преобразования в российском обществе и государстве в результате проведенных Петром I реформ (военная, административная, судебная, церковная и податная) создали условия совершенствования уголовного судопроизводства и организации расследования преступлений. Между тем такое совершенствование, производившееся с учетом европейского зако-
нодательства, было непоследовательным, бесплановым, противоречивым.
Созданные следственные органы (Судный приказ, Преображенский приказ, Приказ тайных дел, Разбойный приказ, фискальная служба, Ревизион-контора, Расправная палаты при Сенате, Контора розыскных дел при Сенате, «майорские» следственные канцелярии, следственная канцелярия генерал-прокуратуры, следственная канцелярия Розыскной конторы Вышнего суда и т. п.) по существу являлись органами исполнительной власти в сфере внутренних дел, формировались по военному образцу и руководствовались в своей деятельности военно-процессуальным законодательством (кратким изображением процессов и т. п.).
После упразднения в 1726 г. последнего специализированного следственного органа — Розыскной конторы Вышнего суда — система органов власти в сфере внутренних дел, реализующая функции предварительного следствия, представляла собой на протяжении второй — четвертой четвертей XVIII в. динамично изменяющуюся как в количественном, так и в качественном отношении децентрализованную структуру. Как и правило, это были многофункциональные орга-2 ны, в которых на отдельных этапах просматри-^ валось введение специализированного аппарата та борьбы с преступностью в рамках уголовно-^ го судопроизводства (создание Особой экспедиции Главной полицмейстерской канцелярии, ^ или Розыскной экспедиции в 1746 г.; учреждение < должности приставов уголовных дел (1782 г.)). I
Список литературы:
1. Борисов А. В., Дугин А. Н, Малыгин А. Я. и др. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995.
2. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. Ростов на/Д., 2001.
3. Голубев А. А. Сыскной приказ. Общественный быт и судопроизводство: по документам Московского архива Министерства юстиции. М., 1884.
4. Мухаметшин А. Ф. Организационные формы и правовое регулирование деятельности российской полиции по раскрытию и пресечению преступлений в XVIII в. // Юридический мир. 2012. № 8.
5. О порядке производства уголовных дел по воровству, разбою и пристанодержатель-
4 ству: именной указ от 10 февраля 1763 г. //
Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание первое. Т. XVI. № 11750.
6. Об уничтожении Сыскного приказа, о передаче дел оного по принадлежности, и о
Между тем наблюдались на отдельных этапах рассмотренного исторического периода попытки построить, с одной стороны, централизованные органы власти в сфере внутренних дел, в компетенции которых находилось производство следствия по уголовным делам (учреждение главных сыщиков (1756—1762 гг.) для руководства сыщиками; расширение системы и введение руководства Главной полицмейстерской канцелярией органами полиции на местах (с 1732 г.)), с другой стороны, децентрализованные органы власти в сфере внутренних дел с этой же компетенцией (органы полиции — Управы благочиния (с 1782 г.)). Одновременно сохранялась тенденция создания подобных органов только на уровне центральной власти (органы политической полиции — Канцелярия тайных и розыскных дел (1731—1762 гг.), Тайная экспедиция (1762—1801 гг.)).
Таким образом, учитывая, что полиция во второй половине XVIII в. фактически осуществляла все функции органа внутренних дел и принимая во внимание положения Устава благочиния 1782 г., можно сделать вывод, что имеются все основания для признания 8 апреля датой образования следственного аппарата органов внутренних дел, а также обоснованно предположить, что в конце рассматриваемого периода была осуществлена первая попытка выделения следственного аппарата из органов внутренних дел (органов полиции), что было связано с созданием Юстицких криминальных дел департаментов городских правлений обеих столиц.
References:
1. Borisov A. V., Dugin A. N, Malygin A. Ya. i dr. Policiya i miliciya Rossii: stranicy istorii. M., 1995.
2. Voroncov S. A. Pravoohranitel'nye organy i spec-sluzhby Rossijskoj Federacii. Rostov na/D., 2001.
3. Golubev A. A. Sysknoj prikaz. Obshchestvennyj byt i sudoproizvodstvo: po dokumentam Mosk-ovskogo arhiva Ministerstva yusticii. M., 1884.
4. Muhametshin A. F. Organizacionnye formy i pravovoe regulirovanie deyatel'nosti rossijskoj policii po raskrytiyu i presecheniyu prestuplenij v XVIII v. // Yuridicheskij mir. 2012. № 8.
5. O poryadke proizvodstva ugolovnyh del po vo-rovstvu, razboyu i pristanoderzhatel'stvu: imen-noj ukaz ot 10 fevralya 1763 g. // Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. XVI. № 11750.
6. Ob unichtozhenii Sysknogo prikaza, o pere-dache del onogo po prinadlezhnosti, i o pred-stavlenii vedomostej o prihode i raskhode posh-lin s pokazaniem ostayushchihsya po onym ne-
представлении ведомостей о приходе и расходе пошлин с показанием остающихся по оным недоимок: именной указ от 2 ноября 1701 г. // Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание первое. Т. IV. № 1874.
7. Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание первое. Т. VIII. № 5333.
8. Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание первое. Т. IX. № 6378.
9. Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание первое. Т. XII. № 9284.
10. Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание первое. Т. XV. № 11445.
11. Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание первое. Т. XVI. № 11989.
12. Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание первое. Т. XX. № 14392.
13. Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание первое. Т. XXI. № 15379.
14. Полное Собрание Законов Российской империи. Собрание первое. Т. XXV. № 18663.
15. Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство: Краткий исторический очерк. СПб., 1903.
16. Серов Д. О., Федоров А. В. Следствие от Екатерины I до Екатерины II // Российский следователь. 2015. № 8.
17. Серов Д. О., Федоров А. В. Следствие при Екатерине II и Павле I: Тайная экспедиция как следственный орган по делам о государственных преступлениях // Российский следователь. 2015. № 9.
18. Сизиков М. И. О судебно-следственных функциях полицмейстерских канцелярий России в первой четверти XVIII в.: сборник аспирантских работ Свердловского юридического института. Свердловск, 1970. Вып. 11.
19. Стус Н. В. «Сыск», «суд» и «розыск» в уголовно-процессуальном законодательстве России XV—XVIII вв. // Юридический мир. 2015. № 4.
20. Шмонин А. В. История органов, расследующих преступления экономической направленности: учеб. пособие: в 2-х ч. М., 2016. Ч. 1.
doimok: imennoj ukaz ot 2 noyabrya 1701 g. // Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. IV. № 1874.
7. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. VIII. № 5333.
8. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. IX. № 6378.
9. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. XII. № 9284.
10. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. XV. № 11445.
11. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. XVI. № 11989.
12. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. XX. № 14392.
13. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. XXI. № 15379.
14. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie pervoe. T. XXV. № 18663.
15. Sankt-Peterburgskaya stolichnaya policiya i gradonachal'stvo: Kratkij istoricheskij ocherk. SPb., 1903.
16. Serov D. O, Fedorov A. V Sledstvie ot Ekateriny
I do Ekateriny II // Rossijskij sledovatel'. 2015. № 8.
17. Serov D. O, Fedorov A. V. Sledstvie pri Ekaterine
II i Pavle I: Tajnaya ehkspediciya kak sledstven-nyj organ po delam o gosudarstvennyh prestu-pleniyah // Rossijskij sledovatel'. 2015. № 9.
18. Sizikov M. I. O sudebno-sledstvennyh funkci-yah policmejsterskih kancelyarij Rossii v per-voj chetverti XVIII v.: sbornik aspirantskih rabot Sverdlovskogo yuridicheskogo instituta. Sverdlovsk, 1970. Vyp. 11.
19. Stus N. V. «Sysk», «sud» i «rozysk» v ugolovno-processual'nom zakonodatel'stve Rossii XV— XVIII vv. // YUridicheskij mir. 2015. № 4.
20. Shmonin A. V. Istoriya organov, rassleduyush-chih prestupleniya ehkonomicheskoj napravlen-nosti: ucheb. posobie: v 2-h ch. M., 2016. Ch. 1.
85